Научная статья на тему 'Психологическое сопровождение женщин, отбывающих наказание'

Психологическое сопровождение женщин, отбывающих наказание Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
400
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ У ЖЕНЩИН / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И АДАПТАЦИЯ / DELINQUENT BEHAVIOR OF WOMEN / OFFENCE / PSYCHOLOGICAL SUPPORT / PSYCHOLOGICAL CORRECTION AND ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Федоренко Виктория Валерьевна

Рассматриваются основные направления по психологическому сопровождению правонарушительниц в процессе их трудовой деятельности. Показывается, что психологическое сопровождение представляет систему мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию девиантного поведения с учетом психологических и социальных характеристик контингента в целях предупреждения рецидива правонарушения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Федоренко Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological support of women serving their sentence

The article presents the main trends in work of psychological support of women-offenders within their labor activity. It shows that psychological support is a system of measures aimed at prevention and correction of deviant and delinquent behavior with taking into account their social-psychological characteristics with the aim to prevent repeated offences.

Текст научной работы на тему «Психологическое сопровождение женщин, отбывающих наказание»

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ЖЕНЩИН, ОТБЫВАЮЩИХ

НАКАЗАНИЕ

Виктория Валерьевна Федоренко, соискатель Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы (СПбГИПСР), психолог женской воспитательной колонии №2 пос. Саблино

Аннотация

Рассматриваются основные направления по психологическому сопровождению правонарушительниц в процессе их трудовой деятельности. Показывается, что психологическое сопровождение представляет систему мероприятий, направленных на профилактику и коррекцию девиантного поведения с учетом психологических и социальных характеристик контингента в целях предупреждения рецидива правонарушения.

Ключевые слова: Делинквентное поведение у женщин, правонарушение, психологическое сопровождение, психологическая коррекция и адаптация.

PSYCHOLOGICAL SUPPORT OF WOMEN SERVING THEIR SENTENCE

Viktoriya Valeryevna Fedorenko, external applicant for candidacy of Saint-Petersburg State Institute of psychology and social work, psychologist of women correctional colony

№2, settlement Sablino

Annotation

The article presents the main trends in work of psychological support of women-offenders within their labor activity. It shows that psychological support is a system of measures aimed at prevention and correction of deviant and delinquent behavior with taking into account their social-psychological characteristics with the aim to prevent repeated offences.

Key words: delinquent behavior of women, offence, psychological support, psychological correction and adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

Женская преступность связана как с социальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. Деятельность психолога на базе исправительной колонии позволяет более основательно вникнуть в жизнь осужденного, оценить глубину изменения у него психических свойств, состояний и процессов, максимально содействовать развитию компенсаторно-приспособительных механизмов психики, обосновывать индивидуально-

ориентированные психокоррекционные и реабилитационные программы, направленные на быстрейшую социально-психологическую адаптацию [1].

В рамках повышения качества социально-психологической адаптации автором была разработана программа для работников пенитенциарных учреждений, работающих с женщинами. Целью программы являлось формирование нормативного типа поведения у женщин с делинквентным поведением за счет создания специфической организационно-педагогической среды на основе учета психологических особенностей и социальных характеристик.

Результаты освоения программы для работников пенитенциарных учреждений внедрялись в практику повседневной работы в женской колонии ИК 2 в п. Саблино.

Для повышения эффективности деятельности в колонии по коррекции поведения женщин осуществляется комплексный подход к решению проблемы с привлечением различных групп специалистов.

Взаимодействие административного персонала, социального педагога, психолога и врача было направлено на выявление проблем, возникающих у женщины или группы в поведении, прогнозирование развития личности правонарушительницы и ее поведенческих проявлений, возможного развития группы с целью организации работы по профилактике и коррекции противоправного поведения.

Основное содержание коррекционного этапа программы в женской колонии

можно сформулировать следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Основное содержание психолого-социальной и педагогической коррекции ________________________асоциального поведения женщин__________________________

Субъекты реализации работы с девиантным поведением женщин Содержание деятельности специалистов

Административный персонал является связующим звеном в комплексной группе специалистов по организации коррекционной работы с женщинами; делает первичный запрос специалистам и дает первичную информацию; организует и координирует комплексную работу по коррекции девиантного поведения женщин.

Социальный педагог организует профилактическую и коррекционную работу; поддерживает женщин, попавших в экстремальные ситуации; взаимодействует с центрами психологической поддержки женщин с девиантным поведением.

Психолог анализирует адаптацию правонарушитель-ницы в среде; выявляет дезадаптированных женщин; изучает взаимоотношения женщин с коллективом; подбирает пакет диагностических методик для организации профилактической и коррекционной работы; выявляет и развивает интересы, склонности и способности женщин; осуществляет психологическую под-держку нуждающихся в ней женщин.

