Научная статья на тему 'АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ'

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное самоопределение / профессиональное развитие / тренинг / старшеклассники / представление о себе / представление о профессии / способности / интересы личности / профессия / professional self-determination / professional development / training / high school students / self-image / idea of the profession / ability / personal interests / profession

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Черемискина Ирина Игоревна, Андреева Ольга Владимировна

Статья посвящена важной проблеме активизации профессионального самоопределения старшеклассников. На профессиональное самоопределение старшеклассников оказывает влияние ряд факторов: личные качества, представления о себе и о профессии, социальные и семейные условия, уровень успеваемости, зрелость поведения и социальных ориентаций. Для активизации профессионального самоопределения необходимо психолого-педагогическое сопровождение, направленное на создание условий, способствующих формированию адекватных представлений о мире профессий, собственных склонностях и способностях. Одной из эффективных профориентационных технологий считается тренинг. В исследовании были использованы следующие диагностические методики: «Линия жизни» А. А. Кроник, опросник «Ориентация» И. Л. Соломина, эссе «Мое профессиональное самоопределение». Полученные данные показали, что трудности в профессиональном самоопределении у этих старшеклассников связаны с приоритетом внешних факторов при выборе профессии, ошибочными представлениями о содержании профессиональной деятельности и слабой субъективной связью этого содержания со способностями и склонностями самих школьников. Выявленные трудности стали методологическим основанием создания тренинга. Результаты повторного исследования представлений старшеклассников о собственном профессиональном самоопределении после проведения тренинга показали, что большинство трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники при выборе профессии, были преодолены: у респондентов конкретизировались представления о собственных склонностях и способностях, о будущей профессии, сформировались новые знания о мире профессий и критериях выбора профессии. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами-психологами в диагностике субъективных трудностей и при создании профориентационных программ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Черемискина Ирина Игоревна, Андреева Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS: TRAINING OPPORTUNITIES AIMED AT OVERCOMING SUBJECTIVE DIFFICULTIES

The article is devoted to the important problem of activating the professional self-determination of high school students. A number of factors influence the professional self-determination of high school students: personal qualities, ideas about themselves and about the profession, social and family conditions, level of academic achievement, maturity of behavior and social orientations. To activate professional self-determination, psychological and pedagogical support is necessary, aimed at creating conditions conducive to the formation of adequate ideas about the world of professions, one’s own inclinations and abilities. One of the most effective career guidance technologies is considered to be training. The following diagnostic methods were used in the study: “Life Line” by A. A. Kronik, questionnaire “Orientation” by I. L. Solomin, essay “My professional self-determination”. The data obtained showed that difficulties in professional self-determination among these high school students are associated with the priority of external factors when choosing a profession, erroneous ideas about the content of professional activity and a weak subjective connection of this content with the abilities and inclinations of the students themselves. The identified difficulties became the methodological basis for the creation of the training. The results of a repeated study of the ideas of high school students about their own professional self-determination after the training showed that most of the difficulties faced by high school students when choosing a profession were overcome: respondents concretized ideas about their own inclinations and abilities, about the future profession, formed new knowledge about the world of professions and criteria for choosing a profession. The results of this study can be used by educational psychologists in the diagnosis of subjective difficulties and in the creation of career guidance programs.

Текст научной работы на тему «АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ ТРУДНОСТЕЙ»

V 7TK"• ^ 7 f) 1 ^ l/^i (TliON LS2023 Контент доступен по лицензии СС BY-NC 4.0

у A14- J ' и 1J |(сс) tjJCSj This is an open access article under the CC BY-NC 4.0 license

DOJ. J (j 57145/27129780 2023 12 03 13 lfcae3MI^Mhttps://cieativecommons.oig/licenses/by-nc/4.0/)

АКТИВИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ: ВОЗМОЖНОСТИ ТРЕНИНГА, НАПРАВЛЕННОГО НА ПРЕОДОЛЕНИЕ СУБЪЕКТИВНЫХ

