38
УДК. 376.37
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ПИСЬМА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Гивиряк Е. Ю., учитель, логопед МКОУ Имисская СОШ№13, Курагинский район Красноярского края
В статье представлена структура и содержание диагностического комплекса,
включающего методики изучения особенностей сформированности навыка письма у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости.
Ключевые слова: нарушения письма, младшие школьники с умственной отсталостью, дисграфические ошибки, формы дисграфий.
Анализ литературы по проблеме исследования нарушений письменной речи у школьников с умственной отсталостью показал, что для раскрытия истинного механизма нарушения письма, выявления специфических ошибок и построения качественной коррекционной работы необходимо комплексное исследование процессов письма. Были использованы психолого-педагогические и нейропсихологические методы, которые позволяют определить степень сформированности операций, составляющих базовый уровень организации специфического вида деятельности - письма. В основу диагностики были положены основные принципы коррекционной педагогики: комплексности, системности, развития, полимодальности и др. [1,5,6]
С целью выявления особенностей нарушений письма у учащихся младших классов с легкой умственной отсталостью был подобран диагностический комплекс на основе диагностических методик Грибовой О.Е., Лалаевой Р.И., Венедиктовой Л.В., Фотековой Т.А. [2,3,5,6,]
В ходе исследования были поставлены следующие задачи: выявить уровень сформированности навыка:
- самостоятельного письма;
- письма на основе слухового восприятия;
- списывания с печатного текста;
- звукового анализа и синтеза;
- фонематического восприятия;
- зрительно-пространственного восприятия.
Для решения этих задач в диагностический комплекс были включены 6 методик:
1. Запись самостоятельно составленных предложений. Инструкция. Посмотри на картинки. Тебе понятно, что на них нарисовано? Составь предложения к этим картинкам. Произнеси их вслух (дети последовательно произносят три предложения). Запиши эти предложения в тетрадь.
Стимульный материал: сюжетные картинки (1 Девочка читает книгу 2 Мама кормит малыша. 3 Малыш и щенок нюхают цветы.
2. Диктант. Предлагается текст, текст должен быть незнаком ребенку.
Осень. Наступила осень. Дует холодный ветер. Солнышко светит тускло. Часто идут дожди. В лесу стоит тишина. Птицы улетают в теплые края.
3 Списывание с печатного текста.
Предлагаемый текст должен быть напечатан на отдельном листе. Шрифт должен соответствовать шрифту учебника или немного крупнее, рекомендуемый шрифт Areal 16 кегель.
Идёт урок труда. Учитель достал клей и кисточки. Тася и Даша делают домики. Они работают хорошо.
4.Сформированность операций звукового анализа, синтеза (простые операции, сложные операции -5 заданий)
5.Сформированность фонематического восприятия (5 заданий).
6.Сформированность зрительно-пространственного восприятия (5 заданий).
Отдельно проанализированы данные о состоянии звукопроизношения у школьников (на основе речевых карт).
Были учтены методические требования к отбору текстов: речевой материал должен включать: звуки всех фонетических групп; позиционно близкие звуки, звуки, имеющие акустико-артикуляционное сходство, а также букв, смешиваемых по кинетическому сходству; речевой материал включает слова различной слоговой структуры.
Были разработаны критерии оценивания. Использована бальная система оценивания. По количеству набранных баллов испытуемые распределялись на 3 уровня сформированности навыков письма: высокий, средний, низкий. Для удобства анализа полученных результатов письменных работ дисграфические ошибки распределялись на группы: акустические (фонематические), ошибки на звуковой анализ и синтез и другие виды языкового анализа: слогового анализа, анализа предложений, аграмматические, оптические ошибки.
Орфографические ошибки не учитывались. Группы ошибок определялись в соответствии с современной классификацией форм дисграфий: акустическая, аграмматическая, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, оптическая, артикуляторно-акустическая. (Р.И. Лалаева) [4]
Таким образом, разработанный
диагностический комплекс позволил выявить формы дисграфий, механизмы нарушений, нарушенные сенсо-моторные операции, сохранные звенья. Результаты исследования легли в основу коррекционных мероприятий, по преодолению выявленных нарушений.
Были выделены конкретные задачи по исследованию письменных нарушений у учащихся
39
младших школьников с легкой степенью умственной отсталости:
1. Уточнить характер трудностей и степени отставания в навыках
письма.
2. Исследование устной речи, основных языковых средств и речевых навыков необходимых для овладения грамотой.
3. Анализ выраженности психографической симптоматики и реакции
ребёнка на трудности.
4. Провести количественный и качественный анализ результатов
исследования у детей младших школьников с легкой степенью умственной отсталости. Дисграфия у умственно отсталых школьников проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (дисграфия на почве языкового анализа и синтеза и акустическая дисграфия, акустическая и артикуля-торно-акустическая дисграфия и т. д.).
