Научная статья на тему 'Научно-педагогическая деятельность в развитии воспитательных возможностей семьи'

Научно-педагогическая деятельность в развитии воспитательных возможностей семьи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / CHILD PARENTAL RELATIONS / EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF A FAMILY / EDUCATIONAL POTENTIAL OF A FAMILY AND LEVEL OF ITS REALIZATION / INTEGRATION OF SOCIAL INSTITUTES / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ СЕМЬИ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СЕМЬИ И УРОВЕНЬ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воротников А. С.

Статья посвящена актуальной проблеме повышению воспитательных возможностей семьи, как её способности содействовать развитию личности. Представлены результаты репрезентативного анализа современной научно-педагогической деятельности в решении проблем семейного воспитания, отражающие возможные направления совершенствования научно-методического обеспечения воспитательной деятельности. На основе совокупности научных знаний философии, педагогики, психологии, социологии и др., обоснована система взаимосвязанных показателей, оценивающих условия воспитательной среды и личностные особенности детей. Введены новые дефиниции ряда понятий, в том числе: воспитательные возможности семьи в виде оценок воспитательного потенциала семьи и уровня его реализации; ценностные ориентации детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Воротников А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF A FAMILY

The paper is devoted to an actual problem that is connected with an increase of educational opportunities of a family as its abilities to promote development of the personality. The results of the representative analysis of modern scientific and pedagogical activity in the solution of problems of family education reflecting the possible directions of improvement of scientific and methodical ensuring educational activity are presented. The author's research is based on works in different spheres of knowledge philosophy, pedagogy, psychology, sociology, etc. The system of the interconnected indicators estimating conditions of the educational environment and personal features of children is proved. It is the characteristic of educational opportunities of a family in the form of estimates of educational potential of a family and level of its realization, and valuable orientations of children. The author of the work introduces new definitions of a number of concepts into science.

Текст научной работы на тему «Научно-педагогическая деятельность в развитии воспитательных возможностей семьи»

рую молодое поколение усваивает легко и прочно, забывая при этом свои исконные праздники и традиции, народную культуру и искусство. Как показывает практика, утрата национальных корней и знаний собственной культуры, потеря национальных идеалов формирует у детей безнравственность и антидуховность, порождает у них стремление к самоутверждению посредством насилия над другой личностью. Отсутствие знаний, как о родной той, так и о другой культуре является источником непонимания, конфликтов и кризисов в процессе межкультурной коммуникации. Умение ориентироваться в различных типах культур, адекватно интерпретировать явления и факты родной и иной культур, сравнивать и делать выводы об общем и специфичном в системе культурных ценностей народов является одной из ведущих задач художественно-эстетического воспитания на современном этапе. Художественно-эстетическое воспитание заключается в постижении детьми фундаментальных закономерностей графики, скульптуры, живописи, всего разнообразия декоративно-прикладного искусства, что способствует знакомству детей с культурным многообразием страны, воспитанию толерантного отношения ко всем народам, населяющим Россию, что возможно только при наличии знаний о родной культуре. Элементы региональной культуры в сравнении и сочетании с Российской и мировой культурой выступают как содержательная основа коммуникации, общения, а также содержат потенциальные возможности для вызова и поддержания мотивации учения. Таким образом, на сегодняшний день созрела необходимость художественно-

Библиографический список

эстетического воспитания детей таким образом, чтобы, с одной стороны, она давала как можно больше информации, знаний о языке, жизни и быте этноса, способствовала развитию художественно-творческих способностей учащихся, формировала интерес к национальной культуре, с другой стороны способствовала сохранению национальной самобытности народа с опорой на национальные традиции. Проблему художественно-эстетического воспитания детей в этнокультурной среде, как верно подчеркивает Н.М. Конышева, лучше всего рассматривать на примере искусства и культуры своего народа - тогда она выглядит для учащихся более убедительно. Совершенно необходимо, чтобы результатом полученной информации стало заинтересованное и уважительное отношение учеников к культурным традициям, к передаче знаний и опыта от одного поколения к другому [13].

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание детей с учётом особенностей этнокультурной среды, в которой растет ребёнок, обеспечивает самореализацию ребёнка в условиях многокультурного мира при сохранении взаимосвязей с родной культурой. В итоге, это способствует формированию бесконфликтной идентификации ребёнка в поликультурном обществе, а также его успешной интеграции в мировое поликультурное пространство. Такой подход воспитывает у детей толерантное отношение к иным обычаям, взглядам, учит их замечать особенности своей культуры на фоне культур других народов, а также в контексте общемировой культуры в условиях глобализирующегося мира.

