ЛИЧНОСТЬ И МЕДИА: ГУМАНИТАРНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В МЕДИАОБРАЗОВАНИИ
УДК 378.147
ББК 74.48
Г61
Голобородько Андрей Юрьевич
Доктор политических наук, кандидат филологических наук, директор Таганрогского института имени А. П. Чехова, (филиала РГЭУ (РИНХ)). Таганрог, Россия
Челышева Ирина Викториновна
Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социокультурного развития личности, Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Таганрог, Россия.
НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПЛОЩАДКА РАЗВИТИЯ МЕДИАКОНТЕНТА
СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
В статье рассматриваются проблемы организации и функционирования деятельности научно-образовательных центров. Авторами представлены инновационные процессы, перспективные направления и задачи деятельности НОЦ, связанные с технологическим алгоритмом развития медиаконтента современного вуза.
Ключевые слова: вуз, научно-образовательный центр, инновация, медиаконтент.
A. Goloborodko Taganrog, Russia I. Chelysheva Taganrog, Russia
SCIENTIFIC-EDUCATIONAL CENTER AS INNOVATIVE TECHNOLOGICAL PLATFORM FOR DEVELOPMENT OF MEDIA CONTENT OF MODERN HIGHER EDUCATION
The article deals with the problems of organization and functioning of the activities of scientific and educational centers. The authors present the innovative processes, perspective directions and tasks for the scientific and educational centers activities based on the technological algorithm to develop media content of the modern university.
Keywords: high school, scientific and educational center, innovation, media content.
Современная ситуация характеризуется активной интеграцией России в открытое информационное пространство, расширением международных связей, развитием сетевого взаимодействия, дистанционного образования и активным внедрением инновационных медиа-технологий в образовательную и научно-исследовательскую деятельность современных вузов. Эти факторы значительно актуализируют проблемы функционирования медиасреды образовательных организаций, поиска новых форм позиционирования и продвижения научного и образовательного потенциала вуза, во многом определяющих качественные и количественные показатели его конкурентоспособности и эффективности.
Немаловажным фактором перспективного развития образовательной организации и привлечения молодых исследователей к активной научной деятельности выступает формирование медиаконтента современного высшего учебного заведения. Не секрет, что все сферы жизнедеятельности современного студенчества так или иначе связаны с медиасредой: образование, общение, продвижение карьерных стратегий, увлечения и хобби - все это находит свое отражение в виртуальном медиапространстве. Не менее важную роль медиасреда ока-
зывает на формирование социально-культурных ориентиров, ценностных ориентаций и мировоззренческих установок современного молодого поколения. Открывающиеся возможности не только изучения, но и конструирования медиаконтента посредством интерактивного взаимодействия существенно трансформируют отношение молодого поколения к образованию. Представление о собственной социальной роли в виртуальном пространстве: «современный медиадискурс дает возможность молодым людям почувствовать себя в центре разнообразных политических и социально-экономических событий; создает эффект «вершителей истории», способных влиять на повседневную жизнь общества» [Гуслякова, 2016, с. 39].
Если говорить о профессиональном становлении современных студентов, то здесь также можно наблюдать существенное влияние медиаконтента на формирование профессиональных компетенций и интересов. При этом, Т. Н. Носкова и А. В. Яковлева констатируют, что «ценность медиасреды с точки зрения профессионального становления студентов заключается в возможности включиться в расширенные коммуникации, увидеть в них продукты исследовательской и творческой деятельности других людей - социальные, профессиональные, культурные, - важные для развития личности студентов» [Носкова, 2013].
В настоящее время, как отмечает С. Н. Гарсков, «модернизация российской высшей школы предполагает совершенствование ее международной деятельности, общей целью которой является всесторонняя интеграция России в качестве равноправного партнера в мировое образовательное сообщество, совершенствование и повышение авторитета национальной системы образования на международном, все более глобализирующемся рынке образовательных услуг» [Гарсков, 2012]. В этой связи важное значение в перспективном развитии медиаконтента современного вуза имеет деятельность научно-образовательных центров, отражающих основные векторы научно-исследовательской деятельности образовательной организации и оказывающих существенное влияние на формирование компетентностных моделей будущих специалистов различных профессиональных сфер, их интеллектуальную, творческую и социальную активность, расширение международных научно-исследовательских связей.
