Научная статья на тему 'Научно-образовательные факторы инновационного развития промышленных предприятий'

Научно-образовательные факторы инновационного развития промышленных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SCIENTIFIC POTENTIAL / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL / ИННОВАЦИИ. / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шигабутдинов А.Ф.

Инновационный путь развития отечественной экономики подразумевает создание условий для сохранения и развития научного и образовательного потенциала. В статье отмечается повышенное внимание, уделяемое их развитию в зарубежных странах с развитой экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The innovative way of developing our home economy implies the creation of conditions necessary to retain and upgrade scientific and educational potential. The article underlines special attention paid to it by foreign countries with highly-developed economy

Текст научной работы на тему «Научно-образовательные факторы инновационного развития промышленных предприятий»

Канд. физ.-мат. наук А. Ф. Шигабутдинов

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ

ПРЕДПРИЯТИЙ

Инновационный путь развития отечественной экономики подразумевает создание условий для сохранения и развития научного и образовательного потенциала. В статье отмечается повышенное внимание, уделяемое их развитию в зарубежных странах с развитой экономикой.

Ключевые слова: научный потенциал, образовательный потенциал, инновации.

Инновационный путь развития промышленных предприятий Российской Федерации, путь развития, основанный на знаниях, позволяющий ликвидировать отставание отечественной экономики от экономик развитых стран, рассматривается многими отечественными экономистами как единственно возможный сегодня путь развития экономики страны. Одним из главных условий реализации инновационного сценария развития современной экономики является формирование национальной инновационной системы, предполагающей обязательное присутствие совокупности государственных и частных институтов, поддерживающих инновации.

Научно-технический потенциал выступает необходимым элементом такой системы. Количественной его оценкой служат такие показатели, как расходы на НИОКР, численность специалистов высшей квалификации (кандидаты и доктора наук) на 1000 жителей. Качество научно-технического потенциала определяется степенью технологической новизны, которая заложена в основе производимых с его помощью товаров и услуг.

Первостепенный вопрос эффективной деятельности промышленного предприятия - замена основных производственных фондов, которая осуществляется путем реконструкции существующих мощностей, внедрения более совершенных технологий для повышения качества продукции, расширения ее ассортимента, увеличения мощностей, внедрения принципиально новых технологий для производства ранее не выпускавшейся продукции. Россия традиционно имеет научно-технический потенциал, выраженный наличием отраслевых научно-исследовательских и проектных организаций, имеющих высокий уровень созданных научных школ. К сожалению, в годы реформ из-за низкой

заработной платы и смены ценностей в обществе наблюдался слабый приток молодых кадров в научно-исследовательские и проектные организации, что вело к ухудшению преемственности в продуцировании знаний поколениями. По оценке экспертов, в 2008 г. средний возраст исследователей составлял 49 лет, кандидатов наук - 53 года, докторов наук - 61 год. Внутренние затраты на исследования и разработки в России в 2004 г. составляли 196,0 млрд. рублей (или 43% в постоянных ценах 1990 г.); доля затрат на исследования и разработки в ВВП - 1,17% (в 1990 г. - 2,03%). Претерпели значительные изменения структура и состав кадров науки. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, за период с 1990 по 2004 г. снизилась на 56,8% (с 1943,4 тыс. до 839,3 тыс. человек). Наибольшему сокращению подверглись непосредственные участники научного процесса - исследователи (на 59,6% за 1990-2004 гг.) и техники (на 70,2%); численность вспомогательного персонала сократилась на 56,4%, хозяйственного - на 29,0%1.

Отсутствие развитой инновационной инфраструктуры и достойной оплаты труда ученых долгие годы приводило к утечке прогрессивных наукоемких отечественных изобретений и разработок за рубеж с дальнейшим возвратом их в российскую экономику в виде приобретенных дорогостоящих промышленных технологий. Россия серьезно столкнулась с проблемой «утечки мозгов» из России.

По экспертным оценкам, с 1989 по 2002 г. более 20 тыс. ученых уехало за рубеж и около 30 тыс. работало за границей по временным контрактам. Как правило, уехавшие были наиболее конкурентоспособными учеными, находящимися в самом продуктивном возрастном интервале. Социологи называют следующие наиболее значимые приоритеты молодых специалистов для плодотворной научной деятельности: достойная заработная плата и решение жилищных вопросов, обеспечение современным оборудованием и доступом к последним мировым научным достижениям, возможность профессионального и карьерного роста.

