Научная статья на тему 'Уроки-практикумы по физике (углубленный уровень) как способ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся'

Уроки-практикумы по физике (углубленный уровень) как способ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
688
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОКИ-ПРАКТИКУМЫ ПО ФИЗИКЕ / PRACTICAL LESSONS ON PHYSICS TEACHING / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / RESEARCH ACTIVITY / НАУЧНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ / SCIENTIFIC METHOD OF COGNITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тищенко Людмила Викторовна

Предложен способ организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках физики (углубленный уровень) при помощи системы уроков-практикумов: лабораторного практикума, практикума исследования физических процессов на основе компьютерного моделирования и практикума по решению задач. Все три вида уроков-практикумов выстроены на основе научного метода познания природы. Уроки объединяет единые структура, схема, учебно-исследовательская деятельность. Основная цель этих уроков научить школьников ставить цель исследования и достигать её в практической деятельности на основе научного метода познания. Уроки-практикумы по физике имеют особенности, главными из которых являются: самостоятельная постановка обучающимися цели исследования; самостоятельная разработка плана учебно-исследовательской деятельности; выполнение работы без предоставления подробной инструкции. При систематическом проведении уроков-практикумов по физике старшеклассники усваивают учебно-исследовательские умения на уровне практического применения, причём максимальное время урока обучающиеся работают самостоятельно. При этом прямое руководство со стороны учителя уменьшается, учитель является организатором деятельности школьников и консультантом по физическим и техническим вопросам. Организованные таким образом учебные занятия позволяют коллективную учебную деятельность класса сделать индивидуальной учебно-исследовательской деятельностью для каждого ученика, что способствует практическому овладению обучающимися научным методом познания природы как инструментом и учебно-исследовательской деятельности, и деятельности в различных жизненных ситуациях, умений обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тищенко Людмила Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL LESSONS ON PHYSICS (ADVANCED LEVEL) AS A METHOD OF TEACHING AND RESEARCH TRAINEES

A method for teaching and research activity of senior pupils at lessons of physics (advanced level) with practical lessons system: laboratory practical, workshop study of physical processes on the basis of computer simulations and workshops on problem solving. All three types of lessons, workshops built on the basis of the scientific method of cognition of nature. Lessons combines unified structure diagram, educational and research activities. The main purpose of these lessons to teach students to set and achieve the purpose of the study it in practice on the basis of the scientific method. Practical lessons on physics are features, chief among which are: self-staging studying research objectives; independent development plan for teaching and research activities; execution of work without providing detailed instructions. The systematic conduct of practical lessons for high school students learn physics teaching and research skills at the level of practical application, with a maximum time of the lesson students work independently. At the same time the direct guidance of the teacher is reduced, the teacher is the organizer of the activities students and counselor in the physical and technical issues. Organized training sessions thus enable collective learning activities to make individual class teaching and research activities for each student, which contributes to the practical mastery of studying the scientific method of cognition of nature as a tool for teaching and research activities, and activities in a variety of situations, studying skills.

Текст научной работы на тему «Уроки-практикумы по физике (углубленный уровень) как способ организации учебно-исследовательской деятельности обучающихся»

УДК 372.02

УРОКИ-ПРАКТИКУМЫ ПО ФИЗИКЕ (УГЛУБЛЕННЫЙ УРОВЕНЬ) КАК СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

© 2016

Тищенко Людмила Викторовна, соискатель, учитель физики «Лицей №5» Институт стратегии развития образования Российской академии образования (105062, Россия, Москва, улица Макаренко, 5/16, e-mail: alis11108@yandex.ru)

