Научная статья на тему 'Алгоритм работы врача по гигиене детей и подростков отделения медицинской помощи обучающимся по экспертизе и определению уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций'

Алгоритм работы врача по гигиене детей и подростков отделения медицинской помощи обучающимся по экспертизе и определению уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
350
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВИЧНАЯ МЕДИКО-САНИТАРНАЯ ПОМОЩЬ / PRIMARY HEALTH CARE / ВРАЧ ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ / A DOCTOR HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / AN EDUCATIONAL ORGANIZATION / АЛГОРИТМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / WORK ALGORITHMS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шубочкина Е.И., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Ибрагимова Е.М.

На основании апробированных методик санитарно-эпидемиологической экспертизы и определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия разработаны алгоритмы деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним, позволяющие оказывать качественную первичную медико-санитарную помощь по профилактике заболеваний обучающихся в образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шубочкина Е.И., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В., Ибрагимова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Algorithm of work of the doctor on the hygiene of children and adolescents of the department of health care for training on expertise and determining the level of sanitary-epidemiological welfare of educational organizations

Based on the approved methods of sanitary and epidemiological expertise and determining the level of sanitary and epidemiological well-being, algorithms for the activity of a doctor for the hygiene of children and adolescents of the department for the organization of medical care for minors have been developed. These algorithms allow providing high-quality primary health care for the prevention of diseases of students in an educational organization.

Текст научной работы на тему «Алгоритм работы врача по гигиене детей и подростков отделения медицинской помощи обучающимся по экспертизе и определению уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций»

54

ЗНиСО Август №8 (293)

УДК 614.2

АЛГОРИТМ РАБОТЫ ВРАЧА ПО ГИГИЕНЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ ОТДЕЛЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Е.И. Шубочкина1, С.Г. Сафонкина2, В.В. Молдованов12, Е.М. Ибрагимова1

1ФГАУ «Национальный научно-практический центр здоровья детей» Минздрава России, Москва, Россия

2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», Москва, Россия

На основании апробированных методик санитарно-эпидемиологической экспертизы и определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия разработаны алгоритмы деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним, позволяющие оказывать качественную первичную медико-санитарную помощь по профилактике заболеваний обучающихся в образовательной организации.

Ключевые слова: первичная медико-санитарная помощь, врач по гигиене детей и подростков, образовательная организация, алгоритмы деятельности.

E.I. Shubochkina, S.G. Safonkina, V.V. Moldovanov, E.M. Ibragimova □ ALGORITHM OF WORK OF THE DOCTOR ON THE HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS OF THE DEPARTMENT OF HEALTH CARE FOR TRAINING ON EXPERTISE AND DETERMINING THE LEVEL OF SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL WELFARE OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS □ National Scientific and Practical center of Children's Health of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow, Russia; Center for Hygiene and Epidemiology in Moscow, Moscow, Russia.

Based on the approved methods of sanitary and epidemiological expertise and determining the level of sanitary and epidemiological well-being, algorithms for the activity of a doctor for the hygiene of children and adolescents of the department for the organization of medical care for minors have been developed. These algorithms allow providing high-quality primary health care for the prevention of diseases of students in an educational organization.

Key words: primary health care, a doctor hygiene of children and adolescents, an educational organization, work algorithms.

Медицинское сопровождение и врачебный контроль образовательно-воспитательного процесса, существующий в нашей стране с советского периода, с современных позиций может также рассматриваться как часть системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия, как перспективное направление профилактики заболеваний у детей и подростков [1]. В этой связи важными документами, открывающими новые возможности в профилактической деятельности медицинских организаций, стал приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.04.2012 № 366н [5], который впервые ввел должность врача по гигиене детей и подростков детской поликлиники (отделения), а также приказ Минздрава Российской Федерации от 05.11.2013 № 822н [4], которым было утверждено «Положение об организации деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях». Исследования, посвященные деятельности медицинских организаций по профилактике заболеваний обучающихся показывают, что совместная работа врача-педиатра и врача по гигиене детей и подростков медицинской организации может обеспечить формирование единой профилактической среды: формирование здорового образа жизни обу-

чающихся и широкомасштабные профилактические мероприятия в образовательной организации [2].

Для практической деятельности врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях были разработаны алгоритмы действий, основанные на апробированных методиках санитарно-эпидемиологической экспертизы и определения группы санитарно-эпидемиологического благополучия [3].

Разработанные алгоритмы включают обязательные действия врача по гигиене детей и подростков по актуализации действующей нормативной документации (технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов) и сбору информации об образовательной организации (изучение результатов производственного контроля, результатов лабораторно-инструмен-тальных исследований и испытаний, предписаний органов Роспотребнадзора по результатам проведенных надзорных мероприятий, иной документации, подтверждающей выполнение требований санитарных правил).

В рамках алгоритма контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям воспитания и обучения, после изуче-

АВГУСТ №0 (293) ЗНивО

ния и оценки достаточности представленной Ер документации, врачом по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской ^Ер помощи несовершеннолетним проводится са-^^ нитарно-эпидемиологическое обследование, ги-|= гиеническая оценка степени отклонений фактических данных от действующих правил и нормативов, классификация условий обучения ! р и воспитания по категориям (оптимально-до-^ пустимые, потенциально опасные, опасные) и определяется группа санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации.