1. Филонова Ю.А. Об эстетическом воспитании. Педагогика. 2001; 9: 63 - 66.

2. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: книга для учителя. Москва: Просвещение, 1983.

3. Петровский А.В. Развитие личности и проблемы ведущей деятельности. Вопросы психологии. 1987; 5: 15 - 29.

4. Гилязов Д. Традиции народной педагогики в действии. Воспитание школьников. 2000; 6: 8 - 10.

5. Панькин А.Б. Формирование этнокультурной личности: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Большая медведица, 2004.

6. Горбунов Б. А. Развитие эстетических потребностей в процессе художественного творчества. Социально-гуманитарные знания. 2005; 1: 289 - 296.

7. Саломатина Л.С. Идеи К.Д. Ушинского о нравственном и эстетическом воспитании школьников и модернизация образования в современной школе (к 180-летию со дня рождения К.Д. Ушинского). Образование в современной школе. 2004; 11: 34 - 39.

8. Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в развитии личности старшего дошкольника. Автореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Ростов-на-Дону, 1995.

9. Шишова О.А. Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2000.

10. Мелик-Пашаев А.А. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческое развитие школьников. Вопросы психологии. 1989; 1: 15 - 23.

11. Неменский Б.М. Роль искусства в системе общего образования. Чему и зачем мы учим. Начальная школа: плюс-минус. 2000; 1: 3 - 9.

12. Киященко Н.И. Эстетика жизни. Книга для учителя. Available at: http://philosophy.ru

13. Конышева Н.М. Технология. Методические рекомендации к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2014.

References

1. Filonova Yu.A. Ob 'esteticheskom vospitanii. Pedagogika. 2001; 9: 63 - 66.

2. Labkovskaya G.S. 'Esteticheskaya kul'tura i 'esteticheskoe vospitanie: kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1983.

3. Petrovskij A.V. Razvitie lichnosti i problemy veduschej deyatel'nosti. Voprosypsihologii. 1987; 5: 15 - 29.

4. Gilyazov D. Tradicii narodnoj pedagogiki v dejstvii. Vospitanie shkol'nikov. 2000; 6: 8 - 10.

5. Pan'kin A.B. Formirovanie 'etnokul'turnojlichnosti: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Moskva: Bol'shaya medvedica, 2004.

6. Gorbunov B. A. Razvitie 'esteticheskih potrebnostej v processe hudozhestvennogo tvorchestva. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2005; 1: 289 - 296.

7. Salomatina L.S. Idei K.D. Ushinskogo o nravstvennom i 'esteticheskom vospitanii shkol'nikov i modernizaciya obrazovaniya v sovremennoj shkole (k 180-letiyu so dnya rozhdeniya K.D. Ushinskogo). Obrazovanie vsovremennojshkole. 2004; 11: 34 - 39.

8. Chumicheva R.M. Vzaimodejstvie iskusstv v razvitii lichnosti starshego doshkol'nika. Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Rostov-na-Donu, 1995.

9. Shishova O.A. Hudozhestvennoe vospitanie detej v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2000.

10. Melik-Pashaev A.A. Psihologicheskie problemy 'esteticheskogo vospitaniya i hudozhestvenno-tvorcheskoe razvitie shkol'nikov. Voprosy psihologii. 1989; 1: 15 - 23.

11. Nemenskij B.M. Rol' iskusstva v sisteme obschego obrazovaniya. Chemu i zachem my uchim. Nachal'naya shkola: plyus-minus. 2000; 1: 3 - 9.

12. Kiyaschenko N.I. 'Estetika zhizni. Kniga dlya uchitelya. Available at: http://philosophy.ru

13. Konysheva N.M. Tehnologiya. Metodicheskie rekomendacii k uchebniku dlya 4 klassa obscheobrazovatel'nyh uchrezhdenij. Smolensk: Associaciya XXI vek, 2014.