Аннотация. Предложен способ организации учебно-исследовательской деятельности старшеклассников на уроках физики (углубленный уровень) при помощи системы уроков-практикумов: лабораторного практикума, практикума исследования физических процессов на основе компьютерного моделирования и практикума по решению задач. Все три вида уроков-практикумов выстроены на основе научного метода познания природы. Уроки объединяет единые структура, схема, учебно-исследовательская деятельность. Основная цель этих уроков - научить школьников ставить цель исследования и достигать её в практической деятельности на основе научного метода познания. Уроки-практикумы по физике имеют особенности, главными из которых являются: самостоятельная постановка обучающимися цели исследования; самостоятельная разработка плана учебно-исследовательской деятельности; выполнение работы без предоставления подробной инструкции. При систематическом проведении уроков-практикумов по физике старшеклассники усваивают учебно-исследовательские умения на уровне практического применения, причём максимальное время урока обучающиеся работают самостоятельно. При этом прямое руководство со стороны учителя уменьшается, учитель является организатором деятельности школьников и консультантом по физическим и техническим вопросам. Организованные таким образом учебные занятия позволяют коллективную учебную деятельность класса сделать индивидуальной учебно-исследовательской деятельностью для каждого ученика, что способствует практическому овладению обучающимися научным методом познания природы как инструментом и учебно-исследовательской деятельности, и деятельности в различных жизненных ситуациях, умений обучающихся.

Ключевые слова: уроки-практикумы по физике; учебно-исследовательская деятельность, научный метод познания.

PRACTICAL LESSONS ON PHYSICS (ADVANCED LEVEL) AS A METHOD OF TEACHING

AND RESEARCH TRAINEES

© 2016

Tischenko Ludmila Victorovna, applicant, physics teacher «Lyceum №5» Institute of Education Development Strategy of the Russian Academy of Education (105062, Russia, Moscow, Makarenko street, 5/16, e-mail: alis11108@yandex.ru)

Abstract. A method for teaching and research activity of senior pupils at lessons of physics (advanced level) with practical lessons system: laboratory practical, workshop study of physical processes on the basis of computer simulations and workshops on problem solving. All three types of lessons, workshops built on the basis of the scientific method of cognition of nature. Lessons combines unified structure diagram, educational and research activities. The main purpose of these lessons - to teach students to set and achieve the purpose of the study it in practice on the basis of the scientific method. Practical lessons on physics are features, chief among which are: self-staging studying research objectives; independent development plan for teaching and research activities; execution of work without providing detailed instructions. The systematic conduct of practical lessons for high school students learn physics teaching and research skills at the level of practical application, with a maximum time of the lesson students work independently. At the same time the direct guidance of the teacher is reduced, the teacher is the organizer of the activities students and counselor in the physical and technical issues. Organized training sessions thus enable collective learning activities to make individual class teaching and research activities for each student, which contributes to the practical mastery of studying the scientific method of cognition of nature as a tool for teaching and research activities, and activities in a variety of situations, studying skills.

Keywords: lessons, practical lessons on physics teaching and research activity, scientific method of cognition, the practical research of physical processes on the basis of computer simulation and practical work on the solution of tasks.

Введение. Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего (полного) образования главным результатом современного образования являются не отдельные знания и умения, а способность обучающихся к эффективной и продуктивной деятельности в различных жизненных ситуациях с применением своих знаний и умений. В документе отмечены такие личностные результаты обучения как развитие потребности старшеклассников к саморазвитию, самоопределению, мотивации познавательной деятельности. В перечне требований к метапредметным результатам обучения сделан акцент на умения самостоятельно определять цели, составлять планы, осуществлять, контролировать, корректировать учебную деятельность; умение использовать информационные технологии; владение навыками учебно-исследовательской деятельности. В предметных требованиях по физике (углубленный уровень) предусматривается сфор-мированность умений: исследовать явления; выдвигать гипотезы на основе знания физических закономерностей и законов, проверять их экспериментально, формулируя цель исследования; владеть методами самостоятельного планирования и проведения экспериментов; осознанно решать физические задачи [1].

Изложенные выше позиции свидетельствует о том,

что выпускники классов углубленного уровня изучения физики должны овладеть особым видом творческой деятельности: учебно-исследовательской.

Проблема исследования. Учебно-исследовательская деятельность - это форма образовательной деятельности, в процессе которой обучающиеся решают исследовательские задачи с заранее неизвестным решением, направленные на изучение физических явлений, следуя этапами научного метода познания [8]. Учитель выполняет функцию консультанта. Учебно-исследовательская деятельность школьников включает элементы: практическая методика исследования, собственный экспериментальный материал, анализ собственных данных и выводы на его основе [5].

В практическом преподавании физики в современной старшей школе существует ряд проблем.

