Научная статья на тему 'Формирование экологического мировоззрения студенческой молодежи средствами краеведения: опыт работы научного сообщества'

Формирование экологического мировоззрения студенческой молодежи средствами краеведения: опыт работы научного сообщества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ / ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / STUDENT''S YOUTH / RESEARCH / EDUCATIONAL / NATURE PROTECTION ACTIVITY / ECOLOGICAL OUTLOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Ю.Н., Колесова Н.С., Шабунов А.А.

В статье описывается опыт работы студенческого научного общества, основными задачами которого являются изучение и охрана природы. Сочетание учебной, исследовательской и просветительской работы в деятельности общества способствует формированию экологического мировоззрения студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of ecological outlook of student''s youth means of study of local lore: experience of scientific community

Experience of students' scientific society which main objective is studying of nature and conservation is described in article. The combination of educational and research work in activity of society promotes formation of ecological outlook of student's youth.

Текст научной работы на тему «Формирование экологического мировоззрения студенческой молодежи средствами краеведения: опыт работы научного сообщества»

так как всё в открытом доступе в Интернете и участники не дают ошибиться.

Мы считаем, что такой вариант активной познавательной семейной деятельности можно организовать для любой аудитории, в любом месте, с любой содержательной «начинкой».

УДК 378.14:37.033; 908; 371.84

Ю. Н. Белова, Н. С. Колесова, А. А. Шабунов

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СРЕДСТВАМИ КРАЕВЕДЕНИЯ: ОПЫТ РАБОТЫ НАУЧНОГО СООБЩЕСТВА

В статье описывается опыт работы студенческого научного общества, основными задачами которого являются изучение и охрана природы. Сочетание учебной, исследовательской и просветительской работы в деятельности общества способствует формированию экологического мировоззрения студенческой молодежи.

Experience of students' scientific society which main objective is studying of nature and conservation is described in article. The combination of educational and research work in activity of society promotes formation of ecological outlook of student's youth.

Ключевые слова: студенческая молодежь, исследовательская, просветительская, природоохранная деятельность, экологическое мировоззрение.

Keywords: student's youth, research, educational, nature protection activity, ecological outlook.

Сокращение биологического разнообразия относится к числу основных факторов, вызывающих деградацию природной среды в планетарном масштабе. В России сохранение биологического разнообразия признано в качестве одной из стратегических целей государственной политики в области экологии. В значительной степени решение обозначенной проблемы находится на локальном уровне. Работы, связанные с сохранением разнообразия, начинаются с инвентаризации живых организмов, изучения динамики их популяций

и анализа рисков, угрожающих их существованию. Другой важной составляющей сохранения биологического разнообразия является экологическая грамотность, информированность и готовность населения следовать природоохранным принципам. Решение комплекса проблем, связанных с изучением и сохранением разнообразия, а также формированием экологического мировоззрения населения, видится в интеграции исследовательской деятельности и экологического воспитания обучающихся. Благоприятной средой для реализации данного принципа служат научные сообщества при образовательных учреждениях. При этом научное общество обучающихся выступает как коллектив исследователей, и в то же время это одно из звеньев в цепи экологического образования и воспитания.

В Вологодском государственном университете подход, направленный на единство воспитательной, учебной и научно-исследовательской деятельности, используется в работе студенческого энтомологического общества. Оно было организовано в 2003 году. Основной целью деятельности энтомологического общества является исследование фауны и экологических особенностей насекомых на территории Вологодской области. При этом к числу важнейших задач, решаемых исследователями, относятся: инвентаризация разнообразия насекомых Вологодской области; выявление редких и уязвимых видов; анализ популяционных особенностей видов насекомых; анализ среды обитания насекомых и выделение экологических рисков для популяций насекомых, разработка принципов охраны уязвимых видов; просветительская деятельность и популяризация полученных в ходе исследований данных.

