Научная статья на тему 'Методические рекомендации по проведению городской научно-практической конференции учащихся на базе общеобразовательной школы'

Методические рекомендации по проведению городской научно-практической конференции учащихся на базе общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1379
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ирина Владимировна, Саблина Нина Борисовна

Цель данных методических рекомендаций – оказать содействие педагогам-организаторам, завучам школ в проведении городского мероприятия, в частности научно-практической конференции учащихся на базе общеобразовательной школы или учреждения дополнительного образования. Основу для разработки данных рекомендаций составил практический опыт проведения школьных коллективных творческих мероприятий, научно-практических конференций малой академии наук, городской научно-практической конференции «В науку первый шаг», городской конкурсной программы, посвященной юбилеям вологодских писателей В.И. Белова и О.А. Фокиной, которая была организована школой по согласованию с Управлением образования Администрации города Вологды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические рекомендации по проведению городской научно-практической конференции учащихся на базе общеобразовательной школы»

Кузнецова Ирина Владимировна, Саблина Нина Борисовна

Методические рекомендации по проведению городской научно-практической конференции учащихся на базе общеобразовательной школы*

Цель данных методических рекомендаций - оказать содействие педагогам-организаторам, завучам школ в проведении городского мероприятия, в частности научно-практической конференции учащихся на базе общеобразовательной школы или учреждения дополнительного образования. Основу для разработки данных рекомендаций составил практический опыт проведения школьных коллективных творческих мероприятий, научно-практических конференций малой академии наук, городской научно-практической конференции «В науку первый шаг», городской конкурсной программы, посвященной юбилеям вологодских писателей В.И. Белова и О.А. Фокиной, которая была организована школой по согласованию с Управлением образования Администрации города Вологды.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года указано, что структурообразующим принципом при построении основной школы на основе множественности видов деятельности ребенка является формирование у него проектной деятельности как ведущей. В Концепции профильного обучения отмечено, что одним из доминирующих видов деятельности в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения является исследовательская деятельность. В новом варианте базисного учебного плана старшего звена школы наряду с элективными курсами предусмотрена проектная и исследовательская деятельность учащихся. Следует отметить также, что высшие учебные заведения принимают во внимание творческие портфолио абитуриентов, результаты их участия в научно-практических конференция.

Научно-практическая конференция - это одна из наиболее эффективных, востребованных в современных условиях форм организации деятельности учащихся в учебном заведении любого статуса, используемая в системе как основного, так и дополнительного образования. Энциклопедический словарь дает следующее значение слова «конференция» - «собрание, совещание представителей каких-либо организаций, групп, государств, а также отдельных лиц, ученых для обсуждения

Кузнецова

Ирина Владимировна,

заместитель директора по воспитательной работе

Саблина

Нина Борисовна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 16 г. Вологды

Текст публикуется в сокращенном варианте.

(часто теоретического) определенных вопросов». В условиях общего образования - это мероприятие, завершающее большую продолжительную совместную работу ученика и педагога, выполненную в рамках избранной ими темы, подразумевающую теоретическую и практическую части. Научно-практическая конференция учащихся - это представление и защита итогового проекта, оформленного в соответствии с требованиями, предусмотренными Положением о конференции. Следует сказать, что оформление работы, стиль изложения материала диктуются спецификой мероприятия: представляемый проект имеет структуру и язык научного исследования, защита исследования выполняется непосредственно автором - учащимся, демонстрирующим свободное владение понятийным аппаратом, содержанием, умением излагать текст, подготовленный к конференции, отвечать на вопросы жюри.

В образовательной практике научно-практическая конференция известнадостаточно давно. Учреждения-организаторы-чаще всего это центры дополнительного образования - предлагают как очные, так и заочные, как традиционные, проводимые из года в год, так и тематические, приуроченные к конкретным событиям, конференции. Как правило, ученические научно-практические конференции имеют широкую тематику, объединяют несколько секций: гуманитарную, естественно-математическую, историко-краеведческую. Целесообразно говорить об определенной структуре традиционных конференций: они проводятся поэтапно, на каждый следующий этап выходят победители предыдущего. Например, историко-краеведческая научно-практическая конференция «Мир через культуру» проходит на уровне школы, города, области, лучшие работы в составе команды области представляются учащимися науровне региона, России.

