Научная статья на тему 'Научно-педагогические проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников'

Научно-педагогические проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
85
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / SOCIAL PARTNERSHIP / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / EDUCATIONAL SPACE / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUING EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утемуратова Басира Казбековна

В статье рассматривается актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обусловленная потребностью рынка труда, социальных партнеров в подготовке школьников к саморазвитию и самореализации на основе индивидуализации обучения и недостаточной разработанностью механизмов формирования профессионального самоопределения старшеклассников. И решение данной проблемы эффективно в системе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что способствует целенаправленной подготовке молодежи к сознательному выбору будущей профессии и ориентирует их на получение непрерывного образования в течение жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогические проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Scientific-pedagogical problems of formation professional self-determination

of senior pupils Utemuratova B.

Научно-педагогические проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников Утемуратова Б. К.

Утемуратова Басира Казбековна / Utemuratova Basira - кандидат педагогических наук, почетный доктор, директор, Карагандинский государственный технический университет, Средняя школа № 5, Ресурсный центр, г. Караганда, Республика Казахстан

Аннотация: в статье рассматривается актуальность проблемы формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обусловленная потребностью рынка труда, социальных партнеров в подготовке школьников к саморазвитию и самореализации на основе индивидуализации обучения и недостаточной разработанностью механизмов формирования профессионального самоопределения старшеклассников. И решение данной проблемы эффективно в системе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что способствует целенаправленной подготовке молодежи к сознательному выбору будущей профессии и ориентирует их на получение непрерывного образования в течение жизни.

Abstract: the importance of the problem offormation ofprofessional self-determination of senior pupils, due to labor market needs, the social partners in the preparation of students to self-development and self-realization on the basis of an individualization of training and insufficient development of mechanisms of professional self-determination of senior pupils are considered in the article. And the solution of this problem is effective in the system of interaction among all actors of the educational process that promotes targeted training of young people for the conscious choice of future profession and orients them to receive continuing education during of life.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, социальное партнерство, образовательное пространство, рынок труда, непрерывное образование.

Keywords: professional self-determination, social partnership, educational space, the labor market, continuing education.

DOI: 10.20861/2304-2338-2016-58-001

Необходимость модернизации образования обусловила целый ряд разных по значимости причин, среди которых особое место занимает нарушение дисбаланса между рынком труда и рынком образовательных услуг. В настоящее время образовательные учреждения профессионального образования не могут в полной мере удовлетворить потребности работодателей из-за устаревшей материально-технической базы, отсутствием взаимодействия с общеобразовательными учреждениями, всеми субъектами образовательного процесса. Школьники поступают в учреждения среднего профессионального образования без отсутствия интересов к профессии, причем мотивы школьников различны: совет друзей, нежелание идти в армию, требования родителей (семейный бизнес или династия поддержки конкретной профессии), депрессивность территории, отсутствие информации о профессиях региона, востребованных рынком труда, и т. д.

С введением подушевого финансирования в общеобразовательных учреждениях ведется работа по мотивированию школьников к поступлению только в высшие учебные заведения, причем многих родителей устраивает такая однопрофильная подготовка, когда учащиеся мотивируются на получение престижной специальности в высших учебных заведениях. Как следствие, результатом деятельности школ является ошибочное мнение учащихся о востребованности только умственного труда. Следует заметить, что определенная часть учащихся поступает в средние профессиональные учреждения целенаправленно, однако разочаровывается в процессе обучения, в связи с тем, что их представления о профессии часто не соответствуют собственным ожиданиям.

Все это, по данным социологических исследований, привело к дефициту как рабочих кадров, так и к переполнению специалистами в экономических и юридических сферах деятельности. Факт отсутствия информации у выпускников школ о потребностях рынка труда, особенности социально-экономического развития региона, области, отсутствие ценностных представлений о профессии

очевиден. Главной причиной сложившейся ситуации является отсутствие мотивации учащихся в общеобразовательных заведениях, несформированность профессионального самоопределения у школьников. Другими словами, профессия для школьников - это средство достижения желаемого идеала жизни без учета ее ценностной и социальной значимости.