Тем не менее в отдельных отраслях промышленности сохранился определенный потенциал по отдельным направлениям научно-технического развития, что позволяет разрабатывать современные технологии и продукты. Так, по состоянию на 2006 г. научный потенциал химического комплекса состоял из 53 отраслевых научно-исследовательских организаций, в том числе 24 ФГУПов и 29 акционерных обществ. Научными исследованиями и разработками в области химии и нефте-

1 Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года // http://mon.gov.ru/work/nti/dok/zip

химии занимались профильные институты РАН, кафедры вузов, научные подразделения промышленных предприятий. При этом немногие отраслевые НИИ могут предоставить заказчику технологии в совокупности со всем процессом от внедрения инновации до сбыта готовой продукции. Пока в российской промышленности можно было получать доход без капиталовложений в науку, компании так и поступали. По этой причине заказы российских отраслевых НИИ часто ограничивались изменениями отдельных технологических процессов, предложениями по модернизации узлов, а не коренными изменениями всего цикла и внедрением новых технологий для производства качественно новых видов продукции.

В настоящее время доля наукоемкой отечественной продукции на мировом рынке составляет не более половины процента (у США - 36%, у Японии - 30%); объем высокотехнологичной компоненты в экспорте Российской Федерации не превышает 5% (у Китая - более 22%, у Южной Кореи - более 38%)1. Лишь 5% результатов отечественных НИОКР используются в промышленном производстве (в США и Великобритании - до 70%), остальное не находит практического применения, быстро теряя актуальность и коммерческие перспективы.

Как отмечается в работах А. Н. Фоломьева2, до сих пор актуальными являются следующие вопросы:

- реализации механизмов трансферта знаний и новых технологий в сферу производства и развития нормативно-правовых механизмов введения результатов интеллектуальной деятельности в хозяйственный оборот;

- повышения капитализации научных результатов отечественных исследователей;

- обеспечения научных организаций и инновационных предприятий инвестиционными ресурсами для дальнейшего развития;

- недофинансирования исследований (развития знаний) в перспективных отраслях науки;

- более тесной интеграции науки, образования и производства.

Необходимость создания целостной программы, определяющей

направления научно-технологической модернизации и инновационного развития экономики Российской Федерации, ее максимально эффективная реализация сегодня уже осознаются на государственном уровне. В этой части на основе поручений президента и правительства Россий-

1 Путин В. В. Вступительное слово на заседании Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики // Вестник российской нации. - 2009. - № 2 (4). - С. 56-59.

2 См., например: Фоломьев А. Н. Научный и научно-технический потенциал России: содержание и способы его измерения // www.rags.ru/files/st06.doc

ской Федерации разработаны и приняты такие основополагающие документы, как Комплексная программа научно-технического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года, Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года, а также другие стратегические документы.

На заседании Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики были выработаны профессиональные рекомендации по ключевым вопросам структурной, инновационной и научно-технической политики.

Начиная с 2001 г. более чем в 6 раз выросли ассигнования на гражданскую науку из средств федерального бюджета. Тенденции стабильного финансирования фундаментальных исследований в ближайшие годы сохранятся. Важно реализовать законодательные меры по защите интеллектуальной собственности, налоговые льготы для предприятий на осуществление НИОКР, обеспечить возможность быстрого обмена информационными ресурсами и кооперации научно-исследовательских, промышленных и образовательных учреждений.

Как показательное в плане отношения лидеров зарубежных экономически развитых стран к развитию научно-образовательного потенциала можно привести выступление президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 г. на ежегодном собрании американской Национальной академии наук. В нем информируется о ближайших планах по значительному увеличению средств (более 3% ВВП) на фундаментальные и прикладные исследования, создание новых стимулов для частных инноваций. Отмечается, что это крупнейшее вложение в научные исследования и инновации в американской истории. Создается Президентский совет консультантов по науке и технологиям, известный как PCAST (President's Council of Advisors on Science and Technology). Совет будет консультировать президента США по национальной стратегии, призванной поддерживать культуру научных инноваций.

Необходимым условием инновационного развития экономики является подготовка высокопрофессиональных специалистов для промышленных предприятий, которая требует выстраивания системы профессионального образования, способной формировать новое поколение специалистов рабочих специальностей, соответствующих всем требованиям высшей мировой квалификации. От того, насколько развитие системы профессионального образования будет соответствовать быстро меняющимся потребностям экономики, напрямую зависит перспектива инновационного развития отечественной экономики и промышленного потенциала России в целом.

Помимо всего прочего необходимо учитывать влияние фактора демографии на развитие экономики. Так, по среднему варианту демографического прогноза ООН численность населения России к 2025 г. сократится до 129,2 млн. (по нижнему варианту - до 121,7 млн. чело-век)1. Дефицит рабочей силы должен быть перекрыт повышением уровня профессионального образования. Необходимо дальнейшее развитие высшего образования с учетом лучших отечественных традиций. При этом системе высшего образования, обеспечивающей главную составляющую инновационного развития - подготовку высококвалифицированных кадров, следует уделять особое внимание.

Отечественная система высшего образования с ее высоким научно-техническим потенциалом, фундаментальностью, универсальностью и межотраслевым характером, интегрируя последние достижения национальной и мировой науки, через свою деятельность создает предпосылки формирования национальной инновационной системы. Оставаясь крупнейшим собственником системы образования, государство долгие годы недофинансировало систему высшего образования.

