Научная статья на тему 'Программа медиаклуба для людей пожилого возраста в условиях культурного центра'

Программа медиаклуба для людей пожилого возраста в условиях культурного центра Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
203
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
MEDIA CLUB / REHABILITATION / CULTURAL CENTER / PROGRAM / METHODS / МЕДИАКЛУБ / РЕАБИЛИТАЦИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР / ПРОГРАММА / МЕТОДЫ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Мурюкина Елена Валентиновна

В статье мы рассмотрели организацию медиаклуба как средства реабилитации людей пожилого возраста в условиях культурного центра. Медиаклуб представляет собой одну из форм социально-культурной деятельности. Мы разработали программу медиаклуба для людей пожилого возраста и считаем, что ее реализация позволит сформировать социальный статус личности пожилого человека, а также восстановить утраченные им общественные связи на макроили микроуровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRAM OF MEDIA CLUB FOR THE ELDERLY IN CULTURAL CENTER

The article deals with the organization of the media club as a means of rehabilitation of the elderly people in the cultural center. Media club is one of the forms of social and cultural activity. The author develops a program of the media club for the elderly, and believes that it will allow forming the social status of the elderly, as well as to restore their lost social ties at the macro or micro levels.

Текст научной работы на тему «Программа медиаклуба для людей пожилого возраста в условиях культурного центра»

4. Noskova T.N. (2013). A modern student in the media environment: issues of professional development / Noskova T. Yakovleva O. // Pedagogical Education in Russia. № 2. URL: http://journals.uspu.ru/attachments/arti-de/375Шедаroгическое%20образование%20в%20России 2013 2 CT.%2026.pdf (Access date: 02/06/2017.). (In Russian).

5. Networking is a key factor in generating an innovative environment for education, science and business (2011). Tomsk. URL: http://univer.ntf.ru/DswMedia/keystgu.pdf (Access date: 02/06/2017.). (In Russian).

УДК 373.24

ББК 74.58:73

М915

Мурюкина Елена Валентиновна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спорта Донского государственного технического университета. Ростов-на-Дону, Россия.

ПРОГРАММА МЕДИАКЛУБА ДЛЯ ЛЮДЕЙ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ КУЛЬТУРНОГО ЦЕНТРА

В статье мы рассмотрели организацию медиаклуба как средства реабилитации людей пожилого возраста в условиях культурного центра. Медиаклуб представляет собой одну из форм социально-культурной деятельности. Мы разработали программу медиаклуба для людей пожилого возраста и считаем, что ее реализация позволит сформировать социальный статус личности пожилого человека, а также восстановить утраченные им общественные связи на макро- или микроуровнях.

Ключевые слова: медиаклуб, реабилитация, культурный центр, программа, методы.

Dr. Elena Muryukina

Rostov-on-Don, Russia

PROGRAM OF MEDIA CLUB FOR THE ELDERLY IN CULTURAL CENTER

The article deals with the organization of the media club as a means of rehabilitation of the elderly people in the cultural center. Media club is one of the forms of social and cultural activity. The author develops a program of the media club for the elderly, and believes that it will allow forming the social status of the elderly, as well as to restore their lost social ties at the macro or micro levels.

Key words: media club, rehabilitation, cultural center, program, methods.

Эффективным средством реабилитации людей пожилого возраста может стать организация и работа медиаклуба в условиях культурного центра. Медиаклуб представляет собой одну из форм социально-культурной деятельности. Участие людей пожилого возраста в его работе может выполнять роль их социальной реабилитации. Мы считаем, что медиаклуб в условиях культурного центра выполняет функции, направленные на восстановление социального статуса человека, его прав, здоровья, дееспособности.

Мы разработали программы медиаклуба для людей пожилого возраста в условиях культурного центра, и считаем, что реализация предлагаемого комплекса занятий позволит сформировать социальный статус личности пожилого человека, а также восстановить утраченные им общественные связи на макро- или микроуровнях.

Создание и реализация предлагаемой программы медиаклуба нацелены на восстановление способности пожилых людей к жизнедеятельности в социальной среде. Занятия медиа-клуба опираются на следующие принципы:

• доступность;

• комплексность;

• преемственность;

• этапность;

• последовательность;

• безвозмездная основа медиаклубных занятий.

Социокультурная реабилитация предлагаемой программы медиаклуба заключается в обращении к внутреннему личностному опыту человека пожилого возраста. Предлагаемая творческая деятельность является инструментом как межличностной, так и внутриличност-ной коммуникации.

Цель занятий медиаклуба:

- помочь людям пожилого возраста поддерживать оптимальную для них степень участия в социальной коммуникации;

- помочь реализовать собственные культурные интересы и запросы для обеспечения положительных изменений в своей жизни и максимально полной интеграции в общество.

