Научная статья на тему 'НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ'

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
формы мышления / речь / ученик / речевые навыки / познание / обобщение. / forms of thinking / speech / student / speech skills / cognition / generalization

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мусаева Лала

невозможно достичь успеха без знания психологических основ изучения морфологических правил в начальных классах, без учета психологических требований. Для этого прежде всего необходимо обратиться к объяснению языка и речи с психологической стороны, ознакомиться с механизмом понимания грамматических понятий. Речь тесно связана с мышлением. Столкнувшись с проблемой, ученик неизбежно обращается к речи. Формы мышления (суждения, умственные выводы) постепенно формируются у учащихся и достигают определенного уровня, но заметно проявляются и в интеллектуальных процессах (анализ, сочинение, обобщение, сравнение и т.д.). Для мыслительной деятельности человека большое значение имеет не только наследственное познание, но и речь. Развитию речевых навыков детей уделяется особое внимание с момента начала обучения. В этот период они практикуют правильное произношение большинства звуков и слов родного языка и значительно расширяют свой словарный запас.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL NATURE OF INHERITANCE

it is impossible to achieve success without knowledge of the psychological foundations of studying morphological rules in the primary grades, without taking into account psychological requirements. To do this, first of all, it is necessary to turn to an explanation of language and speech from the psychological side, to become familiar with the mechanism of understanding grammatical concepts. Speech is closely related to thinking. When faced with a problem, the pupil inevitably turns to speech. Forms of thinking (judgments, conclusions) are formed in students gradually and reach a certain level, but are also noticeably manifested in intellectual processes (analysis, composition, generalization, comparison, etc.). For human mental activity, not only hereditary cognition, but also speech is of great importance. Particular attention is paid to the development of children's speech skills from the moment they begin training. During this period, they practice the correct pronunciation of most sounds and words of their mother tongue and significantly expand their vocabulary.

Текст научной работы на тему «НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА НАСЛЕДСТВЕННОСТИ»

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРИРОДА

НАСЛЕДСТВЕННОСТИ Мусаева Л.

Мусаева Лала - преподаватель, Азербайджанский государственный педагогический университет, г. Баку, Азербайджанская Республика

Аннотация: невозможно достичь успеха без знания психологических основ изучения морфологических правил в начальных классах, без учета психологических требований. Для этого прежде всего необходимо обратиться к объяснению языка и речи с психологической стороны, ознакомиться с механизмом понимания грамматических понятий. Речь тесно связана с мышлением. Столкнувшись с проблемой, ученик неизбежно обращается к речи. Формы мышления (суждения, умственные выводы) постепенно формируются у учащихся и достигают определенного уровня, но заметно проявляются и в интеллектуальных процессах (анализ, сочинение, обобщение, сравнение и т.д.). Для мыслительной деятельности человека большое значение имеет не только наследственное познание, но и речь. Развитию речевых навыков детей уделяется особое внимание с момента начала обучения. В этот период они практикуют правильное произношение большинства звуков и слов родного языка и значительно расширяют свой словарный запас.

Ключевые слова: формы мышления, речь, ученик, речевые навыки, познание, обобщение.

SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL AND PSYCHOLOGICAL NATURE OF

INHERITANCE Musayeva L.

Musayeva Lala - Teacher, AZERBAiJAN STATE PEDAGOGiCAL UNiVERSiTY, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN

Abstract: it is impossible to achieve success without knowledge of the psychological foundations of studying morphological rules in the primary grades, without taking into account psychological requirements. To do this, first of all, it is necessary to turn to an explanation of language and speech from the psychological side, to become familiar with the mechanism of understanding grammatical concepts. Speech is closely related to thinking. When faced with a problem, the pupil inevitably turns to speech. Forms of thinking (judgments, conclusions) are formed in students gradually and reach a certain level, but are also noticeably manifested in intellectual processes (analysis, composition, generalization, comparison, etc.). For human mental activity, not only hereditary cognition, but also speech is of great importance. Particular attention is paid to the development of children's speech skills from the moment they begin training. During this period, they practice the correct pronunciation of most sounds and words of their mother tongue and significantly expand their vocabulary. Keywords: forms of thinking, speech, student, speech skills, cognition, generalization.

