Научная статья на тему 'НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОО'

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / ОБЩЕНИЕ / СПОСОБНОСТИ / КОМПЕТЕНЦИИ / НАВЫКИ / УМЕНИЯ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОМПОНЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Чалбаш Эльмаз Рефат Кызы

В статье рассмотрены подходы к определению понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные способности», «коммуникативные компетенции», «коммуникативные навыки», «коммуникативные умения». Раскрыта характеристика компонентов коммуникативных умений педагогов дошкольной образовательной организации. В статье проанализированы различные мнения исследователей по коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации что позволяет утверждать, что она является основополагающей для деятельности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аббасова Левиза Иловиевна, Чалбаш Эльмаз Рефат Кызы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND THEORETICAL APPROACHES TO DETERMINING THE COMMUNICATIVE SKILLS OF TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article analyzes approaches to the definition of the concepts of «communication», «contact», «communicative abilities», «communicative competencies», «communicative skills», «communicative proficiency». The characteristics of the components of communicative skills of teachers of preschool educational organizations are revealed. The article analyzes various opinions of researchers on the communicative competence of teachers of preschool educational organizations, which allows us to assert that it is fundamental for the activity of a teacher.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОО»

Педагогика

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Аббасова Левиза Иловиевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); студентка Чалбаш Эльмаз Рефат кызы

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ

УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ ДОО

Аннотация. В статье рассмотрены подходы к определению понятий «коммуникация», «общение», «коммуникативные способности», «коммуникативные компетенции», «коммуникативные навыки», «коммуникативные умения». Раскрыта характеристика компонентов коммуникативных умений педагогов дошкольной образовательной организации. В статье проанализированы различные мнения исследователей по коммуникативной компетенции педагогов дошкольной образовательной организации что позволяет утверждать, что она является основополагающей для деятельности педагога.

Ключевые слова: коммуникация, общение, способности, компетенции, навыки, умения, педагог дошкольной образовательной организации, профессиональная деятельность, компоненты.

Annotation. The article analyzes approaches to the definition of the concepts of «communication», «contact», «communicative abilities», «communicative competencies», «communicative skills», «communicative proficiency». The characteristics of the components of communicative skills of teachers of preschool educational organizations are revealed. The article analyzes various opinions of researchers on the communicative competence of teachers of preschool educational organizations, which allows us to assert that it is fundamental for the activity of a teacher.

Key words: communication, contact, abilities, competencies, skills, abilities, teacher of a preschool educational organization, professional activity, components.

Введение. В современных условиях постоянно развивающегося образовательного пространства педагогу дошкольной образовательной организации необходимо владеть коммуникативными умениями и навыками, находить способы эффективного общения и успешного взаимодействия с другими педагогами, психологами, с администрацией, с детьми дошкольного возраста, а также с родителями (законными представителями) детей. Требования к личности педагога дошкольной образовательной организации предполагают наличие умений преодолевать трудности, связанные с коммуникацией, и искать пути наилучшего сотрудничества и коммуникации для продуктивной профессиональной деятельности.

Вопросы понимания понятия «коммуникативные умения» весьма обширны и изучаются многими исследователями. Основоположником исследований по педагогическому общению стал В.А. Кан-Калик, изучая педагогическое общение как один из самых главных элементов профессиональной деятельности педагогов [8]. Проблема формирования коммуникативной компетентности педагогов дошкольной образовательной организации рассматривается в исследовании Т.П. Гордиенко, в котором раскрыта сущность коммуникации и особенности коммуникативной компетентности педагогов дошкольного образования [3]. В.А. Возчиков, изучая проблему коммуникативных умений среди педагогов, утверждает, что судить об уровне коммуникативных умений следует по тому, как педагог вступает в беседу, диалог либо общение [2]. Многие отечественные авторы отмечают, что понятие коммуникации сопоставимо с общением, однако синонимами данные понятия не являются.

Изложение основного материала статьи. Коммуникация является одним из главных видов деятельности человека. Анализ публикаций позволяет рассмотреть некоторые понятия, связанные с коммуникацией.

Изучая понятие «коммуникация», следует обратиться к словарю, в котором указано, что в переводе с латинского языка коммуникация означает «делаю общим, общаюсь и связываю». Коммуникация - это общение, связь людей друг с другом, иными словами, особая форма контакта людей в любых обстоятельствах и ситуациях.