Врач исследует физическое и психическое здоровье женщин; проводит систематический диспансерный осмотр женщин; организует помощь женщинам, имеющим проблемы со здоровьем; разрабатывает рекомендации педагогам и психологам по организации работы с женщинами, имеющими различные заболевания;

Исходя из решаемых задач, можно назвать и общие формы коррекционной работы в колонии, которые должны обеспечить технологизацию этого процесса:

1) диагностика причин асоциального поведения конкретных женщин или их группы;

2) проектирование программ коррекционной работы, как на индивидуальном, так и на групповом уровне;

3) реализация разрабатываемых программ на уровне колонии; 4) коррекция вновь актуализирующихся девиаций.

Цель исследования: оценка достоверности влияния комплекса психологопедагогических условий на уровень социально-психологической адаптации у женщин с делинквентным поведением.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняло участие 80 женщин в возрасте 34,2±5,8 лет, отбывающих наказание в саблинской воспитательной колонии №2.

Обследование проводилось по следующим методикам: анкетирование для уточнения социально-демографических характеристик (возраст, состав семьи, вредные привычки у ближайшего социального окружения женщин); методика Вагнера (тест руки); тест Басса-Дарки; в качестве оценки социально-психологической адаптации

использовался внешний критерий - экспертные оценки. Экспертами являлись врач, социальный работник и психолог.

Обработка результатов проводилась при помощи статистического пакета 81ай8йса 6.0 (модуль ЛКОУЛ).

При этом контролируемыми факторами являлись следующие: фактор А - состав семьи: 1 - отсутствие, 2 - наличие, фактор В - агрессивность на двух уровнях - 1 высокая, и 2 - низкая и фактор С - психолого-педагогическое сопровождение на двух уровнях: 1 - не проводилось, 2 - проводилось. Моделируемым параметром (Х) являлась успешность социально-психологической адаптации (получаемая на основании экспертных оценок), выражаемая в 5 - балльных оценках.

В полном факторном эксперименте (ПФЭ) с числом опытных точек p*с*q=8 на каждом сочетании уровней факторов мы наблюдали 10 человек (п=10). Всего было проведено 80 исследований (К= p*с*q*n=80).

Перед нами стояли следующие задачи:

1. Провести дисперсионный анализ параметра X и оценить степень влияния факторов А ,В С и их взаимодействия на дисперсию параметра Х.

2. Рассчитать средние значения и стандартные отклонения параметра X для всех уровней факторов А, В, С и их сочетаний.

3. Оценить значимость различия средних значений параметра X попарно на уровнях факторов А, В, С и при их сочетании.

Результаты дисперсионного анализа параметра X в полном факторном эксперименте на всех сочетаниях уровней факторов А, В и С приведены в таблицах 2-4.

Таблица 2

Вклад факторов (агрессивности, состава семьи и психолого-педагогического сопровождения) и их взаимодействия в дисперсию параметра-отклика X (успеш-

ность социально-психологической адаптации женщин

88 Бедг. of М8 Б Р

А 40,2 1 40,2 14,3 <0,001

В 130,5 1 130,5 46,3 <0,001

С 160,7 1 160,7 57,1 <0,001

А*В 7,0 1 7,0 2,3 <0,2

А*С 15,0 1 15,0 5,1 <0,04

В*С 15,0 1 15,0 5,1 <0,04

А*В*С 7,0 1 7,0 2,3 <0,15

Еггог 150,0 16 9,4

Степени влияния факторов (агрессивности, состава семьи и психологопедагогического сопровождения) на параметр X (успешность социальнопсихологической адаптации), рассчитанные по величине сумм квадратов, даны в табл. 3.

Из таблицы 3 следует, что контролируемые факторы А - состав семьи, В - агрессивность, С - психолого-педагогическое сопровождение в воспитательной колонии и их взаимодействие объясняют дисперсию параметра X - успешность социальнопсихологической адаптации женщин на 71,5%. Степень их влияния значима (р<0,05). Из контролируемых факторов наибольшее влияние оказывает фактор С - психологопедагогическое сопровождение (30,6%, р<0,01) и в меньшем масштабе - фактор В -агрессивность (24,8%, р<0,01) и фактор А - состав семьи (7,7%, р<0,01). Степень влияния взаимодействия факторов А и В, и факторов А, В, С на дисперсию параметра X мала и недостоверна (1,3% с уровнем значимости р>0,05). Взаимодействие же факторов А и С, В и С оказывают достоверное влияние на параметр X (их вклад одинаков и составляет 2,9% при р<0,05). Доля ошибок в дисперсии параметра X (успешность социально-психологической адаптации) составляет 28,5%.

Таблица 3

Оценка степени влияния состава семьи (фактор А), агрессивности (фактор В) и коррекции (фактор С) на успешность социально-психологической адаптации ________________________________женщин___________________________________

Факторы 88 К] процент влияния, % Р

А 40,2 7,7 <0,01

В 130,5 24,8 <0,01

С 160,7 30,6 <0,01

А*В 7,0 1,3 <0,2

А*С 15,0 2,9 <0,04

В*С 15,0 2,9 <0,04

А*В*С 7,0 1,3 <0,15

Контролируемые факторы 375,4 71,5 <0,05

Неконтролируемые факторы и ошибки 150,0 28,5

Все факторы 525,4 100,0

Средние значения и стандартные отклонения параметра X даны в таблице 4.