Статья поступила в редакцию 27.07.15

yflK 37.01

Vorotnikov A.S., teacher-organizer, Fundamentals of Health and Safety, Gymnasium № 1 (Murmansk, Russia), E-mail: vorotnikov89@mail.ru

SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL ACTIVITY IN DEVELOPMENT OF EDUCATIONAL OPPORTUNITIES OF A FAMILY. The

paper is devoted to an actual problem that is connected with an increase of educational opportunities of a family as its abilities to promote development of the personality. The results of the representative analysis of modern scientific and pedagogical activity in

the solution of problems of family education reflecting the possible directions of improvement of scientific and methodical ensuring educational activity are presented. The author's research is based on works in different spheres of knowledge - philosophy, pedagogy, psychology, sociology, etc. The system of the interconnected indicators estimating conditions of the educational environment and personal features of children is proved. It is the characteristic of educational opportunities of a family in the form of estimates of educational potential of a family and level of its realization, and valuable orientations of children. The author of the work introduces new definitions of a number of concepts into science.

Key words: scientific and pedagogical activity; development of the personality; child parental relations; educational opportunities of a family; educational potential of a family and level of its realization; integration of social institutes.

А.С. Воротников, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СОШ Гимназии № 1, г. Мурманск, E-mail: vorotnikov89@mail.ru

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕМЬи

Статья посвящена актуальной проблеме - повышению воспитательных возможностей семьи, как её способности содействовать развитию личности. Представлены результаты репрезентативного анализа современной научно-педагогической деятельности в решении проблем семейного воспитания, отражающие возможные направления совершенствования научно-методического обеспечения воспитательной деятельности. На основе совокупности научных знаний - философии, педагогики, психологии, социологии и др., обоснована система взаимосвязанных показателей, оценивающих условия воспитательной среды и личностные особенности детей. Введены новые дефиниции ряда понятий, в том числе: воспитательные возможности семьи в виде оценок воспитательного потенциала семьи и уровня его реализации; ценностные ориентации детей.

Ключевые слова: научно-педагогическая деятельность; развитие личности; детско-родительские отношения; воспитательные возможности семьи; воспитательный потенциал семьи и уровень его реализации; интеграция социальных институтов.

Повышение роли семьи как фактора, упорядочивающего воспроизводство населения и способствующего первичной социализации детей, предполагает совершенствование научно-методического обеспечения деятельности, направленной на повышение воспитательных возможностей семьи в современных условиях. Одним из основных источников пополнения фонда научных разработок является научно-исследовательская деятельность в области семейного воспитания. Необходимость её активизации обусловлена и тем, что «формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере» [1]. А «поскольку модернизация образования предполагает и базируется на новациях, полученных, как правило, в результате научных исследований, то характеристика научно-педагогической деятельности в стране отражает процесс совершенствования образования, являясь его моделью» [2, с. 133]. Поэтому оценить современное состояние и выявить возможные направления совершенствованиянауч-но-методического обеспечения воспитательной деятельности семьи возможно на основе результатов репрезентативного анализа научно-педагогическойдесяельсостиврешениифпблям семейного воспитания.

На рисунке 1 представлен состав основных направлений диссертационных исследований на соискание ученой степени кандидата и доктора наук по проблеме семейного воспитания и их структура, выполненных в современный период (20012012 гг.). Необходимо отметить, что деятельность множества взаимодействующих субъектов, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося, выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества. Поэтому доля диссертационных исследований, выполненных по направлению «воспитание в современной семье», достаточно велика - около 21%. Исследования охватывают различные условия жизнедеятельности детей, обусловленные характером семейных обстоятельств: наиболее общие (характерные) семьи; сложные обстоятельства - трудные социально-экономические условия, ограниченные возможности здоровья детей и отклонения в развитии, часто болеющие, приёмные дети.

Значительное число диссертационных исследований (около 29%) направлено на поиск решений проблемы «развитие жизнеспособной личности и роль семьи в этой деятельности». Прежде всего, это: овладение нормами и стилем исполнения семейных ролей и ценностного отношения к семье; безопасное поведение, здоровый образ жизни, безопасность образовательной среды; исследование отдельных сторон развития детей и формирование их личностных качеств - общее развитие, физическое и эмоциональное, психологическое (психическое), интеллектуальное, творческое; формирование личностных черт и социально-значимых качеств воспитуемых - ценностных ориентаций, коммуникативных способностей, патриотизма и др.; духовно-нравственное и эстетическое воспитание.

Существенная часть диссертационных исследований направлена на повышение педагогической культуры и компетентности родителей, совершенствование подготовки специалистов к работе с семьёй, использование опыта разных народов и стран еоблавти слмеПноговоспитрнио (более20 %).

