Научная статья на тему 'От состояния неустойчивости к устойчивому обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации'

От состояния неустойчивости к устойчивому обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
национальная безопасность / продовольственная безопасность / Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации / Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 / national safety / food safety / the Doctrine of food safety of the Russian Federation / the Concept of long-term social and ecjnjmic development of the Russian Federation for the period till 2020

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гостева Снежана Руслан

Анализируются состояние, проблемы, основные направления устойчивого обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FROM THE INSTABILITY STATUS TO STABLE MAINTENANCE OF FOOD SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

The status, problems, the, basic, directions of stable maintenance of food safety of the Russian Federations is analyzed.

Текст научной работы на тему «От состояния неустойчивости к устойчивому обеспечению продовольственной безопасности Российской Федерации»

ронне обоснованных стратегических планов, которым обычно предшествует глубоко продуманная, взвешенная государственная политика.

Напомним, что не так давно учеными была разработана стратегия развития лесных отраслей. Но она не принята в качестве официального документа правительства. Ограничились лишь совместным приказом руководителей Минпромторга и Минсельхоза РФ. Таким образом, правительство ушло от обязательств по государственной поддержке лесного сектора и ответственности за их выполнение.

Принципиальными недостатками существующей нормативно-правовой базы регулирования лесных отношений в нашей стране являются: подмена лесного законодательства земель-

ным; отнесение лесов к категории движимого имущества; заявительный, а не разрешительный порядок лесопользования; недооценка роли лесоустройства; игнорирование норм международного права по лесам. Устранение отмеченных недостатков с целью повышения правового статуса лесов - первоочередная задача правительства Российской Федерации и законодателей.

Сложившаяся ситуация в АПК и лесном хозяйстве бьет в набат, требуя принятия срочных мер. Уже в ближайшие 2-3 года может произойти катастрофа, в результате которой мы потеряем своего кормильца - село и крестьянина, потеряем среду обитания - русский лес. Допустить это мы не имеем права.

УДК 338

ББК 65.2(2Рос)32

С.Р. Гостева, кандидат историческитх наук, доцент (г. Воронеж)

ОТ СОСТОЯНИЯ НЕУСТОЙЧИВОСТИ К УСТОЙЧИВОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья рекомендована к печати доктором экономических наук, профессором В.И. Белоусовым, доктором исторических наук, профессором Д.В. Ливенцевым.

Аннотация. Анализируются состояние, проблемы, основные направления устойчивого обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.

Ключевые слова и словосочетания: национальная безопасность, продовольственная безопасность, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Б.П. воэгвуа

FROM THE INSTABILITY STATUS TO STABLE MAINTENANCE OF FOOD SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract. The status, problems, the, basic, directions of stable maintenance of food safety of the Russian Federations is analyzed.

Key words: national safety, food safety, the Doctrine of food safety of the Russian Federation, the Concept of long-term social and ecjnjmic development of the Russian Federation for the period till 2020.

Аномальная жара, засуха, пожары в июле - кая, Белгородская, Воронежская, Нижегородская, начале сентября 2010 года на территории ряд других областей и республик) вызвали повы-17 субъектов Российской Федерации (Московс- шенное внимание к вопросам национальной бе-

зопасности, практически всем ее направлениям, в том числе и продовольственной безопасности.

Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, утвердив Указом № 537 от 12 мая 2009 года Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, определил национальную безопасность как состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [1].

Национальная безопасность испытывает на себе давление широкого круга угроз, рисков. В их ряду видное место занимает уровень обеспеченности населения продуктами питания. Исторический опыт свидетельствует, что на отдельных этапах истории России нехватка продуктов питания, голод являлись серьезной угрозой государственному устройству, вызывали голодные бунты, серьезные социальные, политические потрясения. Низкий уровень продовольственной безопасности, нехватка продуктов питания, несомненно, один из факторов недовольства населения, сыгравшего свою роль в распаде Советского Союза.

Российская Федерация, учитывая опыт истории, уровень обеспеченности населения продовольствием, уделяет довольно пристальное внимание разработке и реализации государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности, направленной на надежное обеспечение населения страны продуктами питания, развитие отечественного агропромышленного и рыбохо-зяйственного комплексов, стремится оперативно реагировать на внутренние и внешние угрозы стабильности продовольственного рынка, эффективно участвовать в международном сотрудничестве в сфере продовольственной безопасности.

Состояние продовольственной безопасности Российской Федерации

Многочисленные научные исследования, монографии, статьи (З.Б. Алиева, А.И. Алтухов,

A.Е. Арменский, В.И. Белоусов, A.B. Белоусов, Л.В. Бондаренко, Е.Н. Борисенко, A.B. Гордеев,

B.И. Кашин, С.И. Руденко, Е.Б. Скрынник, В.Е. Шевченко и др.) [4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24] дают достаточно полное и глубокое представление о наличии серьезный проблем в обеспечении продовольственной безопасности Российской Федерации.

Горбачевская перестройка, развал Советского Союза, возврат России на капиталистические рельсы развития оказали крайне негативное влияние на состояние агропромышленного и рыбо-хозяйственного комплексов.

Обратимся к конкретным примерам.

• По данным Президента Российской Федерации, на долю России приходится 9% запасов мировой пашни, 52% - черноземных почв, 20% - запасов мировой пресной воды. В то же время доля российской продукции в мировом сельхозпроизводстве несопоставимо мала. Например, по молоку - это 5%, а по мясу - 2%.

Обеспеченность продуктами питания по отношению к рекомендуемым нормам их потребления в России не такая хорошая, как можно себе было бы представить, в условиях вполне насыщенного рынка и неплохих результатов аграрной политики. По мясу и молоку эта обеспеченность ниже на 25%, по рыбе - на 45%, по овощам - на четверть [11, с. 4, 5].

• Нынешняя катастрофа в сельском хозяйстве произошла не в результате разрушительной войны или иностранной интервенции, а инспирирована «реформами», проведенными в стране с развитой экономикой и сельским хозяйством. За 1990-е годы из оборота выведено около 40 млн га сельхозугодий, в упадок пришли интенсивные технологии, достижения аграрной науки и техники. Уничтожен созданный многими поколениями ученых, генофонд скота, свернута селекция и разрушено семеноводство. Перекрыто финансирование аграрной науки, дестабилизировано и, пожалуй, фактически деби-лизировано сельскохозяйственное образование. Свернуты повышение квалификации и пропаганда передового опыта, в зачаточном состоянии находится сельскохозяйственное консультирование [23, с. 61].

