Белоус, И.В. Боязитова. - Пятигорск : Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2005. - 207 с.
3. Боязитова, И.В. Проблемы интегративной психологии развития : монография / И.В. Боязитова. - Москва, Пятигорск : Изд-во Пятигорского государственного лингвистического университета, 2004. - 210 с.
4. Капустина, Н.Г. Эмоциональное мироощущение младших школьников [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://fpo.rU/i/konkurs.
5. Мадди, С. Теории личности. Сравнительный анализ / С. Мадди ; пер. И. Ави-дон, А. Батустин, П. Румянцева. - СПб. : Изд-во "Речь", 2002. - 539 с.
6. Мерлин, В.С. Психология индивидуальности : избранные психологические труды / В.С. Мерлин ; под. ред. Е.А. Климова. - М. : Изд-во Московского психологосоциального института ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 544 с.
7. Муздыбаев, К. Оптимизм и пессимизм личности / К. Муздыбаев // Социология культуры. - М., 2003. - С. 87-96.
8. Немов, Р.С. Психология : учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений : в 3 кн. / Р.С. Немов. - 4-е изд. - М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии. — 688 с.
9. Сычев, О.А. Личностная обусловленность прогнозирования : диссертация ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Сычёв Олег Анатольевич; [Место защиты: Том. гос. ун-т].- Бийск, 2009. - 196 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-19/277
10. Юсупов, П. Связь пессимистического и оптимистического мироощущения с
процессом индивидуализации [Электронный ресурс] // Режим доступа :
http://www.follow.ru/article/221.
Контактная информация: [email protected]
УДК 159.922; 159.922.6; 159.923
НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ
ПОВЕДЕНИЕМ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Ирина Николаевна Димура, кандидат педагогических наук, доцент,
Невский институт управления и дизайна,
Екатерина Сергеевна Панасюк, аспирант,
Санкт-Петербургская академия управления и экономики,
Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение»,
Санкт-Петербург
Аннотация
С системных позиций рассматриваются основные направления работы по психологическому сопровождению социализации делинквентных подростков в процессе их учебно-трудовой деятельности. Описываются теоретико-методологические аспекты мероприятий психологического сопровождения, реализуемых в рамках концепции психологического сопровождения подростков специального предприятия «Новое поколение».
Ключевые слова: девиантное и делинквентное поведение подростков, правонарушение, психологическое сопровождение, социализация.
SCIENTIFIC AND METHODOLOGICAL CONDITIONS FOR PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS WITH DELINQUENT
BEHAVIOR
Vasily Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, professor,
The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,
Irina Nikolaevna Dimura, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer,
The Neva Institute of Management and Design,
Ekaterina Sergeevna Panasjuk, the post-graduate student,
The St.-Petersburg Academy of Management and Economy,
Yury Aleksandrovich Parfyonov, the candidate of medical sciences, research assistant,
The Special Enterprise «New generation»,
St.-Petersburg
Annotation
The system approach has been applied for the main directions of work on psychological support of socialization of delinquent adolescents in their learn-and-work activity. The article describes the theoretical and methodological aspects of psychological support carried out under the concept of psychological support of the adolescents at the special enterprise "New Generation".
Keywords: deviant and delinquent behavior of adolescents, offence, psychological support, socialization.
ВВЕДЕНИЕ
Основой развития любого общества является социализация как процесс взаимодействия общества и индивида, в ходе которого общество передает, а индивид усваивает и преобразует нормы, ценности и образцы поведения. Воспроизводство социальности происходит в диалектическом единстве традиций и инноваций. Их соотношение обусловлено реалиями исторического, культурного, политического и социальноэкономического развития. Социализация обретает особое значение в подростковом возрасте. Активное воздействие на социальное становление подрастающего поколения, придание позитивной направленности её социализационным практикам - важнейшее условие устойчивости и поступательного развития общества. В этот относительно недолгий период не только происходит становление и закрепление социальности в индивиде, но и социальная система получает импульс развития в виде инновационного потенциала, присущего молодежи как социальной общности. В современной России расширяется спектр социализационных практик у подростков, увеличивая риск разного рода отклонений. Поиск путей снижения этих рисков - важная социально-психологическая проблема, особенно в условиях финансового кризиса и порождаемой им экономической нестабильности. В этом направлении осуществляется деятельность многих социальных институтов, которая далеко не всегда достигает нужных результатов. Эффективность ее решения во многом определяется точностью и глубиной анализа проблем социализации подростков.
