Научная статья на тему 'Научно-техническая и технологическая безопасность Российской Федерации'

Научно-техническая и технологическая безопасность Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5670
849
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИИ / РИСКИ / ОТКРЫТЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / NATIONAL SECURITY / INNOVATIONS / RISKS / OPEN SCIENTIFIC RESEARCHES / PRIORITY DIRECTIONS / INVESTMENTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

В статье рассмотрены основные угрозы научно-технической и технологической безопасности России на современном этапе, как составляющей национальной безопасности государства в целом. Представлен анализ состояния и направления развития новых организационных структур научно-технической и технологической сферы. Показана необходимость развития российской науки в направлении инноваций в передовые отечественные технологии, проводя открытые исследования с привлечением инвестиций от отечественног бизнеса и иностраранного капитала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND TECHNICAL AND TECHNOLOGICAL SAFETY OF THE RUSSIAN FEDERATION

In article the main threats of scientific and technical and technological safety of Russia at the present stage as the making national security of the state in general are considered. The analysis of a state and direction of development of new organizational structures of the scientific and technical and technological sphere is submitted. Need of development of the Russian science in the direction of innovations in the advanced domestic technologies is shown, conducting open researches with attraction of investments from domestic business and the foreign capital

Текст научной работы на тему «Научно-техническая и технологическая безопасность Российской Федерации»

а

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Отказаться от риска — значит отказаться от творчества.

Достижение стратегических целей обеспечения национальной безопасности Российской Федерации невозможно без развития научно-технической и технологической сферы, как основы, обеспечивающей устойчивый рост промышленности и экономики в целом. Для сферы науки, техники, технологий и образования стратегия национальной безопасности РФ [1] ставит задачу развития государственных научных и научно-технических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований, создания передовой техники и высокотехнологических производственных комплексов, а также повышение уровня образования и профессиональных качеств кадров, особенно в области высшего образования.

1 декабря 2016 года № 642 указом Президента Российской Федерации В. Путинным утверждена Стратегия научно-

технологического развития Российской Федерации [2]. Стратегией определяются [2, стр. 3]«цель и основные задачи научно-технологического развития Российской Федерации, устанавливаются принципы, приоритеты, основные направления и меры реализации государственной политики в этой области, а также ожидаемые результаты реализации настоящей Стратегии, обеспечивающие устойчивое, динамичное и сбалансированное развитие Российской Федерации на долгосрочный период».

Существуют внешние и внутренние угрозы обеспечению национальной безопасности в сфере науки, техники и технологий связанны с одной стороны с этапом затянувшегося перехода России от постиндустриального периода развития экономики в последующий технологический уклад [3,4], а с другой с современным состоянием отношений. К внешним угрозам следует отнести:

- зависимость от импортных поставок научного и высокотехнологичного оборудования, приборов и электронной компонентной базы, стратегических материалов;

- несанкционированная передача за рубеж конкурентоспособных отечественных технологий;

- необоснованные односторонние международные санкции в отношении передовых предприятий оборонно-промышленного комплекса, научных и образовательных организаций России.

Внутренние угрозы обусловлены:

- возрастанием научно-технического отставания России и утратой ею передовых позиций по ряду приоритетных направлений развития науки и техники;

- утратой конкурентоспособности национальной техники и технологии из-за невнедрения современных достижений науки и техники и в результате последующее отставание;

- утратой приоритетов научно -технической политики;

- отсутствием единообразной правительственной политики научного и технического развития;

- недостаточным финансированием наукоемкого сектора экономики со стороны государства;

- отсутствием инвестиций в развитие национальных наукоемких производств со стороны бизнеса;

- недостаточной мотивацией в сфере инновационной и промышленной политики;

- низким уровнем социальной защищенности научного, инженерно-технического и профессорско-преподавательского состава.

- отсутствием условий для использования новых и инновационных технологий в производстве.

1 А. Макаренко

Таким образом, угрозы национальной безопасности в большой мере обусловлены научно-технической и технологической безопасностью, под которой будем понимать обеспечение условий для использования новейших научно-технических разработок и высоких технологий, а также научно-технической информации в целях устойчивого инновационного развития национальной экономики при сохранении ее экологического потенциала и условий социально развитого состояния общества.

