Научная статья на тему 'Научное и образовательное обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации'

Научное и образовательное обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Колончин К.В., Еделев Д.А., Колеснов А.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное и образовательное обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации»

УДК 664.004

Научное и образовательное обеспечение

продовольственной безопасности Российской Федерации

К.В. Колончин, канд. экон. наук, директор Департамента пищевой, перерабатывающей

промышленности, регулирования агропродовольственного рынка и качества продукции

Министерство сельского хозяйства РФ

Д.А. Еделев, д-р экон. наук, д-р мед. наук, профессор

А.Ю. Колеснов, д-р техн. наук

Московский государственный университет пищевых производств

В целях реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, оперативное реагирование на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективное участие в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности, Президентом Российской Федерации утверждена Доктрина продовольственной безопасности (Указ от 30 января 2010 г. № 120).

Доктрина разработана Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. В разработке приняли участие представители федеральных органов законодательной и исполнительной власти, российских регионов, общественных организаций и научных кругов. В ходе разработки Доктрины было проведено ее широкое обсуждение, она рассматривалась на заседании Комиссии Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного комплекса. При разработке документа был учтен передовой опыт зарубежных стран, в том числе США, Канады, Германии и других государств. Проведен анализ законодательных актов субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактор сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшая составляющая демографической политики, необходимое условие реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором

обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.

В Доктрине развиваются основные положения Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Президентом Российской Федерации в мае текущего года. В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются, в том числе, в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения,

стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе - коренное улучшение демографической ситуации. Повышение качества жизни российских граждан гарантируется путем обеспечения личной безопасности, а также доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, достойной оплаты активной трудовой деятельности.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

Основными задачами обеспечения продовольственной безопасности независимо от изменения внешних и внутренних условий являются:

1) своевременное прогнозирование, выявление и предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности, минимизация их негативных последствий за счет постоянной готовности системы обеспечения граждан пищевыми продуктами, формирования стратегических запасов пищевых продуктов;

2) устойчивое развитие отечественного производства продовольствия и сырья, достаточное для обеспечения продовольственной независимости страны;

3) достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов в объемах и ассортименте, которые соответствуют установленным рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необхо-

димых для активного и здорового образа жизни;

4) обеспечение безопасности пищевых продуктов.

Необходимо отметить, что Доктрина носит четко выраженную социальную направленность, поскольку ее реализация создает условия для надежного обеспечения населения страны безопасной пищевой продукцией в объемах, необходимых для активной и здоровой жизни. На фоне нестабильности и кризисных явлений на мировом аграрном рынке требуется снижение зависимости от импорта агропродовольственной продукции. В ближайшей перспективе стабильность поставок продовольствия станет рычагом политического и экономического давления в международных отношениях. Поэтому в качестве основы формирования продовольственных ресурсов страны рассматривается отечественное производство сельскохозяйственной продукции и продовольствия.

В Доктрине определяются основные понятия и термины, используемые в сфере обеспечения продовольственной безопасности, среди которых - понятия «продовольственная безопасность», «продовольственная независимость», «экономическая» и «физическая доступность продовольствия».

Установлен также набор показателей, которые характеризуют текущее состояние продовольственной безопасности страны и позволяют оценить степень ее достижения.

В качестве критерия оценки состояния продовольственной безопасности принят удельный вес отечественной продукции в общем объеме предложения на внутреннем рынке. По основным видам продукции предельные значения данного критерия составляют:

1) по зерну и картофелю - не менее 95 %;

2) молоку и молокопродуктам -90 %;

3) мясу и мясопродуктам - 85 %;

4) сахару, растительному маслу, рыбе и рыбопродуктам - 80 %.

При определении этих пороговых значений были учтены, прежде всего, следующие факторы:

1) общепризнанные показатели Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО), которые предполагают импорт продовольствия не более 17 % для обеспечения продовольственной безопасности страны;

2) наши возможности производить конкурентоспособную продук-

FOOD PROVISION SECURITY

цию с учетом природно-климатического потенциала;

3) прогнозные показатели Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;

4) влияние импорта на ценовую устойчивость агропродовольствен-ного рынка.

Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с рисками и угрозами, которые могут существенно ее ослабить. Наиболее значимые риски и угрозы в области науки, образования, сельскохозяйственным производством и пищевой промышленностью относятся к следующим категориям:

1) технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;

2) агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

3) недостаточный уровень инновационной и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

4) дефицит квалифицированных кадров;

5) искусственные конкурентные преимущества зарубежной продукции, формируемые за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.

