Научная статья на тему 'Роль науки и образования в решении задач новой индустриализации'

Роль науки и образования в решении задач новой индустриализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕТВЕРТАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / FOURTH INDUSTRIAL REVOLUTION / НОВАЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / NEW INDUSTRIALIZATION / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / ПЕРЕДОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADVANCED MANUFACTURING TECHNOLOGIES / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ленчук Е.Б.

Рассматривается значение технологического фактора в обеспечении устойчивого экономического роста, анализируются ключевые технологии новой волны технологического развития и их влияние на трансформацию экономических систем. Особое внимание уделяется проблемам новой индустриализации и использования передовых производственных технологий в промышленном секторе России. Показана особая роль науки и образования в решении задач новой индустриализации, обосновывается необходимость новых подходов к развитию человеческого капитала в России в контексте современных технологических вызовов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of science and education in solving the problems of the new industrialization

He article considers the growing importance of the technological factor in ensuring sustainable economic growth, analyzes key technologies of a new wave of technological development and their impact on the transformation of economic systems. Particular emphasis is placed on addressing the problems of new industrialization and the use of advanced manufacturing technologies in the industrial sector of Russia in comparison with the developed countries of the world. The special role of science and education in solving the problems of the new industrialization is shown. The need for new approaches to the development of human capital in Russia in the context of modern technological challenges is explained

Текст научной работы на тему «Роль науки и образования в решении задач новой индустриализации»

ПО ПУТИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ

Е. Б. Ленчук1

РОЛЬ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ

Рассматривается значение технологического фактора в обеспечении устойчивого экономического роста, анализируются ключевые технологии новой волны технологического развития и их влияние на трансформацию экономических систем. Особое внимание уделяется проблемам новой индустриализации и использования передовых производственных технологий в промышленном секторе России. Показана особая роль науки и образования в решении задач новой индустриализации, обосновывается необходимость новых подходов к развитию человеческого капитала в России в контексте современных технологических вызовов.

Ключевые слова: четвертая промышленная революция, новая индустриализация, инновационное развитие, передовые производственные технологии, экономика знаний, человеческий капитал.

УДК 330.354

В современном мире в условиях динамично развивающегося научно-технологического прогресса технологический фактор развития играет определяющую роль в обеспечении конкурентоспособности и национальной безопасности страны, создавая надежную основу для долгосрочного устойчивого роста. Именно технологии формируют потенциал для преодоления глобальных вызовов, с которыми сталкивается сегодня мир. Прежде всего речь идет о решении проблем, связанных со старением населения, преодолением ограничений природных ресурсов, экологических проблем, возрастанием международной конфликтности и т. п. Обладание современными технологиями, а тем более лидерство в них обеспечивают стратегическое преимущество в мире [1, с. 6]. При этом сегодня речь идет не просто о технологиях в отдельных сферах, а об их конвергенции, прежде всего это ИКТ, био-, когнитивные науки и так называемые КБ1С-технологии. Они имеют высокий экономический потенциал практического применения, формируют принципиально новую технологическую базу экономики, составляют интеллектуальное ядро высокотехнологичного сектора экономики в развитых странах мира и играют критически важную роль в социально-экономическом развитии стран и обеспечении их национальной безопасности.

1 Елена Борисовна Ленчук, директор Института экономики РАН, д-р экон. наук.

На базе прогнозных разработок эксперты Международной организации экономического развития и сотрудничества выделили 40 ключевых технологий для развития современных экономических систем (табл. 1). Тридцать из них относятся к активно разрабатываемым и реализуемым в рамках текущей волны технологического развития, остальные десять - это новые технологические области, в которых (и благодаря которым) будут происходить «взрывные» технологические изменения в течение последующих 10.. .15 лет. К таким технологиям относятся: интернет вещей, аналитика больших

Ключевые конвергентные технологии1

Таблица 1

Биотехнологии

Энергия + + окружающая среда

Передовые материалы

Цифровые технологии

Биоинформатика Персональная медицина

Технология мониторинга здоровья Медицинская и биохимическая деятельность Нейротехнология Биочипы и биосенсоры

