Е. В. Храмова
ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В МОДЕРНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ МАСШТАБЫ ЗНАЧИМОСТИ ПРОМЫШЛЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И НАНО - РАЗРАБОТОК
Ключевые слова: идеологические технологии, инновации, инновационное развитие.
Представленная статья является результатом исследования в области теоретического и эмпирического обоснования идеологических технологий реализации управленческой деятельности в системе модернизирующейся российской высшей школы на примере реализации национальных проектов поддержки инновационного развития, высоких технологий и наноразработок.
Key words: ideological technologies, innovations, innovation development.
The article is a result of theoretical and empirical study of ideological technologies’ usage in modernization of technical education management in Russia. The topic is discussed through the case-study of national projects dealing with innovation development, high-technologies and nano- engineering
Мировые глобализационные процессы все более активно запускают центростремительные механизмы евроинтеграции и формирования единого экономического пространства с особым, порой закрытым, рынком труда. Под описанные механизмы конструируется не только и не столько энергоресурсная база, сколько образовательная среда, цель которой заключается в подготовке высококвалифицированного, глубоко интеллектуального, креативно мыслящего специалиста, способного адаптироваться к сложнейшим требованиям, предъявляемым современной наукой и технологиями в промышленном производстве. В европейском масштабе все это - программа реализации Болонской декларации. Отметим, что данный документ представляет собой декларацию о намерениях, носит рекомендательный характер, не регламентирующий деятельности участников Болонского процесса, то есть представляет собой документ с открытым смыслом, ориентированный на реалии конкретного государства.
Так, говоря о Российской Федерации, можно утверждать, что основой реализации Болонской декларации является ориентация экономики государства на инновационность, вследствие чего изменения в образовательной среде характеризуются как модернизацион-ные процессы.[1] Содержательной базой процесса модернизации российской высшей школы становится соответствие европейским стандартам качества, что включает в себя: переход на двухуровневую систему обучения (бакалавриат-магистратура), внедрение компе-тентностного подхода при формировании государственного образовательного стандарта нового поколения, привлечение внимания потенциального абитуриента к специальностям, затребованным на современном российском рынке труда и связанным с государственными программами развития инновационных отраслей экономики (нефтегазодобывающей отрасли, нефтехимии и нанотехнологий).
Последний, из вышеперечисленных аспектов проблемы, представляется наиболее сложным в плане функционального разрешения, поскольку требует максимальных затрат в плане межнаучной (междисциплинарной) интеграции. Вопрос о повышении интереса среди школьников к естественнонаучным дисциплинам тесно переплетается с формированием у них системного мышления, навыков управленческой и проектной деятельности. И если первая половина в решении этого вопроса является прерогативой технологических кафедр вуза, то вторая - целиком и полностью относится к компетенции кафедр управленческих. Ядром интеграционных процессов становится инновационная экономическая среда, стимулирующая рост промышленного потенциала страны на базе высоких технологий и наноразработок и требующая качественно нового специалиста, обладающего всем набором компетенций: интеллектуальных, профессиональных и управленческих. Кроме того, необходимо помнить, что образование выполняет еще и важные социальные функции, это не только бизнес-предприятие, оказывающее образовательные услуги. Университет это еще и воспроизводство идентичности, культурной функции, это и возможность получения социального статуса, это возможность управлять процессом профессиональной подготовки, управлять процессом формирования нужных типов идентификации. Эффективность конгломерата образовательной и социальной компетенций у специалиста достигается путем формирования четкого мотивационного механизма основанного на идеологической базе инновационного экономического развития современной России. То есть: повысить интерес молодого поколения к инновационным отраслям промышленности, базирующимся на естественнонаучном знании, можно посредством формирования и внедрения идеологических технологий как одного из наиболее оптимальных инструментов управления данным процессом.
В данном направлении показателен общефедеральный опыт применения в управленческих практиках идеологических технологий. Проведен поэтапный временной анализ документов федерального уровня, нацеленных на реализацию государственной программы развития инновационных отраслей экономики и промышленности.
Объектом исследования выступает процесс модернизации технологического образования.