ТРУДНОСТЕЙ

© Автор(ы) 2023

ЧЕРЕМИСКИНА Ирина Игоревна, кандидат психологических наук, доцент кафедры философии и

юридической психологии

Владивостокский государственный университет 690014, Россия, Владивосток, irina-cheremiski@mail.ru

SPIN: 456-5420

AuthorlD: 721029

ORCID: 0000-0003-4201-1990

АНДРЕЕВА Ольга Владимировна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и

юридической психологии Владивостокский государственный университет 690014, Россия, Владивосток, andreevamsun@mail.ru

SPIN: 6848-0098 AuthorlD: 1038722 ORCID: 0000-0003-0975-0126 ScopusID: 57224935646

Аннотация. Статья посвящена важной проблеме активизации профессионального самоопределения старшеклассников. На профессиональное самоопределение старшеклассников оказывает влияние ряд факторов: личные качества, представления о себе и о профессии, социальные и семейные условия, уровень успеваемости, зрелость поведения и социальных ориентаций. Для активизации профессионального самоопределения необходимо психолого-педагогическое сопровождение, направленное на создание условий, способствующих формированию адекватных представлений о мире профессий, собственных склонностях и способностях. Одной из эффективных профориентационных технологий считается тренинг. В исследовании были использованы следующие диагностические методики: «Линия жизни» А. А. Кроник, опросник «Ориентация» И. Л. Соломина, эссе «Мое профессиональное самоопределение». Полученные данные показали, что трудности в профессиональном самоопределении у этих старшеклассников связаны с приоритетом внешних факторов при выборе профессии, ошибочными представлениями о содержании профессиональной деятельности и слабой субъективной связью этого содержания со способностями и склонностями самих школьников. Выявленные трудности стали методологическим основанием создания тренинга. Результаты повторного исследования представлений старшеклассников о собственном профессиональном самоопределении после проведения тренинга показали, что большинство трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники при выборе профессии, были преодолены: у респондентов конкретизировались представления о собственных склонностях и способностях, о будущей профессии, сформировались новые знания о мире профессий и критериях выбора профессии. Результаты данного исследования могут быть использованы педагогами-психологами в диагностике субъективных трудностей и при создании профориентационных программ.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональное развитие, тренинг, старшеклассники, представление о себе, представление о профессии, способности, интересы личности, профессия.

ACTIVATION OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS: TRAINING OPPORTUNITIES AIMED AT OVERCOMING SUBJECTIVE DIFFICULTIES

© The Author(s) 2023

CHEREMISKINA Irina Igorevna, PhD in Psychology, associate professor at the Department

of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University 690014, Russia, Vladivostok, irina-cheremiski@mail.ru ANDREEVA Olga Vladimirovna, PhD in Philosofy, associate professor at the Department

of Philosophy and Legal Psychology Vladivostok State University 690014, Russia, Vladivostok, andreevamsun@mail.ru Abstract. The article is devoted to the important problem of activating the professional self-determination of high school students. A number of factors influence the professional self-determination of high school students: personal qualities, ideas about themselves and about the profession, social and family conditions, level of academic achievement, maturity of behavior and social orientations. To activate professional self-determination, psychological and pedagogical support is necessary, aimed at creating conditions conducive to the formation of adequate ideas about the world of professions, one's own inclinations and abilities. One of the most effective career guidance technologies is considered to be training. The following diagnostic methods were used in the study: "Life Line" by A. A. Kronik, questionnaire "Orientation" by I. L. Solomin, essay "My professional self-determination". The data obtained showed that difficulties in professional self-determination among these high school students are associated with the priority of external factors when choosing a profession, erroneous ideas about the content of professional activity and a weak subjective connection of this content with the abilities and inclinations of the students themselves. The identified difficulties became the methodological basis for the creation of the training. The results of a repeated study of the ideas of high school students about their own professional self-determination after the training showed that most of the difficulties faced by high school students when choosing a profession were overcome: respondents concretized ideas about their own inclinations and abilities, about the future profession, formed new knowledge about the world of professions and criteria for choosing a profession. The results of this study can be used by educational psychologists in the diagnosis of subjective difficulties and in the creation of career guidance programs.