• В постсоветский период в России резко снизились реальные доходы сельского населения и раздвинулись ножницы в материальном положении сельских и городских семей, на селе тотальное распространение получила бедность, сложилась устойчивая тенденция сокращения сети учреждений и предприятий образования, здравоохранения, культуры, связи, торговли и бытового сервиса, ухудшилось транспортное обслуживание.

Напомним, что в России численность сельского населения составила в 2007 году 38,4 млн человек. Следовательно, почти треть населения страны проживает в сельской местности и зависит от уровня развития аграрного сектора экономики с точки зрения как получаемых доходов, так и улучшения социально-бытовых условий жизни. По данным официальной статистики, среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве в 2007 году составляла 47,4% от ее уровня в обрабатывающей промышленности и 45,3% -от средней по экономике. Занятость в этой отрасли на протяжении многих лет является самым низкооплачиваемым видом экономической деятельности.

Анализ показателей развития инфраструктуры села свидетельствует о том, что ввод в действие водопроводных сетей составил в 2007 году менее 79% от уровня 1995 года, газовых сетей - порядка 90% этого показателя. Подобные пропорции наблюдаются в части ввода линий электропередачи для нужд сельского хозяйства. Что же касается строительства местных автомобильных дорог с твердым покрытием, то в 2007 году по протяженности их введено в эксплуатацию в 3,6 раза меньше, чем в 1995 году, и почти в три раза меньше, чем в 2000 году [21, с. 63].

Число дошкольных учреждений только за 2001-2006 гг. сократилось на 3,1 тыс., охват детей дошкольным воспитанием составляет 40% против 66% в городе. За тот же период сеть сельских школ стала меньше на 6,6 тыс. (15%), число начальных школ уменьшилось наполовину. Сеть больниц утратила 2,4 тыс. учреждений, амбулаторий - 4,2 тыс., ФАПов - 3,3 тыс. Обеспеченность сельского населения больницами в расчете на 10 тыс. жителей составляет 41%, амбулаториями - 39% от городского уровня. Поте-

ри клубной сети составили 4,4 тыс. учреждений, если в 2000 году на 1 тыс. сельских жителей приходилось 207 мест в учреждениях культурно-досугового типа, то в 2006 году - 191. Только 1/3 вводимого на селе индивидуальными застройщиками жилищного фонда оборудовано всеми видами коммунального благоустройства. Поэтому по доле площади, имеющей все виды инженерного оборудования, город превосходит село в 3,6 раза.

Треть сельских населенных пунктов с численностью населения до 100 человек не охвачена ни стационарной, ни мобильной формой торгового обслуживания, бытовой сервис почти полностью разрушен. Большие проблемы стоят в области обеспечения жителей села питьевой водой, выбытие водопроводных сетей из-за плохого технического состояния опережает ввод. Обеспеченность сельского населения телефонными аппаратами в 2,4 раза ниже, чем городского, остаются нетелефонизированными 43% объектов социальной сферы села [18, с. 240, 241].

Социально-демографическая обстановка и экономическое положение в стране обусловили ряд негативных факторов, имеющих место в тру-дообеспеченности АПК.

- Тяжелые условия труда, вручную выполняется более 300 технологических операций. Особенно тяжел труд женщин: большинство женщин-животноводов занято работой с учетом перерывов, превышающих 10 часов в сутки, 65% женщин-операторов машинного доения большинство операций выполняет вручную.

- Неразвитость социальной инфраструктуры продолжает сдерживать пополнение села трудовыми ресурсами.

- Отток молодежи из сферы сельскохозяйственного производства. Лишь пятая часть доярок имеет возраст до 30 лет, в свиноводстве -14%. Сельское население России, по классификации ООН, оценивается как старое, так как доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляет около 13% (критерии ООН -7%).

- Неравномерность распределения трудовых ресурсов по территории России. В сельскохозяйственных предприятиях трудится около 7,8 млн. человек. Кроме того, около 1 млн. человек заняты в фермерских хозяйствах.

- Хронический дефицит высококвалифицированных рабочих кадров, особенно механизаторов и животноводов. В сельскохозяйственных предприятиях трудится 1,2 млн. трактористов и 1,7 млн. человек заняты в животноводстве, из них около 600 тыс. доярок.

- Низкий уровень профессиональной подготовленности. Среди руководящих работников и специалистов сельскохозяйственных предприятий лишь 30,6% имеют высшее образование, 51,4% - среднее специальное образование, а 18% вообще без образования. И это при том, что ежегодно сельскохозяйственные высшие учебные заведения и техникумы готовят свыше 118,7 тыс. выпускников и свыше 124 тыс. работников сельского хозяйства готовят сельские профессиональные училища и агролицеи [18, с. 263264].

- Уровень общей сельской безработицы находится на уровне 18%. Скрытая и сезонная безработица, связанная с осенне-зимним перерывом в цикле сельскогохозяйственного производства, еще выше [13, с. 5-6]. Динамика обвального сокращения числа трудоустроенных крестьян в ближайшие годы может привести к тому, что в деревне некому будет производить сельскохозяйственную продукцию, что уже имеет место во многих регионах Сибири, Дальнего Востока, Нечерноземной зоны России.

- Массовое пьянство, рост миграции молодежи, неудовлетворительная ее физическая подготовка, длительное негативное воздействие материальных лишений на селе порождают постоянное состояние страха, неуверенности, бесперспективности, низкой самооценки, что не только не ослабляет иммунитет, но и повышает смертность от пьянства, растет количество самоубийств. В деревне смертность превышает рождаемость в 1,6 раза.

• По данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 г., возрастной состав машинно-тракторного парка составляет по тракторам до трех лет - 5,43%, от четырех до восьми лет - 11,27, старше девяти лет - 83,3%. Подобное положение и с комбайнами, которым более девяти лет: зерноуборочными (77,41%) и кормоуборочными (75,43%). Выработали свой ресурс и находятся за сроками амортизации: из

690 тыс. тракторов - 211 тыс., за 192 тыс. зерноуборочных комбайнов - 144 тыс., из 33,8 тыс. кормоуборочных - 25,4 тыс.