Установлено, что исследования, обращённые на решение проблем воспитания и развития жизнеспособной личности и |золь сомьев этой деятельности, отражают не только педагоги-

Активизация взаимодействия детей и взрослых 7,7%

Оценка семейного воспитания, потенциал 2,8%

Другие направления 1,4%

Взаимодействие семьи и других социальных институтов 10,5%

Повышение педагогической компетентности -родителей 5,2%

Подготовка специалистов к работе с семьей 7,1%

Развитие жизнеспособной личности 29,0%

Воспитание в современной семье 21,0%

Гармонизация детско-родительских отношений

7,1%

Исторические аспекты семейного воспитания 3,7%

Опыт семейного воспитания разных народов 4,5%

Рис.

1. Основные направления исследований проблемы семейного воспитания (по материалам современной научно-педагогической деятельности)

ческие направления общего развития, но и развитие психологическое. Такой подход характерен и для исследований по направлению «воспитание в современной семье», где решаются проблемы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, приёмных детей и др. Значительное количество диссертаций по совершенствованию взаимодействия детей и взрослых, детско-родительских отношений также выполнено в области психологии с присвоением соискателям соответствующей ученой степени. Кроме того, выполнены исследования в области философии, истории семейного воспитания, педагогической социологии, социальных проблем, биологии и др. отраслей наук, способствующие комплексному решению проблем.

Особенность динамики исследований в области семейного воспитания - существенное сокращение числа диссертаций в последние 5 лет анализируемого периода по специальностям педагогики, психологии и другим отраслям наук, отражающее снижение числа подготавливаемых научно-педагогических кадров высшей квалификации. При снижении общего числа диссертаций, наблюдается рост ежегодной доли исследований в решении задач взаимодействия воспитательных и образовательных организаций (42,8; 29,4; 31,8; 45,4; 51,1; 51,0; 40,0; 52,1; 75,6; 71,4; 67,8; 78,2%). Содержание и характер накопления новых научных знаний указывает не только на актуальность, но, прежде всего, на осознание педагогической общественностью необходимости постоянного выявления направлений улучшения условий развития подрастающего поколения на основе интеграции воспитательной деятельности социальных институтов.

Об эффективности субъектов воспитательной деятельности - семьи, социальных институтов, общественных и др. организаций, а также социального партнёрства семьи и других субъектов в сфере воспитания, обычно судят по состоянию отдельных компонентов их воспитательного потенциала - ресурсов. Стремление к объективной оценке и измерению потенциала субъектов воспитательной деятельности побуждает ученых выделять множество различных факторов или ресурсов потенциала. Естественно, возможность всестороннего учёта и диагностики всех составляющих воспитательного потенциала вызывает сложности и практически исключена. Доля работ, направленных на решение отдельных задач обоснования характеристик и оценки воспитательного потенциала семьи и других субъектов воспитательной деятельности, составляет менее 3 % от общего числа исследований в области семейного воспитания. Однако фактическое сочетание многообразия условий, оказывающих воздействие на состояние потенциала воспитательной среды и развивающуюся личность, обуславливает необходимость поиска оптимальных решений для активизации деятельности социальных институтов и интеграции их воспитательных воздействий.

При решении указанных задач на основе интеграции воспитательных возможностей семьи, образовательных организаций и других социальных институтов возрастает потребность в эффективном управлении их взаимодействием. И поскольку в ходе процессов интеграции «в системе увеличивается объем и интенсивность взаимосвязей и взаимодействий между элементами» [3, с. 210], то только при согласованном поведении подсистем результат их взаимодействия будет способствовать росту синергетического эффекта в социализации детей. Управляющее воздействие должно вырабатываться на основе объективных научных знаний, полученных с использованием информационной обратной связи. Поэтому, прежде всего, необходимо выявление важнейших факторов, воздействующих на развивающуюся личность в конкретных условиях, и обоснование системы показателей на основе интеграции знаний различных научных областей -философии, педагогики, психологии и других отраслей наук.

Решение данной проблемы возможно на основе системного подхода. Построенная нами модель системы влияний и развития условий образовательной среды и, прежде всего, семейной, как источника воспитательных воздействий на личность, раскрывает содержание основных элементов, характер их взаимосвязи и взаимодействия, место и значение каждого из них в общем процессе функционирования реальной системы развития личности (рис. 2). Поскольку семейная среда является основным фактором развития личности, а детско-родительские отношения основным компонентом этой среды, то воспитательные возможности семьи могут оцениваться сложившимся состоянием этих отношений. Это возможно на основе адекватной оценки взаимозависимых показателей - воспитательного потенциала семьи и уровня его реализации. Учитывая, что «содержание понятия «потенциал» определённого вида должно конкретизироваться

научной областью и исследуемым предметом, а также отражать направления решения проблемы» [2, с. 10; 4], нами уточнены дефиниции ряда понятий, как системы взаимосвязанных показателей.

