Научная статья на тему 'Практические работы для учащихся 8-го класса по физике как средство развития практических умений'

Практические работы для учащихся 8-го класса по физике как средство развития практических умений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
827
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ФИЗИКА / 8-Й КЛАСС / ДОМАШНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ / PRACTICAL SKILLS / PHYSICS / 8TH GRADE / HOME EXPERIMENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Телешова Ольга Николаевна

Введение. В статье рассмотрена тема применения домашних экспериментов на уроках физики в 8-м классе как средство развития практических умений. Приведены темы для домашних экспериментов и показан пример урока, на котором ученики проводят домашний эксперимент и отвечают на вопросы по нему. Цель статьи рассмотреть возможности применения домашних экспериментов на уроках физики в 8-м классе. Методология. Методологическую основу составляют идеи системно-деятельностного подхода и практическая направленность уроков. Результаты заключаются в том, что данный материал поможет при организации уроков с применением домашних опытов по физике в 8-м классе. После проведения таких уроков наблюдается повышение практических умений у обучающихся, что соответствует современным требованиям ФГОС ООО. Заключение. Автором отмечается, что рассмотренная тема в связи с внедрением ФГОС ООО становится актуальной. Такие домашние практические работы повышают интерес к предмету, вырабатывают навык работы с различными приборами и развивают универсальные учебные действия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Телешова Ольга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICAL WORKS IN PHYSICS FOR 8 GRADE STUDENTS AS A MEANS OF PRACTICAL SKILLS DEVELOPING

Introduction. The article discusses the use of home experimentation for physics lessons in the 8th grade, as a mean of developing practical skills. The themes for home experiments are given and the lesson, in which the students conduct a home experiment and answer the questions on it, is shown. The purpose of this article is to examine the possibilities of using home experiments for physics lessons in the 8th grade. Materials and Methods. The methodology is based on ideas of system-active approach and practical orientation of lessons. Results are that this material will help in organization of the lessons with the use of home experiments in physics in the 8th grade. After such lessons the increase of students’ practical skills are observed, which is up to modern requirements of FSES BGE. Conclusions. The author notes that examined topic becomes relevant due to the implementation of FSES BGE. Such home practical works increase the interest in the subject, develop skills to work with different devices and develop universal educational actions.

Текст научной работы на тему «Практические работы для учащихся 8-го класса по физике как средство развития практических умений»

и графика» (совместное кураторство с Русским музеем), выставки, посвященные отечественным художникам и европейским дизайнерам (совместно с консульствами), юбилейные и тематические мероприятия, например «И. Бродский», концерты «Музыкальные столицы мира» (Вена, Токио).

Итак, современная выставочно-музейная практика представляет широкие возможности для формирования личностной парадигмы современной педагогики [4]. В качестве подтверждения эффективности данной формы работы приведена просветительско-педагогическая деятельность Галереи дизайна/Bulthaup. Ученическая и студенческая аудитории, посещая практические занятия, активно включаясь в слушания, просмотры экспозиций, существенно повышают свой интеллектуально-образовательный уровень, погружаются в искусствоведческий материал, сопереживают, активно участвуют в семинарах, круглых столах, фестивалях. Учебно-выставочная деятельность Галереи дизайна создает оптимальные условия для развития художественно-образного мышления, подготавливает обучающихся к самостоятельному решению творческих задач, а также к научно-исследовательской работе.

Литература

1. Бабков В. А. Галерейный бизнес. Российский и зарубежный опыт / В. А. Бабков. М.: Арт-менеджер, 2010. — 416 с.

2. Балдина О. Д. Вкусы и пристрастия современного художественного рынка России / О. Д. Балдина. М.: Астрель, 2002. — 256 с.

3. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин, В. Т. Шимко, А. В. Ефимов и др.: Под общей редакцией Г. Б. Минервина и В. Т. Шимко. М.: «Архитектура-С», 2004.

4. Каган М. С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб., 1996. — 415 с.

References

1. Babkov V. A. Gallery business. Russian and foreign experience. V. A. Babkov. M.: Art-menedzher. [Art-manager]. 2010. — 416 p. (In Russian).

2. Baldina O. D. Tastes and predilections of the contemporary art market in Russia / O. D. Baldina. M.: Astrel, 2002. — 256 p. (In Russian).

3. Design. Illustrated dictionary-provocateur / G. B. Minervin, V. T. Shimko, A. V. Efimov et al .: Under the general editorial G. B. Minervina and V. T. Shimko. M.: "Architecture-S", 2004. (In Russian).