По мнению Т.Г. Грушевицкой, коммуникация - это обмен информацией и мыслями, который может выступать в виде речевых сигналов, а также это сам процесс передачи информации от одного человека к другому [4].

В монографии И.М. Дзялошинского указано, что коммуникация - это определенная сфера деятельности, которая обеспечивает возможность и определяет пути осуществления коммуникативной активности педагогов [6].

Обращаясь к работам других исследователей, стоит отметить, что коммуникацию принято использовать в разных сферах деятельности человека: социологии, лингвистике, психологии, технических науках, педагогике. О.Н. Морозова и О.А. Базылева отмечают, что коммуникация - это, прежде всего, процессуальность, включающая в себя передачу и обмен информацией, а также это информативность (знания). Кроме этого, информация во время коммуникации не имеет свойства просто передаваться, она еще формулируется, конкретизируется и развивается [13].

В психологии и социологии понятия коммуникации и общения перекликаются, однако синонимами они не являются.

А.А. Леонтьев рассматривает общение как профессиональное взаимодействие педагога дошкольной образовательной организации с детьми дошкольного возраста на занятиях и в другое время, которое может быть направлено на улучшение образовательного процесса и межличностных отношений [10].

Педагогическое общение - это объединенные средства и методы, которые обеспечивают осуществление целей и задач обучения и воспитания, а также обуславливают направление для взаимодействия педагога дошкольной образовательной организации и детей дошкольного возраста. Общением следует называть личностное взаимодействие, эффективность которого предусматривает понимание коллег, педагогов дошкольной образовательной организации, их мотивов и отношения к общению.

Исследователь В.А. Кан-Калик объяснял профессиональное педагогическое общение как определенную систему средств, методов и навыков социально-психологических отношений педагогов дошкольной образовательной организации и детей дошкольного возраста, который включает в себя обмен информацией, предоставление воспитательного влияния, организацию межличностных отношений при помощи разнообразных коммуникативных средств. Педагог дошкольной образовательной организации является главным активатором этого процесса, должен уметь правильно его составить и управлять им. С другой стороны, педагогическое общение выступает особой формой творчества, проявляющейся на каждом этапе педагогического процесса [8].

Рассматривая понятия коммуникации и общения, следует также проанализировать другие понятия: способность, компетенция, навык и умение. Большое количество исследований как отечественных, так и зарубежных ученых посвящено

указанным понятиям.

Л.А. Михайлов понимает под коммуникативной способностью педагога дошкольной образовательной организации способность человека как личности, которая может обеспечить качество общения с другими людьми [12].

Компетенции от латинского «compete» - добиваюсь, соответствую, подхожу, как указано в энциклопедическом словаре. Компетенции - это знания, умения и навыки в определенной сфере деятельности человека.

А.В. Хуторский утверждает, что для эффективной и продуктивной деятельности необходимо задать качества личности, включающие в себя знания, умения, навыки и способности, что и будет являться компетенцией [16].

Коммуникативная компетенция, по мнению Е.В. Крупновой, это способность решать средствами языка актуальные задачи общения. В данном случае речь идет об умении педагога дошкольной образовательной организации создать и сформировать грамотное общение с детьми дошкольного возраста [9].

В исследовании Л.А. Аухадеевой коммуникативная компетенция понимается как многомерное явление, которое состоит из когнитивного, социального, мотивационного и этического компонентов; средство и условие профессионального развития и становления педагога дошкольной образовательной организации [1].

Навык как определенное действие, которое характеризуется высокой степенью освоения теории и практики; умение, которое формируется в процессе получения практического опыта и деятельности и направлено на решение поставленных задач. Навык выступает как компонент деятельности, который формируется при многочисленных повторениях, и уже доведен до автоматизма. В результате повторений отдельных операций или упражнений, навык начинает осуществляться сознательно, и не нуждается в контроле.

Под понятием «коммуникативные умения» подразумевается возможность реализовать свою речь в состоянии решения некоторых коммуникативных задач на основании приобретенных знаний, умений и навыков.

По мнению В.А. Тищенко, коммуникативные умения - это, прежде всего, умения правильно, четко, умело и доступно объяснить ход своих мыслей и верно воспринять информацию других людей. К числу коммуникативных умений следует отнести умения общения, непосредственной и опосредованной межличностной коммуникации [15].

Коммуникативные умения В.А. Как-Калик определяет как особую совокупность определенных коммуникативных действий у педагогов дошкольной образовательной организации, которые осуществляются благодаря теоретической и практической подготовке педагога и предоставляют возможность использовать умения и навыки в коммуникации с творческим подходом в профессиональной деятельности [8].