Рассматривая личность старшеклассника в учебном процессе, можно отметить, что, с одной стороны, он является объектом профессионально-ориентационных взаимодействий, а с другой -субъектом профессионального самоопределения. При этом данная личность должна быть смотивирована на конкретные действия для достижения целей обучения. Для успешности реализации жизненных целей школьника необходимо предоставление ему ориентиров сложившейся ситуации на рынке труда, мире профессии, видах деятельности. Целью школы в формировании профессионального самоопределения школьников должен стать осознанный ими выбор сферы профессиональной деятельности с учетом личностных и социальных потребностей.

Профессиональное самоопределение школьников рассматривается в системе взаимодействия всех субъектов образовательного процесса, что способствует выстраиванию взаимовыгодного сотрудничества между всеми ее участниками, ориентацию школьников на получение непрерывного образования в течение жизни, развитию индивидуальных способностей каждого школьника. Важным звеном в создаваемой системе являются общеобразовательные учреждения, деятельность которых должна быть направлена на: создание комплексных условий для формирования профессионального самоопределения старшеклассников; осознанного подхода к выбору профессии школьниками с учетом их способностей, склонностей, потребности общества; развитие творческих способностей учащихся; организацию профессионального консультирования и просвещения школьников; дифференциацию обучения с целью всестороннего развития личности и раскрытия ее потенциальных возможностей, профессионально-психологическую помощь [5, 6, 7].

Задачами образовательных учреждений профессионального образования различного уровня должны стать: пропаганда профессий и специальностей, востребованных рынком труда; содействие формированию профессионального самоопределения школьников; внедрение принципов профессионального отбора и подбора; создание профильных классов и групп, факультативов, курсов с целью развития склонностей, способностей и профессиональных качеств школьников; информирование школьников о профессиональных возможностях, видах трудовой деятельности.

Направлениями деятельности предприятий и организаций различных форм собственности должны быть: участие в формировании профессионального самоопределения школьников, развития у них интереса к профессии; организация трудового обучения школьников на базе предприятий, осуществление деятельности по профессиональному консультированию и просвещению школьников.

Деятельность центра занятости предполагает профессиональное информирование населения (школьников, родителей, органы власти, руководителей образовательных учреждений) о ситуации на рынке труда, востребованных специалистах и направлениях их подготовки в образовательных учреждениях, содержании квалификационных требований к востребованным видам деятельности и перспективах карьерного роста; организацию индивидуальных и групповых профессиональных консультации школьников в процессе проведения массовых и тематических профориентационных мероприятий [1, 2].

Для средств массовой информации весьма важно своевременное информирование населения о проводимых мероприятиях по профориентационной работе, состоянии рынка труда и перспективах его развития, образовательных учреждениях, формами и условиями освоения профессий, современных видах производства.

С целью координирования процесса формирования профессионального самоопределения школьников необходимо создание общественных советов. Безусловно, объединенные советы с участием представителей всех субъектов образовательного процесса будут способствовать созданию единого информационного пространства, комплексный и системный характер деятельности по формированию профессионального самоопределения молодежи на взаимовыгодных условиях социального партнерства, создание комплекса мер, обеспечивающий необходимый перечень профессионально ориентированных услуг [4].

Результатом эффективно выстроенной системы взаимодействия субъектов по формированию профессионального самоопределения старшеклассников должна быть осознанная социальная позиция школьников, определяемая спецификой выбранной ими профессиональной деятельности, расширением спектра всевозможных индивидуальных маршрутов построения карьеры, развитием их личностной и профессиональной мобильности. Однако сложившуюся систему формирования профессионального самоопределения старшеклассников рано определять как сбалансированную и сформированную. Так, до настоящего времени нерешенными остаются проблемы взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг; несформированность единых требований к организации, проведению и оценке результатов формирования профессионального самоопределения школьников;

неразработанность механизмов социального партнерства; непривлекательность образовательных учреждений. Кроме того, на фоне решения текущих профориентационных задач мало внимания уделяется формированию личности обучаемого, способного гибко и мобильно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям. Все это негативно влияет на формирование профессионального самоопределения школьников, и многие из них после окончания школы не имеют устойчивых представлений о будущей профессиональной деятельности.

