ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 37.04
I НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К НЕПРЕРЫВНОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
М.Г. Сергеева*
Аннотация. Рассматривается экономическое образование как основная составляющая профессионального образования; определена концепция непрерывного экономического образования в современных условиях.
Ключевые слова: рыночная экономика, педагогическая концепция, экономическое образование и его эффективность, инновационный характер экономического образования.
SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL APPROACH BY CONTINUOUS ECONOMIC EDUCATION
M.G. Sergeeva
Abstract. In the article economic education is seen as the main component of vocational education; it defines the concept of continuous economic education in modern conditions.
Keywords: the market economy, pedagogical concept in economics and efficiency, innovative nature of economic education.
Научная специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования
Переход российской экономики к рыночным формам хозяйствования вызвал значительные изменения в содержании общественных дисциплин. Долгие десятилетия экономическое образование пребывало в изоляции от мировой экономической науки и практики ее преподавания. Теория рыночного хозяйства в нашей стране не изучалась и не преподавалась. Осуществляемые в стране экономические реформы, настоятельно требуют приобщения всего населения, и, прежде всего, подрастающего поколения к экономическим знаниям, которые позволяли бы осмысленно воспринимать происходящие в стране события. Формирование нового экономического мышления стало в нынешних условиях социальным заказом общества [6]. В начале 90-х гг. изучение основ экономических знаний было рекомендовано общеобразовательным школам России в качестве факультативного курса. Несмотря на короткие сроки, школами накоплен значительный опыт
© Сергеева М.Г., 2015
в работе с новым учебным предметом, выявлены основные проблемы, которые находятся в состоянии обсуждения или осмысления. Сегодня можно констатировать, что российская школа миновала период растерянности, вызванный введением новой учебной дисциплины и практически полным отсутствием учителей, учебников и учебно-методической литературы. Совместными усилиями вузовских работников, Министерства образования, различных фондов и международных организаций, учителей-практиков российский рынок образовательных услуг предлагает сегодня несколько десятков учебных программ по курсу школьной экономики, изданы и издаются десятки учебников, учебных пособий и методических рекомендаций [2].
Экономическое образование, экономическая грамотность населения на современном этапе реформ в России являются одним из источников повышения интеллектуального потенциала в региональной экономи-
Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
* СЕРГЕЕВА МАРИНА ГЕОРГИЕВНА,
ведущий научный сотрудник Центра социально-гуманитарного образования, доктор педагогических наук, доцент ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Контакты: ул. Озерная, д. 7, корп. 1, Тверь, Россия, 170008 E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I 7
ке. Для успешной деятельности в условиях свободного рынка малого предпринимательства нужны специалисты-рыночники: менеджеры, экономисты, маркетологи, логистики. Усиливающаяся конкуренция на рынке рабочей силы, структурная перестройка экономики, внедрение новых технологий в производство — все это способствует поощрению малого предпринимательства, стимулированию самозанятости населения, развитию малого бизнеса, подготовки и переподготовки по профессиям, связанным с обеспечением предпринимательской деятельности, повышению спроса на обучение по экономическому профилю, востребованности экономических знаний. Понятие «непрерывное профессиональное образование» можно отнести к личности, образовательным процессам (программам), организационным структурам [8, с. 19—24]. Непрерывное профессиональное образование предполагает включение личности в образовательный процесс на всех стадиях ее развития, с учетом преемственности при переходе с одной ступени на другую.
Как показывает проведенный анализ, непрерывное образование является необходимым способом самосовершенствования, роста образовательного потенциала личности и общества в целом, адаптации к рыночным отношениям, как среда, в которой наиболее эффективно формируется профессиональное мастерство личности, определяющее ее сознательное участие в образовательном процессе в разные периоды жизни.
Отечественными и зарубежными учеными разработан ряд педагогических подходов, оптимизирующих непрерывное образование (системно-синергетический, прогностический, социально-педагогический и др.); выделены факторы развития его теории и практики (междис-циплинарность, сравнительный характер исследований, интеграция и интернационализация научно-педагогического знания, воссоединение обучения с исследованием и повышение его уровня, расширение научных коммуникаций, применение новых информационных и аналитических технологий в исследовательской деятельности и др.).
