ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЫ Крюкова С.В.
Крюкова Светлана Викторовна - студент, Кафедра специального (дефектологического) образования, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь
Аннотация: на сегодняшний день проблема речевого развития у детей специальных (коррекционных) школ стоит достаточно остро, так как именно речь считается одним из основных показателей детского развития. Вопросы развития выразительности чтения принадлежат к числу актуальных вопросов в методике обучения русскому языку и чтения в начальных классах специальной (коррекционной) школы. Выразительность - это такое качество чтения, при котором с помощью средств устной речи передается главная мысль произведения и собственное отношение к нему. Таким образом, статья раскрывает понятие и сущность выразительности чтения, его основные признаки, требования, приемы и виды упражнений, формирующие навык выразительного чтения в начальных класса детей специальной (коррекционной) школы.
Ключевые слова: выразительность чтения, навыки, развитие, речь, специальная (коррекционная) школа, ученик, чтение.
Вопрос развития речи учеников специальных (коррекционных) школ в ходе обучения речевой практике очень важен и стоит достаточно остро, поэтому требует дальнейшего изучения, с целью развития навыков, умений и понимания прочитанного.
Развитие речи исследовали: О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова [4], А.Г. Зикеев [5], Р.И. Лалаева [8], В.Г. Петрова [9] и другие.
Чтение в специальной (коррекционной) школе изучали следующие авторы: В.В. Воронкова [2], Т.Г. Егоров, С.Ф. Иваненко [7], Р.И. Лалаева [8], Р.Е. Левина.
Чтение - сложный психофизиологический процесс. В его акте принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы [4].
Важность проблемы развития выразительной стороны речи учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы, определена кругом задач, таких как обучение языку как средству общения, коррекция мышления и речи, с целью наиболее полной адаптации детей с выявленным нарушением интеллекта в обществе, а так же раскрытие их творческих способностей на уроках чтения.
Выразительность речи описывают в своих работах: А.К. Аксёнова [1], В.Г. Гуро-Фролова, Л.А. Горбушина, Р.И. Лалаева [8] и другие.
Под выразительным чтением А.В. Ермаков понимает правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение художественного произведения. Именно такое чтение значительно повышает качество усвоения литературного материала и содействует пониманию, осмыслению текстового материала [6].
Выразительность чтения может обеспечить точную передачу фактов, передающихся словами текста, их взаимную увязку. Чтение отображает отношение ученого к охарактеризованным жизненным явлениям, его мнение, эмоциональное отношение к таким явлениям.
В трудах методистов специализированных школ В.В. Воронковой, А.К. Аксеновой, рассматриваются определенные основы становления выразительной речевой стороны, устанавливается роль выразительных средств, их воздействие на запоминание текстов детьми с умственной отсталостью. Авторы исследовали воздействие выразительного чтения на развитие заинтересованности к чтению, эмоциональных элементов текстов на запоминание, отмечается сущность работы над выразительной речью для осознания художественных произведений, разработаны приемы руководства чтением.
Деятельность над речевой выразительной стороной у учеников младших классов обеспечивается обязательным начальным уровнем постижения звуковыми средствами выразительности, интонацией, выступающей в качестве базы для изучения интонации, в качестве средства общения, для будущего обучения компонентам выразительного чтения, грамматики учеников коррекционных школ.
В качестве признаков выразительного чтения выступают [5]:
- способность придерживаться пауз, логических ударений, которые передают авторский замысел;
- способность придерживаться интонации утверждения, вопроса, придавая голосу необходимые эмоциональные краски;
- слаженная дикция, точное, ясное звукопроизношение, темп, громкость.
Прочитать текст выразительно, значит:
- раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нем
- показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
- передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.
Существенными основаниями выразительного чтения выступает состояние навыка
чтения: правильность, сознательность, громкость, подвижность голоса, верность дыхания в момент чтения, верность произношения, придерживание словесных ударений. Полезно в начале урока чтения проводить небольшую речевую разминку - дыхательные упражнения, речевую зарядку, скороговорки и чистоговорки.
