Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
старшеклассники / психологическая поддержка / профессиональный выбор / профессиональное самоопределение / профориентация / high school students / psychological support / professional choice / professional selfdetermination / careerguidance

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наливайко Константин Владимирович

Статья посвящена анализу теории педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении. От качества педагогической поддержки зависит результативность профориентационной работы, правильный выбор старшеклассника и сформированность у него качеств, необходимых в его будущей профессиональной деятельности. В работе анализируется влияние общества на выбор современной молодежью профессии. Профессиональное самоопределение старшеклассников является личностно значимой деятельностью, направленной на поиск личностного смысла в выбираемой профессии. Авторы пришли к выводу, что представление о себе как о личности у старшеклассников более развито, чем представление о себе как о профессионале. Рассмотрен вопрос психолого-педагогических характеристик педагогической поддержки старшеклассников в выборе профессии, организация этого процесса. Профориентационная работа не только помогает с выбором профессии, но и формирует у старшеклассника представление о себе как о специалисте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наливайко Константин Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the theory of pedagogical support of high school students in professional self-determination. The quality of pedagogical support depends on the effectiveness of career guidance work, the right choice of a high school student and the formation of his qualities necessary in his future professional activity. The paper analyzes the influence of society on the choice of a profession by modem youth. Professional self-determination of high school students is a personally significant activity aimed at finding personal meaning in the chosen profession. The authors came to the conclusion that the idea of oneself as a person in high school students is more developed than the idea of oneself as a professional. The question of psychological and pedagogical characteristics of pedagogical support of high school students in choosing a profession, the organization of this process is considered. Career guidance work not only helps with choosing a profession, but also forms a high school student's idea ofhimself as a specialist.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ»

3. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах: учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. учеб. заведений. - 4-еизд., стереотип. / Н.Б. Истомина. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

4. Организация и реализация преемственности дошкольного и начального общего образования: Сборник научных статей и методических разработок / сост. O.A. Блохина. - Калининград: Издательство Калининградского областного института развития образования, 2019.

5. Поташник, М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе: метод, пособие / М.М. Поташник. - М.: Педагогическое общество России, 2011.

6. Примерная рабочая программа начального общего образования предмета «Математика». -Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021 г. - URL: https://edsoo.ru/Primernaya_rabochaya_programma_nachalnogo_obschego_obrazovaniya_predmeta_Matem atika_proekt_.htm

7. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова; под общ. ред. Л.В. Ворониной. - Екатеринбург: УрГПУ, 2017.

УДК 371

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ТЕОРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

аспирант Налиеайко Константин Владимирович Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

Постановка проблемы. Старшие классы в школе - время профессионального выбора учеников. Важно, чтобы старшеклассники сделали правильный профессиональный выбор. И важная роль в этом отводится педагогическому коллективу. Деятельность учителей направлена на помощь ученикам в выборе профессии, их самоопределении и профессиональном самовыражении.

Сегодня на рынке труда многоженство новых профессий, о которых мало что известно. Задача педагогов - помочь старшеклассникам познакомиться с ними. Также важно рассказать о специальностях, которые утратили актуальность. В ходе педагогической поддержки педагог помогает ученику не просто выбрать профессию, а увидеть себя в этой роли. Именно этим обусловлена значимость педагогической поддержки старшеклассников в их профессиональном определении.

Социально-экономическая ситуация в мире усложняется с каждым годом. Время диктует новые требования к специалистам. Профессии очень быстро устаревают и также быстро появляются новые. Есть специальности, которые теряют актуальность, а следовательно, и дешевеют. В таких условиях старшеклассникам очень трудно определиться с выбором будущей профессии. Им надо учитывать не только свои желания, особенности характера и склонности, способности, но и состояние рынка труда. Молодые люди, выбравшие устаревший специальности, не смогут устроиться на работу и профессионально реализоваться. Именно поэтому им требуется помощь взрослых.

