2. Башкин, В.М. Исследование зависимости изменения упругости мышц от выполненной тренировочной нагрузки в осенне-зимнем тренировочном периоде / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 4 (50). - С. 19-23.
3. Башкин, В.М. Изменение быстроты мышечных сокращений в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. -№ 5 (51). - С. 11-15.
4. Башкин, В.М. Изменение взрывной мышечной силы спортсменов в зависимости от выполненной тренировочной нагрузки / В.М. Башкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2009. - № 6 (52). - С. 16-19.
5. Шамардин, В.Н. Управление тренировочным процессом высококвалифицированных футболистов / В.Н. Шамардин // Первый междунар. науч. конгресс «Спорт и здоровье». 9-11 сентября 2003 г., Санкт-Петербург. - СПб. : Изд-во «Олимп-СПб», 2003. -Т.
1. - С. 111-112.
6. Озолин, Н.К. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н.К. Озолин. - М. : Изд-во «Астрель», 2002. - 864 с.
Контактная информация: kfv@guap.ru
УДК 159.923:316.6
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение»,
Наталия Александровна Белевич, внешний соискатель Санкт-Петербургской академии управления и экономики, старший инспектор по контролю за исполнением поручений
отделения по профессиональному отбору в министерстве внутренних дел, Татьяна Андреевна Соловьева, внешний соискатель Санкт-Петербургской академии управления и экономики, старший инспектор по контролю за исполнением поручений
отделения по профессиональному отбору в министерстве внутренних дел,
г. Санкт-Петербург
Аннотация
С системных позиций рассматривается социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением.
Ключевые слова: социализация, подростки, делинквентное поведение, психологические факторы социализации подростков.
PSYCHOLOGICAL FACTORS OF SOCIALIZATION OF THE ADOLESCENTS WITH DELINQUENT BEHAVIOR
Vasiliy Georgiyevitch Belov, the doctor of medical sciences, professor, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,
Yuriy Aleksandrovitch Parfyonov, the candidate of medical sciences, scientific employee, The specialized enterprise “New Generation",
Nataliya Aleksandrovna Belevitch, the external competitor of Saint-Petersburg Academy of Management and Economics, senior supervisor over execution of assignments of the professional selection department at the Ministry of internal affairs,
Tatyana Andreevna Soloveva, the external competitor of Saint-Petersburg Academy of Man-
agement and Economics, senior supervisor over execution of assignments of the professional selection department at the Ministry of internal affairs,
St. Petersburg
Annotation
The socialization as the process of learning the behavior samples, attitudes, social norms and values, knowledge, skills by the individual allowing his/her sucsessful functioning in society is analized based on the systematic positions. The data upon the psychological factors of socialisation of teenagers with delinquent behavior are revealed.
Keywords: socialization, adolescents, delinquent behavior, psychological factors of adolescents' socialization.
ВВЕДЕНИЕ
Преступность среди несовершеннолетних связана как с социальными проблемами, так и с проблемами формирования личности, носящими глубоко индивидуальный характер. За последнее время значительно изменились показатели девиантного поведения подростков и юношей. Изучение официальной информации на базах средних школ показало, что в Санкт-Петербурге в несколько раз увеличилось число подростково-молодежных объединений криминогенной направленности [6]. Влияние таких групп на подростков и юношей в период их обучения в средней школе и на первых курсах институтов значительно возросло, расширился круг объектов посягательства, время и характер совершения преступлений и правонарушений [2-6,8].
В связи с этим психолого-акмеологическая диагностика, коррекция, прогноз и развитие личности подростков с делинквентным поведением относятся к числу приоритетных задач исследователей: психологов и социальных работников, общества и государства в целом [2].
Содержательная база оценки социализации делинквентных подростков должна формироваться с позиций психолого-акмеологического подхода к феномену социализации, который в решающей степени обусловливается устойчивыми психическими особенностями личности, свойственными данному подростку. Согласно концепции Белова В.Г. [2] на состояние социализации делинквентных подростков также оказывают влияние и те конкретные социальные, экономические, образовательные условия, в которых осуществляется социализация.
При изучении психологических особенностей социализации подростков с делинквентным поведением в процессе их реабилитации нами использовался комплекс методик, представленный в [7].