В последние годы наметились пути развития профессионального образования, одним из которых стала государственная поддержка из средств федерального бюджета образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Объем финансирования высшего профессионального образования в 2004 г. составлял 76 млрд. рублей, а в 2008 г. - 263 млрд. рублей2.

Совместно с работодателями ежегодно уточняется прогнозная потребность в профессиональных кадрах по отраслям экономики, формируются контрольные цифры приема в федеральные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Кроме того, растет количество бюджетных мест в расчете на 1000 выпускников школ: с 442 бюджетных мест в 2004 г. до 554 бюджетных мест в

2008 г.3

Многие промышленные предприятия возобновили связь с профильными вузами для подготовки специалистов, являются базовыми предприятиями профессиональных учебных заведений для подготовки специалистов рабочих специальностей. Вместе с тем проводится работа по довузовской подготовке учащейся молодежи (в том числе создаются

1 Яковец Ю. В., Кузык Б. Н. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. - М. : Институт экономических стратегий, 2006.

2 Материалы к выступлению министра А. Фурсенко на заседании Комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию 11 ноября 2008 г. // http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/5013

3 Там же.

профильные классы в общеобразовательных школах), подготовке молодых специалистов, повышению квалификации и непрерывному обучению персонала, научно-исследовательской работе. Будет полезным рассмотреть и другие способы стимулирования высшего и среднего профессионального образования, такие, как совместная разработка образовательных стандартов, оценка уровня знаний учащихся, более тесная интеграция образования, исследований и производства. Необходимо внесение в учебный процесс новых образовательных стандартов и технологий, соответствующих последним мировым тенденциям. Важно обеспечить реализацию налоговых стимулов по инвестированию предприятий и граждан в образование.

В последнее время в российской практике получают свое распространение корпоративные университеты - структуры, призванные через обучение и развитие персонала компаний обеспечивать конкурентные преимущества бизнеса.

Корпоративный университет - это сформированная система внутрифирменного обучения, имеющая единую концепцию и методологию, разработанная для разного уровня специалистов в рамках идеологии и стратегии развития компании. Создание корпоративного университета в компании позволяет развить управленческий потенциал руководителей и создать кадровый резерв компании, повысить ее конкурентоспособность на рынке, а также выступает одним из эффективных шагов инновационного развития компании. Самым известным в мире является корпоративный университет компании McDonald's (Hamburger University). По данным исследовательской компании CUX (Corporate University Xchange), которая специализируется на анализе данных в области корпоративного обучения, число таких университетов за последние 10 лет в мире увеличилось с 400 до 1600.

Сегодня в большинстве крупных компаний России отсутствуют собственные корпоративные университеты. Их формирование на основе симбиоза бизнеса (промышленных компаний) и некоммерческих образовательных учреждений может стать основой современного образования, отвечающего потребностям инновационного развития экономики.

В последние годы делается многое для развития научного и образовательного потенциала страны в соответствии с их важной ролью в качественных преобразованиях современной экономики. Дальнейшие согласованные усилия государства, бизнеса, науки и образования позволят повысить эффективность их использования в инновационном развитии экономики страны.

Список литературы

1. Барышева А. В., Балдин К. В., Голов Р. С., Передеряев И. И. Инновации : учебное пособие / под общ. ред. проф. А. В. Барышевой. -2-е изд. - М. : ИТК «Дашков и Ко», 2008.

2. Комплексная программа научно-технического развития и технологической модернизации экономики Российской Федерации до 2015 года // http://mon.gov.ru/work/nti/dok/pdf

3. Материалы к выступлению министра А. Фурсенко на заседании Комитета Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации по образованию 11 ноября 2008 г. // http://mon.gov.ru/ ruk/ministr/dok/5013

4. Материалы к выступлению министра образования и науки Российской Федерации А. Фурсенко на заседании Президиума Правительства России // http://mon.gov.ru/ruk/ministr/dok/4741

5. Полный текст выступления президента США Барака Обамы 27 апреля 2009 года на ежегодном собрании американской Национальной академии наук // www.scientific.ru/trv

6. Путин В. В. Вступительное слово на заседании Совета генеральных и главных конструкторов, ведущих ученых и специалистов в области высокотехнологичных секторов экономики // Вестник российской нации. - 2009. - № 2 (4).

7. Путин В. В. Выступление на расширенном заседании Государственного совета Российской Федерации «О стратегии развития России до 2020 года» // Вестник российской нации. - 2008. - № 1.

8. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года // http://mon.gov.ru/work/nti/dok/zip

9. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года // www.minprom.gov.ru/activity /chem/strateg/0

10. Фоломьев А. Н. Научный и научно-технический потенциал России: содержание и способы его измерения // www.rags.ru/files/ st06.doc

11. Яковец Ю. В., Кузык Б. Н. Интегральный макропрогноз инновационно-технологической и структурной динамики экономики России на период до 2030 года. - М. : Институт экономических стратегий, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.