УДК 37.04
I МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Н.П. Залкина*
Аннотация. Представлен механизм разработки построения компетентностной модели специалиста в условиях рыночной экономики в соответствии с принципами Общероссийской системы оценки качества образования.
Ключевые слова: стандарты профессионального образования, системный подход, компетентностный подход, модель деятельности специалиста, модель личности специалиста, профессиональная деятельность.
EXPERT'S MODEL IN THE CONTEXT OF COMPETENCE-BASED APPROACH N.P. Zalkina
Abstract. The mechanism of development of creation of competence-based model of the expert in the conditions of market economy according to the principles of the All-Russian system of an assessment of quality of education is presented in article.
Keywords: standards of professional education, system approach, competence-based approach, model of activity of the expert, model of the identity of the expert, professional activity.
Научная специальность 13.00.08 — Теория и методика профессионального образования
Реально моделированию подвергаются самые разные элементы, которые, в целом могли бы представить почти все профессиональное образование: учебные планы, программы, учебную деятельность обучаемых, деятельность преподавателей, личность и психологические качества специалистов, их знания, умения и навыки, трудовую деятельность специалистов в целом.
Все модельные представления строятся на общем основании и в разных формах создают аналог, подобие, имитацию своих объектов. В этом смысле модель деятельности специалистов представляет собой описательный аналог деятельности, где в сформированных конструкциях и аналитических интерпретирующих текстах отображены ее важнейшие характеристики [2, с. 6—14].
Действующие стандарты профессионального образования построены на профессионально-квалификационной модели специалиста, достаточно жестко привязанной к объекту и предмету труда. В ней отражены виды профессиональной деятельности на разных должностях и рабочих местах, обязанности и функции, качества, знания и навыки. Сейчас наметилась тенденция к переходу от квалификационной модели к компетентностной [5].
С позиций системного подхода, который в последнее время является ведущим методологическим принципом исследования, системообразующим фактором в построе-
© Залкина Н.П., 2015 * ЗАЛКИНА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА,
директор, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ ГБОУ СПО «Тверской колледж транспорта и сервиса» Контакты: ул. Озерная, д. 12, Тверь, Россия, 170008 E-mail: [email protected]
нии модели специалиста, должен рассматриваться результат процесса обучения. Этот результат тесно связан с таким показателем, как качество образования — совокупность признаков, свойств, характеристик, отличающих одно образование от другого. В узком смысле качество образования понимается как подготовленность субъекта, получившего образование определенного качества, к выполнению конкретных функций.
Сегодня государством предпринята попытка разработки Общероссийской системы оценки качества образования (ОСОКО), которая строится на следующих основных принципах [4, с. 48—55]:
• ориентация на потребителя (система образования в целом и образовательные организации зависят от своих потребителей и поэтому должны понимать их текущие и будущие потребности, выполнять их требования и стремиться превзойти их ожидания);
• системная оценка деятельности (оценка результативности взаимосвязанных процессов, соотнесенная с оценкой управления ими как системой);
• взаимовыгодные отношения с партнерами (система образования в целом, образовательные организация и ее партнеры зависят друг от друга, и поэтому взаимовыгодные отношения помогают обеим сторонам достигать своих целей);
Статья опубликована в открытом доступе на сайте sovnauka.com
• сбор достоверных данных и анализ информации.
Реализация системы оценки качества образования предусматривает организацию оценочной деятельности на уровне отдельных образовательных учреждений в режиме внутреннего мониторинга качества, т.е. регулярное исследование, касающееся всех сторон жизни учебного заведения — качества преподавания, учебников, образовательных программ и других учебных материалов, объективности оценок, состояния учебных помещений и т.д. Анализ этих данных позволяет судить о деятельности преподавателей, администраторов, технических служб и своевременно принимать соответствующие управленческие решения. Второе направление — оценка образовательных результатов обучающихся. На данный момент такая оценка реализуется в рамках двух процедур: государственной итоговой аттестации выпускников и промежуточной аттестации обучаемых в рамках внутренней системы контроля качества образования [8].
В сложившейся российской практике оценку качества подготовки выпускников осуществляют, как правило, сами производители образовательных услуг.
Для отечественной системы образования переход к системной модели (квалификационной и компетентностной в их единстве) представляется крайне актуальным. Российская система образования всегда была компетентностной, т.е. ориентированной на сферу профессиональной деятельности, в отличие от западной модели, ориентированной на академические нормы оценки. Задачей российской системы образования является подготовка специалистов для массового, стабильного производства, с редко меняющейся технологией и номенклатурой выпускаемой продукции. В компетентностной модели специалиста цели образования связываются как с объектами и предметами труда, с выполнением конкретных функций, так и с междисциплинарными интегрированными требованиями к результату образовательного процесса. Цель профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными многочисленными ситуациями и работать в группе. Компетентность не должна противопоставляться профессиональной квалификации, но и не должна отождествляться с ней. Термин «компетенция» служит для обозначения интегрированных характеристик качества подготовки выпускника, категории результата образования. Компетенция выступает новым типом целеполагания и знаменует сдвиг от преимущественно академических норм оценки к внешней оценке профессиональной и социальной подготовленности выпускников с ориентацией на ее рыночную стоимость. Обращение к оценке качества образования через компе-
тенцию означает, что образование тесно связывается с трудоустройством. Результат подготовки, оцененный в компетенциях, расширяет область трудоустройства обученных [1].
