Научная статья на тему 'Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях'

Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
241
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL AUDIT / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / SAFETY CONDITIONS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонкина С. Г., Иваненко А. В., Кучма В. Р.

Внедрение системы санитарно-эпидемиологического аудита перспективное направление в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе детского. Таким образом, он обеспечивает права учащихся на безопасность условий образовательной деятельности для их жизни и здоровья, не ужесточая административного воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафонкина С. Г., Иваненко А. В., Кучма В. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and practical substantiation of the methodology for sanitary-epidemiological auditing educational institutions

The implementation of sanitary and epidemiological auditing a promising trend in the sanitary-epidemiological well-being of the population including children. Thus, it provides pupils’ rights on the safety conditions of educational activities for their life and health without toughening of administrative influence.

Текст научной работы на тему «Научно-практическое обоснование методологии санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях»

дигиена и санитария 6/2012

Гигиена детей и подростков

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012

С.Г. Сафонкина1, А.В. Иваненко1, В.Р. Кучма2

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ САНИТАРНР-

эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях

[ФБУЗ Центр гигиены и эпидемиологии в Москве Роспотребнадзора; 2НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН, Москва

Внедрение системы санитарно-эпидемиологического аудита - перспективное направление в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе детского. Таким образом, он обеспечивает права учащихся на безопасность условий образовательной деятельности для их жизни и здоровья, не ужесточая административного воздействия.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологический аудит, образовательные учреждения, безопасность условий образовательной деятельности

S. G. Safonkim1, A. V Ivanenko1, VR. Kuchma2 - SCIENTIFIC AND PRACTICAL SUBSTANTIATION OF THE METHODOLOGY FOR SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL AUDITING EDUCATIONAL INSTITUTIONS

1Federal Budgetary Institution of Health Care Federal Center for Hygiene and Epidemiology of the Federal Service for Supervision ofConsumer Rights Protection and Human Welfare of the Ministry of Health care and Social Development, Moscow, Russian Federation; 2Federal State Budgetary Institution "Scientific Centre of Child Healthcare of the Russian Academy of Medical Sciences, 2/62, Lomonosov avenue, Moscow, 119991

The implementation of sanitary and epidemiological auditing - a promising trend in the sanitary-epidemiological well-being of the population including children. Thus, it provides pupils ’ rights on the safety conditions of educational activities for their life and health without toughening of administrative influence.

Key words: sanitary-epidemiological audit, educational institutions, safety conditions for educational activities

Общие тенденции развития рыночной экономики, форм взаимодействия ее участников и практики регулирования этих взаимодействий (как со стороны государства, так и в форме саморегуляции) показывают, что на определенной стадии востребованной и необходимой процедурой становится аудит - независимая оценка деятельности в той или иной сфере. В Российской Федерации уже сформировались и развиваются процедуры проведения аудита в банковской и налоговой деятельности, в сфере экологической безопасности и др.

В настоящее время сложились все предпосылки к созданию аналогичной практики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при выполнении различных видов работ, оказании услуг, производстве и реализации продукции, среди которых следует назвать:

- определенные статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязанности юридических лиц разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг;

- низкую эффективность производственного контроля, связанную с тем, что планируемые и проводимые лабораторные исследования не во всех случаях являются показательными и информативными. При определении номенклатуры, объема и периодичности лабораторных исследований, измерений не учитываются санитарно-

Сафонкина С.Г. - канд. мед. наук, зав. отд. гигиены детей и подростков ([email protected]); Иваненко А.В. - д-р мед. наук, гл. врач; Кучма В.Р. - чл.-кор. РАМН, д-р мед. наук, проф., дир.

эпидемиологическая характеристика объекта, наличие вредных производственных факторов и их влияние на организм человека. При этом теряется смысл существования производственного контроля, последний не оправдывает свое назначение при значительных материальных затратах;

- снижение частоты проведения контрольнонадзорных мероприятий и уменьшение числа документов, требующих согласования со стороны органов Роспотребнадзора, т. е. тех процедур, которые ранее позволяли обеспечить своевременную профилактику, обнаружение существующих нарушений требований санитарных правил и разработку соответствующих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Анализ проведения контрольно-надзорных мероприятий в 2005-2010 гг. показал, что если в 2005 г. в Москве общее количество надзорных мероприятий в учреждениях для детей и подростков превышало 8000, то в 2010 г. оно составило менее 2000. Еще более значимо снижение доли учреждений, обследованных с использованием лабораторно-инструментальных методов. Полноценная оценка факторов внутренней среды в образовательном учреждении проходит в настоящее время не чаще 1 раза в 4-5 лет.

