Научная статья на тему 'Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры'

Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ / АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА / СТУДЕНТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедова Марина Гаджиевна

Цель. Разработать модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, моделирование. Результат. Автором представлена модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры, включающая в себя следующие блоки: целевой, содержательный, деятельностно-процессуальный и результативный. Вывод. Построенная модель воплощает концептуальные основы (целевые, научные, технологические и результативные ориентиры), а также определяет практическую реализацию совокупности форм и методов формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедова Марина Гаджиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры»

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• DSPU JOURNAL. Vol. 11. No. 4. 2017

Педагогические науки / Pedagogical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 378

Модель управления адаптацией студентов вуза

в контексте формирования профессионально-педагогической культуры

© 2017 Магомедова М. Г.

Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dstu@dstu.ru

РЕЗЮМЕ. Цель. Разработать модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, моделирование. Результат. Автором представлена модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры, включающая в себя следующие блоки: целевой, содержательный, деятельностно-процессуальный и результативный. Вывод. Построенная модель воплощает концептуальные основы (целевые, научные, технологические и результативные ориентиры), а также определяет практическую реализацию совокупности форм и методов формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов.

Ключевые слова: модель, моделирование, адаптация студентов вуза, студент, профессионально-педагогическая культура.

Формат цитирования: Магомедова М. Г. Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017. Т. 11. № 4. С. 88-93.

Model of University Students' Adaptation Management

Within the Context of Forming the Professional and Pedagogical Culture

© 2017 Marina G. Magomedova

Dagestan State Technical University, Makhachkala, Russia; e-mail: dstu@dstu.ru

ABSTRACT. The aim of the research is to work out the model of university students' adaptation management within the context of forming the professional and pedagogical culture. Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, systemization, generalization, modeling. Result. The author of the article presents the model of university students' adaptation management within the context of forming the professional and pedagogical culture including the following units: purposeful, meaningful, activity-procedural and effective. Conclusion. Designed model implements the conceptual basis (purposeful, scientific, technologic and effective benchmarks) and identifies the implementation of the forms and methods set in forming the future teachers' professional and pedagogical culture.

Key words: model, modeling, adaptation of university students, student, professional and pedagogical culture.

For citation: Magomedova M. G. Model of University Students' Adaptation Management Within the Context of Forming the Professional and Pedagogical Culture. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017. Vol. 11. No. 4. Pp. 88-93. (In Russian)

Введение

Современное состояние сформированное™ профессионально-педагогической культуры в процессе обучения в вузе устанавливает главные направления в моделировании данного процесса. В педагогической науке широко используется метод моделирования, обоснование которого дано в трудах С. И. Архангельского, А. Ф. Зотова, Ю. А. Конаржевского, Н. В. Кузьминой и др. Основным понятием метода моделирования является модель - «... такая мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте» [3].

Моделирование как универсальный метод научного познания широко используется в педагогических исследованиях. Универсальность моделирования как познавательного метода позволяет относить его к разряду методов общенаучного характера. Из всего многообразия определений наиболее приемлемой, с нашей точки зрения, является формулировка, данная И. Б. Новиком и А. И. Уемовым: моделирование - это «опосредованное практическое или теоретическое исследование объекта, при котором непосредственно изучается не сам интересующий нас объект, а некоторая вспомогательная система (модель), дающая при исследовании, в конечном счете, информацию о самом моделируемом объекте» [4].

Моделирование, является одним из методов научного исследования, который активно применяется в педагогической науке. Метод моделирования является интегра-тивным, позволяющим объединить теоретическое и эмпирическое в педагогических исследованиях, т. е. комбинировать в процессе изучения педагогического объекта эксперимент с построением научных абстракций и логических конструкций.

Под педагогическим моделированием мы понимаем вид деятельности, который заключается в проведении исследовательских операций с целью перехода теоретического положения гипотезы в практическое, их дальнейшей апробации и проверки [1].

Практическое значение модели в каждом педагогическом исследовании устанавливается ее соответствием изучаемым

сторонам объекта, как и в свою очередь, насколько грамотно учтены на всех этапах построения модели главные принципы моделирования - объективность, определенность, наглядность, которые в большей степени устанавливают как возможности и тип модели, так и ее функции в педагогических исследованиях.