Исследователь В.А. Возчиков уверяет, что коммуникативные умения - это навыки общения, и рассуждать об уровне сформированности коммуникативных умений можно по тому, как педагоги дошкольной образовательной организации могут вступить в диалог и общение [2].

О.А. Запятая выделяет следующие коммуникативные умения:

- кратко формулировать и выражать мысли;

- верно оформлять письменную речь;

- ставить правильные вопросы в разных сферах общения [7].

Определим структуру коммуникативных умений педагогов дошкольной образовательной организации.

Определены три компонента коммуникативных умений педагогов дошкольной образовательной организации: информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный и аффективно-коммуникативный. Следует рассмотреть каждый из компонентов более детально.

Информационно-коммуникативный компонент строится на основе некоторых показателей: умения педагогов дошкольной образовательной организации вступать в процесс общения; умения ориентироваться в ситуациях общения с коллегами в дошкольной образовательной организации; умения соотносить средства вербального и невербального общения.

Умение педагогов дошкольной образовательной организации вступать в процесс общения включает в себя уважительное обращение к другим педагогам дошкольной образовательной организации; умение быть внимательным в беседе, принимать непосредственное участие в круглом столе, различных совещаниях и собраниях; умение тактично формулировать нужную просьбу по учебно-воспитательной работе, предложение помочь; умение приветствовать коллег в дошкольной образовательной организации, приглашать их на мероприятия и поздравлять их со значимым событием.

Умение ориентироваться в ситуациях общения с коллегами в дошкольной образовательной организации включает в себя умение заводить общение с незнакомым педагогом для дальнейшего общения в процессе учебно-воспитательной деятельности; умение придерживаться определенных правил культуры общения с детьми дошкольного возраста, педагогами дошкольной образовательной организации; умение понимать мотивы и причины общения, намерения коллег.

Умение соотносить средства вербального и невербального общения включает в себя умение применять вежливость в речи, знаках и жестах; умение экспансивно и насыщенно демонстрировать свои мысли в общении с коллегами и использовать мимику, выразительные телодвижения, звуковое оформление речи, варьировать знаками, символами и жестами; умение использовать в своей работе и коммуникации с другими педагогами дошкольной образовательной организации и детьми дошкольного возраста различные материальные предметы, таблицы и схемы, соответствующие рисунки, объединять весь материал.

Регуляционно-коммуникативный компонент строится на основе таких показателей: умения согласовывать свои действия, мысли и мнение, установки с потребностями коллег по общению в дошкольной образовательной организации; умения полагаться, поручать, солидаризироваться с педагогами дошкольной образовательной организации; умения находить применение собственных знаний, умений и навыков для решения поставленных задач при совместной работе с коллегами.

Умение согласовывать свои действия, мысли и мнение, установки с потребностями коллег по общению в дошкольной образовательной организации включает в себя реализацию взаимоконтроля воспитательной деятельности; мотив коллективного выполнения заданий, поручений, творческих работ, проектов; логическую последовательность и поэтапное выполнение совместных работ с использованием оптимальных средств и методов.

Умение полагаться, поручать, солидаризироваться с педагогами дошкольной образовательной организации включает в себя помощь коллегам, которые нуждаются в поддержке; умение находить компромиссы в конфликтных ситуациях по выполнению работ в дошкольной образовательной организации; умение принимать идеи коллег и высказывать свою точку зрения; умение поручать некоторые из заданий педагогам, к которым есть доверие; умение выслушивать советы от педагогов, которые работают продолжительное время в дошкольной образовательной организации и имеют ценный опыт по выполняемому заданию; умение доверять педагогам по общению.

Умение находить применение собственных знаний, умений и навыков для решения поставленных задач при совместной работе с коллегами включает в себя: умение использовать собственные способности для достижения общей цели; умение применять литературу и другие различные средства обучения для выполнения общей деятельности с педагогами дошкольной образовательной организации.

Аффективно-коммуникативный компонент строится на основе умений открываться другим педагогам дошкольной образовательной организации, рассказывать о своих эмоциях, впечатлениях, отношении к чему-либо, делиться настроением и, в свою очередь, выражать сопереживание и заботу по отношению к коллегам.

