Научная статья на тему 'Подготовка инженерно-экономических кадров в экономических вузах'

Подготовка инженерно-экономических кадров в экономических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
319
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР-ЭКОНОМИСТ / ИНЖЕНЕРНАЯ ЭКОНОМИКА / ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ / CAD/CAM/CAE/PDM/PLM-ТЕХНОЛОГИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / ВЫПОЛНЕНИЕ КОНСТРУКТОРСКОЙ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ / ENGINEER-ECONOMIST / ENGINEERING ECONOMICS / FUNDAMENTALS OF ENGINEERING ACTIVITY / COMPUTER SYSTEMS / CAD/CAM/CAE/PDM/PLM-TECHNOLOGIES / RESEARCH OF PHYSICAL PROCESSES / DESIGN / EXECUTION OF DESIGN AND TECHNOLOGICAL DOCUMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепеш Григорий Васильевич

В статье проводится анализ подготовки инженерно-экономических кадров в российских технических и экономических вузах. Разрабатываются принципы перехода с экономического на инженерно-экономическое образование путем введения системы инженерно-технических знаний на базе сквозной дисциплины «Основы инженерной деятельности». Предложенная структура дисциплины основана на применении современных пакетов компьютерных программ, составляющих основу инструментария инженерной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF ENGINEERING AND ECONOMIC PERSONNEL IN ECONOMIC UNIVERSITIES

The article analyzes the training of engineering and economic personnel in Russian technical and economic universities. The principles of transition from economic to engineering and economic education through the introduction of a system of engineering and technical knowledge on the basis of the cross-discipline "Fundamentals of engineering". The proposed structure of discipline is based on the use of modern software packages that form the basis of engineering tools.

Текст научной работы на тему «Подготовка инженерно-экономических кадров в экономических вузах»

^ КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ КАДРОВ В

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Самыми приоритетными направлениями будет дальнейшее поступательное развитие России, обеспечение темпов экономического роста, придание нашей экономике инновационного характера, развитие инфраструктуры, здравоохранения, образования и обеспечение, безусловно, безопасности1

На сегодняшний день приоритетом государственной политики в образовательной сфере является инженерное образование. Прежде всего, это связано с задачами страны по переходу к инновационной экономике, основанной на развитии сектора обрабатывающей промышленности, с необходимостью ускоренного воспроизводства собственных средств производства в условиях жесточайшего санкционного давления со стороны США и многих западных держав, с курсом национального развития в направлении всеобщей цифровизации производственного и социального пространства.

Сейчас в России только незначительное количество предприятий, созданных в последнее десятилетие, производят наукоемкую продукцию, конкурентную на мировом рынке. По мнению многих экономических институтов [1] российская экономика находится лишь на пути перехода к постиндустриальному обществу. Для того, чтобы перешагнуть этот рубеж и выйти на инновационный путь развития потребуется полная модернизация ряда отраслей ее реального сектора.

Переход на новый уклад в экономике напрямую связан с уровнем экономического образования в стране - с подготовкой кадров, владеющих способностями воспринимать научно-техническую информацию, проводить ее оценку, применять полученные знания в целях технической модернизации и перевооружения предприятий реального сектора экономики. Высшее экономическое образование вынуждено вступить в новую критическую фазу своего развития, которую связывают с вводимым понятием «инженерная экономика» [2, 3].

«Инженерная экономика - наука обеспечения конкурентности, созданная на стыке экономических, технических и естественных наук, изучающая инженерную экономически ориентированную деятельность по обеспечению конкурентности продукции и производства.»

1 В.В. Путин, от 06.05.2018 г.

Дисциплину «Инженерная экономика» уже практикуют в российских технических вузах [3], готовящих инженеров для российской промышленности, способствующих развитию производства в условиях рынка. Формированию инженерной экономики способствовали научные и методические разработки ряда отечественных ученых, создающих новое научно-техническое направление деятельности, а также также зарубежный опыт подготовкиинженерно-экономических кадров развитых стран западного мира.

Здесь, опираясь на ядро инженерной подготовки инженеров - исследователя -технолога -конструктора - программиста, формируется специалист с компетенциями инженера -экономиста в рамках реализуемой в вузе направленности подготовки за счет освоения основных разделов экономики предприятий реального сектора.

Принципиальной новизной инженерной экономики являются новые методы решения старых проблем.

