Научная статья на тему 'РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА'

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

312
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
знание / развития / язык / смена

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Садокат Назаровна Шониезова

Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе обучения детей с ОНР. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в котором обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА»

РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ В МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО

ЯЗЫКА

Садокат Назаровна Шониезова

Ассистент кафедры «Узбек(рус) тили», Ташкентский государственный

транспортный университет

АННОТАЦИЯ

Современная школа уделяет много вниманию развития мышления в процессе обучения детей с ОНР. Возникают вопросы: какое место в решении этой задачи принадлежит речи и речевым упражнениям? Можно ли отождествлять речевое развитие с развитием мышления? Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. В логическом мышлении важнейшая роль принадлежит понятиям, в котором обобщены существенные признаки явлений. Понятия обозначаются словами, следовательно, в слове понятие обретает необходимую для общения материальную оболочку. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Слова сочетаются в синтаксических конструкциях, позволяя выражать связи, отношения между понятиями, выражать мысль. Логическое мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека.

Ключевые слова. знание, развития, язык, смена

ВВЕДЕНИЕ

Мысль человека облекается в языковые формы. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, она находит стройное воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка. Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправомерно. Мышление шире речи, оно опирается не только на язык. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.

Обогащение речи в свою очередь оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает школьник, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи. Поэтому

February, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal

264

в методике развития речи у младших школьников с ОНР важно давить не только на технику речи, но и на мышление, которое так же помогает развиться речи.

Если школьник не может облечь свою мысль в речевую оболочку, значит, в самой мысли есть изъяны, и эти изъяны обнаруживаются в процессе оформления мысли в речевых формах. Полную четкость мысль приобретает лишь тогда, когда человек может выразить ее в ясной и понятной другим людям языковой форме. Иллюшкин И.М. Методика обучения русскому языку. -М.: Высшая школа, 1989. - с. 14

ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДОЛОГИЯ

Методика преподавания русского языка у учащихся младших классов с общим речевым недоразвитием, основной практической целью ставит развитие, усовершенствование речевых навыков учащихся, всегда в той или иной мере решая вопросы культурно-речевые. Культура речи занимает в нем такое же положение, как и стилистика - это аспект преподавания всех разделов науки о языке, включенных в школьную программу. Такие два традиционные для школы направления в работе по развитию речи учащихся, отражают нечто иное, как основную проблему культуры речи. Методика преподавания русского языка - педагогическая наука, изучающая закономерности обучения школьников русскому языку, включая содержание и методы взаимодействия учителя и учащихся, процессы усвоения материала, трудности и способы их преодоления. Литература (словесность) как школьный предмет неотделима от русского языка, но имеет свои цели обучения, методические приёмы, особенности, в настоящее время активно развивается методика преподавания литературы как отдельная наука. Предметом исследования специальной методики русского языка является процесс обучения с целью формирования устной и письменной речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности у учащихся с различными отклонениями в развитии. Объект исследования методической науки - учебные планы, программы, учебные пособия, а также формы, принципы, методы, приёмы обучения. Специфика предмета связана с особенностями познавательной сферы, в том числе речемыслительных возможностей учащихся с таким сложным дефектом, как интеллектуальная недостаточность. Это требует особенно тщательного подхода

February, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal

265

к отбору учебного материала, его структурирования, способам презентации в программе, в учебниках и на уроках. Отбор языкового и речевого материала производится с учётом научности и доступности, коррекционной и практической направленности, строгой систематизации и дозированности. Специальная методика обучения русскому языку в коррекционных учреждениях различных видов (в Саратовской обл. они называются сейчас школами для обучающихся по адаптированным общеобразовательным программам - АОП) - это особая отрасль методики русского языка. Различные ветви методики опираются на единые законы языка и речи, дидактики и психологии. Методика обучения русскому языку как для массовой общеобразовательной школы, так и для специальной (коррекционной), помимо традиционных дидактических принципов подчиняется лингвометодическим принципам: »коммуникативной направленности обучения родному языку, •единства развития речи и мышления, »формирования чувства языка и опоры на него в учебной деятельности детей, »взаимосвязи устной и письменной речи в процессе их развития, »обязательной мотивации речевой и языковой активности учащихся. Принцип коммуникативной направленности определяет главное в обучении детей: это не просто механическое овладение знанием различных аспектов языка (фонетических, морфологических и др.), а осознанное практическое использование учащимися различных языковых категорий в собственной речи. В результате практической тренировки в различных коммуникативных умениях ученики с нарушением интеллекта получают возможность понимать некоторую элементарную лингвистическую информацию, усваивать нормы устной речи и правила письменной речи. Коммуникативная направленность предполагает насыщение процесса обучения речевыми упражнениями: ответы на вопросы, пересказы, обмен мнениями, ролевые игры. При этом практически усваивается, закрепляется элементарный грамматический материал (в начальных классах раздел называется практические грамматические упражнения). Многие грамматические категории изучаются в начальных классах без сообщения терминологии, либо с помощью пропедевтических понятий (слова - названия предметов, действий, признаков; словародственники и т.д.). Принцип развития речи и мышления опирается на психологическую закономерность, проявляющуюся во взаимодействии языка и мышления. Нарушенная интеллектуальная деятельность умственно отсталых детей приводит к неполноценности их речевой практики, которая, в свою очередь, задерживает

February, 2022

https://t.me/ares uz Multidisciplinary Scientific Journal

формирование у них логического мышления. Н.И. Жинкин неслучайно назвал речь «каналом развития интеллекта». Обучая ребёнка общению, формируя его речевые навыки, обогащая все стороны речи, мы положительно воздействуем на мыслительную деятельность ребенка. Именно это единство развития выражено в термине «речевое мышление». Оно формируется на базе наблюдений за предметами и явлениями окружающей действительности: чтобы назвать клюв птицы не носом, а правильно, дети сначала должны реально увидеть, ощутить эту разницу, а затем уже отразить её в речи. Принцип формирования языкового чутья и опоры на него в полной мере реализуется лишь у школьников в норме. Спонтанное усвоение закономерностей родного языка в процессе подражания взрослым называют языковым чутьём. Осознание законов языка при обучении в школе опирается на это чутьё. Здоровые дети в условиях дошкольного общения приобретают речевой опыт, накапливают определённый запас знаний и представлений, без всякого специального обучения усваивают многие языковые нормы и используют их в собственных высказываниях.

REFERENCES

1. Абрамова, С.В. Проектная и учебно-исследовательская работа школьников по русскому языку [Текст] / С.В. Абрамова // Русский язык в школе, 2014. - № 7.- С. 24-29.

2. Арсирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку [Текст] / А.Т. Арсирий.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 96 с.

3. Васильева, Ф.И, Почему мы говорим «Да!» интерактивным методам? Учебно-методическое пособие [Текст] / Ф.И. Васильева, Н.В. Лихошерст.-Чебоксары: «Слово», 2006- 119 с.

4. Вербицкий, Л.Л. Активное обучение [Текст]: контекстный подход / А.А. Вербицкой. - М., 1990.- 147 с

® о

February, 2022 Multidisciplinary Scientific Journal

©

О

267

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.