Keywords: professional self-determination, professional development, training, high school students, self-image, idea of the profession, ability, personal interests, profession.

ВВЕДЕНИЕ нообразием сфер профессиональной деятельности, что

Современный мир характеризуется большим раз- усложняет ориентацию в мире профессий подрастающе-

му поколению. Актуальной и важной является помощь, направленная на активизацию готовности старшеклассников самостоятельно осуществлять свое профессиональное развитие. Профессиональное самоопределение юношей и девушек является одной из первостепенных общественных задач, так как напрямую связано с успешной интеграцией молодых людей в социум. На профессиональное самоопределение, его осознанность оказывает влияние множество факторов: личные качества старшеклассников [1-5], социальные и семейные условия [6; 7], уровень успеваемости, зрелость поведения и социальных ориентаций. Согласно таким авторам, как Л. И. Божович, М. Р. Гинзбург, Т. В. Снегирева, Н. Н. Толстых, профессиональное самоопределение как новообразование старшего школьного возраста является частью личностного самоопределения и связано с формированием внутренней взрослой позиции старшеклассника [8]. В психологической литературе профессиональное самоопределение принято определять либо локально как период выбора профессии, либо глобально как процесс, осуществляющийся на протяжении большей части жизни человека [9; 10]. Успешность профессионального самоопределения старшеклассников к моменту завершения обучения в школе и выбора дальнейшего профессионального образования проявляется в способности к самоанализу, адекватной оценке своих возможностей относительно выбранной профессии; в стремлении к самостоятельности и независимости в решениях и поступках; в направленности на профессиональное самосовершенствование; в совпадении интересов школьника и выбора направления дальнейшего обучения, в повышением успеваемости по предметам, которые соответствуют выбранному направлению профессионального обучения [11]. Поверхностное, романтизированное, неадекватное представление о профессии и о своих способностях, необходимых для определенного вида профессиональной деятельности, может привести к рассогласованию между интересами и возможностями человека, разочарованию в выборе и последующим трудностям.

Помощь педагогов-психологов старшеклассникам в активизации профессионального самоопределения может заключаться в создании условий, способствующих формированию у школьников адекватных представлений о своей личности, жизненных ценностях, склонностях и способностях. Также необходимо способствовать интеграции практики помощи в профессиональном самоопределении в образовательный процесс учащихся [12-17]. Педагогам-психологам необходимо проводить формирующую, развивающую и диагностико-коррек-ционную работу, в рамках повышения мотивации у школьников к осознанному и самостоятельному выбору профессии с учётом знаний о своих способностях и возможностях [18-21]. Как указывают Е. Н. Печенкина, Е. Ю. Литвинова, Л. А. Елунина, тренинг является эффективным средством стимулирования готовности старшеклассников к профессиональному самоопределению [22; 23]. В учебно-воспитательном процессе тренинг дает возможность не только получения новых знаний, но и активизации процесса профессионального и личностного самоопределения, что способствует осознанному формированию дальнейшей профессиональной траектории старшеклассника [24]. Следует отметить, что большинство предлагаемых программ тренингов, направленных на активизацию процесса профессионального самоопределения, содержат либо общие идеи, либо видение отдельных авторов о составе и модификации тренинго-вых упражнений. В данном исследовании апробирован комплекс методик для оценки субъективно отмечаемых старшеклассниками трудностей в профессиональном самоопределении, и именно эти диагностированные трудности стали основой для создания программы тренинга, который показал свою эффективность в их преодолении.