Проблемы обеспечения сельскохозяйственного производства современной техникой дополняются несовершенством инженерно-технической службы и ремонтно-обслуживающей базы сельхозтоваропроизводителей. В результате, 15-20% парка машин по причинам неисправностей не участвуют в работе (около 100 тыс. тракторов, свыше 25 тыс. зерноуборочных комбайнов). Из-за частных отказов выработка маши-нотракторных агрегатов снижена более чем в 2 раза.

Значительны затраты на ремонт техники, которые в осенне-зимний период 2008-2009 гг. превысили 60 млрд рублей. При этом к каждому новому сельскохозяйственному сезону ремонтируется 60-65 % парка тракторов и зерноуборочных комбайнов, а также более 70% почвообрабатывающих и посевных машин.

Из-за низкой обеспеченности сельхозтоваропроизводителей современной техникой и ее неудовлетворительного технического состояния не соблюдаются оптимальные агротехнические сроки. По оценкам Россельхозакадемии, ежегодно в сельскохозяйственном производстве по этой причине потери зерна составляют 12-15 млн. т, мяса - 1 млн., молока - 7 млн. т [19, с. 18, 19].

• Изменить в лучшую сторону положение в сельскохозяйственном секторе призваны были реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК», а также Государственная программа «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы». Государственная программа предусматривает крупные меры по технической и технологической модернизации сельского хозяйства, технологическому обновлению парка сельхозтехники. Предполагается за пять лет обновить его по тракторам на 40%, по зерно- и кормоубо-рочным комбайнам соответственно на 50 и 55%. При этом такой интегральный показатель, как энергообеспеченность отрасли на 100 га, должен вырасти со 145 л.с. в 2008 году до 168 л.с. в 2012 году. В последующие годы прогнозируется довес-

108

ти его к 2015 году до 230 и к 2020 году - до 300 л.с. на 100 га, что будет отвечать уровню энергообеспеченности сельского хозяйства в западно-европейских странах.

Выполнение поставленных задач по обновлению техники, формированию ее вторичного рынка на основе модернизации энергонасыщенных тракторов и комбайнов позволит России выйти по энергообеспеченности к 2012 году на рубежи до 200 л.с. в расчете на 100 га при задании 168 л.с. С этой целью запланировано направить из федерального бюджета на субсидирование процентной ставки по кредитам в течение пяти лет 38,1 млрд. рублей [19, с. 20, 21].

Вместе с тем, российские заводы отрасли не обеспечивают необходимый уровень производства сельхозмашин ни по количеству, ни по качеству. Так, в первом полугодии 2009 года предприятия сельхозмашиностроения изготовили 3716 тракторов, или 12,8% от задания Госпрограммы, 4538 зерноуборочных комбайна - 50 % и 569 кормоуборочных комбайнов - 16%. По результатам 2008 года на внутреннем рынке России доля импортных тракторов составила до 80%, зерноуборочных комбайнов - 36 и кормоуборочных - до 50% [19, с. 31].

Традиционным элементом обеспечения продовольственной безопасности страны являются водные биологические ресурсы. На современном этапе в России наблюдается общее снижение конкурентоспособности отечественной отрасли рыбного хозяйства, в том числе в международной торговле и оказании услуг. Среди негативных последствий особенно выделяется резкое снижение государственного субсидирования рыбного хозяйства России и свертывание промысла на отдаленных морских акваториях. В связи с чем в стране снизилось среднедушевое потребление рыбы. Основные производственные фонды рыбохозяйственного комплекса не обновлялись на протяжении многих лет. Около 90% судов рыбопромыслового флота составляют малоэффективные, физически изношенные и морально устаревшие суда, построенные по проектам 60-80-х годов XX столетия, имеющие крайне высокие показатели энергозатрат. Из-за низкой производительности судов

добыча (вылов) многих видов водных биоресурсов становится нерентабельной.

Существующая структура производства рыбной и иной продукции из водных биоресурсов в России сохраняет сырьевой характер. Около 60% всей производимой в стране продукции данного вида - сырье, мороженая рыба. Сырье первичной переработки также является основной статьей российского экспорта - 88% от общего экспорта. Выпуск продукции из водных биоресурсов глубокой переработки не превышает 10% от общего объема. Объем предложений такой продукции преимущественно компенсируется за счет импортных поставок.

Объемы рыбы, получаемой за счет товарного рыбоводства в Российской Федерации, установились на уровне 110-115 тыс. тонн, что составляет чуть более 3% от всего объема добываемой в стране рыбы [21, с. 22, 23, 24].

Качество и безопасность продуктов питания -залог здоровья нации.

Для обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов в России создана законодательная нормативно-правовая база: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», Федеральный закон от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Они определяют общие требования к обеспечению качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий при изготовлении, расфасовке, упаковке и маркировке, хранении и перевозке, к организации производственного контроля, к работникам, осуществляющим деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, к изъятию из оборота некачественной продукции, к проведению экспертизы этой продукции.

Разработано более 7 тыс. санитарно-хими-ческих и санитарно-микробиологических показателей, гармонизированных с международным законодательством.

Ежегодно учреждениями Роспотребнадзо-ра исследуется около 1 млн. проб пищевых продуктов по санитарно-химическим и около 1,5 млн. проб по санитарно-микробиологичес-ким показателям. Удельный вес проб пищевых

продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим показателям, снизился с 7,44% в 1998 г. до 4,63% в 2009 г., а по химическим показателям с 5,72% в 1998 г. до 2.71% в 2009 г.

Наиболее загрязненными по микробиологическим показателям являются рыба и рыбные продукты - 6,94%, овощи - 6,42%, молоко и молочные продукты - 5,8%. По санитарно-хи-мическим показателям наиболее загрязненными в 2009 году были рыба и рыбные продукты -5,54%, птица и птицеводческие продукты -5,1%, консервы - 4,78% и безалкогольные напитки - 4,4%.

В 2009 году по результатам проведенных надзорных мероприятий Роспотребнадзором вынесены постановления о снятии реализации 120500 партий продовольственного сырья и пищевых продуктов объемом 3895 тонн, из них 6449 импортируемых, объемом 495 тонн.