Проблемная ситуация состоит в том, что необходимость эффективной социализации подростков, придание ей черт нормативности, входит в противоречие с реальными социальными условиями и сложно детерминированным характером самой социализации. Институциональные и вне институциональные влияния на личность разбалансированы. Социализация приобретает черты неуправляемости, стихийности. Отмечается дисбаланс и внутри институтов социализации в ущерб целенаправленным средствам воздействия, что снижает интенсивность усвоения подростками нормативных элементов культуры, научения социально одобряемому поведению. Таким образом, существует противоречие между социальной потребностью общества в эффективной социализации подростков с делинквентным поведением и реальным состоянием этого процесса.
Для социализации подростков с делинквентным поведением Дмитриевым М.Г. было создано специальное предприятие «Новое поколение», в состав которой вошла На-
учно-исследовательская лаборатория по психологическому сопровождению социализации делинквентных подростков.
За 7 лет работы специалистами Научно-исследовательской лаборатории был накоплен большой эмпирический опыт психологического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением. Научно-методологические аспекты психологического сопровождения социализации представлены на рисунке 1.
£
и
И
е
В
и
е
I-
е
и
V № 8|
Нель, задачи
Принципы
• ' Защита интересов попростга • • Максимальной поле тоста
Профессиональной компетенции Профессиональной моттацнн
Добровольное™
окаїання помощи
Этапы
Диагностический этап
Коррекционно-развивающий этап
Этап профнлак тнческон работы
Є
£
Пснхо диагностик и
\
Пснхо коррекции
Соцнально-педагогнческото сопровождения
Рис. 1. Основные научно-методологические положения сопровождения делинквентных подростков на базе специального предприятия «Новое поколение»
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Психологическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением - система организационных, педагогических и психологических мероприятий, направленных на оценку, прогнозирование, коррекцию и реабилитацию функционального состояния организма и работоспособности данного контингента [1].
Психологическое сопровождение социализации включает оценку степени напряженности по показателям функционального состояния организма подростков, психологическую экспертизу, психологическую коррекцию и психологическую реабилитацию. Психологическое сопровождение социализации имеет целью повышение эффективности учебной и трудовой деятельности, индивидуальной реабилитации, а также сохранения здоровья на основе учета индивидуально-психологических особенностей подростков.
Исходя из этого определения, можно сформулировать основные принципы психологического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением.
Безусловно, что деятельность психолога в подобных условиях регулируется общими принципами, принятыми для оказания психологической помощи. Эти принципы в
подростковом трудовом коллективе приобретают некоторое своеобразие в соответствии с особенностями проведения психологического сопровождения.
Принцип защиты интересов подростка. Особенность применения этого принципа в условиях специального предприятия состоит в том, что в отличие от обычных условий работы с подростком чаще всего не заключается договор (как это бывает при консультационной или психокоррекционной работе), так как психологическая помощь направлена на оптимизацию актуального состояния подростка. Несмотря на это, защита интересов подростка является ведущим принципом работы специалиста-психолога.
Принцип «не навреди» и максимальной полезности. Особенность оказания психологической помощи определяет ее направленность на оптимизацию измененного актуального функционального состояния, вызванного социальным дистресом, одновременно обеспечивая экологичность проводимых мероприятий для будущей жизни подростка.
Принцип добровольности оказания помощи формирует особое поведение спе-циалиста-психолога, которое направлено на активное предложение своей помощи подросткам. В обычных условиях специалист часто занимает пассивную позицию и ждет, когда пациент сам обратится за помощью.
Принцип конфиденциальности сохраняет свою актуальность при оказании психологической помощи, однако, конфиденциальность может быть нарушена в тех случаях, когда психолог получает информацию о том, что действия пациента могут быть опасны для него самого или окружающих лиц. Например, такая ситуация может сложиться в том случае, если психолог узнает о готовящейся попытке самоубийства подростком.
Принцип профессиональной мотивации принят для любого вида психологической помощи. В условиях специального предприятия соблюдение его становится особенно важным, так как существует большая вероятность того, что, помимо профессиональной мотивации, у специалиста могут присутствовать другие, иногда более сильные мотивы (например, мотив самоутверждения, мотив получения социального признания и т. д.).
Принцип профессиональной компетентности предполагает, что специалист, оказывающий помощь, должен быть достаточно квалифицирован, иметь соответствующие навыки и знания. Важным является и тот фактор, что специалист не должен работать только с определенной категорией проблем, а именно, с теми проблемами, которые в актуальный момент времени не являются личностно значимыми для самого специалиста. Часто возникает ситуация, что подросток, которому оказывается помощь, неприятен психологу, в этом случае эффективность такой помощи будет чрезвычайно мала. В обычных условиях деятельности, если специалист-психолог не может работать с данным пациентом или с данной проблемой, он рекомендует обратиться к другому специалисту, который работает с этой проблемой. В условиях специального предприятия часто невозможно найти другого специалиста (пример работы в колонии для несовершеннолетних преступников), поэтому в профессиональные обязанности психолога должны входить такие аспекты, как психологическая подготовка до момента проведения психокоррекционных мероприятий, умение быстро восстановить свою работоспособность, используя профессиональные навыки.
СХЕМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ «НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
Работу по психологическому сопровождению социализации подростков с делинквентным поведением можно условно разделить на три этапа:
1. Диагностический этап предполагает формирование начального этапа социализации, позволяющего определить степень включенности подростка с делинквентным поведением в коллектив и в усвоение действующих в общности норм и правил; ознакомление с новыми способами и формами взаимодействия; усвоение предъявляемой к подро-
стку информации; принятие собственной позиции.
2. Коррекционно-развивающий этап предполагает возможность приобщения подростка к постоянно меняющейся жизни трудового коллектива, путем включения в разнообразные, жизненно важные виды и формы трудовой деятельности, расширении его мировоззрения, реализации интересов и способностей, проявления индивидуальности через самовыражение.
Этап включает значительную коррекционную работу сопровождающих служб (психологической, педагогической, медицинской, службы социальных работников), осуществляющих вспомогательную функцию в процессе интеграции подростка в трудовой коллектив и привитию подросткам положительных ценностей коллектива.
3. Этап профилактической работы, который сопровождается формированием наивысшего этапа социализации и личностного самоопределения. Именно на нем происходит закрепление социально приемлемых стереотипов поведения; формирование смысложизненной ориентации, соотнесение своих желаний, приобретенных личностных и социальных качеств, возможностей и требований, предъявляемых социумом (я могу, я хочу, я есть).
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕЛИНКВЕНТНЫХ ПОДРОСТКОВ
Системный подход, реализуемый на базе специального предприятия «Новое Поколение», претворяется в жизнь, используя следующие методы:
Социальные и педагогические методы: 1) формирование трудовой мотивации; 2) активация приспособительных вариантов преодолевающего поведения; 3) формирование социально-поддерживающего поведения и стратегии поиска социальной поддержки в просоциальных сетях.
Методы психологической диагностики. Психологическая помощь может быть оказана подростку только в том случае, если психические реакции человека характеризуются как «нормальные» реакции на «ненормальную» ситуацию. Как правило, психологическая помощь не может быть оказана подросткам, чьи реакции выходят за пределы психической нормы. В этом случае более целесообразна помощь врача-психиатра.
Для оценки психического состояния подростков применяются методы психологической диагностики. Специфичность контингента и сжатые сроки не позволяют применять метод тестов (например, ММР1, БР1 и т. д.). Используются, как правило, метод беседы, проективные методики и метод наблюдения. Безусловно, эти методы не так точны, как, например, метод тестов, однако, они позволяют собрать необходимую для специалиста информацию и при необходимости вовремя привлечь помощь специалистов смежных профессий. На профилактическом этапе оказания психологической помощи могут быть применены методы психологической диагностики в более полном объеме.
Методы психологической коррекции. При всем многообразии методов коррекции на базе специального предприятия в рамках психологической помощи используют те, которые позволяют провести долгосрочное и эффективное коррекционное воздействие на подростка [2].
Нейролингвистическое программирование - достаточно новое направление в психологии. Его возникновение связывают с Джоном Гриндером и Ричардом Бэндлером (1973). Множество техник, предлагаемых в рамках этого направления, позволяет эффективно справляться с поставленными задачами в раках психологического сопровождения подростков. Примером может служить техника быстрого лечения фобий, которая избавляет подростка от фобии в течение 15-20 мин. Чаще всего при оказании психологической помощи подростку используются небольшие, компактные техники нейролингвистического программирования, например, техника «Круги силы», техника быстрого лечения фобий, техника смены модальностей и др. [3, 4].
Арттерапия. Термин арттерапия появился в 1938 г. благодаря работам Адриана Хилла. Позднее этот термин стал употребляться по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводятся в целях психологической помощи. Арттерапия дает возможность выразить чувства и эмоции, в том числе и негативные, в символической форме, диагностировать внутреннее состояние пациента и проработать подавляемые чувства и мысли. Применение приемов арттерапии особо значимо для помощи детям, начиная с дошкольного возраста. Используя продуктивную деятельность дошкольников (рисование, лепку, конструирование, ролевую игру), можно легко вовлечь ребенка в процесс общения с психологом, отвлечь его от экстремальной ситуации и сделать помощь максимально эффективной. Большое количество техник арттерапии, удобство сочетания их с техниками, которые относятся к другим направлениям психологической коррекции, наличие компактных техник, возможность применения различных методик при минимальном наборе инструментария позволяют успешно применять приемы арттерапии в целях оказания психологической помощи подросткам [1, 5].
