Научная статья на тему 'Владимир Ильич Аксельрод'

Владимир Ильич Аксельрод Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
254
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Владимир Ильич Аксельрод»

ПЕРСОНАЛИИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОМ ТУРИЗМЕ И КРАЕВЕДЕНИИ

ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ АКСЕЛЬРОД

В. И. Аксельрод, кандидат педагогических наук, работает в должности методиста отдела гуманитарных программ и детских социальных инициатив Государственного бюджетного нетипового общеобразовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных» с 1970 г. Более 40 лет своей жизни Владимир Ильич посвятил краеведческому движению и воспитанию юных петербуржцев.

В период с 1968 по 1970 г., работая методистом Дома пионеров и школьников Ждановского района Ленинграда, Владимир Ильич стал одним из организаторов массового городского краеведческого конкурса школьников «Ты - ленинградец!», а в октябре 1970 г. пришёл на работу в Ленинградский городской Дворец пионеров (ныне - ГБНОУ ЦО «СПбГДТЮ») и стал руководителем этого конкурса. В течение 20 лет в разнообразных программах конкурса «Ты - ленинградец!» участвовали тысячи школьников. Сложилось сообщество учителей, музейных работников, специали-

стов Ленинградского городского отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры», ГИОП и городской станции юных туристов, объединённых идеей воспитания юных патриотов города.

Следующим этапом в его педагогической и краеведческой деятельности стало создание в 1973 г. во Дворце пионеров краеведческого клуба «Ленинградец» (с 1992 г. - клуб «Петрополь»), в котором Владимир Ильич разрабатывает первые образовательные программы по истории и культуре Петербурга, закладывает методическую базу школьного петербурговедения, организует походы и экспедиции учащихся клуба по родному краю и России.

Опыт организации массового конкурса «Ты - ленинградец!» и клуба «Ленинградец», сложившееся содружество учителей позволили В. И. Аксельроду совместно с коллегами отдела туризма и краеведения Дворца пионеров при поддержке ЛГО «ВООПИиК» в декабре 1990 г. учредить культурно-патриотическое молодёжное общественное движение «Юные за возрождение Петербурга» -первую детскую общественную организацию нового времени. В основу деятельности движения легла разработанная В. И. Аксель-родом городская комплексная программа «Наследники великого города» (с веером из 12 подпрограмм), создающая условия для включения школьников в разнообразные виды краеведческой деятельности (игровую, экскурсоводческую, исследовательскую, поисковую, волонтёрскую и др.) через ежегодно проводимые конкурсы, конференции, акции, лагерные сборы. В декабре 2010 г. движение отметило своё 20-летие.

На протяжении 20 лет Владимир Ильич руководил городским методическим объединением педагогов-краеведов. В 1993 г. его инициатива о введении в школьную программу учебного курса «История и культура Петербурга» была поддержана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга. Тогда же был проведён открытый конкурс на лучшую образовательную программу этого курса, началась подготовка преподавателей курса в городском Дворце творчества юных в рамках Университета Петербурга, учреждённого общественной организацией «Институт Петербурга» совместно с ГДТЮ.

Президент MOO «МАДЮТК» Д. В. Смирнов вручает В. И. Аксельроду диплом Лауреата Международного конкурса

«Золотой Компас»

В 1992 г. В. И. Аксельродом был открыт Юношеский факультет этого Университета (с 2000 г. - Юношеский университет Петербурга) для старшеклассников, проявляющих углублённый интерес к истории города. Разработана авторская образовательная программа, которая в 2004 г. стала победителем VI Всероссийского конкурса авторских программ дополнительного образования детей, создан уникальный коллектив лекторов и руководителей семинаров. За годы работы Университета более 150 его слушателей стали обладателями самых высоких наград.

Среди воспитанников В. И. Аксельрода - лауреаты и дипломанты

_ с ••

• премии по поддержке талантливой молодёжи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» -15 чел.,

• премии-стипендии Всероссийской общественной программы «Надежда России» - 2 чел.,

• Международного конкурса «Звезда Прометея» - 8 чел.,

• Международной конференции «Санкт-Петербург. Царское Село. Пушкин и культура» - 35 чел.,

• Всероссийских мероприятий для школьников в рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» -70 чел.,

• премии Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга «Невский ангел» - 4 чел.,

• городских конкурсов «Родословные школьников Санкт-Петербурга», «Многонациональный Петербург», «Святыни Петербурга», региональной олимпиады по краеведению - свыше 200 дипломантов 1-11 степени и др.