Выявляемые нарушения питания в значительной степени определяют показатели здоровья населения России. Так, высокая смертность от сердечно-сосудистых заболеваний связана с избыточным потреблением животного жира и широкой распространенностью ожирения, которая имеет выраженную тенденцию к распространению, особенно среди пожилых людей. Низкий уровень потребления овощей и фруктов влияет как на распространенность сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, так и на снижение резистентности к острым, в том числе простудным заболеваниям, способствует развитию анемии и т. д. Недостаточное питание в период беременности увеличивает риск рождения недоношенных и маловесных детей. Недостаток йода и фолиевой кислоты на ранних сроках беременности приводят к развитию врожденных пороков и другим нарушениям течения беременности [15, с. 14, 15, 16].

Решение продовольственной безопасности непосредственно связано с качеством воды. Вода - важнейшая, незаменимая основа развития и производства продовольствия. В составе пищевых продуктов доля воды в среднем составляет 50-60%. Качество производимой пищи в значительной мере определяется качеством используемой воды.

В России загрязнено 80% запасов пресной воды, и каждый второй житель вынужден использовать для питья воду, не вполне соответствующую гигиеническим нормам, а 11 млн. человек вообще потребляют то, что питьевой водой не является. По данным НИИ «Экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина» РАМН:

• из поверхностных источников водоснабжения получает воду ~ 70% населения страны;

• только 1% поверхностных водоисточников отвечает требованиям 1-го класса, на которые рассчитаны используемые в России традиционные технологии водоочистки;

• не менее 50% водоразводящих сетей обветшало и нуждается в замене;

• в среднем по стране гигиеническим требованиям не соответствует практически каждая третья проба «водопроводной» воды по сани-тарно-химическим показателям и каждая десятая - по санитарно-бактериологическим;

• ~ 4% стоков, сбрасываемых в водоемы, очищаются согласно нормативам;

• в подземных водах Центрального региона России концентрация железа колеблется от 0,5 до 10,0 мг/л (в среднем 3-5 мг/л), а концентрация железа не должна превышать 0,3 мг/л.

На протяжении нескольких десятилетий в результате промышленных и коммунальных сбросов нельзя пить воду из Средней и Нижней Волги. Но именно этой водой поливают огороды и бахчи в Волго-Ахтубинской пойме, продукцией с которой снабжается значительная часть населения России. Рыба дельты Волги и Каспия также обитает в этой воде. Обилие патологий, вызванных загрязнением вод, у осетровых Каспия широко известно. Волго-Каспийский бассейн, в котором проживает 80 млн. человек, - в плане состояния воды едва ли не самый опасный в России.

В подавляющем большинстве поверхностных вод обитают различные микроорганизмы -бактерии, вирусы, простейшие, а также микроскопические водоросли и грибки. Среди патогенных организмов чаще других обнаруживаются в загрязненных водах сальмонеллы, шигеллы (дизентерийные микробы), пастереллы, вибрионы, макобактерии, энтеровирусы человека и др.

В связи с интенсивным загрязнением открытых водоемов происходит выделение обитающими в воде микроорганизмами стойких токсических веществ, которые вызывают поражение нервной, иммунной, пищеварительной систем человека и приводят к негативным последствиям [5, с. 188, 189, 190, 191].

Несмотря на то, что в последние годы прослеживается тенденция стабильного увеличения потребления населением основных продуктов питания, по некоторым из них оно значительно ниже рекомендуемых рациональных норм на 12-14%. Так, в 2008 году обеспеченность основными продуктами питания по отношению к рекомендуемым рациональным размерам потребления составляла: по мясу и мясопродуктам -68%, молоку и молокопродуктам - 61% , яйцам -88%, рыбе и рыбопродуктам - 56%, овощам и бахчевым - 76%, фруктам и ягодам - 72%. Одновременно с этим потребление картофеля, хлебопродуктов превысило рекомендуемые нормы, а масла растительного и сахара соответствовало им. Кроме того, сохраняется значительная дифференциация регионов по уровню потребления отдельных видов продовольствия, происходит углубление имущественного расслоения общества, при котором резко снижаются доходы наименее экономически защищенной части населения. Дифференциация доходов населения составляет как 1:16,8 против 1:4 в дореформенный период и 1:5 - 1:8 в наиболее экономически развитых странах. Следствием этого являются значительные количественные и качественные различия в питании россиян. Например, в 2008 году в группе населения с наименьшими среднедушевыми располагаемыми ресурсами в сравнении с группой населения с наибольшими ресурсами было потреблено хлебопродуктов на 21% меньше, картофеля - на 25%, растительного масла - на 29%, овощей и рыбопродуктов - в 2,2 раза, фруктов и ягод - в 3,9, мяса и мясопродуктов - в 2,5, молока и молокопродуктов - в 2,1, яиц - в 1,7, сахара - в 1,9 и масла растительного -в 1,4 раза [18, с. 144].

Высокая и необоснованная импортная зависимость страны по отдельным видам продовольствия существенно снижает экономическую безопасность и значительно ущемляет ее наци-

ональные интересы. Возрастающий импорт продовольствия и сельскохозяйственного сырья для его производства ведет к тому, что страна все в большей степени вынуждена расплачиваться за них невозобновляемыми природными ресурсами и ослаблением своей роли в мировой экономике, торговле и политике. Например, за 20002008 гг. импорт продовольственных товаров увеличился с 7,4 млрд. долларов до 27,6 млрд. долларов, или в 3,7 раза, превысив по объему их экспорт почти в 3 раза. За эти годы в страну было завезено продовольствия и сельскохозяйственного сыфья для его производства на 119,4 млрд. долларов, что намного превышает объем совокупной государственной поддержки аграрного сектора, предусмотренной Государственной программой. При этом объеме импорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия значительно опережает по темпам прирост валовой продукции сельского хозяйства и производства пищевых продуктов [17, с. 143].

Основной критерий оценки продовольственной безопасности - удельный вес отечественной продукции в общем объеме внутреннего рынка. По зерну, картофелю и растительному маслу он составляет не менее 95%, молоку и молочным продуктам - 90%, мясу и мясопродуктам - 85%, сахару, растительному маслу - 80%.

