Научная статья на тему 'Понятие сущности и оценка продовольственной безопасности региона'

Понятие сущности и оценка продовольственной безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
579
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДОСТУПНОСТЬ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ / ПОКАЗАТЕЛИ И ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боткин О.И., Сутыгина А.И., Сутыгин П.Ф.

Надежное продовольственное обеспечение является основой социальной стабильности общества. Являясь общенациональной задачей, его выполнение невозможно без вклада каждого региона страны в продовольственное снабжение населения. Методика оценки продовольственной безопасности, используемая на национальном уровне, неприемлема для проведения соответствующих расчетов на уровне субъектов Федерации. Это обусловлено тем, что в регионах не всегда отмечается взаимосвязь уровня самообеспеченности продовольствием, а также достаточности продовольствия и уровня потребления продуктов питания населением. Основным фактором, влияющим на качество и уровень питания, являются доходы населения. Это определяет экономическую доступность продовольствия. Поэтому критерием продовольственной безопасности регионов должен быть определен уровень экономической доступности продуктов питания для населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Боткин О.И., Сутыгина А.И., Сутыгин П.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reliable food supply is a basis of social stability. Its implementation as a nationwide challenge is not possible without the contribution of each region of the country in the food supply of the population. Features of agricultural production in region depend on climatic conditions, the development of agricultural industry and the level of industrialization of the economy. The technique of an assessment of food security used at the national level is not acceptable for corresponding calculations at the level of the region. It is caused by the fact that a significant correlation between the level of food self-sufficiency, as well as food sufficiency and level of food consumption by the population is not always noted. The major factor influencing the quality of food is the income level, because it determines the economic accessibility of food. Therefore, the level of economic availability of food for the population should be determined as the main criterion of food security in the regions.

Текст научной работы на тему «Понятие сущности и оценка продовольственной безопасности региона»

УДК 338.439.02

Доктор экон. наук О.И. БОТКИН (Удмуртский филиал ИЭ УрО РАН, ufiecon@e-izhevsk.ru) Доктор экон. наук А.И. СУТЫГИНА Доктор экон. наук П.Ф. СУТЫГИН

(ИжГСХА, rsg02-6091i@yandex.ru

ПОНЯТИЕ СУЩНОСТИ И ОЦЕНКА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Продовольственная безопасность, физическая и экономическая доступность продовольствия, показатели и оценка продовольственной безопасности региона

Продовольственная безопасность (ПБ) России является общенациональной задачей. ПБ характеризуется состоянием всей экономики государства, его внешней и внутренней агропродовольственной политикой, уровнем продовольственной независимости (ПН), физической и экономической доступностью для каждого гражданина страны пищевых продуктов. В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности России ПН считается достигнутой, если отечественное производство пищевых продуктов не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка: зерна и картофеля - не менее 95%; молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) - не менее 90%; мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) и соли пищевой - не менее 85%, сахара, растительного масла и рыбной продукции - не менее 80% [1].

Несмотря на то, что ПБ является общегосударственной задачей, ее реализация в значительной степени зависит от регионов. Региональная власть способна оказывать существенное влияние на темпы и направление развития сельского хозяйства, на обеспечение физической доступности продовольствия, организацию социального питания и продовольственной помощи населению, оптимизацию схем движения продовольствия и сырья для его производства, снижения трансакционных издержек в целях оптимизации формирования продовольственного рынка региона. На уровне субъекта федерации также частично решаются вопросы обеспечения экономической и социальной доступности продовольствия, через снижение уровня безработицы, установление уровня прожиточного минимума и социальных выплат.

Необходимость выработки стратегии ПБ регионов обуславливается тем, что без участия каждого субъекта федерации в производстве продукции сельского хозяйства достичь продовольственного самообеспечения не удастся. Регионы России подразделяются на аграрные, аграрно-промышленные и промышленные. Это предопределяет, что каждому из них присуши свои проявления ПБ, поэтому понятие продовольственной безопасности должно быть дифференцированным.