Возраст участников детских научно-практических конференций за последние пять лет изменился. Если прежде традиционно к участию приглашались старшеклассники - ученики 8-11-х классов, то в настоящее время и для учащихся 7-х классов открывается городская конференция «Первый шаг в науку» с тематическими секциями нескольких образовательных направлений. Практически во всех учебных заведениях функционируют научные общества, где занимаются учащиеся с 5-го класса, представляя собственные первые открытия на конкурсах и конференциях. Как правило, на такие мероприятия приглашаются и ученик, и педагог - научный руководитель.

Для школьника участие в научно-практической конференции - это возможность:

• заявить о своей работе, своем интересе, мнении;

• найти единомышленников, занимающихся той же или похожими темами;

• приобрести опыт грамотного оформления выполненного

Кузнецова Ирина Владимировна, Саблина Нина Борисовна

исследования, публичного выступления - представления работы;

продемонстрировать собственные знания, умения; научиться слышать, понимать выступления других; получить отзыв, признание за пределами школы; стать увереннее;

пополнить собственное портфолио. Для педагога это возможность:

• приобрести опыт руководителя исследовательской деятельности ученика, подготовив его к научно-практической конференции;

• увидеть недочеты и достоинства в работе ученика во время конференции;

• найти единомышленников;

• пополнить собственное портфолио. Недочетами конференции могут стать:

• незначительное для ученика поощрение за сложную работу, требующую больше усилий, чем обычная учебная деятельность (для большего числа участников - сертификат участника);

• непонимание участником системы оценки представленного проекта, вопросов жюри;

• неумение ученика свободно ориентироваться в содержании работы, не зависеть от заученного текста доклада, работать в незнакомой аудитории, выступать без поддержки руководителя (защита работы - это самостоятельная деятельность ученика);

• отсутствие педагога-руководителя на конференции (занятость на основной работе);

• отсутствие заблаговременной заявки на требуемое для презентации оборудование, условия.

Методические рекомендации по проведению городской научно-практической конференции адресованы руководителям учебных заведений, заместителям руководителей, курирующим организацию научно-исследовательской деятельности учащихся, педагогам-руководителям исследовательских проектов, тем изучителей, кому интересно это направление работы.

Цель составления данных методических рекомендаций -оказать содействие педагогам-организаторам, завучам школы в проведении городских мероприятий, в частности научно-практической конференции учащихся, на базе одной общеобразовательной школы.

В качестве ожидаемых результатов рассматриваем:

• участие в городской конференции учеников 6-9-х классов;

• выявление группы талантливых, активных, интеллектуально развитых учащихся, сделавших первые шаги на пути воплощения в жизнь своих целей;

• определение тем, интересующих детей и руководителей;

• дальнейшее сотрудничество школ;

• выпуск диска с версиями работ, представленных на конференцию (для каждой школы-участницы);

• выпуск альманаха с лучшими работами конференции;

• формирование творческих контактов «член жюри-специалист - автор-ученик»;

• пропаганда исследовательской деятельности учащихся, научно-практической конференции как формы работы. Новизна предлагаемого проекта заключается в том, что

• городское по масштабам мероприятие планирует и проводит общеобразовательная школа на основе имеющегося опыта организации конференций, сотрудничества с образовательными учреждениями города, областными центрами образования, культуры, искусства; награждает всех участников: учеников, педагогов, школы;

• в качестве участников пригласили учеников 6-9-х классов, предусмотрев оценку работ отдельно для шести- и семиклассников, так как они в большинстве своем не имеют опыта подобной деятельности, действительно делают первые шаги в науку.

Проведение городского мероприятия на базе одной школы - это всегда большая работа, в которой участвует практически весь коллектив: учащиеся, педагоги, технический персонал.

Обязательное условие - форма, содержание мероприятия должны органично вписываться в общую систему работы учебного заведения. На уровне школы это хорошо отработано. Направления, число секций научно-практической конференции формируются с учетом возможностей школы.

