Научная статья на тему 'Научно-теоретические основы организации военно-патриотического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ во внеурочной деятельности'

Научно-теоретические основы организации военно-патриотического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ во внеурочной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ПАТРИОТИЗМ / ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ГРАЖДАНСКАЯ ПОЗИЦИЯ / HUMANISM / PATRIOTISM / MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION / CITIZENSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гайдукова И. Е.

В статье конкретизировано содержание военно-патриотического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ, раскрыто педагогическое определение понятию «патриотизм».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гайдукова И. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-THEORETICAL BASES OF THE 0RGANIZATI

The article detailed the content of military-patriotic education of students in secondary schools, disclosed the pedagogical definition «patriotism».

Текст научной работы на тему «Научно-теоретические основы организации военно-патриотического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ во внеурочной деятельности»

А.А. Реан и В.А. Якунин (модификация Н.Ц. Бадмаевой)), методики диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса и методики диагностики особенностей самоорганизации (ДОС-39), разработанной А.Д. Ишковым.

Результаты оценивались с помощью отобранных критериев: когнитивно-операциональный компонент (показатель - языковые знания и речевые умения, владение профессиональной терминологией; умение вести профессиональную деятельность в иноязычной среде; наличие корректного темпа речи); мотивационно-целевой компонент (показатель - коммуникабельность; ответственность; самостоятельность); ценностно-ориентационный компонент (показатель - профессиональный рост, воля); рефлексивно-прогностический компонент (показатель - самореализация; саморефлексия).

С целью диагностики полученных результатов мы применяли следующие формулы: индивидуальный показатель качества усвоения знаний, среднегрупповой показатель усвоения учебного материала, среднеарифметический балл успеваемости группы, интегральный коэффициент группы и ^критерий Стью-дента.

Выявлено, что компоненты профессиональной иноязычной культуры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это доказано посредством расчета коэффициента корреляции Пирсона (г) для пар компонентов профессиональной иноязычной культуры. В итоге были получены следующие данные: гх1х2 = 0,92, гх1х3 = 0,79 и гх1х4 = 0,85. Они свидетельствуют о высокой! степени взаимозависим ости переменных, что позволяет оценивать сформирован-ность профессиональной иноязычной культуры как интегративное целое.

Выделены четыре уровня сформированности профессиональной иноязычной культуры студентов:

1. Оптимальный - студенты обладают высокой готовностью к профессионально-ориентированному иноязычному взаимодействию; владеют терминологией достаточно, чтобы понять, интерпретировать и перефразировать аутентичный текст; присутствует высокая учебная мотивация, ответственно подходят к учебной деятельности и понимают высокую степень самореализации в будущей профессиональной деятельности; обладают твердой волей к учебе и профессиональному росту.

2. Допустимый - характеризует владение студентами профессиональной терминологией на русском и иностранном языках в пределах лексического минимума, предложенного программой обучения; студенты имеют достаточный словарный запас, но не всегда полно и точно осмысливают услышанное; студенты имеют хорошую учебную мотивацию, могут решать задачи самостоятельно и осознают и собственную реализацию в будущем, обладают достаточно твердой волей и способны к профессиональному росту.

3. Критический - студенты имеют низкий запас русскоязычных и англоязычных терминов, не владеют методами семантического анализа, не могут строить лаконичные, четкие ответы на вопросы, скорость иноязычной речевой реакции низкая, отсутствует легкость и непроизвольность вариантов выражения

Библиографический список

мысли. Соответственно, у студентов присутствует низкая учебная мотивация и неспособность самостоятельно оценить результаты своей учебной деятельности. Воля к учебе низкая и способность к профессиональному росту выражена слабо.

4. Недопустимый - выражается в отсутствии готовности к профессионально-ориентированному иноязычному взаимодействию, отсутствует мотивация к учебной деятельности и нет осознания и понимания самореализации в будущей профессиональной деятельности, нет готовности к профессиональному росту и отсутствует воля к учебе.

Данные, полученные на этапе формирующего эксперимента, показали, что в экспериментальной группе число студентов с критическим уровнем сформированности профессиональной иноязычной культуры в среднем сократилось на 40 % относительно контрольной. Студентов с допустимым и оптимальными уровнями стало больше в среднем на 20% на каждом уровне соответственно.

Исходя из полученных данных, был сделан вывод об эффективности формирования профессиональной иноязычной культуры студентов с использованием мультимедийного УМК. Полученные результаты соответствуют сделанному прогнозу.

Контрольный эксперимент был посвящен многоплановой проверке формирования профессиональной иноязычной культуры студентов с использованием мультимедийного УМК с учетом замечаний, выявленных на этапе формирующего эксперимента. В частности, были пересмотрены требования к уровням сформированности профессиональной иноязычной культуры, скорректирован уровень сложности контролирующих материалов, внесены изменения в содержание и структуру мультимедийного УМК и педагогической технологии его реализации.

