Аффективно-коммуникативный компонент строится на основе умений открываться другим педагогам дошкольной образовательной организации, рассказывать о своих эмоциях, впечатлениях, отношении к чему-либо, делиться настроением и, в свою очередь, выражать сопереживание и заботу по отношению к коллегам.
Проанализировав многочисленные труды авторов, определяем коммуникативные умения педагогов дошкольной образовательной организации как определенный вид коммуникативной деятельности, направленный на эффективное общение, совместную деятельность с коллегами в дошкольной образовательной организации. Коммуникативные умения являются важным фактором для дальнейшего профессионального благополучия во взаимодействии с разными субъектами дошкольной образовательной организации.
Выводы. Важно отметить, что овладение всеми компонентами коммуникативных умений педагогов дошкольной образовательной организации (информационно-коммуникативный, регуляционно-коммуникативный, аффективно-коммуникативный) поможет вести профессиональную деятельность достаточно успешно и взаимодействовать с другими участниками педагогического процесса, а именно, детьми дошкольного возраста, коллегами по работе в дошкольной образовательной организации.
Литература:
1. Аухадеева, Л.А. Коммуникативная компетентность в подготовке учителя / Л.А. Аухадеева // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2015. - № 3. - С. 43-48.
2. Возчиков, В.А. Развитие коммуникативных умений студентов педвуза средствами журналистики: дис. ... канд. пед. наук: спец. 13.00.08 / Возчиков Вячеслав Анатольевич. - Бийск, 1999. - 162 с.
3. Гордиенко, Т.П. Особенности коммуникативной компетентности педагога дошкольной образовательной организации / Т.П. Гордиенко, М.В. Сиренко // Актуальные исследования. - 2020. - № 13 (16). - С. 67-71.
4. Грушевицкая, Т.Г. Основы межкультурной коммуникации: учебник для вузов / Т.Г. Грушевицкая, В.Д. Попков, А.П. Садохина. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 352 с.
5. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.
6. Дзялошинский, И.М. Коммуникационные процессы в обществе: институты и субъекты: монография / И.М. Дзялошинский. - М.: Издательство АПК и ППРО, 2012. - 592 с.
7. Запятая, О.В. Деятельность учителя по формированию общих умений коммуникации / О.В. Запятая // Коллективный способ обучения. - 2005. - № 8. - С. 3-10.
8. Кан-Калик, В.А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя / В.А. Кан-Калик. - М.: Просвещение, 1987. - 190 с.
9. Крупнова, Е.В. Коммуникативная компетенция преподавателя / Е.В. Крупнова, И.В. Неклюдова // Актуальные проблемы современной науки. - 2015. - № 5. - С. 67-69.
10. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность: учебник / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
11. Луковников, Н.Н. Основы педагогической деятельности: учебное пособие / Н.Н. Луковников. - Тверь: Тверская ГСХА, 2021. - 201 с.
12. Михайлов, Л.А. Психология общения: учебное пособие / Л.А. Михайлов. - СПб.: Образование, 1994. - 103 с.
13. Морозова, О.Н. Определение понятия коммуникации в лингвистике / О.Н. Морозова, О.А. Базылева // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2011. - № 1. - С. 204-211.
14. Слабая, О.С. Роль педагогических способностей в профессиональной деятельности преподавателя / О.С. Слабая // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11 (4). - С. 788-791.
15. Тищенко, В.А. Коммуникативные умения: к вопросу классификации / В.А. Тищенко // Казанский педагогический журнал. - 2008. - № 2. - С. 15-22.
16. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
Педагогика
УДК 37
аспирант кафедры педагогики, учитель биологии и экологии Алиханова Таиса Шевкетовна
ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала), МБОУ «СОШ №61» (г. Махачкала);
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Алижанова Хаписат Алижановна
«Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ЛАБОРАТОРИЙ В МЕЖПРЕДМЕТНОЙ ИНТЕГРАЦИИ БИОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ШКОЛЬНИКОВ НА БАЗЕ ДТ БИОКВАНТУМА Г. МАХАЧКАЛА
В МБОУ «СОШ № 61»
Аннотация. В данной статье анализируется особенность организации учебного процесса и проектной деятельности в межпредметной интеграции биологических знаний обучающихся с применением цифровой лаборатории на базе ДТ «Биоквантум» г. Махачкала в МБОУ «СОШ № 61». Показана роль применения цифровых лабораторий, которые приводят к возникновению интереса школьников во время уроков проектной деятельности в учебном процессе. В статье делается вывод о том, что цифровая лаборатория на сегодняшний день значительно поднимает заинтересованность в практической деятельности у учеников. Во время практической работы учащиеся не только изучают окружающую их действительность, но вместе с тем учатся использовать современные цифровые технологии. При применении цифровой лаборатории, датчиков ДТ «Биоквантум», деятельность учащихся не ограничена строго рамками урока, ученики получают возможность самим делать измерения и проводить эксперименты, делать собственнике выводы.
