Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психолого-педагогическая работа / образовательная организация / родители / дети / пережившие военные действия / образование / посредничество / педагог / psychological and pedagogical work / educational organization / parents / children who survived military operations / education / mediation / teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Руднева Инна Александровна, Черникова Нина Александровна, Карпушова Ольга Александровна

Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия с семьями детей, переживших военные действия. Цель исследования связана с определением основных направлений психолого-педагогической работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации. Приводится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На основе анализа эмпирических данных опроса практикующих педагогов с семьями детей, переживших военные действия, разработано содержание и формы психолого-педагогической работы педагога с родителями в трех основных направлениях. Образовательное направление осуществляется посредством консультирования и беседы. Психолого-педагогическое направление включает педагогическое просвещение родителей, организацию самообразования и практикумов для родителей. Посредническое направление предполагает проведение информирования родителей и оказания посреднической помощи. Особое внимание уделяется специфике работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации. Описаны примеры тематического наполнения указанных направлений работы. Результаты исследования применимы в работе педагогов классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов с родителями детей, переживших военные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Руднева Инна Александровна, Черникова Нина Александровна, Карпушова Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the actual problem of interaction with the families of children who survived military operations. The purpose of the study is to determine the main directions of psychological and pedagogical work of a teacher with parents of children who survived military operations in the conditions of an educational organization. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research is given. Based on the analysis of empirical data from a survey of practicing teachers with families of children who survived military operations, the content and forms of psychological and pedagogical work of a teacher with parents in three main directions have been developed. The educational direction is carried out through counseling and conversation. The psychological and pedagogical direction includes pedagogical education of parents, organization of self-education and workshops for parents. The mediation direction involves informing parents and providing mediation assistance. Special attention is paid to the specifics of the teacher's work with the parents of children who survived military operations in the conditions of an educational organization. Examples of the thematic content of these areas of work are described. The results of the study are applicable in the work of teachers classroom teachers, teachers-psychologists, social educators with parents of children who survived military operations.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ»

18. Подымова, Л.С. Непрерывное педагогическое образование как традиция и современный тренд / Л.С. Подымова // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы XIII Межд. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластёнина (город Москва, 22-23 сентября 2022 г.) / Отв. ред. Л.С. Подымова. - М.: МАНПО, 2022. - С. 3-8

19. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 12.09.2023)

20. Репринцева, Г.А. Противопоставление теории учебной деятельности и профессиональной практики учителя как проблема повышения квалификации педагогов / Г.А. Репринцева // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы: материалы Межд. научн. конф. / отв. ред.: Ю.П. Зинченко, O.A. Карабанова, А.И. Подольский, Г.А. Глотова. -2014.-С. 345-347

21. Реутова, Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Реутова Людмила Петровна. - Майкоп, 2006. - 42 с.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. 12 августа 2022 г.)]. - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ffDld34bel6ce9bafc6e0/ (дата обращения: 12.09.2023)

23. Черницова, М.А. Педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Черницова Марина Александровна. - Ставрополь, 2011.-26 с.

24. Яковлева, Н.Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала / Н.Г. Яковлева // Уровень жизни населения регионов России. - 2023. - Том 19. - № 1. - С. 36-46. -DOI 10.52180/1999-9836 2023 19 1 3 36 46

Психология

УДК 376.685

кандидат педагогических наук, доцент Руднева Инна Александровна

Федеральное государственное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); кандидат педагогических наук, доцент Черникова Нина Александровна

Федеральное государственное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); кандидат психологических наук Карпушова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия с семьями детей, переживших военные действия. Цель исследования связана с определением основных направлений психолого-педагогической работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации. Приводится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На основе анализа эмпирических данных опроса практикующих педагогов с семьями детей, переживших военные действия, разработано содержание и формы психолого-педагогической работы педагога с родителями в трех основных направлениях. Образовательное направление осуществляется посредством консультирования и беседы. Психолого-педагогическое направление включает педагогическое просвещение родителей, организацию самообразования и практикумов для родителей. Посредническое направление предполагает проведение информирования родителей и оказания посреднической помощи. Особое внимание уделяется специфике работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации. Описаны примеры тематического наполнения указанных направлений работы. Результаты исследования применимы в работе педагогов -классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов с родителями детей, переживших военные действия.