Для решения задач настоящего исследования было проведено обследование 150 подростков с делинквентным типом поведения, состоящих на учете в ОДН УВД и проходящих реабилитацию на площадках специального предприятия «Новое поколение». Оцениваемые параметры и соответствующие тесты, для их определения представлены в таблице 1.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Для уменьшения размерности исходных данных (Таблица 1) применен факторный анализ [9] и осуществлен переход от множества исходных экспертных признаков социализации делинквентных подростков к существенно меньшему числу новых переменных -факторов социализации. Факторный анализ эмпирических данных выявил наличие 6 факторов, объясняющих 71,17% общей дисперсии (Таблица 2)
Таблица 1
Психологические характеристики и тесты изучения психологических особенностей ____________________социализации делинквентных подростков_________________________
№ п/п Параметр Наименование методики
1. Самоотношение Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева (1993)
2. Самооценка Методика «Кактус» В.Г. Белов (2007)
3. Адекватность притязаний Методика Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейна, Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта (199S)
4. Конфликтность Хенд тест Б.Брайклин, З.Пиотровски, Э.Вагнер (1962)
5. Самоуважение Тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева (1993)
6. Склонность к отклоняющемуся поведению Методика СОП А.Н. Орел в адаптации (2004)
7. Общественная значимость целевых установок жизнедеятельности Экспертные оценки.
S. Установка по отношению к деятельности Экспертные оценки.
9. Самоорганизация Методика В.В. Столина (1993)
10. Логичность мышления Методика «Сложные аналогии»
11. Успеваемость в учебе Оценки успеваемости
12. Способность правильно понимать поведение людей Тест Дж. Гилфорда (1962)
13. Осознание и понимание собственных эмоций Тест Н. Холла (199S)
14. Социальное функционирование Адаптированная шкала PSP РЖон^М (2000)
15. Выраженность невротической симптоматики (астения, обсессии, фобии) Шкалы теста M.I.N.I. D.V. Sheehan и Y. Lecrubier (1992)
16. Эмоциональная неуравновешенность Шкалы теста M.I.N.I. D.V. Sheehan и Y. Lecrubier (1992)
17. Выраженность психотической симптоматики Шкала теста M.I.N.I. D.V. Sheehan и Y. Lecrubier (1992)
Таблица 2
Матрица собственных значений факторов (собственные числа >1)_______________
Номер фактора Собственное значение % Общая дисперсия
1 5,23 20,03 20,03
2 3,47 16,55 36,58
3 2,08 10,91 47,49
4 1,76 8,37 55,86
5 1,28 8,09 63,95
6 1,12 7,21 71,16
Психологическая характеристика факторов:
Результаты факторного анализа иллюстрирует рисунок 1.
В первый фактор (20,03% общей дисперсии) вошли показатели, отражающие: са-моотношение (0,73), самооценку (0,67), уровень притязаний (0,66), самоуважение (0,59). Как видим, данный фактор предполагает использование специфического конструкта в осознании личностью самой себя, результатом использования подростком компонентов фактора становится система представлений подростка о собственной личности, таким образом, данный фактор можно определить как «самосознание подростка».
Е1- «самосознание подростка»
«Самоотношение», методика В.В. Столина
«Самооценка», методика «Кактус»
Самоуважение, методика В.В. Столина
Уровень притязаний, методика Т.В. Дембо - С.Я. Рубинштейна
Еі- «психопатологическая симптоматика»
«Социальное функционирование», методика Р8Р Р. Мого8Іпі
«Выраженность невротической симптоматики», экспертные оценки
«Эмоциональная неуравновешенность», тест M.I.N.I.
«Выраженность психотической симптоматики», тест M.I.N.I.
«Логичность мышления», методика "Сложные аналогии”
«Способность правильно понимать поведение людей», тест Дж. Гилфорда
«Осознание и понимание собственных эмоций», тест Дж. Гилфорда
- «социальную приемлемость ценностномотивационной сферы подростков»
«Склонность к отклоняющемуся поведению», методика СОП А.Н. Орел
«Общественная значимость целевых установок жизнедеятельности», экспертные оценки
Рб - «волевая регуляция активности»
«Установка по отношению к деятельности», экспертные оценки
«Саморуководство», методика В.В. Столина
Рб - «поведенческие возможности социализации»
«Успеваемость в учебе», оценки «Конфликтность», Хенд тест
Рис. 1. Факторная структура социализации делинквентных подростков
Второй фактор (16,55% дисперсии) включает медицинский блок критериев социализации подростков, в который входят с одной стороны, показатели, характеризующие эмоциональную сферу подростков - эмоциональную неуравновешенность (0,71); с другой - показатели выраженности пограничных психических расстройств (0,67); наличие декомпенсированной акцентуации личности (0,82), психотической реактивной симптоматики (0,761). Данный фактор можно определить в целом как «психопатологическая симптоматика»
Третий фактор (10,91% дисперсии) включает показатели: логичности мышления (0,77); способности выделить в ситуации ее существенные для действия свойства в их связях и отношениях и привести свое поведение в соответствие с ним (0,59); эмоциональная составляющая интеллекта - осознание и понимание собственных эмоций (0,69). Данный фактор отражает «интеллектуальные возможности к социализации»
Четвертый фактор (8,37% общей дисперсии) включает, во-первых, показатели, свидетельствующие склонности к отклоняющемуся поведению (0,80), общественную значимость поставленных целей (оценивается вектор направленности деятельности подростка) (0,87). Данный фактор можно было бы назвать «социальную приемлемость ценностно-мотивационной сферы подростков».