4. Kagan M. S. Philosophy of Culture / M. S. Kagan. St. Petersburg, 1996. — 415 p. (In Russian).

УДК/uDC 373.41:53 О. Н. Телешова

O. Teleshova

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8-ГО КЛАССА ПО ФИЗИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ

PRACTICAL wORKS IN PHYSICS FOR 8 GRADE STuDENTS AS A MEANS OF PRACTICAL SKILLS DEVELOPING

Введение. В статье рассмотрена тема применения домашних экспериментов на уроках физики в 8-м классе как средство развития практических умений. Приведены темы для домашних экспериментов и показан пример урока, на котором ученики проводят домашний эксперимент и отвечают на вопросы по нему.

Цель статьи — рассмотреть возможности применения домашних экспериментов на уроках физики в 8-м классе.

Методология. Методологическую основу составляют идеи системно-деятельностного подхода и практическая направленность уроков.

Результаты заключаются в том, что данный материал поможет при организации уроков с применением домашних опытов по физике в 8-м классе. После проведения таких уроков наблюдается повышение практических умений у обучающихся, что соответствует современным требованиям ФГОС ООО.

Заключение. Автором отмечается, что рассмотренная тема в связи с внедрением ФГОС ООО становится актуальной. Такие домашние практические работы повышают интерес к предмету, вырабатывают навык работы с различными приборами и развивают универсальные учебные действия.

Abstract. Introduction. The article discusses the use of home experimentation for physics lessons in the 8th grade, as a mean of developing practical skills. The themes for home experiments are given and the lesson, in which the students conduct a home experiment and answer the questions on it, is shown.

The purpose of this article is to examine the possibilities of using home experiments for physics lessons in the 8th grade.

Materials and Methods. The methodology is based on ideas of system-active approach and practical orientation of lessons.

Results are that this material will help in organization of the lessons with the use of home experiments in physics in the 8th grade. After such lessons the increase of students' practical skills are observed, which is up to modern requirements of FSES BGE.

Conclusions. The author notes that examined topic becomes relevant due to the implementation of FSES BGE. Such home practical works increase the interest in the subject, develop skills to work with different devices and develop universal educational actions.

Ключевые слова: практические умения, физика, 8-й класс, домашние эксперименты.

Keywords: practical skills, physics, 8th grade, home experiments.

В настоящих социально-экономических условиях актуальной становится проблема формирования личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, обладать адекватной самооценкой. Принятие на себя обучающимися активной роли в учебно-познавательной деятельности — залог не только результативности обучения, но и более высокого уровня развития их познавательных и личностных возможностей.

В федеральном государственном образовательном стандарте выдвинуты новые требования к результатам освоения основных образовательных программ. Сегодня данная проблема является одной из актуальных. Школа формирует у ученика не только предметные, но и универсальные способы действий, обеспечивающие возможность продолжения образования в средней школе; развивает способность к самоорганизации с целью решения учебных экспериментальных задач; обеспечивает прогресс в основных сферах личностного развития [9].

Развитие личности в системе образования достигается путем формирования универсальных учебных действий. Овладение обучающимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений учиться.

В этом нам поможет организация проблемных уроков, уроков-исследований, проведение домашних исследований. Появилась необходимость изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся. Поэтому и возникла потребность введения деятельностного метода обучения. Сторонники этого «значимого для человека обучения», известные еще с 20-х годов, — русские ученые Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Л. В. Занков [1]. Они считают, что основными целями образования является не только приобретение знаний, но и воспитание личности ученика, его развитие на основе собственной самостоятельной универсальной деятельности. В этом нам может помочь применение домашних экспериментов.

Впервые домашние опыты и наблюдения по физике проводились в 1934/35 учебном году С. Ф. Покровским в школе № 85 Краснопресненского района города Москвы. В своей книге «Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике» [12] он пишет о том, что самостоятельные работы при выполнении упражнений являются одним из основных этапов усвоения обучающимися знаний, развития мышления, творческих способностей, формирования и развития умений и навыков. Проведение опытов и экспериментов в домашних условиях является хорошим дополнением ко всем видам классных практических работ. С. Ф. Покровский пишет о том, что «учителя должны планировать свою работу так, чтобы прохождение каждой темы, каждого узлового вопроса было обеспечено сочетанием работ теоретических и практических. Ни одна тема не должна быть пройдена чисто теоретически, как ни одна работа не должна быть проделана без освещения ее научной теории. Умелое сочетание теории с практикой и практики с теорией даст нужный воспитательный и образовательный эффект и обеспечит выполнение требований, которые предъявляет нам педагогика. Основное орудие обучения физике (ее практической части) в школе — демонстрационный и лабораторный эксперимент, с которым обучающийся должен иметь дело в классе при объяснениях учителя, на лабораторных работах, в физическом практикуме, в физическом кружке и в домашних условиях».