Если продовольственная безопасность национального государства зависит от состояния всей экономики страны, которая может или не может обеспечить устойчивую ПБ на протяжении длительного времени, то продовольственная безопасность субъекта федерации зависит от состояния экономического пространства страны и региона. Устойчивость региональной продовольственной системы зависит от возможности самообеспечения продовольствием и его ввоза из других субъектов федерации. Возможность продовольственного самообеспечения региона предопределяется состоянием регионального агропродовольственного сектора, на функционирование которого значительное влияние оказывают природно-климатические условия, региональная аграрная политика, специализация производства. Кроме того, большое значение имеет состояние экономики региона в целом, позволяющей оказывать государственную поддержку аграрному сектору из бюджета субъектов федерации и дающей возможность привлечения средств из федерального

бюджета. Последнее обусловлено тем, что средства из федерального бюджета предоставляются только на условиях софинансирования.

Регионы - лидеры по объемам производства продукции сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности привлекают в значительных размерах средства федерального бюджета. Например, в 2012 г. доля Белгородской области в общей сумме кредитов, принятых к субсидированию из федерального бюджета и направленных на развитие птицеводства, составила 18,3%, свиноводства - 25,2%.

Это способствовало тому, что в 2013 г. объем реализации скота и птицы на убой в Белгородской области составил 1503,2 тыс. т, или 12,3% в общем объеме производства по России [2]. В 2015 г. в Белгородской области было произведено 749,3 тыс. т свинины, что больше чем во всех федеральных округах России, кроме Центрального федерального округа. Область также лидирует по производству птицы на убой. На долю региона приходится 18,9% производства свинины в стране и 13,8% мяса птицы. Высоких результатов в производстве продукции свиноводства и птицеводства Белгородская область достигла в основном за счет деятельности вертикально интегрированных аграрных структур.

Однако значительная концентрация производства продукции в отдельных регионах и отдельных холдинговых структурах не может обеспечить продовольственную безопасность всех регионов страны. Субъекты федерации принимают решения исходя из интересов региона, а субъекты рынка - исходя из собственной экономической выгоды. Это делает уязвимой формирование продовольственного обеспечения в регионах, ввозящих продукцию. Нарушение факторов производства продовольствия и формирования продовольственного обеспечения, включая техногенные, природно-климатические, экономические, могут нарушить стабильность поступления продовольствия не только в регионах, производящих продукцию, но и ее ввозящих.

Так, в 2012-2013 гг. в связи с ростом цен на мировом рынке было экспортировано зерна свыше 20% от его валового сбора в 2012 г. На внутреннем рынке в связи со снижением запасов цены на зерно выросли, и производство продукции свиноводства и птицеводства стало убыточным. Например, в апреле в 2013 г. реализация свиней на убой в живой массе в Удмуртии осуществлялась по 55 руб. за 1 кг при минимальной цене 1 кг комбикорма 10,0 руб. В связи с убыточностью производства началось сокращение численности поголовья. На свиноводческих комплексах Удмуртии пустовали животноводческие помещения [3]. При этом у экспортеров зерна доход увеличился. Однако более 60% прибыли от его продажи приходится всего на три региона - Ставропольский и Краснодарский края, Ростовскую область [4].

Опасность сосредоточения производства в нескольких регионах обусловлена тем, что субсидирование части затрат на производство продукции сельского хозяйства из региональных бюджетов привязывает их к реализации продукции местным перерабатывающим предприятиям. В условиях ухудшения продовольственного обеспечения населения региона аналогичный метод воздействия можно применить и при реализации продукции перерабатывающими предприятиями.

Формирование межрегиональных агрохолдингов также предопределяет риск для региональных продовольственных рынков. При ухудшении экономической среды они могут покинуть регион.

Внутри страны не существует барьеров для перемещения сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров. Для стабильного функционирования общероссийского продовольственного рынка с учетом существенной дифференциации регионов по уровню ПБ должна быть координация разнонаправленных действий субъектов. Это даст возможность управлять общим развитием отечественного продовольственного рынка. Между тем Доктриной не предусматривается формирование и функционирование единого национального рынка продовольствия и сельскохозяйственного сырья, а только указывается на необходимость межрегиональной интеграции в сфере продовольственных

рынков. Однако этого недостаточно. В настоящее время население регионов имеет разный уровень как физической, так и экономической доступности продовольствия.

В Доктрине физическая доступность продовольствия обозначена как уровень развития товаропроводящей инфраструктуры, при котором во всех населенных пунктах страны обеспечивается возможность приобретения населением пищевых продуктов или организации питания в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления пищевых продуктов [1].