Предметом - идеологические технологии.
Цель анализа - определить наличие идеологических технологий в деятельности органов государственного управления в сфере высшего образования.
Задачи исследования:
- выявить способность органов управления к формированию идеологических технологий;
- показать успешность внедрения идеологических технологий в управленческие процессы системы высшего образования;
- квалифицировать изучаемое явление как один из типов идеологических технологий.
Гипотеза исследования - научно-образовательный кластер в сфере подготовки высокопрофессиональных специалистов в рамках государственной программы поддержки стратегически важных для экономического развития РФ промышленных направлений является площадкой эффективной реализации идеологических технологий.
По мнению некоторых отечественных аналитиков с началом нового века в России был осуществлен переход от эпохи реформаторства к построению стратегии реализации инновационного развития государства. На фоне угасающей идеофобии, присущей первым десятилетиям постсоветского периода, произошло возрождение конструирования глобаль-
ных государственно значимых проектов, которые, на наш взгляд, носят глубоко идеологический характер. Вектор инновационного развития и модернизации государства вполне дееспособная идеологическая концепция, которая должна успешно реализовываться, и реализуется, согласно гипотезе нашего исследования.
Результаты исследования. В процессе исследования был проведен анализ нормативных документов федерального значения, принятых в РФ с мая 2006 г. по настоящий момент. Нижняя граница временного континуума исследования определена исходя из даты представления основных положений инновационного проекта развития российского государства в Послании Президента Федеральному собранию России 10 мая 2006 г. [2] Верхняя граница обуславливается актуальностью данных положений на настоящий момент.
Для первичного анализа и выявления всей совокупности исследуемых документов был проведен мониторинг официального интернет-ресурса Министерства образования и науки РФ, раздела «Документы» из которого были выбраны три группы документов, имеющих общефедеральное значение:
- федеральные законы;
- указы Президента России;
- Акты Правительства РФ.[3]
Процесс дальнейшего отбора исследуемых документов определило деление каждой из трех групп на подгруппы, выделенные модераторами сайта Министерства образования и науки, конечный интерес из которых для нас представляла сквозная для всех групп подгруппа «Наука и инновации». Далее отбор осуществлялся из данной подгруппы в каждой группе по временному критерию. В список анализируемых документов вошли 16 наименований, в числе которых:
- 5 федеральных законов,
- 1 указ Президента России,
-10 актов правительства РФ.
Показательна выборочная структура изучаемых документов: формирование всех видов управленческих технологий более всего характерно уровню исполнительной власти. Именно здесь формируется основа оптимизации внедрения тех или иных программных направлений общего значения и выливается в прикладные технологии управленческой деятельности. 62,5% от общего числа исследуемых документов являются результатами управленческой деятельности исполнительного органа власти - Правительства РФ. Это свидетельствует о большой доле вероятности присутствия в общей документационной базе управленческих технологий.
Следующим этапом исследования стало выявление и фиксация идеологем (ценностно-окрашенных понятий) [4] в структуре названий законодательных актов. Как известно, наличие идеологем в текстах свидетельствует о присутствии идеологической компоненты, то есть придает всем применяемым управленческим технологиям идеологический колор. На данном этапе исследования были выявлены 3 идеологемные группы:
1. Идеологемы внедрения в дискурс модернизации (инновационная Россия, инновации, технологии, критические технологии, нанотехнологии, техника)
2. Идеологемы привлечения потенциальных сторонников в дискурс модернизации (патенты, премии, поощрение молодых ученых, ведущих ученых);
3. Идеологемы повышения значимости отдельных социальных институтов - объектов влияния идеологических технологий (наука, интеллектуальная деятельность, научные учреждения, наукоград, национальный исследовательский центр, образовательные учреждения).