По зерну и картофелю внутренние потребности обеспечиваются полностью. По молоку и молочным продуктам доля импорта составляет 16,6%. По мясу и мясопродуктам к 2012 году планируется рост производства на 25%, в результате доля импорта сократится до 18%, то есть почти в два раза по сравнению с 2008 годом.

Поставлена задача полностью перейти на самообеспечение по мясу птицы. В 2009 году объем производства мяса птицы на убой составил 2 млн. 542 тыс. тонн. Объем импорта сократился на 20% - до 986 тыс. тонн [20, с. 10].

По мнению А.Е. Арменского, С.Э. Кочубея, В.В. Устюгова, освоение новых технологий на основе достижений российских ученых в сфере технологий устойчивого развития позволит изменить сложившуюся ситуацию в биосфере, так как технологии устойчивого развития позволяют «встроиться» в естественный природный кругооборот, устраняя антропогенные факторы.

Применение в повседневной жизни технологий устойчивого развития позволит решить следующие задачи:

• устранить влияние антропогенного фактора на естественный природный кругооборот;

• обеспечить обеззараженной и чистой водой жизнеобеспечение экосистемы и населения;

• обеспечить экологически чистым продовольствием население и кормами животных, птицу и пр.;

• улучшить физическое здоровье населения и увеличить продолжительность жизни;

• повысить социальное благополучие за счет снижения себестоимости производства продуктов питания, улучшения условий труда и быта;

• повысить культуру отношения населения к природе через формирование нового мировоззрения;

• обеспечить естественный процесс обучения и воспитания населения технологиями устойчивого развития.

Реализация технологий устойчивого развития обеспечит улучшение демографической ситуации.

Основа физического здоровья народа - экологически чистая вода и пища. Обеспечение населения обеззараженной, биологически чистой водой и экологически чистыми продуктами питания и, прежде всего хлебом, как важнейшим продуктом питания, является первоочередной задачей.

Водоподготовка, основанная на принципах технологий устойчивого развития, позволяет управлять параметрами воды и обеспечивает практическую реализацию метатехнологии, в которой вода рассматривается как «энергетическая машина» на всем технологическом цикле [5, с. 332, 333].

Село переживает депопуляцию, деградирует. Принимаемые меры в последние несколько лет не носят решающий характер. Положение в сельскохозяйственной экономике крайне сложное. В то же время Президент Российской Федерации отмечает «успешную реализацию Государственной программы развития сельского хозяйства», результатами которой «стали лучшие показатели его роста, среди всех отраслей, даже

в период кризиса». За этим общим посылом скрывается или дезинформация Президента страны, или непрофессиональная оценка действительного состояния села, практически умирающего.

Приведенные данные являются убедительным свидетельством необходимости проведения модернизации всех отраслей экономики, от уровня развития которых во многом зависит обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации.

Угрозы и риски продовольственной безопасности.

Обеспечение продовольственной безопасности сопряжено с угрозами и рисками, которые отрицательно оказывают существенное давление, ослабляют ее количественные и качественные показатели. Наиболее значимыми рисками продовольственной безопасности являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- макроэкономические риски, обусловленные снижением инвестиционной привлекательности отечественного реального сектора экономики и конкурентоспособности отечественной продукции, а также зависимостью важнейших сфер экономики от внешнеэкономической конъюнктуры;

- технологические риски, вызванные отставанием от развитых стран в уровне технологического развития отечественной производственной базы, различиями в требованиях к безопасности пищевых продуктов и организации системы контроля их соблюдения;

- агроэкологические риски, обусловленные неблагоприятными климатическими изменениями, а также последствиями природных и техногенных чрезвычайных ситуаций;

- внешнеторговые риски, вызванные колебаниями рыночной конъюнктуры и применением мер государственной поддержки в зарубежных странах.

Указанные риски формируют угрозы продовольственной безопасности, которые отрицательно сказываются на соблюдении пороговых значений критерия продовольственной безопасности. Устойчивость развития экономики страны требует реализации мер государственного регулирования для преодоления:

- низкого уровня платежеспособного спроса населения на пищевые продукты;

- недостаточного уровня развития инфраструктуры внутреннего рынка;

- ценовых диспропорций на рынке сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, с одной стороны, и материально-технических ресурсов - с другой;

- недостаточного уровня инноваций и инвестиционной активности в сфере производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- сокращения национальных генетических ресурсов животных и растений;

- дефицита квалифицированных кадров;

- различий в уровне жизни городского и сельского населения;

- искусственных конкурентных преимуществ зарубежной продукции, формируемых за счет различных мер государственной поддержки производства пищевых продуктов в зарубежных странах.

Нормативно-правовые основы обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации

Обеспокоенность состоянием продовольственной безопасности нашла отражение в федеральных законах, а также в таких значимых государственных документах, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [1], Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р [3], и, наконец, Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 [2].

Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.

Продовольственная безопасность Российской Федерации - состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни [2].

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации даны определения ряда понятий, позволяющих расшифровать код комплексного понятия продовольственной безопасности.

Продовольственная независимость Российской Федерации - устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.

Показатель продовольственной безопасности - количественная или качественная характеристика состояния продовольственной безопасности, позволяющая оценить степень ее достижения на основе принятых критериев.

Критерий продовольственной безопасности - количественное или качественное пороговое значение признака, по которому проводится оценка степени обеспечения продовольственной безопасности.

Рациональные нормы потребления пищевых продуктов - рацион, представленный в виде набора продуктов, включающего пищевые продукты в объемах и соотношениях, отвечающих современным научным принципам оптимального питания, учитывающих сложившуюся ситуацию и традиции питания большинства населения.

Экономическая доступность продовольствия - возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем дохода населения.

Физическая доступность продовольствия -уровень развития товаропроизводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организация питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

В Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации определены механизмы и ресурсы ее обеспечения.

По Доктрине, механизмы обеспечения продовольственной безопасности устанавливаются в соответствующих нормативных правовых актах, определяющих условия функционирования экономики страны и ее отдельных отраслей, обеспечиваются финансовыми ресурсами федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Меры и механизмы, обеспечивающие продовольственную безопасность, направлены на надежное предотвращение внутренних и внешних угроз продовольственной безопасности и должны разрабатываться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны.