Научно-образовательные центры активно занимаются исследовательской, методологической и методической проблематикой, внедрением инновационных компонентов в образовательную и исследовательскую деятельность. Важным вектором деятельности научно-образовательных центров выступает проведение научных конференций, открытых семинаров, вебинаров, мастер-классов по обмену опытом, школ для молодых исследователей и др. Эта деятельность так или иначе находит свое отражение в медиапространстве, внедряется в медиасреду современного вуза.
Реализация основных целей и задач научно-образовательных центров предопределяет их тесное сотрудничество с учреждениями и организациями, заинтересованными в совместной деятельности по подготовке к внедрению научно-исследовательских разработок. Кроме научного и образовательного направления в числе ключевых направлений научно-образовательных центров выделяется и развитие международных связей вуза - межвузовское сотрудничество, интеграция инновационных образовательных практик вузов-партнеров. Здесь значительные перспективы открываются в плане развития и расширения сетевого взаимодействия, предполагающего взаимное обогащение образовательного и научного контента, обмен мнениями, идеями, технологическими приемами, методиками и т. д. Эти и другие направления в сетевом взаимодействии определяют в конечном итоге «инновационную активность университета, инвестиционную привлекательность его научно-образовательных программ, значимость университета в социально-экономическом развитии региона» [Сетевое взаимодействие, 2011].
Технологической базой для такого обмена может стать вузовский медиацентр, в котором сосредоточены основные направления деятельности научно-образовательных центров, функционирующих в вузе; представлены наиболее важные академические проекты, блоки и модули учебной, методической информации по изучению учебных дисциплин, web-портфолио ведущих исследователей и студентов и т. д.
Функционирование подобного медиацентра в вузе, как нам представляется, обеспечит не только необходимую взаимосвязь ведущих научно-исследовательских направлений образовательной организации, но и позволит существенно расширить возможности для укрепле-
ния и развития межвузовских связей, в том числе - международных. Мы солидарны с мнением о том, что подобные медиацентры можно рассматривать как визуально ориентированные инновационные образовательные площадки, «где есть возможность взаимодействовать, заниматься совместной работой и общаться с представителями различных сфер знания, с признанными специалистами в своей области дистантно и «в живую». Эта «площадка» также должна обеспечивать техническую и технологическую помощь при разработке электронных учебников, визуализации учебных материалов; интеграцию имеющихся ресурсов с другими средствами медиаобразования, библиотечными фондами и средствами массовой информации» [Бучатский, 2015].
Таким образом, в числе наиболее перспективных задач деятельности НОЦ как инновационной технологической площадки развития медиаконтента современного вуза, на наш взгляд, можно выделить следующие векторы:
- разработка и продвижение научных исследований, интеграция наиболее перспективных научных направлений вуза с лучшими российскими и зарубежными практиками;
- осуществление мониторинга научных разработок и образовательных достижений
вуза;
- позиционирование передового методологического, методического инструментария научных исследований с использованием инновационных образовательных технологий;
- расширение академической мобильности вуза путем обмена опытом с ведущими зарубежными и российскими научно-образовательными центрами в формировании медиакон-тента вуза и реализации совместных (в том числе - и международных) научно-исследовательских проектов;
- обеспечение необходимых условий для развития научно-исследовательского творчества молодых исследователей, развитие их интеллектуального потенциала и активизации научной деятельности.
Библиографический список
1. Бучатский А. Н. Медиацентр вуза и пространство «новых медиа» / А. Н. Бучатский, В. В. Дуклау и др. // Сборник научных статей XVIII Объединенной конференции «Интернет и современное общество» IMS-2015, СПб., 2015. URL:http://openbooks.ifmo.ru/ru/file/2235/2235.pdf (дата обращения: 03.06.2017.).
