Научная статья на тему 'Детский туризм в системе образования Санкт-Петербурга'

Детский туризм в системе образования Санкт-Петербурга Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
841
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ / CHILDREN AND YOUTH TOURISM / КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL HISTORY / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / EDUCATION SYSTEM / ИСТОРИЯ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ / ADDITIONAL EDUCATION OF CHILDREN / СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ / SPORTS TOURISM / СИСТЕМА ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ / THE SYSTEM OF YOUTH TOURISM AND LOCAL HISTORY / THE HISTORY OF CHILDREN''S TOURISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Губаненков Сергей Михайлович

На основе использования результатов архивных исследований И. Е. Штейнбука, А. В. Микшина, М. С. Ананьевой и Э. X. Циперсона раскрыто становление и развитие массового детско-юношеского краеведческого и туристского движения Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных и Станции юных туристов Детского оздоровительно-образовательного туристского центра Санкт-Петербурга «Балтийский берег».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Губаненков Сергей Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Children tourism in the educational system of Saint Petersburg

On the base of the results of archival research of I. E. Shteinbuk, A. V. Mikshin, M. S. Ananyeva and E. H. Tsipersona disclosed the formation and development of mass youth local history and tourist community of St. Petersburg City Palace of Youth Creativity and Station of young travelers of Children's health educational tourist center of St. Petersburg "Baltic coast".

Текст научной работы на тему «Детский туризм в системе образования Санкт-Петербурга»

Примечания

1. Нечаев М. П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС // Воспитание школьников. 2013. № 9. С. 16-21.

2. Федеральные государственные образовательные стандарта общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru.

3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников: методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 223 с.

УДК 379.851; 379.83/.84

С. М. Губаненков

ДЕТСКИЙ ТУРИЗМ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

На основе использования результатов архивных исследований И. Е. Штейнбука, А. В. Микшина, М. С. Ананьевой и Э. X. Циперсона раскрыто становление и развитие массового детско-юношеского краеведческого и туристского движения Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных и Станции юных туристов Детского оздоровительно-образовательного туристского центра Санкт-Петербурга «Балтийский берег».

On the base of the results of archival research of I. E. Shteinbuk, A. V. Mikshin, M. S. Ananyeva and E. H. Tsipersona disclosed the formation and development of mass youth local history and tourist community of St. Petersburg City Palace of Youth Creativity and Station of young travelers of Children's health educational tourist center of St. Petersburg "Baltic coast".

Ключевые слова: детско-юношеский туризм, краеведение, система образования, история детского туризма, дополнительное образование детей, спортивный туризм, система детско-юношеского туризма и краеведения.

Keyworlds: Children and youth tourism, local history, the education system, the history of children's tourism, additional education of children, sports tourism, the system of youth tourism and local history.

Любое историческое повествование пристрастно, даже летопись, ведь составитель летописного свода может опустить какие-то факты, а какие-то, напротив, поднять по своему произволу. Понимая, что быть беспристрастным в этой статье у меня все равно не

получится, я решил, что не буду ограничивать себя в предположениях, объясняющих те или иные факты из истории детского туризма Санкт-Петербурга. Но я считаю своим долгом напомнить, что данная статья - это не рассказ об исторической истине, а всего лишь рассказ об исторической версии.

К тому же в Санкт-Петербурге туристские кружки или секции работают почти в трехстах школах или домах детского творчества, и в каждом образовательном учреждении существуют свои традиции, свои великие педагоги и не менее великие школьные туристские организаторы. Рассказать о каждом учреждении в одной статье невозможно, поэтому я буду рассказывать о работе так называемых «учреждений городского подчинения»: городском Дворце творчества юных и городской Станции юных туристов. И даже о них мой рассказ будет неполным. Но до их появления в Петрограде - Ленинграде - Санкт-Петербурге работали другие государственные учреждения, с которых начиналась история государственной системы дополнительного образования в городе.