Предметом инженерной экономики, как науки, является система технико-экономических расчетов (оценка, анализ, прогнозирование, нормирование), конкурентоспособность продукции (от систем машин до их деталей и других продуктов) на разных уровнях управления производством (от национального хозяйства и предприятия до рабочего места и операции). Ядро науки составляет система инженерных знаний (рис. 1)

Инженер любой специализации должен владеть экономически ориентированным подходом к решению множества научно-технических, организационных, производственных и социальных задач, возникающих в его деятельности в современной рыночной среде.

Инженер-исследователь должен владеть методами технико-экономического анализа, прогнозирования и планирования

эффективности НИР, научной организации труда, деятельности научно- исследовательских групп и подразделений предприятия.

Инженер-конструктор должен уметь проводить анализ, прогнозировать и планировать эффективность создаваемой техники,

развития средств механизации и автоматизации производственных процессов, разрабатывать конкурентные машины и аппараты, системы машин, управлять конструкторскими и опытными работами.

Себестоимость, экономичность, качество продукции

Экономичное™ качество продукции

Производство в рыночной среде

Система технико-экономических расчетов

Экономические основы наукоемкого производства

Инвестиции в инновации

Себестоимость продукции

Основные фонды, оборотные средства, трудовые ресурсы

Рисунок 1 - Система инженерно-экономических знаний в техническом вузе

Инженер-технолог должен владеть методикой технико-экономического анализа и выбора прогрессивных технологических решений разработки конкурентных технологий, уметь организовывать труд рабочих и технологов, планировать зарплату работников, создавать благоприятные эргономические и эстетические условия работы.

Инженер-программист должен детально знать процедуры технико-экономического анализа, прогнозирования и планирования эффективности научно-технической и производственной деятельности для разработки компьютерных программ автоматизированного проектирования изделий и технологических процессов заданной эффективности и конкурентоспособности, автоматизированных систем управления предприятием, его цехами и службами.

Отечественное инженерно-экономическое образование ведет свое начало еще с первых лет Советской власти и окончательно сложилось в середине 60-х годов прошлого столетия, а в 80-е годы пользовалось наибольшим

спросом со стороны государства и народной промышленности.

В зарубежных странах Инженерной экономики как самостоятельной отрасли образования не существует, однако подготовке инженеров - организаторов производства уделяется серьёзное внимание. Инженерно-экономическое образование осуществляется, как правило, в виде повышения квалификации специалистов, имеющих высшее образование.

Произошедшая в девяностые годы деин-ституционализация экономики с ликвидацией ее отраслевой структуры и реформированием предприятий промышленности привела к полной потере стимулов экономической деятельности, к смещению акцентов от повышения качества и снижения издержек производства "к борьбе за региональные привилегии". Вместе с этим была утрачена предметная область инженерно-экономической деятельности. Это повлекло за собой появление критической ситуации в сфере высшего профессионального образования.

Пожалуй, что сохранились только ведущие российские инженерно-экономические научные школы (МГТУ им Баумана, МГТУ «Станкин», МИЭТ и др.), ориентированные в основном на предприятия оборонного комплекса. Большинство же экономических вузов, сохранив отчасти свою специализацию, полностью утратило инженерную составляющую. Окончательно процесс завершился с переходом образовательного процесса на ФГОС.

Что касается российских экономических вузов, то в Москве, Санкт-Петербурге и некоторых других городах есть вузы, где действительно обучают профессии экономиста или финансиста. Некоторые из них ориентированы на соответствующие отрасли промышленности (например, Финансовая академия при Правительстве РФ готовит специалистов для банковской сферы, Санкт-Петербургский государственный экономический институт - для предприятий Газпрома), другие (например, МГУ, СПбГУ) никогда не готовили отраслевых специалистов, их выпускники в основном шли работать преподавателями высшей школы или в академические организации.

Для традиционных экономических вузов, как и для специализированных, включающих технические вузы, также актуально движение в сторону инженерной экономики. Потребности современного рынка диктуют необходимость возврата к подготовке инженера-экономиста, владеющего комплексом инженерно-технических компетенций, ориентированного на развитие экономики в направлении высокотехнологичного производства.

Главная возможность диверсификации экономического образования в сторону инженерной подготовки предоставляемая ситуацией, сложившейся в связи с предстоящим переходом на новые государственные образовательными стандарты - так называемые ГОС 3+. В рамках этих стандартов возможно формирование эффективных образовательных программ подготовки инженеров-экономистов. Использование (или неиспользование) этой возможности целиком зависит от университетов, формирующих образовательные программы.