Становится очевидной необходимость работы экспертных организаций, способных провести в интересах юридического лица необходимые санитарно-эпидемиологические исследования, оценки и экспертизы, оценить с позиций риска для здоровья существующие условия, разработать необходимые санитарнопротивоэпидемические (профилактические) мероприятия, т. е. провести санитарно-эпидемиологический аудит (СЭА).

46

Одной из приоритетных сфер его применения должна стать сфера образования, особенно при обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста.

По своей сути СЭА (как экспертный, производственный контроль и контроль в рамках госсанэпиднадзора) является одной из форм контроля за санитарноэпидемиологической ситуацией. Основное отличие его от экспертного контроля заключается в том, что экспертный контроль, как правило, является разовым мероприятием и проводится в основном с целью подтверждения соответствия (несоответствия) осуществляемой юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем деятельности требованиям санитарного законодательства для получения последними санитарноэпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам. СЭА - это долгосрочное сопровождение хозяйствующего субъекта по обеспечению безопасности для здоровья человека осуществляемой им деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги.

В ходе СЭА оценивается деятельность хозяйствующих субъектов в части обеспечения ими санитарноэпидемиологического благополучия. СЭА не только имеет целью подтверждать соответствие оцениваемой деятельности санитарным правилам, но и в первую очередь направлен на содействие хозяйствующим субъектам в определении их стратегии в области обеспечения требований санитарного законодательства и формирование приоритетов при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактиче-

ских) мероприятий.

СЭА следует проводить для подтверждения добросовестности осуществляемой деятельности в случаях, когда у юридического лица нет возможности в полном объеме осуществлять производственный контроль за соблюдением санитарных правил, а также для разработки необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий с целью доведения объекта до полного соответствия требованиям санитарных правил и других нормативных документов.

Осуществление СЭА целесообразно при подготовке объекта к проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы (в том числе предлицензионной) для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам.

СЭА рекомендуется проводить перед плановыми мероприятиями по контролю для исключения возможности применения должностными лицами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в случае выявления ими нарушений санитарного законодательства.

Кроме того, СЭА возможен по инициативе и за счет средств страховой компании для определения степени потенциальной опасности деятельности юридического лица при страховании санитарно-эпидемиологических рисков.

Отличие его от производственного контроля, несмотря на идентичный характер проведения, заключается в том, что проводится он не самими юридическими лицами, а независимой от последних организацией. При производственном контроле оцениваются наиболее значимые показатели, а СЭА носит комплексный и многоплановый характер.

Основными принципами СЭА являются:

- объективность и независимость от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности;

- компетентность в специфике деятельности данного хозяйствующего субъекта. Проводить СЭА должна организация, аккредитованная в установленном порядке на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которая объективно и беспристрастно констатирует степень соответствия (несоответствия) санитарным правилам осуществляемой деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги, а к проведению СЭА должны привлекаться специалисты, имеющие высшее медицинское образование по специальности «медико-профилактическое дело» и сертификат специалиста:

- комплексность и всесторонность проводимой санитарно-эпидемиологической оценки;

- достоверность, полнота и конфиденциальность полученных результатов;

- ответственность за полученные результаты;

- экономичность - соразмерность затрат на осуществление аудита полученному экономическому результату или социально-экономическому эффекту;

- действенность - обязательная разработка для учреждения необходимых санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий на основе результатов аудита;

- доброжелательность.

Основой СЭА в образовательных учреждениях является экспертиза по установлению соответствия (несоответствия) образовательной деятельности техническим регламентам, государственным санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам. Такая экспертиза включает следующие этапы:

1. Визуальная оценка санитарно-технического состояния помещений, их санитарного содержания, соблюдения соответствующего деятельности санитарно-противоэпидемического режима, качества дезинсекционных и дератизационных работ, а также проверка наличия и своевременного пролонгирования необходимой документации (договора на вывоз отходов, утилизацию ртутьсодержащих ламп, проведение профилактической дезинсекции и дератизации, свидетельства о государственной регистрации и сертификаты на реализуемую продукцию и пр.).

Кроме оценки зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности, оценивается и режим воспитания и обучения, изучение которого с позиций соответствия гигиеническим требованиям при проведении экспертной оценки не проводится, а при проведении надзорных мероприятий носит минимальный и явно недостаточный характер.