2. Гарсков С. Н. Международное сотрудничество как фактор развития современного вуза в условиях глобализации и интернационализации образования // Казанский педагогический журнал. 2012. №5-6 (95). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-kak-faktor-razvitiya-sovremennogo-vuza-v-usloviyah-globalizatsii-i-internatsionalizatsii-obrazovaniya (дата обращения: 05.06.2017).
3. Гуслякова Н. И. Медиадискурсивное пространство как фактор профессионального становления студентов высшей школы / Н. И. Густякова, А. В. Гуслякова // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 8 (50) Ч. 4. С. 38-43. URL: http://research-journal.org/psycology/mediadiskursivnoe-pros-transtvo-kak-faktor-professionalnogo-stanovleniya-studentov-vysshej-shkoly/ (дата обращения: 02.06.2017.).
4. Носкова Т. Н. Современный студент в медиасреде: вопросы профессионального развития / Т. Н. Носкова, О. В. Яковлева // Педагогическое образование в России 2013. № 2. URL:http://joumals.uspu.ru/attachments/article/375/Педагогическое%20образование%20в%20России_2013_2
CT.%2026.pdf. (дата обращения: 02.06.2017.).
5. Сетевое взаимодействие - ключевой фактор генерации инновационной среды образования, науки и бизнеса. Томск, 2011. URL:http://univer.ntf.ru/DswMedia/keystgu.pdf (дата обращения: 02.06.2017.).
References
1. Buchatsky A.N. (2005). Media center of the university and the space of "new media" / Buchatsky AN, Duklau V.V. etc. // Collection of scientific articles of the XVIII Joint Conference "Internet and Contemporary Society" IMS-2015, St. Petersburg. URL: http://openbooks.ifmo.ru/ru/file/2235/2235.pdf (Access date: 06/03/2017.). (In Russian).
2. Garskov S.N. (2012). International cooperation as a factor in the development of the modern university in the context of globalization and the internationalization of education / Garskov S. N. // Kazan Pedagogical Journal. № 5-6 (95). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnoe-sotrudnichestvo-kak-faktor-razvitiya-sov-remennogo-vuza-v-usloviyah-globalizatsii-i-internatsionalizatsii-obrazovaniya (Access date: 05.06.2017). (In Russian).
3. Guslyakova N.I. (2016). Media-discursive space as a factor in the professional development of students of higher education / Gustyakova NI, Guslyakova AV // International Scientific and Research Journal. N.8(50). Part 4. S. 38-43. URL: http://research-iournal.org/psycology/mediadiskursivnoe-prostranstvo-kak-faktor-professional-nogo-stanovleniya-studentov-vysshej-shkoly/ (Access date: 02/06/2017.). (In Russian).
4. Noskova T.N. (2013). A modern student in the media environment: issues of professional development / Noskova T. Yakovleva O. // Pedagogical Education in Russia. № 2. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/arti-de/375/^arorn4ecKoe%20o6pa30BaH^%20B%20Poc^ 2013 2 CT.%2026.pdf (Access date: 02/06/2017.). (In Russian).
5. Networking is a key factor in generating an innovative environment for education, science and business (2011). Tomsk. URL: http://univer.ntf.ru/DswMedia/keystgu.pdf (Access date: 02/06/2017.). (In Russian).
УДК 373.24
ББК 74.58:73
М915
Мурюкина Елена Валентиновна
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Донского государственного технического университета. Ростов-на-Дону, Россия.
ПРОГРАММА МЕДИАКЛУБА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА
В статье мы рассмотрели организацию медиаклуба как средства реабилитации людей пожилого возраста в условиях культурного центра. Медиаклуб представляет собой одну из форм социально-культурной деятельности. Мы разработали программу медиаклуба для людей пожилого возраста и считаем, что ее реализация позволит сформировать социальный статус личности пожилого человека, а также восстановить утраченные им общественные связи на макро- или микроуровнях.
Ключевые слова: медиаклуб, реабилитация, культурный центр, программа, методы.