В методологии науки модель выступает как схема, структура определенного фрагмента природной или социальной реальности, которая служит для хранения и расширения знаний об оригинале, его свойствах и структуре, для преобразования и управления им. Из рассмотренных выше определений следует, что модель: не является дубликатом и копией объекта, а должна подменять его таким образом, чтобы изучение позволило получить новую информацию о нем; она должна выражать ведущие факты, связи, признаки и отношения объекта.

Цель статьи - разработка модели управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры.

Методы - анализ психолого-педагогической литературы, систематизация, обобщение, моделирование.

Результаты и обсуждение

Разработанная модель подготовки педагога в своей основе содержит определенные позиции и идеи, представляющие концептуальную модель. Процесс формирования профессионально-педагогической культуры педагога на стадии моделирования обусловливается рядом педагогических особенностей и прежде всего подходом к построению самого процесса обучения.

Основной целью разработки модели является создание основы для формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов в процессе обучения в вузе. Разработанная модель проектировалась с учетом принципов научности, интегративности, построения системы, имеющей взаимосвязи с курсами педагогики и практической деятельностью.

Проектирование модели включало разные уровни: концептуальный, технологический, операциональный и уровень педагогической реализации, потому что лишь многоуровневое описание проектируемого объекта позволяет обдумать все его элементы от самых обобщенных, теоретических описаний, заканчивая конкретной их реализацией на практике. Таким образом,

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• йБРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 4. 2017

моделирование процесса формирования методической культуры будущих педагогов заключается в структурно-содержательной модели.

Построение модели управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры представляется нам нужным и необходимым для: первое - выявления и учета влияния обширной системы главных условий, влияющих на содержание, уровень формирования и структуру профессионально-педагогической культуры, а следовательно, на адаптацию студентов к вузовскому обучению; второе - данная модель дает возможность представить основные компоненты процесса формирования профессионально-педагогической культуры [2].

Рассмотрение процесса управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры разрешает выделить совокупность всех структурных компонентов. К структурным компонентам процесса формирования мы относим цель, задачи, содержание деятельности, формы и методы. К содержательным компонентам -неизменные базовые связи структурных компонентов, т. е. способ организации работы представленной модели, педагогические условия, критерии и показатели.

В построении модели мы опирались на работы Т. Н. Бережной, А. П. Карачевце-вой, И. Н. Артемьевой, З. Ф. Абросимовой. Изучив, проанализировав и обобщив уже представленные ими модели, мы составили авторскую модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов (рис.).

Спроектированная модель представляет собой совокупность взаимосвязанных структурных компонентов и функциональных связей, наличие и взаимодействие которых и обеспечивает процесс управления адаптацией профессионально-педагогической культуры.

При построении модели мы, прежде всего, руководствовались положениями о квалификационных требованиях к специалисту и содержании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО).

Модель позволяет контролировать педагогический процесс, своевременно выяв-

лять и устранять недостатки в подготовке педагогов. Структурно-содержательная модель включает конкретные направления действий и взаимодействия субъектов учебного процесса.

Компонентами педагогического процесса являются: цель, объект, субъект, методы и формы обучения, конечный результат. В основе нашей модели находится идея управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры.

Процесс разработки модели предполагает четыре этапа:

1) поисковый (разработка идеи организации учебного процесса, ориентированного на управление адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов);

2) деятельностный (разработка научного обеспечения процесса управления адаптацией студентов вуза и построение модели в контексте проблемы формирования профессионально-педагогической культуры в процессе обучения в вузе с учетом развития адаптационных характеристик студентов);

3) содержательный (разработка педагогических условий, направленных на формирование профессионально-педагогической культуры будущих педагогов);

4) организационно - технологический (технологическое обеспечение процесса управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры и результативность модели в процессе обучения в вузе).

I этап - поисковый (разработка идеи организации учебного процесса). На начальном этапе построения модели необходимым является определение цели и общепедагогических принципов. Разработка модели преследует цель - проектирование эффективной технологии обучения студентов вуза. Педагогический смысл модели заключается в том, что она предоставляет выделить актуальные и перспективные проблемы педагогической подготовки в вузе, изучить и научно обосновать педагогические условия реализации технологии в обучении студентов - будущих педагогов.

ЦЕЛЕВОЙ БЛОК

Цель: повышение уровня сформированности профессионально-педагогической культуры будущих педагогов в процессе обучения в вузе.

Задачи: формирование структурных компонентов профессионально-педагогической культуры будущих педагогов через совокупность профессиональных знаний, умений, личностных качеств, формирование необходимых адаптационных характеристик.