Для выразительности чтения непременно исполнение таких требований, которые предложила О.Е. Грибова [4]:
- придерживание знаков препинания, что выступает элементарным навыком, который нужен для учеников первого-второго классов;
- соблюдение психологических и логических пауз;
- соблюдение ударения;
- соблюдение ритма и темпа чтения;
- соблюдение интонации.
Таким образом, методика, которая направлена на развитие выразительности речи на уроках чтения, создает достаточные предпосылки для произвольного употребление звуковых средств выразительности, в возникающих в разных речевых ситуациях, именно они приводят в активность и запускают процесс познавательной деятельности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы, а так же важно подчеркнуть, то что способствуют осознанному чтению и пониманию образной лексики и следовательно воспитанию умения (в пределах своих речевых возможностей) выражать с помощью интонации доступные им чувства и эмоций.
Разборчивость речи представлена точным и ясным произношением звуков. На основании специальных заданий следует обучать детей использовать умения выразительно читать, говорить. В такой деятельности состоит особенность курса в начальной школе [7].
Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение. Трудности реализации вербальных методов при обучении детей с нарушением интеллекта тесно взаимосвязаны с проблемой совершенствования выразительной стороны их речи, с поиском условий и способов, способствующих ее формированию.
Образец выразительного чтения должен дать сам учитель, или учитель на урока будет использовать чтение в исполнении профессиональных артистов. Так же большое значение для выразительного чтения, имеет умение правильно делать ударения и паузы которые должны быть логичными и тоже передавать эмоции автора, выдерживать темп, ритм и интонацию чтения.
Приемы, которые помогают вырабатывать навык выразительного чтения это [5]:
- отчетливость произнесения звуков, слогов, слов;
- отчетливость произнесения скороговорок, что вырабатывает четкую артикуляцию звуков речи, а так же хорошую дикцию и правильное дыхание;
- хоровое чтение - применяется для умения регулировать силу голоса, и воспроизводить мелодику и темп речи учителя;
- подражание образцу выразительного чтения;
- чтение по ролям, драматизация текста;
- специальные упражнения по формированию навыков сознательно использовать некоторые виды интонационных средств (произнесение фраз с разной интонацией, выделение голосом названного слова,);
- разметка текста и прочтение его с учетом разметки.
Основными видами упражнений по формированию выразительной речи являются:
- изменение тона;
- чтение по ролям, драматизация;
- инсценировки басен, сценок;
- игры.
Для успешного работы по выработке навыка выразительного чтения нужно научить учащихся изменять силу голоса, а именно тембр голоса, ритм и темп речи, менять высоту тона.
Важной составляющей при обучении навыку выразительности чтения, является работа над правильной интонацией, которая должна начинаться с вырабатывания умения подражать интонации, которую показывает учитель.
Таким образом, можно сделать вывод, что выразительное чтение - это чтение, при котором должны быть применены различные средства интонации, для наиболее полной передачи эмоционального и смыслового содержания произведения.
Список литературы
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. Педвузов / А.К.Аксенова. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 316 с.
2. Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / В.В. Воронкова. Подготовительный, 1-4 классы; 4-е издание. М.: Просвещение, 2006.
3. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики / А.Н. Граборов. М.: Классик-Стиль, 2005. 248 с.
4. Грибова О.Е. Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжёлыми нарушениями речи / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова и др. М.: Педагогика, 2012. 210 с.
5. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений / А.Г. Зикеев. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 190 с.
6. Ермаков А.В Развитие навыков чтения в коррекционной школе VIII вида / А.В. Ермаков, 2013. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2013/01/18/razvitii-navykov-chteniya-v-korrektsionnoy/ (дата обращения: 14.05.2019).
7. Иваненко С.Ф. Формирование навыков чтения у детей при тяжёлых нарушениях речи / С.Ф. Иваненко. М.: Просвещение, 2003. 230 с.
8. Лалаева Р.И. Особенности речевого развития УО школьников / Р.И. Лалаева // Дефектология, 2003. № 3. С. 29-34.
9. Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. М., 2004. 201 с.