Ключевые слова: психолого-педагогическая работа, образовательная организация, родители, дети, пережившие военные действия, образование, посредничество, педагог.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of interaction with the families of children who survived military operations. The purpose of the study is to determine the main directions of psychological and pedagogical work of a teacher with parents of children who survived military operations in the conditions of an educational organization. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research is given. Based on the analysis of empirical data from a survey of practicing teachers with families of children who survived military operations, the content and forms of psychological and pedagogical work of a teacher with parents in three main directions have been developed. The educational direction is carried out through counseling and conversation. The psychological and pedagogical direction includes pedagogical education of parents, organization of self-education and workshops for parents. The mediation direction involves informing parents and providing mediation assistance. Special attention is paid to the specifics of the teacher's work with the parents of children who survived military operations in the conditions of an educational organization. Bxamples of the thematic content of these areas of work are described. The results of the study are applicable in the work of teachers - classroom teachers, teachers-psychologists, social educators with parents of children who survived military operations.

Key words: psychological and pedagogical work, educational organization, parents, children who survived military operations, education, mediation, teacher.

Исследование выполнено no проекту «Разработка и апробация модели подготовки педагогов к работе с семьями детей, переживших военные действия», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ врамках государственного задания (дополнительное соглашение от 19.06.2023 г. № 073-03-2023-024/4 к соглашению от

27.01.2023 № 073-03-2023-024)

Введение. Современное российское общество переживает этап своего развития в сложных политических, демографических, психологических условиях. Распространение локальных военных конфликтов, действий радикальных террористических группировок приводит к тому, что ежегодно в Россию прибывают семьи с детьми из зон боевых действий. Так, например, анализ данных официальных источников свидетельствует о том, что с территории Украины за период проведения специальной военной операции в нашу страну переехали до 5 млн человек, до 90% из которых составляют женщины и дети. Данная категория семей нуждается в системной работе, в комплексной реабилитации в условиях мирного существования; родители, воспитывающие детей, переживших военные действия, испытывают потребность в поддержке со стороны педагогов образовательных организаций в самом широком круге вопросов обучения и воспитания детей, адаптации в новых условиях.

Цель исследования - определить основные направления психолого-педагогической работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации.

Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения предложенного психолого-педагогического инструментария в работе педагогов - классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов с родителями детей, переживших военные действия.

Изложение основного материала статьи. Проведенная нами исследовательская работа носила этапный характер. На первом этапе был проведен анализ теоретических основ организации психолого-педагогической работы педагога с семьями детей, переживших военные действия. Второй этап был посвящен изучению эмпирических данных, полученных в ходе опроса практикующих педагогов образовательных школ Волгоградской и Ростовской областей, Донецкой народной республики, а также Белгорода, Москвы и Севастополя (N=55). Целью проведения опроса был сбор конкретных ситуаций (кейсов) и систематизация опыта работы педагогов российских школ с семьями детей, переживших военные действия - с семьями эвакуированных из зоны боевых действий, переехавших в другие регионы страны или оставшихся на освобожденных территориях. На основе верификации и диссеминации успешных педагогических практик были разработаны основные направления психолого-педагогической работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации. Обратимся к исследовательским материалам.

Анализ психолого-педагогической литературы показал значительный рост количества и качества исследований, посвященных широкому спектру вопросов развития, обучения и воспитания детей, переживших военные действия. Психолого-педагогические аспекты социализации и адаптации детей-мигрантов рассматриваются в исследованиях Исаакян О.В. и Ткаченко A.A. [2], Филатовой М.В. и Шелиспанской Э.В. [8]. Влияние опыта переживания военных действий на физическое, психическое и психологическое здоровье детей, на формирование у них посттравматического стрессового синдрома, депрессивных реакций, поведенческих нарушений описано в трудах Юдина Л.Ю. [10], Захаровой Н.М. и Милехиной A.B. [1]. Вопросы организации психолого-педагогического сопровождения детей, прибывших из зоны локальных военных конфликтов, представлены в работах Сергеевой Е.Д. [5], Осуховой Н.Г. [4].

Сулейманова Р.В., Ермилова Н.Ш. отмечают, что одним из основных направлений психолого-педагогической работы выступает сопровождение детей с посттравматическим стрессовым расстройством, представляющим собой комплекс психофизиологических реакций у детей и подростков, эвакуированных из зоны военных действий [6, С. 80].

Масаева З.В., Кагермазова Л.Ц. подчеркивают, что для обеспечения психологической безопасности в образовательной среде важно раскрыть пути снижения психологических угроз и рисков последствий военных действий среди всех участников образовательного процесса. Забота о психологической безопасности образовательной среды и здоровье обучающихся становится обязательным целевым ориентиром в работе каждой образовательной организации и педагога, показателем повышения качества образования, отмечают авторы [3, С. 122].

Наряду со значительной разработанностью вопросов обучения и воспитания детей, переживших военные действия, существует потребность в изучении теоретических и практических аспектов психолого-педагогической работы с семьей, с родителями таких детей [9].