Методологические подходы: системный, личностно-деятельностный, компетентностный, контекстный.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОК

Принципы: связь теории с практикой, преемственность, последовательность, систематичность; индивидуализация.

Структура методической культуры: мотивационный, творческий, личностно-деятельностный, операциональный, практический компоненты.

ДЕЯТЕЛЬНОСТНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК

Методы обучения:

лекции, дискуссии, демонстрация, контрольные работы, проекты, тестовые контроли, творческие отчеты

Средства обучения:

учебно-методические пособия, мультимедийные презентации, учебные видеофильмы, блок-схемы

Формы обучения:

теоретические и практически занятия, индивидуальные консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работы педагогическая и учебная практики

Практико-ориентированные технологии обучения: ролевые и деловые игры, тренинговый метод с элементами упражнений, творческое «погружение», метод обсуждения конкретных ситуаций (case-study), лекции с элементами дискуссии, анализ проблемных и нестандартных ситуаций, мозговой штурм, квазипрофессиональная деятельность в рамках педагогической практики.

Этапы формирования профессионально-педагогической культуры: диагностический, мотивирующий, формирующий, итоговый.

Комплекс педагогических условий:

1. Создание творческой атмосферы, способствующей устойчивой мотивации на процесс формирования профессионально-педагогической культуры.

2. Ориентация на практико-ориентированный характер процесса обучения.

3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей, способностей будущих педагогов.

4. Разработка и внедрение учебно-методического обеспечения.

РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

Уровни: низкий (репродуктивный), средний (частично-продуктивный), высокий (продуктивно-творческий)

Критерии: педагогическая грамотность, методическая и коммуникативная компетентности, методическая креативность, методическое самосовершенствование

Ожидаемый результат: положительное изменение качественных показателей профессионально-педагогической культуры; формирование ключевых компетенций; повышение уровня личностного развития студента; развитие адаптационных характеристик и возможностей.

Рис. Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов

••• Известия ДГПУ. Т. 11. № 4. 2017

••• йЭРи JOURNAL. Уо!. 11. N0. 4. 2017

Цель реализации содержания профессиональной подготовки педагогов в процессе обучения в вузе, в нашем случае - формирование профессионально-педагогической культуры на основе решения определенных задач. Первый этап предполагает способ выработки и осуществления плановых решений и построения совокупности мер и действий, обращенных на достижение поставленных целей.

Осуществление данной модели предполагает организацию взаимодействия на положении следующих принципов: связи теории с практикой; преемственности, систематичности и последовательности; индивидуализации.

II этап - деятельностный (разработка научного обеспечения процесса формирования профессионально-педагогической культуры и построение структурно-содержательной модели). Данный этап в построении модели представлен нами как научное обеспечение процесса формирования профессионально-педагогической культуры. На втором этапе необходима разработка и определение основных форм и методов, подходов, структурных компонентов профессионально-педагогической культуры. Так, цель процесса управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры определяет его содержание, это значит, что цель и содержание требуют установленных методов и форм стимулирования и организации процесса формирования профессионально-педагогической культуры. В качестве методов и форм, обеспечивающих функционирование данной модели, нами были выбраны приемы активизации понимания целостного педагогического знания.

III этап - содержательный (разработка педагогических условий). Модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педаго-гической культуры может эффективно функционировать и развиваться при наличии комплекса педагогических условий. Спроектированная нами модель рассматривается в контексте поставленной проблемы: каковы педагогические условия эффективности формирования профессионально-педагогической культуры студентов, развития их адаптационных качеств. В соответствии с этим, для успешной реализации предлагаемой модели необходимо соблюдать ряд педагогических условий.

IV этап - организационно-технологический (технологическое обеспечение процесса формирования профессионально-педагогической культуры и результативность модели). Формирование профессионально-педагогической культуры невозможно без критериев и уровней. Переход на каждый последующий уровень означает более высокую стадию формирования профессионально-педагогической культуры. Основным элементом данного этапа модели является результативность. Данный этап модели предполагает проведение анализа, на основе сравнения первоначальных педагогических наработок с конечным результатом. Конечный результат, в соответствии с целью и гипотезой, заключается в эмпирической проверке эффективности разработанной нами модели формирования профессионально-педагогической культуры. Представленная нами модель рассматривается как эффективный инструментарий организации процесса формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов.