Принимая во внимание существующие риски и угрозы для стабильного обеспечения продовольствием населения страны, Доктриной предусмотрены основные направления государственной социально-экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности. В области безопасности пищевых продуктов они включают:

1) контроль соответствия продукции требованиям законодательства Российской Федерации сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации;

2) исключение бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифи-

цированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги;

3) гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании;

4) совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.

В области производства государственная экономическая политика должна концентрироваться, в том числе, на следующих направлениях:

1) создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции;

2) развитие научного потенциала агропромышленного и рыбохо-зяйственного комплексов, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и реализация мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров;

3) развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохо-зяйственного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности.

Механизмы обеспечения продовольственной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

При формировании механизмов и выделении ресурсов обеспечения продовольственной безопасности должны быть приняты, в том числе, следующие решения:

1) об утверждении системы взаимосвязанных показателей, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов, в том числе продуктов, произведенных из сырья, полученного с использованием генно-инже-нерно-модифицированных организмов;

2) о разработке унифицированных требований, предъявляемых на пищевых предприятиях к системам контроля и гармонизированных с рекомендациями международных

организаций, переходе пищевой индустрии на комплексную систему контроля безопасности.

Принимая во внимание приоритетность задач формирования здорового и безопасного питания, механизмы и ресурсы обеспечения продовольственной безопасности должны быть направлены на:

1) развитие фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке безопасности новых источников пищи и ингредиентов;

2) внедрение инновационных технологий, включающих био- и нанотехнологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных, диетических и

функциональных пищевых продуктов;

3) разработку для населения образовательных программ по проблемам здорового питания как

важнейшего компонента здорового образа жизни с привлечением средств массовой информации, создания специальных обучающих программ;

4) разработку нормативов социального питания и реализации мер по его поддержке;

5) разработку и реализацию комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и другой спиртсодержащей продукции;

6) разработку и реализацию программ технологической модернизации, освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском и рыбном хозяйстве, пищевой промышленности.

В области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

1) совершенствовать нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяй-ственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации положений настоящей Доктрины;

2) осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности.

Система обеспечения продовольственной безопасности определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации.

В Доктрине определено, что органы исполнительной власти ежегодно в прогнозных документах разрабатывают балансы сельскохозяйственной продукции и продовольствия, которые направлены на решение задачи обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности страны.

Правительство Российской Федерации:

1) проводит единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности;

2) организует мониторинг состояния продовольственной безопасности и контроль за реализацией мер по ее обеспечению;

3) принимает меры по достижению и поддержанию пороговых значений продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия;

4) осуществляет в установленном порядке меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

5) координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти:

1) реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности;

2) разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;

3) формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации;

4) обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.

Для реализации положений Доктрины продовольственной безопасности федеральными органами исполнительной власти будет разработан комплекс мероприятий, предусматривающий, в том числе, внесение необходимых изменений в действующие законодательные и иные нормативные акты.

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет пище-

вых производств» в сотрудничестве с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации принимает активное участие в работе по подготовке к реализации положений и задач Доктрины.

ГОУВПО «МГУПП» - ведущий университет Российской Федерации по подготовке специалистов инженерно-технологического, технического и экономического образования в сфере пищевой промышленности, главные задачи которого - обеспечение приоритетных направлений развития российской пищевой индустрии и ее конкурентоспособности на мировом рынке.

МГУПП является ведущим образовательным и научным учреждением России в области пищевых производств, биотехнологии, пищевой химии, пищевого машиностроения, экономики и организации производства пищевых продуктов, автоматизации технологических процессов. Согласно деловому рейтингу высшего образования (положение и продвижение выпускников на рынке труда, качество подготовки, в том числе для выпускников, трудоустроившихся по специальности; взаимодействие вузов с работодателями), МГУПП входит в альфа-лигу, а в сфере «Агропромышленный комплекс и пищевая промышленность» занимает первое место. В университете пищевых производств собран штат высококвалифицированных специалистов, осуществляющих научную и образовательную деятельность на 46 специализированных кафедрах, в трех научных лабораториях по фундаментальным и прикладным исследованиям в области качества и технологий пищевых продуктов, учебно-научно-производственном технопарке, научно-образовательной лаборатории по пищевой химии.

