НАУЧНО -ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ КАК ФАКТОР УСКОРЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ
SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL DEVELOPMENT AS A FACTOR OF ACCELERATING ECONOMIC GROWTH IN RUSSIA
DOI: 10.38197/2072 -2060- 2021- 230-4- 237-244 ЛЕНЧУК Елена Борисовна
Директор Института экономики Российской академии наук, член Правления ВЭО России, д.э.н., профессор
Elena B. LENCHUK
Director of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, Member of the Board of the VEO of Russia, Doctor of Economics, Professor
В статье рассматриваются современные процессы изменения технологического базиса мировой экономики на основе широкомасштабного перехода к использованию технологий четвертой промышленной революции, формирующих новые рынки и открывающих перспективы для устойчивого экономического роста. Именно в научно -технологическую сферу смещается конкурентная борьба между странами. Россия пока остается малозаметным игроком на этом поле. Автор попытался рассмотреть основные причины такого отставания и обозначить комплекс мер государственной научно -технологической политики, которые способны придать необ -ходимый импульс научно -технологическому развитию России.
The article deals with the modern processes of changing the technological basis of the world economy on the basis of large -scale transition to the use of technologies of the fourth industrial revolution, shaping new markets and opens up prospects for sustainable economic growth. It is in the scientific and technological sphere that the competition between countries is shifting. Russia remains nearly invisible player in this field. The author tried to consider the main reasons for such a lag and identify a set of measures of state scientific and technological policy that can give the necessary impetus to the scientific and technological development of Russia.
Аннотация
Abstract
Ключевые слова Научно -технологическое развитие, передовые технологии, научно -технологический потенциал, инновационная модель развития, экономический рост, стратегическое планирование.
Keywords Scientific and technological development, emerging technologies, scientific and
technological potential, innovative development model, economic growth, strategic planning.
В современном мире под воздействием динамично развивающегося научно -технологического прогресса набирают обороты процессы структурной перестройки мировой экономики, связанной с изменением ее технологического базиса, который формируют новейшие технологии формирующегося VI технологического уклада и четвертой промышленной революции. Широкомасштабный переход к использованию этих технологий, по сути, изменяет порядок функционирования экономических систем, позволяя сократить производственные циклы, повысить производительность труда, перейти к новым бизнес- моделям на основе цифровых платформ. Они способны трансформировать традиционные производства, а также формируют новые рынки и сектора экономики, которые превращаются в главный фактор глобального роста.
К таким рынкам принято относить электронику, информационно - коммуникационные технологии, аддитивное производство, биотехологии, науки о жизни, современные материалы, гибкое производство, аэрокосмическую промышленность, ядерные технологии, вооружение и т.п. Масштабы таких рынков постоянно растут, и, по оценкам экспертов, к 2025 г. они могут превысить 5 трлн долл. Именно поэтому процессы разработки и освоения новых технологий сопровождаются возрастанием конкурентной борьбы в научно -технологической сфере, входе которой появляются новые лидеры научно -технологического развития и новые центры экономического влияния. Становится очевидным, что страна, которая выиграет гонку в ключевых технологиях и использует технологические инновации для поддержания высокотехнологичных рабочих мест и доходов, станет сверхдержавой будущего.
В этой связи развитые и развивающиеся страны все больше акцентируют свое внимание на наращивании научно -технического потенциала, выработке соответствующей научно -технологической политики, инвестиционной поддержки научно -технологических проектов в сфере новых технологий. Так, в апреле 2021 г. в США был принят закон «The Endless Frontier Act» (Bill S. 1260), в рамках которого для сохранения технологического лидерства страны Национальному научному фонду на ближайшее пятилетие выделяется дополнительно 127 млрд долл. на обеспечение интеграции фундаментальных и прикладных разработок и коммерциализации полученных результатов. [1] Выработка стратегий по освоению ключевых технологий, разработка дорожных карт по их реализации, создание специальных ведомств, ответственных за этот процесс, и его инвестиционная поддержка характерна сегодня для Германии, Великобритании, Японии, Канады, Республики Кореи, Китая и других стран.
В таких условиях для России становится крайне важным ответить на вопрос, насколько она готова участвовать в конкурентной борьбе за технологическое
лидерство или она и дальше будет укреплять свою роль ресурсного донора и усугублять технологическую зависимость от развитых стран мира.