■ Воспитательные возможности семьи - способность семьи создавать условия развития детей и целенаправленно воздействовать на их саморазвитие; оценивается воспитательным потенциалом семьи и уровнем его реализации.

■ Воспитательный потенциал семьи как философская категория «возможность» характеризует систему влияний и условий развития личности. Диагностика - показатели родительского отношения, отображающие, прежде всего, уровень знаний, умений и навыков в области воспитания и др. факторы, характерные для данной семьи.

■ Уровень реализации воспитательного потенциала семьи, как философская категория «действительность», отражает реальное состояние личностного развития детей. Диагностика -показатели восприятия воспитательных воздействий родителей детьми, тревожность, показатели учебной деятельности и ценностные ориентации.

■ Успеваемость детей по основным дисциплинам, как основа образованности и интеллектуального развития, - показатель их учебной деятельности и воспитанности качеств, определяющих её успешность.

■ Уровень тревожности подростков, как отражение состояния детско-родительских отношений, воспитанности позитивных качеств, определяющих успешность учебной деятельности.

■ Изменение значимости ценностной ориентации детей на «познание» - возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие, как показатель развития личности в результате образовательной, просветительской и творческой деятельности.

Разработка эффективных технологий комплексной оценки взаимозависимых показателей, определяющих условия и результат развития личности, предопределяет социально-педагогическую деятельность, направленную как на интеграцию различных научных областей знаний, так и воспитательных возможностей социальных институтов. Важная роль в подготовке подрастающего поколения к уверенному вступлению во «взрослую жизнь», наряду с семьей и общеобразовательной организацией, отводится дополнительному образованию детей. Организации дополнительного образования, выполняющие образовательную, воспитательную, социально-адаптивную и коррекционно-разви-вающую функции, располагают значительными воспитательными возможностями [5]. Нам представляется важным обратить внимание на то, что повышению воспитательных возможностей семьи способствуют оптимальные внешние условия развития личности и использование педагогами наиболее эффективных форм и методов, стимулирующих совместную творческую деятельность детей и взрослых. При этом усиление интегративного результата возможно на основе реализации принципов гуманистической педагогики, содержательного разнообразия мероприятий многофункционального образовательного пространства, ориентированного на предметное, социальное, профессиональное и личностное самоопределение, необходимые для самоутверждения и самореализации детей.

Многофункциональное воспитательное пространство имеет широкие практические возможности разнообразного взаимодействия с семьей. Вовлечение родителей в образовательный процесс происходит через участие их в занятиях учебных групп детских объединений по интересам, демонстрацию учебных достижений детей и взрослых, создание системы совместного досуга через организацию семейных кафе, праздников, фестивалей и др.

Использование различных способов непосредственного включения родителей в деятельность объединений, где родители являются активными участниками творческих занятий и шоу-программ, способствует укреплению взаимопонимания родителей и детей и улучшению детско-родительских отношений. Особая роль воспитательного пространства в повышении педагогической культуры семьи путём просвещения. Для конкретных групп слушателей, организуемых по признаку «дефицита сведений в определённых областях», возможна разработка программ на основе системы педагогических, медицинских, социально-психологических, юридических и др. знаний. Направленное содержание программ позволит получать родителям конкретные рекомендации в воспитательной деятельности и восполнить пробелы в личностном развитии детей.

Социальная

среда -совокупность социальных факторов развития личности

^Биологический фактор развития личности^ +

Наследственность, содействующая психологическому ^ (психическому), интеллектуальному, | у мственному и творческому развитию

Внутрисемейные отношения, в т.ч. детско-родительские, -важнейший компонент воспитательных возможностей семьи и фактор адаптации человека к условиям разви

вающейся среды +

Совокупность взаимодействующих элементов системы социальных институтов -семьи, образовательных и др. организаций и объединений

Образовательная среда -

единство процесов обучения, воспитания и развития личности

/ Координация \ > и управление ресурсами развития образовательной среды

Выбор стимулов активизации

собственных усилий и работоспособности субъектов воспитания - категории самооценки и «ситуации успеха»