Учитывая наличие северных и других труднодоступных территорий страны, неравномерность размещения производства и неразвитость логистических механизмов по доставке продовольствия, влияние природно-климатических условий на возможность возделывания сельскохозяйственных культур, а также роль личных подсобных хозяйств населения в самообеспечении продовольствием, физическая доступность продовольствия в первую очередь должна включать его наличие в требуемом объеме и ассортименте в местах проживания людей, а затем возможность его приобретения через торговую сеть. Для этого необходимо его производство на местах или бесперебойная доставка и обеспеченность торговыми площадями.

Регионы при разработке нормативно-правовых документов по продовольственной безопасности берут за основу федеральные документы и дают аналогичную формулировку ПБ, а также критерии и показатели ее определения, кроме продовольственной независимости. Показатели ПН заменяются на показатели уровня самообеспечения. Так, дефиниция продовольственной безопасности в законах Нижегородской и Свердловской областей, принятых после 2010 г., соответствует определению, представленному в Доктрине, а до принятия Доктрины регионы опирались на проект Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации» от 1999 г. Например, Приморский край и Ульяновская область. Следует отметить, что в документах, принятых в последние годы, предусмотренный уровень самообеспечения продовольствием намного выше, чем в ранее принятых законах. Это свидетельствует об укреплении отечественного агропродовольственного сектора.

Если на уровне региональных законодательных и исполнительных органов власти отмечается единообразие понимания сущности ПБ, то в научной сфере в определении ПБ отражаются особенности формирования продовольственного рынка региона.

Так, представители научного сообщества г. Вологды подчеркивают, что ПБ региона формируется и действует на основе тех же объективных законов, что и продовольственная безопасность страны и мира в целом. ПБ региона они понимают как состояние системы производства, хранения, переработки и торговли, которое способно бесперебойно обеспечить в течение года все категории населения соответствующих территорий качественными продуктами питания, преимущественно собственного производства, не ниже принятых медицинских норм [5].

В то же время А.И. Костяев, И.И. Костусенко, представляющие научную школу Санкт-Петербурга, считают, что сущность понятия «продовольственная безопасность региона» принципиально отличается от соотвествующего понятия на уровне национального государства. Определение продовольственной безопасности региона авторы рассматривают как состояние экономики, при котором существуют условия и имеется отлаженный механизм реализации основных положений «Доктрины продовольственной безопасности» за счет как собственного производства продовольствия, так и ввоза из других регионов страны [6]. Указание на необходимость ввоза пищевых продуктов обусловлено тем, что регионы, входящие в Северо-Западный федеральный округ, не обеспечивают свои потребности в продовольствии.

Отличаются определения ПБ научных сообществ, представляющих индустриальные регионы, характеризующиеся недостаточно развитым сельским хозяйством, слабой пищевой промышленностью, низким процентом населения, занятого в сельскохозяйственном производстве [7]. В этих регионах достичь самообеспечения продовольствием не

представляется возможным. Поэтому исследователи подчеркивают необходимость ввоза продовольствия. Так, Т.П. Дорофеева, Т.В. Фролова, A.A. Синьков продовольственную безопасность Кемеровской области понимают как способность региональной системы гарантированно снабжать население продовольствием в пределах установленных норм, с помощью рационального сочетания собственных и внешних поставок продуктов питания [8]. Ученые Урала продовольственную безопасность характеризуют как состояние экономики, АПК и социальной политики, при котором население региона обеспечивается продуктами питания по научно обоснованным медицинским нормам за счет возможности покупки, обмена своей продукции и услуг на сельскохозяйственную продукцию при минимальной потенциальной уязвимости продовольственного снабжения в кризисных ситуациях в стране, а также нарушениях и осложнениях в мировой торговле продовольствием и соответствующем уровне доступности продовольствия [9].

В отдаленных регионах не всегда экономически выгодно завозить продукты питания с других территорий страны. Поэтому H.A. Немеровец указывает, что для устойчивости продовольственного обеспечения населения Приморского края необходимы достаточные объемы производства внутри края и импорта продовольствия; наличие оперативных и стратегических продовольственных резервов [10].

Вышеприведенные определения указывают на дифференцированное понимание сущности продовольственной безопасности субъектов федерации.