В дальнейшем тема домашних опытов развивалась в трудах: Ф. В. Рабиза «Опыты без приборов», 1988; Л. А. Горева «Занимательные опыты по физике в 6-7 классах средней школы», 1985; А. В. Усовой, З. А. Вологодской «Самостоятельная работа обучающихся по физике в средней школе», 1981.

Самая большая проблема современности, которая возникает у учителя при подготовке уроков по ФГОС ООО, — это нехватка разработанных методических рекомендаций по физике, возникают сложности с оборудованием для проведения исследовательских работ на уроке физики в сельских школах. Чтобы решить эти проблемы, нужно разработать способы включения домашних экспериментов в обучение для улучшения усвоения материала, развития обучающихся [1].

Для обучающихся 8-го класса были предложены следующие темы для домашнего эксперимента:

1. Определение скорости остывания воды.

2. Определение относительной влажности воздуха.

3. Изучение теплового электробытового прибора и определение его характеристик.

4. Расчет электроэнергии, расходуемой в быту.

5. Определение КПД электрочайника.

6. Наблюдение электромагнитного поля.

7. Магнитное поле катушки с током, электромагниты.

8. Наблюдение прямолинейного распространения света.

По теме «Магнитное поле катушки с током, электромагниты» обучающиеся могут провести следующие эксперименты: создать электромагнит, намагнитить иглу и поместить в магнитное поле. Выяснить, как будет вести себя игла. Взять этот же эксперимент и нагреть иглу, выяснить, что с ней произойдет. В результате выполнения обучающиеся оформляют свои выводы и готовят вопросы, которые у них возникли во время проведения эксперимента.

Следующий урок начинаем с демонстрации проведенных экспериментов несколькими учениками, объяснением происходящих в них явлениях физическим языком и ответами на вопросы, которые могут возникнуть у обучающихся.

Первый ученик демонстрирует изготовленный дома электромагнит. Он состоит из батарейки, гвоздя, медного провода, изоленты. Ученик рассказывает, как он выполнил данное устройство, и демонстрирует с его помощью магнитные свойства. Далее отвечает на такие вопросы:

1. Почему взяли медный провод, а не алюминиевый? (Во-первых, медь имеет меньшее, по сравнению с алюминием, удельное сопротивление и способна при меньшем сечении выдерживать большие нагрузки. Во-вторых, медная электропроводка более гибкая. В-третьих, алюминий склонен окисляться. На его поверхности появляется пленка, имеющая высокое сопротивление. В результате происходит нагрев контактов, возможно, их перегорание.)

2. От чего зависят магнитные свойства электромагнита? (От числа витков обмотки и свойств сердечника — это касается самого электромагнита, то есть толщины гвоздя и количества витков медной проволоки, а его действие зависит от силы тока, который пропускают через обмотку, то есть от мощности батарейки.)

3. Где можно применить такой электромагнит? (В домашних условиях можно применить для закручивания мелких винтиков в труднодоступных местах, если вместо гвоздя взять отвертку, или нахождения мелких деталей, которые хорошо притягиваются магнитом).

Второй ученик демонстрирует намагниченную иглу, которую он помещает в магнитное поле, и игла принимает горизонтальное положение между разноименными полюсами магнита. Вопросы, на которые он отвечал:

1. Почему, когда мы подносим магнит одним концом, иголка притягивается, а другим — отталкивается? (Так как одноименные полюса отталкиваются, а разноименные — притягиваются.)

2. Как можно проверить, что игла намагничена? (Поднести ее к стрелке компаса, и та повернется в сторону намагниченной иглы.)

Третий ученик продолжил опыт второго, только теперь он нагрел иглу, подержав свечу под ней. В этом опыте увидели, что игла вернулась в вертикальное положение. Ему были заданы следующие вопросы:

1. Почему игла упала? (Размагнитилась.)

2. Почему это произошло? (Мы знаем, что все вещества состоят из атомов. Из атомов состоит и железо. В каждом домене ни много ни мало — тысяча миллиардов атомов железа! Атомы железа в домене подчинены такой же железной дисциплине, как и домены в магните. Но даже в твердом теле, в иголке тоже, атомы непрерывно колеблются, слегка приплясывают на месте. Чем сильнее

нагреть тело, тем быстрее и беспорядочнее это приплясывание. Раскалив намагниченную иголку, мы довели приплясывание атомов железа до бешеной пляски. Понятно, что железная дисциплина атомов в доменах нарушилась — домены исчезли, а вместе с ними исчезла и намагниченность.)