Во время общения стремятся контролировать выразительность, скорость, темп и интонацию речи. Наблюдения и опыт показывают, что успех всей учебно-воспитательной работы в школе во многом зависит от успехов учащегося в изучении родного языка. Следует также отметить, что обогащение словарного запаса и расширение сферы общения не означает овладения грамматическим составом языка. Дошкольный период - это период, в котором преобладает подражание. Лишь на фоне школьного обучения начинается формирование осознанного отношения к языку.

Морфологические понятия имеют в реальной действительности свой предмет. Этот предмет представляет собой психические особенности языка, речи, мышления и других познавательных процессов учащегося в действии. Овладевая языком, органически связанным с мышлением, ребенок приобретает мощное оружие для общения с людьми, обмена идеями и понимания окружающего мира.

Морфологические правила преподаются экспериментально с первого года обучения. В первом классе учащийся, приобретающий умение оперировать словами, обозначающими имена, знаки и действия, постепенно готовится к усвоению морфологических правил. Такое слово указывает на имя, знак, действие, состояние и т. д. вещи.

На этом этапе учащиеся не видят разницы между предметом и словом. В их сознании существует конфликт между формой и содержанием, лексикой и грамматикой. Слово представляет собой единство лексического и грамматического значения. Слово служит последовательным обобщением предмета. Слово позволяет обучающемуся выявить наиболее важные особенности предмета и может отнести их к определенной категории. Поэтому, с одной стороны, каждое слово обобщает, с другой стороны, оно

означает индивидуализированное, конкретное название какого-либо качества, свойства или отношения какого-либо предмета, а также других понятий, возникающих в сознании человека, короче говоря, существования. Овладеть словом значит овладеть смыслом.

Изучая язык, человек не только усваивает лексическую систему значений слов, но и усваивает функции грамматических единиц. Грамматическое понимание слов происходит тогда, когда учащийся изучает имена, знаки, действия, числа и т. д. Такая ситуация возникает только в тот период, когда наступает определенный предел развития познавательных процессов, таких как эмоция, восприятие, память, мышление и воображение.

Высшее положение наглядно-образного мышления у младших школьников обусловливает необходимость использования в обучении естественной или символической визуализации. В этом смысле яркая скорость, создаваемая учителем посредством слов в сознании учащихся, заменяет наглядность.

Морфологические понятия представляют собой обобщенное развитие системы знаний, относящихся к морфологии, объективно существующей в языке. Состав морфологических понятий - это единство важных знаков и понятий языковых явлений. Это также оружие интеллектуальной деятельности с правилами самого языка. Высокий уровень развития познавательных процессов, таких как восприятие, память, мышление, воображение, базируется на информации, полученной с помощью языковых материалов и языковых правил. Поскольку части речи представляют собой систему обобщенных знаний, механизм их усвоения сравнительно сложен. Мышление органически связано с речью, поскольку выражается в словах понятием, которое является развитием предметного мира, в данном случае мышление осуществляется посредством речи. Слова - это сигналы, которые выражаются в общем виде материальными объектами и событиями.

В большинстве случаев преподаватели не ориентируют учащихся на восприятие слова как единицы, имеющей определенное значение, на понимание того, что это значение принадлежит группе слов и имеет особую форму, на определение связи между формой слова и его грамматической формой. Иными словами, учащихся не волнует формирование «лингвистического отношения» к словам.

Поэтому важно заботиться об изучении лексического и грамматического значения слов в процессе речевого развития с первого класса. Когда у учеников возникает интерес к языку, они идут более естественным и подходящим путем, обращаясь к языковому фактору в теоретической информации, а не исходя из языковых фактов. Любопытство лежит в основе изучения науки, и это любопытство должно быть интегрировано в жизненные навыки. Усвоение знаний, связанных с событиями реальной жизни, является одним из ведущих принципов образования.

Целью школьного обучения должно быть предоставление знаний и умений в относительно короткий срок, активизация его мышления, регулирование и укрепление его познавательного поля, обогащение его языка новыми словоформами, нагруженными лексическим и грамматическим значением.

