Научная статья на тему 'Санитарно-эпидемиологический аудит в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения'

Санитарно-эпидемиологический аудит в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
216
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ / SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL AUDIT / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛОВИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SAFETY CONDITIONS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафонкина Светлана Германовна, Иваненко А.В., Кучма В.Р.

Санитарно-эпидемиологический аудит обеспечивает права учащихся на безопасность условий образовательной деятельности для их жизни и здоровья, не ужесточая административного воздействия. Внедрение системы санитарно-эпидемиологического аудита − перспективное направление в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т. ч. детского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафонкина Светлана Германовна, Иваненко А.В., Кучма В.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL AUDIT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS: PROBLEMS AND SOLUTIONS

The implementation of sanitary and epidemiological auditing − a promising trend in the sanitaryepidemiological well-being of the population including children. Thus, it provides students rights on the safety conditions of educational activities for their life and health not tightening administrative action.

Текст научной работы на тему «Санитарно-эпидемиологический аудит в образовательных учреждениях: проблемы и пути решения»

Ш №6 (231)

11

САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

С.Г. Сафонкина1, А.В. Иваненко1, В.Р. Кучма2

SANITARY-EPIDEMIOLOGICAL AUDIT IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS:

PROBLEMS AND SOLUTIONS

S.G. Safonkirn, A.V. Ivanenko, V.R. Kuchma

'ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Роспотребнадзора, г. Москва, 2НИИ Гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН

Санитарно-эпидемиологический аудит обеспечивает права учащихся на безопасность условий образовательной деятельности для их жизни и здоровья, не ужесточая административного воздействия. Внедрение системы санитарно-эпидемиологического аудита - перспективное направление в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т. ч. детского.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологический аудит, образовательные учреждения, безопасность условий образовательной деятельности.

The implementation of sanitary and epidemiological auditing - a promising trend in the sanitary-epidemiological well-being of the population including children. Thus, it provides students' rights on the safety conditions of educational activities for their life and health not tightening administrative action.

Keywords: sanitary-epidemiological audit, educational institutions, safety conditions for educational activities.

В условиях рыночной экономики востребованной и необходимой процедурой становится аудит — независимая оценка деятельности в той или иной сфере. Уже сформировались и развиваются процедуры проведения аудита в банков-

ской и налоговой деятельности, экологической безопасности и др. В настоящее время сложи -лись все предпосылки к созданию аналогичной практики в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

12

ЗНиСО июнь № (231)

при выполнении различных видов работ, оказании услуг, производстве и реализации продукции, среди которых следует назвать:

1) Обязанности юридических лиц разрабатывать и проводить санитарно-противо-эпидемические (профилактические) мероприятия, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; определенные статьей 11 Федерального закона № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

2) Низкую эффективность производственного контроля, который не оправдывает свое назначение при значительных материальных затратах связанную с тем, что планируемые и проводимые лабораторные исследования не во всех случаях являются показательными и информативными.

3) Снижение частоты проведения контрольно-надзорных мероприятий и уменьшение числа документов, требующих согласования со стороны органов Роспотребнадзора, т. е. тех процедур, которые ранее позволяли обеспечить своевременную профилактику, обнаружение существующих нарушений требований санитарных правил и разработку соответствующих санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Анализ проведения контрольно-надзорных мероприятий в 2005—2010 гг. показал, что если в 2005 г. в Москве общее количество надзорных мероприятий в учреждениях для детей и подростков превышало 8 тыс., то в 2010 г. составило менее 2 тыс. Еще более значимо снижение доли учреждений, обследованных с использованием лабораторно-инструментальных методов исследований. Полноценная оценка факторов внутренней среды в образовательном учреждении проходит в настоящее время не чаще 1 раза в 4—5 лет.

Становится очевидным необходимость работы экспертных организаций, способных провести в интересах юридического лица необходимые санитарно-эпидемиологические исследования, оценки и экспертизы, оценить с позиций риска для здоровья существующие условия, разработать необходимые санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, то есть провести санитарно-эпидемиологический аудит.

Одной из приоритетных сфер его применения должна стать сфера образования, особенно при обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возрастов.