Состояние научно-технической и технологической безопасности предполагает непрерывное повышение национального научного потенциала и создание научно-технического задела для прогрессивного развития техники и технологии, обеспечивающих интеллектуальную конкурентоспособность страны. Научно-техническая и технологическая безопасность самым тесным образом связана со сферами экономики и политики. Она не может развиваться самостоятельно без них, и ее состояние напрямую зависит от состояния безопасности обеих вышеперечисленных сфер. Так научно -техническая и технологическая сфера, выполняя роль промежуточного звена между наукой и производством, обеспечивает основную функцию доведения результатов фундаментальной и прикладной науки до производства в виде конкретных образцов техники и новых технологий через этапы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и постановку новой техники на производство. Экономика через научно-техническую и технологическую сферу влияет на науку, стимулируя научные исследования в направлениях, результаты исследований в которых позволяют в том числе экономике развиваться динамично и способствуют повышению конкурентоспособности производимых товаров и услуг. Политика определяет инвестиционное состояние в наиболее перспективных для страны областях экономики и напрямую связано с финансированием научных исследований в целях их развития. Наука, в свою очередь, стимулирует те отрасли экономики, в которых возможна практическая реализация результатов перспективных фундаментальных и прикладных исследований.

Организационно российская наука разделяется на пять наследственных секторов:

1. Академическая наука, представляемая учреждениями Российской академии наук (РАН) и других государственных академий наук

2. Вузовская наука, представляемая федеральными университетами, исследовательски-

ми университетами, институтами, проблемными отраслевыми лабораториями, научно -исследовательскими отделами и секторами высших учебных заведений

3. Отраслевая наука, представляемая самостоятельными научными организациями, подчиненными органам отраслевого управления (министерствам и ведомствам)

4. Корпоративная наука, представляемая как самостоятельными научными организациями, входящими в состав производственных корпораций, так и (в основном) конструкторские, технологические и другие технические службы - подразделения в структуре предприятий и структурные единицы в составе производственных объединений (неюридические лица). В эту группу следует включить также отраслевые НИИ и КБ, созданные коммерческими структурами, в том числе с привлечением иностранного капитала.

5. Вневедомственная наука, представляемая негосударственными научными организациями, созданными в результате приватизации либо при государственных организациях в форме малых предприятий различных организационно правовых форм, а также малые инновационные (венчурные) предприятия.

В постиндустриальном периоде развитие секторов науки коснулось в основном сферы прикладной науки и только тех, где необходимость скорейшей коммерциализации научного продукта казалась очевидной. В результате были созданы три новые организационные структуры научно-технической и технологической сферы:

1. Инкубатор, специализирующаяся на создании благоприятных условий для деятельности малых венчурных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи.

2. Технопарк, включающий в себя научные учреждения, высшие учебные заведения и предприятия промышленности, как правило компактно расположенные, а также информационные, выставочные комплексы и др.

3. Технополис, включающая в себя в целом небольшой город (населенный пункт), так называемые наукограды, развитие которых было целенаправленно ориентировано на расположенные в них научные и научно-производственные комплексы, а также на подготовку научных, инженерных и рабочих кадров, необходимых для функционирования такого комплекса. Как правило первые две организационные структуры также являются его составляющими.

Потребность в формировании новых структур [5] возникла в связи с потребностью в

развитии приоритетных технологий и, соответственно, новых промышленных отраслей на базе этих технологий, которые будут определять экономическое лицо России - как индустриально развитой страны в ближайшие десятилетия. Решение этой комплексной проблемы предполагало резкое повышение наукоёмкости производства, что в свою очередь потребовало поиска новых форм взаимодействия науки и производства.

Российских технополисов не так много. Всех их можно перечислить:

- инновационный центр «Сколково» (г. Москва), основная направленность которого на такие отрасли экономики, как энергоэффективность, телекоммуникации и космос, ядерные и информационные технологии, а также фармацевтика и медицинская техника;

- Иннополис, расположенный в Татарстане, главной целью которого является развитие высоких технологий (1Т-сфера и робототехника), а также борьба с утечкой мозгов;

- техногород «ИНО Томск», расположенный в Томской агломерации, деятельность которого направлена на развитие инноваций в нефтехимии, электронном приборостроении, ядерных технологиях, возобновляемых природных ресурсах, фармацевтике и медицинской технике, а также в использовании нетрадиционных источников углеводородного сырья;

- технополис GS в городе Гусев Калининградской области, единственный созданный по частной инициативе, специализирующийся в области нанотехнологий, микроэлектроники, радиоэлектронной промышленности, инновационного домостроения.

На сегодня это все российские технополисы. По поручению президента страны в настоящее время в г. Анапе строится военный инновационный технополис «ЭРА» (элита российской армии), цель которого создание инновационных военных разработок техники нового поколения.