Безусловно, в настоящее время Россия имеет целый ряд прорывных результатов в отдельных видах технологий (композиты, нанотрубки, вакцины, суперкомпьютеры, лазеры, ядерные технологии, работы по искусственному интеллекту) [2, с. 56], а также в технологиях в области вооружений. Однако в целом разрыв между Россией и западными странами в научно -технологической сфере нарастает.
Прежде всего, возрастает отставание в уровне финансирования сферы НИОКР, что отражается падением показателя внутренних затрат на НИОКР в ВВП в %, который как раз и характеризует готовность страны к технологическому рывку (см. табл. 1). В 2018 г. доля затрат на науку в ВВП опустилась ниже уровня 1%, в то время как в развитых странах мира этот показатель превышает 2-3%. По сути, за последнее десятилетие не было достигнуто ни одного целевого показателя по росту доли затрат на науку в ВВП, предусмотренных такими документами, как Стратегия инновационного развития РФ до 2020 г., Указ Президента РФ № 599 (2012). Затраты на науку по - прежнему остаются ниже уровня 1991- го. На фоне сокращения финансирования науки продолжает сокращаться и численность занятых в науке, что прямо противоречит логике наращивания кадрового потенциала в условиях динамичного освоения достижений научно -технологического прогресса. В сложившейся ситуации не следует удивляться тому, что страна до сих пор не смогла перейти к инновационному пути развития.
Таблица 1. Сравнительные показатели наукоемкости и доли исследователей на млн населения в некоторых развитых странах и России
Страны Доля затрат на НИОКР, в % ВВП Доля исследователей на млн населения
2014 2018 2014 2018
США 2,72 2,84 4208 4412
Великобритания 1,66 1,72 4228 4683
Германия 2,87 3,09 4321 5212
Япония 3,40 3,26 5328 5331
Р. Корея 4,29 4,53 6826 7980
Китай 2,03 2,19 1089 1307
Россия 1,01 0,99 3075 2784
Источник: составлено по [3].
Отмеченные негативные процессы в сфере науки прежде всего влияют на ее результативность. Так, оценивая позиции России в области патентной активности, следует отметить, что по сравнению с технологическими лидерами она выглядит довольно скромно - по количеству полученных патентов она отстает от Китая и США в17 и13 раз соответственно.
Таблица 2. Показатели патентной активности двенадцати ведущих стран в 2015-2019 гг.
Страна 2015 2016 2017 2018 2019
Китай 279508 322516 352567 377305 399878
США 257069 277090 285757 289 080 309 644
Япония 271149 289235 285983 284068 283926
Р. Корея 109 108 120545 131577 131912 141552
Германия 86 854 99 713 98 956 101556 105181
Франция 43 958 47 637 47 576 50 384 51 855
Великобритания 21 471 23 843 25 132 26 442 28 464
Швейцария 22 191 25 936 26 134 26 109 27 386
Нидерланды 17 151 21 078 23 252 22 831 24 436
Индия 5821 6697 7512 8350 10 804
Италия 18 826 20 451 19 695 22 224 25 017
Россия 24 996 24 229 24 807 23 627 23 401
Источник: составлено автором по данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС/WIPO). URL: https://www3.wipo.int/ipstats/index.htm (дата обращения: 12.06.2021).
В настоящее время Россия является импортером технологий, имея отрицательный баланс в торговле технологиям в 2019 г. в объеме 1,6 трлн долл. [4, с. 265] Доля принципиально новых технологий, тех, которые могут быть востребованы на мировом рынке, составляет около 14-15% от общего числа создаваемых технологий [4, с. 251].
Эксперты НИУ ВШЭ отмечают риски для России «навсегда отстать» в технологиях от развитых и многих развивающихся стран, ссылаясь на то, что страна «пока остается малозаметным участником мирового рынка передовых технологий (см. табл. 3). В период 2002-2018 гг. доля России в мировом экспорте продукции ПП варьировалась в пределах 0,2-0,5%, а в мировом импорте - в пределах 0,3-1,0. Характерно, что импорт осуществляется в основном из развитых стран, а экспорт - преимущественно на постсоветское пространство». Оценивая текущую специализацию страны на рынках передового производства, авторы доклада отмечают ее недостаточность с точки зрения ее влияния на повышение динамики экономического роста, относя Россию к «опаздывающим производителям» [5].
Действительно, статистика подтверждает факт отставания России - вот уже два десятилетия ее доля на мировых высокотехнологичных рынках не превышает 0,5%. Так, в 2018-2019 гг. объем российского высокотехнологичного экспорта был в 20 раз меньше, чем в США и Китае (см. табл. 4).