1. Современные школьники не стремятся развить способности к познавательной самодеятельности. Многие учащиеся, даже имея хорошие предметные результаты по физике, предпочитают работать по известному алгоритму; часто зная приём, не пользуются им без специального требования со стороны учителя; теряются в нестандартных ситуациях. Как верно подметил Д.Б. Эльконин, «можно много знать, но при этом не проявлять никаких творческих способностей, т.е. не уметь са-

мостоятельно разобраться в новом явлении» [24, с. 55].

2. Многие обучающиеся, занимающиеся физикой даже на углубленном уровне, поверхностно понимают законы природы, слабо вникают в сущность физических явлений, не могут решать задачи с развёрнутым ответом, для которых требуется глубокое понимание законов физики. Эту проблему наглядно выявляют результаты ЕГЭ: по физике значимым является диапазон результатов от 61 до 100 баллов, который свидетельствует о наличии у школьников системных знаний, овладении комплексными умениями, способности выполнять творческие задания по физике, демонстрирует готовность выпускников к успешному продолжению образования в организациях ВПО. В 2016 году группа участников экзамена, набравших более 61 балла, составила всего 15,28% от общего числа. А ведь именно такие выпускники востребованы при поступлении в инженерно-физические, технические, военные вузы для получения профессий, необходимых для науки, техники, производства, связи, военного дела [3].

3. Условия жизни в высокотехнологичном обществе оказывают двоякое влияние и на сам процесс обучения, и на его результаты: с одной стороны, активизируют и оптимизируют процесс учения, с другой стороны, мешают развитию учебно-исследовательских умений обучающихся.

Остановимся на некоторых проблемах, связанных с использованием в учебном процессе информационных технологий [9-19].

1) школьники в процессе учебной деятельности, например, выполняя домашнее задание, часто находят готовую информацию в интернете, не затрачивая никаких интеллектуальных усилий. При этом подменяют знание - узнаванием, память - подсказкой, мышление - готовым решением, творчество - действием по выученному алгоритму, создание собственного интеллектуального продукта - копированием;

2) обучающиеся видят на уроках и внеурочное время большое количество фото и видеоматериалов, привыкают созерцать видеоряд, не развивают воображение, фантазию, сообразительность, мышление, творческие способности;

3) современные школьники много времени проводят в виртуальном пространстве, в результате чего теряют ощущение реальности. Обучающиеся часто не осознают сущность и последствия различных физических процессов в окружающем мире, не понимают принципов действия современных технических устройств, пренебрегают техникой безопасности при обращении с бытовыми и учебными приборами, при пользовании транспортными средствами;

4) старшеклассники активно используют информационные технологии и на уроках, и внеурочной деятельности, но часто это пассивное применение, в котором школьники являются наблюдателями и пользователями, сами ничего не производящими и не создающими. Очень часто обучающие не знают и не владеют большинством возможностей своего технического устройства: компьютера, планшета, калькулятора, телефона и т.д., не используют данное устройство как рабочий инструмент учебной деятельности.

Постановка проблемы. Как организовать процесс обучения физике (углубленный уровень), способствующий развитию потребности старшеклассников к самореализации в творческой деятельности, приобретению важного опыта учебной исследовательских деятельности, необходимого для дальнейшего профессионального обучения?

Основная часть. В нашей практике преподавание физики в старших классах общеобразовательной школы (углубленный уровень) проводим при помощи системы, состоящей из трёх видов уроков-практикумов: лабораторный практикум, практикум исследования физических процессов на основе компьютерного моделирова-

ния и практикум по решению задач. Все три вида уроков-практикумов выстроены на основе научного метода познания природы. Несмотря на различие уроков с точки зрения методических целей, задач, теоретических и практических предметных знаний и умений школьников и т.д., уроки-практикумы объединяет единые структура, схема, научный метод познания, учебно-исследовательская деятельность [20].

На уроках-практикумах по физике учитель создает ситуацию выбора, предлагая материал по тематике лабораторных работ, варианты объектов для компьютерного моделирования, варианты задач разного уровня сложности. Обучающиеся самостоятельно формулируют цель учебно-исследовательской деятельности, планируют эту деятельность, разрабатывая познавательную задачу по решению поставленной проблемы, решают её путем теоретических рассуждений, создавая теоретические модели, выдвигая учебные гипотезы. Старшеклассники экспериментально проверяют гипотезы, используя лабораторный эксперимент, компьютерное моделирование, решая задачи. Затем формулируют выводы об истинности или ложности гипотезы, дают ответ на познавательную задачу, оценивают результаты на реальность. При систематическом проведении уроков-практикумов по физике старшеклассники усваивают учебно-исследовательские умения на уровне практического применения, при этом прямое руководство со стороны учителя уменьшается, максимальное время обучающиеся работают самостоятельно. Учитель является консультантом, стремясь коллективную учебную деятельность класса сделать индивидуальной учебно-исследовательской деятельностью для каждого ученика [20].