Ключевые слова: цифровая лаборатория, биоквантум, биологические знания, проектная деятельность. Annotation. This article analyzes the peculiarity of the organization of the educational process and project activities in the interdisciplinary integration of biological knowledge of students with the use of a digital laboratory based on the DT bioquantum of Makhachkala in MBOU "Secondary School No. 61". The role of the use of digital laboratories that lead to the interest of schoolchildren during lessons of project activities in the educational process is shown. The article concludes that the digital laboratory today significantly raises the interest in practical activities among students. During practical work, students not only study the reality around them, but at the same time learn to use modern digital technologies. When using a digital laboratory, sensors DT "Bioquantum", the activities of students are not limited strictly to the framework of the lesson, students get the opportunity to make measurements and conduct experiments themselves, to draw conclusions to the owner.
Key words: digital laboratory, bio quantum, biological knowledge, project activity.
Введение. Цифровая лаборатория - новое поколение естественнонаучных лабораторий, актуальное для российских школ XXI в.
Соответственно, их применение имеет немалую значимость с точки зрения проведения биологических исследований. Цифровые лаборатории содействуют наилучшему освоению знаний и умений обучающимися, содействуя наиболее углубленному развитию и формированию креативного мышления, а также упрощая представление практического использования материала. Их использование позволяет учителю сократить время, отводимое для проведения лабораторных работ [1; 3-4; 6; 8].
На настоящем этапе развития образовательной системы в России школы не всегда могут предоставить всё оборудование, необходимое для проведения исследовательских практикумов, лабораторных работ и деятельности учащихся в рамках учебных проектов. Использование же в образовательном процессе цифровых лабораторий позволяет минимизировать негативное влияние такой ситуации на образовательный процесс [2; 7-9].
Внедрение цифровых лабораторий в образовательный процесс позволяет эффективно осуществлять:
- методическую и информационную поддержку процесса освоения школьниками естественнонаучных дисциплин;
- планирование образовательного процесса и его ресурсного обеспечения;
- мониторинг процесса освоения школьниками естественнонаучных дисциплин и фиксацию его результатов;
- обучение школьников естественнонаучным дисциплинам с использованием современных методик поиска, сбора, анализа, обработки и хранения учебной информации [10, С. 274].
Использование цифровых лабораторий позволяет существенно модернизировать методику и содержание экспериментальной деятельности учащихся. Особенности её функционирования позволяют школьникам знакомиться с параметрами эксперимента в области естественных наук не только на качественном уровне, но и на количественном [2-3; 6].
В этой связи перспективным выглядит использование цифровых лабораторий в межпредметной интеграции биологических знаний, исследованию основных особенностей которого на базе ДТ «Биоквантум» г. Махачкала в МБОУ «СОШ № 61» будет посвящена настоящая статья.
Изложение основного материала статьи. Обычно в цифровую лабораторию по биологии входит:
- комплект оборудования, в который в обязательном порядке входит измерительный блок, позволяющий обеспечить связь с регистратором;
- набор цифровых датчиков, предназначенных для регистрации значений различных переменных;
- пакет программ «Releon Lite», обеспечивающий эффективную работу датчиков, хранение и первичную обработку полученных параметров;
- цифровой датчик (мультидатчик), позволяющий вести параллельно учёт показателей окружающей среды и физиологических показателей организма человека;
- регистратор данных - персональный компьютер, поддерживающий работу ПО «Releon»;
- аппаратное и (или) программное обеспечение, поддерживающее логирование - такой режим работы цифровой лаборатории, при котором датчик работает без регистратора, с возможностью последующей загрузки продуктов измерений в память регистратора данных;
- связка датчиков, благодаря которым, на экране регистратора графически отображается работа одновременно двух и более подключенных цифровых датчиков [1; 4-5; 9].
Оборудованная таким образом цифровая лаборатория позволяет с одновременным использованием от 1 до 4 работающих USB-датчиков, позволяющих фиксировать значения различных переменных [10, С. 276]. При этом являющееся её основным элементом программное обеспечение автоматически распознаёт систему подключённых датчиков, позволяя вместе с тем осуществить выбор и настройку вида отображения данных, их фильтрацию регистрацию и измерение.