Несмотря на то, что технополисы взаимодействуют со многими передовыми университетами, причем как российскими, так и зарубежными и оказывают положительное влияние на развитие отечественного производства и науки число их явно недостаточно. Причина в том, что создание и функционирование технополисов требует больших финансовых средств, которые не под силу только государственному бюджету. Финансирование технополисов требует поддержки муниципалитетов, частных фирм и иностранных инвесторов, которое проблематично в современных условиях.

Например, в Японии, которая одной из первых стран пришла к созданию технопарков, источники финансирования технополисов распределены между инвесторами следующим образом: 30% - государство, 30% - муниципалитеты, 30% - фирмы и частные лица, 10% - иностранные инвесторы. В некоторых западных странах с развитой рыночной экономикой около 60 - 75 % расходов на науку финансируют фирмы и частные лица.

Структура затрат на исследования и разработки в России иная. Финансирование производства научно-технической продукции производится преимущественно за счет государства, которое вынуждено компенсировать низкую инвестиционную активность бизнеса, а также недостаточную эффективность налоговых, законодательных и других инструментов поддержки научной и инновационной деятельности. При этом сохраняются невысокие по сравнению со странами - лидерами мировой экономики масштабы финансирования исследований, что в свою очередь не позволяет обеспечить необходимое улучшение материально-технического и кадрового обеспечения исследовательского процесса.

Совершенствованию политики финансирования науки и инноваций принадлежит центральное место в обеспечении научно-технической и технологической безопасности [6]. Причем, основными критерием (в условиях ограниченных объемов финансирования) должна быть эффективность использования финансовых средств, направляемых на весь инновационный цикл создания инновационной продукции - на исследования, разработку и внедрение их результатов в производство, т.е. на коммерциализацию результатов исследований.

Реализация каждого этапа инновационного цикла связана с определенными рисками. Вероятность и последствия рисков на каждом этапе создания продукции различны. Поэтому очень важно изначально предусмотреть возможные риски и принять все меры для их предвидения, уменьшения и избегания. Рассмотрим возможные риски процесса коммерциализации процесса создания инновационной продукции и возможные способы их предотвращения.

Так на стадии исследований и ранней стадии разработок существует риск несоответствия технического замысла законам природы (физики, химии и др.). Снятие этого риска производится получением новых научных результатов (знаний) о формах и способах достижения поставленных практических целей и сопос-

тавлением новых знаний с известными законами природы.

На стадии проектирования и постановки на производство инновационного изделия существует риск несоответствия технического замысла уровню развития технологий, который снимается получением научно-технических результатов, то есть новых знаний о продуктах и/или процессах производства - о материалах, продуктах, процессах, устройствах, услугах, системах или методах.

Существуют также маркетинговые риски, которые могут быть связаны с неверной оценкой рынка инновационной продукции (выбором партнеров, потенциальных потребителей, оценкой объемов, емкости, себестоимости, стратегии и технологией сбыта товаров и услуг и др.). Избежать последствий маркетинговых рисков возможно путем проведения обширных маркетинговых исследований, причем на каждом этапе инновационного цикла.

Финансовые риски могут быть связаны с рисками нарушения планируемых финансовых потоков вследствие снижения уровня общей экономической стабильности в стране, повышения уровня инфляции, дефицита бюджетных средств и др.

Финансовых риски могут снижаться при привлечении к разработке и реализации инновационного проекта Правительства РФ, которое может предоставлять налоговые льготы, а также выступать в качестве гаранта на внутренние и зарубежные инвестиции.

Существуют и другие значимые риски научно-технической и технологической безопасности в инвестиционной деятельности -юридические, экологические, политические, социальные и др. Самым неожиданным риском может оказаться риск разрушения творческого коллектива в условиях функционирования российской науки и как следствие перенос научных исследований за рубеж, где условия более благоприятны, либо просто прекращение исследований в связи с уходом

Для минимизации последствий возможных рисков необходимо проводить различного рода исследовательские мероприятия, которые под силу только крупным инновационным организациям, что и приводит к необходимости концентрации науки и производства инновационной продукции в форме наукоградов и технополисов.

Сегодняшняя стратегия Российской Федерации в области научно-технической и технологической безопасности [2] направлена на обеспечение прорыва на международный рынок наукоемкой продукции, что одновременно

защитит ее внутренний рынок и остановит процесс деградации научного, интеллектуального и производственного потенциала. Стратегический запас России составляет уровень знаний в таких областях как: авиация, космос, ядерная энергетика, судостроение, спецметаллургия и энергетическое машиностроение, который сегодня приближается к мировому, если не превосходит его. Значительные успехи достигнуты в области ГГ-технологий, лазерных и ионо-плазменных технологий, биотехнологий и др. Имея в виду наличие в России огромных мощностей в области машиностроения и металлообработки (включая предприятия ВПК), сырьевой базы и высококвалифицированных кадров (особенно в сфере науки и образования), а также учитывая геополитические интересы России, такой прорыв имеет реальные шансы осуществиться в короткие сроки.