На основе анализа научно-педагогической литературы, изучения эффективных практик педагогической работы в условиях образовательной организации и нормативно-правовых документов, в частности Письма Минпросвещения России от 04.04.2022 № 03-442, нами была разработана структура психолого-педагогической работы с родителями детей, переживших военные действия, включающая три основных направления:

- образовательное направление, осуществляемое посредством консультирования и беседы;

- психолого-педагогическое направление, включающее педагогическое просвещение родителей, организацию самообразования и практикумов для родителей;

- посредническое направление, предполагающее проведение информирования родителей и оказания посреднической помощи.

Образовательное направление работы с родителями детей, переживших военные действия, содержательно охватывает вопросы образования ребенка, касающиеся его успеваемости, мотивации учения, поведения, взаимоотношений с одноклассниками и с другими педагогами. Широкий круг вопросов, связанных с адаптацией ребенка к условиям новой школы, с уровнем обученности ребенка и его готовностью осваивать новое знание в новых социальных условиях, зачастую становится первостепенно решаемой задачей для администрации и педагогов образовательной организации. Действительно, субъективный опыт ребенка, живущего в условиях трудной жизненной ситуации, создает особые условия социализации, когда вектор личностного развития не имеет стойкой про-социальной направленности. Такой ребенок, являясь ребенком с особыми образовательными потребностями, нуждается в создании специальных условий обучения и воспитания, направленных на его максимально возможное развитие, образование, для успешного введения в культуру того общества, в котором он живет. Основными формами образовательного направления психолого-педагогической работы педагога с семьями детей, переживших военные действия, являются консультирование и беседа.

Консультирование родителей направлено на повышение родительской компетентности, создании благоприятных условий для позитивного развития, обучения и воспитания детей, формирования личностных качеств в процессе социализации. Важным представляется выделение принципов консультирования родителей, следование которым, позволяет педагогам эффективно и корректно взаимодействовать с родителями.

Возможны разные темы для консультации родителей детей, переживших военные действия. Например, «Как помочь своему ребенку адаптироваться к российской школе», «В новую школу без слез, или как уберечь ребенка от стресса» и другие. Отдельного внимания требуют групповые консультации родителей в пунктах временного размещения, которые, как отмечают педагоги-практики, целесообразно проводить в формате лектория. Например, консультация на тему «Успешная адаптация детей к российской общеобразовательной школе» может быть проведена до начала обучения детей Данная консультация направлена на ознакомление с особенностями традиций и культуры российской школы. В ходе консультации на тему «Успешная адаптация детей, переживших военные действия к школьной жизни» обсуждаются вопросы адаптации

ребенка к одноклассникам, учителям, школьным предметам и языку. Такая консультация может быть дана в начале обучения детей, в первые недели сентября или на этапе появления ребенка в школе.

В образовательном направлении беседа с родителями является следующей наиболее доступной формой для установления связи педагога с семьей и проводится при посещении семей на дому, на родительском собрании, в период консультации. Беседы с родителями решают задачи установления отношений на этапе знакомства, получения информации от родителей об индивидуальных особенностях ребенка. Такая информация, полученная из расспросов, позволяет найти индивидуальный подход к каждому ребенку, отобрать средства педагогического воздействия на ребёнка.

Психолого-педагогическое направление работы с родителями детей, переживших военные действия, представлено тремя формами: педагогическое просвещение, самообразование родителей и педагогический практикум для родителей. Содержание психолого-педагогической работы с родителями детей, переживших военные действия, заключается в создании взаимодействия всех участников образовательных отношений, направленного на позитивную социализацию учащихся.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЭ просветительская деятельность - это «деятельность вне рамок образовательных программ, направленная на распространение знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта и компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [7]. Одним из направлений просветительской деятельности является педагогическое просвещение, которое выступает традиционной формой взаимодействия педагогов образовательных организаций и родителей. Педагогическое просвещение можно определить как родительский всеобуч. Это система информационно-образовательных мероприятий, направленных на пропаганду и целенаправленное распространение научных знаний и других социально значимых сведений [7]. Именно с помощью системной работы формируется педагогическая культура родителя, его мировоззрение и необходимые для воспитательного процесса компетенции.

К важным темам, о которых хотят знать родители детей, переживших военные действия, относятся такие, как организовать выполнения домашнего задания детьми при участии родителей; как начать посещать кружки и секции; как начать заниматься русским языком всей семьей и другие.