Во время всего опытно-экспериментального обучения студенты демонстрировали формирование новых профессионально-ориентированных коммуникативных действий, способствующих переходу студентов технического вуза на качественно новую ступень профессионального развития с целью реализации в обществе.

Перспективными направлениями исследования эффективности формирования профессиональной иноязычной культуры с использованием мультимедийного УМК могут стать: а) поиск новых приемов активизации учебной деятельности студентов и организации их самообразовательной деятельности при более тесной интеграции процесса обучения с реальным производством; б) интеграция английского языка не только со специальными, но и с другими учебными дисциплинами; в) усовершенствование мультимедийного УМК в условиях производственной практики и дистанционного образования, оптимизация видов контроля в процессе профессионально-ориентированного обучения.

Полученные результаты позволили сделать вывод, что созданный мультимедийный УМК, разработанные педагогическая технология его реализации и критериальный аппарат обеспечивают эффективное формирование профессиональной иноязычной культуры инженеров-механиков технического вуза.

1. Образцов, П.И. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов / П.И. Образцов, О.Ю. Иванова. - Орел, 2005.

2. Веряев, А.А. Семиотический подход к образованию в информационном обществе: монография. - Барнаул, 2000.

3. Лаврентьев, Г. В. Разработка и реализация электронного учебно-методического комплекса в высшем математическом образовании:

гуманитарный аспект: монография / Г.В. Лаврентьев, Г.В. Кравченко. - Барнаул, 2009.

4. Шалкина, Т.Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства / Т.Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. - Оренбург, 2008.

Bibliography

1. Obrazcov, P.I. Professionaljno-orientirovannoe obuchenie inostrannomu yazihku na neyazihkovihkh fakuljtetakh vuzov / P.I. Obrazcov,

O.Yu. Ivanova. - Orel, 2005.

2. Veryaev, A.A. Semioticheskiyj podkhod k obrazovaniyu v informacionnom obthestve: monografiya. - Barnaul, 2000.

3. Lavrentjev, G.V. Razrabotka i realizaciya ehlektronnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa v vihsshem matematicheskom obrazovanii:

gumanitarnihyj aspekt: monografiya / G.V. Lavrentjev, G.V. Kravchenko. - Barnaul, 2009.

4. Shalkina, T.N. Ehlektronnihe uchebno-metodicheskie kompleksih: proektirovanie, dizayjn, instrumentaljnihe sredstva / T.N. Shalkina, V.V. Zaporozhko, A.A. Rihchkova. - Orenburg, 2008.

Статья поступила в редакцию 11.01.13

УДК 37.025

Gaydukova I.E. SCIENTIFIC-THEORETICAL BASES OF THE ОRGANIZATЮN MILITARY-PATRIOTIC EDUCATION OF STUDENTS SECONDARY SCHOOLS EXTRA-CURRICULAR ACTIVITIES. The article detailed the content of military-patriotic education of students in secondary schools, disclosed the pedagogical definition «patriotism». Key words: humanism, patriotism, military-patriotic education, citizenship.

И.Е. Гайдукова, директор муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Королёв, E-mail: iada. [email protected]

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье конкретизировано содержание военно-патриотического воспитания учащихся средних общеобразовательных школ, раскрыто педагогическое определение понятию «патриотизм».

Ключевые слова: гуманизм, патриотизм, военно-патриотическое воспитание, гражданская позиция.

Главной задачей военно-патриотического воспитания молодежи и является формирование монолитного сплава профессиональной компетентности и высокого гражданского чувства, силы воли. Следует отметить, что особенностью сложившейся ситуации, в реформирующейся современной России, является необходимость тщательного и всестороннего анализа данной проблемы, без которого невозможно ее решение. Можно дать следующее педагогическое определение понятию «патриотизм» -это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющаяся в деятельности на его благо и осуществляемая с единых позиций государства и общества.

Понятие «патриотизм» в России, так или иначе, зависит от национальной, исторической, культурной, географической и других идей. Это связано с тем, что Россия населена многими народами, отличающимися не только языками и культурами, но и вероисповеданиями. Эти факторы определяют особенности, которые характерны для российского патриотизма. Недооценка патриотизма, как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

В настоящее время в Российском обществе сложилась ситуация, которая требует более активного и действенного отношения системы образования, а также многих других социальных институтов к делу воспитания у подрастающего поколения чувства гражданственности и патриотизма. Будучи по своей природе глубоко социальным, патриотизм является источником существования общества и его развития, выступая гарантом жизнеспособности, а иногда и выживаемости социума.