Важнейшим условием обеспечения прорыва в научно-технической и технологической безопасности является концентрация научного потенциала, финансовых и материально-технических ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Правительство РФ в последние годы выделяет значительные финансовые средства на НИОКР для развития нанотехнологий, электроники, цифровых технологий и др. Проблема в том, что эти средства расходуются в основном на «импортозамещение», т.е. создание закрытых российских решений, замещающие закрытые зарубежные решения, позволяющие только использовать технологию, но не дающие возможности ее самостоятельно развивать и контролировать составляющие процессы. Вследствие существенного отставания при этом возникают проблемы, связанные с дотационным финансированием отрасли с «уходом в песок» средств, выделяемых на НИОКР с невозможностью инвестиций со стороны как российских, так и зарубежных компаний вследствие отсутствия интереса крупных частных инвесторов.

Основной стратегической целью обеспечения научно-технической и технологической безопасности государственной политики должно стать обеспечение необходимого научно-технического задела, гарантирующего технологическую независимость и военную безопасность страны, а также выход на мировые рынки технологий и научно-технической продукции.

Достижение основной стратегической цели связано с неотложным решением задач:

- сохранением ведущих научных школ [7] и достигнутого научного превосходства путем

определения единообразной научной и технической политики и ее приоритетных задач, выделения достаточных средств (не менее 3% национального дохода [8]) на финансирование научной деятельности;

- повышение престижа научной деятельности путем постоянного повышения качества системы образования и совершенствование системы воспроизводства научных кадров, создания интеллектуальных и материальных предпосылок и условий для работы и процветания в собственной стране;

- повышение материальной заинтересованности в среде научной деятельности, создание соответствующих научной квалификации условий жизни и деятельности технических специалистов и научно-технических работников, поощрение честной конкуренции за внедрение инновационных научно-технических достижений в промышленность и за развитие промышленных технологий;

- создание отвечающей современным мировым стандартам отечественной материально-технической исследовательской базы;

- переход от использования закрытых технологий к использованию и развитию свободно распространяемых или коммерчески доступных открытых технологий, исключающих технологическую зависимость от зарубежных стран, способствующих их инвестиционной активности;

- селекционирование наиболее национально важных открытых научных проектов и концентрация интеллектуального научно-технического потенциал и материальных ресурсов на их реализации;

- создание защищенной государством базы данных национально значимых закрытых результатов научных исследований, изобретений и технических достижений, а также интегрированной национальной научно-технической информационной сети, обеспечивающей санкционированный допуск к научной информации;

- создание юридических гарантий для внедрения открытых иностранных технологий, адаптированных к российским условиям;

- разработка политических механизмов широкого привлечения частного финансирования научных исследований, особенно к исследованиям прикладной науки, обладающим перспективой высокой капитализации.

- предоставление налоговых и кредитных льгот частным предприятиям и организациям, инвестирующих в научно-технические исследования национальной важности и во внедрение их результатов на производственных предприятиях реальной экономики.

Очевидно, что обеспечение научно-технической и технологической безопасности для сложившейся в России экономических условий является сложной научной проблемой, предполагающей системный подход к решению вышеперечисленных задач, затрагивающих экономическую, социальную и юридическую сферы деятельности. Значительная роль в решении этих задач должна быть отведена отечественной вузовской науке, причем несмотря на то, что она уже значительно уступает по технической оснащенности и даже по квалификационному составу, опыту и навыкам научно-технического творчества и исследовательской работы персонала академической науке, да и прикладной, сосредоточенной в инновационных исследовательских центрах - технополисах и институтах относящихся к оборонным, космическим и др. отрасли.

Тем не менее, организация научных исследований в вузах имеет важное положительное значение, как для формированию высококвалифицированных специалистов путем приобщения студентов к исследовательской деятельности [9 - 13], так и непосредственно для воспроизводства научных кадров. Именно в вузах традиционно формировались передовые научные школы [7], которые и стали в последствии основой для современных инновационных научно-исследовательских площадок. Здесь готовятся научные кадры и воспитывается научная культура будущего исследователя для реальной экономики.