Технология занятий медиаклуба в рамках социокультурной реабилитации людей пожилого возраста предусматривает реализацию системы организационных методов и приемов воздействия с помощью различных занятий. Мы считаем, что эффективность занятий медиа-клуба будет достигнута при интеграции с другими методами социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста:

• с библиотерапией (дискуссии, сравнение персонажей, сюжета фильма и литературного произведения и т. д.);

• с игротерапией (викторины, конкурсы и т. д.);

• с изотерапией (создание рисунков, коллажей по итогам просмотра и обсуждения фильмов и т. д.).

Методы:

- наглядные (просмотр фильмов);

- словесные (дискуссия, беседа, взаимообогащающий диалог, обсуждение);

- репродуктивные (предоставляют возможность интерпретировать и анализировать пространственно-временную структуру повествования, согласно собственным представлениям и полученным знаниям каждого из участников медиаклуба);

- игровые (пробуждают творческие способности, способствуют раскрепощению);

- исследовательские (способствуют развитию самостоятельного мышления, выявляют индивидуальность каждого участника).

Особое место в занятиях медиаклуба с людьми пожилого возраста занимает такая форма работы как дискуссия. Она представляет собой метод, направленный на повышение интенсивности и эффективности восприятия в процессе активного включения пожилых людей в коллективный поиск истины. Исследования доказали, что дискуссия способна повысить мотивацию у участников в решении обсуждаемой проблемы.

Цель дискуссии состоит как в решении проблемы, так и в ее углублении, стимулировании деятельности людей, направленной на выработку совместного решения.

Использование дискуссий как одной из эффективных форм работы медиаклуба позволяет говорить о развитии у людей пожилого возраста умений и навыков:

• осознание людьми пожилого возраста своего мнения, суждения;

• развитие уважительного отношения к точке зрения других людей;

• осуществление аргументированной критики мнения своих оппонентов;

• умение формулировать оценочные суждения, участвовать и вести диалог;

• способность выдвигать множество решений;

• формирование компетенции говорить по существу и кратко;

• отстаивать собственную правоту, выступать публично.

Мы хотим выделить условия проведения дискуссии с людьми пожилого возраста:

- определение предметности дискуссии;

- создание и поддержание открытой и доброжелательной атмосферы;

- готовность участников слушать и стремиться понимать отличных от их собственной точки зрения;

- возможность каждого участника высказаться по проблеме;

- способность развернуто и корректно аргументировать свою позиции;

- наличие возможности во время дискуссии задавать вопросы.

Исходя из особенностей людей пожилого возраста, в организации и проведении дискуссии большая роль принадлежит ведущему. Его работа предусматривает деятельность в следующих направлениях:

> изучение интересов и возможностей участников медиаклуба, определение границ проблемного поля;

> формулировка темы дискуссии, определение регламента, задач;

> регламент работы участников, осуществление управлением их коммуникативной, когнитивной и эмоциональной активности;

> стимулирование развития межкоммуникативной компетентности у людей пожилого возраста;

> контроль степени напряжённости отношений в группе, а также соблюдение правил ведения диалога во время дискуссии;

> профилактика конфликтов, которые могут возникнуть в процессе дискуссии;

> мысленная фиксация основных положений, высказанных участниками, поворотных моментов, выводящих обсуждение на новый уровень;

> подведение итогов обсуждения.

В своей работе мы предполагаем использовать следующий ход дискуссии:

• Вводная часть, ее цель - создание эмоционального и интеллектуального настроя на обсуждение. Можно использовать следующие приемы: краткое обсуждение проблемы; введение в тему через вводное сообщение или домашнее задание.

• Введение в дискуссию. Цель - предоставить информацию о проблеме, поддержать интерес участников. Приемы: демонстрация фильма, описание ключевых эпизодов, проведение аналогий с конкретными случаями в жизни; ролевая игра.

• Групповое обсуждение проблемы людьми пожилого возраста. Для управления ею ведущий составляет предварительно ряд проблемных вопросов. Активизация интереса, корректировка ведения диалога должны обеспечиваться управленческими действиями ведущего.

• Итоговое заключение. Цель заключается в оценке работы участников медиаклуба, характеристике степени их заинтересованности, вовлеченности и компетентности, готовности к принятию позиции другого, умении диалогизировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Реализация программы медиаклуба предоставит людям пожилого возраста и инвалидам помощь в восстановлении утраченных или нарушенных способностей к деятельности в соответствии с уровнем их духовных потребностей, интересов, потенциальных возможностей.