В качестве примера педагогического просвещения родителей детей, переживших военные действия, может быть рассмотрена работа педагогов в пункте временного размещения. Педагог или группа педагогов от школы посещают пункт, и в их задачу входит разъяснительная работа по темам, которые актуальны для всех родителей, которые там находятся. Педагог может объединить актуальные темы в лекцию, на которой раскроет каждый аспект. Например, в ходе освещения темы «Организация выполнения домашнего задания детьми при участии родителей» педагог дает ответы на важные для родителя вопросы, такие как: с чего начать? какие задания выполнять в первую очередь? помогать ли ребенку, и как это делать?

Одним из важных аспектов в работе с родителями детей, переживших военные действия, является повышение педагогической культуры родителей через самообразование. Самообразование может быть организовано систематически и ситуативно. Самообразование родителей детей, переживших военные действия, чаще всего осуществляется как ситуативное самообразование. Это обусловлено в первую очередь тем, что такие родители в определенный период времени не имели возможности заниматься самообразованием.

Самообразование можно рекомендовать родителям детей, переживших военные действия, по следующим темам: «Военные действия следует обсуждать или «забыть»», «Нейтральные или негативные установки ребенка в отношении базовых правил и норм принимающего общества», «Пути преодоления отвержения детей, переживших военные действия, в детском коллективе». Рассмотрим, как же может педагог помочь родителям детей, переживших военные действия, раскрыть эти темы. Например, педагоги в пункте временного размещения могут организовывать для родителей педагогическую библиотеку-передвижку. Это организованный уголок для родителей, где педагоги размещают специальные статьи по определённой педагогической тематике.

Другой значимой формой психолого-педагогической работы с родителями детей, переживших военные действия, является практикум для родителей. Педагогический практикум для родителей позволяет решать задачи ознакомления родителей с практическими навыками обучения и воспитания детей. В качестве примера рассмотрим одно из заданий практикума для родителей - составить режим дня школьника. Следует отметить, что в силу особых обстоятельств, в которых находится семья, пережившая военные действия, даже самые простые темы требуют дополнительной проработки, и среди них вопрос о режиме дня школьника, который был нарушен и теперь требует планомерного восстановления.

Рассмотрим специфику проведения педагогического практикума в условиях общеобразовательной школы на освобожденной территории. Объективная составляющая этой работы такова, что и родители, и дети, и педагоги пережили военные действия, находятся в трудной жизненной ситуации, и у них есть задача вернуться к полноценной жизни. В этих условиях целесообразно проведение семинара-практикума, который предполагает взаимный обмен опытом и знаниями участников. Ценность данного семинара-практикума заключается в том, что родители получают возможность задуматься о том, если ли у ребенка режим дня, поделиться своими представлениями об организации режима дня школьника и услышать от педагога, каким может и должен быть распорядок дня ребенка, пережившего военные действия, учитывая особенность ситуации.

Посредническое направление работы с родителями детей, переживших военные действия, нацелено на информирование, организацию и координацию деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

Посредническое направление работы с родителями детей, переживших военные действия представлено двумя формами: информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам.

Информирование как доведение информации до адресата, осуществляется как по запросу родителей, когда родители сами просят о предоставлении какого-либо рода информации (успеваемость школьника, особенности поведения в классе и т.д.), так и без запросов родителей, например, в силу обязанности классного руководителя доводить до сведения родителей информацию о непосещении школы обучающимся. В деятельности образовательных организаций накоплен достаточно обширный опыт по способам информирования родителей, к ним относятся, например, информирование на родительских собраниях или помещенные в доступном для родителей месте информационные стенды.

Рассмотрим один из видов информирования, предложенный в рамках проекта «Государственно-общественный характер управления», - создание в школе информационных писем для родителей (письмо родителям). Письмо содержит информацию для родителей о процессах и результатах работы школы и достижениях учащегося. В работе с родителями детей, переживших военные действия, такая форма может стать важным элементом взаимодействия. Это обусловлено тем,

что родитель получает информацию в письменной форме. Письмо может стать прологом к консультации или беседе с педагогом, а также к письму можно обращаться в последующем, чтобы видеть прогресс ребенка.

В организации посреднической помощи родителям детей, переживших военные действия, важное значение имеет использование «активных приемов» посредничества. К подобного рода приемам относятся:

- подготовка выписки для родителя с информацией об учреждении или организации;

- разъяснение, что именно может ожидать родителя в этом учреждении, например как происходит прием специалиста в МФЦ, какие документы могут понадобиться, к чему быть готовым и т.д.;

- сопроводительное письмо для специалиста учреждения или организации, куда направляется родитель;

- сопровождающий человек, предварительно получивший подробный инструктаж.