Концепция, положенная в основу перехода на новую инженерно-экономическую основу традиционного экономического вуза, может базироваться на возврат к дисциплинам инженерной подготовки, как это было в ГОС предыдущего поколения, обязательно основанная на компетентностном подходе и уровневом высшем образовании. Введением, например сквозной дисциплины (т.е. области научных знаний) «ОСНОВЫ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Подобная дисциплина должна базироваться на системе экономических знаний, а ее предметом являться система естественных и прикладных наук (рис.2).

Ведущая роль в подготовке инженеров-экономистов (бакалавров и магистров) здесь будет отводиться информационным технологиям, в значительной мере повышающим коммуникабельность образовательного процесса, позволяющим увеличить объемы и сократить сроки усвоения информации [4]. Примерный перечень разделов дисциплины «Основы инженерной деятельности» приведен в таблице 1.

Учитывая традиционные особенности российского образования, заключающиеся в широком изучении фундаментальных наук, таких как: математика, механика, физика, а также с целью устранения разрыва между "чистыми" и прикладными науками, важное значение для подготовки инженеров-экономистов имеет изучение самих систем программирования, построенных на алгоритмических языках 3 - 4 поколений уже на уровне бакалавриата, таких как C++, Matlab/Simulink и др. Помимо возврата к изучению основ естественных наук здесь необходимо введение специального курса «Моделирование физических процессов на ЭВМ», дающего основные знания о процессах, происходящих в физическом мире, методах их математического моделирования и взвешенной оценки основных физических величин, их характеризующих.

Для освоения общепрофессиональных компетенций в учебном процессе многих технических вузов получили распространение компьютерные системы для проектирования и выполнения конструкторской и технологической документации, реализующие двух и трехмерную графику, такие как Компас-3D, AutoCad, SolidWorks и др. с полной поддержкой российских стандартов. Изучение этих систем, являющихся основным инструментарием современной инженерной деятельности, в системе экономических знаний позволит преодолеть существующий барьер между системами инженерных и экономических знаний. Это позволит не только создавать проекты, но и производить их технико-экономическое обоснование, управлять ими. Важно отметить, что перечисленные программы являются развитыми препроцессор-ными средствами, используемыми для решения широкого класса инженерных задач проектирования и производства продукции путем сквозного использования CAD/CAM/CAE/PDM/PLM технологий.

При этом должна быть сохранена и еще более развита отраслевая специализация подготовки инженеров-экономистов и производственных менеджеров, характерная для того или иного университета.

Таблица 1 - Содержательноя часть дисциплины «Основы инженерной деятельности»

Бакалавриат Программное обеспечение Разделы дисциплины

Теоретические Прикладные

1 курс C++, Matlab/Simulink, Matematica, Statistica Моделирование физических процессов Техника для бизнеса

2 курс KoMnac-3D, AutoCad, SolidWorks Пространственное моделирование Основы электротехники, гидравлики и теплотехники

3 курс (CosmosWorks (Simulation), Floworks (FloSimulation и др.) Решение инженерных задач Надежность технических устройств и систем

4 курс KoMnac-3D, AutoCad, SolidWorks, AnsysWorkbench, Основы проектирования и конструирования Технологические системы отрасли

ВКР Технологическая часть ВКР

Магистратура T-FLEX PLM, MSC Nastran/Patran, Simufact Основы научных исследований и техника эксперимента Компьютерный инжиниринг

Экспериментальная исследовательская часть выпускной квалификационной работы

Моделирование физических процессов

Компьютерный инжиниринг

Технологические системы отрасли

Основы проектирования и конструирования

О,

Пространственное моделирование

Надедносп технических инженерных систем

Решение инженерных задач

Рисунок 2 - Система инженерно-экономических знаний в экономическом вузе

Предмет дисциплины - система естественных и прикладных наук на базе информационных технологий и компьютерных систем для исследования физических процессов, проектирования, выполнения конструкторской и технологической документации, с полной поддержкой российских стандартов.

Уже на стадии бакалавриата необходимо изучение применения встроенных там процессоров для решения задач механики и гидро- газодинамики (CosmosWorks (Simulation), Floworks (FloSimulation и др.) в рамках освоения базовых

инженерных дисциплин курсов прикладной механики и основ проектирования. Здесь актуально возвратиться на новом уровне к ранее читаемому курсу «Основы проектирования и конструирования». В конечном итоге к выполнению технологической части ВКР бакалавра.