Студенческое энтомологическое общество - это единственный коллектив региона, который проводит регулярные исследования насекомых в наземных природных сообществах. В настоящее время исследованиями общества охвачены почти все муниципальные районы Вологодской области. Благодаря активной экспедиционной работе членами общества создан коллекционный фонд, позволяющий в первом приближении дать характеристику состава и особенностей местной фауны. На его основе создан электронный банк данных о насекомых региона. Материалы, полученные в разные годы энтомологическим обществом и характеризующие фауну насекомых Вологодской области, в общей сложности представлены в 4 научных монографиях [1] и более чем в 70 научных статьях. Проделанная работа позволила выделить фоновые и редкие виды в

регионе. На основании исследований были составлены рекомендации к региональной Красной книге животных [2].

Результаты исследований общества активно представляются его членами в форме докладов на научных мероприятиях различного уровня от регионального до международного. Это определяет возможность интеграции научной мысли через привлечение ведущих российских специалистов к решению региональных проблем. Кроме того, участие членов энтомологического общества во всероссийских и международных конференциях способствует расширению их кругозора и повышению квалификации как будущих профессионалов.

В работе общества много внимания уделяется налаживанию взаимодействия с заинтересованными организациями, в том числе с музеями, дирекциями ООПТ и общеобразовательными школами региона. Такое сотрудничество создает основу для активизации научно-исследовательской работы в регионе, способствует привлечению молодежи, в том числе школьников, к решению наиболее актуальных ключевых проблем в регионе. Членами общества изготовлены коллекций насекомых для школ и естественнонаучных музеев России, в том числе Вологодской области. Общество неоднократно принимало участие в организации и проведении научно-образовательных мероприятий и акций природоохранного содержания на площадке крупнейшего в регионе краеведческого музея, в том числе пропагандируя результаты собственных исследований разнообразия и уязвимых видов насекомых. Подобного рода популяризаторская и просветительская деятельность особенно актуальна для студентов - членов общества, обучающихся по педагогическому направлению, так как способствует приобретению профессиональных педагогических навыков.

Важным итогом многолетней работы студенческого энтомологического общества является подготовка научно-популярных публикаций [3] и публикаций в местных СМИ, адресованных широкому кругу читателей и отражающих результаты исследований в регионе. Публикации информируют население об уникальности природных комплексов Вологодчины и особо охраняемых природных территорий региона, о проблемах редких видов, обращают внимание на необходимость охраны природы.

Таким образом, в работе студенческого энтомологического общества ВоГУ на научном фундаменте сочетаются воспитательный, педагогический, популяризаторский и практический компо-

ненты. Сложившаяся за годы работы концепция работы общества способствует, с одной стороны, накоплению и обобщению знаний о биологическом разнообразии региона, выявлению и сохранению редких и уязвимых видов животных. С другой стороны, катализирует развитие личности и помогает формированию экологического мировоззрения и активной жизненной позиции, что особенно значимо для студентов как будущих профессионалов (биологов, учителей биологии), неравнодушных к проблемам родного края.

Примечания

1. Природа Вологодской области. Вологда : Изд. дом Вологжанин, 2007. 434 с.; Белова Ю. Н., Долганова М. Н., Колесова Н. С., Шабунов А. А., Филоненко И. В. Разнообразие насекомых Вологодской области. Вологда : Центр оперативной полиграфии «Коперник», 2008. 368 с.; Сохранение биоразнообразия природных комплексов водосбора Онежского озера на территории Вологодской области. Вологда : Вологод. гос. пед. ун-т, 2008. 265 с.; Белова Ю. Н. Фауна и население жужелиц (Coleoptera, Carabidae) лесных экосистем на территории Вологодской области. Вологда : Изд-во ВоГУ, 2014. 123 с.

2. Красная книга Вологодской области. Т. 3. Животные. Вологда, 2010. 215 с.

3. Охраняемые насекомые «Русского Севера». Вологда : Вологжанин, 2012. 40 с.; Жесткокрылые «Русского Севера»: [определитель семейств жуков, обитающих на территории Национального парка]. Вологда : Вологжанин, 2014. 44 с.

УДК 371.388.6; 908; 351.858

И. Г. Васильева

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКСНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «НАСЛЕДНИКИ ВЕЛИКОГО ГОРОДА»

Статья посвящена городским историко-краеведческим конференциям, конкурсам и олимпиаде, проводимыми Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных. Автором рассматривается воспитательный потенциал данного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.