МЕТОДОЛОГИЯ

Цель - изучить представления старшеклассников о

собственном профессиональном самоопределении, выявить имеющиеся трудности и на основе полученных данных разработать и апробировать программу тренинга, направленного на активизацию процесса профессионального самоопределении. Исследование проводилось в сентябре-октябре 2022 года, в три этапа. На первом этапе с целью выявления имеющихся субъективных трудностей у старшеклассников были использованы следующие методики: «Линия жизни» А. А. Кроник, опросник «Ориентация» И. Л. Соломина, эссе «Мое профессиональное самоопределение». Для обработки результатов эссе использовался метод контент-анализа. Эмпирическую выборку исследования составили учащиеся 11-го класса одной из среднеобразовательных школ г. Владивостока, всего 42 человека в возрасте 17-18 лет. На втором этапе, на основании обозначенных школьниками трудностей, была составлена и проведена программа тренинга, направленного на активизацию процесса профессионального самоопределения. Тренинг проводился педагогом-психологом школы, всего было проведено 6 тренинговых занятий. На третьем этапе, с целью оценки эффективности тренинговой работы, повторно были проведены методики «Ориентация» И. Л. Соломина и «Линия жизни» А. А. Кроник. Статистический анализ полученных данных проводился с помощью Т-критерия Вилкоксона для двух связанных выборок.

РЕЗУЛЬТАТЫ

На первом этапе исследования, по результатам опросника «Ориентация», были выделены склонности и способности старшеклассников к одному (двум) из 5 типов профессий, распределение представлено в таблице 1.

Таблица 1 - Распределение склонностей и способностей старшеклассников по типам профессий

Тип профессий Склонности (количество выборов) Способности (количество выборов)

Человек-человек 13 19

Человек-знаковая система 8 4

Человек-художественный образ 15 8

Человек-техника 4 9

Человек-прир ода 4 4

Большинство учащихся (15 респондентов) отдают предпочтение профессиям типа «человек-художественный образ» (изобразительная, музыкальная, актерско-сценическая, литературно-художественная деятельность). 13 старшеклассников склонны к профессиям типа «человек-человек» (работа с людьми: обучение, воспитание, руководство коллективами; бытовое, торговое, информационное или медицинское обслуживание). 8 респондентов имеют склонность к профессиям типа «человек-знаковая система» (профессии, связанные с оформлением документов, делопроизводством, анализом текстов или их преобразованием, перекодированием). Профессиям типа «человек-природа» отдают предпочтение 4 опрашиваемых старшеклассника (сельское хозяйство, пищевая промышленность, медицина и научные исследования (биология, география). Также 4 старшеклассника выбирают профессии типа «человек-техника» (профессии, связанные с техническими объектами (машинами, механизмами), материалами, видами энергии). Способности респондентов распределились другим образом: в отличие от распределения своих склонностей, большинство респондентов - 19 человек считают, что они наиболее способны в сфере «человек-человек». Менее выражены также способности респондентов к сфере профессий «человек-художественный образ», нежели выражен их интерес к таким профессиям (интерес - 15, способности - 8). Только у 9 из 42 респондентов профессиональное самоопределение формируется в правильном направлении: у них можно наблюдать совпадение преимущественных склонностей и способностей к одному из типов профессий.

В методике «Линия жизни» старшеклассникам было предложено на «линии жизни» отметить события прошлого, настоящего и будущего, которые, по их мнению, относятся к их профессиональному становлению, также

респондентам предлагалось оценку этим событиям (положительное - отрицательное). Для интерпретации полученных результатов индуктивным путем с помощью экспертов были определены категории анализа, по которым распределили ответы школьников в процентном соотношении. Насыщенность событиями временного отрезка жизни, связанного с профессиональным становлением, следующая.