Система обеспечения продовольственной безопасности определяется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также решениями Совета Безопасности Российской Федерации.

• Правительство Российской Федерации:

- обеспечивает ежегодную разработку балансов ресурсов и использования основных видов сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- проводит единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности;

- организует мониторинг состояния продовольственной безопасности и контроль за реализацией мер по ее обеспечению;

- принимает меры по достижению и поддержанию пороговых значений продовольственной безопасности по основным видам сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия;

- осуществляет в установленном порядке меры в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

- координирует деятельность органов исполнительной власти в области обеспечения продовольственной безопасности.

• Органы государственной власти субъектов Российской Федерации во взаимодействии с федеральными органами государственной власти:

- реализуют с учетом региональных особенностей единую государственную экономическую политику в области обеспечения продовольственной безопасности;

- разрабатывают и принимают нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации по вопросам обеспечения продовольственной безопасности;

- формируют и поддерживают необходимые запасы и резервы продовольствия в субъектах Российской Федерации;

- обеспечивают ведение мониторинга состояния продовольственной безопасности на территории субъектов Российской Федерации.

• Совет Безопасности Российской Федерации рассматривает в рамках национальной безопасности стратегические вопросы обеспечения продовольственной безопасности, подготавливает рекомендации по выполнению федеральными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложенных на них функций в этой сфере деятельности.

• В целях повышения доступности пищевых продуктов для всех групп населения в Доктрине поставлена задача принять следующие решения:

- о формировании механизмов оказания адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание;

- об утверждении системы взаимосвязанных показателей, обеспечивающих безопасность пищевых продуктов, в том числе продуктов, произведенных из сырья, полученного с использованием генно-инженерно-модифицирован-ных организмов;

- о разработке унифицированных требований, предъявляемых на пищевых предприятиях к системам контроля и гармонизированных с рекомендациями международных организаций, перехода пищевой индустрии на комплексную систему контроля безопасности.

По мнению Президента Российской Федерации, формирование здорового типа питания потребует:

- развития фундаментальных и прикладных научных исследований по медико-биологической оценке безопасности новых источников пищи и ингредиентов, внедрения инновационных технологий, включающих био-и нанотех-нологии, технологии органического производства пищевых продуктов и продовольственного сырья, наращивания производства новых обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов;

- разработка для населения образовательных программ по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни с привлечением средств массовой информации, создания специальных обучающих программ;

- разработки нормативов социального питания и реализации мер по его поддержке;

- разработки и реализации комплекса мер, направленных на сокращение потребления алкогольной и другой спиртосодержащей продукции.

• В Доктрине подчеркнуто, что в сфере производства и оборота сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия предстоит осуществить меры, направленные на:

- оптимизацию межотраслевых экономических отношений, которые стимулировали бы рост темпов расширенного воспроизводства, привлечение инвестиций и внедрение инноваций в сельском и рыбном хозяйстве;

- стабилизацию ценовой ситуации и формирование механизмов ценообразования на ос-

нове индикатных цен на основные виды продукции;

- совершенствование системы поддержки кредитования в целях обеспечения доступности для большинства товаропроизводителей краткосрочных и инвестиционных кредитов;

- создание условий для реализации потенциала зон опережающего экономического роста с агропромышленной и рыбохозяйственной специализацией в субъектах Российской Федерации, учет этого фактора при формировании перспективной системы расселения;

- стимулирование развития интеграции и кооперации в сфере производства, переработки и реализации сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- ускоренное развитие инфраструктуры внутреннего рынка;

- разработку и реализацию программ технологической модернизации, освоение новых технологий, обеспечивающих повышение производительности труда и ресурсосбережения в сельском и рыбном хозяйстве, пищевой промышленности;

- формирование общего продовольственного рынка и единой товаропроизводящей сети в рамках таможенного союза государств-членов Евразийского экономического сообщества;

- совершенствование государственной торговой политики, регулирование рынков сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия, включая закупки для государственных нужд, обеспечивающих расширение спроса на продукцию отечественного производства.

• И, наконец, в области организации и управления обеспечением продовольственной безопасности необходимо:

- совершенствовать нормативную правовую базу функционирования агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, исходя из основных направлений и механизмов реализации положений Доктрины;

- осуществлять мониторинг, прогнозирование и контроль состояния продовольственной безопасности;

- оценивать устойчивость экономики страны к изменениям на мировых рынках продо-

вольствия и изменениям природно-климатического характера;

- оценивать устойчивость продовольственного снабжения города и регионов, зависимых от внешних поставок пищевых продуктов;

- сформировать государственные информационные ресурсы в сфере обеспечения продовольственной безопасности.

Основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной

безопасности Российской Федерации

С учетом наличия рисков и угроз в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации определены основные направления государственной экономической политики в сфере обеспечения продовольственной безопасности страны.

В сфере повышения экономической доступности пищевых продуктов для всех групп населения предстоит особое внимание уделить осуществлению мер, направленных на снижение уровня бедности, обеспечение приоритетной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, не имеющих достаточных средств для организации здорового питания, а также на организацию здорового питания беременных и кормящих женщин, детей раннего дошкольного и школьного возраста, здорового питания в учреждениях социальной сферы.

В части физической доступности пищевых продуктов предстоит развивать межрегиональную интеграцию в сфере продовольственных рынков и продовольственного обеспечения, более эффективно использовать механизмы поддержки регионов, находящихся в зоне недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повысить транспортную доступность отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создать условия для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов.

В части формирования государственного материального резерва должны определяться

номенклатура соответствующих материальных ценностей и нормы их накопления.

• Для обеспечения безопасности пищевых продуктов необходимо контролировать соответствие требованиям законодательства Российской Федерации в этой области сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации. Поставлена задача исключить бесконтрольное распространение пищевой продукции, полученной из генетически модифицированных растений с использованием генетически модифицированных микроорганизмов и микроорганизмов, имеющих генетически модифицированные аналоги; продолжить гармонизацию с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании; совершенствовать систему организации контроля безопасности пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы.