Работая в пространстве такой лаборатории, учащиеся с высокой вероятностью овладеют совокупностью умений и навыков, связанных с представлением информации об исследовании в четырёх видах (Табл. 1).
Таблица 1
Виды представления информации об исследовании, которыми учащиеся овладеют в результате обучения биологии с использованием цифровой лаборатории
Вид представления Связанные умения и навыки
Вербальный Умение описывать эксперимент
Навык создания словесной модели эксперимента
Умение фиксировать внимание на измеряемых величинах
Табличный Умение заполнять таблицы с данными
Графический Навык по строения графиков в соответствии с табличными параметрами
В форме математических уравнений Умение давать математическое описание взаимосвязи величин
Навыки математического обобщения данных, полученных в ходе эксперимента [2; 4]
Кроме того, экспериментальная деятельность в цифровых лабораториях с большой вероятностью будет способствовать формированию у школьников ряда исследовательских умений (Табл. 2).
Таблица 2
Исследовательские умения, формируемые у школьников в результате учебной деятельности в пространстве
цифровых лабораторий
№ п/п Умения
1 Определять исследовательскую проблему
2 Ставить исследовательские задачи
3 Планировать пути решения поставленных исследовательских задач
4 Строить модели
5 Выдвигать научные гипотезы
6 Путём постановки опытов проверять выдвинутые гипотезы
7 Анализировать данные, полученные в ходе опытов и (или) наблюдений
8 Формулировать выводы по результатам наблюдений и опытов [9, С. 42]
Таким образом, цифровая лаборатория позволяет оптимизировать следующие процессы:
- постановка демонстрационных экспериментов;
- проведение исследовательских работ учащихся [3; 8-9].
Внедрение в учебную деятельность цифровых лабораторий рассмотрим на примере урока на тему «Головной мозг, его строение и функции» среди учащихся восьмых классов в «СОШ № 61» (г. Махачкала).
На основании этой темы провели исследовательскую работу «Влияние современной и старомодной музыки на активность головного мозга с помощью ЭЭГ (электроэнцефалография)».
Под термином «Электроэнцефалография» понимается метод исследования головного мозга, в котором ведущую роль играет регистрация разности электрических потенциалов, возникающих в процессе его жизнедеятельности [5, С. 342-343]. На Рис. 1 показано, как дети выполняют экспериментальную (исследовательскую) работу с применением датчика ЭЭГ.
Рисунок 1. Процесс проведения экспериментальной работы
Цель работы - изучить, как изменяется активность головного мозга при прослушивании различных музыкальных композиций.
Задачи работы:
- получить ЭЭГ при прослушивании современной и старомодной музыки;
- сравнить полученные записи ЭЭГ и сделать вывод об изменении активности нейронов.
В этой работе дети изучили, как различные музыкальные ритмы и композиции влияют на ритмы ЭЭГ, записанной в затылочном отведении.
Полученная в результате эксперимента электроэнцефалограмма представляет собой запись суммарной электрической активности нейронов головного мозга. В данной форме она представлена преимущественно потенциалами дендритов и тел нервных клеток: возбудительными и тормозными постсинаптическими потенциалами, отчасти также - потенциалами действия их тел [5, С. 351].
Путём сравнения полученных записей ЭЭГ ученики сделали вывод об изменении активности нейронов при прослушивании различных композиций.
Были достигнуты следующие результаты исследовательской работы:
- развитие у школьников системы умений, связанных с объяснением основных особенностей строения нервных клеток и их функций;
- знакомство учащихся с сенсором ЭЭГ;
- формирование у восьмиклассников умения объяснять механизмы создания главных ритмов головного мозга;
- развитие у учащихся навыков съёмки ЭЭГ в затылочном отделе;
- формирование у школьников умений, связанных с объяснением того, как меняются ритмы ЭЭГ в затылочной области под воздействием разных композиций.
Эффективность работы школьников в рамках данного учебного эксперимента во многом обеспечивалась их интересом к цифровым лабораториям, весьма полезным в ходе реализации проектной и исследовательской деятельности [3; 7; 10].
Использовавшиеся в ходе работы датчики позволили обеспечить в программных и аппаратных системах межпредметную интеграцию разных типов данных. Функционирование компьютера в структуре цифровой лаборатории превратило его в своеобразную единую совместную систему, применимую в ходе решения следующих исследовательских задач:
- достижение наглядности в показе биологических экспериментов;
- представление биологической информации в форме таблиц и графиков;
- иллюстрация возможного практического применения приобретенных теоретических знаний.