Среди событий прошлого респонденты отметили 81 событий и достижений (34 % от всех обозначенных событий), связанных с профессиональным становлением, среди событий будущего - 135 событий и достижений (66 %). По мнению старшеклассников, события будущего больше связаны с их профессиональным становлением, чем события прошлого. Субъективная оценка событий прошлого, связанных с профессиональным становлением распределилась следующим способом: в 80 % случаях - положительная, в 20% случаях - отрицательная. Чаще всего негативное эмоциональное отношение старшеклассники выражали к определенным занятиям и увлечениям (спорт, музыка, художественная деятельность). Возможно, респонденты в прошлом выбирали увлечения, которые не связаны с их интересами и склонностями, или посещали дополнительные занятия и секции по наставлению родителей. При этом, такие увлечения были отмечены респондентами как события, связанные с профессиональным становлением. Из общего разнообразия событий будущего большинство событий респондентов (48 %) связанны с экзаменами и обучением. Эти события в большей степени для респондентов связаны с профессиональным становлением на данном этапе жизни. 26 % событий будущего старшеклассников связаны с личной жизнью. При этом девочки указывали замужество и рождение детей, а мальчики - армию как событие, связанное с профессиональным становлением. 18 % событий респондентов связаны с такими трудовыми и карьерными перспективами как заработок, работа, должность, стажировка, карьерный рост, которые влияют на профессиональное становление в будущем. 8 % отводится событиям, связанным с переездом в другой город или страну, что также, по мнению респондентов, связано с профессиональным становлением. Субъективная оценка событий будущего, связанных с профессиональным становлением, по мнению большинства, старшеклассников (в 84 % случаях) также положительная, в 16 % случаях - отрицательная. Чаще всего негативное эмоциональное отношение респонденты выражали к событиям, связанным со сдачей экзаменов и подготовкой к ним. Это оправдано их переживанием и повышенной тревожностью перед сдачей итоговых экзаменов и поступлением в ВУЗы.

Анализируя полученные результаты, был сделан вывод, что большинство респондентов не видят связи между событиями и достижениями прошлого и будущего. Старшеклассники отделяют увлечения и достижения прошлого от будущего профессионального становления. Некоторые респонденты указывали в сфере профессиональной деятельности жизненные события, далекие от их увлечений, склонностей, интересов и способностей. 6 старшеклассников смогли установить слабые связи между событиями в жизни и их собственным профессиональным становлением. Так, например, респонденты связывали изучение иностранных языков с переездом в другую страну, а не с выбором будущей профессии. По результатам эссе на тему «Моё профессиональное самоопределение» при помощи экспертов были определены категории контент-анализа, по которым распределились смысловые единицы текста респондентов. После определения относительной частоты смысловых единиц был рассчитан показатель их разнообразия. На основе данного показателя получилось процентное отношение каждой категории к общему разнообразию текстов старшеклассников (таблица 2).

Таблица 2 - Соотношение категорий контент-анали-

за эссе старшеклассников

Категории Процентное отношение

Увлечение и интересы 34%

Конкретные профессии 27%

Критерии выбора будущей профессии 14%

Эмоциональные компоненты 14%

Наиболее выраженной оказалась категория «Увлечения и интересы» (34 %). Это свидетельствует о том, что представления старшеклассников о собственном профессиональном самоопределении в большей мере содержат компоненты их интересов и склонностей. Респонденты чаще всего писали о своих хобби, любимых увлечениях и занятиях. Следует отметить, что при этом респонденты редко описывали свои способности к любимым занятиям или какие-либо достижения. Только у троих респондентов наблюдалась связь между интересами и способностями. Также представления респондентов о собственном профессиональном самоопределении содержат конкретные профессии (27 %). Многие респонденты указали, что уже сделали выбор будущей профессии, другие - написали о нескольких вариантах будущей профессии. Часть респондентов в качестве причины выбора конкретной профессии указали: престиж, востребованность на рынке труда, советы родителей. В представлениях старшеклассников присутствует эмоциональный компонент (14 %). В большинстве случаев респонденты демонстрируют положительное отношение к выбору будущей профессии, описывают положительные эмоции: радости, интереса, которые возникают у них при мыслях о собственном профессиональном самоопределении, поступлении в университет, выборе профессии и сфер деятельности. Один из компонентов представлений старшеклассников о профессиональном самоопределении составляет категория критериев выбора будущей профессии (14 %). При выборе профессии респонденты руководствуются определенными критериями, которыми должна обладать будущая профессия по их мнению (востребованность профессии, стабильный заработок, польза обществу). В формирование профессионального самоопределения старшеклассники также включают самореализацию личности (8 %). Респонденты указывают на важность самосовершенствования и развития в будущей профессиональной деятельности. Смена места жительства также часто встречается у испытуемых старшеклассников как компонент их представлений о профессиональном самоопределении (3 %). Респонденты связывают будущую профессию с переездом в другой город или страну.