Таблица 3. Экспортеры - лидеры рынков передовых производств, 2018, в %
Рынок ПП 1 - е место 2- е место 3-е место Доля России
Электроника Гонконг - 15,9 Китай - 14,3 Р. Корея - 12,4 Россия - 0,1
Оптоэлектроника Китай - 24,1 Германия - 10,7 США- 8,4 Россия - 0,6
ИКТ Китай - 37,8 Гонконг - 11,2 США- 7,5 Россия - 0,2
Аддитивное производство Германия - 23,4 Китай - 15,9 Япония - 9,6 Россия - 0,1
Биотехнологии Швейцария - 16,5 Ирландия - 16,4 Германия - 15,8 Россия - 0,1
Науки о жизни Германия - 14,5 США- 12,3 Швейцария - 10,6 Россия - 0,1
Гибкое производство Япония - 15,5 Германия - 15,8 США- 12,1 Россия - 0,3
Современные материалы Китай - 22,4 Япония - 18,2 США- 12,3 Россия - 0,6
Аэрокосмическая промышленность Франция - 19,6 Германия - 16,6 Великобритания - 1,3 Россия - 1,2
Ядерные технологии Россия - 16,7 Германия - 16,2 Франция - 12,2
Вооружение США- 43,4 Китай - 5,1 Р. Корея - 5,1 Россия - 1,2
Источник: [5, c. 48].
Таблица 4. Объем и доля высокотехнологичного экспорта в некоторых развитых и развивающихся странах мира
2018 2019
млрд долл. в % млрд долл. в %
В мире 2800,0 100 2925,0 100
США 220,5 7,8 156,3 5,34
Германия 230,9 8,2 208,7 7,1
Франция 112,6 4,0 120,9 4,1
Великобритания 71,8 2,6 78,2 2,7
Япония 79,8 2,8 104,0 3,6
Р. Корея 192,8 6,9 153,6 5,2
Китай 647,8 23,1 715,8 23,9
Россия 10,8 0,4 10,2 0,4
Источник: рассчитано автором по данным The World Bank URL: https://data.worldbank.org/indicator.
Следует отметить, что, несмотря на риторику о необходимости перехода к инновационной модели развития страны, которая длится вот уже два десятилетия, и принимаемые в этой области стратегии и программы, Россия по - прежнему остается преимущественно поставщиком сырья и продукции низших переделов. Основные причины такой ситуации, прежде всего, связаны с проводимой экономической политикой государства в духе «Вашингтонского консенсуса», когда финансовая макростабилизация ставится во главу угла. И сегодня реализуемая денежно - кредитная политика не стимулирует ни экономический рост, ни структурно -технологическую перестройку экономики.
Нельзя не отметить и просчеты в государственных реформах в сфере управления научно -технологическим развитием в стране, в результате которых наука была оторвана от реального сектора производства и перестала быть производительной силой общества. В условиях всеобщей деиндустриализации и вымывания технологически емких производств практически не удалось запустить механизм стимулирования инноваций. Кроме того, сегодня в стране нет достаточного количества крупных технологических компаний, которые бы сформировали конкурентную среду в этой сфере.
Отсутствует и артикулированная научно -технологическая политика. В настоящее время в стране отсутствует субъект управления этим процессом, определяющий ключевые приоритеты научно -технологического развития страны в условиях разворачивающейся четвертой промышленно революции, а также перечень ключевых технологий, необходимых для модернизации традиционных производств и выхода на новые формирующиеся рынки. Технологические аспекты не затрагивает ни Стратегия научно -технологического развития, ни нацпроект «Наука», ни Государственная программа научно -технологического развития РФ. Предполагалось, что задача разработки и освоения новых перспективных технологий будет решаться в рамках программы «Национальная технологическая инициатива», но и в рамках этой программы пока не удалось сформировать пакет прорывных проектов, способных вывести страну на новый конкурентный уровень в научно -технологической сфере и сформировать новые точки роста.
Безусловно важным ограничительным моментов в формировании вектора научно -технологического развития в стране является отсутствие видения общего облика национальной экономики в будущем [6, с. 34]. До сих пор не сформирована долгосрочная стратегия социально - экономического развития страны, которая бы определила основные цели и задачи перехода к новой конкурентной модели развития, а также основные инструменты и механизмы их реализации.