• В области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации называет следующие направления:

- повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкция и строительство мелиоративных систем;

- ускоренное развитие животноводства;

- расширение и более интенсивное использование потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий их индустриального выращивания;

- создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции;

- развитие научного потенциала агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, поддержки новых научных направлений в смежных областях науки и реализации мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров;

- увеличение темпов структурно-технологической модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, воспроизводства природно-экологического потенциала;

- развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности;

- совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции и материально-технических ресурсов;

- повышение эффективности государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей.

В Доктрине определены направления устойчивого развития сельских территорий, а также внешнеэкономической политики.

Развитие аграрного и рыбохозяйственного комплексов - основа обеспечения национальной безопасности.

Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации исходит из того, что для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющих пороговые значения в отношении: зерна - не менее 95%; сахара - не менее 80%; растительного масла - не менее 80%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85%; молока и молокопро-дуктов (в пересчете на молоко) - не менее 80%; рыбной продукции - не менее 80%; картофеля -не менее 95%; соли пищевой - не менее 85%.

Нельзя не отметить, что постановка задачи достижения столь высоких показателей обеспечения продовольственной безопасности весьма амбициозна, требующая огромных усилий со стороны государства, тружеников аграрного и ры-

бохозяйственного комплекса, пищевой отрасли. Решить указанную задачу невозможно без глубокой модернизации указанных отраслей экономики.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года основными целями государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе заявлены:

- обеспечение потребностей населения сельскохозяйственной продукцией и продовольствием российского производства;

- устойчивое развитие сельских территорий, повышение уровня жизни сельского населения;

- повышение конкурентоспособности российского аграрного комплекса;

- эффективное импортозамещение на рынке животноводческой продукции и создание развитого экспортного потенциала (особенно в растениеводстве), позволяющего в перспективе занять устойчивые позиции на мировом рынке аграрной продукции;

- улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Цель развития рыбного хозяйства в Российской Федерации в долгосрочной перспективе -обеспечение перехода от экспортно-сырьевого типа к инновационному типу развития на основе сохранения, воспроизводства и рационального использования водных биологических ресурсов и обеспечения глобальной конкурентоспособности вырабатываемых российским рыбохозяйственным комплексом товаров и услуг.

По мнению Правительства Российской Федерации, достижение указанных целей в долгосрочной перспективе возможно на формировании адекватной государственной политики, обеспечивающей российскому агропромышленному и рыбохозяйственному комплексам равные конкурентные условия с развитыми странами.

Правительство Российской Федерации определило ряд цифровых показателей, которые необходимо достичь к концу второго десятилетия XXI века.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 2020 году по отношению к 2007 году уровень производства продуктов питания возрастет в 1,9 раза.

Валовый сбор зерновых культур к 2020 году может достичь не менее 120-125 млн. тонн в результате роста урожайности с 19,8 ц/га в 2007 году не менее 26-28 ц/га в 2020 году и расширения их посевных площадей. При этом потенциальный уровень производства зерна на основе использования интенсивных технологий и высокой агротехнической культуры позволит Российской Федерации превратиться в одного из ведущих экспортеров на мировом рынке зерна.

К 2020 году Россия может выйти на уровень душевого потребления мяса и молока, соответствующий рекомендуемой рациональной норме. Производство мяса возрастет в 1,7 раза, молока -на 27%. Доля импорта мясных ресурсов снизится с 34% в 2007 году до 13% в 2020 году, доля импорта молока - с 17% до 12% соответственно. Потребление мяса будет практически полностью удовлетворяться за счет собственного производства.

В 2020 году по отношению к 2007 году добыча водных биологических ресурсов увеличится в 1,8 раза. Среднедушевое потребление рыбных товаров возрастет с 12,6 в 2007 году до 23,7 кг в 2020 году, доля производства товарной пищевой рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью - с 51 до 82%, а доля российской рыбной продукции в структуре потребления - с 67 до 85% [3].

Перспективы достижения высокой продовольственной безопасности страны столь значимы и впечатляющие, что невольно их хочется сравнить с размахом создания основ материально-технической базы коммунизма, которые были определены в третьей Программе КПСС. Их судьба известна. Относительно же показателей продовольственной безопасности, определенных в Концепции-2020, хотелось бы верить, что они будут достигнуты. Ведь без веры в будущее очень и очень трудно жить.

Для достижения вышеуказанных целей необходимо реализовать следующие приоритетные направления.

Первое направление - улучшение общих усилий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства, на основе:

- совершенствования форм, механизмов и увеличения объемов государственной поддерж-

ки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов;

- повышение доступности кредитных ресурсов, развития земельной ипотеки, усиления конкурентных начал в сферах кредитования и страхования и на рынке лизинговых услуг;

- поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства и улучшения условий их жизни;

- перехода кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на качественно новый уровень, соответствующий потребностям инновационного развития аграрной экономики;

- повышение финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе;

- развития инфраструктуры внутреннего агропродовольственного рынка и поддержания экспортного потенциала конкурентоспособной на мировом рынке продукции, посредством совершенствования мер государственного регулирования рынков сельскохозяйственной продукции и защиты интересов российских производителей, в том числе с учетом требований Всемирной торговой организации, посредством развития товаропроизводящей сети, включая увеличение объемов биржевой торговли, государственной поддержки строительства и реконструкции крупных инфраструктурных объектов, в том числе по хранению и первичной переработке сельскохозяйственной продукции, развития кооперации, расширения участия союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей и обслуживающих отраслей в формировании государственной аграрной политики, а также посредством распространения мер поддержки экспорта на отдельные виды сельскохозяйственной продукции.

Второе направление - создание предпосылок для устойчивого развития сельских территорий, включая:

- осуществление мер по улучшению демографической ситуации в сельской местности и обеспечению занятости сельского населения, созданию новых рабочих мест, в том числе пу-

тем развития альтернативной деятельности, а также по снижению бедности сельского населения;

- развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

- улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;

- повышение престижности сельскохозяйственного труда;

- развитие на селе местного самоуправления и институтов гражданского общества;

- сохранение и улучшение традиционных агроландшафтов.

Третье направление - повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе:

- улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель. Применение удобрений будет соответствовать оптимальным потребностям - внесение минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на 1 га посевов сельскохозяйственных культур возрастет с 33 кг в 2007 г. до 50 кг в 2011 году и до 130-150 кг в 2020 году;

- развития эффективного оборота земель и создания условий для расширения посевных площадей.