Полученные результаты способствовали обозначению имеющихся у старшеклассников трудностей на пути их профессионального самоопределения: выбор профессии на основании внешних изменчивых характеристик (престижа, моды, популярности); выбор профессии под влиянием других людей (родителей, учителей, друзей); неточные и некорректные представления о выбранных профессиях; отсутствие связи в представлениях старшеклассников между собственными интересами, способностями, склонностями и увлечениями. Как уже было сказано выше, выявленные трудности легли в основу конструирования тренинговых занятий для старшеклассников, основными задачами которых стало: формирование объективных и корректных представлений о мире профессий и отдельных видах профессиональной деятельности; формирование самостоятельного осознанного выбора старшеклассниками будущей профессии; формирование навыка соотнесения своих способностей, увлечений и достижений с требованиями будущей профессии.

После проведения тренинговых занятий, направленных на преодоление субъективных трудностей в профессиональном самоопределении, было осуществлено повторное эмпирическое исследование представлений старшеклассников о собственном профессиональном самоопределении для сравнения результатов. По резуль-

татам методики «Ориентация» у большинства старшеклассников изменились представления о собственных способностях, уточнились интересы и склонности следующим образом: у 12 респондентов изменилось представление о собственных способностях; старшеклассники отметили другие сферы профессиональной деятельности, в которых, по их мнению, они являются способными. Участие в тренинге позволило им оценить свои навыки, знания и умения и выбрать более подходящую сферу профессиональной деятельности. 3-е респондентов отметили изменения только собственных склонностей к другим типам профессий. У 3-х респондентов изменилось представление о склонностях и способностях. Просвещение старшеклассников о мире профессий и особенностях выбора будущей профессии в процессе тренинга позволило расширить представления некоторых респондентов о собственном профессиональном самоопределении и изменить, уточнить профессиональную направленность. При помощи метода статистической обработки данных - Т-критерия Вилкоксона были получены показатели выраженности склонностей и способностей респондентов до и после участия в тренинге (таблица 3).

Таблица 3 - Результаты расчета Т-критерия Вилкоксона по данным старшеклассников (методика «Ориентация») до и после проведения тренинга

Склонности Способности

ЧЧ ЧТ 43 чх ЧП ЧЧ ЧТ 43 ЧХ ЧП

Показатель достоверности различий 0;001 0,575 0,411 0,141 0;897 0г034 0..140 0;025 0..894 0;895

Из данных показателей, эмпирическое значение 0,001 - находится в зоне значимости; 0,34 и 0,25 - в зоне неопределенности; остальные значения находятся в зоне незначимости. Значимые различия показателей зафиксированы в сфере склонностей респондентов к типу профессий «Человек-человек». После участия в тренинге большее количество старшеклассников определили свой интерес к данной сфере профессий. По результатам методики «Линия жизни» изменения можно увидеть в категории «Другие жизненные события»: появились такие события, как «подработка» и «заработок». Старшеклассники уточнили события в прошлом, которые связаны с профессиональным становлением. Из выделенных событий будущего, можно отметить изменения в категории «Трудовые и карьерные перспективы». Старшеклассники чаще стали указывать на необходимость карьерного роста, поиска работы, выбора профессиональной сферы деятельности. Большой вклад в общее разнообразие остался у категории «Экзамены и обучение», события личной жизни старшеклассники стали меньше связывать с профессиональным самоопределением. 8 % ответов также были связано переездом в другой город или страну. После участия в тренинге субъективная оценка старшеклассников событий будущего, связанных с профессиональным становлением, стала более положительной (94 %), отрицательная оценка осталась в 6 % случаев.