Удмуртская Республика относится к регионам, не обеспечивающим свои потребности в зерне и продуктах его переработки для снабжения потребностей населения в хлебе и хлебопродуктах, промышленного птицеводства и свиноводства в концентрированных кормах. При этом республика не только обеспечивает свои потребности в продуктах питания животного происхождения, но и значительные объемы вывозит в другие регионы (табл. 1).

Таблица 1. Динамика ввоза и вывоза продуктов питания Удмуртской Республикой, тыс. т [11,12]

Год Картофель Овощи Молоко и Мясо и Яйцо, млн.

молокоттродукты мясопродукты шт.

Ввоз

2010 1Д 24,6 50,8 14,1 70,9

2011 1,5 24,6 50,9 13,8 92,1

2012 3,2 25,2 67,3 16,7 149,5

2013 45,6 25,7 87,6 24,8 172,1

2014 6,4 20,2 113,7 23,6 180,5

Вывоз

2010 5,8 2Д 211,3 21,2 594,7

2011 5,0 2,0 218,7 22,8 543,3

2012 6,5 1,5 244,3 23,0 586,4

2013 5,6 1,5 296,3 28,5 618,1

2014 з,з 2Д 312,0 61,4 651,0

Таким образом, в республике обеспечивается наличие продовольствия. Обеспеченность торговыми площадями в регионе в 1,7 раза выше нормативного уровня, что обеспечивает физическую доступность продовольствия. При этом фактическое потребление продуктов питания в республике ниже рекомендуемых норм рационального питания (табл. 2).

Поэтому продовольственную безопасность Удмуртской Республики мы рассматриваем как состояние экономики региона, способного обеспечить при любых изменениях внешней и внутренней среды потребность во всех видах продовольствия, в объеме, не ниже рациональных норм потребления, при самообеспечении продовольственными товарами, производство которых по природно-климатическим условиям возможно осуществлять на

территории республики. В этом определении взаимосвязаны физическая и экономическая доступность продовольствия, самообеспечение региона. Исходя из данного определения необходимо определиться с показателями, отражающими продовольственную безопасность региона.

Таблица 2. Динамика потребления продуктов питания в расчете на душу населения в Удмуртской Республике, кг [11,12]

Продукция Производство на душу населения Рекомендуемы е нормы 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Хлебные продукты 95-105 117 116 115 116 116

Овощи и

продовольственные бахчевые культуры 127 120-140 107 110 110 111 112

Картофель 331 95-100 130 133 137 137 138

Сахар - 24-28 31 31 32 32 32

Масло растительное - 10-12 9,4 9,4 9,5 9,7 9,7

Молоко и молокопродукты 477 320-340 265 265 266 267 268

Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо 75 70-75 62 64 66 70 70

Яйца, шт. 619 260 264 268 277 280 282

Рыбные продукты 0,0 18-22 12 12 12

В настоящее время Министерство сельского хозяйства РФ уровень продовольственной безопасности России определяет как отношение производства сельскохозяйственной продукции и продовольствия в общем объеме ресурсов с учетом переходящих запасов. Эти показатели публикуются в Национальном докладе «О ходе и результатах реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (табл. 3).

Таблица 3. Удельный вес сельскохозяйственной продукции и продовольствия отечественного производства в общем объеме их ресурсов (с учетом переходящих запасов) в Российской Федерации *, % [13]

Продукция 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. Пороговые значения Доктрины Целевой показатель Государственной программы в 2014 г.

Зерно 99,4 99,3 98,8 98,4 98,9 95,0 99,5

Картофель 96,3 95,3 96,8 97,5 97,4 95,0 98,2

Сахар (произведенный из сахарной свеклы) 57,6 62,4 77,9 84,6 81,7 80,0 79,3

Масло растительное 76,6 78,0 83,6 81,3 84,4 80,0 83,0

Мясо и мясопродукты (в пересчете на мясо) 71,4 73,4 74,8 77,3 82,3 85,0 78,9

Молоко и молокопродукты (в пересчете на молоко) 79,7 79,9 78,9 76,5 77,4 90,0 81,0

* по данным Минсельхоза России

Однако эти показатели не могут отражать уровень продовольственной безопасности регионов. Это обусловлено межрегиональным обменом продовольствием. Ввоз на территорию региона осуществляется даже при высоком уровне самообеспеченности продовольствием. Поэтому показатели, рассчитанные по предложенной в Национальном

докладе методике, для регионов всегда будут менее 100% (табл.5). Исключением может быть только последующий год после экстремально неблагоприятного для сельскохозяйственного производства года, когда переходящие запасы на начало следующего года остаются на низком уровне.

