Научная статья на тему 'Воспитательный потенциал исследовательского направления городской комплексной краеведческой программы патриотической направленности "Наследники великого города"'

Воспитательный потенциал исследовательского направления городской комплексной краеведческой программы патриотической направленности "Наследники великого города" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
110
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / КРАЕВЕДЕНИЕ / КОНФЕРЕНЦИЯ / ОЛИМПИАДА / ГБНОУ "СПБ ГДТЮ" / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ УЧЕНИЧЕСКАЯ РАБОТА / ПУБЛИЧНАЯ ЗАЩИТА / EDUCATION / HISTORY / CONFERENCE / OLYMPIAD / GBNO "ST. PETERSBURG CITY PALACE OF YOUTH CREATIVITY" / THE RESEARCH STUDENT''S WORK / PUBLIC DEFENSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева И. Г.

Статья посвящена городским историко-краеведческим конференциям, конкурсам и олимпиаде, проводимыми Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных. Автором рассматривается воспитательный потенциал данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational potential of the research directions of the municipal comprehensive regional programs of a Patriotic orientation "Heirs of the great city"

The article is devoted to the city historical and local lore conferences, contests and Olympiads held by St. Petersburg city Palace of youth creativity. The author explores the educational potential of this direction.

Текст научной работы на тему «Воспитательный потенциал исследовательского направления городской комплексной краеведческой программы патриотической направленности "Наследники великого города"»

ненты. Сложившаяся за годы работы концепция работы общества способствует, с одной стороны, накоплению и обобщению знаний о биологическом разнообразии региона, выявлению и сохранению редких и уязвимых видов животных. С другой стороны, катализирует развитие личности и помогает формированию экологического мировоззрения и активной жизненной позиции, что особенно значимо для студентов как будущих профессионалов (биологов, учителей биологии), неравнодушных к проблемам родного края.

Примечания

1. Природа Вологодской области. Вологда : Изд. дом Вологжанин, 2007. 434 с.; Белова Ю. Н., Долганова М. Н., Колесова Н. С., Шабунов А. А., Филоненко И. В. Разнообразие насекомых Вологодской области. Вологда : Центр оперативной полиграфии «Коперник», 2008. 368 с.; Сохранение биоразнообразия природных комплексов водосбора Онежского озера на территории Вологодской области. Вологда : Вологод. гос. пед. ун-т, 2008. 265 с.; Белова Ю. Н. Фауна и население жужелиц (Coleoptera, Carabidae) лесных экосистем на территории Вологодской области. Вологда : Изд-во ВоГУ, 2014. 123 с.

2. Красная книга Вологодской области. Т. 3. Животные. Вологда, 2010. 215 с.

3. Охраняемые насекомые «Русского Севера». Вологда : Вологжанин, 2012. 40 с.; Жесткокрылые «Русского Севера»: [определитель семейств жуков, обитающих на территории Национального парка]. Вологда : Вологжанин, 2014. 44 с.

УДК 371.388.6; 908; 351.858

И. Г. Васильева

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКОГО ГОРОДА»

Статья посвящена городским историко-краеведческим конференциям, конкурсам и олимпиаде, проводимыми Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных. Автором рассматривается воспитательный потенциал данного направления.

The article is devoted to the city historical and local lore conferences, contests and Olympiads held by St. Petersburg city Palace of youth creativity. The author explores the educational potential of this direction.

Ключевые слова: воспитание, краеведение, конференция, олимпиада, ГБНОУ «СПБ ГДТЮ», исследовательская ученическая работа, публичная защита.

Keywords: Education, history, conference, Olympiad, GBNO "St. PETERSBURG city Palace of youth creativity", the research student's work, a public defense.

Согласно Стратегии развития образования в Российской Федерации на период до 2025 года «приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1]. Данная задача выполняется в значительной степени в рамках городской краеведческой программы патриотической направленности «Наследники великого города».

Программа «Наследники великого города» реализуется Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных на протяжении 25 лет. В неё входит целый ряд подпрограмм, и одной из наиболее важных, на наш взгляд, является исследовательская. Учащимся предлагается целый спектр конкурсов и конференций, имеющих различную тематическую и возрастную градацию, что позволяет удовлетворить потребности учащихся Петербурга разных возрастов и широкого круга интересов.

Спектр тематических конференций велик. Это и военно-историческая конференция «Война. Блокада. Ленинград», и конференция, призванная пропагандировать и воспитывать толерантное отношение ко всем национальностям и религиям нашего города -«Многонациональный Петербург» и «Святыни Петербурга». Популярностью пользуется конкурс, проводимый совместно с Русским географическим обществом, «Географы и путешественники Петербурга» и проходящая под эгидой Информационного центра по атомной энергии историко-краеведческая конференция «Санкт-Петербург - центр науки и техники».

Для начинающих исследователей был разработан конкурс «Старт в науку», который одновременно является площадкой, на которой учащийся может продемонстрировать приобретенные навыки и умения краеведа-исследователя, и в то же время призван помочь юным участникам адаптироваться к стрессовым условиям публичного выступления. Члены жюри конкурса - профессиональные педагоги и методисты - дают конкретные советы по улучшению качества и глубины работы. Таким образом, достигается цель еще большего вовлечения учащихся в краеведческий поиск, осуществляется эмоциональная и профессиональная поддержка их деятельности.