Посредническое направление работы с родителями детей, переживших военные действия, позволяет им быть своевременно проинформированным о той или иной ситуации, о месте нахождения социально-значимого объекта, дает возможность обратиться за помощью к тому специалисту, кто готов в силу своей профессиональной и гражданской позиции оказать помощь и необходимую поддержку.

Выводы. В ходе проведенного исследования были определены основные направления психолого-педагогической работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации. К их числу мы относим образовательное, психолого-педагогическое, посредническое направления. Использование предложенного психолого-педагогического инструментария позволит оптимизировать работу педагогов по поддержке родителей в вопросах обучения и воспитания детей в образовательной организации. Исследование вносит вклад в разработку методических аспектов психолого-педагогической работы педагога с родителями детей, переживших военные действия.

Литература:

1. Захарова, Н.М. Комплекс реабилитационных мероприятий в отношении несовершеннолетних, возвращенных в Россию из зон боевых действий / Н.М. Захарова, A.B. Милехина // Евразийский Союз Ученых. - 2020. - №11-2 (80). -С. 13-18

2. Исаакян, О.В. Психологические особенности социальной адаптации подростков из Донецкой народной республики в условиях детского оздоровительного лагеря / О.В. Исаакян, A.A. Ткаченко // Инновационная наука. - 2016. - №7-8. -С. 176-180

3. Масаева, З.В. Создание безопасного образовательного пространства с учетом проявлений посттравматического стрессового расстройства в постконфликтном регионе / З.В. Масаева, Л.Ц. Кагермазова // Гуманитарные науки. - 2017. -№4.-С. 122-126

4. Осухова, Н.Г. Между войной и миром. Психологическое сопровождение детей, эвакуированных из зоны военных действий в Чеченской Республике / Н.Г. Осухова // Школьный психолог. - 2002. - № 11, 12 [Электронный ресурс]. - URL: http://psy.lseptember.ru/article.php?ID=200201216 (дата обращения 12.09.2022)

5. Сергеева, Е.Д. Эмоциональные коуч-сессии «Мы вместе» как психолого-педагогическая поддержка обучающихся, прибывших из ДНР и ЛНР / Е.Д. Сергеева // Педагогическая перспектива. - 2022. - №3 (7). - С. 69-74

6. Сулейманова, Р.В. Педагогическое сопровождение детей из зон вооруженных конфликтов / Р.В. Сулейманова, Н.Ш. Ермилова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2020. - Т. 14. - № 3. - С. 79-83

7. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-Ф3. - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/36698 (дата обращения: 12.09.2023)

8. Филатова, М.В. Психолого-педагогические и социально-экономические особенности социализации детей-мигрантов: региональный аспект / М.В. Филатова, Э.В. Шелиспанская // Актуальные проблемы психологического знания. -2016.-№3(40).-С. 48-52

9. Черникова, H.A. Актуальные запросы родителей детей подросткового возраста на социально-психологическую помощь / H.A. Черникова, A.C. Шубина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2022. - № 10 (173). - С. 108-114

10. Юдин, Л.Ю. Посттравматическое стрессовое расстройство у детей, находящихся в пункте временного размещения беженцев / Л.Ю. Юдин // Молодой ученый. -2015,- № 13 (93). - С. 323-329

Психология

УДК 159.995

кандидат педагогических наук Скоробогатова Юлия Валерьевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал в г. Нижнем Тагиле (г. Нижний Тагил); студентка Ильина Ольга Васильевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет», филиал в г. Нижнем Тагиле (г. Нижний Тагил)

РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МАЙНД-

ФИТНЕСА

Аннотация. В статье представлены теоретические и эмпирические аспекты развития мыслительных операций современного младшего школьника. В начальной школе формирование мыслительной деятельности обучающихся является приоритетной задачей образования. Однако этот процесс затруднен у современных младших школьников по причине так называемого «клипового мышления», которое не способствует формированию предметных знаний и универсальных учебных действий. Авторы статьи обобщили результаты эмпирического исследования по развитию словесно-логического мышления у младших школьников. По результатам диагностики установлены особенности сформированности мыслительных операций у изучаемого контингента, отражающие недостаточность умений формулировать умозаключения по аналогии, осуществлять классификации, обобщения. В этой связи необходимо определить и обосновать методы и приемы развития мыслительных операций у младших школьников. Востребованными оказываются такие технологии, которые позволяют комплексно совершенствовать различные психические процессы. Такой технологией авторы статьи считают майнд-фитнес. Технология майнд-фитнеса объединяет спектр систематических упражнений физического и интеллектуального характера, в результате проведения которых ребенок приобретает опыт поиска, выбора большого объема

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.