Росстат и региональные органы статистики рассчитывают уровень самообеспечения основными видами сельскохозяйственной продукции как отношение производства продукции на территории страны (региона) к внутреннему ее потреблению, включающее производственное потребление, личное потребление населением, потери продукции, переработку на непищевые цели без учета переходящих запасов (табл. 4).

Таблица 4. Уровень самообеспечения Российской Федерации сельскохозяйственной продукцией, % [12]

Продукция 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 80,5 93,2 88.7 88,2 90,2

Картофель 75,9 113,0 97,5 99,4 101,1

Молоко 80,5 81,5 80,2 77,5 78,6

Мясо 72,2 74,0 76,1 78,5 82,8

Яйца 98,3 98,0 98,0 98,0 97,6

Эти данные в аннотации к статистическому бюллетеню «Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации» обозначены как показатели, характеризующие продовольственную безопасность страны (региона) [12]. В субъектах федерации с высоким уровнем обеспеченности сельскохозяйственной продукцией эти показатели озвучиваются как достигнутый уровень продовольственной безопасности региона.

Если в целом по стране показатели самообеспеченности низкие, то в регионах, вывозящих продукцию, уровень самообеспеченности складывается на достаточно высоком уровне. Так, уровень самообеспеченности Удмуртской Республики овощами без учета бахчевых культур в 2014 г. составил 100%, мясом и мясопродуктами - 104,7%, картофелем -108,9%, молоком и молочными продуктами - 144,6%, яйцом - 201,1% (табл. 5). Таким образом, в республике обеспечивается наличие сельскохозяйственной продукции, которая в дальнейшем может быть направлена как на пищевые цели, так и на непродовольственные цели, а также как на внутреннее потребление, так и на внешнее. Поэтому методика Росстата также не может быть использована для определения ПБ региона.

Продовольственную безопасность регионов, необходимо определять по уровню физической и экономической доступности продовольствия. Физическую доступность продовольствия Удмуртской Республики характеризует показатель его наличия, который находится на высоком уровне. Экономическую доступность продовольствия в соответствии с Доктриной характеризует возможность приобретения пищевых продуктов по сложившимся ценам в объемах и ассортименте, которые не меньше установленных рациональных норм потребления, обеспеченная соответствующим уровнем доходов населения [1].

Следовательно уровень экономической доступности продовольствия характеризует отношение фактического потребления к рациональным нормам потребления. Продовольственная безопасность обеспечивается, если уровень экономической доступности продовольствия составляет не менее 100%. Таким образом, ПБ регионов России, обеспечивающих физическую доступность продовольствия за счет местного производства, характеризует уровень экономической доступности продовольствия. В Удмуртии при высоком уровне физической доступности продовольствия экономическая доступность остается на низком уровне (табл. 5).

Таблица 5. Динамика уровня экономической доступности продовольствия и самообеспечения сельскохозяйственной продукцией Удмуртской Республики, %

Уровень экономической Удельный вес производства в общем объеме ресурсов с Уровень самообеспечения сельскохозяйственной продукцией(методика Росстата)

Продукция доступности продовольствия учетом переходящих запасов (методика МСХ РФ)

2013г. 2014г. 2013г. 2014г. 2013г. 2014г.

Хлебные продукты 110,5 110,5 X X X X

Картофель 137,0 138,0 103,3 108,2 97,8 108,9

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 79,3 80,0 90,4 96,4 91,1 97,4

Растительное масло 80,8 j 80,8 X X X X

Мясо и мясопродукты 93,3 93,3 82,3 81,1 103,8 104,7

Молоко и молокопродукты 78,5 78,8 88.8 89,1 141,0 144,6

Яйца 107,7 108,5 83,7 84,1 195,4 201,1

Сахар 114,3 114,3 X X X X

Уровень ПБ Удмуртской Республики по молоку и молочным продуктам в 2014 г. составил 78,8%, мясу и мясопродуктам - 93,3%, картофелю - 138,0%, сахару - 114,3%, хлебным продуктам - 110,5%. Следовательно, для населения Удмуртии в полном объеме экономически доступны более дешевые продукты питания.