Для решения актуальных задач, направленных на реализацию положений Доктрины, в университете совместно с Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в рамках межведомственного проекта создан Научно-образовательный центр «Национальный центр продовольственной безопасности» (НОЦ «НЦПБ»), основу которого образовали ведущие научные лаборатории университета:

лаборатория фундаментальных и прикладных исследований качества и технологий пищевых продуктов «ПНИЛ биотехнологии пищевых продуктов» (базовая лаборатория Центра);

эталонная лаборатория нанобезо-пасности пищевых продуктов и продовольственного сырья (единственная лаборатория в Российской Федерации в области аналитического и экспертного обеспечения нанобезо-пасности пищевых продуктов);

лаборатория процессов производства и промышленного инжиниринга.

В рамках второго межведомственного проекта, участниками которого являются Министерство спорта, туризма и молодежной политики, Министерство сельского хозяйства и МГУПП для реализации положений Доктрины, направленных на формирование здорового, в том числе специализированного, питания создан Научно-образовательный центр «Национальный центр спортивного питания».

Для реализации задачи в области нормативного и правового обеспечения продовольственной безопасности в университете действует Технический комитет по стандартизации 36 «Функциональные пищевые продукты» Федерального агентства по техническому регулированию и мет-

рологии (Ростехрегулирование). Эксперты университета работают в Технических комитетах 93 «Продукты переработки фруктов, овощей и грибов» и 335 «Методы испытаний агропромышленной продукции на безопасность». С учетом ведущей роли университета в области нано-безопасности пищевых продуктов МГУПП планирует активно участвовать в работе Технического университета 441 «Нанотехнологии». В качестве экспертной организации университет представлен в Научно-экспертном совете Комитета Государственной думы по аграрным вопросам, Экспертном совете Комитета Государственной думы по экономической политике и предпринимательству, Отраслевом совете по стандартизации и сертификации в АПК.

Потенциал университета как ведущей научной и образовательной организации, 80-летний опыт которой служит основой для успешной работы по реализации положений Доктрины, в настоящее время расширяется за счет развития существующих и внедрения новых научных

направлений. Так, например, впервые в прикладной аналитической практике контроля качества и безопасности продукции в университете будет использоваться современная методология исследования стабильных изотопов пищевых продуктов и продовольственного сырья, которая позволит решить широкий круг прикладных задач (например, от мониторинга рынка пищевых продуктов по показателям безопасности - пестицидам, токсинам, антибиотикам и др. до выявления фальсификации и определения происхождения продукции).

Университет готов к сотрудничеству с заинтересованными организациями и выражает твердую уверенность в том, что работа по практической реализации положений Доктрины обеспечит условия для улучшения благосостояния и повышения качества жизни населения страны, для динамичного развития отечественного агропромышленного комплекса, а также позволит прогнозировать и предотвращать возникающие угрозы и риски для агропромышленного комплекса.

ш ^ 15-й МЕЖДУНАРОДНЫЙ Л0 ФОРУМ л»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

\ •"] 'ж , ■ - 1 Ж _ VUl J IVI ГпЁшлгР Россия Единая СДИНАЯ Нижний Новгород 2010 НИЖЕГОРОДСКАЯ Ct ЯРМАРКА _

л Ufl

27-30 октября

СТРУКТУРА ФОРУМА:

I КОНГРЕСС

состоит из ряда конференций, тематических семинаров, "круглых столов", а также презентаций современных проектов и программ, на которых пройдут заседания с представителями государственных органов законодательной и исполнительной власти, финансовых структур, представителей науки, производства и бизнеса, К участию в конгрессе приглашаются руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти, видные российские ученые и промышленники, представители деловых и финансовых кругов; предусматривается широкое международное участие в работе конгресса государственных деятелей, бизнесменов и ученых.

2. Экспозиционная часть Международного форума - это выставка российских и зарубежных промышленных, инновационных предприятий и фирм - разработчиков и производителей высококачественной и конкурентоспособной продукции.

Общая экспозиция Международного форума формируется по пяти разделам:

■ экспозиции регионов и городов Российской Федерации ■ экспозиции инновационных и инвестиционных проектов предприятий России * отраслевые экспозиции, представляющие важнейшие отрасли промышленности . международная тематическая экспозиция технопарков . экспозиции иностранных государств

Телефон: +007 (831) 2775 592, 2775 587, 2775 465, факс: +007 (831) 2775 5Э5 Е-m a i I: i ratal уа rmarka. г и, balutina@yarmarka.ru, lapina@yarmarka.ru, mari@yarmarka.ru

Всероссийское ЗАО "Нижегородская ярмарка" 603086, Россия, г. Нижний Новгород, ул. Совнаркомовская, 13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.