Не столь важно, с создания какой станции началась история дополнительного образования и в России, и в Санкт-Петербурге: с создания станции юных туристов или юных натуралистов. И совершенно неважно, что в Москве Центральное бюро школьных экскурсий, а при нем общежитие были созданы в конце 1918 г., а в Петрограде детские экскурсионные станции, зато сразу шесть штук (Павловская, Детскосельская, Лахтинская, Сестрорецкая, Петергофская и при Каменноостровском сельскохозяйственном институте) удалось открыть только к маю 1919 г. Главное: общежития и станции появились, и дети смогли начать заниматься туризмом уже в 19181919 учебном году. Вскоре количество станций в Петрограде еще увеличилось, но потом они вовсе закрылись - по политическим соображениям. Дело в том, что первыми петроградскими станциями руководили интеллигенты с дореволюционным (имеется в виду Великая Октябрьская социалистическая революция) образованием, а значит, и - по мнению партии власти - буржуазным менталитетом. Вышли они в руководство в голодные послереволюционные времена, когда у большевиков уже нашлись средства, чтобы открыть детские экскурсионные станции, но еще не нашлось времени вплотную заняться идеологизацией краеведения. Какое-то время «мелкобуржуазным интеллигентам» удалось отсидеться на станциях, и понятно, что заниматься там естественными науками было безопаснее,

чем, к примеру, историей. Существование станций продлила необходимость введения в быт Страны Советов «новой экономической политики», но по ее сворачивании закрылись и станции. Старое нужно было «разрушить до основания», а вместо него построить что-нибудь пролетарское, новое. К примеру, в 1927 г. Российское общество туристов было вполне демократически преобразовано в Общество пролетарского туризма. Детские экскурсионные станции показалось проще закрыть, отправив их контрреволюционных руководителей в «места не столь отдаленные». Закрыть их нужно было почти все, а одну преобразовать в новое качество. С преобразованием повезло Шувалово-Озерковской детской экскурсионной станции, одной из трех экскурсионных станций школьно-массового отдела ленинградского Политпросветцентра. Эта станция располагалась в бывшем доме промышленника Г. Лесснера на высоком берегу второго Суздальского озера. В 1933 г. она вошла в состав Ленинградской городской детской экскурсионно-туристской станции, а в 1935 г. вместе с ЛенгорДЭТС оказалась в составе создаваемого в Аничковом дворце Ленинградского городского Дворца пионеров. Но в 1936 г., еще до официального открытия Дворца пионеров, станция вышла из состава Дворца и продолжала функционировать в прежнем качестве до начала Великой Отечественной войны. Управленческие структуры ЛенгорДЭТС после их вывода из состава Дворца должны были разместиться в помещениях бывших производственных мастерских школы № 148 на улице Плеханова (ныне -Казанская улица). Но ремонт помещений затягивался, и, возможно, в период с 1936 г. до 1941 г. бывшая Шувалово-Озерковская экскурсионная станция функционировала в статусе ЛенгорДЭТС без руководящей надстройки. Зато одних экскурсоводов в штате станции насчитывалось до 20 человек. Это позволяет догадываться о формах работы на станции.

Закрывшиеся станции дали уцелевшим сотрудникам некото -рый опыт работы в детском туризме, который, впрочем, не так-то легко было применить в новых условиях. Но этот опыт актуален по сегодняшний день, поэтому считаю возможным привести его описание. «Прибывая на станцию к половине десятого утра, экскурсанты получали легкий завтрак, как и на других станциях, состоящий из чая или кофе с хлебом и сахаром или конфетами, затем направлялись на экскурсию с очередным руководителем; возвращаясь с экскурсии около 3 часов, дети купались в море, занимались

до обеда подвижными играми на свежем воздухе или гуляли в парке или на пляже.

В четыре часа экскурсанты получали установленный обед, после которого совместно с руководителем подводили итоги проведенной экскурсии, разбирался собранный естественноисторический материал и демонстрировался музей при станции, где по выставленным коллекциям учащихся знакомили с представителями местной фауны...» - так рассказывал о деятельности станции ее директор П. В. Виттенбург в журнале «Экскурсионное дело» за 1922 г.

Музей был гордостью станции. Основной зал украшала большая картина - акварель академика живописи А. Н. Бенуа «Северное побережье Невской губы». В каждом из разделов музея помещались пейзажи А. Н. Бенуа, специально написанные им для станции.

Летом 1919 г. выдающийся русский историк академик С. Ф. Платонов читал для учащихся лекции по истории заселения Северного побережья Невской губы и Лахты.