Глубокое развитие рыночных отношений в экономике, разнообразие форм собственности, обновление всей совокупности средств и методов производства, распределения, обмена и потребления, новая роль личности в современных экономических условиях создали объективные предпосылки для перехода к непрерывному экономическому образованию, которое представляет собой систему передачи экономических знаний разным целевым группам на всех образовательных уровнях в соответствии с целеустановками каждой из них. Само понятие системы предполагает взаимосвязанность, взаи-
мообусловленность и непротиворечивость ее элементов. Нами разработана следующая концепция непрерывного экономического образования [9].
1. Идея непрерывного образования в условиях научно-технического прогресса и изменяющихся условий социальной жизни общества применительно к экономическому образованию подразумевает развитие человека как субъекта деятельности на всем протяжении его жизни, что предусматривает пополнение и освоение экономических знаний, делающих человека уверенным в любой ситуации реальной действительности.
2. Экономическое образование — это специально организованный образовательный процесс, в результате которого у будущего специалиста формируются экономические знания, компетенции (умения) и навыки, усваиваются способы экономической деятельности, формируется экономическое мышление (выработка адекватных представлений о сути экономических явлений и их взаимосвязи, обеспечение умений выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций). Экономическое образование реализуется посредством трех составляющих: экономическое обучение, экономическое воспитание и экономическое развитие.
3. В процессе экономического обучения как целенаправленного процесса двусторонней деятельности педагога и обучаемого по передаче и усвоению экономических знаний осуществляется формирование экономических компетенций в виде ключевых, профессиональных и дополнительных на разных уровнях профессионального образования с учетом подготовки по экономическим и неэкономическим специальностям, что предусматривает разработку модели выпускника и модели преподавателя.
4. В содержании экономического образования экономические компетенции являются необходимой и обязательной частью подготовки специалистов в системе профессионального образования, что обусловлено: развитием рынка труда, где присутствуют как экономические гиганты, так и предприятия среднего и малого бизнеса, доля которых будет увеличиваться; инфляцией, экономическими реформами (пенсионная, ЖКХ и др.); платными образовательными и медицинскими услугами, т.е. вовлечением работающего гражданина в формирование личного и семейного бюджета. Экономические компетенции формируются с учетом модели формирования экономических компетенций выпускника, выбора технологий профессионального обучения и развитием психических процессов обучающихся, в частности интеллектуальное развитие (развитие мышления, развитие внимания, развитие памяти).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
§
5. Экономическое воспитание — это систематическое и целенаправленное воздействие на обучаемого в целях формирования экономического мышления современного человека в масштабах семьи, производства, всей страны; развитие деловых качеств экономически воспитанной личности, соответствующих природе рынка, таких как бережливость, предприимчивость, расчетливость, накопление знаний в сфере экономики, хозяйства, налогообложения с учетом развития психических процессов обучающихся, в частности, эмоциональное и волевое развитие.
6. Экономическое развитие — это развитие психических процессов обучающихся, таких как интеллектуальное, волевое и эмоциональное развитие, направленных на формирование экономически развитой личности, способной адаптироваться в условиях рыночной экономики.
Экономическое образование определяется как процесс и результат усвоения экономических знаний и умений, формирования экономически значимых качеств личности, экономического мышления и поведения, включения в социально-экономические отношения. Важно в процессе экономического образования личности формирование базисных элементов экономической культуры. При этом целью экономического образования обучающихся ставится формирование [10, с. 26—31]:
1) ценностных ориентаций и установок, вытекающих из экономического знания и ведущих к консолидации общества;
2) компетенций, достаточных для ориентации поведения и защиты интересов каждым человеком при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов;
3) собственных представлений и установок, позволяющих адекватно судить о событиях, действиях властей и экономических агентов.
Аналогично другим видам образования экономическое образование выполняет ряд функций [11, с. 63—68]:
1) трансляция и распространение культуры экономических отношений в обществе;
2) формирование у молодого поколения экономических установок, ценностных ориентаций, жизненных идеалов, являющихся определяющими в данном обществе определенного уровня экономического развития;
3) «социальная селекция» как подготовка к активному и эффективному выполнению социальной роли, связанной с экономической деятельностью.
При определении особенностей экономического образования мы учитывали то, что без экономического образования невозможно поддержание достигнутого уровня экономического развития, его дальнейшее со-
вершенствование. Эта проблема решается в процессе образования, задачей которого является приобщение человека к нормам и ценностям экономики, формирование экономического мышления и стиля деятельности.