Краткосрочная позитивная терапия. Название «позитивная психотерапия» впервые было введено в 1972 г. Н. Пезешкианом для обозначения собственной психотерапевтической концепции и стратегии. Термин «позитивная» предполагает противопоставление данного вида психотерапии другим направлениям, которые ориентируются на негативные аспекты жизни подростка (психоанализ, гуманистическая и поведенческая психотерапия и др.). Техники краткосрочной позитивной психотерапии направлены на создание функциональных ресурсов организма, на переосмысление проблемы, на возможность увидеть позитивные моменты в жизни. В условиях специального предприятия бывает крайне важным найти ресурс для подростка, который мог бы помочь ему пережить кризис. Гибкость применяемых методик, конструирование техник для каждого конкретного случая, для каждой конкретной ситуации создают возможности эффективного их использования. Компактные и краткосрочные техники позитивной психотерапии, экономичные по времени, позволяют провести завершенный психотерапевтический цикл и делают целесообразным применение этого метода в условиях сопровождения делинквентных подростков [3, 5].
Суггестивные техники. На современном этапе существует достаточно много психотерапевтических концепций, использующих внушение (эриксоновский гипноз, аутогенную тренировку и др.). Суггестивные воздействия, техники погружения пациента в особые состояния сознания известны человеку с древних времен. В этом случае важным является тот фактор, что специалист, применяя суггестивные техники, может аппелиро-вать к неосознаваемым переживаниям подростка, миновав цензуру сознания. Часто в трудной жизненной ситуации у подростка, потерявшего дом, родных, в сознании появляются табу, например на то, чтобы чувствовать себя счастливым не только в данный момент, но и в будущем. Среди техник внушения есть такие, применение которых возможно в любых условиях - они экономичны по времени, не требуют дополнительного инструментария и изолированного помещения [ 5 ].
Релаксационные методы и методы саморегуляции. К ним можно отнести аутогенную тренировку, технику активной и пассивной мышечной релаксации, медитации и др. Использование этих методов в условиях специального предприятия позволяет решать специалисту-психологу сразу несколько задач - это помощь подросткам, их родственникам и специалистам, участвующим в работе специально предприятия, обеспечивающим социальную помощь и поддержку подросткам. Применение этих методов актуально для обеспечения высокой работоспособности и самих психологов [ 3 ].
Безусловно, в каждой конкретной ситуации специалист-психолог применяет не один конкретный метод, а скорее набор техник и методик, которые сочетаются друг с другом и наиболее подходят конкретному пациенту. Поэтому подход к оказанию психологической помощи можно считать эклектическим. В зависимости от конкретной ситуа-
ции, ее условий, индивидуальных особенностей подростка выбирается или разрабатывается индивидуальная тактика работы с конкретной личностью. В этой работе могут быть использованы не только описанные методы, но и другие технологии оказания психологического сопровождения, которые по своим возможностям соответствуют поставленным целям, задачам и техническим возможностям.
ВЫВОДЫ
Психологическое сопровождение социализации делинквентных подростков - это система мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию девиантного и делинквентного поведения у данного контингента, а также оценку индивидуальнопсихологических особенностей и социально-психологических характеристик у них в целях предупреждения развития дезадаптивных расстройств.
Психологическое сопровождение социализации делинквентных подростков проводится в период поступления их в «Новое поколение», а также в процессе обучения и воспитания на протяжении всего периода их нахождения на производственных площадках.
В рамках разработанной концепции психологического сопровождение социализации делинквентных подростков показано, что в самом общем виде диагностическую, консультативную и коррекционную работу с несовершеннолетними правонарушителями с целью первичной, вторичной и третичной профилактики правонарушений необходимо проводить с позиций системного подхода, привлекая для совместного решения проблем специалистов смежных профессий (педагоги, социальные работники, медики).
Таким образом, можно сделать заключение о том, что психологическое сопровождение социализации делинквентных подростков является самостоятельной отраслью психологической практики, актуальной в условиях современного мира.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А. Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 416 с.
2. Жулковска, Т. «Ненормальные» в обществе : социализация людей с ограниченными интеллектуальными возможностями / Т. Жулковска, А.И. Ковалева, В. А. Луков.
- М. : Щецин, 2003. - 134 с.
3. Ковалева, А.И. Социализация личности : норма и отклонение / А.И. Ковалева.
- М. : Академия, 1996. - 49 с.
4. Налчаджян, А.А. Социально-психическая адаптация личности / А.А. Налчад-жян. - Ереван : Изд-во Акад. наук Армянской ССР, 1988. - 263 с.
5. Рыбников, В.Ю. Психологические механизмы копинг-поведения специалистов экстремальных профессий / В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2009. - № 2 (37). - С. 46-50.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.323
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ БАСКЕТБОЛИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Алексей Александрович Бондарь, соискатель,
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы организации и построения тренировочного процесса на основе использования компьютерных технологий.