Научно-теоретические и методологические основы развития лексики у умственно отсталых детей начальных классов
Мусаева Н.С. г.Ташкент, ТГПУ им.Низами
С первых дней независимости в Узбекистане защита прав и законных интересов детей была определена одной из приоритетных задач государственной политики. За исторически короткий период наша страна достигла больших успехов в сфере воспитания гармонично развитого поколения, которые получили должное признание мирового сообщества.
В ходе реализации Закона «Об образовании», Национальной программы по подготовке кадров, разработанных на основе концептуальных идей Президента страны, в республике создана целостная система непрерывного образования, включающая обязательное и бесплатное общее среднее образование и среднее специальное, профессиональное образование со сроком обучения 12 лет.
Одним из направлений государственной политики в области образования является: «обеспечение дошкольного и внешкольного образования детей-инвалидов, профессиональной подготовки инвалидов, получения ими общего среднего, среднего специального, профессионального и высшего образования» (Закон Закон «О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан», статья 6).
Согласно Закону «О гарантиях прав ребенка», дети с ограниченными возможностями наряду с обучением в специализированных образовательных учреждениях получают образование, соответствующее их физическим, умственным способностям и желаниям, в общеобразовательных учреждениях по разработанным специально для них учебным программам [3].
Успешность социализации ребенка с особенностями в развитии определяется ранним выявлением нарушений. Это позволяет провести своевременный анализ структуры дефекта, оказать коррекционную помощь.
Чем раньше начинается коррекционная и социально-реабилитационная работа, тем более полным может оказаться его включение в социум.
Формирование и совершенствование речи школьников (нормально развивающихся и с различными отклонениями в развитии) было и остаётся одной из перспективных психолого-педагогических проблем. В современных условиях, когда углубляется процесс гуманизации образования, усиливается ориентация на личность ученика, имеющего проблемы в развитии интеллекта, все более важная роль в становлении языковой личности ребенка принадлежит его активному словарному запасу.
Слово имеет фундаментальное значение и занимает центральное место в формировании человеческого сознания (А.Р.Лурия). Психологами, педагогами, лингвистами проведено значительное количество исследований, посвященных изучению различных параметров речевой деятельности учащихся разных видов школ и разного возраста, с целью обновления методических приемов, совершенствования всех сторон их речи.
Как известно, формирование словаря ребенка тесно связано с его психическим развитием, с развитием представлений об окружающей действительности. В связи с этим, особенности словарного запаса детей с нарушениями интеллектуальной сферы отражают своеобразие познавательной деятельности этих детей, ограниченность их представлений об окружающем мире, трудности осознания явлений, свойств и закономерностей окружающей действительности [2].
Слово является основной единицей языка. Выступая изолированно, оно выполняет, прежде всего, номинативную функцию - называет конкретные предметы, действия, признаки, чувства человека, общественные явления и отвлеченные понятия.
Организуясь грамматически в предложения, слово оказывается тем строительным материалом, с помощью которого речь приобретает возможность выполнять коммуникативную роль.
Известный учёный Л.С.Выготский определял слово как единицу не только речи, но и мышления. Обосновывая данный тезис, он ссылался на то, что значение слова есть обобщение, понятие. В свою очередь всякое обобщение не что иное, как акт мысли. Таким образом, в слове представлено единство мышления и речи [4].
Рассматривая взаимодействие данных психических процессов, Л.С.Выготский отмечал, что «мысль не выражается, но совершается в слове», т.е. мысль развивается, совершенствуется только тогда, когда облекается в слова. Это дает право утверждать, что слово выполняет и когнитивную (познавательную) функцию, так как развитие словаря ведет к формированию не только мышления, но и других психических процессов [4].
Вот почему работа над словом имеет серьезное значение для коррекции и развития психики умственно отсталого ребенка, для более успешного включения его в сферу общения с окружающими.
Речь как "канал развития интеллекта" (Н.И.Жинкин) будет действовать лишь при наличии материала - слов различной семантико-грамматической природы. Словарный запас являются не только одним из самых значимых компонентов высказывания, но и свидетельствуют о глубине дифференцированного познания окружающей действительности, об уровне сформированности речемыслительных процессов. Наличие развернутой лексики в речи школьников в определенной степени служит показателем зрелости личности в эмоциональной, морально-этической, психологической сфере, поскольку слова-оценки, слова-характеристики выражают отношение человека к миру, к окружающим и самому себе.
В связи с этим сегодня ждут своего решения многочисленные частные проблемы совершенствования речевых умений и навыков учащихся с нарушением интеллекта.