Большая распространенность и особенности симптоматики дисграфии у умственно отсталых детей обусловлены недоразвитием познавательной деятельности, нарушением устной речи, несформированностью языковых обобщений, нарушением деятельности речеслухового,
речедвигательного и зрительного анализаторов, нарушением структуры операций письма, особенностями организации психической деятельности. Нарушение аналитико-синтетической деятельности проявляется у умственно отсталых детей и в анализе морфологической структуры слова, и в анализе структуры предложения, звуковой структуры слова. Нечеткость представлений о звуко-слоговой структуре слова приводит к большому количеству пропусков, перестановок, замен букв.
Неотчетливые представления о морфологической структуре слова обусловливают большое количество аграмматизмов, искажений префиксов, суффиксов, окончаний, особенно в самостоятельном письме. Нарушение анализа структуры предложения проявляется в пропуске слов, их слитном написании, раздельном написании слова. Большое количество ошибок у умственно отсталых детей связано с дефектами произношения звуков речи. Логопедическая работа проводилась с учетом основных принципов:
-патогенетического принципа; -принципа комплектности; -принципа системности; -принципа деятельностного подхода; -принцип поэтапного формирования
психологических функций; -онтогенетического принципа;
-принципа учета "зоны ближайшего развития" (по Л.С.Выготскому); - принципа опоры на сохранное звено нарушенной психологической функции;
-принципа учета психологической структуры процессов чтения и письма и характера нарушения речевой деятельности;
-принципа учета симптоматики и степени выраженного нарушений чтения и письма;
-принципа максимальной опоры на полимодальные афферентации. на различные анализаторы (на начальных этапах работы), на возможно большее количество функциональных систем. На основе анализа научно-методической литературы, а так же проведения экспериментального исследования были сделаны выводы о том, что в письменных работах младших школьников с легкой степенью умственной отсталости преобладают ошибки аграмматического характера. Данная категория детей обнаруживает низкий уровень развития психических функций необходимых для овладения письменной речью. В устной речи у учащихся также наблюдаются аграмматизмы. В соответствии с полученными данными были определены направления коррекционной работы:
-исправление дисграфических ошибок письма;
- формирование звукового анализа и синтеза;
- формирование и расширение словарного запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие психологических процессов.
Указанные направления коррекционного воздействия осуществлялись на междисциплинарном уровне, с использованием логопедических, психологических и нейропсихологических методов.
Источники и литература:
1. Брюховских Л.А. Нейропсихологический метод в диагностике речевых нарушений // Инновационное развитие современной науки: по материалам Научно-практической конференции г.Уфа. 31 .01.2014 в 9 ч., Ч 9./ отв.ред. А.А Сукиасян.-Уфа: РИЦ БашГУ,- 2014, С.53-58.
2. Брюховских Л.А. Некоторые подходы к разработке алгоритма комплексной диагностики как основы психолого-медико-педагогического сопровождения школьников с речевой патологией в процессе инклюзии // Современная наука. Актуальные проблемы науки и образования, ноябрь декабрь, 2014г., с.25-28
3. Грибова О. Е Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. М.:Айрис-пресс,2005. 96 с.
4. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Книга для логопедов. - М.: Просвещение, 1991;
5. Козырева О.А. Создание инклюзивной образовательной среды как социально-педагогическая проблема // Вестник ТГПУ. 2014. №1. С.112-115.
6. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. 224 с.
7. Мамаева А.В. Разработка рабочих программ курсов логопедической направленности в соответствии с требованиями федеральных госдарственных образовательных стандартов / Мамаева А.В. // Сибирский вестник специального образования. 2017.
№ 1 (19). - С. 40 - 50
8. СадовниковаИ.Н.. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие. - М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997. 256 с.
9. Сырвачева Л.А., Уфимцева Л.П. Диагностическая и коррекционно-развивающая работа с детьми младшего дошкольного возраста группы риска по отклонениям развития: учебное пособие / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П.Астафьева. Красноярск, 2013. 244 с.
10. Фотекова Т.А, Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. - М.: Айрис-пресс, 2007. 176 с.
7. Ястребова, А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. -- М.: Просвещение, 1984. - 124 с.
8. Ященко, С. М. Формирование языкового анализа и синтеза у младших школьников с ОВЗ / С. М. Ященко // Логопед. - 2015. - № 6. - С. 80-87.
40
М II ДОЛЯ ИНВАЛИДОВ В СТРАНАХ ЕВРОПЫ (96 ОТ НАСЕЛЕНИЯ)
Финляндия ©
Великобритания ^
Нидерланды _ ®
Франция |
Эстония __
Чехия ^
Португалия -
Дания +-
Швеция -+-
Россия —
ИСТОЧНИКИ: Е1Ж05ТАТ, МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТМЯ