Научная статья на тему 'Методические подходы к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз в образовательных организациях'

Методические подходы к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз в образовательных организациях Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY-ND
237
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / EDUCATIONAL ORGANIZATION / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELFARE / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL EXPERTISE

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Молдованов В.В.

Разработаны методические подходы к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз в образовательных организациях, позволяющие повысить эффективность профилактической работы в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Молдованов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical approaches to carrying out sanitary-epidemiological expertises in educational organizations

Methodological approaches to the sanitary and epidemiological expertise in educational institutions that improve the effectiveness of prevention efforts in the provision of sanitary and epidemiological welfare of the students.

Текст научной работы на тему «Методические подходы к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз в образовательных организациях»

АВГУСТ №8 (269)

53

УДК 613.955

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОВЕДЕНИЮ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

В.В. Молдованов

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве»,

г. Москва, Россия

Разработаны методические подходы к проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз в образовательных организациях, позволяющие повысить эффективность профилактической работы в системе обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическое благополучие, образовательная организация, санитарно-эпидемиологическая экспертиза.

V.V. Moldovanov □ METHODICAL APPROACHES TO CARRYING OUT SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL EXPERTISES IN EDUCATIONAL ORGANIZATIONS □

FBHE «Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow», Moscow, Russia.

Methodological approaches to the sanitary and epidemiological expertise in educational institutions that improve the effectiveness of prevention efforts in the provision of sanitary and epidemiological welfare of the students.

Key words: sanitary and epidemiological welfare; educational organization; sanitary and epidemiological expertise.

Санитарно-эпидемиологическая экспертиза является основной процедурой, проводимой в целях установления соответствия/несоответствия требованиям зданий, сооружений, помещений, оборудования, используемых для осуществления образовательной деятельности детей и подростков. Указанная процедура может проводиться в целях лицензирования, обеспечения контрольно-надзорных мероприятий, а также с целью определения уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных организаций [1].

Федеральным законом определено, что порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, т. е. Федеральной службой по надзору в сфере зашиты прав потребителей и благополучия человека [6]. В настоящее время существующий порядок, утвержденный Приказом Роспотребнадзора, дает только общие требования к организации проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и устанавливает основные ее элементы: проведение экспертизы представленных документов, проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний, обследование объекта [7].

С целью разработки методических подходов, позволяющих обеспечить унификацию, достоверность, объективность и полноту санитарно-эпидемиологических экспертиз в образовательных организациях был проведен анализ форм федерального и отраслевого статистического наблюдения [4, 5], внутренних отчетных форм ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» за 2005—2010 гг., а также действующих нормативных, методических, распорядительных документов Роспотребнадзора и международных принципов менеджмента качества [2, 8].

Определены основные элементы обеспечения полноты и достоверности экспертизы, в частности посредством нижеследующих мероприятий:

— проведения санитарно-эпидемиологического обследования;

— проведения лабораторно-инструменталь-ных исследований (испытаний);

— правильности выбора для проведения испытаний (исследований) контрольных точек;

— обеспечения достоверности проводимых испытаний (исследований);

— оценки дополнительной документации;

— оценки выполняемых индивидуальным предпринимателем (юридическим лицом) санитарно-противоэпидемических (про-

и

ЗНиСО АВГУСТ №8 (2И)

филактических) мероприятий и соблюдения санитарных правил как составной части осуществляемой им деятельности;

— профессионального обеспечения (компетентности);

— комплексного подхода.

Для каждого элемента были разработаны методические материалы, обеспечивающие унифицированность, достоверность и объективность экспертизы.

Для санитарно-эпидемиологического обследования разработаны перечни объектов обследования и табличные формы для регистрации его результатов, оптимизированные для заполнения протоколов экспертной оценки уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательной организации.

Установлены, в т. ч. с использование метода критических точек, места замеров или отборов проб, в отношении которых требуется проведение санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний) для установления их соответствия/несоответствия гигиеническим требованиям.

Для качественной экспертизы необходимы объективные данные, полученные в результате проведения лабораторно-инструментальных исследований (испытаний). С этой целью разработаны рекомендуемые номенклатура и объем исследований (испытаний); при этом в каждом конкретном случае экспертом может быть принято обоснованное решение об изменении номенклатуры и объема исследований (испытаний) как в сторону их сокращения, так и увеличения. Основанием для увеличения объема и номенклатуры исследований (испытаний) может служить наличие признаков риска идентификации вредного воздействия на обучающегося факторов образовательной среды. Основанием для сокращения объема и номенклатуры исследований (испытаний), наоборот, может служить отсутствие признаков риска идентификации вредного воздействия факторов образовательной среды, а также наличие протоколов исследований (испытаний), выполненных аккредитованными организациями с использованием метрологически аттестованного оборудования в критических точках по утвержденным методикам и методам

Определена дополнительная документация, используемая при проведении экспертизы и подтверждающая соответствие гигиеническим требованиям зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, используемых для осуществления образовательной деятельности. К таким документам могут относить-

ся: проектная документация, санитарно-эпидемиологическое заключение на условия осуществления медицинской деятельности, акты об исправности технологического оборудования, акты об исправности вентиляционных систем, свидетельства о государственной регистрации, сертификаты (декларации) соответствия, протоколы лабораторно-инструментальных исследований (испытаний) и т. п.

С целью профессионального обеспечения (компетентности) и комплексности проведения экспертиз установлены профессиональные требования, матрица полномочий специалистов с высшим и средним медицинским образованием, перечень дополнительно привлекаемых специалистов и условия их привлечения.

