Научная статья на тему 'Научно-практическая конференция школьников, как форма подведения итогов исследовательской и проектной деятельности по социально-гуманитарным наукам'

Научно-практическая конференция школьников, как форма подведения итогов исследовательской и проектной деятельности по социально-гуманитарным наукам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
285
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / ИССЛЕДОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / THEORETICAL AND PRACTICAL CONFERENCE / INDIVIDUAL PROJECT / RESEARCH / HUMANITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леталин Владимир Николаевич

Статья посвящена изложению основополагающих принципов Научно-практической конференции «Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему» социально-гуманитарных исследований и проектов учащихся ГБОУ «Школа № 1535» г. Москвы: ее тематике, целям и задачам. Приводятся примеры наиболее интересных работ, участвовавших в конкурсе в предыдущие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School theoretical and practical conference as a form of summing-up the research and project work in Humanities

The paper summarizes the basic principles of the Moscow School 1535 theoretical and practical conference” Retrospective and perspective review: from the past to the future” in Humanities -its subjects, aims and tasks. Examples of the most interesting works from the conference are given.

Текст научной работы на тему «Научно-практическая конференция школьников, как форма подведения итогов исследовательской и проектной деятельности по социально-гуманитарным наукам»

Научно-практическая конференция школьников как форма подведения итогов исследовательской и проектной деятельности по социально-гуманитарным наукам

Леталин Владимир Николаевич

Научно-практическая конференция школьников как форма подведения итогов исследовательской и проектной деятельности по социально-гуманитарным наукам

School theoretical and practical conference as a form of summing-up the research and project work in Humanities

Аннотация. Статья посвящена изложению основополагающих принципов Научно-практической конференции «Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему» социально-гуманитарных исследований и проектов учащихся ГБОУ «Школа № 1535» г. Москвы: ее тематике, целям и задачам. Приводятся примеры наиболее интересных работ, участвовавших в конкурсе в предыдущие годы.

Ключевые слова: научно-практическая конференция, индивидуальный проект, исследование, социально-гуманитарные науки.

Abstract. The paper summarizes the basic principles of the Moscow School 1535 theoretical and practical conference" Retrospective and perspective review: from the past to the future" in Humanities -its subjects, aims and tasks. Examples of the most interesting works from the conference are given.

Key words: theoretical and practical conference, individual project, research, Humanities.

Для того чтобы система исследовательской и проектной работы была полностью воплощена, необходимо, чтобы все ее элементы функционировали и дополняли друг друга. В нашем учебном заведении учащиеся 7-8 классов знакомятся с азами проектной деятельности как на текущих уроках, так и более системно через метапредметный курс, где отдельным блоком представлена данная деятельность. В 9-х классах она сосредоточена в работе по составлению учебных мини-проектов по различным предметам. В соответствии с ФГОС в старшей школе введен отдельный, обязательный для всех предмет «Индивидуальная проектная деятельность», который преподается в 10 классах, 2 часа в неделю.

Леталин

Владимир Николаевич,

учитель обществознания ГБОУ «Школа № 1535», куратор по связям с НИУ ВШЭ, член оргкомитета по проведению Научно-практической конференции e-mail: letalin@ liceum1535.ru

Vladimir N.

Letalin,

social science teacher in Moscow School 1535, curator of the cooperation with National Research University Higher School of Economics, member of the organizing committee of the theoretical and practical conference

Индивидуальный проект в старшей школе

Но для завершения системы необходимо дать возможность лучшим авторам выйти за пределы школы: их проекты должны быть представлены в честной конкурентной борьбе на внешних конкурсах и конференциях. Таким конкурсом является городской конкурс проектных и исследовательских работ, но поскольку хороших работ у нас достаточно много, все они не могут быть на нем представлены. Существует множество других подобных конкурсов, однако, не умаляя их достоинств, следует обратить внимание, что не все они соответствуют задачам, представленным для оценки качества работ школьников. Многие превратились в фестивали работ детей, где главное -участие, а качество работ не столь важно, в других конференциях уровень жюри не является прозрачным, на третьих наши работы не могут быть представлены, так как не соответствуют тематике конференции.

Поэтому благодаря нашим возможностям и желаниям возникли открытые конференции по ряду направлений: по биологии и медицине (11 лет назад), психологии (пять лет назад), в этом году начинает свою работу конкурс проектов и исследований на иностранных языках «Lmgva+».

