Научная статья на тему 'Проблема определения мотивационной сферы трудных подростков'

Проблема определения мотивационной сферы трудных подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
473
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ / DELINQUENT BEHAVIOR OF TEENAGERS / BREACH OF LAW / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL CORRECTION AND REHABILITATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Дмитриев Михаил Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович

Рассматриваются основные направления работы по социализации девиантных подростков в процессе их учебно-трудовой деятельности. Показана специфика психологического сопровождения девиантных подростков в рамках специализированного предприятия. Обосновывается положение о необходимости системного подхода при психологическом сопровождении социализации девиантных подростков в рамках их социально-трудовой адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белов Василий Георгиевич, Дмитриев Михаил Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of detection of motivational sphere of problem teenagers1The St.-Petersburg State Institute Psychology Social Work

The article presents new directions of work aimed at socialization of deviant teenagers in their learning and labor activity. It shows the specific character of psychological support of deviant teenagers within the bounds of the specialized institution. It proves the idea of necessity of systemic approach to psychological support in socializing of deviant teenagers in frames of their learning and labour adaptation.

Текст научной работы на тему «Проблема определения мотивационной сферы трудных подростков»

ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ТРУДНЫХ

ПОДРОСТКОВ

Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Михаил Георгиевич Дмитриев, кандидат педагогических наук, генеральный директор,

Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение»,

Санкт-Петербург

Аннотация

Рассматриваются основные направления работы по социализации девиантных подростков в процессе их учебно-трудовой деятельности. Показана специфика психологического сопровождения девиантных подростков в рамках специализированного предприятия. Обосновывается положение о необходимости системного подхода при психологическом сопровождении социализации девиантных подростков в рамках их социально-трудовой адаптации.

Ключевые слова: делинквентное поведения у подростков, правонарушение, психологическое сопровождение, психологическая коррекция и реабилитация.

THE PROBLEM OF DETECTION OF MOTIVATIONAL SPHERE OF PROBLEM

TEENAGERS

Vasily Georgievich Belov, the doctor of medical sciences, professor,

The St.-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,

Michael Georgievich Dmitriev, the candidate of pedagogical sciences, General director, Jury Aleksandrovich Parfyonov, the candidate of medical sciences, scientific employee, The Special Enterprise «New generation»,

St.-Petersburg

Annotation

The article presents new directions of work aimed at socialization of deviant teenagers in their learning and labor activity. It shows the specific character of psychological support of deviant teenagers within the bounds of the specialized institution. It proves the idea of necessity of systemic approach to psychological support in socializing of deviant teenagers in frames of their learning and labour adaptation.

Keywords: delinquent behavior of teenagers, breach of law, psychological support, psychological correction and rehabilitation.

ВВЕДЕНИЕ

Социализация личности представляет собой сложный, многоплановый и противоречивый процесс взаимодействия индивида и общества.

Оценивая состояние педагогической теории воспитания и гуманистической практики, можно отметить, что трудовое воспитание тесно связано с другими задачами подростковой социализации, т.е. с физическим, умственным, нравственным и эстетическим развитием. Социализация посредством трудового воспитания призвана сочетать воспитательное значение труда с мероприятиями, обеспечивающими приобретение или пополнение общеобразовательных знаний и профессиональных навыков. Она представляет собой единый процесс с умственным и нравственным развитием (комплексный подход к развитию) и включает в себя следующие моменты: привитие с детских лет трудовых навыков, привычки к труду, трудолюбия, уважения к трудящемуся человеку и результатам его труда; воспитание чувства ответственности за общее дело, коллективизма, сознания общественного долга, сознательного отношения к трудовой дисциплине, неприятие и искоренение эгоизма; развитие моральных стимулов к труду, чтобы из обязанности труд постепенно превращался в жизненную потребность людей; формирование отношения к труду как к творчеству.

В то же самое время в стране наблюдается падение престижа трудовой деятельности, трудовая пассивность, утверждение потребительской идеологии. Отсутствие заинтересованности в труде как одного из важных экзистенциальных компонентов, существенным образом препятствует духовному становлению подрастающего поколения и обретению жизненных ориентиров. В таких условиях людей охватывает чувство неуверенности в завтрашнем дне, растерянности и страха, что свидетельствует о нравственной неустойчивости и повышает требования к воспитанию, актуализируя его «инновационные» основания [1].