В пятый фактор (8,09% общей дисперсии) вошли показатели: установки по отношению к деятельности (оценивается наличие активной жизненной позиции) (0,76), уровень самоуправления и самоорганизации личности подростка (ориентация на мнение окружающих) (0,61). Данный фактор в большей степени отражает способности подростка сознательно управлять своей психикой и поступками. Как видим, данный фактор объединяет показатели, отражающиетакую характеристику как «волевая регуляция активности».
В шестой фактор (7,21% общей дисперсии) вошли показатели: конфликтность (0,71) и успеваемость в учебе (0,69). Данный фактор в большей степени отражает особенности поведенческой сферы подростка; его можно было бы назвать «поведенческие возможности социализации».
ВЫВОДЫ
1. Факторная структура социализации личности подростков с делинквентным поведением представляет собой сложную систему. Психологические факторы, влияющие на формирование нормативного поведения у подростков в процессе социализации расположились следующим образом: самосознание подростка, психопатологическая симптоматика, интеллектуальные возможности к социализации, социальная приемлемость ценностно-мотивационной сферы, волевая регуляция активности, поведенческие возможности социализации.
2. Результаты факторного анализа свидетельствуют о тесной взаимосвязи показателей социализации делинквентных подростков со сферой самосознания, уровнем психопатологической симптоматики, волевыми характеристиками, поведенческими особенностями и морально-нравственными нормативами подростков с делинквентным поведением, что следует учитывать при организации и проведении психолого-педагогического сопровождения данной контингента.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асмолов, А.Г. Психология личности : принципы общепсихологического анализа / А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 416 с.
2. Белов, В.Г. Концепция психолого-акмеологического сопровождения подростков с делинквентным поведением / В.Г. Белов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9 (67). - С. 11-17.
3. Досуговая деятельность как проявление социальной активности / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.В. Федоренко, М.В. Проскурнина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 26-32.
4. Научно-методологические положения по психологическому сопровождению социализации подростков с делинквентным поведением / В.Г. Белов, И.Н. Димура, Е.С. Панасюк, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 14-20.
5. Воронцова, Е. А. Социология социализации: проблемы и перспективы развития
науки в современной России / Е.А. Воронцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 36-41.
6. Качанова, О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения / О.Б. Качанова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 5 (63). - С. 89-92.
7. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2006. - 458 с.
8. Соловьева, Т.А. Особенности структуры социально-психологического климата в подростковых трудовых коллективах / Т.А. Соловьева, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 12-16.
9. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учебное пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.
Контактная информация: my-intemet@mail.ru
УДК 796.814
СРАВНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ ПО САМБО К ЧЕМПИОНАТУ МИРА И К ЧЕМПИОНАТУ ЕВРОПЫ 2009 ГОДА
Андрей Михайлович Буланцов, аспирант,
Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (РГУФК),
Москва, Россия
Аннотация
В статье представлено сравнение показателей технико-тактической подготовленности сборных команд России 2009 года, осуществлявших подготовку к чемпионату мира и к чемпионату Европы по самбо 2009 года. Исследованы показатели 16 спортсменов, членов мужской сборной команды России по самбо 2009 года.
Ключевые слова: двигательный навык, показатели технико-тактической подготовленности, самбо.
COMPARISON OF THE INDICATORS OF TECHNICAL AND TACTICAL READINESS OF RUSSIAN NATIONAL SAMBO TEAMS FOR THE WORLD SAMBO CHAMPIONSHIP 2009 AND THE EUROPEAN SAMBO CHAMPIONSHIP 2009
Andrey Michailovich Bulantsov, the post-graduate student,
Sergey Evgenievich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism,
Moscow, Russia
Annotation
The article presents the comparison of indicators of technical and tactical readiness of Russian national Sambo teams for the Sambo World Championship 2009 and Sambo European championship 2009. Indicators of 16 Russian athletes who are the sambo men teams’ members have been analyzed.
Keywords: motor skills, technical and tactical readiness parameters, sambo.
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день формирование сборной команды России по самбо к основным международным турнирам происходит следующим образом: проводится чемпионат России, определяется тройка призеров; из чемпионов формируется сборная команда для участия в чемпионате мира, а из серебряных призеров формируется сборная для участия