Анализ ретроспективы (обращение к прошлому) и перспективы (обращение к будущему) - важнейшая и принципиальная форма отношения к истории, современности, будущему, к их проблемам, явлениям и событиям в самых разных областях жизни общества (политической, социальной, экономической, духовной). Поэтому решено было создать конференцию по социально-гуманитарным исследованиям и проектам. Данный подход положен в основу организации и проведения ежегодной открытой Научно-практической конференции (далее НПК) «Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему» социально-гуманитарных исследований и проектов учащихся ГБОУ «Школа № 1535». Конференция с момента возникновения имела открытый характер, к участию приглашались школьники из московских школ и других регионов.

Каждый год конференция, оставаясь верной основным принципам, меняет тематику: «1914-2014 гг. Шаг длинною в век...» (2014 год), «1945 год - узловой момент для истории и современности» (2015 год), «Глобальные угрозы и вызовы современности: вчера и сегодня» (2016 год), «Революции и реформы. Выбор общества: вчера и сегодня» (2017 год), «Проблемы формирования и развития гражданского общества: вчера и сегодня» (2018 год). Но с 2019 года оргкомитет конференции решил отказаться от назначенной тематики конференции, чтобы сделать ее более доступной и не ограничивать участие какими-либо рамками. С 2018 года конференция стала проводиться совместно с НИУ ВШЭ.

Участниками НПК «Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему» могут стать учащиеся 7-11 классов средних

Леталин Владимир Николаевич

общеобразовательных учебных заведений города Москвы, Московской области и других регионов, своевременно подготовившие проектные или исследовательские работы в соответствии с тематическими направлениями НПК. Работы могут быть выполнены учащимися как индивидуально, так и коллективно (2 или 3 соавтора). Исследования и проекты могут иметь метапредметный характер, затрагивать проблематику различных социально-гуманитарных наук. Защита проходит в отдельных секциях: «история», «социология», «право», «политология», «экономика», «филология и лингвистика», «социальная психология», «культурология, искусствоведение».

Целью проведения НПК «Ретроспектива и перспектива: от прошлого к будущему» является содействие развитию интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к проектной и исследовательской деятельности в социально-гуманитарной сфере.

Исходя из обозначенной цели, организаторы НПК ставят перед собой следующие задачи:

• развитие понимания взаимосвязи проблем прошлого и современности;

• повышение интереса учащихся к социально-гуманитарной, естественнонаучной проблематике, дизайну и мультимедиа;

• повышение социальной активности учащихся, воспитание гражданской позиции путем создания социальных проектов и поиска способов их реализации;

• выявление и поддержка интеллектуально одаренных и талантливых учащихся;

• создание коммуникативных связей между различными образовательными учреждениями науки, культуры, общего, высшего и дополнительного образования, их представителями.

Организационный комитет определил формат работ, представленных на конференции. Научно-исследовательская работа представляет собой самостоятельно проведенное исследование обучающегося, раскрывающее его знания и умение их применять для решения конкретных практических задач. Научно-исследовательская работа должна носить логически завершенный характер и демонстрировать способность обучающегося грамотно пользоваться специальной терминологией, ясно излагать свои мысли, аргументировать предложения.

Задачами научно-исследовательской работы являются:

- развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности и их применение к решению актуальных практических задач;

- проведение анализа существующих в отечественной и зарубежной науке теоретических подходов, входящих в сферу выполняемого исследования;

Индивидуальный проект в старшей школе

- проведение самостоятельного исследования по выбранной проблематике;

- демонстрация умений систематизировать и анализировать полученные в ходе исследования данные.

Социальный проект - это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения, реализация которой будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном социуме. Это один из способов участия в общественной жизни путем практического решения насущных социальных проблем.

Социальная проблема - это обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность, и которое оно намеревается преодолеть.

При постановке социальной проблемы участником разъясняются:

- актуальность и новизна;

- масштабы проблемы;

- аналитическое осмысление;

- сферы применения;

- функциональное назначение.