До участия в тренинге у большинства респондентов связь между событиями и достижениями прошлого и будущего отсутствовала. После участия в тренинге больше старшеклассников связали свои увлечения, достижения и жизненные события в прошлом с профессиональными перспективами в будущем. Представления старшеклассников о профессиональном самоопределении стали более конкретны и направлены на осуществление выбора профессии. По результатам анкетирования все учащиеся отметили, что собираются поступать в ВУЗ, из них 26 указали направление специальности и 23 респондента указали, что выбрали будущую профессию. Таким образом, участие в тренинге способствовало формированию у большинства старшеклассников осознанного выбора профессии, соответствующей собственным интересам, склонностям и способностям.

ОБСУЖДЕНИЕ

Полученные результаты диагностики субъективно отмечаемых трудностей старшеклассниками в профессиональном самоопределении говорят о целесообразности использования проективных методов. Несмотря на трудоемкость обработки, они дают богатый материал для обсуждения в тренинговой работе. Зачастую, авторы-создатели профориентационных тренингов в качестве методологических оснований используют общепринятые представления о возможных трудностях старшеклассников, либо известную схему «хочу-могу-надо», что может снижать индивидуальную эффективность такой программы [24; 25]. Выявленные в результате диагностического исследования трудности в целом соответствуют описанным многими исследователями, например, преобладание внешних факторов выбора профессии, низкий уровень информированности о содержании профессий [25; 26; 27]. Однако отмечены и специфические для данной группы результаты, например, старшеклассники в большинстве своем собственные увлечения и достижения не связывают с профессиональным самоопределением, проявляя негативное отношение к ним.

ВЫВОДЫ

Таким образом, результаты исследования представлений старшеклассников о собственном профессиональном самоопределении свидетельствуют о том, что большинство трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники при выборе профессии, были преодолены после проведения тренинга. У респондентов конкретизировались представления о собственных склонностях и способностях, о будущей профессии, сформировались новые знания о мире профессий и критериях выбора профессии. Это говорит о том, что тренинг, внедрённый в учебно-воспитательный процесс, в основу которого положены обозначенные самими старшеклассниками трудности профессионального самоопределения, способствует формированию осознанного выбора профессии, соответствующей склонностям и способностям учащихся. Данные практического исследования могут быть использованы в рамках психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Goller M., Ursin J., Vahasantanen K., Festner D., Harteis C. Finnish and German student teachers' motivations for choosing teaching as a career //The first application of the FIT-Choice scale in Finland Teaching and Teacher Education. V. 85. 2019. P. 235-248.

2. Zayzay Sumo D., Zhang L., Davis Sumo P. Career choice for ICT among Liberian students: A multi-criteria decision-making study using analytical hierarchy process // Hellion. Vol. 9. 2023. P. 16445.

3. Wang L., Xu H., Zhang X., Fang P. The relationship between emotion regulation strategies and job search behavior among fourth-year university students// Journal of Adolescence. Vol. 59. 2017. P. 139-147.

4. Stern Ch. , Madison G. Sex differences and occupational choice Theorizing for policy informed by behavioral science // Journal of Economic Behavior & Organization. Vol. 202. 2022. P. 694-702.

5. Fernandez S., Terrier L., Kim S. Personality is no stranger to occupational choice among hospitality graduates // Journal of Hospitality, Leisure, Sport & Tourism Education. Vol.32. 2023. Р. 100435

6. Symanyuk E., Pecherkina A., Zakrevskaya O. Peculiarities of professional self-determination of older adolescent students // Perspektivy Nauki i Obrazovania. 2019. Vol. 6. P. 192-202.