Критерии, заложенные нами при разработке медиаклуба для людей пожилого возраста в условиях культурного центра:

S критерий воспроизводимости;

S критерий психологической и социально-культурной эффективности, гарантирующий достижение поставленных целей;

S критерий концептуальности с опорой на научные теории.

Организационная форма медиаклуба: внедрение занятий медиаклуба в условиях культурного центра для работы с людьми пожилого возраста.

Содержание занятий медиаклуба в условиях культурного центра для работы с людьми пожилого возраста представлено следующими разделами:

1. Фильмы, созданные по мотивам былин, сказаний, сказок.

2. Фильмы о людях войны, войне.

3. «Страна березового ситца» - тема деревни в фильмах российских/советских режиссеров.

4. Взрослые проблемы в отечественном кинематографе.

5. Нравственные проблемы, поднимаемые российским авторским кинематографом.

6. Занятия, темы которых предложены участниками медиаклуба.

Итак, в статье мы обосновали логику создания медиаклуба и представили его программу для людей пожилого возраста в условиях культурного центра. Отметим, что работа медиа-клуба будет эффективным средством реабилитации людей пожилого возраста в условиях культурного центра. Социокультурная реабилитация в рамках занятий медиаклуба заключается в обращении к внутреннему личностному опыту человека пожилого возраста. Предлагаемая творческая деятельность является инструментом как межличностной, так и внутри-личностной коммуникации.

Цель занятий медиаклуба: помочь людям пожилого возраста поддерживать оптимальную для них степень участия в социальной коммуникации; реализовать собственные культурные

интересы и запросы для обеспечения положительных изменений в своей жизни и максимально полной интеграции в общество.

Технология занятий медиаклуба в рамках социокультурной реабилитации людей пожилого возраста предусматривает реализацию системы организационных методов и приемов воздействия с помощью различных занятий. Мы считаем, что эффективность занятий медиа-клуба будет достигнута при интеграции с другими методами социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста:

• с библиотерапией (дискуссии, сравнение персонажей, сюжета фильма и литературного произведения и т. д.);

• с игротерапией (викторины, конкурсы и т. д.);

• с изотерапией (создание рисунков, коллажей по итогам просмотра и обсуждения фильмов и т. д.).

Методы: наглядные (просмотр фильмов); словесные (дискуссия, беседа, взаимообогаща-ющий диалог, обсуждение); репродуктивные (предоставляют возможность интерпретировать и анализировать пространственно-временную структуру повествования, согласно собственным представлениям и полученным знаниям каждого из участников медиаклуба); игровые (пробуждают творческие способности, способствуют раскрепощению); исследовательские (способствуют развитию самостоятельного мышления, выявляют индивидуальность каждого участника).

Особое место отводится дискуссии как методу, направленному на повышение интенсивности и эффективности восприятия в процессе активного включения пожилых людей в коллективный поиск истины. Исследования доказали, что дискуссия способна повысить мотивацию у участников в решении обсуждаемой проблемы. Цель дискуссии состоит как в решении проблемы, так и в ее углублении, стимулировании деятельности людей, направленной на выработку совместного решения.

Использование дискуссий как одной из эффективных форм работы медиаклуба позволяет говорить о развитии у людей пожилого возраста умений и навыков:

- осознание людьми пожилого возраста своего мнения, суждения;

- развитие уважительного отношения к точке зрения других людей;

- осуществление аргументированной критики мнения своих оппонентов;

- формулировать оценочные суждения, участвовать и вести диалог;

- способность выдвигать множество решений; формирование компетенции говорить по существу и кратко; отстаивать собственную правоту, выступать публично.

Критерии, заложенные нами при разработке медиаклуба для людей пожилого возраста в условиях культурного центра: воспроизводимости; психологической и социально -культурной эффективности, гарантирующей достижение поставленных целей; концептуальности с опорой на научные теории.

УДК 316.77:001.8

ББК С55.325.1:С55.57

Ч-411

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Челышева Ирина Викториновна

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой социокультурного развития личности, Таганрогского института имени А. П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ). Таганрог, Россия.

СЕЛФИ - ЗАВИСИМОСТЬ ИЛИ НОВОЕ ИСКУССТВО?

Статья посвящена анализу основных исторических аспектов развития фотографического искусства, тенденций и перспектив исследования феномена селфи в медиаобразовательном контексте. Автором рассматривается роль селфи в жизни современного подрастающего поколения и потенциальные возможности исследования данного явления.

Ключевые слова: медиа, медиакультура, фотография, селфи, медиаобразование.

I. V. Chelysheva

Taganrog, Russia

SELFIE - DEPENDENCY OR NEW ART?

This article analyzes the main historical aspects of the development of photographic art, trends and prospects of the study of the phenomenon of self in the context of media education. The author

149

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.