Проанализировав многочисленные труды авторов, определяем коммуникативные умения педагогов дошкольной образовательной организации как определенный вид коммуникативной деятельности, направленный на эффективное общение, совместную деятельность с коллегами в дошкольной образовательной организации. Коммуникативные умения являются важным фактором для дальнейшего профессионального благополучия во взаимодействии с разными субъектами дошкольной образовательной организации.

Выводы. Важно отметить, что овладение всеми компонентами коммуникативных умений педагогов дошкольной образовательной организации (информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный, аффективно-коммуникативный) поможет вести профессиональную деятельность достаточно успешно и взаимодействовать с другими участниками педагогического процесса, а именно, детьми дошкольного возраста, коллегами по работе в дошкольной образовательной организации.

Литература:

1. Аухадеева, Л.А. Коммуникативная компетентность в подготовке учителя / Л.А. Аухадеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 3. - С. 43-48.

2. Возчиков, В.А. Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Возчиков Вячеслав Анатольевич. - Бийск, 1999. - 162 с.

3. Гордиенко, Т.П. Особенности коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации / Т.П. Гордиенко, М.В. Сиренко // Актуальные исследования. - 2020. - № 13 (16). - С. 67-71.

4. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.

5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.

6. Дзялошинский, И.М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты: монография / И.М. Дзялошинский. - М.: Издательство АПК и ППРО, 2012. - 592 с.

7. Запятая, О.В. Деятельность учителя по формированию общих умений коммуникации / О.В. Запятая // Коллективный способ обучения. - 2005. - № 8. - С. 3-10.

8. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.

9. Крупнова, Е.В. Коммуникативная компетенция преподавателя / Е.В. Крупнова, И.В. Неклюдова // Актуальные проблемы современной науки. - 2015. - № 5. - С. 67-69.

10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебник / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

11. Луковников, Н.Н. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / Н.Н. Луковников. - Тверь: Тверская ГСХА, 2021. - 201 с.

12. Михайлов, Л.А. Психология общения: учебное пособие / Л.А. Михайлов. - СПб.: Образование, 1994. - 103 с.

13. Морозова, О.Н. Определение понятия коммуникации в лингвистике / О.Н. Морозова, О.А. Базылева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 1. - С. 204-211.

14. Слабая, О.С. Роль педагогических способностей в профессиональной деятельности преподавателя / О.С. Слабая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11 (4). - С. 788-791.

15. Тищенко, В.А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации / В.А. Тищенко // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 15-22.

16. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.

Педагогика

УДК 37

аспирант кафедры педагогики, учитель биологии и экологии Алиханова Таиса Шевкетовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала), МБОУ «СОШ №61» (г. Махачкала);

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Алижанова Хаписат Алижановна

«Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ДТ БИОКВАНТУМА Г. МАХАЧКАЛА

В МБОУ «СОШ № 61»

Аннотация. В данной статье анализируется особенность организации учебного процесса и проектной деятельности в межпредметной интеграции биологических знаний обучающихся с применением цифровой лаборатории на базе ДТ «Биоквантум» г. Махачкала в МБОУ «СОШ № 61». Показана роль применения цифровых лабораторий, которые приводят к возникновению интереса школьников во время уроков проектной деятельности в учебном процессе. В статье делается вывод о том, что цифровая лаборатория на сегодняшний день значительно поднимает заинтересованность в практической деятельности у учеников. Во время практической работы учащиеся не только изучают окружающую их действительность, но вместе с тем учатся использовать современные цифровые технологии. При применении цифровой лаборатории, датчиков ДТ «Биоквантум», деятельность учащихся не ограничена строго рамками урока, ученики получают возможность самим делать измерения и проводить эксперименты, делать собственнике выводы.

Ключевые слова: цифровая лаборатория, биоквантум, биологические знания, проектная деятельность. Annotation. This article analyzes the peculiarity of the organization of the educational process and project activities in the interdisciplinary integration of biological knowledge of students with the use of a digital laboratory based on the DT bioquantum of Makhachkala in MBOU "Secondary School No. 61". The role of the use of digital laboratories that lead to the interest of schoolchildren during lessons of project activities in the educational process is shown. The article concludes that the digital laboratory today significantly raises the interest in practical activities among students. During practical work, students not only study the reality around them, but at the same time learn to use modern digital technologies. When using a digital laboratory, sensors DT "Bioquantum", the activities of students are not limited strictly to the framework of the lesson, students get the opportunity to make measurements and conduct experiments themselves, to draw conclusions to the owner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.