Научная статья на тему 'О продовольственной безопасности России'

О продовольственной безопасности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
346
171
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АГРАРНЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДОКТРИНА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аскеров Ш. С.

В статье рассмотрены некоторые аспекты состояния агропромышленного производства, касающиеся продовольственной безопасности, предложены основные направления их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О продовольственной безопасности России»

О ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

к. с.-х. наук, доцент, Аскеров Ш.С.

НОУ ВПО «Социально-педагогический институт», г.Дербент

В статье рассмотрены некоторые аспекты состояния агропромышленного производства, касающиеся продовольственной безопасности, предложены основные направления их решения.

Ключевые слова: сельское хозяйство, аграрный комплекс, продовольственная безопасность, доктрина продовольственной безопасности, аграрная политика.

Россия обладает одним из крупнейших в мире сельскохозяйственных потенциалов. У нас сосредоточено 8,9% пашни, 2,6% пастбищ, 8,3% производства минеральных удобрений (правда, потребляется всего 1%). Доля страны в мировом сельскохозяйственном производстве несколько ниже: в производстве молока и корнеплодов - около 5%; зерновых, зернобобовых, яиц - около 3%; мяса

- около 2%. Это говорит о том, что имеющиеся сельскохозяйственные ресурсы недостаточно эффективно используются.

Продовольственная безопасность Российской Федерации является одним из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в среднесрочной перспективе, фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения^].

В соответствии с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года национальные интересы государства на долгосрочную перспективу заключаются в том числе в повышении конкурентоспособности национальной экономики, превращении Российской Федерации в

мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.

Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.

В Доктрине продовольственной безопасности определены основные цели, достижение которых позволит России укрепить свою экономическую независимость. Само понятие независимость в современном мире все более тяготеет к нравственному осознанию экономических гарантий существования общества в рамках определенного государственного пространства, но при этом не исключает количественных оценок экономики страны. Определение некоторых пороговых значений и общей системы воздействия на экономику в рамках государственного регулирования имеет большое практическое значение.

Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия в Доктрине определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении:

• зерна - не менее 95 процентов;

• сахара - не менее 80 процентов;

• растительного масла - не менее 80 процентов;

• мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) - не менее 85 процен-

тов;

• молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90 процентов;

• рыбной продукции - не менее 80 процентов;

• картофеля - не менее 95 процентов;

• соли пищевой - не менее 85 процентов [2].

Но эти относительные показатели должны обрести абсолютное значение, то есть, на каждый год необходимо рассчитывать емкость внутреннего продовольственного рынка, объем сельскохозяйственной продукции, которое могут произвести отечественные сельхозпроизводители, сколько и какой продукции необходимо ввозить в страну, а сколько можно экспортировать. Внешнеторговый оборот продовольствия с начала 90 -х годов до настоящего времени показывает, что интересы отечественного сельхозпроизводителя не берутся во внимание, а зачастую, просто им противоречат и ставят под удар экономическую независимость страны. Для того, чтобы на рынке не возникла ситуация дефицита товара или перепроизводства, что одинаково опасно для экономики страны, необходимо четко определить потребные объемы и только тогда можно определиться с направлением государственного регулирования и поддержки сельхозпроизводителей.

Продовольственная безопасность страны основана на равновесии между спросом на продукты питания и предложением, которое в основном зависит от отечественного производства сельскохозяйственной продукции. Определение количественных параметров спроса и предложения - начальный этап в разработке аграрной политики страны. Предполагалось, что переход к рыночным методам решит проблему обеспечения населения продовольствием. Однако, опыт ЕС в решении продовольственного вопроса методами, характерными для смешанной экономики, показывает, что активная протекционистская аграрная политика тоже может породить проблемы, но иного порядка. В 1962 году, когда Европа все еще страдала от дефицита продовольствия в результате Второй мировой войны, была принята Единая сельскохозяйственная политика поддержки доходов фермеров. В рамках нее фермерам предоставлялись экономические стимулы, чтобы удержать их на земле, что нашло отражение в целях политики. Главная из них - сохранение поддержки доходов фермеров. В результате ЕС столкнулось с проблемой перепроизводства некоторых видов сельскохозяйственных продуктов и необходимостью принятия мер по сдерживанию предло-

жения.

По оценкам Организации в области сельского хозяйства и продовольствия (ФАО), в середине 80-х годов СССР входил в десятку стран мира с наилучшим типом питания. В 1985 г., по данным ФАО, житель СССР в среднем получал в день 105,3 г белка (из них 51,5 г - белка животного происхождения: в мясе 22,2 г, в молоке 15,2 г, в рыбе 9,5 г, в яйцах 4,6 г). Основой для обеспечения питанием на таком уровне было отечественное сельскохозяйственное производство.