Требования подготовки кадров для развития российской экономики декларируется в "Национальной доктрине образования в Российской Федерации" на период до 2025 г. где на современном этапе особую актуальность приобретает инновационный характер деятельности научно-педагогической школы вуза, призванной обеспечить решение задач, направленных на развитие инновационной инфраструктуры, интеграцию науки, учебного процесса и производства.

Заявленные правительством России высокие темпы развития реальной экономики при сегодняшнем состоянии ее отраслей не подкреплены соответствующими действиями, направленными на развитие наукоемких отраслей на основе технологического прорыва. Достигнутые результаты не соответствуют декларируемым целям. Причина заключается в отсутствии внятной государственной стратегии инновационного прорыва, подкрепленной надежным долгосрочным научным прогнозом [14] и конечными целями развития экономики России.

Правительство РФ все же принимает срочные меры по развитию в стране науки и инновационной деятельности. Так, в последние годы объем внутренних затрат на исследования и разработки достигает около 1трлн руб. При этом Россия входит в десятку в рейтинге ведущих стран мира по объему рассматриваемого показателя.

Однако удельный вес РФ в показателях мировой науки очень низок - он составляет не более 1% (при наличии трети всех мировых природных ресурсов). По данному показателю Россию в два раза превосходит Индия, в четыре раза Китай, а США более чем в 35 раз.

Преодоление отставания и переход к ускоренному развития российской экономики сегодня возможно только путем широкого применения новых эффективных достижений науки, внедрения новой высокопроизводительной техники и технологий, основанных на новых принципах организации производства. Преодоление этого пути возможно не пассивным приспособлением к развивающимся экономическим и научно-техническим новациям ведущих стран, а созданием национальной открытой системы научно-технического развития. Сегодня для развития российской экономики и ее технико-технологического переоснащения чрезвычайно опасным является переход к стратегии догоняющего развития, вызванный необходимостью импортозамеще-ния в санкционный период. Российская наука должна развиваться по пути, обеспечивающему перевод российской промышленности на инновационный путь развития, сохраняя мировое лидерство в тех областях, где уже получено преимущество отечественных технологий и проводя открытые исследования с привлечением инвестиций от отечественного бизнеса и иностранного капитала.

Национальная безопасность Российской федерации на современном этапе развития национальной экономики непосредственно связана с развитием научно-технической сферы, с созданием инновационных технологий и широким внедрением их реальную экономику. Она все больше связана с необходимостью привлечения инвестиций. Инвестиционная политика государства должна быть направлена на приоритетное развитие открытых инноваций на стратегически важных направлениях научно-технического прогресса, доступных для крупных отечественных и зарубежных производителей.

Литература

1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537).

2. Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642), 2016, 39 с.

3. Лепеш Г.В. Безопасность населения и территорий в стратегии устойчивого развития РФ //Технико-технологические проблемы сервиса. -2018, №4(46), с.3- 6.

4. Лепеш Г.В. Экономика цифровая и реальная. //Технико-технологические проблемы сервиса. №4(42), 2017 г. С.3 - 6.

5. Лепеш Г.В. Повышение роли инновационных технологических центров в современных условиях реализации проблемно-ориентированного обучения. // Технико-технологические проблемы сервиса. -2016, №1(35), с. 3 - 5

6. Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (проект). 3. Федеральный закон.

7. Лепеш Г.В. Формирование научно-педагогической школы как фактора структурного совершенствования вуза. // Технико-технологические проблемы сервиса. 2017, №1(39),. С.14- 17.

8. Цели устойчивого развития ООН и Россия. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.

9. Лепеш Г.В. К вопросу концепции развития российской высшей школы. // Технико-технологические проблемы сервиса. 2017, №2(40),. С.36 - 44.

10. Лепеш Г.В. Подготовка инженерно-экономических кадров в экономических вузах. //Технико-технологические проблемы сервиса. 2019, №1(47),. С.3 - 7.

11. Лепеш Г.В. Применение информационных технологий при подготовке инженерных кадров. //Технико-технологические проблемы сервиса. 2016, №3 (37) с. 3 - 5.

12. Лепеш Г.В. Инновационный путь развития вузовской лабораторной базы. // Технико-технологические проблемы сервиса. 2016, №4(38),. С.39- 43.

13. Лепеш Г.В. Инженерная составляющая экономического образования. //Технико-технологические проблемы сервиса 2017, №3(41), с.3 - 6.

14. Лепеш Г.В. Формирования программ «загори-зонтного» прогноза и планирования развития реальной экономики. //Технико-технологические проблемы сервиса. 2018, №2(44), С.3 - 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.