Своеобразным итогом многолетнего краеведческого изыскания является участие школьников Санкт-Петербурга в региональной олимпиаде по краеведению. Чтобы достойно выступить на олимпиаде, учащиеся работают с материалами крупнейших библиотек, архивов и музеев нашего города, осваивая навыки исследователей и открывая для себя культуру научного поиска.

По итогам краеведческой олимпиады лучшие работы учащихся публикуются в сборнике, название которого совпадает с названием городской комплексной программы - «Наследники великого города». Для большинства юных авторов публикация в сборнике является первой, а для многих становится отправной точкой для дальнейшей научной работы. Пройдя школу участия в краеведческих конференциях и олимпиаде, многие ребята выбирают для себя профессии в области гуманитарного знания. Анализируя листы регистрации участников презентации последнего, 23-го, выпуска сборника «Наследники великого города», можно с уверенностью говорить, что 80 процентов авторов и участников олимпиадного движения поступают в профильные гуманитарные вузы.

В качестве членов жюри на городских историко-краеведчес-ких конференциях, конкурсах и олимпиаде работают ведущие ученые-краеведы, работники музеев, преподаватели вузов, общение с которыми расширяет кругозор учащихся, повышает значимость проделанной ими работы.

Важное значение для школьника в процессе подготовки исследовательской работы и участию в краеведческих мероприятиях имеет поддержка родителей. В связи с этим особое значение приобретает конкурс «Родословные школьников Петербурга в истории России и города». Подготовить исследования по истории своей се-

мьи невозможно без тесного внутрисемейного общения. Зачастую школьная ученическая работа помогает объединить, привлечь к совместной деятельности несколько поколений семьи. Таким образом, форма и содержание данной конференции полностью соответствуют принципу, прописанному в Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года: «.. .создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и работающих с детьми» [2].

Занимаясь историко-краеведческим исследованием и совершая на этом поприще свои маленькие открытия, школьники воспринимают факты истории не как что-то далекое или нереальное, а как часть их собственной жизни, ощущают свою сопричастность к историческим событиям. А защита ученических работ на городских конференциях и конкурсах способствует еще более глубокому погружению в изучение истории и культуры Петербурга. Общение с членами жюри и сверстниками убеждает, что они не одиноки, что существует круг людей, заинтересованных в сохранении культурного наследия Петербурга. Переоценить значение участия юных краеведов в мероприятиях городской комплексной программы «Наследники великого города» в контексте воспитания юных патриотов трудно.

Подводя итог сказанному, хочется отметить, что программа «Наследники великого города» имеет колоссальный воспитательный потенциал, который реализуется на основе краеведческого материала, близкого и понятного учащимся, способствует развитию исследовательских навыков и умений, а также профориентации юных историков-краеведов.

Несмотря на то, что программе «Наследники великого города» в текущем году исполнилось 25 лет, она по-прежнему остается востребованной и актуальной, что подтверждается активным участием школьников и педагогов города во всех мероприятиях, проводимых в рамках данной программы. За 25 лет реализации проекта выросло не одно поколение молодых, творческих, любящих свой родной город людей, и мы гордимся тем, что бывшие участники краеведческих конференций и конкурсов возвращаются к нам и принимают активное участие в реализации программы уже в качестве педагогов, членов жюри и социальных партнёров.

Примечания

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // Российская газета. 2015. 8 июня. URL: http://www.rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html (дата обращения: 26.11.2015).

2. Там же.

УДК 379.851; 351.858; 908; 371.38

Е. Д. Веселовский

«ХРАНИТЕЛИ ОЗЕРА ЧУДЕС». ИЗ ОПЫТА СОЗДАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОГРАММ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЭКОЛОГО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА АЛТАЙСКОГО БИОСФЕРНОГО ЗАПОВЕДНИКА

В статье рассказывается об опыте Алтайского государственного природного биосферного заповедника по сохранению и развитию лучших традиций детско-юношеского туризма на Телецком озере - объекте Всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

The article tells about the experience of the Altai Nature Biosphere Reserve on keeping and developing the best traditions of children and youth tourism on Lake Teletskoye - the UNESCO World Nature Heritage Object.

Ключевые слова: заповедник, природа, образование, воспитание, здоровье, экология, туризм.

Keywords: reserve, nature, education, up-bringing, health, ecology, tourism.

В 90-х годах прошлого века активный детско-юношеский туризм на Телецком озере, расцвет которого пришёлся на 70-80-е годы ХХ века, находился в упадке. Опустела Всесоюзная детская турбаза «Медвежонок», когда-то принимавшая школьников со всей страны. Заросли таёжные маршруты и стоянки. Именно в это время в посёлке Яйлю, центральной усадьбе Алтайского государственного природного заповедника, сотрудники отдела охраны (отдела экологического просвещения ещё не было) создали из числа местных школьников отряд юных друзей заповедника «Хранители Озера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.