1— По результатам проведенных оценок в адрес образовательной организации готовится отчет о соответствии, либо о не соответствии действующим санитарно-эпидемиологическим правилам, гигиеническим нормативам. При наличии нарушений отчет включает оценку степени отклонений показателей от действующих санитарных правил (потенциально опасные, опасные значения), предложения по проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и по срокам их выполнения с учетом приоритетности влияния на здоровье детей.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия детей и подростков невозможно без надежного уровня производственного контроля за соблюдением требований санитарных правил, выполнением санитарно-проти-воэпидемических (профилактических) мероприятий. Для оценки системы производственного контроля в образовательной организации, как одну из задач врача по гигиене детей и подростков отделения организации медицинской помощи несовершеннолетним, алгоритм деятельности предусматривает оценку выполнения предусмотренных санитарными правилами и иными нормативными документами са-нитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, включая контроль:

- за наличием официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью или электронных справочно-правовых систем при наличии договоров с организациями, предоставляющими услуги по организации функционирования справочно-правовой системы;

- соответствия номенклатуры, объема и периодичности лабораторных исследований и испытаний установленной группе санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации;

- организации медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей;

- за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

- ведения учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

- организации визуального контроля специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

- обеспечения достоверности проводимого производственного контроля;

- выполнения постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

По результатам оценки результатов производственного контроля, в случае выявления нарушений санитарных правил, гигиенических нормативов, врачом по гигиене детей и подростков проводится оценка полноты разработанных и выполняемых в образовательной организации мероприятий по устранению выявленных нарушений.

Лабораторно-инструментальные исследования, проводимые в образовательных организациях, являются объективным источником данных о санитарно-эпидемиологическом состоянии объекта. Вместе с тем недостоверные результаты испытаний (исследований) или их неверное толкование влекут за собой риск несвоевременного выявления действия вредных факторов на здоровье детей и подростков, возникновения очагов инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений). Для использования в деятельности врача по гигиене детей и подростков был разработан алгоритм оценки протоколов лабораторно-ин-струментальных испытаний (исследований), который может использоваться как самостоятельно, так и в рамках алгоритмов контроля за соблюдением санитарно-гигиенических требований к условиям воспитания и обучения и оценки производственного контроля в образовательных организациях. Источниками данных о проведенных лабораторно-инструментальных исследованиях (испытаниях) служат протоколы, полученные при проведении производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, надзорных мероприятий, осуществляемых Федеральной службой в сфере защиты прав потребителей и бла-

ЗНивО Август MfiQ (293)

гополучия человека, санитарно-эпидемиологического аудита.

Оценка достоверности проведенных лабо-раторно-инструментальных исследований (испытаний) включает проверку наличия у организации, проводившей испытания (исследования):

- действующего аттестата аккредитации;

- лицензий, в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

- области аккредитации испытательно-лабораторного центра, соответствующей выполняемым испытаниям (исследованиям);

- в области аккредитации объектов исследований, показателей и методик их определения в соответствии с принятыми в программе (плане) производственного контроля образовательной организации.

Осуществляется оценка соответствия указанных в протоколах методов/методик действующим и утвержденным в установленном порядке, а также дополнительной информации (при ее наличии), касающейся условий окружающей среды во время отбора образцов (проб), места проведения отбора образцов (проб), и иной информации, которая может повлиять на оценку результатов испытаний (исследований).

При выявлении нарушений по оформлению протоколов исследований, измерений, позволяющих усомниться в достоверности результатов, или которые могут повлиять на толкование результатов испытаний (исследований), врач по гигиене детей и подростков ставит в известность о выявленных фактах ответственное лицо за осуществление производственного контроля в образовательной организации. Готовит предложения в адрес образовательной организации о направлении дополнительных запросов в организации о предоставлении информации, расторжении договоров на проведение лаборатор-но-инструментальных исследований (измерений), предложения по перечню организаций, отвечающих указанным требованиям.

При выявлении несоответствия исследуемого показателя установленным гигиеническим нормативам, нормативам безопасности врач по гигиене детей и подростков ставит в известность о выявленных фактах ответственное лицо за осуществление производственного контроля в образовательной организации. Готовит в адрес образовательной организации предложения по проведению необходимых санитарно-проти-воэпидемических (профилактических) мероприятий, включая проведение повторных лабо-раторно-инструментальных испытаний (изме-

рений), при необходимости приостановку либо прекращение образовательной деятельности (в отдельных помещениях, учебных кабинетах, в целом по организации). В установленных случаях [6] представляет экстренные извещения в территориальный орган Роспотребнадзора, уполномоченный осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Использование разработанных алгоритмов позволяет организовать практическую деятельность врача по гигиене детей и подростков по обеспечению профилактики заболеваний обучающихся в образовательной организации. Своевременное выявление вредных факторов среды, адекватная оценка текущего уровня санитарно-эпидемиологического благополучия являются инструментом управления санитарно-эпидемиологическим благополучием детей и подростков, позволяющим своевременно планировать необходимые санитарно-противоэпи-демические (профилактические) мероприятия и определять первоочередность их реализации для снижения риска здоровью обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. и др. Медицинское обеспечение детей в образовательных учреждениях в Российской Федерации: проблемы и пути решения / В.Р. Кучма, А.Ю. Макарова, И.К. Рапопорт // Здравоохранение Российской Федерации. 2014. Т. 58. № 3. С. 4-10.

2. Кучма В.Р. и др. Научно-методические основы деятельности врача по гигиене детей и подростков детской поликлиники (отделения) / В.Р. Кучма, А.Г. Сухарев // Российский педиатрический журнал. 2013. № 2. С. 44-47.

3. Кучма В.Р. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся: Руководство. М.: ФГБНУ НЦЗД, 2014. 304 с.

4. Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05 ноября 2013 г. № 822н.

5. Об утверждении Порядка оказания педиатрической помощи: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. № 366н.

6. О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера: Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04 февраля 2016 г. № 11.

Контактная информация:

Молдованов Владимир Валерьевич, тел.: +7 (903) 625-64-47, e-mail: mvv7373@mail.ru Contact information:

Moldovanov Vladimir, phone: +7 (903) 625-64-47, e-mail: mvv7373@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.