Для социализации подростков с девиантным и делинквентным поведением М.Г. Дмитриевым была разработана специальная программа по социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений и преступлений [2]. Практическая реализация программы проводится на площадках специализированного предприятия «Новое поколение», где осуществляется социальная адаптация и реабилитация посредством создания и обеспечения функционирования специальных постоянных рабочих мест для несовершеннолетних и молодежи, совершивших правонарушения и преступления, не учащихся и не работающих, в возрасте от 14 до 19 лет.

Методологическая основа программы М.Г. Дмитриева строится на следующих принципах:

- Коррекция отклоняющегося поведения на базе социально-однородного коллектива. Создание однородного социально-психологического подросткового коллектива дает возможность применять типовые методы воспитательной работы сразу на большой массе молодежи и существенно снизить социальное и психологическое напряжение, которое всегда возникает в нашем обществе в социально неоднородных коллективах, например, в школах.

- Консолидация коллектива на основе предметной деятельности. Создание молодежных коллективов возможно только на основе предметной деятельности.

В случае с социально дезадаптированными подростками, выросшими в социально и психологически неблагополучных семьях, эта работа может проводиться только на базе актуальной трудовой деятельности.

Таким образом, недостаточная разработанность проблемы мотивации подростков и потребность общества, образовательных учреждений в активизации трудового воспитания предопределяют актуальность трудового воспитания как средства социализации личности девиантного подростка в трудовом коллективе [2].

Актуальность исследования и наличие противоречий определили цель исследования: уточнение влияния мотивационных факторов психолого-педагогического сопровождения девиантных подростков на успешность их социализации в трудовом коллективе.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Всего было обследовано 253 несовершеннолетних сотрудника специального предприятия «Новое поколение», из которых было 125 подростков женского пола и 128 подростков мужского пола, в возрасте от 14 до 18 лет.

Исследование проводилось на базе 1-й, 2-й, 4-й, 5-й, 10-й площадок специального предприятия «Новое поколение» г. Санкт-Петербурга.

Обследование проводилось по следующим методикам: опросник, разработанный психологами предприятия, направленный на исследование коммуникативной компетентности несовершеннолетних сотрудников предприятия; авторская анкета М.Г. Дмитриева, направленная на оценку мотивации несовершеннолетних. С целью оценки уровня социальной адаптации был привлечен внешний критерий (отчет о степени социальной адаптации).

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием пакета прикладных программ 81ай8йса-6 [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование коммуникативной компетентности несовершеннолетних. В процессе анкетирования было выявлено присутствие в структуре самооценки элементов алекситимии (рис. 1).

Рис. 1. Самооценка коммуникативной компетентности

Помимо затруднений в вербализации собственных эмоций, указанное качество может выражаться в утилитарном способе мышления, тенденции к использованию конфликтных действий в стрессовых ситуациях, обедненной фантазиями жизни, фиксации на внешних событиях в ущерб внутренним переживаниям, сужении аффективного опыта и, особенно, в ограниченном использовании символов, что свидетельствует о бедности фантазий и воображения.

Сравнительный анализ полученных данных позволяет также говорить, что подростки превыше всего ценят мнение друзей, общественное признание и никак не связывают самоопределение с установками, диктуемыми администрацией (рис. 2).

55%

15%

Родственники Друзья Администрация Священник Нет данных

7%

3%

Рис. 2. Направленность коммуникативной интеракции

Таким образом, по данным экспериментального исследования можно сделать вывод о том, что испытуемые характеризуются всеми типичными психологическими особенностями подросткового возраста: эгоцентризм, личностная противоречивость, внутренняя конфликтность, ориентированность на социальное окружение, нормы, принятые в группе сверстников, выраженная потребность в общении. Разница заключается лишь в том, что подростки выбирали и принимали нормы делинквентной субкультуры, в связи, с чем у них складывается искаженное понимание ценностей и их иерархии, что накладывает отпечаток не только на их поведение, но также на мировоззрение и мироощущение.

Неэффективная семейная коммуникация (направленность 15% подростков (рис. 2)) приводит к ошибкам взаимного восприятия членами семьи друг друга и собственной семьи в целом. Нарушение коммуникативных процессов в семье обусловливает формирование коммуникативных и личностных проблем у ребенка, «решаемых» подростковым коллективом.

Методика М.Г. Дмитриева позволила сделать вывод о том, что у девиантных

подростков вектор личностной направленности имеет следующую ориентацию (в порядке предпочтения) (рис. 3):

- Направленность на общение.

- Направленность на коллектив.

- Направленность на дело.

- Направленность на себя.