Стволовые клетки Регенеративная медицина и тканевая инженерия Биокатализ Синтетическая биология

Интеллектуальная сеть Автономные транспортные средства Микро- и наноспутники Точное земледелие Виды биотоплива Микрогенерация мощности

Передовые технологии хранения энергии Тепловыделяющие элементы

Фотоэлектричество Водородная энергетика Морские и приливные энергетические технологии

Технологии ветродвигателей

Улавливание и хранение углерода Электрические средства передвижения Дроны_

Наноматериалы Функциональные материалы Наноустройства Аддитивное производство

Углеродные нано-трубки и графен2

Облачные вычисления Блокчейн Фотоника и световые технологии Имитационное моделирование и игровые технологии Формирование локальных компьютерных сетей (грид-компьютинг) Робототехника Анализ больших данных

Интернет вещей (1оТ)

Квантовое вычисление

Искусственный интеллект (ИИ)

1 Составлено по OECD [2, р. 79].

2 Графен - самый тонкий и прочный материал на планете, который пропускает электричество намного лучше кремния компьютерных чипов. Графен представляет собой двухмерный кристалл. Его структура является гексагональной решеткой, состоящей из атомов углерода, она аналогична металлам. По мнению ученых, сенсоры, созданные на основе графена, смогут, например, анализировать прочность и состояние самолета, а также предсказывать землетрясения.

данных, искусственный интеллект, нейросетевые технологии, технологии нано- и микроспутников, наноматериалы, аддитивное производство, передовые энергетические технологии хранения, синтетическая биология и блокчейн [2, с. 79].

Использование этих технологий сегодня отождествляется с четвертой промышленной революцией, поскольку они обладают потенциалом повышения производительности труда, качественного обновления производственных процессов, новых методов их организации и вовлечения трудовых ресурсов. Они не только способствуют повышению конкурентоспособности отдельных промышленных комплексов и национальных экономик в целом, но и способны создавать новые рынки и отрасли, выступать драйверами экономического роста [3, с. 17]. Активное освоение таких передовых производственных технологий в промышленности составляет содержание процессов новой индустриализации в развитых странах, которые превратились в мейнстрим их экономической политики.

Так, согласно прогнозам Wohlers Associates [4], к 2021 г. объем мирового рынка 3Б-печати может достигнуть 10,8 млрд долларов, что соответствует среднегодовому темпу роста в 2013-2021 гг. в 19,3 %. По оценкам BCG, мировой рынок промышленных роботов к 2025 г. увеличится до 24,4 млрд долларов (8,3 %). Также ожидается, что мировой рынок композитных материалов вырастет к 2017 г. до 29,9 млрд долларов, показав среднегодовые темпы роста в 7 % [5]. По прогнозам CIMdata, мировой рынок программных продуктов для разработки предметов производства в 2017 г. превысит 50 млрд долларов, а среднегодовые темпы роста составят 8,7 % [6].

Освоение новых производственных технологий сулит немалый экономический эффект. По оценкам экспертов, в 2025 г. экономический эффект от применения новых технологий в отдельных областях может составлять несколько трлн долларов ежегодно (табл. 2).

Таблица 2

Прогноз возможного экономического эффекта применения новых технологий в 2025 г.*

Технологии Экономический эффект, трлн долл.

Мобильный интернет 3,7...10,8

Автоматизация умственного труда 5,2...6,7

Интернет вещей 2,7.6,2

Облачные услуги 1,7.6,2

Робототехника 1,7.4,2

Автономные и почти автономные движущие средства 0,2.1,9

Геномика следующего поколения 0,7.1,6

Хранилища энергии 0,1.0,6

Трехмерная печать 0,2.0,6

Материаловедение 0,2.0,5

Новые методы разведки и добычи нефти и газа 0,1.0,5

Возобновляемые источники энергии 0,2.0,3

* UNIDO Industrial Technology Report. 2016. Р. 55.