За годы реформ ситуация изменилась. Специалисты отмечают, что в настоящее время 70% жителей России «недобирают» в своем рационе белки животного происхождения, недостаток углеводов характерен для 40% населения, а жиров - для 10%. Основной причиной дисбаланса питания является огромное потребление белого хлеба и сдобных хлебопродуктов, картофеля и жиров животного происхождения, недостаточное потребление рыбы, мяса, нерафинированных растительных масел, зерен злаковых культур, свежих овощей и фруктов, орехов и ягод. Дефицит витаминов группы В составляет - 30-40%, витамина А - 30%, основных природных антиоксидантов - витамина Е и витамина С -70-90% [4].

Повседневный рацион большинства россиян - это пища «бедняков» - углеводисто-жировая, с недостаточным количеством животного белка, дефицитом пищевых волокон, витаминов и микроэлементов. Это отражается на здоровье населения, на качестве и продолжительности жизни. По данным ВОЗ доля взрослых в возрасте 15 лет и старше, страдающих ожирением в России в 2000 -2009 гг. составила среди мужчин 11,8%, среди женщин - 20,4% [3].

Если учесть, что рост цен на продукты питания опережает темпы инфляции, (появился даже специальный термин - «агфляция»), то при общем росте расходов на питание, его качество не улучшается. Стоимость потребительской корзины за 4 года возросла с 1506,34 рублей (на начало 2007 года) до 2192,72 рубля в январе 2010 года. За 2009 год цены больше всего выросли на сахар-песок (42,7%), рыба и морепродукты подорожали на 10,6%, сливочное масло

на 7,9%.

Для новой редакции закона «О потребительской корзине в целом по Российской федерации» №44 от 6.03.2006 специалистами Института питания был рассчитан необходимый набор продуктов, который, по их мнению, соответствует физическим потребностям человека по калорийности и содержанию основных пищевых веществ. В соответствии с ним установлены объемы потребления, на основе которых должна в течение пяти лет рассчитываться потребительская корзина. Такой подход в определении необходимого набора продуктов вызвал бурную дискуссию, во -первых, из-за того, что рекомендованные для россиян нормы потребления ниже тех, что рекомендует ВОЗ, особенно в отношении потребления животных белков: мяса, рыбы, молока и яиц. Во-вторых, в этих нормах не отражается качество продуктов - при высокой доле импорта продовольствия, особенно в крупных городах и следует учесть, что Россия не воспринимается странами-экспортерами продовольствия как рынок, куда следует ввозить высококачественную продукцию. Отечественные производители также пользуются недостаточно жестким контролем, выпуская товар, не соответствующим нормам и стандартам.

Актуальность этой проблемы, если её решать с позиций истинной заботы о социально-экономических потребностях россиян, заключается в том, что необходимо обеспечивать условия нормального проживания граждан, а не по «набору продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности».

Стимулирование производства продуктов сельского хозяйства мировая проблема. По оценке ФАО за последние семь лет инвестиции в сельское хозяйство в мире выросли втрое - с 1 до 3 млрд. долларов. Однако эта сумма по -прежнему ничтожно мала. Она составляет менее 1% от общих мировых потоков прямых иностранных инвестиций. Чтобы прокормить население планеты, производство продовольствия к 2050 году необходимо увеличить на 70%. В развитие сельского хозяйства и сопутствующие сферы необходимо вкладывать 83 млрд. долларов чистых инвестиций ежегодно и лишь при таком подходе в 2050

году удастся прокормить 9,1 млрд. человек.

Из прогнозируемого годового объема необходимых инвестиций до 2050 года 20 млрд. долларов должны быть направлены на производство сельхозпродукции и 13 млрд. долларов - в животноводческую отрасль. В немалых вложениях нуждается механизация. Еще около 50 млрд. долларов необходимо вложить в сопутствующие услуги, связанные, в том числе, с маркетингом и переработкой сельхозпродукции.

Современной аграрной политике свойственна некоторая двойственность: сочетание принципа самофинансирования предпринимательской деятельности и необходимость государственной поддержки сельского хозяйства, как приоритетной и социально значимой отрасли. Оценивая эффективность аграрной политики в России, чаще всего приводят данные о государственной поддержке в других странах и сетуют на недостаточное финансирование отечественного сельского хозяйства.