Технология организации городской научно-практической конференции (НПК) на базе общеобразовательной школы

Этапы организации Ответственные Сроки

Подготовительный

Разработка Положения о НПК. В Положении формулируются цели, задачи, условия проведения конференции, требования к оформлению работ, приводится образец заявки, указываются сроки ее подачи, продолжительность устного выступления, вариант награждения по результатам деятельности Творческая группа (педагоги, администрация) За год до начала конференции

Составление сметы НПК. Определение ресурсов Администрация школы

Согласование с городскими органами Управления образованием. Внесение НПК в план мероприятий на будущий учебный год Директор школы

Этап реализации

Информирование образовательных учреждений города о проведении НПК. Рассылка Положения о конференции Секретарь школы (электронная почта) За 6 месяцев до начала работы конференции

I Кузнецова Ирина Владимировна, Саблина Нина Борисовна

Сбор заявок от образовательных учреждений об участии в НПК в сроки согласно Положению (по электронной почте, факсу, в письменном виде) Администрация школы В течение 4-х месяцев до начала работы конференции

Формирование состава жюри для каждой секции. В составе жюри могут быть: два специалиста в соответствующей области знаний, методист центра повышения квалификации по соответствующему образовательному предмету или образовательной области, представитель школы-организатора, сторонний наблюдатель (педагог-ветеран) Администрация школы, творческая группа

Разработка технологии оценки научно-исследовательских работ (критерии оценки, рабочие листы членов жюри, протоколы по секциям) Творческая группа

Сбор научно-исследовательских работ участников НПК Творческая группа За месяц до начала работы конференции

Распределение участников конференции по направлениям и секциям Творческая группа

Составление расписания проведения НПК на базе школы Администрация школы

Информирование заявленных образовательных учреждений города о датах и времени проведения НПК Секретарь школы (электронная почта)

Подготовка материально-технического оснащения НПК (кабинеты, компьютерное и мультимедийное оборудование) Творческая группа За 3-4 дня до начала работы конференции

Проведение НПК. Участники и члены жюри НПК прибывают в школу, на базе которой проводится мероприятие, к определенному времени. Согласно своему направлению, по расписанию участвуют в работе секций в качестве слушателей, докладчиков, членов жюри. Очередность выступающих устанавливается по срокам подачи заявок. По окончании всех выступлений работает жюри (по секциям), подводя итоги НПК. Собираются протоколы жюри. (Возможна организация чайной паузы для членов жюри и участников конференции) Администрация школы, творческая группа В день работы конференции

Итоговый

Сбор информации по секциям и направлениям. Подведение итогов НПК (определение числа школьников-участников конференции, руководителей-педагогов, школ города, призеров среди участников) Творческая группа В течение пяти дней после окончания работы конференции

Определение времени и места награждения всех участников НПК Администрация школы

Информирование образовательных учреждений города и Управления образованием об итогах НПК, дате и времени награждения участников Секретарь школы (электронная почта)

Подготовка и проведение церемонии награждения участников НПК (подготовка дипломов, грамот, призов участникам, руководителям, школам; проведение концерта и вручение наград) Творческая группа, заместитель директора по воспитательной работе В течение месяца после окончания работы конференции

Аналитический

Творческая группа выясняет мнение участников и членов жюри об актуальности, теоретическом уровне работ и качестве организации мероприятия Творческая группа В течение десяти дней после окончания работы конференции

Проведение круглого стола с участием администрации школы и творческой группы Администрация школы

Сложности могут возникнуть: с соблюдением процедуры защиты работ; в связи с несвоевременным представлением работ, наличием только одного экземпляра работы; отсутствием бюджетного финансирования, необходимостью привлечения спонсорских средств; в том случае, если возраст участников не соответствует оговоренному в Положении;

с привлечением школ города к участию в конференции. Ш

Список литературы

6.

Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. - М.: Педагогика, 1982. Ивочкина Т.И., Ливерц И.В. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся // Народное образование. - 2000. - № 3.

Исследовательские работы школьников по экологии. Сост. и ред. д.пед.н., проф. Л.А. Коробейникова. - Вологда, 2004.

Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии // Народное образование. - 1999. - № 10.

Лушников И.Д. Технология развития индивидуальных творческих способностей учащихся: Научно-методическое пособие. - Вологда, 2005.

Манаков Н.А., Наумова О.Ю. Ваш первый научный проект: Метод, рекомендации. - Оренбург, 2006. Обухов А. С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование. -1999. - № 10.

ХаритоновН.П. Школьныеисследованиявлетнийпериод// Народное образование. - 2001. - № 3.

Ярославцева М.Ю. Курс научно-исследовательской деятельности учащихся. - Ижевск, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.