Возрождение патриотизма на современном этапе развития российского общества может стать важнейшим условием возрождения России, как великой державы,

В роли стержня патриотизма выступает личность, приоритетной социально-нравственной задачей, которой является понимание своей исторической, культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине - высшего принципа, определяющего смысл и стратегию жизни, исполненной служения Отечеству [1].

Главными задачами военно-патриотического воспитания являются формирование принципов патриотического долга и обязанностей по защите интересов государства, а также целенаправленная деятельность по формированию готовности выступить на защиту государства и приобретению, необходимых для этого знаний, умений и навыков [2].

Таким образом, военно-патриотическое воспитание это составная часть патриотического воспитания учащихся, представляющая собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций своего народа, формирования их готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, навыками и умениями.

Содержание военно-патриотического воспитания предполагает наличие взвешенных подходов, которые создают условия формирования личности учащихся, их гражданской позиции. Молодёжь живёт в общем социальном и культурном пространстве, и кризис общества и его основных институтов отражается на содержании и направленности молодёжной субкультуры. Во многом из-за потребительского отношения к молодежи общества и государства, у молодого поколения сформировалась иждивенческая позиция.

Содержание военно-патриотического воспитания во внеурочной деятельности в учебном заведении должно включать в себя психологическую подготовку. Анализ результатов исследований, посвященных данной проблеме, свидетельствует о том,

что большое значение для системы подготовки молодежи к защите Родины, повышения ее эффективности, имеет понимание природы этой готовности и условий ее формирования в рамках военно-патриотической деятельности.

Таким образом, с помощью военно-патриотического воспитания можно преодолеть кризисные процессы, наметившиеся в последнее время в формировании российского гражданского общества, а так же способствовать его возрождению на основе демократических принципов и ценностей, путем сохранения и укрепления нравственных устоев, национальных традиций, патриотизма и гуманизма.

Особое место в содержании военно-патриотической работы со школьниками следует отвести вопросам воспитания социальной ответственности. Ведь именно в период перехода к демократизации в нашем обществе резко возрос спрос на личность, отличающуюся самостоятельностью и ответственностью за свои дела и поступки.

Формирование у школьников социальной ответственности позволяет выработать у молодых людей такие качества, как ответственность за порученное дело, дисциплинированность и склонность к самодисциплине, способность осознавать личную ответственность за свои действия и поступки.

Цель военно-патриотического воспитания выступает как идеальный образ желаемого состояния объекта воспитания учащегося: его черт характера, качеств личности, поведения, формирование как гражданина-патриота, готового защищать интересы государства и Родины.

В связи с вышесказанным, для успешной реализации целей военно-патриотического воспитания должна быть разработана программа, включающая в себя следующие моменты:

1. Военно-патриотическое воспитание должно стать приоритетным направлением политики нашего государства.

2. Развитие нравственных основ социализации личности в среде крупных городов па основе традиционных ценностей российского общества.

3. Повышение престижа военной службы, воспитание уважения к Вооружённым Силам России, как одно из направлений в деятельности государственных структур, образовательных учреждений, военных и общественных организаций в современных условиях.

Разработка программы взаимодействия образовательных учреждений с воинскими частями, религиозными и общественными объединениями, организация активной взаимной шефской работы: формирование городской системы контроля и прогнозирования развития воспитания; внедрение методик направленного планирования и организации воспитательной работы в деятельность образовательных учреждений; создание единого информационного пространства системы воспитания; внедрение новейших технологий в работе классных руководителей; создание межведомственных механизмов координации воспитательной деятельности.

Организация оптимального взаимодействия школы, семьи, молодежных организаций, других социальных партнеров в области воспитания: привлечение детей и молодежи к работе над современными социальными проектами, организация и проведение общественных акций и творческих конкурсов, спортивных и культурных мероприятий; осуществление научного обмена по проблемам воспитания в России и на международном уровне посредством научно-практических конференций, круглых столов и семинаров; организация системы мер по правовому просвещению, формирование гражданско-правовой культуры детей и подростков; разработка новых подходов к профессиональной ориентации учащихся и организации трудового воспитания. Одной из важнейших мер является профилактика таких негативных явлений в подростковой среде как: безнадзорность, нарко-

мания, алкоголизм, преступность, проституция, участие подростков в радикальных ультранационалистических молодёжных организациях и т.д. Разработка и реализация системы мер, направленных на развитие толерантного сознания и поведения среди детей и молодёжи.

Военно-патриотическое воспитание, опираясь на законы психологии, включает в себя два взаимосвязанных компонента, которые призваны с одной стороны формировать мотив, а с другой - форму поведения. Поэтому, на данном этапе разработки проблемы, можно выделить две основные группы объективно существующих, повторяющихся связей и отношений различных сторон военно-патриотического воспитания учащихся.