Основываясь на трудах отечественных психологов, можно выделить три группы компетентностей, относящиеся [6, с. 60—67]:
• к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;
• к взаимодействию человека с другими людьми;
• к деятельности человека и проявляющиеся во всех типах и формах этой деятельности.
При построении модели специалиста необходимо рассмотреть две составляющие [10, с. 63—68]:
1) модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения;
2) модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника.
При построении модели специалиста необходимо учитывать следующие факторы:
• требования к специалистам, предъявляемые развитием современной экономики, науки, техники и культуры;
• требования различных сфер профессиональной деятельности к уровню и характеру профессиональной компетентности выпускников, а также уровню их образованности и воспитанности;
• потребности личности в удовлетворении общекультурных и профессиональных интересов, в обладании значительным объемом информации, в создании условий и возможностей, изменении и продолжении образования, расширении профиля подготовки, смены профессии и т.п.
Исходя из названных факторов, представляется возможным выделить наиболее существенные требования к разработке содержании образования и содержания обучения в системе профессионального образования, которые выступают в качестве принципов формирования модели специалиста [9, с. 26—31]:
• соответствие содержания современным потребностям государства, общества и личности;
• соответствие подходов к формированию содержания принципам разработки государственных образовательных стандартов;
• соответствие разрабатываемого содержания требованиям к уровню образования как одной из ступеней профессионального образования;
• использование метода моделирования содержания подготовки в соответствии с моделью деятельности и личности подготавливаемого специалиста.
В целом модель специалиста может включать следующие компоненты [7, с. 19—24]:
• профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;
• профессионально-должностные требования (ПДТ) — описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности, обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности;
• квалификационный профиль — сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.
Из трех названных компонентов модели специалиста, составление профессиограммы требует участия психолога. Другие компоненты — должностные требования, квалификационные разряды устанавливаются за пределами психологии, в рамках соответствующей отрасли.
В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям [3]:
• выделять предмет и основные результаты труда;
• подчеркивать направленность каждого труда, в конечном счете, на благо конкретного человека (гуманистический человекоцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного человека;
• выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие, отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;
• показывать возможные линии развития человека средствами профессии, динамику психических новообра-
зований в ходе труда, из которых человек может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;
• показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист завтрашнего дня, ближайшего будущего);
• иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов труда и др.);
• описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические свойства человека, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы.
Механизм построения модели деятельности специалиста предполагает анализ профессиональной деятельности, включающий следующие составные компоненты (этапы): определение широты профиля деятельности специалиста; выявление обобщенных трудовых функций; анализ структуры труда; анализ профессиональных функций; анализ наиболее часто встречающихся у специалистов затруднений и ошибок; анализ прогноза сферы труда.
Для построения модели специалиста необходимо владеть определенной информацией, где анализ рынка труда и рынка образовательных услуг занимает не последнее место. Образованием охвачены все возрастные категории обучаемых, из которых формируются профессиональные слои в обществе, развиваются наука, культура, искусство. Если система образования (муниципальная, региональная, федеральная) достаточно развита, то она предоставляет услуги всем категориям заказчиков и потребителей образования.
Выделенные характеристики являются основанием для обеспечения качественной подготовки выпускника, что позволяет ему конкурировать на рынке труда.
Литература
1. Залкина Н.П., Сергеева М.Г. Построение профессиональной карьеры в контексте компетентностного подхода: Монография. Курск, 2013.
2. Ломакина Т.Ю., Сергеева М.Г. Современные технологии профессионального обучения в условиях перехода на компетентностно-ориентированное образование // Приложение к ежемесячному теорет. и науч.-метод. журналу «Среднее профессиональное образование». 2014. № 8.
3. Сергеев А.А., Сергеева М.Г. Модель специалиста в условиях непрерывного профессионального образования: Монография. Тверь, 2008.
4. Сергеева М.Г. Взаимодействие региональных рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом механизма социального партнерства // Alma mater. 2013. № 1.
5. Сергеева М.Г. Дидактический принцип развития непрерывного экономического образования. Курск, 2012.
6. Сергеева М.Г. Маркетинговая служба как инструмент рынка труда и рынка образовательных услуг // Alma mater. 2011. № 11.
7. Сергеева М.Г. Непрерывное экономическое образование как приоритетное направление модернизации российского образования // Alma mater. 2010. № 6.
8. Сергеева М.Г. Педагогическая концепция непрерывного экономического образования. Курск, 2010.
9. Сергеева М.Г. Перспективные технологии обучения в профессиональном образовании // Специалист. 2009. № 1.
10. Сергеева М.Г. Подготовка специалистов экономического профиля посредством разработки модели профессиональной компетентности на пути экономического возрождения России // Экономическое возрождение России. 2008. № 2.