Как и другие психологические особенности речи, она возникла в результате автоматизации у людей при длительном ограничении. Но играют ли интересные знания роль в построении речи? В 1930-1932 годах грамматические материалы не входили в содержание предмета родного языка в средней школе. В этот период ряд лингвистов, методистов и преподавателей повторили в различных вариантах взгляды антиграмматистов примерно полувековой давности. У них был совершенно механический подход к речи и грамматическим навыкам. Поскольку мы не считаем эту идею приемлемой, те, кто неправильно понимает реформу на современном этапе, когда реформа учебной программы проводится в школах, не оглядываясь назад, подчеркивают, что приоритет должен быть отдан не только знаниям, но и способностям.

Психологические исследования показали, что учащиеся не могут достичь этого необходимого успеха, не создав основу полного ознакомления с приобретенными ими знаниями, навыками и привычками. Приобретение знаний и умений начинается с фундамента документации, прежде всего, когда ученики усваивают базовые сведения о том, какой материал изучать, как и зачем. Такое ознакомление не только обеспечивает правильное выполнение работы, но и позволяет выбрать наиболее эффективный из возможных способов его высказывания. Говоря о психологических основах изучения морфологических понятий в начальных классах, не следует забывать, что при усвоении морфологических понятий в этот период следует учитывать возрастные особенности и уровень знаний младших школьников.

Психологические исследования показывают, что включать проблемные элементы в методику обучения можно при изучении слов, обозначающих имена, знаки и действия, начиная с первого класса. Таким образом, слова (глаголы), обозначающие название действия, отличаются от слов (существительных), обозначающих название предмета. Если слова (существительные), обозначающие название, сравнительно легко понять, поскольку они относятся к конкретному предмету, то абстрактность проявляется в словах, обозначающих название действия. Когда эта абстракция связана с конкретным объектом, она адаптируется к познавательным способностям ученика. Сравнительное понимание морфологических понятий по отношению друг к другу повышает качество усвоения. Поэтому

для обучения морфологическим понятиям, помимо обобщения, следует серьезно отнестись к дифференциации и пониманию сходных и разных сторон частей речи.

Если морфологическим понятиям на начальном этапе даётся практическое применение, предпочтительнее преподавать теоретическую основу от класса к классу. Преподавание морфологических понятий в начальных классах осуществляется преимущественно индуктивным и дедуктивным путем. В первом случае учащийся изучает вещи, события и факты индивидуально, в этом случае определения и правила выводятся из наблюдений, сделанных над фактами, переходя от частного к общему. Например, учащийся сначала оперирует словами, отвечающими на вопросы кто, что и где, сначала группирует их, а затем приходит к общему выводу. Слова, отвечающие на вопрос «кто», «что», «где» обозначают название сущности. Слова, выражающие название объекта, называются существительными. В III-IV классах делаются более широкие обобщения.

Одним из основных вопросов, привлекающих внимание на психологической основе изучения морфологических правил, является выявление фактов и действий, способных затруднить познавательный процесс, и устранить их вредные последствия. Для этого необходимо выяснить обстоятельства и причины происшествия до его сути. И вмешательство, и перенос привычек возникают по одной и той же причине и в одних и тех же условиях. Эти два результата возникают в результате встречи и адаптации сходных понятий, привычек и научной информации определенным образом. Даже в зависимости от построения обучения в одних и тех же условиях встреча этих сходств может иметь как положительные, так и отрицательные последствия. Два результата следует разделить и применить, поскольку отдельные события не помогут.

Список литературы /References

1. Абдуллаев А. Методика преподавания азербайджанского языка в начальных классах Баку, 1962 г.

2. Джафарли С. Спорные вопросы о частях речи (Прилагательное и глагол). Институт рукописей имени М.Физули НАНА. 2012 №10. стр. 231-236.

3. Эфендизаде А., Ахмедов Б. Азербайджанский язык (учебник для V класса), Баку, «Маариф», 1999, 270 с.

4. Исмайлова Г. Части предложения и части речи/Язык и литература. Международный научно-теоретический журнал. 2013 № 4 (88), стр. 351-352.

5. Каримов Ю. Методика преподавания родного языка. Баку, 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.