Также установлены требования к оформлению результатов экспертизы и формированию доказательной базы при оценке соответствия/несоответствия объекта экспертизы требованиям санитарных правил с учетом единой практики применения отдельных правил и норм.

Разработанные методические подходы реализованы в стандарте проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз образовательных организаций, утвержденном приказом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», и в качестве одного из инструментов системной гигиенической диагностики санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся, разработанной НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» [3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Кучма В.Р. и др. Уровень санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений и здоровье детей г. Москвы /

B.Р. Кучма, Е.И. Шубочкина, В.В. Молдованов,

C.Г. Сафонкина, Е.М. Ибрагимова // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 1. С. 11-22.

2. ГОСТ Р 51705.1-2001 «Системы качества. Управление качеством пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Общие требования».

3. Системная гигиеническая диагностика санитарно-эпидемиологического благополучия обучающихся / Под ред. В.Р. Кучмы. М.: ФГБНУ НЦЗД. 2014. 304 с.

4. Форма федерального статистического наблюдения № 9-14 «Сведения о санитарно-эпидемиологическом состоянии организаций для детей и подростков» (утверждена приказом Роспотребнадзора от 17.10.2014 № 1036).

5. Форма федерального статистического наблюдения № 18 «Сведения о санитарном состоянии

АВГУСТ №8 (269)

55

субъекта Российской Федерации» (утверждена Приказом Росстата от 16.10.2013 № 411).

6. Статья 42 ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

7. Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок».

8. Система менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда: [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://ecorussia.info/ ru/ecopedia/ecological_audit-ISO.

Контактная информация:

Молдованов Владимир Валерьевич, тел.: 8 (495) 616-64-59, e-mail: mvv7373@mail.ru

Contact information:

Moldovanov Vladimir, р^га: 8 (495) 616-64-59, e-mail: mvv7373@mail.ru

Знаменательные даты медицины АВГУСТ

1 августа

Родился Жан Батист Пьер Антуан Ламарк (1744— 1829 гг.) — французский естествоиспытатель, создатель эволюционной (лестничной) теории и основатель зоопсихологии, предшественник Чарльза Дарвина. Вместе с немецким естествоиспытателем Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом ввел термин «биология».

4 августа

Умер Фредерик Чепмен Роббинс (1916—2003 гг.) — американский вирусолог, создатель вакцины против полиомиелита, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине 1954 года «за открытие способности вируса полиомиелита расти в культурах различных тканей» (совместно с Джоном Эндерсом и Томасом Уэллером).

6 августа

Международный день «Врачи мира за мир» отмечается по решению Исполкома Международного движения «Врачи мира за предотвращение ядерной войны» в день бомбардировки Хиросимы и служит для напоминания об этой трагедии, о роли врачей в борьбе за мир и в предотвращении войны в целом.

Родился Александр Флеминг (1881—1955 гг.) — английский микробиолог, лауреат Нобелевской премии по медицине 1945 года. Открыл лизоцим, антибактериальный фермент, вырабатываемый человеческим организмом, и впервые выделил пенициллин из плесневых грибов РешсШшт notatum.

8 августа

Родился Уильям Бэтсон (1861—1926 гг.) — английский биолог, один из основателей генетики, давший ей имя в 1907 году.

125 лет со дня рождения Владимира Антоновича Пулькиса (1890—1970 гг.), российского гигиениста, организатора здравоохранения, члена-корреспондента АМН СССР, доктора медицинских наук, профессора Омского медицинского института, заслуженного деятеля науки. С 1922 г. В.А. Пулькис возглавлял санитарное дело в Сибирском крае, организовал сеть учреждений по борьбе с эпидемиями. Под его руководством были составлены комплексные разработки, положенные в основу планировки крупных городов Сибири.

12 августа

В 1949 году в Женеве подписаны международные Конвенции о защите жертв войны: об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях; об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушения, из состава вооруженных сил на море; об обращении с военнопленными; о защите гражданского населения во время войны.

Умер Эрнст Борис Чейн (1906—1979 гг.) — английский биохимик, который выделил в чистом виде пенициллин (открытый в 1928 г. Александром Флемингом) и установил его химическое строение.

13 августа

Родился Сальвадор Лурия (1912—1991 гг.) — американский биохимик, основоположник генетики микроорганизмов, лауреат нобелевской премии в 1969 году «за открытия, касающиеся механизма репликации и генетической структуры вирусов».

15 августа

Родился Элвин Еллинек (1890—1963 гг.) — американский психолог и физиолог, первым ставший изучать природу и причины алкоголизма. Еллинек доказал, что к алкоголикам надо относиться как к людям, пораженным тяжелой болезнью.

16 августа

Родился Авиценна (Абу Али ибн Сина, 980— 1037 гг.) — иранский философ, поэт, врач, музыкант (труды: «Книга исцеления», «Книга указаний и наставлений», «Книга знания»).

Умер Зельман Ваксман (1888—1973 гг.) — американский микробиолог, нобелевский лауреат 1952 года. Первым открыл ряд антибиотиков, а в 1944 году получил стрептомицин — первое эффективное средство для лечения туберкулеза, за что и был удостоен Нобелевской премии.

18 августа

Родилась Наталья Тарасенко (1911 г.) — русский гигиенист, выработавший требования радиационной безопасности, лауреат Ленинской премии СССР. Научно обосновала и сформулировала важнейшие гигиенические требования радиационной безопасности при работе с источниками ионизирующего излучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.