Уроки-практикумы входят в систему уроков, предусмотренных программой для классов с углубленным изучением физики; помогают обучающимся понять взаимосвязь теории и эксперимента в физике; сочетают многообразие практических задач в едином комплексе для достижения старшеклассниками образовательных результатов по физике (углубленный уровень).

Уроки-лабораторные практикумы являются основой, ядром системы уроков, реализующих учебно-исследовательскую деятельность школьников. Они осуществляет главную функцию в обучении физике: ученики на основе научного метода познания самостоятельно исследуют физические явления. Регулярное применение научного метода познания в учебных исследованиях является основой развития учебно-исследовательских умений обучающихся.

Наши уроки-лабораторные практикумы имеют следующие особенности:

1) самостоятельная постановка учениками цели работы;

2) самостоятельная разработка школьниками плана выполнения работы;

3) обязательное наличие «лишних» приборов в комплекте оборудования;

4) проведение работы без предоставления старшеклассникам подробной инструкции, что позволяет ученикам иметь свободу действий, предлагать свои разные варианты выполнения работы, уходить от шаблонов и повторов. Это главное отличие от обычного лабораторного практикума позволяет выстроить методику обучения: ставить цель, проектировать способ её достижения и достигать в экспериментальном исследовании, с последующим анализом результатов [21].

При организации проведения уроков-лаборатор-ных практикумов отбираем оборудование из любого доступного комплекта оборудования: наличие в школе «ФГОС-лаборатории» существенно упрощает задачу [4]. Отсутствие самого современного оборудования не является причиной отмены практикума: отбираем оборудование из комплекта <^-микро» или любого другого. В соответствии с принципом оптимального сочетания цифровых, аналоговых и компьютерных средств, обя-

зательно включаем в комплект компьютерные датчики, планшетный компьютер со встроенным регистратором данных, обычный компьютер или ноутбук [6].

Использование компьютерных датчиков вносит ряд преимуществ в проведении физического эксперимента: быстрое, с большой точностью, с многократным повторением измерение величин; подключение сразу нескольких датчиков и измерение нескольких параметров одновременно; поступление данных на планшет или ноутбук, на котором установлена измерительная система, автоматически обрабатывающая параметры. Информация о результатах эксперимента выводится на экран в виде таблиц, диаграмм, графических зависимостей. Старшеклассники анализируют полученные числовые данные, рассчитывают необходимые величины, аппроксимируют графические зависимости величин, изменяют масштабы построения графиков, рассматривают отдельные участки. Информацию об эксперименте сохраняют в личной папке, обрабатывают, систематизируют. Экспериментальные данные выводят на печать или интерактивную доску.

Вышеизложенные преимущества автоматизированной обработки данных физического эксперимента являются одновременно и проблемой их применения. При использовании датчиков многие операции совершаются автоматически, старшеклассники не отрабатывают такие важные умения как работа с формулами, построение графиков, оценка погрешностей и др., в большей мере выступают в роли пользователей готовых информационных технологий, а не их разработчиками, что снижает качество образования в физико-математических классах. Поэтому ряд работ на уроках-лабораторных практикумах выполняем при помощи цифровых и аналоговых измерительных приборов. Результаты измерений заносим в таблицы Excel, где старшеклассники с использованием встроенных функций программируют формулы для обработки, получения результатов эксперимента, расчёта погрешностей, строят графические зависимости с учётом погрешностей. Формирование этих умений важно для дальнейшего получения образования в вузах технических и физических специальностей.