Образованность, как совокупность знаний, умений и способностей,

важнейшее средство становления духовных и интеллектуальных качеств ученика

Образовательная деятельность^

- важнейшее направление формирования совокупности ►¡ценностных ориентаций, личностных I установок, разносторонних знаний, характеризующих развитие личности

Направленное воздействие семьи и общества на воспитание позитивных качеств -потребности в знаниях, самостоятельности, ответственности трудолюбия, настойчивости и др

Детско - родительские отношения как характеристика воспитательных возможностей семьи и тревожности детей

Интеграция воспитательных возможностей

социальных институтов, вызывающая синергетический совместный, согласованно действующий, эффект

Система взаимосвязанных характеристик деятельности субъектов воспитания и развития личности: воспитательный потенциал семьи (знания родителей в области воспитания и др. факторы, характерные для данной семьи); уровень его реализации (восприятие воспитательных воздействий родителей детьми, тревожность и показатели их учебной деятельности); ценностные ориентации

Приоритеты деятельности системы образования и педагогической общественности в создании благоприятной социальной и, прежде всего, семейной воспитательной среды развития личности

Рис. 2. Модель системы влияний и развития образовательной среды, в том числе семейной, как источника воспитательных воздействий на личность

Естественно, подготовка программ учебного курса для родителей и детей должна проводиться в соответствии с требованиями личностно ориентированного образования, направленными на охват всего комплекса условий повышения эффективности деятельности на основе использования методов активного обучения: дискуссии, экскурсии, конференции, круглые столы и др. Мощное воспитательное воздействие обеспечивают и просветительские программы в виде встреч со специалистами, обладающими глубокими знаниями в различных областях. Расширение образовательного пространства возможно и за счёт интеллектуальных групп с привлечением преподавателей вузов, материально-технических и методических ресурсов общеобразовательных организаций, библиотек, методических кабинетов и др. Необходимо также развитие информационно-методической и издательской деятельности. При этом весьма значимым может быть фонд научно-практических разработок, в том числе и в региональных организациях. Так, вариант создания условий для профессионального обучения детей может обеспечиваться сотрудничеством с различными организациями, которые выступают как в качестве площадок учебной и социальной практики, так и в качестве ступени к профессии. Например, условия для социального, профессионального и личностного самоопределения детей и подростков на Кольском полуострове (Мурманская

область) обеспечиваются на основе взаимодействия процессов организации социального опыта, образования и просвещения в детских военно-патриотических клубах. Специфику взаимоотношений вносят специалисты, демонстрируя высокий уровень компетенций и опыта деятельности. Деятельность в данных объединениях способствует развитию волевых качеств, определяющих развитие личности воспитанника - настойчивость, целеустремленность, упорство, смелость и решительность, самостоятельность и инициатива, самообладание и выдержка. Воспитательная значимость военно-патриотических объединений определяется тем, что воспитанник не только приобретает специальные знания и умения, но и получает опыт совместной деятельности - «службы», совместного преодоления трудностей и испытаний. В социализации значительную роль играют межличностные отношения, способствующие формированию патриотизма. Ценностными ориентирами организации социального опыта в этих лагерях может быть стремление посвятить жизнь служению нашей родине - России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Эффективными формами создания условий, содействующих развитию способностей детей, являются многоуровневые конкурсы, в т. ч. музыкальные, фестивали и другие мероприятия, со значительным охватом участников. Участие в конкурсах является важнейшим стимулом развития творческой активности

ci и X S

3

го у

>

к с; о CI

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Позиция "познание" в ряду ценностных ориентации •констатирующий -и-формирующий эксперименты

Рис. 3. Интегральные распределения учащихся по указанному номеру позиции «познание» в списке ценностных ориентаций

учащихся. Такие формы педагогической деятельности, нарядус пропагандой лучшего опыта её организации, способствуют росту планируемого воспитательного воздействия на подрастающее поколение.

Необхоаимо тагке отметить значомоссопрограмм,обоспет чивающих подготовку образовательных мероприятий, посвящён-ныхгосотарствентыи диацоонильнымптдзтчикаоРФ, памят-ныы даоам и событиимриаиийокой исча^и 1г^^иатотп. Участие детей в проводимых праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях, ^елоеааздтние ^огли^ятногосо^ыльно-психо-логического климата, способствует противостоянию негативного вяздтйствия округвю^ спеды в йланчповышеоия биоопесндз жизнедеятельности. Кроме того, творческая подготовка к празд-ныкамаиоооЯдывчптфаомиповонююрооаиЧскайграждаоагоЧ идентичности обучающихся.