7. Кухарчук А.М. Профессиональное самоопределение учащихся. —Минск: Нар. асвета, 1976. 128 с.

8. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности. — Свердловск: Медиа круг, 1986. 142 с.

9. Кузнецова О.В. Роль временной перспективы в личностном и профессиональном самоопределении подростков // Психологическая наука и образование. 2007. № 3. 56-64 с.

10. Кон И. С. Психология старшеклассника. — М.: Просвещение, 1980. 246 с.

11. Болучевская В.В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография. — Волгоград: ВолГМУ, 2010. 264 с.

12. Резапкина Г. В. Знакомство с миром профессий. — М.: Академия, 2018. — 150 с.

13. Курганский С.М. Профориентациооная работа в общеобразовательной школе. — М.: Педагогика, 2019. 260 с.

14. Костаева Т.В. Самоопределение школьников как педагогическая проблема //Наука и образование сегодня. 2019. № 4. С. 84-86.

15. Gurina I.A. Bolatova Z.A. Professional self-determination and employment of student ofprofessional education organization. // Modern problems of science and education. 2022. № 4. P. 48-49.

16. Moriyasu R., Kobayashi T. Impact of career education on high school students' occupational choice: Evidence from a cluster-randomized controlled trial //Japan and the World Economy. Vol. 63. 2022. P. 101146.

17. Щербакова Т.В. Особенности профессионального самоопределения старших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. № 1. С. 186-190.

18. Никифоров Г.С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности - СПб.: Питер, 1998. 152 с.

19. Belyakova E., Zakharova I. Professional Self-Determination and Professional Identity of Students-Teachers in the Conditions of Individualisation ofEducation // The Education and science journal. V. 22. 2020. P. 84-112.

20. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения.

— М.: Академия, 2010. 304 с.

21. M. Alboliteeh, R A. N. Grande, D. JE. Berdida, H. N. Villagracia, S. M. Raguindin, A. M.A. AlAbd Parental authority as a mediator between career decision-making self-efficacy, career decision ambiguity tolerance, and career choice of nursing students: A path analysis // Journal of Professional Nursing. Vol. 42, 2022, P. 178-186.

22. Печенкина Е.Н. Возможности психологического тренинга как средства профориентации старшеклассников // Сборник докладов XIII Межвузовской конференции молодых ученых: по результатам исследований в области педагогики, психологии, социокультурной антропологии, Москва, 24 апреля 2018 года. - Москва: Московский педагогический государственный университет, 2019. С. 57-60.

23. Литвинова Е.Ю. Тренинг как технология профориентации современной молодежи // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы Международной научно-практической конференции, Махачкала, 07 апреля 2020 года. Том 6 Часть 2. - Махачкала: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических исследований Дагестанского научного центра Российской академии наук, 2020. С. 60-66.

24. Зотов В.В. Коммуникативные тренинги как способ профессионального самоопределения обучающихся //Перспективы науки. 2018. № 10(109). С. 199-204.

25. Морозова Н.Э. Трудности подростков при профессиональном самоопределении // Тенденции развития науки и образования. 2022. № 90-1. С. 96-99.

26. Кобякина С.П. Трудности профессионального самоопределения подростков // Теория и практика организации работы с молодёжью: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 24 марта 2023 года / Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), Донской Союз молодежи, Комитет по молодёжной политике Ростовской области, Отдел по делам молодёжи Администрации г. Ростова-на-Дону.

— Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2023. С. 249-253.

27. Шаповалова В.С. Психологическая помощь старшеклассникам в преодолении трудностей профессионального самоопределения // Теория и практика организации работы с молодёжью: Сборник материалов региональной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 06 декабря 2019 года. — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2020. С. 176-181.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов

The authors declare no conflicts of interests.

Received date: 11.08.2023 Approved date: 25.08.2023 Accepted date: 10.10.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.