На уроках-лабораторных практикумах используем компьютеры как комплексные цифровые приборы, которые в режиме реального времени позволяют измерять напряжение, силу тока, частоту колебаний, время и др., выводить на экран графические зависимости: фазовые соотношения напряжений и силы тока, осциллограммы напряжений на выпрямителе и электромагнитных колебаний звуковой частоты и др., обрабатывать, оформлять, передавать данные. Обучающиеся максимальное время урока работают самостоятельно, используя компьютер как инструмент учебной исследовательской деятельности, проходящей под руководством учителя. Старшеклассники активно используют компьютер не как игрушку или экран, а как средство труда, знания и умения обращения с которым поможет в дальнейшей учебной и трудовой деятельности, в повседневной жизни.

Практическая часть исследования. Рассмотрим пример работы лабораторного практикума 11 класса «Исследование вынужденных электромагнитных колебаний с помощью осциллографа. Выпрямление переменного тока», которая выполняется при изучении темы «Производство, передача, распределение и использование электрической энергии».

Оборудование: компьютер или ноутбук, электронный осциллограф, блок питания с выходами постоянного и переменного тока, ключ, провода, плата для установки диодов, набор полупроводниковых диодов, набор конденсаторов, набор резисторов, катушки индуктивности.

Учитель предлагает тему работы: план выполнения работ размещен в электронном журнале. Перед учениками стоит проблема: что практически делать? Каким теоретическим материалом воспользоваться? Ученики 268

ставят цель учебно-исследовательской деятельности: исследовать способы и степени выпрямления переменного тока; получить необходимые осциллограмм при помощи ^В-осциллографа.

Обучающиеся формулируют познавательную задачу. Например: осциллограммы постоянного тока школьного блока питания показывают пульсирующее напряжение. Задача: 1. Выяснить, в чём причина пульсаций; 2. Исследовать, как сгладить пульсации напряжения; 3. Понять, как собрать выпрямитель переменного тока, как проанализировать его характеристики.

Далее старшеклассники выдвигают учебные гипотезы, например: если включить в цепь переменного тока один полупроводниковый диод, то в течение периода ток потечет только в одном направлении, произойдет выпрямление тока. Если включить два и более диода, то произойдет максимальное выпрямление тока.

Обучающиеся теоретически разрабатывают идею эксперимента, проектируют установку, планируют действия с ней. В качестве пособия используют учебник физики 11 класса (углубленный уровень) [7]. Результатом этой учебно-исследовательской деятельности являются конкретный план деятельности и электрические схемы, на основе которых проводится лабораторный эксперимент.

Следующим этапом школьники проводят сам лабораторный эксперимент. Например: собирают цепь однополупериодного выпрямления переменного тока. Наблюдают осциллограммы, сохраняют их в специальной папке компьютера, нумеруют, подписывают, классифицируют, сравнивают. Измеряют амплитуды напряжения, оценивают степень пульсации напряжения. Аналогичные действия проводят с цепью двухпо-лупериодного выпрямления переменного тока. Далее подключают поочерёдно параллельно выходу цепи: конденсатор, меняют ёмкости; катушку, изменяют индуктивности. В результате эксперимента обучающиеся получают осциллограммы выпрямленного и сглаженного напряжения.

Старшеклассники анализируют графические зависимости, устанавливают связи между физическими величинами, оценивают реальность полученных результатов. Делают вывод об истинности, ложности выдвинутых гипотез. Осознают качество собранных ими выпрямителей переменного тока, степень выпрямления тока, роль сглаживающих фильтров.

На зачётном уроке-лабораторном практикуме обучающиеся представляют отчёт о своей учебно-исследовательской деятельности по выпрямлению переменного тока, обсуждают результаты с одноклассниками. Обязательно делают акцент на практическом применении выпрямителей: блоки питания промышленной и бытовой радио- и электроаппаратуры, радиоэлектронной аппаратуры транспортных средств; приводы движителей транспорта;информационные устройтва хранения и передачи данных в области телекоммуникации и связи; медицинское оборудование и др.

Применение современных измерительных систем создаёт на уроках-лабораторных практикумах дидактически активную среду, которая способствует продуктивной познавательной и мыслительной деятельности обучающихся по изучению физических явлений на основе научного метода познания, освоение которого является основным критерием сформированности учебно-исследовательских умений обучающихся.