В первую группу включают зависимость содержания военно-патриотического воспитания учащихся во внеурочной деятельности от: задач, структуры, материально-технических и экономических возможностей организаций и ведомств, осуществляющих эту работу; уровня подготовки преподавательского состава; контингента учащихся; выбранных видов, форм, методов и средств военно-патриотической работы; учебного и внеучеб-ного времени, отводимого на военно-патриотическую работу.

Изучение этих закономерностей позволяет сформулировать научно-педагогические основы военно-патриотической работы с учащимися.

Вторая группа закономерностей проявляется непосредственно в процессе военно-патриотического воспитания учащихся и выражает зависимость от: соответствия цели военно-пат-

Библиографический список

риотического воспитания учащихся потребностям, уровню и темпам общественного развития; соответствия содержания учебных программ, учебников и учебных пособий проводимой военно-патриотической работе; всестороннего обеспечения процесса военно-патриотического воспитания учащихся; эффективности управления ходом военно-патриотического воспитания учащихся.

На основе этих закономерностей определяются конкретные мероприятия, направленные на эффективное военно-патриотическое воспитание учащихся; развитие содержания учебных программ, учебников и учебных пособий; совершенствование форм работы представителей различных организаций и ведомств, на которые возложены соответствующие обязанности.

Закономерности объективны, так как существуют вне сознания людей, независимо от их желания и воли. Вытекающие из закономерностей принципы, сознательно формулируются и применяются в зависимости от конкретных условий. Они позволяют понять на практике те объективные закономерности, которые складываются в ходе военно-патриотического воспитания учащихся.

Военно-патриотическое воспитание учащихся - это целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций народа, формирования готовности к выполнению задач по защите Отечества и овладению необходимыми для этого знаниями, умениями навыками.

1. Дьяченко, В.В. Педагогические аспекты военно-патриотического воспитания в современной общеобразовательной российской школе. - М., 2009.

2. Микрюков, В.Ю. Теория и практика военно-патриотического воспитания учащихся в современной России. - М., 2008.

Bibliography

1. Djyachenko, V.V. Pedagogicheskie aspektih voenno-patrioticheskogo vospitaniya v sovremennoyj obtheobrazovateljnoyj rossiyjskoyj shkole. - M., 2009.

2. Mikryukov, V.Yu. Teoriya i praktika voenno-patrioticheskogo vospitaniya uchathikhsya v sovremennoyj Rossii. - M., 2008.

Статья поступила в редакцию 11.01.13

УДК 785.6:787.61:378.9

Levin K.V. THE DESIRE OF THE STUDENT IN ACTIVE CONCERT AND PERFORMING ACTIVITIES IN THE PROCESS OF MUSICAL PEDAGOGICAL EDUCATION. The article discusses the definition of the aspirations of the student in active concert-performing activities in the process of the musical-pedagogical education. The author discloses the content of external and internal motives for performing practice of the student on the stage, based on the works of well-known scientists.

Key words: the desire, motivation, concert performance activity, speech, music and performing environment, competition.

К.В. Левин, аспирант Воронежского гос. педагогического университета,

г. Воронеж, E-mail: [email protected]

СТРЕМЛЕНИЕ СТУДЕНТА К АКТИВНОЙ КОНЦЕРТНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается определение понятия стремления студента к активной концертно-исполнительской деятельности в процессе музыкально-педагогического образования. Автор, с опорой на работы известных ученых, раскрывает содержание внешних и внутренних побудительных мотивов к исполнительской практике студента на сцене.

Ключевые слова: стремление, мотив, концертно-исполнительская деятельность, выступление, музыкально-исполнительская среда, конкуренция.

Стремление психологи рассматривают как состояние психики, установок (В.Н. Мясищев, Д.Н. Узнадзе и др.), как потребность (Л.Ф. Спирин), включенность (Б.Д. Парыгин), склонность (Л.Н. Уманский). В педагогике стремление понимают как сложный синтез взаимосвязанных структурных комонентов [1].

В нашем исследовании стремление к концертной деятельности будем рассматривать как совокупность внешних и внутренних факторов, влияющих на побудительную силу (мотивацию) студента к активной концертно-исполнительской деятельности.

К внутренним факторам относятся: мотивация к концертной деятельности, желание исполнять музыкальные произведения на публике, готовность студента выступать на сцене.

Нужно отметить, что все мотивы можно подразделить на две большие категории. Первые связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, в нашем случае - процессом выступления на сцене. То есть, данный мотив предполагает получение удовлетворения от процесса выступления, от исполнения музыкального произведения, от того, что студент делится со слушателями музыкальными эмоциями путем интерпретации и воспроизведения замысла композитора с учетом индивидуальных особенностей исполнителя.

Вторая категория мотивов связана с более широкими взаимоотношениями студента с окружающей средой. Здесь имеется в виду потребности студента в общении с другими людьми, их оценкой и одобрением, желание студента занять определенное

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.