Все работы обязательно проходят через антиплагиат, и к очному туру автоматически не допускаются те работы, в которых менее 60% авторского текста. При устной защите (7 минут) члены жюри обращают внимание на:

- соответствие цели и задач теме работы;

- адекватность выбранных методов исследования;

- связь темы исследования с учебным материалом (с содержанием работы);

- владение необходимыми понятиями для изложения выбранной темы на теоретическом уровне;

- наличие практической (экспериментальной) части работы;

- логику построения выступления;

- наличие промежуточных выводов и выводов в целом по работе;

- полноту ответов на вопросы, умение вести дискуссию;

- качество мультимедийной презентации.

Жюри имеет право награждать участников НПК поощрительными призами и специальными дипломами. Состав жюри формируется и утверждается Оргкомитетом из работников общеобразовательных организаций и организаций высшего образования, представителей органов государственной власти и местного самоуправления. Заседания жюри проходят в рамках секций, где участникам НПК предоставляется возможность проведения публичной защиты своих работ. Листы экспертного оценивания жюри являются открытыми.

Леталин Владимир Николаевич

Если в 2014 году в работе конференции принимали участие 16 работ по истории, социологии, праву и политологии, а также 10 работ на иностранном языке, то в 2018 году на заочный этап было прислано 134 работы. В очном туре приняли участие 97 работ из 49 школ Москвы, Московской области (Дмитров, Одинцово, Подольск, Реутов, Барвиха), Красноярска, Брянска, Мурманска, Тольятти, Волгограда, Череповца, Чебоксар.

В секции «Социальная психология» основные проблемы, анализируемые участниками, связаны с сложностями, с которыми сталкиваются подростки в современном обществе: адаптация в новой социальной среде, влияние компьютерных игр, проблема самопознания, отношение к сверстникам с альтернативной внешностью и другие.

В секции «Политика и право» особое внимание уделялось вопросам, связанным с формированием гражданского общества и ролью молодежи в данном процессе. Была проанализирована роль муниципалитета как площадки местного самоуправления для формирования институтов гражданского общества, особенности формирования гражданской позиции старшеклассников с конкретными рекомендациями по данной проблеме, правовая грамотность и правовая культура подростков.

Секция «Филология и лингвистика» продемонстрировала нестандартность подходов при решении поставленных целей. Среди представленных проблем можно выделить: особенности перевода антропонимов в детской литературе, адаптация русских народных сказок для иностранцев, изучающих русский язык, многообразие интерпретаций литературного произведения, игра смыслов образа Черного человека с оригинальным мультимедийным решением и другие нестандартные работы.

Секция работ на иностранном языке отличались многообразием тем в рамках изучения гражданского общества: анализ политических институтов в США, Британии и Франции, решение экологических и культурно-нравственных проблем, проблема толерантности в московском метро и многие другие.

Работа секции «Социология» интересна своим разнообразием проектов и исследований. Удивил членов жюри проект семиклассников из школы № 1409, который ребята довели до завершения (и будут его совершенствовать), заставивший местные власти обратить внимание на сбор отходов от выгула собак. Были прекрасные работы по волонтерской деятельности с конечными результатами, освещались проблемы организации городского пространства для удобства жизни людей.

В секции «Экономика» в этом году явно в лидерах оказались не исследования, а проекты, которые были реализованы самими участниками конференции. Опыт создания своего бизнеса в форме зоомагазина, взгляд на организацию детского кафе, выгоды и просчеты в организации фермерских хозяйств

Индивидуальный проект в старшей школе

(проекты школьников из Брянска), проект «Семейный бюджет», модернизация школьной библиотеки, создание сервиса переводов «Формула перевода» (школьники Москвы) - все они отличались нестандартностью подходов в решении и реализации проектов.

Секция «История» радовала своим разнообразием и качеством, как проектов, так и исследовательских работ. Любопытный проект в форме исторической игры «Аэродром в Измайлове 40-50-е годы», «Крылья Победы» об авиации ленд-лиза. Глубиной и умением работать с историческими источниками отличались исследовательские работы.

6 апреля 2020 года состоится шестая конференция.

Заявка подается в электронном виде на сайте ГБОУ «Школа № 1535»: http//lyc1535.mskobr.ra (олимпиады и турниры)

Контакты:

Электронная почта: sova_conference@liceum1535.ru

Телефоны:

(499) 245-53-88 Наталья Юрьевна Черевен-Водали,

(916) 523-66-18 Владимир Николаевич Леталин (член оргкомитета, куратор проведения конференции).

Адрес проведения: Москва, улица Усачева, д. 50 (метро «Спортивная»). СТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.