Итак, расширениаиобpaзoоaтелы^^oгoпйоcтоaнсово йнй-бора эффективных форм и методов деятельности создаются уаловитырявглючениядеией итзяыылыатмнoгoгыaннию,инк теллектуальную и психологически положительно насыщенную жрин^ Многoфоlгкпыы^^aлавоe воспичатаоьное поoвокaнкпйo-это реальная помощь в обеспечении каждому обучающемуся ощиыыйияомoL—йоaлиногoблaгыпoлчйия, coзыaтaeмoroиaочeд «ситуации успеха». Являясь базой для профессионального са-мдыпатдeлeнюп и орофесыеоналичации т ко

сферах деятельности, выбранные направления оцениваются ка^^^|^С^олыа вepрятиыодляпpoдалжeниыoбыы»oвиниа, опр-мирования предпочтений, досуга, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности. Ре-зулияаиомобщего [^оы^титогдытношеиоортдитыле^йадагчгов и воспитателей в создании обстановки, способствующей фор-миоoвй»имодeтоИ Г-од^аткяи) памоатояыельнооыинуворен-ности в своих силах и снижения уровня их тревожности, будет првышение , раокыыыие овисчеыоогопоыенциаыяи

личностное развитие. Безусловно, в этой деятельности форми-

pспоcои|eнтocтныопоиeнсоции, поскольку они являются одним из индикаторов развития личности. Получив дополнительные знания в области повышения качества жизни и переосмыслив значение ценностных ориентаций, большинство детей - около 70% (ы7,о%), отнаслипоницио «тозданиы» о йийвыю половину общего списка - 1^9 (рис. 3). Это результат углубленного изучения осо-боннпcтозлзaщихийиволпитатодрнoтчапдыl разработки допол-нйтeльноlыoтp аровйяельных дфрдвычитплийк их программ для родителей и детей, использования адекватных методов и эффек-ойвнок фирм твайичскот деяты-ттов™.

Таким образом, реализация одного из основных националь-ныюприоыитеоов Россити ооыепесенирблагаполучного и защищенного детства, предполагает повышение значимости научных paзиaб000T0дизвилсий0 спысатольных вооттошностей семьи для принятия оптимальных решений по формированию семейной аредына -пновй иопользятпчиязиaнио па^л ичных отраслей наук и интеграции воспитательных воздействий различных со-диaлаияlиипытитииeи.Дазаля■raсиаeоmaсовaн ного взаимодействия будет способствовать росту синергетического эффекта в ыяйоализации детеи Мнягеелоирие уеловий жизнедеятельности семей в стране, в т. ч. территориальные и региональные осо-бeндоcиз,чпeдйпоeдeлик% и оагныа чапропления повышения педагогической культуры родителей, совершенствования подго-емкипадогягиоидpыгиxоппцидлиcпыв ыбиазования, готовых к активной деятельности по решению проблем повышения воспи-татальюыи взлдожноытeй симйи1Позвсйие днытренних ресурсов семьи в формировании достойной жизненной перспективы для детей обеспечит многофункциональное воспитательное про-стра^(^"^во,в^(^н^яйи^тояиго золoжeныlюдййиcтические принципы дополнительного образования. Разнообразие программ будет ытооыбствооать^овиеиюисевдзможнатт вру-пенних интересов и творческих способностей детей, устремлений их к различным видам деяыел ьндоти.йооявлйиию инициытивы, самостоятельности, лидерских качеств и умению работать в коллективе.

Библиографический список

1. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы. Утв. Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Available at: http://base.garant.rU/70183566/#block_1000

2. Кирюшина О.Н. Развитие научно-информационного и кадрового ресурсов научного потенциала системы образования. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2011.

3. Интеграция. Философский энциклопедический словарь. Главные редакторы: Л.Ф. Ильичев, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалев. Москва, 1983.

4. Кирюшина О.Н. Научно-методологическое обеспечение наукометрического исследования ресурсов научного потенциала системы образования. European Social Science Journal. 2013; 7 (35): 59 - 70.

5. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей. Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова и др. Под ред. А.В. Мудрика. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

References

1. Nacional'naya strategiya dejstvij v interesah detej na 2012 - 2017 gody. Utv. Ukazom Prezidenta RF ot 1 iyunya 2012 g. № 761. Available at: http://base.garant.rU/70183566/#block_1000

2. Kiryushina O.N. Razvitie nauchno-informacionnogo i kadrovogo resursov nauchnogo potencíala sistemy obrazovaniya. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta, 2011.