При организации уроков-практикумов по физике выявили резерв для осуществления учебно-исследовательской деятельности школьников в межпредметных связях с информатикой: уроки-практикумы исследования физических процессов на основе компьютерного моделирования. Уроки проводятся за счёт времени, отведённого на изучение информатики, позволяют решать важные методические задачи: знакомить старшеклассников с моделирование как методом познания, повышать инте-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4(17)

рес к изучению физики и информатики, неформально обучать программированию и практически его применять, развивать умение использовать компьютер как рабочий инструмент учебной исследовательской деятельности.

Изучение физических процессов в компьютерной среде - индивидуальная творческая деятельность, овладение ими новыми типами мышления, возможность создавать свой программный продукт. Неоспоримым преимуществом компьютерных моделей является возможность визуализации физического процесса (в форме траекторий движения, силовых линий, осциллограмм и

др.).

Уроки-практикумы исследования физических процессов на основе компьютерного моделирования в классах углубленного изучения физики реализуют важную функцию: учащиеся самостоятельно создают компьютерную модель физического процесса и работают с этой моделью [22].

Особенности уроков-практикумов исследования физических процессов на основе компьютерного моделирования:

1) самостоятельная постановка учениками цели исследования;

2) применение на практике моделирования как метода научного познания;

3) выполнение работ без предоставления инструкций;

4) создание компьютерной программы для исследования процесса;

5) проведение компьютерного эксперимента с моделью, наблюдение процесса, получение новой информации о физическом процессе.

Рассмотрим пример урока-практикума исследования физических процессов на основе компьютерного моделирования в 11 классе (углубленный уровень) «Исследование моделей: переменный электрический ток; выпрямление переменного тока; ёмкостный фильтр».

Оборудование: компьютер или ноутбук.

Тему работы обучающиеся берут согласно графику работ в электронном журнале класса. Опять стоит проблема: что делать? Каким теоретическим материалом воспользоваться? Старшеклассники ставят цель учебно-исследовательской деятельности: исследовать способы и степени выпрямления переменного тока на компьютерных моделях.

Школьники формулируют познавательную задачу, например: 1. выделить существенные признаки переменного тока, однополупериодного и двухполупериодно-го выпрямления; 2. исследовать физическую сущность ёмкостного фильтра; 3. построить графические модели выпрямления переменного тока, проанализировать характеристики моделей. Далее старшеклассники выдвигают учебные гипотезы, например: если напряжение в цепи переменного тока изменяется по гармоническому закону, то, используя равенство нулю тока при обратном включении диода и взяв модуль функции напряжения полупериода колебаний, получим графические модели выпрямления переменного тока.

Следующим этапом создают теоретическую модель. Например: напряжение в цепи переменного тока изменяется по гармоническому закону и= и^т оЖ Математическая модель однополупериодного выпрямления тока: половину периода напряжение меняется по закону и= и^т ю/, половину периода и= 0. Модель двухполупериодного выпрямления тока: половину периода напряжение меняется по закону и= и^то^, половину периода и= \ и^т ю/\. Модель ёмкостного фильтра: зависимость убыли напряжения на конденсаторе от времени, описывается уравнением: и= и^е-"10.

Старшеклассники создают графические модели при помощи языка программирования Раsca1ABC или др., программы Ехсе1 или др. Ниже представлены графические модели переменного тока, двухполупериодного вы-

прямления тока, модель выпрямленного тока, сглаженного ёмкостным фильтром.

Далее обучающиеся проводят с моделями компьютерный эксперимент, меняя параметры, наблюдая изменения характеров зависимостей. Сравнивают результаты компьютерного и лабораторного экспериментов, делают выводы.

Следует отметить, что уроки-практикумы исследования физических процессов на основе компьютерного моделирования проводим после выполнения реального физического эксперимента. На уроках-лабораторных практикумах старшеклассники создают экспериментальные установки на реальных приборах, а на уроках-практикумах исследования физических процессов на основе компьютерного моделирования функцию экспериментальной установки выполняет отлаженная программа (рисунок 1). Таким образом, устанавливается соответствие между виртуальным и реальным экспериментом. Это соответствие способствует формированию у школьников понимания реальной физической основы любого виртуального процесса, что является основой научного метода познания мира, а, значит, и основой сформированное™ учебно-исследовательских умений.