Таблица 4

Средние значения успешности социально-психологической адаптации (Х) на различных уровнях факторов А (состав семьи), В (агрессивность), С (психолого________________педагогическое сопровождение) и их сочетаниях_______________

№ сочетания Уровень фактора X с Х-95% Х+95%

А В С

1 1 1 1 1,3 0,3 0,7 1,9

2 1 1 2 2,7 0,3 2,0 3,3

3 1 2 1 3,3 0,3 2,7 3,9

4 1 2 2 4,3 0,3 3,7 4,9

5 2 1 1 1,7 0,3 1,0 2,3

6 2 1 2 4,7 0,3 4,0 5,3

7 2 2 1 3,7 0,3 3,0 4,3

8 2 2 2 5,0 0,3 4,3 5,6

По данным таблиц видно, что достоверное влияние (р<0,01) на успешность социально-психологической адаптации женщин играют практически все взятые в анализ факторы на втором уровне (состав семьи, агрессивность и психолого-педагогическое сопровождение). Совместное действие факторов А, В и С оказывало также существенное влияние на успешность профессиональной деятельности, повышая данный показатель с 1,3 до 5,0.

Однако при анализе сочетанного влияния факторов, берущихся попарно, максимально способствовали повышению успешности адаптации факторы А (состав семьи) и С (психолого-педагогическое сопровождение) на втором уровне.

Таким образом, на успешность социально-психологической адаптации и формирование нормативного типа поведения у женщин оказывают существенное влияние (в порядке убывания) психолого-педагогические мероприятия, состав семьи, а также их сочетание, что свидетельствует об эффективности психолого-педагогического сопровождения социализации женщин с делинквентным поведением. Об этом же свидетельствует и факт снижения уровня рецидивов у таких женщин в процессе реализации программы с 58% до 5%.

ВЫВОДЫ

1. На формирование социально-психологической адаптации у женщин саб-линской исправительной колонии достоверное влияние оказывают факторы (убывающий ряд): психолого-педагогическое сопровождение (30,6%, р<0,01); в меньшем масштабе - фактор агрессивность (24,8%, р<0,01) и фактор состава семьи (7,7%, р<0,01).

2. Профилактика делинквентного поведения у женщин наиболее оптимальна за счет создания специфических социально-педагогических условий с учетом психологических особенностей и социальных характеристик. Высокую эффективность коррекционно-профилактической работы определяют следующие факторы: 1) установка женщины и ближайшего окружения на помощь специалиста; 2) учет характерологических особенностей женщины; 3) возможность перестройки неадаптивного поведения и обретения навыков адаптивного общения; 4) взаимодействие субъектов реализации работы по коррекции девиантного поведения женщин (педагоги, психолог, врач); 5) реализация индивидуального подхода.

3. Технология профилактической работы по формированию нормативного поведения эффективна при наличии сформированного комплекса легитимных методов реализации и оценки изменения ситуации правонарушительницы в процессе работы; межведомственных связей, ответственности участников системы профилактики; адекватного, оперативного, ответственного взаимодействия субъектов и структур системы профилактики в выявлении и устранении факторов делинквентного поведения у женщин и оказании им действенной помощи на основе учета комплекса социальных и психологических характеристик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Психологическое сопровождение несовершеннолетних нарушителей на базе специального предприятия «Новое поколение» / М.Г. Дмитриев [и др.] // Ученые записки СПбГИПСР. - 2009. - № 2. - С. 151-157.

Контактная информация: [email protected]

ПЕРИОДЫ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У РАЗЛИЧНОГО КОНТИНГЕНТА УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Максим Федорович Феоктистов, соискатель

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

Определялись периоды чувствительности развития физических способностей у различного контингента учащихся среднего школьного возраста, выявлялись благоприятные периоды их развития.

Ключевые слова: физические способности, учащиеся, периоды чувствительности, типы телосложения, уровни биологического развития.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PERIODS OF SENSITIVITY OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL ABILITIES AMONG VARIOUS CONTINGENTS OF PUPILS AT AVERAGE SCHOOL AGE

Maxim Fedorovich Feoktistov, the competitor,

Volgograd State Academy of Physical Education

Annotation

The periods of sensitive physical abilities development among different contingents of school pupils at average age have been defined, the favorable periods of their development have been determined.

Keywords: physical abilities, pupils, periods of sensitivity, types of a constitution, levels of biological development.

ВВЕДЕНИЕ

Развитие физических способностей у учащихся происходит дискретно, и разделяется на несколько фаз, которые характеризуются разной чувствительностью организма к действиям внешней и внутренней среды [1, 3]. Этапы онтогенеза соподчинены

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.