В этой связи сегодня можно сформулировать комплекс мер, которые должны быть реализованы в рамках проводимой государственной политики, в целях ускорения научно -технологического развития страны и превращения его в драйвер экономического роста:
■ использовать механизмы стратегического планирования, вывести на качественно новый уровень систему целеполагания и стратегирования в стране для определения общеэкономического вектора социально - экономического развития в условиях перехода к инновационной модели и с этой задачей увязать цели и приоритеты научно -технологического развития;
■ определить субъект управления научно -технологическим развитием, способный формировать и реализовывать эффективную научно -технологическую политику.
Такие функции может выполнять надведомственный орган, действующий под руководством заместителя Председателя Правительства РФ, прототипом которого является ГКНТ [7, с. 36];
■ консолидировать все виды ресурсов для обновления технологического базиса российской экономики, путем разработки и освоения новых производственных технологий с последующим их широкомасштабным внедрением как в традиционные отрасли, так и созданием новых высокотехнологичных производств для новых рынков;
■ довести долю государственных расходов на науку до уровня развитых стран, совершенствовать деятельность финансовых институтов развития в сфере инновационной деятельности в направлении расширения поддержки проектов, направленных на освоение новых передовых технологий, определяющих конкурентоспособность страны, сформировать действенную систему налоговых стимулов для бизнеса, осуществляющих научно - исследовательскую и инновационную деятельность;
■ сформировать целостную систему организации научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, научно -технической экспертизы, восстановив авторитет и статус РАН не только как высшей научной и экспертной организации страны, но и как организации, осуществляющей управление и проведение научных исследований и прежде всего в фундаментальных областях наук [7, с. 36];
■ шире распространять практику создания консорциумов крупнейших отраслевых и технологических игроков страны для реализации крупных научно -технологических проектов.
Библиографический список / References
1. The Endless Frontier Act (Bill S. 1260) URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/1260/ text
2. Клепач А.Н. Социальный инновационный поворот Российской экономики: планы и реальность. // Научные труды вольного экономического общества России, 2021, № 1 (227), с. 30-91.
3. UNESCO Science report 2021 URL: https://www.unesco.org/reports/science/2021/en
4. Индикаторы науки: 2020: статистический сборник; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». -М.: НИУ ВШЭ, 2020. - 336 c.
5. Россия на рынках передового производства. Доклад НИУ ВШЭ под рук. Симачева Ю.В., М, НИУ-ВШЭ, 2021,112 с. https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/461122404. pdf.
6. Ленчук Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование как инструмент преодоления технологического отставания России. //Мир новой экономики, 2018, Т. 13 № 2, с. 32-42.
7. Ленчук Е.Б. О качестве государственного управления научно-технологическим развитием. //Экономическое возрождение России, 2021, № 1 (67), с. 31-38.
References
1. The Endless Frontier Act (Bill S. 1260) URL: https://www.congress.gov/bill/117th-congress/senate-bill/1260/text
2. Klepach A.N. Social'nyj innovacionnyj povorot Rossijskojj ekonomiki: planyireal'nost'. //Nauchnye trudy vol'nogo jekonomicheskogo obshhestva Rossii,2021, № 1 (227), s. 30-91.
3. UNESCO Science report 2021 URL: https://www.unesco.org/reports/science/2021/en
4. Indikatory nauki: 2020: statisticheskij sbomik; Nac. issled. un-t «Vysshaja shkola ekonomiki». - M.: NIU VShJe, 2020. - 556 c
5. Rossija na rynkah peredovogo proizvodstva. (2021) Doklad NIU VShJe pod ruk. Simacheva Ju. V., M., NIU-VShJe 112 s. https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/461122404. pdf
6. Lenchuk E.B., Filatov V.I. Strategicheskoe planirovanie kak instrument preodolenija tehnologicheskogo otstavanija Rossii.//Mir novojjekonomiki, 2018, T. 15 № 2, s. 52-42.
7. Lenchuk E.B. O kachestve gosudarstvennogo upravlenija nauchno-tehnologicheskim razvitiem. // Jekonomicheskoe vozrozhdenie Rossii, 2021, № 1 (67), s. 51-58.
Контактная информация / Contact information
Институт экономики Российской академии наук 117218, г. Москва, Нахимовский проспект, 32. Institute of Economics of Russian Academy of Sciences 32, Nakhimovsky Prospekt, 117218, Moscow, Russia. Ленчук Елена Борисовна / Elena B. Lenchuk [email protected]