В это же время проходила не только экскурсионная просветительская деятельность сотрудников станции, но и опытная, методическая, исследовательская работа. К весне 1923 г. на станции был подготовлен коллективный труд «Северное побережье Невской губы в свете естествознания и истории». Летом того же года станция принимала гостей. С деятельностью станции приехали ознакомиться президент Академии наук А. П. Карпинский, профессора И. И. Полянский, Б. П. Федченко, директор Зоологического музея Академии наук А. А. Бялыницкий-Бируля и художник А. Н. Бенуа. Специально для поддержки скудных средств станции организовывались концерты. В таких концертах дважды участвовали писатели Т. Л. Щепкина-Куперник и К. И. Чуковский» [1].

Сами видите, сколько идеологически неблагонадежных интеллигентов в одном месте тусили! Как же было не прикрыть место тусовок?

Большинство петроградских станций, возможно, в целях безопасности собственных сотрудников, работало в области естественнонаучного краеведения, но каким-то станциям «на роду было написано» заниматься историей. 1 января 1920 г. в Аничковом дворце открылась Центральная станция гуманитарных экскурсий (а при ней - общежитие). Ну а какая станция могла открыться там, где на тот момент функционировал Музей Города? Традиции исторического краеведения оказались настолько живучими для Анич-

кова дворца, что когда в 2007 г. в городском Дворце творчества юных, т. е. в том же Аничковом дворце, закрылся отдел краеведения и туризма, сектор исторического краеведения в составе другого отдела продолжил работу. И сейчас продолжает.

В предвоенный период детский туризм в системе образования Санкт-Петербурга в целом развивался по всероссийским лекалам. Что появлялось в России, то появлялось и - тогда - в Ленинграде. Например, в начале 1941 г. ЛенгорДЭТС и ЛеноблДЭТС совместно проводили региональную экспедицию по изучению Ленинградской области, включая ее малые реки. Экспедицию прекратила война.

Во время Великой Отечественной войны в помещениях детских учреждений часто располагались военные госпитали. Например, во Дворце пионеров в госпитале лежал мой дед, рядовой, в конце концов умерший от воспаления легких, так и не доехав до фронта. Но дом Лесснера в Озерках находился в распоряжении спецвойск МВД. Из этого распоряжения его, благодаря постановлениям Правительства СССР и поддержке правительства города, изъял в 1946 г. Г. Б. Вильскер, начавший работать директором ЛенгорДЭТС еще в 1938 г. и прервавший эту работу на период своего участия в войне. Восстанавливались и управленческие структуры городской станции, располагающиеся в доме 60 по улице Плеханова, но в 1952 г. городская станция вместе с домом на Суздальском озере вошла в состав отдела краеведения и туризма, образованного в Ленинградском дворце пионеров и школьников. Первым заведующим отдела краеведения и туризма стал Г. Б. Вильскер. Начался новый период истории детского туризма Санкт-Петербурга.

Ряд людей, оставивших заметный след в истории спортивного туризма нашей страны, отметились и в детском туризме. Например, В. В. Добкович написал для работающих с детьми педагогов небольшие книжки «В поход», «Памятка инструктора лыжного туризма», «По дорогам и тропам Ленинградской области. Путешествия для юношества» и др. В начале 50-х гг. в отделе краеведения и туризма ЛДПШ работал В. И. Неустроев, вскоре вместе с супругой перебравшийся в Горно-Алтайск на постоянное место жительства. Основанная в Горно-Алтайском государственном университете туристская секция положила начало развитию водного туризма среди жителей региона. Сегодня члены секции ГАГУ по рафтингу являются неоднократными чемпионами России. Становились они и чемпионами мира. И хотя со времени переезда В. И. и Л. С. Неуст-

роевых из Ленинграда в Горно-Алтайск прошло почти шестьдесят лет, их помнят и в том и в другом городе. По одной из народных версий истории, И. А. Бритаров в свое время вместе с руководимой им взрослой тургруппой, якобы по ошибке взошедший на один из семитысячников Памира и по этой причине дисквалифицированный за «незаяву», именно после дисквалификации решил заняться детским туризмом. В итоге он, правда, в постоянном рабочем контакте с другой заметной фигурой и в детском и во взрослом туризме Санкт-Петербурга, Э. X. Циперсоном, стал первым готовить команды к соревнованиям по технике пешеходного туризма в условиях спортивного зала. И. А. Бритаров долгое время работал директором ЛеноблДЭТС на Карельском перешейке в Лосево, но его контакты с городом не прерывались.