Также отсутствие сотрудничества между общеобразовательными учреждениями и работодателями приводит помимо отсутствия самореализации школьников и к незнанию основ производства, достижения техники и технологий, что, безусловно, затрудняет их выбор. Социальное партнерство в решении данной проблемы положительно влияет на ознакомление школьников с производственными технологиями и с материально-технической базой учреждений профессионального образования для реализации своих потребностей. Отсутствие взаимодействия между рынком труда и учреждениями как профессионального, так и общеобразовательного профиля не позволяет школьнику оценить истинную значимость для общества конкретных профессий в цепочке «общеобразовательная школа -современное производство - учреждение профессионального образования».

Деятельность учреждений образования по формированию профессионального самоопределения школьников требует не только правильного выбора направления профильной подготовки, но и системной, целенаправленной работы среди родителей и общественности с целью повышения известности и популярности профессий, их социальной значимости в обществе. Направленность на профессию означает не только выбор профессии, но и взаимосвязь выбора профессии с ситуацией на рынках образовательных услуг и труда. Профессиональное самоопределение школьников носит многоаспектный характер, поэтому предполагается координация деятельности всех структурных подразделений школы, общественности, родителей, внешкольных учреждений.

Перспективным направлением модернизации деятельности по формированию профессионального самоопределения школьников является организация продуктивного обучения и индивидуализация обучения. Продуктивное обучение обеспечивает соответствие интересов и потребностей школьников в процессе общеобразовательной подготовки, оказывает им поддержку при возникновении трудностей в обучении, выборе профессии, включению в трудовую жизнь, с совмещением учебной и трудовой деятельности. Идея продуктивного обучения состоит в реализации принципа связи практики с жизнью.

Заинтересованность в непрерывном образовании и совершенствовании, самостоятельное ориентирование в мире профессий и специальностей, самореализация и выстраивание вектора карьерного роста школьников продуктивно при эффективно организованной деятельности всех субъектов образовательного пространства по формированию профессионального самоопределения школьников и системности знаний [8]. Следовательно, необходимо осуществить комплекс мер, обеспечивающий минимальный перечень профориентационных услуг, создание единого информационного пространства с целью формирования профессионального самоопределения, психологической поддержки школьников и мотивационных условий для самостоятельного выбора ими профессии [3].

Литература

1. Испулова С. Н. Служба занятости населения: профориентационная работа: учеб. Пособие -Магнитогорск: МаГУ, 2005. 111 с.

2. Кушнир С. В. Деятельность службы профориентации и занятости в подготовке школьников к выбору профессии 1970-1990 гг.: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Кушнер Светлана Викторовна. М, 1996. 175 с.

3. Молодежь на рынке труда: проблемы профориентации в условиях модернизации системы образования / под. ред. А. Л. Зимина, Н. Н. Захарова, А. Г. Антипьева. Пермь: Перм. гос. техн. ун-т., 2003. 242 с.

4. Осипов А. М., Карстанье П. О социальном партнерстве в сфере образования. Социология образования, 2008. № 4. С. 23.

5. ПеллерианоЖ. Эффективность служб профориентации / Перспективы: вопросы образования, 1989. № 4. С. 105.

6. Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-методическое пособие / под ред. Л. М. Митиной. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

7. Рыбников Н. А. Психология и выбор профессии / М., 1918. 54 с.

8. Утемуратова Б. К. Ресурсный центр: подготовка учащихся к профессиональному образованию и деятельности: монография. Караганда: Изд-во КарГТУ, 2013. 259 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.