2. Выявление контрольных точек и (или) образцов продукции, в отношении которых требуется проведение санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок для установления их соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

3. Проведение лабораторно-инструментальных исследований, измерений, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

При разработке объемов и номенклатуры лабораторно-инструментальных исследований, проводимых в рамках СЭА, были учтены основные недостатки их про-

47

[гиена и санитария 6/2012

ведения в образовательных учреждениях при надзорных мероприятиях и производственном контроле:

- отсутствие системности в их проведении;

- отсутствие зависимости их объема (частоты и номенклатуры) от уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательного учреждения;

- недостаточность их номенклатуры с позиций доказательной медицины, не позволяющая объективно оценить санитарно-эпидемиологическое состояние образовательного учреждения и соответственно степень риска для здоровья детей.

Так, данные анализа структуры проводимого лабораторно-инструментального контроля в целом по городу свидетельствуют, что увеличение объема исследований отмечается в основном по тем показателям, которые характеризуются снижением удельного веса неудовлетворительных проб: исследования санитарноэпидемиологического режима (снижение доли неудовлетворительных проб в многолетней динамике с 3,7 до 1,4%), исследования пищевых продуктов и готовых блюд (количество проб, не отвечающих гигиеническим требованиям, уменьшается по санитарно-химическим показателям с 5,8 до 1,2%, по микробиологическим - с 5,5 до 3,6%, по калорийности - с 12,1 до 8%, по вложению витаминов - с 28 до 8,1%).

Вместе с тем по показателям, которые характеризуют качество питьевой воды, освещенность, микроклимат, шум, соответствие мебели ростовым показателям детей и по которым количество неудовлетворительных проб в течение всех лет наблюдения не только остается высоким, но и имеет по некоторым показателям достоверную тенденцию к увеличению, количество исследований или не увеличивается, или снижается.

Разработанные нами для процедуры СЭА комплексы исследований учитывают всю необходимую номенклатуру и объемы исследований отдельно для каждого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) образовательного учреждения.

Так, при I уровне СЭБ общеобразовательного учреждения, когда имеет место соответствие всех изучаемых показателей и результатов исследования санитарно-гигиеническим нормативам и правилам, при проведении СЭА отслеживается базовый перечень (объем и частота) лабораторно-инструментальных исследований.

В учреждениях II уровня СЭБ объем лабораторных исследований увеличивается по тем видам исследований, для которых установлена связь с соответствующими нарушениями требований санитарных правил, выявляемых при помощи визуального осмотра.

III уровень СЭБ образовательных учреждений предполагает обнаружение нарушений соответствующих требований по самим лабораторно-инструментальным показателям (превышение ПДК, ПДУ), а также регистрацию групповых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений.

Увеличение объема лабораторных исследований при III уровне СЭБ общеобразовательного учреждения связано с повышением кратности тех лабораторных исследований, по которым ранее были выявлены нарушения. Кроме того, отдельный блок исследований необходим для учреждений, в которых регистрировались групповые инфекционные заболевания, пищевые отравления.

Для учреждений всех уровней СЭБ разработаны номенклатура и объем исследований, необходимых для подтверждения безопасности факторов внутренней среды образовательного учреждения после проведения ремонтных и пуско-наладочных работ.

4. Обязательным этапом СЭА должны стать санитарно-эпидемиологическая оценка вредного воздействия на учащихся факторов внешней среды, обитания, определение степени этого воздействия и прогнозирование СЭБ.

В рамках этого этапа не только дается прогноз состояния здоровья учащихся. Кроме того, в отличие от государственного санитарно-эпидемиологического надзора и экспертного контроля данный этап СЭА предполагает оценку эффективности проводимых учреждением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий с позиций изучения риска для здоровья; по итогам СЭА предлагается комплекс мер по обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в учреждении.

Внедрение системы санитарно-эпидемиологического аудита следует считать перспективным направлением в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе детского. Не усиливая административного воздействия, обеспечиваются в первую очередь права учащихся на безопасность для их жизни и здоровья условий образовательной деятельности.

Рекомендуемая литература

1. Иваненко А.В., Хизгияев В.И., Момот Ю.Н., Сафонкина С.Г.

// Здоровье населения и среда обитания. - 2005. - № 9.

2. Филатов Н.Н., Иваненко А.В., Хизгияев В.И. и др. //

Организация контроля за проведением санитарнопротивоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Материалы науч.-практ. конф. - М., 2004.

Поступила 20.04.12

48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.