Начиная со второй половины XX в. и по сегодняшний день организация детского туризма в системе образования Санкт-Петербурга характеризуется распределением обязанностей по развитию тех или иных направлений детского туризма между двумя учреждениями городского подчинения: городским Дворцом творчества юных (некогда Дворцом пионеров и школьников) и городской Станцией юных туристов (у нее вообще было много названий). С образованием в 1936 г. городского Дворца пионеров, городскую Станцию юных туристов то пытаются слить с Дворцом пионеров, то опять выделяют. За почти семьдесят лет совместной истории этих учреждений их дважды объединяли и дважды разъединяли, а Станцию юных туристов еще единожды объединяли и разъединяли со Станцией юных техников. Зачем это делалось, нам, простым смертным, неведомо, а с намерениями государственных служащих пусть разбираются компетентные органы. В целом туристское «двоевластие» в системе образования нашего города сделалось традиционным и обнаружило свою эффективность. Но прежде чем показать, в чем конкретно проявляется его эффективность, необходимо назвать основные вехи туристской истории каждого из названных учреждений.

Образованный в 1952 г. отдел краеведения и туризма Дворца пионеров и школьников был расформирован в год своего 55-летия, и в этом никто, кроме самого отдела, точнее, его сотрудников, не виноват. В конце времени своего существования отдел окончательно утратил концептуальную целостность. Туристы и краеведы жили, не касаясь друг друга, у краеведов было больше профессио-

нального общего с сотрудниками отдела массовых форм, а туристы легче всего находили общий язык с натуралистами, тоже являвшимися полевиками. Ситуация осложнялась терминологической неразберихой. Содержание термина «туристско-краеведческая деятельность», по замыслу автора термина А. А. Остапца, предполагает подготовку, совершение и подведение итогов путешествия обучающимися образовательного учреждения. Туризм и краеведение присутствуют в этой деятельности технологически неразрывно. Термин «отдел краеведения и туризма» предполагает раздельное существование туризма и краеведения. Так в итоге и получилось. Туристско-краеведы в отделе разделились на туристов-спортсменов, классических туристско-краеведов и краеведов-музееведов, практически не совершавших никаких путешествий, кроме экскурсий по городу. Но это было не единственное разделение первоначального целого. В свое время из отдела в спортшколу перешли спортсмены-ориентировщики и в контакте с отделом, но все же самостоятельно в отделе массовых форм Дворца творчества образовался Юношеский университет Петербурга, уделявший большое внимание изучению истории города. Но 55 лет - это немало. За это время отдел краеведения и туризма прошел через судьбы очень многих людей: и кружковцев, и педагогов, - и люди через отдел проходили, и свой след в его истории успевали оставить. Перечислим некоторые из этих следов.

Слияние Станции юных туристов (ДЭТС) с Дворцом пионеров им. А. А. Жданова и открытие отдела краеведения и туризма совпали по времени с первыми выпусками обучающихся городского педагогического института, за туристскую подготовку которых отвечал В. В. Добкович. Многие из выпускников пришли работать в отдел, и, хотя не все они равно долго в отделе работали, некоторые на пенсию выходили с должностей педагогов-туристов, а какие-то и на пенсии продолжали работать с детьми. В качестве таковых можно назвать первых мастеров спорта по туризму в Ленинграде - Санкт-Петербурге Д. В. Игнатовича и Э. И. Антипину. Ни тот, ни другой не проработали в отделе необозримо долгое время, но и тот и другой оставили след в детском туризме. Э. И. Антипина - одна из первых проложила с детьми дорогу из Ленинграда на Тянь-Шань, Д. В. Игнатович после новаторских водных и пеших походов, работая учителем труда в школе, организовывал детские водные экспедиции на протяжении еще полувека. В экспедицион-

ном детском туризме неповторимый и самый глубокий след в Санкт-Петербурге оставил А. В. Агапов, не бывший, впрочем, выпускником пединститута имени А. И. Герцена. После первых детских походов и экспедиций, организованных им в 50-х гг., А. В. Агапов на протяжении двадцати лет проводил комплексные естественнонаучные экспедиции на заполярные острова. Члены его экспедиций не только проводили уникальные научные исследования и наблюдения, они делали это в сложных метеоусловиях, в снежное зимнее время и на сложном скальном рельефе.