По своей сути санитарно-эпидемиологический аудит является одной из форм контроля за санитарно-эпидемиологической ситуацией. Основное отличие его от экспертного контроля заключается в том, что экспертный контроль, как правило, является разовым мероприятием и проводится, в основном, с целью подтверждения соответствия (несоответствия) осуществляемой юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем деятельности требованиям санитарного законодательства для получения последними санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии (несоответствии) санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологический аудит —

это долгосрочное и постоянное сопровождение —р хозяйствующего субъекта по обеспечению безо- ^ пасности для здоровья человека осуществляемой им деятельности, выполняемой работы, оказы- з= ваемой услуги. 1—

В ходе санитарно-эпидемиологического аудита оценивается деятельность хозяйствующих ^ субъектов в части обеспечения ими санитарно-эпидемиологического благополучия. Аудит име- ^ ет целью не только подтверждать соответствие ^^ оцениваемой деятельности санитарным прави- сэ лам, а, в первую очередь, направлен на содействие хозяйствующим субъектам в определении их стратегии в области обеспечения требований санитарного законодательства и формирование ^ приоритетов при проведении санитарно-про-тивоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарно-эпидемиологический аудит ^ следует проводить для подтверждения добросовестности осуществляемой деятельности, а — также для разработки необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) меро- 5? приятий с целью доведения объекта до полного = соответствия требованиям санитарных правил и ^ других нормативных документов.

Осуществление санитарно-эпидемиологического аудита целесообразно при подготовке объекта к проведению санитарно-эпидемиологической экспертизы (в т. ч. предлицензионной) для получения санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам. Санитарно-эпидемиологический аудит рекомендуется проводить перед плановыми мероприятиями по контролю для исключения возможности применения должностными лицами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, мер дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в случае выявления ими нарушений санитарного законодательства.

Кроме того, санитарно-эпидемиологический аудит возможен по инициативе и за счет средств страховой компании, для определения степени потенциальной опасности деятельности юридического лица при страховании санитарно-эпидемиологических рисков.

Отличие его от производственного контроля, несмотря на идентичный характер проведения, заключается в том, что проводится он не самими юридическими лицами, а независимой организацией. При производственном контроле оцениваются наиболее значимые показатели, а санитарно-эпидемиологический аудит носит комплексный и многоплановый характер.

Проводить санитарно-эпидемиологический аудит должна организация, аккредитованная в установленном порядке, на право проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок, которая объективно и беспристрастно констатирует степень соответствия (не соответствия) санитарным правилам осуществляемой деятельности, выполняемой работы, оказываемой услуги, а к проведению санитарно-эпидемиологического

июнь (231)

13

—Ф аудита должны привлекаться специалисты, имею-г| щие высшее медицинское образование по специальности «медико-профилактическое дело» и сертификат специалиста. 1— Основой санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных учреждениях являет-^ ся экспертиза по установлению соответствия (несоответствия) образовательной деятельно-^ сти техническим регламентам, государственным ^^ санитарно-эпидемиологическим правилам и сэ нормативам. Ее отдельные этапы включают: ^ 1) Визуальную оценку санитарно-техни-___ ческого состояния помещений, их санитарного содержания, соблюдения соответствующего дея-г^ тельности санитарно-противоэпидемического режима, качества дезинсекционных и дерати-зационных работ, а также проверку наличия и ^ своевременного пролонгирования необходимой документации (договоров на вывоз отходов, ути— лизацию ртутьсодержащих ламп, проведение профилактической дезинсекции и дератизации, сви-5? детельств о государственной регистрации и серти-= фикатов на реализуемую продукцию и пр.). сф Кроме оценки зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, оценивается и режим воспитания и обучения, изучение которого с позиций соответствия гигиеническим требованиям при проведении экспертной оценки не проводится, а при проведении надзорных мероприятий носит минимальный и явно недостаточный характер.

2) Выявление контрольных точек, в отношении которых требуется проведение санитарно-эпидемиологических исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок для установления их соответствия (несоответствия) требованиям технических регламентов, государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

3) Проведение лабораторно-инструментальных исследований, измерений, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок.

При разработке объемов и номенклатуры лабораторно-инструментальных исследований, проводимых в рамках санитарно-эпидемиологического аудита были учтены основные недостатки их проведения в образовательных учреждениях при надзорных мероприятиях и производственном контроле: отсутствие системности в их проведении; отсутствие зависимости их объема (частоты и номенклатуры) от уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательного учреждения; недостаточность с позиций доказательной медицины их номенклатуры, не позволяющая объективно оценить санитарно-эпидемиологическое состояние образовательного учреждения и, соответственно, степень риска для здоровья детей.