Общее число упоминаний в тексте идеологем названных групп составило 31 единицу, из которых 9 единиц (28,8%) приходятся на идеологемы 1 группы; 8 единиц (25,6%) -на идеологемы 2 группы; 14 единиц (44,8%) - на идеологемы 3 группы. Процентное соотношение упоминаемости в общем объеме названий документов всех трех групп идеологем позволяет говорить о некоем сложившемся процессе формирования идеологических управленческих технологий на федеральном уровне в сфере развития образования. Наибольший процент упоминаемости 44,8% идеологем повышения значимости отдельных социальных институтов в процессе модернизации образования говорит о четкой исполнительской направленности управленческой деятельности, ориентированной на вполне конкретный объект управленческого идеологического воздействия. Здесь он несомненно выступает целевым. Практически минимальная 5%-ая разница в упоминаемости идеологем первых двух групп говорит о равной значимости их в процессе формирования идеологических технологий. Совокупный же результат в 54,4% уравновешивает доли двух значимых процессов в формировании идеологических технологий: конструирование дискурса вокруг проблемы модернизации образования и повышения значимости отдельных социальных институтов - участников этого модернизационного процесса. Рамки формирования исследуемой идеологической технологии (совокупность документов министерства образования и науки РФ) позволяют квалифицировать её как один из типов технологий идеологического обеспечения управленческой деятельности - технологию инфильтрации в законотворчество (внедрение идеологии через внесение ее элементов в законы, подзаконные акты, программы национальных пректов, кратко-, средне- и долгосрочные программы деятельности, концепции деятельности, аналитические и прогностические документы)
Основные выводы.
Исследование поставленной проблемы: выявило способность органов управления к формированию идеологических технологий, показало успешность внедрения идеологических технологий в управленческие процессы системы высшего образования (на примере законотворческой деятельности, направленной на модернизацию системы высшего образования) и позволяет квалифицировать изучаемое явление как один из типов идеологических технологий - идеологическую технологию инфильтрации в законотворчество.
Гипотеза исследования о том, что научно-образовательный кластер в сфере подготовки высокопрофессиональных специалистов в рамках государственной программы поддержки стратегически важных для экономического развития РФ промышленных направлений является площадкой эффективной реализации идеологических технологий, полностью подтверждена.
На основании проведенного исследования можно говорить о том, что результативность внедрения идеологических технологий весьма высока, учитывая сравнительно недолгий срок их использования в управленческих практиках современной России. Наглядность федерального опыта, его эффективность не вызывает сомнений: государственные программы поддержки инновационности и нанотехнологизации отечественной экономики, промышленности и образования охватывают даже неискушенного обывателя. [5, 6, 7] В России нет человека, которому даже на слуховом уровне были бы незнакомы понятия «инновация», «модернизация», «нанотехнологии». Задачи же идеологической технологизации не ограничиваются федеральным уровнем. Их «конечный клиент» находится на нижнем уровне управленческой структуры - это представитель молодого поколения: школьник, абитуриент, студент. Это на него направлены все усилия по привлечению в сферу производства и технологий, это его «цепляет» федеральная управленческая компонента.
Практическое применение идеологическим технологиям на уровне вузов федерального значения видится в оптимизации деятельности профориентационных структур вузов. Основная цель данных структур - ежегодный прирост научно потенцированного абитури-
ента, «заточенного» на естественнонаучные дисциплины. Интегрируясь в федеральную управленческую концепцию идеологической технологизации, вуз, таким образом, способен наращивать потенциал привлечения молодого поколения для обучения по технологическим специальностям, востребованным и идеологически поддерживаемым государством.
Литература
1. Решение коллегии Минобрнауки РФ от 16.12.2004 N ПК-8 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации».
2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10.05.2006 // "Российская газета", N 97, 11.05.2006
3. Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс] / Документы.
- Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/, свободный.
4. Тузиков, А.Р. Идеология в теоретическом измерении: между прошлым и будущим / А.Р. Тузиков. - М.: Изд-во «Социально-гуманитарные знания», 2005. - С. 93.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2007 г. N 498 О федеральной целевой программе "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/4035/, свободный.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2007 г. N 54 О федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы" [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/4419/, свободный.
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 613 О федеральной целевой программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" [Электронный ресурс] / - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/prav/nti/4418/, свободный.
© Е. В. Храмова - асс. каф. государственного, муниципального управления и социологии КГТУ, [email protected].