При установлении целевого блока модели мы исходили из того, что данная модель будет определяться требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование». Цель построенной модели - проектирование процесса управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педаго-гической культуры. Поставленная цель определила следующую задачу: формирование структурных компонентов профессионально-педагогической культуры будущих педагогов через совокупность профессиональных знаний, умений, личностных качеств. Осуществление установленных задач совершается через следующие методологические подходы: системный, личностно-деятельностный, компетентностный, контекстный.

Содержательный блок выявляется через систему принципов связи теории с практикой; преемственности, последовательности, систематичности; индивидуализации. Формирование профессионально-педагогической культуры обусловлено формированием ее структурных компонентов: мотивационный, творческий, лич-ностно-деятельностный, операциональный, практический компоненты.

Деятельностно-процессуальный блок включает формы, методы, средства, технологии, педагогические условия, этапы подготовки. Позволяет рассматривать процесс

формирования профессионально-педагогической культуры с позиции системного подхода: с точки зрения внешних связей. Представлен практическими действиями по формированию компонентов.

Результативный блок включает уровни сформированности методической культуры, критерии и показатели профессионально-педагогической культуры, средства ее измерения и оценки.

Следовательно, построенная модель воплощает концептуальные основы (целевые, научные, технологические и результативные ориентиры), а также определяет практическую реализацию совокупности форм и методов формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов.

Таким образом, моделирование процесса формирования профессионально-педагогической культуры позволило нам сделать определенные выводы:

- моделирование разрешает учитывать в научном познании обширный спектр главных условий и факторов, которые непо-

1. Магомедова М. Г. Адаптация студентов младших курсов в системе допрофессионально-го образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 861865.

2. Магомедова М. Г. Особенности обеспечения процесса адаптации студентов младших курсов в образовательном пространстве педаго-

1. Magomedova M. G. Adaptation of students of junior courses in the system of pre-professional education. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal «Kontsept» [Scientific and methodical electronic journal "Kontsept"]. 2015. Vol. 13. Pp. 861-865. (In Russian)

2. Magomedova M. G. Osobennosti obespech-eniya protsessa adaptatsii studentov mladshikh kursov v obrazovatel'nom prostranstve pedagog-icheskogo kolledzha. Monografiya [Features of the process of adaptation of students of junior courses in the educational space of the Pedagogical

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ Принадлежность к организации

Магомедова Марина Гаджиевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра психологии, Дагестанский государственный технический университет, Махачкала, Россия; e-mail: dstu@dstu.ru

средственно влияют на структуру и содержание, способ организации педагогического процесса, ориентированного на максимальную адаптацию студентов к образовательному процессу;

- теоретико-методологической основой данной модели формирования профессионально-педагогической культуры являются системный, компетентностный, контекстный и личностно-деятельностный подходы;

- методологические подходы, предпочтенные для реализации модели, разрешили выделить важнейшие принципы, на основе которых и идет процесс формирования профессионально-педагогической культуры;

- модель управления адаптацией студентов вуза в контексте формирования профессионально-педагогической культуры будущих педагогов быть может применена при реализации педагогического процесса. Дальнейшее формирование профессионально-педагогической культуры должно стать сквозной идеей и направленностью профессиональной подготовки.

гического колледжа. Монография. М., 2017. 22 с.

3. Монахов В. М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. Волгоград: Перемена, 1995. 54 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Новик И. А. Формирование методической культуры учителя математики в педагогическом институте. Дисс. ... докт. пед. наук. М., 1990. 257 с.

College. Monograph]. Moscow, 2017. 22 p. (In Russian)

3. Monakhov V. M. Tekhnologicheskie osnovy proektirovaniya i konstruirovaniya uchebnogo protsessa [Technological bases of designing and designing of educational process]. Volgograd, Peremena Publ., 1995. 54 p. (In Russian)

4. Novik I. A. Formirovanie metodicheskoy kul'tury uchitelya matematiki v pedagogicheskom institute [Formation of the methodical culture of the teacher of mathematics in the Pedagogical Institute]. Pedagogy Doctoral diss. Moscow, 1990. 257 p. (In Russian)

INFORMATION ABOUT AUTHOR Affiliation

Marina G. Magomedova, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Psychology, Dagestan State Technical University, Махачкала, Россия; e-mail: dstu@dstu.ru

Литература

References

Принята в печать 20.09.2017 г.

Received 20.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.