В данном случае оцениваются качество поставленного эксперимента, правильное объяснение всех явлений и качество ответов на вопросы. Может получиться так, что у обучающихся не возникнет вопросов, тогда учитель должен заранее их подготовить и задать при проведении эксперимента.

Итак, рассмотренная тема в связи с внедрением ФГОС ООО становится актуальной. Так как часов на физику отводится мало, а стандарт для развития универсальных учебных действий требует больших временных затрат, хороших результатов можно достичь через практическую направленность предмета, реализуемую предложенным способом. Если обучающиеся сами в домашних условиях смогут выполнять практические работы, подумать над способом выполнения, выводами, зададут себе вопросы, это принесет большую пользу в развитии многих умений, а не только проблемно-исследовательских. Такие домашние практические работы повышают интерес к предмету, вырабатывают навык работы с различными приборами и развивают универсальные учебные действия. Демонстрируя эти работы на уроке, мы можем закрепить теоретическую составляющую физики. Домашние практические работы вырабатывают навык работы с различными приборами и развивают универсальные учебные действия.

Литература

1. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. ; ред. А. Г. Асмолов. М. : Просвещение, 2010. 567 с.

2. Бычкова А. С., Румбешта Е. А. Организация исследовательской деятельности в процессе обучения физике. Томск : Изд-во ТГПУ, 2015. 112 с.

3. Румбешта Е. А., Альникова Т. В. Теория и методика обучения физике. Современные технологии в обучении физике. -Томск : Изд-во ТГПУ, 2008. 140 с.

4. Исследователь.ру [Электронный ресурс]. URL: http://www.neseanchen.nu/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.htmi (дата обращения: 05.06.2016).

5. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / ред. А. В. Хуторской. М. : ИНЭК, 2007. 327 с.

6. Леонтович А. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника как модель педагогической технологии //Народное образование. 1999. № 10. С. 152-158.

7. Мультиурок [Электронный ресурс]. URL: https://muitiunok.nu/fiies/fonminovaniie-univiensai-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-obrazovatiel-nom-protsiessie.html (дата обращения: 12.03.2017).

8. Онлайн-конструктор тем исследовательских работ для учащихся и педагогов [Электронный ресурс]. URL: http:// temagenerator.ru/frazy-shablony-dlya-issledovatelskoj-raboty/ (дата обращения: 1.04.2016).

9. Открытый урок 1 Сентября [Электронный ресурс]. URL: http://Festival.1september.ru/articles/314040/ (дата обращения: 08.03.2017).

10. Падалко А. Е. Задачи и упражнения по развитию творческой фантазии учащихся (IV-V классы). М. : Просвещение, 1985. 127 с.

11. Pedsovet.su [Электронный ресурс]. URL: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169 (дата обращения: 11.11.2017).

12. Покровский С. Ф. Опыты и наблюдения в домашних заданиях по физике. М. : Изд-во АПН РСФСР, 1963. 416 с.

13. Савенков А. И. Путь в неизведанное: Как развивать свои исследовательские способности. М. : Генезис, 2005. 95 с.

14. Шумакова Н. Б. Возраст вопросов: роль вопроса в познавательном и личностном развитии ребенка. М. : Знание, 1990. 80 с.

15. Юдина Е. Г. Позиция педагогов: авторитаризм и партнерство //Вопросы психологии. 2005. № 4. С. 132-142.

References

1. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A., Karabanova O. A., Molchanov S. V., Salmina N. G. How to design universal learning activities: from thought to action [Kak proektirovat' universal'nye uchebnye dejstvija: ot dejstvija k mysli]. Ed. A. G. Asmolov. Moscow: Prosveshhenie, 2010. 567 p. (In Russian).

2. Bychkova A. S., Rumbeshta E. A. The Organization of research activities learning physics [Organizacija issledovatel'skoj dejatel'nosti v processe obuchenija fizike]. Tomsk: Publishing House of TSPU, 2015. 112 p. (In Russian).

3. Rumbeshta E. A., Alnikova T. V. Theory and methodology of teaching physics. Modern technology in physics teaching [Teorija i metodika obuchenija fizike. Sovremennye tehnologii v obuchenii fizike]. Tomsk: Publishing House of TSPU, 2008. 140 p. (In Russian).

4. Explorer.ru [Issledovatel'.ru]. Available at: http://www.researcher.ru/methodics/teor/f_1abucy/a_1abujp.html. (accessed 05.06.2016). (In Russian).