Роль сельского хозяйства в обеспечении экономической безопасности страны так велика, что государство не может оставаться в стороне, но формы государственной поддержки нуждаются в модернизации. На примере только одного элемента аграрной политики - страхования урожая, видно, что сельхозпроизводитель не придает ему должного значения, даже при компенсации 50% страхового взноса, при страховании с государственной поддержкой. Засуха 2009 и 2010 годов показала, что менее 10% аграриев используют эту возможность застраховать себя от природных катаклизмов. Одни ожидают помощи из бюджетов, у других нет денег на оплату собственной части премии, у третьих есть желание, но нет уверенности в получении субсидии. Для дальнейшего раскрытия потенциала российского сельскохозяйственного сектора требуются инвестиции. Правительство уже сейчас принимает широкий круг мер, поощряя инвестиции в этот сектор со стороны как российских, так и зарубежных компаний. К этим мерам относятся изменения нормативно-правовой базы, касающиеся прав собственности на землю, процентных ставок и страховых субсидий.

К числу текущих проблем относятся некомпетентное управление, низкие

стимулы к труду, нехватка молодежи в сельском хозяйстве, дефицит квалифицированной рабочей силы, низкие темпы внедрения новых технологий, нехватка сельскохозяйственных кредитов и слабые рыночные связи. Другие участники цепочки формирования стоимости в сельском хозяйстве должны вкладывать больше средств в ресурсное обеспечение, семена и культивацию, переработку и логистику, хранение и транспортировку[5].

Разработана стратегия аграрной политики РФ на 2011 -2020 г.г., водная стратегия и стратегия модернизации агропромышленного комплекса до 2020 г.Только в Россельхозакадемии более 13 тыс. научных сотрудников в 2009 г. разработали около тысячи видов и сортов инновационной продукции, более 300 новых технологий, произвели на опытных станциях сотни новых гибридов, селекционных животных, продовольственных продуктов повышенной биологической ценности, вакцин и препаратов защиты растений и др.

Создание устойчивых к низким температурам сортов растений позволило расширить использование земельных ресурсов на севере страны для выращивания озимой пшеницы, кукурузы и сои. С помощью ученых решаются вопросы защиты почв от деградации, ресурсо - и энергосбережения, повышения урожайности и экологической безопасности Создан ряд пород домашнего скота повышенной мясной и молочной продуктивности и жирномолочности, овец с облагороженной шерстью. Среди энергосберегающих технологий можно назвать использование солнечных элементов с применением нанотехнологий, имеющих кпд 20% и срок службы 40 лет.

В области животноводства и птицеводства внедрены надежные профилактические системы предупреждения массовых эпидемий. В перерабатывающей промышленности внедрен ряд инновационных продуктов и новых технологий производства. Среди них можно назвать изготовление хлебных продуктов для диабетиков с уменьшенным гликемическим индексом, продуктов для профилактики недостатка йода в организме, высококачественных продуктов для детей, беременных и кормящих матерей.

Ученые-экономисты активно содействуют созданию законодательной ба-

зы, способствующей развитию аграрного комплекса, а также интеграционным процессам в рамках Таможенного союза. Несмотря на то, что финансирование науки в РФ находится на низком уровне, ученые вносят большой вклад в осуществление стратегических задач развития аграрного комплекса.

Для обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации

основными направлениями государственной экономической политики в области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия должны быть следующие:

- повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель;

- ускоренное развитие животноводства;

- расширение и более интенсивное использование потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий их индустриального выращивания;

- создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции;

- развитие научного потенциала агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, поддержка новых научных направлений в смежных областях науки и реализация мер, предотвращающих утечку высококвалифицированных научных кадров;

- увеличение темпов структурно -технологической модернизации агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов, воспроизводства природно-экологического потенциала;

- развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров, способных реализовать задачи инновационной модели развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов с учетом требований продовольственной безопасности;

- совершенствование механизмов регулирования рынка сельскохозяйст-

венной и рыбной продукции, сырья и продовольствия в части повышения оперативности и устранения ценовых диспропорций на рынках сельскохозяйственной и рыбной продукции и материально -технических ресурсов;

- повышение эффективности государственной поддержки, уделяя особое внимание созданию условий для финансовой устойчивости и платежеспособности товаропроизводителей [2].

Источники информации:

1.Аграрная политика России. Ьйр;//шогМоГесопошу. ги/шёех. рЬр?пеш$1ё=140.

2. Доктрина продовольственной безопасности.

Ьйр;//шшш. шсх. гц/ёосишеп1з/ёосишеп1/8Ьош/14857.19. Ыш.

3. Мировая статистика здравоохранения. 2010 год// ВОЗ. - С.106-107.

4. Проблема ожирения в Европейском регионе ВОЗ. // ВОЗ. - 2009,- С.111.

5.Сельское хозяйство и аграрная политика в России: 1975-2005 гг. Ьйр;//шшш. гш^а^и/шёех. рЬр?у1ё=1&уеаг=2007&1ё=92&раае=2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.