я л-». 1и-о,ь-№,*м-га I ш им 1.ь-»,о»4М,ь*н,га

Рисунок 1

На уроках-практикумах исследования физических процессов на основе компьютерного моделирования школьники создают свой собственный программный продукт, моделируя физические процессы, проводя компьютерные эксперименты. Всё это способствует качественному осознанному усвоению физического материала, потому что умение моделировать учеником определённых сторон действительности и законов их строения, осуществляемое под руководством учителя, является общим принципом усвоения знаний [2].

Уроки-лабораторные практикумы и уроки-практикумы компьютерного моделирования физических процессов, кроме вышеназванных функций, решают ещё одну важную проблему современного обучения: экспериментальные работы являются ядром для решения большого класса задач, в том числе, и для задач ЕГЭ. Самостоятельно исследовав в работе явление, рассчитав необходимые физические величины, построив графические зависимости по результатам лабораторного и компьютерного экспериментов, подготовив и защитив результаты свой работы при отчете учителю, старшеклассники отрабатывают и усваивают данный материал не формально, а осознанно, что позволяет ученикам успешно решать физические задачи. Решение задач отрабатываем на уроках-практикумах по решению задач [20].

Урок-практикум по решению задач реализует важнейшую функцию: применить знания на практике, опираясь на активную мыслительную деятельность ученика. Решение задач - важная процедура получения информации об учебной деятельности ученика, о ее результатах.

Это обратная связь ученик - учитель. Класс представляет собой группу школьников с неоднородным уровнем способностей, мотивов обучения. Используем систему задач разного уровня сложности: базовый, повышенный и высокий.

Уроки-практикумы по решению задач имеют особенности:

1) постановка цели деятельности;

2) самостоятельный выбор обучающимися уровней сложности заданий;

3) самостоятельный переход обучающихся с одного уровня сложности заданий на другой в процессе решения задач.

Уроки-практикумы по решению задач представляют собой цикл уроков: урок-разбор задач учителем, учениками; урок-практикум самостоятельного решения задач школьниками с помощью учителя, учебника; урок-практикум самостоятельного решения задач, контрольная работа.

На уроках-практикумы применяем информационные технологии в разных формах, одна из них: «Активные пособия для интерактивной доски». Созданы пособия по решению графических и рисуночных задач по физике в 10-11 классах: «Силы природы», «Термодинамика», «Постоянный электрический ток», «Геометрическая оптика», «Задачи ОГЭ и ЕГЭ». Каждое из них содержит более 50 различных динамичных задач-рисунков, которые решаются на интерактивной доске или планшете. Решение задач можно увидеть сразу после выполнения задания. Школьник имеет возможность сравнить своё решение с авторским, сделать выводы, исправить ошибки. Причём авторами решений задач и самих пособий являются старшеклассники. Например, пособие «Постоянный электрический ток» охватывает ряд задач на расчет сопротивлений электрических цепей методом эквивалентных схем, задач на расчет параметров цепей при помощи правил Кирхгофа, расчёт цепей, содержащих диоды[23].

Активные пособия представляют собой презентации, созданные в Microsoft Office PowerPoint. Макет каждого слайда содержит рисунки-вопросы, рисунки-подсказки и рисунки-ответы. Следует отметить, что на рисунке-ответе предусмотрено несколько вариантов решений. По предложению старшеклассников введён поэтапный режим открывания подсказок и ответов. «Активные пособия для интерактивной доски» используем для объяснения алгоритмов решения новых типов задач, быстрой проверки задач, в качестве тренажёров. Нужно ли делать свои собственные электронные пособия, когда в интернете можно найти любую информацию? Нужно. Каждый учитель имеет свой банк задач разной сложности, старшеклассники находят и решают свои интересные задачи разного уровня сложности. Эти задачи и задачи ЕГЭ являются основой компьютерных пособий, создание которых активизирует учебно-исследовательскую деятельность школьников, вдохновляет обучающихся на получение собственного информационного продукта, пользоваться которым будут многие ученики, классы.

В.Г.Разумовский обосновал, что построение процесса учения школьников на основе научного метода познания обеспечивает переход от пассивного к активному методу, от репродуктивного к творческому. Творческий метод означает, что в процессе учения школьник должен «переоткрыть уже сделанное в истории науки открытие» [8, с. 6]. Причем неважно, где обучающийся совершит «переоткрытие»: при выполнении лабораторного практикума, или написании программы, или в процессе решения задачи. Главное, что он это сделает сам. Ему поможет научный метод познания природы, не «довесок» к предметам, а «практическое руководство к творческому овладению предметами» [8, с.8], физики, в частности.