Изложение основного материала исследования. Сегодня на профессиональное самоопределение молодежи огромное влияние оказывает не пример родителей, а медиасфера, особенно блогеры. Они транслируют успешную богатую жизнь без особых усилий. Молодежь видит, что можно зарабатывать деньги удаленно, снимая ролики, настраивая рекламу. Популярны такие профессии как таргетолог, копирайтер, монтажер и сценарист роликов [5]. На этом фоне врачи, учителя, инженеры, пожарные выглядят не так привлекательно. Но не все могут работать онлайн, эта сфера сложнее, чем мы видим с экрана. Поэтому важно направить молодежь на верный путь профессионального самоопределения. Особую роль в профессиональном самоопределении старшеклассников играет педагогическая поддержка учителей.

Педагогическая поддержка - система психолого-педагогических методов и средств, способствующих формированию готовности школьника к профессиональному выбору в процессе формирования его ценностных ориентаций, способностей, самосознания, повышению конкурентоспособности на профессиональном рынке труда и адаптации к быстро меняющимся условиям становления и реализации собственной профессиональной карьеры [2].

Педагогическая поддержка в профессиональном самоопределении не просто ознакомление старшеклассников с имеющимися и востребованными профессиями, а помощь им в осознании выбора будущей профессии, помощь в анализе способностей. Педагогический коллектив должен создать условия, которые будут стимулировать развитие личности старшеклассников, осознание ответственности за профессиональный выбор [7].

Педагогическая поддержка включает в себя:

• проведение профориентационной работы;

• проведение тестирования на определение склонностей к профессии;

• организация экскурсий в университеты для знакомства будущих абитуриентов с вузом;

• формирование ответственности, активности, целеустремленности и трудолюбия у обучающихся;

• организация самостоятельной работы старшеклассников по ознакомлению с востребованными профессиями.

Кунгурова И.М. пишет, что «педагогическая поддержка... опирается на комплекс гуманитарных технологий... Этот комплекс обеспечивает помощь в преобразовании разнообразных жизненных препятствий в образовательные ситуации для наработки нового опыта» [4].

Опишем основные этапы педагогической поддержки:

1. Диагностический этап. На этом этапе педагог фиксирует имеющиеся проблемы в профессиональном определении старшеклассников, составление программы профориентационной работы, устанавливает контакт с учениками и их родителями. Совместная работа учителей и родителей очень важна, так как это круг взрослых, которые имеют авторитет для старшеклассников. Именно они оказывают на него наибольшее влияние. Важно, чтобы педагоги работали в тандеме и их усилия должны быть направлены на помощь в понимании кем хочет стать старшеклассник.

2. Поисковый этап. На этом этапе педагоги вместе со старшеклассниками ищут причины, по которым возникли проблемы с профессиональным выбором.

3. Договорный этап. Здесь начинается совместная работа педагога и школьников. Они налаживают отношения, составляют план работы, договариваются о сотрудничестве.

4. Деятельностный этап. Ученик начинает действовать: проходит тесты по профориентации и личностным особенностям, анализируют себя и свои способности, интересы. Учитель направляет его, одобряет или корректирует его действия. Если требуется помощь специалистов, то учитель подключает их к работе.

5. Этап рефлексии. Он представляет собой обсуждение результатов работы, успехов и неудач предыдущих этапов и прошлого опыта [7].

Педагогическая поддержка строится на определенных принципах:

• целостность, т.е. все действия педагога являются элементами выстроенной системы;

• систематичность, которая гарантирует, что используемые средства и методы применяются на постоянной основе;

• целенаправленность, которая подразумевает подбор средств и методов с учетом конкретных задач того или иного этапа;

• диагностичность - диагностика уровня развития обучающегося, анализ динамики и коррекция развития в соответствии с планами профессиональной сферы;

• диалогичность: совместная работа учителя и ученика, обсуждение, сопереживание друг другу; ученик имеет свободу выбора, но обсуждает своим решения с педагогом;

• контекстность: обучение в старших классах строится на основе выбора профессии, так как старшеклассники должны более углубленно изучать именно специальные предметы;

• вариативность: выбор системы средств и методов с учетом дифференциации индивидуальных и личностных особенностей обучающихся;

• динамичность (использование и чередование разнообразных средств и методов диалогического взаимодействия) [1].