Чтобы идти в ногу со временем и обеспечить конкурентоспособность страны, мы должны активизировать научно-технологическое развитие и широкомасштабное освоение передовых производственных технологий нового формирующегося технологического уклада. Для России новая индустриализация - это синхронный процесс создания новых высокотехнологичных секторов экономики и эффективного инновационного обновления традиционных секторов промышленности на самой передовой технологической базе [7, с. 43-44].

Несмотря на наличие в России сильной комплексной фундаментальной науки и отдельные неплохие научные заделы в области разработки некоторых передовых производственных технологий, в целом она пока серьезно проигрывает развитым странам по многим показателям (табл. 3).

Чтобы приблизиться к лидерам в этой сфере, необходимо прежде всего повысить уровень человеческого капитала, укреплять науку и наращивать инвестиционные ресурсы. О том, насколько эффективно у нас формируется человеческий капитал и создаются научные заделы, можно судить по вкладу в экономику знаний (НИОКР, образование, информационно-коммуникационные технологии, биотехнологии и здравоохранение). Так, доля экономики знаний в ВВП у нас крайне низка: в 2016 г. она составляла

Таблица 3

Сравнительная характеристика России и развитых стран мира по показателям новой технологической революции в 2015 г.*

Показатель Россия Страны -лидеры

Объем высокотехнологичного экспор -та, млрд долл. 9,7 Китай - 554,3 Германия - 185,6, США -153,5, Южная Корея - 126,5

Производительность труда, долл./ чел.-ч 25,9 Средний показатель производительности труда по странам ОЭСР - 50,8, в том числе в США - 68,3, Франции -67,6, Германии - 66,6

Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации 8,8 Германия - 55, Швеция - 45,2, Финляндия - 44,6, Нидерланды - 44,6

Затраты на НИОКР, % от ВВП 1,10 Южная Корея - 4,23, Германия - 2,93, США - 2,79, Китай - 2,07, Великобритания - 1,7

Количество выданных патентов (страна происхождения заявителя) 24998 Китай - 279501, США - 257108, Южная Корея - 109107, Германия - 86849

Количество платформенных компаний 3 Китай - 64, США - 63, Великобритания - 9

Доля продаж через Интернет в общем объеме оборота розничной торговли 4 США - 20, Великобритания - 20, Франция - 15, Испания - 15, Италия - 9

* Источник: Новая технологическая революция: вызовы и возможности для России: экспертно-аналит. докл. / под рук. В. Н. Княгинина; ЦСР. М., 2017. Режим доступа: http:// csr.ru/wp-content/uploads/2017/10/novaya-tehnologicheskaya-revolutsiya-2017-10-13.pdf

всего 13 %, в то время как в развитых странах мира - 30.. .40 % в ВВП, в развивающихся - 15.20 % [8] (табл. 4). При этом вряд ли у кого вызывает сомнение тот факт, что экономика знаний сегодня - это главный локомотив социально-экономического роста, наиболее быстро растущая сфера в народном хозяйстве, обладающая наибольшим мультипликативным эффектом. И тот факт, что, по прогнозу Минэкономразвития, этот показатель в 2017-2019 гг. останется на низком уровне (12 %), ставит под сомнение даже однопроцентные темпы роста отечественной экономики.

Таблица 4

Экономика знаний в ВВП и темпы роста экономики, %

Страны Доля экономики знаний в ВВП Среднегодовой процент прироста экономики

Развитые страны 30.40 1,5.2,0

Развивающиеся страны 15.20 4.6

Китай 20 7

Россия (в 2016 г.) 13 -0,5

Россия в 2017-2019 гг. (прогноз Минэкономразвития) 12 0,7.2,1

В последние годы Россия серьезно отстает от развитых стран мира по уровню финансирования науки. Доля внутренних затрат на науку за последние 25 лет не превышала 1,2 % ВВП. (В СССР она составляла более 2,5 %.) Такой уровень финансирования ниже показателя порогового значения экономической безопасности, который составляет 2,0 %. Считается, что, если на длительном отрезке времени доля затрат на науку в ВВП колеблется в пределах 1 %, то наука в лучшем случае может поддерживать только социокультурную функцию, но никак не сможет стать драйвером инновационного развития. Это подтверждает низкий уровень показателей инновационной активности отечественных предприятий.