Новый, рыночный и демократический стили в реализации образовательного процесса характеризуется следующими особенностями [7]:
1) формальный процесс передачи экономических знаний заменяется решением конкретных задач, которые совместно обсуждают преподаватель и обучаемый;
2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию, а заключается в овладении разнообразной и действенной информацией;
3) формой общения преподавателя и обучаемого становится не научение, а взаимный обмен информацией, это приводит у усилению роли самостоятельной работы обучаемых;
4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает обучаемый;
5) характер отношений между участниками образовательного процесса — сотрудничество;
6) в роли обучаемого может выступать не только преподаватель-профессионал, а любой носитель экономической информации.
На основе анализа существующих подходов мы определяем эффективность экономического образования как один из уровней его осуществления, обеспечивающий достижение требуемых результатов. В целом эффективность экономического образования определяется степенью удовлетворения запросов (выполнения образовательного заказа) как со стороны государства и работодателей, так и со стороны самого обучаемого, его руководителей, коллег.
При разработке и использовании образовательных стандартов экономического образования выделяются и реализуются принципы [3, с. 6—14]:
1) целесообразности (разработка стандартов должна быть целесообразной, т.е. соответствовать потребности);
2) оптимальности (выработка и принятие таких норм, правил и требований, которые при применении их в системе образования обеспечивают оптимальные затраты средств и ресурсов при высоком качестве образования);
3) адресности (разделы стандартов должны относиться к определенной группе субъектов образования);
4) приемлемости (обеспечение предварительного согласия всех заинтересованных субъектов образования);
5) сочетания доступности и прогрессивности (сочетание доступности правил, норм, требований для субъектов образования с их направленностью на повышение эффективности образования).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ I 7
Сформулированные в образовательных стандартах требования определяют [1]:
1) содержание экономического образования (перечень учебных дисциплин, объем и структура содержания образования);
2) уровень подготовки выпускников по экономическим специальностям (квалификационные характеристики, область и объекты его профессиональной деятельности);
3) учебно-программное и учебно-методическое, финансовое и материально-техническое обеспечение экономического образования;
4) процедуры, технологии, средства контроля соблюдения и оценки достижения действующих образовательных стандартов;
5) процедуры, технологии, средства аттестации и диагностики студентов вузов;
6) формы и содержание отчетов о состоянии процесса экономического образования на всех уровнях.
Алгоритм обеспечения эффективности экономического образования студентов вуза включает в себя: формирование эталона эффективности; сравнение достигнутого уровня экономической образованности с эталоном; анализ результатов и корректировка образовательных действий по устранению отмеченных отклонений. Как
видно, и в этом случае оценка эффективности системы управления образованием производится на основе представлений об эталоне качества подготовки специалиста.
Обеспечение эффективности экономического образования должно быть способом мышления, присущим как обучаемым, так и преподавателям. В этом смысле под обеспечением эффективности понимают набор механизмов и технологий, направленных на создание и поддержание эффективности. Для современной профессиональной школы актуальными становятся инновации в образовательном процессе, как внедрение новых форм организации процесса экономического образования, осмысление методологии внедрения нового, преодоление дидактического сопротивления нововведениям [4; 5, с. 48—55].
Основными признаками инноваций, определяющими характер экономического образования, являются следующие: комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества); удовлетворение новой потребности; целевые изменения; внесение в среду новых стабильных элементов, вызывающих переход системы в новое состояние; процесс сопряжения с новшеством изменений в других взаимосвязанных с данной сферах; новая (для конкретного лица или объективно) идея.
Литература
1. Залкина Н.П., Сергеева М.Г. Построение профессиональной карьеры в контексте компетентностного подхода: Монография. Курск, 2013.
2. Коржуев А.В. Подготовка преподавателя высшей школы // Педагогика. 2000. № 4.
3. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Современные технологии профессионального обучения в условиях перехода на компетентностно-ориентированное образование // Приложение к ежемесячному теорет. и науч.-метод. журналу «Среднее профессиональное образование». 2014. № 8.
4. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: Монография. Тверь, 2008.
5. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. 2013. № 1.
6. Сергеева М.Г. Дидактический принцип развития непрерывного экономического образования. Курск, 2012.
7. Сергеева М.Г. Маркетинговая служба как инструмент рынка труда и рынка образовательных услуг // Alma mater. 2011. № 11.
8. Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направление модернизации российского образования // Alma mater. 2010. № 6.
9. Сергеева М.Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования. Курск, 2010.
10. Сергеева М.Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании // Специалист. 2009. № 1.
11. Сергеева М.Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России // Экономическое возрождение России. 2008. № 2.