Особого внимания историка заслуживает личность И. Е. Штейн-бука. И дело не только в том, что И. Е. Штейнбук сам был историком и многие из приводящихся здесь данных взяты из результатов его работы в архивах, оказавшихся в нашем распоряжении. И дело не только в том, что он-то как раз проработал в отделе краеведения и туризма почти все время его (отдела) существования и не прерывал связи с отделом после своего выхода на пенсию. Дело еще и в том, что на протяжении многих десятилетий он был завучем и, как принято говорить, душою отдела. Жил сам и дал путевку в профессиональную жизнь очень многим. Не один он «стоял у истоков» петербургского спортивного ориентирования, но, похоже, что он простоял там дольше всех и делал это очень последовательно. Его выпускниками являются многие спортивные тренеры, к сожалению сами уже в настоящее время находящиеся в пенсионном и предпенсионном возрасте. Где-то в середине 80-х гг. кружководы отдела краеведения и туризма В. Н. Белозеров, В. Г. Урванцев и др. стали тренерами спортивной школы ЛДП им. А. А. Жданова. В спортшколе было создано отделение спортивного ориентирования, и в настоящее время на базе этой спортшколы функционирует городской организационный центр по спортивному ориентированию в системе образования Санкт-Петербурга.

Очевидно, что с момента полноценного воссоздания городской Станции юных туристов (это случилось в 1973 г.) отдел краеведения и туризма в качестве городского центра все более склонялся к организации идеологически приоритетных форм туристской работы со школьниками, то есть к организации походов по местам Боевой, Трудовой, Революционной и Пионерской славы новой исторической общности, носившей в то время название «советский народ». Идеологизация работы отдела напрямую связана с именами С. А. Рубанова и Г. С. Усыскина. Последний ко всему прочему

был еще и педагогом-туристом, совершившим вместе с детьми ряд уникальных походов, многолетним заведующим отделом и профессиональным историком (доктором исторических наук), чей труд цитируется, в том числе, и в этой статье. Руководителем сектора исторического краеведения отдела краеведения и туризма, пережившего сам отдел, многие годы являлась Э. И. Ахрипова. Невозможно представить лучшие годы отдела без его археологов (А. В. Виноградов, Т. А. Жеглова, Н. В. Алексеева) и геологов, точнее, геологинь (В. М. Жидкова, А. Б. Симонова, Н. Г. Ермош).

Оживление работы отдела в спортивном детском туризме в 80-х гг. прошлого века связано с инициативой заведующего отделом С. В. Нагавкина. Он привлек к работе отдела многих сильных туристов-спортсменов, специалистов в том виде туризма, какой сегодня называется группой дисциплин «дистанция». В 1989 г. коллективом отдела краеведения и туризма были проведены IV туристские соревнования Дворцов и Домов пионеров городов-героев СССР. В 90-е гг., когда за основной календарь городских соревнований юных туристов на безальтернативной основе отвечала городская Станция юных туристов, и конкретно Э. X. Циперсон, отделом краеведения и туризма проводились городские соревнования по программе «Кубка Дворца», на которых проводились всевозможные эксперименты, успешные результаты которых через какое-то время, так или иначе, внедрялись в основной календарь. Большую часть работы - и экспериментаторской и черновой - несли на своих плечах методист и педагог отдела А. В. Микшин, педагоги А. Б. Плакхин и А. А. Новиков. Начиная с 1995 г. по настоящий момент в Загородном центре детско-юношеского творчества «Зеркальный» городского Дворца творчества юных проводятся городские туристско-спортивные смены, первую из которых организовал и провел А. В. Микшин. К сожалению, оживление тури-стско-спортивной работы в деятельности отдела не коснулось ни спортивных походов, ни экспедиционно-походного краеведения. Эта деятельность поддерживалась в стадии затухания педагогами и методистами отдела С. М. Губаненковым и М. С. Ананьевой. В 1994 г. по их инициативе в Русском географическом обществе (РГО) был утвержден устав Русского географического общества учащихся, а в 1995 г. под эгидой РГО проведен Всероссийский смотр-конкурс спортивных походов и экспедиций учащихся. После этого проведения, подобно многим экспериментам «Кубка Дворца»

в области туристского многоборья, соревнования экспедиций вошли в программу городских соревнований спортивных походов, проводимых Станцией юных туристов. В том же 1995 г. были переутверждены и повышены полномочия Маршрутно-квалификаци-онной комиссии городского Дворца творчества юных, председателем которой стала М. С. Ананьева.