При объеме внутренних затрат на науку в расчете на одного исследователя в 88,1 тыс. долларов России очень трудно конкурировать с развитыми странами мира в решении научно-технических проблем, аналогичный показатель в которых составляет: в Японии - 234 тыс. долларов, США - 342,5 тыс. долларов, Швейцарии - 418,6 тыс. долларов [9, с. 136].

В структуре внутренних затрат на науку в России превалируют бюджетные ассигнования: 60.70 % против 20.30 % частного бизнеса. В развитых странах мира эта пропорция противоположна. Низкая заинтересованность бизнеса в инновациях объясняется в первую очередь сворачиванием за годы рыночных трансформаций промышленного производства, прежде всего технологически емких секторов производства, которые предъявляют основной спрос на научно-технологические разработки. Кроме того, даже если бизнес заинтересован в инновациях, то, как правило, он испытывает недостаток средств для их осуществления.

В условиях постоянного дефицита бюджета финансирование науки постоянно сокращается, в науке происходят деструктивные процессы. В ходе рыночных трансформаций Россия практически утратила свою прикладную науку, а корпоративная так и не зародилась. Сейчас под угрозой фундаментальная наука, которая с 2013 г. подвергается необдуманному реформированию при общем отсутствии понимания, какая модель организации науки нужна сегодня России.

Современная научно-технологическая революция порождает новые требования к человеческому капиталу. Для продвижения к новой индустриализации и освоения передовых технологий формирующегося нового технологического уклада нужны высокообразованные кадры, обладающие творческими способностями, способные выступать в качестве генератора, производителя, потребителя и инвестора инноваций.

Курс на новую индустриализацию в России требует новых подходов к профессиональной подготовке, обеспечения нового качества рабочей силы, трансформации профессионально-квалификационной структуры занятости. Последнее должно происходить в направлении наращивания кадрового потенциала страны высокообразованными техническими специалистами, учеными, инженерами и высококвалифицированными рабочими, основная функция которых - интеллектуальное обеспечение политики модернизации путем развития новых научных направлений, разработки конкурентных технологий, строительства промышленных предприятий и организации новых производств. При этом важно активно вовлекать в госуправление технократов, формируя новую технократическую элиту. За последние 20 лет российский госаппарат практически утратил подобные компетенции [10, с. 23].

Одним из направлений новой индустриализации является широкомасштабное внедрение цифровых технологий. В этой связи возрастает необходимость подготовки программистов и высококвалифицированных специалистов в области информационно-коммуникационных технологий. Наше отставание здесь очень существенно. По числу программистов наша страна в 6.7 раз отстает от США, Китая, Индии [10, с. 25].

Сегодня много говорится о цифровой экономике, которая связана с переходом от вычислительной эры к эре когнитивной, когда компьютеры нового типа начинают замещать труд людей при решении большого количества когнитивных задач. Нам все время твердят, что к 2025 г. 60 % профессий отомрут. В это, конечно, трудно поверить, но изменения на рынке труда ожидаются колоссальные.

Согласно исследованию Кембриджского университета, 47 % существующих в США профессий будут автоматизированы в течение ближайших двух десятилетий. Изменения коснутся не только рабочих специальностей (путем наделения роботов возрастающими возможностями искусственного интеллекта), но и многих офисных профессий. По мнению Глобального института МсКшБеу, более 30 % работ в здравоохранении, образовании и социальной сфере, финансах и страховании, на госслужбе можно автоматизировать с помощью существующих технологий [11].