На счету воспитанников Юношеского университета Петербурга более 200 публикаций в краеведческих и генеалогических сборниках, альманахах и журналах. Дипломами Санкт-Петербургского Союза краеведов отмечены такие работы слушателей Юношеского университета Петербурга, как «Страницы истории села Мурино» (В. Орав), «Дом на набережной реки Фонтанки № 19 в истории и культуре Петербурга» (М. Гусина), «Загадки старого дома. Дом на Литейном проспекте № 46» (А. Будилова), «Имя в истории города. Художник С. Л. Закликовская» (А. Сербина), «Судьба Оленинского дома на набережной реки Фонтанки № 97» (А. Шестакова).

В 1999 г. накопленный опыт был обобщён В. И. Аксельродом в диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук по теме «Проектирование и реализация системы дополнительного краеведческого образования на примере Санкт-Петербурга». Заслугой В. И. Аксельрода является создание модели дополнительного краеведческого образования учащихся Санкт-Петербурга и массового краеведческого движения школьников и её научное обоснование в этой диссертации.

В. И. Аксельрод - автор более 130 публикаций по проблемам школьного краеведения, краеведческих пособий, составитель десятков сборников ученических краеведческих работ и авторских экскурсий школьников.

Среди его учеников, выпускников Юношеского университета Петербурга и клуба «Петрополь», более 15 кандидатов наук - историков, археологов, искусствоведов, географов и педагогов, темы научных исследований которых связаны с их первыми изысканиями и публикациями, подготовленными в годы занятий во Дворце. Многие его ученики продолжают его дело, работая педагогами в клубе «Петрополь» и многих школах города.

Владимир Ильич с супругой

В. И. Аксельрод принимает активное участие в движении краеведов Санкт-Петербурга и России. Он - бессменный председатель Координационного совета Санкт-Петербургского культурно-патриотического молодёжного общественного движения «Юные за возрождение Петербурга», член совета городского отделения ВООПИиК, действительный член и руководитель детских программ Всемирного клуба петербуржцев, один из учредителей и заместитель председателя Санкт-Петербургского Союза краеведов, член Совета Союза краеведов России, один из организаторов городских конференций и Анциферовских чтений. В сферу собственных краеведческих интересов В. И. Аксельрода как исследователя входят история Аничкова дворца - Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных, деятельность петербургских педагогов-краеведов, история улиц и зданий Петербурга. Помимо десятков публикаций В. И. Аксельрода по проблемам краеведения на его счету пять книг, в том числе в последние годы вышли из печати такие книги, как «Улица Чехова», «Конюшенная площадь и Малая Конюшенная улица», причём последняя была написана им в соавторстве с его ученицей А. Маньковой.

Заслуги В. И. Аксельрода получили общественное признание: он награждён почётными знаками «Отличник народного просвещения» и «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга», медалью

«В память 300-летия Санкт-Петербурга» и высшей наградой Международной академии детско-юношеского туризма и краеведения «Золотой компас», дипломом СПбГУП «Идеи Д. С. Лихачёва и современность» как педагог-наставник. В. И. Аксельрод - лауреат Международной премии имени Николая Рериха в номинации «Педагогика и просветительство», дипломант Анциферовской премии. Ему присвоено почётное звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». В 2013 г. В. И. Аксельрод стал лауреатом X Всероссийского конкурса методических материалов в помощь организаторам туристско-краеведческой и экскурсионной работы с обучающимися.

2013-2014 учебный год также был отмечен значительным событием в педагогической деятельности В. И. Аксельрода: присуждением ему премии им. Д. С. Лихачёва в номинации «Развитие краеведческого движения в России».

Опыт работы Владимира Ильича с юными краеведами Петербурга получил распространение по всей России. В. И. Аксельрод принимает участие во всех Всероссийских педагогических краеведческих чтениях, конференциях и семинарах начиная с 1990 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.