На стыке тысячелетий туристско-спортивная и не только ту-ристско-спортивная работа отдела стала сворачиваться. Дворец отказался от проведения городских туристских соревнований, выдохлись и незаметно закрылись направления работы по изучению всевозможных слав не существующего уже советского народа. Многие инициативы сектора исторического краеведения (их действительно очень много, для рассказа о них может не хватить не то что статьи - целой книги) реализовывались сектором в активным взаимодействии с В. И. Аксельродом, сотрудником другого отдела Дворца. Какое-то время отдел существовал, что называется, по инерции и, в конце концов, кончил, чем начал. Некогда образованный на базе отдела науки, он закрылся, передав сектор археологии и Клуб юных геологов вновь образованному отделу науки, сектор исторического краеведения вошел в состав отдела гуманитарных программ и детских социальных инициатив. Туда же перешла часть педагогов отдела, работа которых всегда имела притяжение к технологии коллективных, творческих, но не всегда туристских дел. Часть педагогов отдела перешла в спортивную школу Дворца, на базе которой вскоре открылось отделение спортивного туризма. На стыке первого и второго десятилетия XXI в. выпускник отдела краеведения и туризма, тренер спортивной школы А. Е. Федотов подготовил первых мастеров спорта по спортивному туризму в группе дисциплин «дистанция» в Санкт-Петербурге. Жизнь продолжается.

Городской Станции юных туристов Санкт-Петербурга в 2013 г. исполняется 70 лет. Городской Станции юных туристов, функционирующей в зданиях на улице Черняховского, в этом же году исполняется 40 лет. Были ли перерывы в ее деятельности. Один - безусловно: с 1941 по 1946 г. Второй - с 1952 по 1966 г. - не бесспорен. Какие-то следы деятельности Станции юных туристов за тот период находятся, но в целом вопрос остается не ясным. Объяснение происходящего в тот период автор этой статьи слышал от И. Е. Штейнбука. По его словам, в 1952 г. не присоединенной к Дворцу

осталась некая туристская база (общежитие), которой по ошибке оставили название станции. И вот от этого названия началось возрождение Станции юных туристов вне пределов Дворца сразу после того, как практически весь коллектив сотрудников Станции во главе с ее директором Г. Б. Вильскером был принят на работу во Дворец пионеров. Это может быть так, может быть как-нибудь по-другому. В любом случае на протяжении пятнадцати лет городская Станция юных туристов находилась в стороне от магистралей развития детского туризма в городе на Неве. Если посчитать, что туризм - это походы (в первую очередь походы, во вторую - все остальное), то наиболее важными фактами в вопросе значимости городской Станции могут считаться следующие: 1961 г. - утверждение полномочий Маршрутно-квалификационной комиссии ЛенгорОНО при Ленинградском Дворце пионеров; 1975 г. - передача полномочий МКК ЛенгорОНО на Станцию юных туристов.

За время своего существования Станция юных туристов неоднократно меняла название. Называлась она и городской детской экскурсионно-туристской станцией, и городской станцией юных туристов, и центром детского туризма (во времена существования в составе государственной организации «Молодежное»). Наконец, в 2001 г. она в качестве структурного подразделения вошла в состав Детского оздоровительно-образовательного туристского центра Санкт-Петербурга «Балтийский берег», предпочтя сохранить историческое название «Станция юных туристов», под которым функционирует по настоящее время. Поэтому и мы в данной статье называем станцию так, держа в уме то, что в конкретные времена она могла называться как-нибудь совсем по-другому.

В период с 1946 по 1952 г. Станция юных туристов работала очень успешно. По архивным данным, «поднятым» И. Е. Штейнбу-ком, в 1946 г. Станция охватила однодневными экскурсиями, в том числе и естественнонаучной направленности (в духе петроградских детских экскурсионных станций), 40 199 школьников города, многодневными путешествиями - 2 096 человек. Для первого послевоенного года это более чем серьезно. Естественнонаучные экскурсии проводились из помещения бывшей Шувалово-Озерковской станции в Шуваловский и Орловский парки, на реку Каменку, на торфоразработки, на Станцию юных натуралистов и в другие места.