Так, данные анализа структуры проводимого лабораторно-инструментального контроля по г. Москве свидетельствуют, что увеличение объема исследований отмечается, в основном, по тем показателям, которые одновременно характеризуются снижением удельного веса неудовлетворительных проб: исследования санитарно-

эпидемиологического режима (снижение доли неудовлетворительных проб в многолетней динамике с 3,7 до 1,4 %), исследования пищевых продуктов и готовых блюд (количество проб, не отвечающих гигиеническим требованиям, уменьшается по санитарно-химическим показателям с 5,8 до 1,2 %, по микробиологическим — с 5,5 до 3,6 %, по калорийности — с 12,1 до 8,0 %, по вложению витамина — с 28,0 до 8,1 %).

Вместе с тем, по показателям, характеризующим качество питьевой воды, освещенность, микроклимат, шум, соответствие мебели ростовым показателям детей, по которым количество неудовлетворительных проб не только сохраняется на высоких цифрах в течение всех лет наблюдения, но и имеет по некоторым показателям достоверную тенденцию к увеличению, количество исследований или не увеличивается или снижается.

Разработанные нами для процедуры санитарно-эпидемиологического аудита комплексы исследований, учитывают всю необходимую номенклатуру и объемы исследований отдельно для каждого уровня санитарно-эпидемиологического благополучия образовательного учреждения.

Так, при I уровне санитарно-эпидемиологического благополучия (СЭБ) общеобразовательного учреждения, когда имеет место соответствие всех изучаемых показателей и результатов исследования санитарно-гигиеническим нормативам и правилам, при проведении санитарно-эпидемиологического аудита отслеживается базовый перечень (объем и частота) лабораторно-инструментальных исследований.

В учреждениях II уровня (СЭБ) объем лабораторных исследований увеличивается по тем видам исследований, для которых установлена связь с соответствующими нарушениями требований санитарных правил, выявляемых при помощи визуального осмотра.

III уровень санитарно-эпидемиологического благополучия образовательных учреждений предполагает обнаружение нарушений соответствующих требований по самим лабораторно-инструментальным показателям (превышение ПДК, ПДУ), а также регистрацию групповых инфекционных заболеваний, пищевых отравлений.

Увеличение объема лабораторных исследований при III уровне санитарно-эпидемиологического благополучия общеобразовательного учреждения связано с повышением кратности тех лабораторных исследований, по которым ранее были выявлены нарушения. Кроме того, отдельный блок исследований необходим для учреждений, в которых регистрировались групповые инфекционные заболевания, пищевые отравления.

Для учреждений всех уровней санитарно-эпидемиологического благополучия разработаны номенклатура и объем исследований, необходимых для подтверждения безопасности факторов внутренней среды образовательного учреждения после проведения ремонтных и пуско-наладочных работ.

Обязательным этапом санитарно-эпидемиологического аудита должна стать санитарно-эпидемиологическая оценка вредного воздействия на учащихся факторов среды обитания,

14

ЗНиСО июнь №6 (231)

определение степени этого воздействия и прогнозирование санитарно-эпидемиологического благополучия.

В рамках этого этапа не только дается прогноз состояния здоровья учащихся, но и оценка эффективности проводимых учреждением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предлагается комплекс мер по обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки в учреждении.

Внедрениесистемысанитарно-эпидемиологи-ческого аудита следует считать перспективным направлением в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в т. ч. детского. Актуально это с тех позиций, что, не усиливая административного воздействия, обеспечиваются, в первую очередь, права учащихся на безопасность для их жизни и здоровья условий образовательной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Филатов Н.Н., Иваненко А.В., Хизгияев В.И. и др. О санитарно-эпидемиологическом аудите //Материалы научно-практической конференции «Организация контроля за проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Москва, 2004.

2. Иваненко А.В., Хизгияев В.И., Момот Ю.Н., Са-фонкина С.Г. К вопросу об организации проведения санитарно-эпидемиологического аудита //Здоровье населения и среда обитания. 2005. № 9.

Контактная информация:

Сафонкина Светлана Германовна, тел.: 8 (495) 616-41-01, e-mail: safonkina@mail.ru

Contact information: Saton^^ Svetlana, phone: 8 (495) 6164101, e-mail: safonkina@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.