Заключение. Уроки-практикумы по физике помогают старшеклассникам овладеть научным методом познания мира «в самостоятельной познавательной де-270

ятельности» [8, с. 26] «как инструментом для самостоятельных суждений в обучении и жизни» [8], что актуально и для учебно-исследовательской деятельности обучающихся, и для эффективной и продуктивной их деятельности в различных жизненных ситуациях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования (10-11 кл.) [Электронный ресурс]. - Министерствообразованияи науки Российской... Режим доступа: Шр://минобрнауки. рф/документы/2365

2. Давыдов В.В., Варданян А.У. Учебная деятельность и моделирование / В.В. Давыдов - Ереван, Луйс, 1982. - 220 с.

3. Демидова М.Ю. Методические рекомендации, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2016 по физике [Электронный ресурс]. / М.Ю. Демидова. Режим доступа: http://sverh-zadacha. ucoz.ru/ege/2016/fizika.pdf.

4. Королева Л.Б., Нарыжная Е.А., Никифоров Г.Г. ФГОС-лаборатория: физика в самостоятельных исследованиях // Физика в школе. - 2016. - №1, С. 19-21.

5. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч, 2001- №1, С.5-10

6. Мякишев С.А., Никифоров Г.Г., Поваляев О.А. «ФГОС - лаборатория» - фронтальные комплекты нового поколения // Физика. Первое сентября. - 2016. - №1, С. 10-14.

7. Мякишев Г.Я., Синяков А.З. Физика (углубленный уровень). Электродинамика. 10-11 классы / Г. Я. Мякишев. - М.: Дрофа, 2015. - 476 с.

8. Разумовский В. Г., Майер В. В. Физика в школе. Научный метод познания и обучение / В.Г. Разумовский - М.: ВЛАДОС, 2004. - 463 с.

9. Белашов П.Д., Разуваев И.С. Понятие «компьютерные технологии» в рамках информационных технологий в обучении // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 54-60.

10. Гущина О.М. Компетентностный подход в создании информационно-образовательной среды приобретения знаний с использованием электронных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 2 (11). С. 49-52.

11. Кривоногов С.В., Петров В.А. Применение информационных технологий в обучении как средство повышения качества образования // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 15-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Митин А.Н. Компетентностный подход в обучении информационным технологиям с использованием электронных образовательных ресурсов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 93-96.

13. Бобышев Е.Н. О механизмах реализации стратегии развития информационного общества // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 21-23.

14. Зуева С.В., Кривоногов С.В. Аспекты и перспективы развития современных информационных технологий // Карельский научный журнал. 2015. № 3 (12). С. 10-12.

15. Третьякова Е.М. роль информационных технологий в реформировании образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 148-149.

16. Смирнова Е.В. Дидактические цели использования средств информационных технологий для развития умений иноязычной деятельности в процессе обучения английскому языку // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 82-88.

17. Лапинский В.В. Методология проектирования информационной образовательной среды // Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2012. № 2 (13). С. 68-69.

18. Криводонова Ю.Е. психолого-педагогические особенности освоения информационных технологий людей с нарушением зрения в процессе социализации //

Балтийский гуманитарный журнал. 2013. № 2. С. 16-18.

19. Ванюхина Н.В. Компьютерные технологии и интернет в современном образовании // Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 5-8.

20. Тищенко, Л.В. Уроки-практикумы по физике в профильной школе. Деятельностный подход // Физика в школе. - 2011. - №6, С. 54-62.

21. Тищенко Л.В. Уроки-практикумы по физике в профильной школе // Учебный физический эксперимент. Современные технологии: 7 - 11 классы: методическое пособие / Под ред. Г.Г. Никифорова - М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015. С. 94-105.

22. Тищенко Л.В. Практикум по физике с использованием компьютерного моделирования процессов// Информационные технологии в образовании: Материалы X межд. конф. Часть 4. - М., 2010. - С. 50 - 51.

23. Тищенко Л.В. Активные пособия для интерактивной доски // Первое сентября. - 2009. - №17. С. 10-12.

24. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. - М.: Знание, 1974. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.