Летом 1947 г. Станцией организован и проведен первый слет юных путешественников на Карельском перешейке. В помощь ру-

ководителям школьных групп были разработаны и опубликованы рекомендуемые маршруты к месту слета и методические указания к ним. В определенных местах по пути следования (указаны на схеме) были оборудованы палаточные лагеря для ночлега групп. Участникам выдавались топографические карты. Начиная с 1948 г. Станция ежегодно в ноябре проводила городские слеты-вечера по итогам летних походов, включавших в программу выставки собранных материалов и отчетных работ, выступления участников путешествий, награждения участников значками «Турист СССР». Все это относится к классическим формам туристско-краеведческой работы со школьниками. Кружки по туризму создавались в послевоенном Ленинграде на базе школ и Домов пионеров, и все они активно использовали прокатное снаряжение Станции юных туристов. Походы совершались и простые и сложные. Например, «летом 1948 года шесть восьмиклассников - учеников 239-й школы под руководством преподавателя В. П. Васильевой совершили очень сложный поход по Кольскому полуострову, пройдя на баркасе всю реку Поной - от Ловозера до горла Белого моря. Целый месяц плыли юные путешественники, не встречая людей, исследуя почти не изученную северную реку. Трудные волоки, опасные пороги и быстрые перекаты пришлось им преодолеть. Группа привезла с собой ценный географический материал - описание реки Поной» [2]. В 1949 г. Станция разработала маршрут десятидневного зачетного путешествия из Зеленогорска до Приозерска и создала возможность для его массового круглогодичного прохождения детскими группами. В целом Станция успела немало. Но теперь перейдем в шестидесятые и все последующие годы прошлого века и нового тысячелетия.

Активизацию деятельности Станции юных туристов можно датировать 1966 г. Известно, что первоначально Станция сконцентрировала свою деятельность на работе со школьными музеями, но сведения о деятельности Станции в период с 1966 по 1973 г. очень обрывочны. В 1971 г. на Вуоксе был открыт палаточный лагерь, принимавший за лето до 28 групп, совершавших из него водные путешествия. С перерывами и со сменой мест дислокации лагерь проработал до 1982 г., а на арендованной территории открывался в 1999-2002 гг. В 1972 г. была открыта школа инструкторов туризма, специализирующихся на работе с детьми. В том же году начинает работать городское методическое объединение районных туристских организаторов, существующее по сегодняшний день.

С момента переезда Станции в здания по улице Черняховского (1973 г.) начинается период перераспределения полномочий между Станцией и отделом краеведения и туризма Дворца. Процесс этот проходил не гладко, но все конфликты оставались рабочими. В период с начала 70-х до середины 90-х гг. складывается календарь городских соревнований юных туристов, считающихся сегодня традиционным. К числу стартов, которыми Станция и сегодня гордится, относятся соревнования юных туристов «Кубок юных защитников Ленинграда» (первое проведение - 1976 г., в 1985 г. в программу соревнований включен ночной кросс-поход). Многодневные - с полевыми ночлегами - соревнования юных туристов по лыжному туризму проводятся с 1977 г. В 1994 г. Станцией юных туристов впервые проведен Звездный лыжный поход школьников, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда. В том же году группой относительно состоятельных энтузиастов, организационно оформившейся в Общественный Совет содействия спортивному туризму школьников Санкт-Петербурга, при самой активной поддержке Станции юных туристов в массиве Хибинских тундр Кольского полуострова проводятся соревнования юных туристов-лыжников «Заполярный март». Появление такой группы людей в составе организаторов соревнований далеко не случайно. Вторая половина 90-х гг. выдалась очень тяжелой и для всей страны, и для детского туризма в Санкт-Петербурге. Без финансовой помощи неравнодушных людей, так или иначе группировавшихся вокруг Э. Х. Циперсона, на тот момент было не обойтись. Какое-то время Советом содействия финансировалась работа Школы инструкторов Станции юных туристов.