Особого внимания требуют ученики с различными дефектами, в том числе и младшие школьники с нарушением интеллекта. В специальной литературе достаточно подробно освещены такие особенности учащихся с
нарушенным интеллектом, как ограниченность словарного запаса, неточность употребления слов разной грамматической природы (М.Ф.Гнездилов, Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, Р.К.Луцкина, А.Р.Маллер, В.Г.Петрова,
З.Н.Смирнова, М.С.Соловьева, Н.В.Тарасенко, Ж.И.Шиф, М.П.Феофанов).
Проанализировано использование слов различных тематических групп (З.Д.Будаева, В.В.Воронкова, Г.И.Данилкина, Т.Н.Иванова, Н.В.Тарасенко, Т.К.Ульянова, Ж.И.Шиф). Исследователями отмечается патологический разрыв между активным и пассивным словарем умственно отсталых детей (А.К.Аксенова, Г.М.Дульнев, В.Г.Петрова, З.Н.Смирнова).
На значимость проблемы изучения функционально-семантической стороны лексического запаса учащихся с нарушением интеллекта указывали А.К.Аксенова, М.Ф.Гнездилов, З.Н.Смирнова, Н.В.Тарасенко.
По результатам исследований вышеуказанных авторов, направленных на выявление особенностей развития речи детей с нарушением интеллекта, известно, что у таких детей наблюдается несформированность, в той или иной степени, всех операций речевой деятельности. Это значительно ограничивает возможности детей в самостоятельном познании окружающего мира и затрудняет процесс обучения. В связи с этим задача формирования и развития лексикона ставится перед учителем с первых дней пребывания ребенка в школе и решается в течение всех лет его обучения. Значительное место в структуре указанного направления коррекционной работы принадлежит деятельности учителя — логопеда, обеспечивающего преодоление наиболее выраженных отклонений в речевом развитии учащихся. Овладение системной лексикой позволит совершенствовать познавательную и коммуникативную деятельность школьников с нарушенным интеллектом, будет способствовать адаптационным процессам в социуме.
В Узбекистане научные труды, посвященные вопросам воспитания умственно отсталых детей принадлежат таким учёным, как С.Ш.Айтметова, С.Ким, В. С.Рахманова, Р.Шомахмудова, Д.А.Гордиенко, Г.А.Садикова,
М.П.Хамидова, Д.А.Нуркелдиева, П.М.Пулатова, Н.В.Соседова, А.Сагатов и др.
Узбекские учёные раскрыли множество проблемных сторон детей с нарушениями интелекта, разработали методы их воспитания, но проблема изучения, развития, формирования лексики у умственно отсталого ребёнка начального класса, учитывая фонетические особенности узбекского языка остаётся всё ещё актуальной. В данном направлении до сих пор не проведена ни одна исследовательская работа, не разработаны методические рекомендации и пособия для работы.
Поэтому перед нами встает проблема поиска оптимальных путей коррекционной работы, направленной на преодоление нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта.
Объект исследования - особенности лексического запаса младших школьников с нарушением интеллекта.
Предмет исследования - особенности лексики младших школьников с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования - коррекционная работа по преодолению нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта будет эффективна, если:
* учитывать принцип концентрированного распределения материала.
* использовать в ходе коррекционной работы метод семантических
полей.
Цель исследования: теоретически обосновать, спланировать содержание и оценить эффективность коррекционной работы по преодолению нарушений системной лексики у младших школьников с нарушением интеллекта
Задачи:
1. Изучить научную и методическую литературу по проблеме речевого развития младших школьников с нарушением интеллекта.
2. Изучить особенности устной речи младших школьников с нарушением
интеллекта.
3. Спланировать направления и содержание логопедической работы по формированию словарного запаса у младших школьников с нарушением интеллекта.
4. Провести обучающий эксперимент и оценить его эффективность.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
* положения общей и специальной психологии о единстве основных закономерностей развития нормальных и аномальных детей (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Т.А. Власова и др.),
* положение о гумманизации интегративных процессов, о коррекционной направленности учебно- воспитательного процесса в специальных учреждениях (Р.И. Лалаева, Н.П. Вайзман, В.В. Воронова, Б.П. Пузанов).
Библиографический список:
1. Закон Республики Узбекистан от 18.11.1991 г. №422-XII «О социальной защищенности инвалидов». Новая редакция (утверждена законам Республики Узбекистан от 11.07.2008 г. №ЗРУ-162).
2. Лалаева Р.И. Нарушение речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития. -М.:Владос-2004.
3. Иноятов У.И. «Социальная поддержка детей и молодежи-основа благополучного и процветающего общества» международный форум.-Т., 2013.
4. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования.- М.,
1956.