1 0

0

Ш Направленность на коллектив Ц Направленность на себя ф Направленность на дело А Направленность на общение

Рис. 3. Векторная характеристика направленности трудных подростков

В процессе трудовой деятельности в коллективе у подростков с делинквентным поведением происходит смещение акцента в структуре ценностных ориентаций с развлекательно-потребительской сферы на созидательную. Ценностные ориентации на образование у большинства девиантов характеризуются неразвитостью, аморфностью и противоречивостью. Все несовершеннолетние девианты обнаруживают отсутствие ориентации на высшие общественные интересы, на альтруистическую деятельность, творческую работу, познание и жизненную мудрость.

Результаты одномерного однофакторного дисперсионного анализа с оценкой влияния ковариаты представлены в таблице 1.

Данные дисперсионного анализа показали, что независимые переменные - трудовая мотивация и вовлеченность - в коллектив и их взаимодействие объясняют дисперсию параметра - социальную адаптацию у подростков на 78,7%. Степень их влияния значима (р<0,0001). Из контролируемых факторов наибольшее влияние оказывает фактор трудовая мотивация (р=0,006) и в меньшем масштабе фактор вовлеченность в коллектив (р=0,036) и взаимодействие факторов с уровнем значимости р=0,04 (рис. 4). Кроме того, данные анализа указывают на отсутствие достоверной связи межу принятием семейных ценностей и возможностью социализации (р=0,085).

Однако решающим фактором социализации должно быть именно трудовое воспитание, которое представляет собой единый процесс с умственным и нравственным воспитанием (комплексный подход к воспитанию) и включает в себя следующие моменты: привитие с детских лет трудовых навыков, привычки к труду, трудолюбия, уважения к трудящемуся человеку и результатам его труда, воспитание чувства ответственности за общее дело, коллективизма, сознания общественного долга, сознательного отношения к трудовой дисциплине, неприятие и искоренение эгоизма; развитие моральных стимулов к труду, чтобы из обязанности труд постепенно превращался в жизненную потребность людей.

Таблица 1

Оценка эффектов межгрупповых факторов______________________

Зависимая переменная: социальная адаптация

Источник Сумма квадратов типа III ст.св. Средний квадрат Знч. Частная Эта в Квадрате Параметр Наблюденная Ь мощность

Скорректированная модель 1,775а 6 0,296 ,000 0,236 28,664 0,787

Свободный член 70,182 1 70,182 ,000 0,924 1133,119 1,000

Трудовая мотивация 0,493 1 0,493 ,006 0,079 7,964 0,798

Значимость семейных ценностей 0,188 1 0,188 ,085 0,032 3,035 0,407

Вовлеченность в коллектив 0,426 2 0,213 ,036 0,069 6,881 0,632

Трудовая мотивация * Вовлеченность в коллектив 0,411 2 0,206 ,040 0,067 6,642 0,616

Ошибка 5,760 93 0,062

Всего 1788,798 100

Скорректированный итог 7,535 99

а. Я квадрат = ,236 (Скорректированный Я квадрат = ,186)

Ь. Вычисляется с использованием альфа = ,05

ВЫВОДЫ

1. Изучение факторов, влияющих на делинквентное поведение подростков, показало, что главные институты социализации подростков: семья (отсутствие авторитета взрослых, родителей), школа (отсутствие направленности на получение образование), досуговая сфера (отсутствие зрелой установки на организацию собственной досуговой деятельности) сегодня находятся в кризисе. Рассогласованность их воздействия приводит к тому, что к личности подростка предъявляются противоречивые требования, которые накладываются на переходный характер подросткового возраста и затрудняют процесс усвоения подростком норм и требований общества.

2. Результаты исследования (направленности личности трудных подростков на коллектив, мнение референтной группы) подтверждают возможность социализации девиантных подростков на коллективном уровне в рамках исследуемой группы.

3. По результатам дисперсионного анализа высокий уровень трудовой мотивации имеет достоверную прямую связь с социальной адаптацией личности подростка, в то время как опора на семейные ценности не оказывает детерминирующего влияния на уровень социальной адаптации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев, М.Г. Клинико-психологическая систематика девиантного поведения молодежи / М.Г. Дмитриев // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2008. - Т. 10, № 8. - С. 31-37.

2. Дмитриев, М.Г. Психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей на базе специального предприятия "Новое поколение" / М.Г. Дмитриев // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2009. - Т. 11, № 9. - С. 49-54.

3. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.

Контактная информация: my-intemet@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.