Особое значение приобретает подготовка уже на базе магистратуры инженеров-экономистов нового типа - исследователей, играющих ключевую роль в ускорении научно-технического прогресса. Технико-экономическое обоснование работ по созданию перспективных

конструкционных материалов, принципиально новых технологий, систем автоматизированного проектирования и конструирования, комплексно-автоматизированных производств нуждается в инженерах-экономистах, способных выполнять научные исследования и разработки на уровне, превышающем лучшие мировые достижения. Здесь центральное значение отводится изучению компьютерного инжиниринга (Computer-Aided Engineering), для которого характерны такие черты как мультидисциплинар-ность и надотраслевой характер - инновационная М3-концепция "MultiDisciplinary & MultiScale / MultiStage& MultiTechnology (MultiCAD & MultiCAE)".

Очевидно, что потребуется и лабораторная база, так как при подготовке будущих инженеров-экономистов необходимо учитывать то, что их будущая деятельность будет осуществляться в условиях техногенной обстановки, определяемой реальными экономическими условиями и производствами [5]. Тогда в область компетенций таких выпускников обязательно должны входить знания и навыки общения со специальным оборудованием и системами жизнеобеспечения в рамках соответствующей отрасли экономики. В рамках инженерно-экономического образования необходимо введение курсов «Техника для бизнеса», «Технико-технологические системы отрасли» и др., отражающие профиль подготовки.

Неотменной и завершающей стадией подготовки инженера-экономиста должна стать его практика в структырных одразделениях промышленных предприятий, причем в подразделениях, занимающихся решением инженерно-технические задачи. Именно здесь будущие экономисты получают стажировку, проводя технико-экономическое обоснование объектов реальной экономики.

Резкий переход на инженерно-экономическое образование связан с преодолением ряда субъективных трудностей, связанных с необходимостью изменения траектории образовательного процесса. Основные три.

Первая связана с необходимостью преодоления попыток максимального сохранения структуры существующих учебных планов, привязанных к конкретным преподавателям в условиях сокращения объёмов времени и сроков учебного процесса.

Вторая трудность обусловлена нынешней устоявшейся организационной структурой, где состав направлений подготовки напрямую связан с составом кафедр и факультетов. Где организационная структура привязана не к центрам компетенций, а напрямую связана с составом направлений подготовки бакалавров и менеджеров, предусмотренных ФГОС.

Третья - создание центра компитенции по основам инженерной деятельности, концентрирующего на своей базе интеллектуальные, материально-технические и программно-методические средства, обеспечивающие комплексную поддержку системы инженерно-технических знаний на современном уровне [6].

При переходе на инженерно-техническое образование необходимо руководствоваться основными направлениями Федеральных целевых программ инновационного развития России, имеющим непосредственное отношение к формированию инновационного сектора реальной экономики:

1. «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы»

2. «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2014 - 2020 годы».

Область осваиваемых инженерно-технических компетенций должна соответствовать «Перечню специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики».

Осознание и преодоление факторов риска, формирование образовательного пространства на базе центров компетенций, включающих инновационные структурные подразделения и кафедры, формирующие инженерные компетенции в пространстве экономического образования - залог формирования инженера-экономиста нового поколения

Литература

1. Цели устойчивого развития ООН и Россия. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. - М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.

2. Лепеш Г.В. Инженерная составляющая экономического образования. //Технико -технологические проблемы сервиса №3(41) 2017, с.3-6

3. Кочетов В. В., Колобов А. А., Омельченко И. Н. Инженерная экономика. -М.: МГТУ им Баумана, 2005. - 667 с.

4. Лепеш Г.В. Применение информационных технологий при подготовке инженерных кадров. //Технико-технологические проблемы сервиса. - 2016. №3(37), с.14- 23.

5. Лепеш Г.В. Инновационный путь развития вузовской лабораторной базы. // Технико-технологи-че-ские проблемы сервиса. №4(38), 2016 г. С.39- 43.

6. Лепеш Г.В. Повышение роли инновационных технологических центров в современных условиях реализации проблемно-ориентированного обучения.// Технико-технологические проблемы сервиса. -2016, №1(35), с. 3 - 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.