Четвертое направление - развитие аграрных технологий и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, включая:

- повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления (производительность труда в 2020 году по отношению к уровню 2007 года возрастет в 1,7 раза);

- обеспечение подъема племенного животноводства и повышение продуктивности скота до уровня, сопоставимого с уровнем аналогичных показателей в европейских государствах;

- развитие интенсивных технологий в растениеводстве, поддержку элитного семеноводства и резкое повышение урожайности основных культур. Существенно расширятся посевные пло-

щади сельскохозяйственных культур, занятые высокоурожайными сортами. К 2020 году их доля в общих посевах возрастет до 3 5-40%, при этом увеличится общая посевная площадь.

Пятое направление - развитие рыбохозяй-ственного комплекса, включая:

- создание современной производственно-технологической базы, в том числе строительство и модернизация судов рыбопромыслового флота, а также развитие морских терминалов;

- модернизацию рыбоперерабатывающего сектора и развитие инновационного потенциала рыбного хозяйства;

- формирование и реализацию механизма долгосрочного и эффективного управления водными биологическими ресурсами, аква- и море-культуры;

- приведение стандартов качества рыбной продукции в соответствии со стандартами, применяемыми в международной практике;

- обеспечение системы мониторинга качества и безопасности водных биологических ресурсов, среды их обитания, продуктов их переработки, ведения технологических процессов рыболовства и рыбоводства;

- наращивание экспорта конкурентоспособной рыбной продукции с высокой добавленной стоимостью;

- развитие биржевой торговли рыбной продукции;

- активизацию международного сотрудничества Российской Федерации в области рыболовства.

Реализация рассмотренных положений о придании продовольственной безопасности устойчивого развития имеет огромное значение для обеспечения стабильности национальной безопасности, предотвращения возникающих угроз и рисков, в создании условий для динамичного развития агропромышленного и рыбо-хозяйственного комплексов, улучшения благосостояния населения, роста уровня и качества жизни.

Литература:

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая

2009 г. № 537 [электронный ресурс] / Совет безопасности Российской Федерации. - Режим доступа: Ьйр^-^^сгТ^оу.гиМосите^/^.ЙтУ -Загл. с экрана.

2. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1 февраля 2010 г. - № 5. - Ст. 502.

3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

4. Алиева, З.Б. Импортозависимость - угроза продовольственной безопасности России / З.Б. Алиева // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2010. - № 14. - С. 66-70.

5. Арменский, А.Е. Экономика устойчивого развития: прорывные идеи и технологии / А.Е. Арменский, С.Э. Кочубей, В В. Устюгов. - М.: ООО Агентство «Социальный проект», 2009. - 424 с.

6. Бекетов, Н.В. Проблемы продовольственной безопасности России / Н.В. Бекетов, М.Е. Тарасов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 4. - С. 28-32.

7. Белоусов, В.И. «Черноземная продовольственная долина»: региональный научный и инновационный комплекс повышения продуктивности сельского хозяйства и обеспечения продовольственной безопасности России / В.И. Белоусов,

A.В. Белоусов, В.Е. Шевченко // Евразийский форум. - 2010. - № 1(2). - С. 72-82.

8. Гордеев, А. Обеспечить продовольственную безопасность России / А. Гордеев // Экономика сельского хозяйства России. - 2008. - № 11. -С.15-21.

9. Денисов, В. Законодательное обеспечение доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации / В. Денисов // АПК: экономика, управление. - 2008. - № 12. - С. 13-15.

10.Денисов, В.П. Законодательное обеспечение продовольственной безопасности России /

B.П. Денисов // Федеральный справочник. - М., 2009. - Вып.22. - С. 257-268.

11. Дмитрий Медведев: Нужны не фрагментарные, а системные меры // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 1. - С. 4-7.

12. Зубков, В. Цель - обеспечение продовольственной безопасности России / В.Зубков // Экономи-

ка сельского хозяйства России. - 2010. - № 1. -С.14-17.

13. Кашин Владимир. Русские деревни и лес взывают о помощи / Владимир Кашин // Правда. -2010. - 8-11 октября.

14. Кашин, В.И. Спасение села - залог экономического и духовного возрождения России (Доклад на VII (октябрьском) Пленуме ЦК КПРФ)/

B.И. Кашин. - М., 2010. - 24 с.

15. Онищенко, Г.Г. Качество и безопасность продуктов питания - залог здоровья нации / Г.Г. Онищенко // Национальные проекты. - 2010. -№ 6. - С. 14-16.

16. Орлов, А. Проблема продовольственной безопасности России / А. Орлов, В. Мизин // Обозреватель - Observer. - 2008. - № 12. - С. 6-15.

17. Пахомов, В.И. Продовольственная безопасность: экономические и военные аспекты / В.И. Пахомов, В.А. Плотников - СПб.: Лемма, 2008. -100 с.

18. Руденко, СИ. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации. Теория, методология, практика / С.И. Руденко. - М.: Дашков и Ко, 2009. - 367 с.

19. Скрынник, Е.Б. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства - важнейшая задача государственной агропродовольственной политики / Е.Б. Скрынник // Экономика сельского хозяйства России. - 2010. - № 1. - С. 18-40.

20. Скрынник Е.Б. Продовольственная безопасность: стратегия и тактика / Е.Б. Скрынник // Национальные проекты. - 2010. - № 6. -

C. 8-11.

21. Степанян, Е.Н. Некоторые аспекты и статистические показатели продовольственной безопасности России / Е.Н. Степанян // Вопросы статистики. - 2009. - № 5. - С. 62-70.

22. Туголуков, Е.А. Производство рыбной продукции необходимо поднять на должный уровень / Е.А. Туголуков // Национальные проекты. - 2010. -№ 6. - С. 22-24.

23. Шевченко, В.Е. Обеспечение продовольственной безопасности России на основе восстановления и повышения продуктивности российских черноземов / В.Е. Шевченко, В.И. Белоусов, А.В. Белоусов // Евразийский форум. - 2010. -№ 1(2). - С. 60-71.

24. Яхнюк, С.В. Национальный проект продовольственной безопасности / С.В. Яхнюк // Национальные проекты. - 2008. - № 6. - С. 79-80.

120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.