Для регионов, не обеспечивающих физическую доступность продовольствия, за счет местного производства оценка ПБ должна осуществляться в два этапа. На первом этапе необходимо определить наличие продовольствия в необходимых объемах, а затем экономическую его доступность.

Таким образом, понятие сущности продовольственной безопасности регионов должно быть дифференцированным в зависимости от возможности достижения самообеспечения продовольствием. Показатели, определяющие продовольственную безопасность на национальном уровне, не приемлемы для расчета ПБ регионов. Для регионов, достигших самообеспечения продовольствием, а также обеспечивающих физическую доступность продовольствия, ПБ характеризует экономическая доступность продовольствия.

Методика определения продовольственной безопасности регионов по уровню экономической доступности продовольствия дает возможность оценивать экономическое и социальное благополучие субъектов федерации, а также уровень доходов и покупательной способности населения.

Литература

1. Доктрина продовольственной безопасности РФ: утв. Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/30563 (дата обращения: 16.11. 2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Боткин О.И., Сутыгина А.И., Сутыгин П.Ф., Цыпляков П.А. Бюджетная поддержка как фактор устойчивого развития сельского хозяйства // Аграрный вестник Урала. - 2014. - № 6. - С. 88-92.

3. Боткин О.И., Сутыгина А.И., Сутыгин П.Ф. Особенности функционирования регионального рынка продовольствия в глобализирующейся экономике // Вестник УдГУ. -2014.-№1.-С.12-23.

4. Хайруллин А.Н. Развитие АПК: Есть ли у государства перспективная стратегия? // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих отраслей. - 2014. - № 3. - С. 15-16.

5. Ускова Т.В., Селименков Р.Ю., Анищенко А.Н., Чекавинский А.Н. Продовольственная безопасность региона: Монография. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2014. -102 с.

6. Костяев А.И., Костусенко И.И. Обеспечение продовольственной безопасности России: региональный аспект // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. -2012. - №5.-С. 4-7.

7. Лубкова Э.М., Шилова А.Э. Проблемы обеспечения продовольственной безопасности Кемеровской области в современных условиях // Экономика и эффективность организации производства. - 2015. - № 23. - С. 36-41 URL: http://elibrary.ru/download/24901056.pdf (дата обращения 16.04.2016).

8. Дорофеева Т.П., Фролова Т.В., Синьков A.A. О состоянии продовольственной безопасности региона и мерах по ее обеспечению (на примере Кемеровской области) Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 2-5 (62). - С. 191-197 URL: http://elibrary.ru/download/51890542.pdf (дата обращения 02.03.2016).

9. Семин А.Н., Мальцев Н.В., Пачиков В.И., Савицкая Е.А. Принципы продовольственного обеспечения регионов и критериальная оценка продовольственной безопасности / В книге «Экономическая безопасность России: уроки кризиса и перспективы роста; Под редакцией В.А. Черешнева, А.И. Татаркина, М.В. Федорова. - Т.1. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2012. - 1312 с.

10. Немеровец H.A. Продовольственная безопасность региона // Вестник ТГЭУ. №3. 2005 С 37-42. URL: httpV/cyberleninka.ru/article/n/prodovolstvennaya-bezopasnost-regiona (дата обращения 15.04.2016).

11. Сельское хозяйство Удмуртской Республики за 2014 г. Стат. сб. / Удмуртстат. - Ижевск, 2015,- 112с.

12. Потребление основных продуктов питания населением Российской Федерации. Стат. бюл. Росстат. - М.: 2015. URL: http://www.gks.ru (дата обращения 12.11.2015).

13. Национальный доклад «О ходе и результатах реализации в 2014 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» МСХ РФ. - М., 2015. - 275 с.

УДК 338.439:338.43.02

Канд. экон. наук О.И. СВИРИДОВА (Орловский ГАУ, sviridova.o@list.ru)

ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫХОДУ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ

Продовольственная безопасность, сельскохозяйственное сырьё, продукты питания, экспортный потенциал, внешние рынки, продвижение

В соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ Д. А. Медведевым от 30 января 2010 г. № 120 продовольственная безопасность России - это «состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни».

В качестве оценочных показателей продовольственной безопасности в сфере производства и национальной конкурентоспособности Доктрина устанавливает следующие: [1]:

- объемы производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

- импорт сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.