Эти процессы должны найти отражение в подготовке кадров и требуют изменений в системе высшего образования. Создание в ведущих российских университетах новых институтов, факультетов, программ для подготовки крайне востребованных специалистов в области науки о данных, искусственного интеллекта и машинного обучения является безотлагательной необходимостью. Мы здесь серьезно отстаем. По оценке экспертов, большинство реализуемых сегодня в российских вузах программ по прикладной математике, информатике, информационным технологиям не вполне соответствуют профессиональным стандартам, созданным 1Т- индустрией 10 лет назад, не говоря уже о сегодняшних требованиях.

Отметим, что вектор технологического развития, требования к научно-техническому и инновационному потенциалу, проблемы качественной подготовки кадров должны найти отражение в Стратегии научно-технологического развития. Сегодня она содержит лишь пространные рассуждения о серьезных вызовах и некоторые требования к организации научной деятельности без каких-либо установленных ключевых индика-

торов. Не решает задачу подготовки кадров в сфере науки и инноваций и принятая государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика». В ней существует подпрограмма «кадры для инновационной экономики», но она сводится к подготовке управленцев и эффективных менеджеров. Однако ответить на современные технологические вызовы могут только те, кто понимает суть происходящего: инженерно-технические кадры, высококвалифицированные рабочие и ученые. Для этого необходима продуманная комплексная стратегия подготовки таких кадров в контексте задач новой индустриализации и современных технологических вызовов.

Список литературы

1. Иванов, В. В. Цифровая экономика: от теории к практике / В. В. Иванов, Г. Г. Мали-нецкий // Инновации. - 2017. - №12. - С. 3-12.

2. OECD Science, Technology and Innovation Outlook. - 2016. Режим доступа: http:// www.keepeek.com/Digital-Asset-Management/oecd/science-and-technology/oecd-science-technology-and-innovation-outlook-2016_sti_in_outlook-2016-en# .WmnFlKhl-Uk#page 15

3. Дежина, И. Перспективные производственные технологии: новые акценты в развитии промышленности / И. Дежина, А. Пономарев //Форсайт. - 2014. - №2. - С. 16-29.

4. Wohlers Associates (2013) Wohlers Report 2013. Additive Manufacturing and 3D Printing State of the Industry. Annual Worldwide Progress Report. - Р. 19, 122-125.

5. Серия докладов в рамках проекта «Промышленный и технологический форсайт Российской Федерации». - СПб., 2012. - Вып. 2. - 93 с.

6. Публичный аналитический доклад по развитию новых производственных технологий / Сколтех. - 2014. Режим доступа: https://reestr.extech.ru/docs/analytic/reports/new%20 technologies.pdf

7. Новая промышленная политика России в контексте обеспечения технологической независимости / под ред. Е. Б. Ленчук. - СПб.: Алетейя, 2016. - 336 с.

8. Аганбегян, А. Г. Сокращение инвестиций - гибель для экономики, подъем инвестиций -ее спасение / А. Г. Аганбегян //Экономические стратегии. - 2016. -№4(138). - С. 74-83.

9. Российская наука и ее ресурсное обеспечение: инновационная парадигма / Институт проблем развития науки РАН. - М., 2016. - 216 с.

10. Ленчук, Е. Б. Формирование кадрового потенциала для инновационной экономики / Е. Б. Ленчук //Экономическое возрождение России. - 2017. - №1. - С. 22-26.

11. Цифровая Россия: новая реальность// Digital McKinsey, 2017. - 132 с.

E. B. Lenchuk. Role of science and education in solving the problems of the new industrialization.

The article considers the growing importance of the technological factor in ensuring sustainable economic growth, analyzes key technologies of a new wave of technological development and their impact on the transformation of economic systems. Particular emphasis is placed on addressing the problems of new industrialization and the use of advanced manufacturing technologies in the industrial sector of Russia in comparison with the developed countries of the world. The special role of science and education in solving the problems of the new industrialization is shown. The need for new approaches to the development of human capital in Russia in the context of modern technological challenges is explained.

Keywords: the fourth industrial revolution, new industrialization, innovative development, advanced manufacturing technologies, knowledge economy, human capital.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.