5. Competence in education: design experience: collection of scientific papers [Kompetencii v obrazovanii: opyt proektirovanija]. Ed. A. V. Khutorskoy. Moscow: INEC, 2007. 327 p. (In Russian).

6. Leontovich. A. V. Educational research activity of the student as a model of educational technology. Public education [Narodnoe obrazovanie]. 1999. № 10. P. 152-158 (In Russian).

7. Multiproc [Mul'tiurok]. Available at: https://multiurok.ru/files/formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-v-obrazovatielnom-protsiessie.html. (accessed 12.03.2017). (In Russian).

8. Online designer the research works for students and teachers [Onlajn-konstruktor tem issledovatel'skih rabot dlja uchashhihsja i pedagogov]. Available at: http://temagenerator.ru/frazy-shablony-dlya-issledovatelskoj-raboty/. (accessed 1.04.2016). (In Russian).

9. Open lesson 1 September [Otkrytyj urok 1 Sentjabrja]. Available at: http://estival.1 september.ru/articles/314040/. (accessed 08.03.2017). (In Russian).

10. Padalko A. E. Tasks and exercises for the development of creative imagination of the students (IV—V classes) [Zadachi i uprazhnenija po razvitiju tvorcheskoj fantazii uchashhihsja (IV-V klassy)]. Moscow: Prosveshhenie, 1985. 127 p. (In Russian).

11. Pedsovet.su. Available at: http://pedsovet.su/publ/115-1-0-5169. (accessed 11.11.2017). (In Russian).

12. Pokrovskiy S. F. Experiments and observations in homework in physics [Opyty i nabljudenija v domashnih zadanijah po fizike]. Moscow: Publishing house of APN of the RSFSR, 1963. 416 p. (In Russian).

13. Savenkov A. I. The Path into the unknown: How to develop your research skills [Put' v neizvedannoe: Kak razvivat' svoi issledovatel'skie sposobnosti]. Moscow: Genesis, 2005. 95 p. (In Russian).

14. Shumakova N. B. Age matters: the role of question in the cognitive and personal development of children [Vozrast voprosov: rol' voprosa v poznavatel'nom i lichnostnom razvitii rebenka]. Moscow: Znanie, 1990. 80 p. (In Russian).

15. Yudina E. G. Position of teachers: authoritarianism and partnership. Questions of psychology [Voprosy psihologii]. 2005. № 4. P. 132-142 (In Russian).

УДК/uDC 371.385.5:81 С. В. Тимофеева

S. Timofeeva

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

peculiarities of students' research activity realization

IN A wORK OF A LANGuAGE AND LITERATuRE TEACHER

Введение. Требования федерального государственного образовательного стандарта обусловили необходимость обучения школьников такой деятельности, которая связана прежде всего с решением различных задач. Это значит — делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель, оптимально организовывать свою деятельность. При этом педагогам нужно помогать ребенку сформировать умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Автором статьи актуализирована необходимость исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы. На примере работы «Изображение традиций русских православных праздников в романе И. С. Шмелева «Лето Господне»» показаны практические приемы работы с обучающимися 5-х классов.

Методология. Методологическим основанием является деятельностный и культурологический подходы, исследование традиций русских православных праздников.

Результаты. В статье представлен опыт работы учителя русского языка и литературы по организации исследовательской деятельности. Показана исследовательская работа обучающегося при изучении романа И. С. Шмелева «Лето Господне» в 5-м классе.

Заключение. Применение исследовательской деятельности развивает у обучающихся умение мыслить, проявлять инициативу, работать творчески, стремиться самовыразить и самореализовать себя, что является качествами успешной личности. При этом современный учитель, организуя исследовательскую деятельность, может помочь обучающимся проявить таланты, реализовать творческий потенциал, стать успешным в том направлении, которое ему наиболее близко.

Introduction. The requirements of the federal state educational standard determined the necessity of training the schoolchildren for such activity, which is connected, first of all, with the solution of various tasks. It means making the teaching motivated, teaching the child to set a goal for himself, organizing optimally his activities. At the same time, teachers should help the child to develop skills of control and self-control, evaluation and self-esteem. The author of the article actualized the necessity of implementing research activities in the lessons of the Russian language and literature. On the example of the work "Image of Russian Orthodox holidays traditions in the novel of I. S. Shmelev "Leto Gospodne" practical methods of working with fifth-grade students are shown.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Materials and Methods. The methodological basis is the activity and culturological approaches, the study of Russian Orthodox holidays traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.