3. Integraciya. Filosofskij 'enciklopedicheskijslovar'. Glavnye redaktory: L.F. Il'ichev, P.N. Fedoseev, S.M. Kovalev. Moskva, 1983.

4. Kiryushina O.N. Nauchno-metodologicheskoe obespechenie naukometricheskogo issledovaniya resursov nauchnogo potenciala sistemy obrazovaniya. European Social Science Journal. 2013; 7 (35): 59 - 70.

5. Social'noe vospitanie v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya detej. B.V. Kupriyanov, E.A. Salina, N.G. Krylova i dr. Pod red. A.V. Mudrika. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

Статья поступила в редакцию 23.07.15

УДК 378

Chichkanova I.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk,

Russia), E-mail: artpav-71@mail.ru

Zotova T.N., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Academy of Education n.a. V.M. Shukshin (Biysk, Russia),

E-mail: zotova_tn@mail.ru

TO THE QUESTION OF FORMATION OF INFORMATION COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS. The research paper considers a problem of formation of information competence in future teachers, which is one of the most important and relevant in today's rapidly changing information world. In the Federal state educational standard of higher professional education in the direction of training for a bachelor's degree (Code 050100) "Teacher's education" there are a number of competencies directly related to the ability to work with different kinds of information. Information skills are the general skills necessary for successful teaching. The comparison of results of diagnostics information skills of students, obtained by the authors 15 years ago, with the results of diagnostics of modern students, helped to identify "trouble spots" in the formation of competencies associated with obtaining and processing information, and therefore, on this basis to optimize the process of professional preparation of future teachers. The analysis of obtained results allows concluding that the availability of professionally significant information has no significant effect on the formation of professionally significant needs of future teachers.

Key words: information skills, information competence of a teacher, bachelor's degree.

И.Н. Чичканова, канд. пед. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина,

г. Бийск, E-mail: artpav-71@mail.ru

Т.Н. Зотова, канд. пед. наук, доц. Алтайской государственной академии образования имени В.М. Шукшина, г. Бийск,

E-mail: zotova_tn@mail.ru

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

В данной статье рассматривается проблема формирования информационной компетентности будущего педагога, которая является одной из наиболее важных, актуальных в современном динамично меняющемся информационном мире. В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» имеется ряд компетенций, прямо связанных с умением работать с разного рода информацией. Информационные умения относятся к группе общих умений, необходимых для успешной педагогической деятельности. Сравнение результатов диагностики информационных умений студентов, полученных авторами 15 лет назад, с результатами диагностики современных студентов, позволило выявить «проблемные точки» в формировании компетенций, связанных с получением и переработкой информации, и, следовательно, на этой основе оптимизировать процесс профессиональной подготовки будущих учителей. Анализ полученных результатов позволил сделать вывод о том, что доступность профессионально-значимой информации не оказывает существенного влияния на формирование профессионально значимых умений будущих учителей.

Ключевые слова: информационные умения и навыки, информационная компетентность педагога, бакалавриат.

Требования, предъявляемые современному учителю - постоянное совершенствование профессионально значимых компетенций, знаний, умений, навыков. Профессиональная компетентность учителя - понятие многогранное, на наш взгляд, одной из основных компетенций в настоящее время является информационная компетентность, т. к. умение определять наиболее эффективные формы и дидактические средства, с помощью которых информация будет усваиваться учащимися в определенной системе, связях и отношениях является важнейшим профессиональным умением педагога.

В современной педагогической науке не существует однозначной трактовки понятия «информационная компетентность», что говорит о сложности и многогранности данного феномена. Многие авторы рассматривают его как способность личности самостоятельно искать, выбирать, анализировать, организовывать, представлять и передавать информацию.

Качество работы педагога во многом обеспечивается умением осуществлять эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям.

Неслучайно в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр» в разделе «Требования к результатам освоения основных образовательных программ ба-

калавриата» указаны компетенции, прямо связанные с умением работать с информацией:

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);

- способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);

- способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12) [1].

Анализ содержания профессиональных компетенций, сформулированных в вышеуказанном ФГОС показывает, что практически каждая из них связана с информационными умениями будущего педагога, с необходимостью уверенно входить в мир информации, её поиска, анализа и адекватной интерпретации, обобщения и создания на её основе новой информации или информационных продуктов.

Информационные умения относятся к группе общих умений, необходимых для успешной педагогической деятельности,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.