Специфика формирования профессионального самоопределения старшеклассников зависит от ряда обстоятельств. Во-первых, личностные особенности каждого ученика: его уровень знаний, познавательный и эмоциональный интеллект, способности, интересы. Во-вторых, многое зависит от родителей: принимают они выбор ребенка или пытаются навязать свой. Во втором случае педагоги должны помочь наладить контакт между ребенком и родителями, объяснить им важность самостоятельного принятия решения. В-третьих, влияние общества: одноклассники, друзья, окружение, медийные личности. В-четвертых, наличие/отсутствие профориентационной работы в

школе и поддержки со стороны учителей. В-пятых, стереотипы о профессиях, их социальный статус, уровень оплаты, престиж. Все это очень важно для подростка при принятии решения о выборе своей будущей профессии [6].

Выводы. Результатом успешной профориентационной работы и поддержки педагогов является сформированное представление у старшеклассника о себе как о специалисте в выбранной области. Благодаря этому будет сделан правильный акцент в углубленном изучении необходимых школьных предметов. Имея поддержку, старшеклассник будет увереннее чувствовать себя, делая выбор.

Аннотация. Статья посвящена анализу теории педагогической поддержки старшеклассников в профессиональном самоопределении. От качества педагогической поддержки зависит результативность профориентационной работы, правильный выбор старшеклассника и сформированность у него качеств, необходимых в его будущей профессиональной деятельности. В работе анализируется влияние общества на выбор современной молодежью профессии. Профессиональное самоопределение старшеклассников является личностно значимой деятельностью, направленной на поиск личностного смысла в выбираемой профессии. Авторы пришли к выводу, что представление о себе как о личности у старшеклассников более развито, чем представление о себе как о профессионале. Рассмотрен вопрос психолого-педагогических характеристик педагогической поддержки старшеклассников в выборе профессии, организация этого процесса. Профориентационная работа не только помогает с выбором профессии, но и формирует у старшеклассника представление о себе как о специалисте.

Ключевые слова: старшеклассники, психологическая поддержка, профессиональный выбор, профессиональное самоопределение, профориентация.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the theory of pedagogical support of high school students in professional self-determination. The quality of pedagogical support depends on the effectiveness of career guidance work, the right choice of a high school student and the formation of his qualities necessary in his future professional activity. The paper analyzes the influence of society on the choice of a profession by modern youth. Professional self-determination of high school students is a personally significant activity aimed at finding personal meaning in the chosen profession. The authors came to the conclusion that the idea of oneself as a person in high school students is more developed than the idea of oneself as a professional. The question of psychological and pedagogical characteristics of pedagogical support of high school students in choosing a profession, the organization of this process is considered. Career guidance work not only helps with choosing a profession, but also forms a high school student's idea ofhimself as a specialist.

Key words: high school students, psychological support, professional choice, professional self-determination, careerguidance.

Литература:

1. Алиева, М.Б. Психолого-педагогическая характеристика процесса профессионального самоопределения старшеклассников / М.Б. Алиева, Д.М. Даудова, К.А. Ахмедпашаева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 2 (99). - С. 270-272

2. Апанович А.В., Базалий Р.В. Педагогические технологии формирования профориентационных предпочтений старшеклассников А.В. Апанович, Р.В. Базалий // Молодой исследователь Дона. - 2022. -№ 3 (36). - С. 130-134

3. Воронина, Е.В. Педагогическая поддержка формирования готовности к профессиональному самоопределению школьников / Е.В. Воронина // Концепт. -2013. - №04.

4. Кунгурова, И.М. Технология педагогической поддержки профессионально-творческого саморазвития студентов / И.М. Кунгурова // Педагогическое образование и наука. - 2017. - № 6. -С. 69-72

5. Пилипенко, Е.В. Профессиональные предпочтения обучающихся / Е.В. Пилипенко // Endless light in science. - 2023. - С. 88-94

6. Чистякова, С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие / С.Н. Чистякова. - Москва: Академия, 2014

7. Шустова, И.Ю. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассников / И.Ю. Шустова // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. - 2015. - Т. 8. -Вып. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.