Таким образом, в системе школьного биологического образования цифровая лаборатория может применяться как эффективное средство освоения соответствующей дисциплины [1-2; 6]. Её использование позволяет раскрывать наиболее существенные особенности проведения биологических опытов, демонстрацию и иллюстрацию биологических явлений и процессов в динамике; манипулировать компьютерными моделями биологических объектов.
Выводы. На основе вышеизложенного мы можем заключить, что использование в школьном биологическом образовании цифровой лаборатории позволяет существенно увеличить заинтересованность учащихся в проведении опытно-экспериментальной работы.
Их внедрение предоставляет школьникам широкий спектр возможности не только в смысле постижения законов живой, а через посредство межпредментых связей - и неживой природы, но также способствует развитию у них системы умений и навыков, касающихся обращения с современными цифровыми технологиями.
В частности, в ходе использования учащимися восьмых классов в «СОШ № 61» г. Махачкала цифровой лаборатории ДТ «Биоквантум» их деятельность не была строго ограничена рамками урока. Учащиеся делали измерения и проводили эксперименты самостоятельно, делая полноценные выводы по их итогам.
Таким образом, использование цифровой лаборатории позволяет формировать у обучающихся как предметные, так и метапредметные знания, умения и навыки.
Конкретно, это касается универсальных учебных действий. Последние включают: опыт работы с ИКТ, навыки взаимодействия между исследователями, а равно и опыт продуктивного поиска необходимой информации.
Литература:
1. Давыдов, В.Н. Использование цифровой лаборатории «Архимед» для изучения эффекта Ребиндера на внеурочных занятиях / В.Н. Давыдов // Физика в школе. - 2019. - № 6. - С. 57-60.
2. Давыдов, В.Н. Использование цифровой лаборатории в учебной проектной деятельности школьников / В.Н. Давыдов, Т.Г. Яковлева // Физика в школе. - 2020. - № 8. - С. 198-202.
3. Корнилов, В.С. Развитие ИКТ-компетентности у старшеклассников при обучении физике с использованием цифровых лабораторий / В.С. Корнилов, И.А. Ханина // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. - 2020. -Т. 17. - № 2. - С. 146-152.
4. Пащенко, О.И. Информационные технологии в образовании: учебно-методическое пособие / Пащенко О.И. -Нижневартовск: Изд-во Нижневартовского гос. университета, 2013. - 227 с.
5. Рангайян, Р. Анализ биомедицинских сигналов. Практический подход / Р. Рангайян. - Моксва: Физматлит, 2010. - 440 с.
6. Рукавишникова, В.Н. Модель оптимизации процесса обучения с использованием электронных образовательных ресурсов / В.Н. Рукавишникова, Г.В. Рыбакова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. -№ 2(23). - С. 233-236.
7. Соколова, Н.Ю. Исследование изотермического и адиабатного процессов с использованием цифровой лаборатории / Н.Ю. Соколова // Физика в школе. - 2018. - № 1. - С. 51-54.
8. Тищенко, Л.В. Экспериментальный практикум по физике как средство обучения старшеклассников решению задач (углубленный уровень) / Л.В. Тищенко // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. - № 2(23). - С. 279-286.
9. Федорова, Н.Б. Методика организации исследовательского мини-проекта с использованием цифровой лаборатории как средство формирования ключевых компетенций на уроках физики / Н.Б. Федорова, О.В. Кузнецова, М.А. Огнева // Физика в школе. - 2020. - № 1. - С. 38-43
10. Kornilov, V.S. Teaching physics students of humanitarian oriented groups in the Middle Years Programme (basic school) of the International Baccalaureate / V.S. Kornilov, O.V. Lvova, I.S. Obolensky // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - Т. 16. - № 3. - С. 270-280.
Педагогика
УДК 373:37.02:004
кандидат педагогических наук, доцент Амет-Уста Зарема Ремзиевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)
СПЕЦИФИКА И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В статье раскрыты специфика и содержание интерактивных форм методического сопровождения педагогов в условиях дошкольной образовательной организации. Они направлены на профессиональный рост педагогов, развитие их творческого потенциала, совершенствование коммуникативной компетентности, систематизацию и конкретизацию профессиональных знаний, практическую отработку определенных умений и навыков педагогов, а также активное использование интерактивных методов в работе с детьми. Интерактивные формы работы интересны для педагогов, поскольку вносят в образовательный процесс свежие мысли, новые идеи, способствуют групповой сплоченности коллектива, имеют значительные преимущества перед традиционными формами работы. Их оригинальность и новизна вызывают интерес, а использование игровых методов помогает снять субъективные барьеры в общении (боязнь ошибиться, принять неправильное решение и тому подобное). Они охватывают весь потенциал человека: уровень и объем его