Новейшая история Станции юных туристов началась с момента ее вхождения в состав Детского оздоровительно-образовательного туристского центра Санкт-Петербурга «Балтийский берег» (декабрь 2001 г.). С тех пор и по настоящее время на Станции юных туристов бесперебойно и успешно работает Городская школа инструкторов детско-юношеского туризма; начиная с 2006 г. в статусе «музея образовательного учреждения» функционирует Музей истории детско-юношеского и молодежного туризма России. Станция юных туристов сегодня организует работу 40 туристс-ко-краеведческих объединений обучающихся и выполняет функции городского опорного центра по туристско-краеведческой работе со школьниками. В календаре Станции находится место полуто-

ра десяткам многодневных массовых туристских мероприятий, проводимых в условиях природной среды, но главным мероприятием остается городской смотр-конкурс спортивных походов и экспедиций обучающихся «По родной стране». В каникулярные периоды на базе Станции юных туристов круглосуточно работает координационный центр по проведению полевых учебно-тренировочных сборов, походов и экспедиций школьников города. Центр поддерживает постоянную связь с территориальными управлениями МЧС России по районам проведения походов и экспедиций. Региональная маршрутно-квалификационная комиссия на Станции юных туристов координирует работу всех МКК образовательных учреждений Санкт-Петербурга, проводит туристско-спортивные разведывательные экспедиции. Работа всех структурных подразделений Станции составляет неразрывное целое. Все сотрудники Станции находятся друг с другом в постоянном рабочем контакте. Работы хватает.

Но детский туризм многообразен, иногда даже слишком многообразен. На сегодняшний день распределение обязанностей между структурными подразделениями образовательных учреждений и общественными объединениями в различных областях детского туризма, кроме области, «закрываемой» работой Станции юных туристов, выглядит следующим образом.

За развитие детского спортивного ориентирования в городе отвечает городской координационный центр, работающий на базе СДЮСШОР № 2 городского Дворца творчества юных. В той же спортшколе работает единственное в Санкт-Петербурге отделение спортивного туризма, но спортивная школа пока еще не берет на себя функции центра по организации туристских соревнований в группе дисциплин «дистанция» вида спорта «спортивный туризм». Этим занят актив Федерации спортивного туризма Санкт-Петербурга. В составе сектора градоведения городского Дворца творчества юных работают сектор исторического краеведения, сектор школьного музееведения, «Юношеский университет Петербурга». Объемы их работы весьма велики.

За проведение соревнований членов движения «Школа безопасности» и туристского блока оборонно-спортивных и туристских игр «Зарница» отвечает структурное подразделение ДООТЦ СПб «Балтийский берег» - Городской центр гражданского и патриотического воспитания. В другом структурном подразделении того же

образовательного учреждения - спортивной школе - открыты отделения «полевых» видов спорта: спортивного ориентирования, скалолазания, рафтинга. Санкт-Петербург - город очень большой, и в нем много туризма, в том числе детского. Его даже больше, чем мы себе представляем. Но на городском уровне системы образования Санкт-Петербурга картина выглядела и выглядит примерно так, как описано в этой статье. Я надеюсь, что ее чтение, как и любое изучение истории, поможет не только лучше узнать чье-нибудь прошлое, но и лучше понять свое настоящее. Успехов Вам в этом!

Примечания

1. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000; Дворниченко В. В. Развитие туризма в СССР (1917-1983 гг.). М.: ЦрИБ «Турист», 1985; Детский туризм в России. Очерки истории: 1918-1998 гг. / авт.-сост. Ю. С. Константинов. М.: ЦДЮ-Тур, 1998; Логинов Л. М., Рухлов Ю. В. История развития туристско-экскур-сионного дела. М.: ЦРИБ «Турист», 1989.

2. Добкович В. и Кравцов В. В поход. Л.: Мол. гвардия, 1948.

УДК 379.81; 379.831; 908

Э. X. Циперсон, С. М. Губаненков

ТЕХНОЛОГИИ ВЫЖИВАНИЯ СТАНЦИИ ЮНЫХ ТУРИСТОВ (СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТУРИСТОВ г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

в 70-80-е гг. ХХ в.)

Представлен ретроспективный анализ деятельности городской Станции юных туристов г. Санкт-Петербурга по развитию системы детско-юношеского туризма и краеведения в регионе. Дан анализ воздействия принимаемых законодательных и нормативно-правовых актов на развитие системы образования, организацию массовой спортивно-оздоровительной и экскур-сионно-туристской работы с подрастающим поколением. На конкретных примерах развития видов и форм детско-юношеского туризма и краеведения представлено видение результатов правоприменения принимаемых законодательных и нормативно-правовых актов на развитие системы образования города Санкт-Петербурга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.