вочник / А.Е. Тарас - Минск : Харвест, 1996. - 640 с.
5. Тхэквондо. Теория и методика. Т. 1 : Спортивное единоборство : учебник для СДЮШОР, спортивных факультетов педагогических институтов, техникумов физической культуры и училищ олимпийского резерва / Ю.А. Шулика [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2007. - 800 с. : ил.
6. Цилфидис, Л.К. Педагогическое взаимодействие как условие формирования личности в таэквондо : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Цилфидис Л.К. ; Московская гос. акад. физ. культуры. - М., 1998. - 24 с.
7. Чой, Хонг Хи. Таэквондо (Корейское национальное искусство самообороны) : энциклопедия : в 15 т. / Хонг Хи Чой ; Интернациональная Федерация Таэквондо (ИТФ).
- 5-е изд. - Волгоград : [б.и.], 2000.
8. Шин, И.Е. Педагогические и духовные традиции восточных единоборств и отношение к ним в России : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Шин И.Е. ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф.Лесгафта. - СПб., 1998 - 22 с.
Контактная информация: box74-pavlenko@yandex.ru
УДК 159.923:316.6 ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ УРОВНЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Василий Георгиевич Белов, доктор медицинских наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник,
Специальное предприятие «Новое поколение», г. Санкт-Петербург,
Наталия Александровна Белевич, соискатель,
Татьяна Андреевна Соловьева, соискатель,
Санкт-Петербургская академия управления и экономики
Аннотация
Представлена психолого-акмеологическая технология оценки уровня социализации подростков с делинквентным поведением. Приводятся данные о психологических факторах социализации подростков с делинквентным поведением, указаны психологические детерминанты, позволяющие дискриминировать социализацию по уровням успешности. Разработана линейная модель прогнозирования, базирующаяся на дискриминационных уравнениях, уровня социализации подростков с деликвентным поведением.
Ключевые слова. Прогноз, социализация, подростки, делинквентное поведение, психологические факторы социализации подростков.
PSYCHOLOGICAL AND ACMEOLOGIC FORECASTING OF THE SOCIALIZATION LEVEL OF TEENAGERS WITH DELINQUENT BEHAVIOR
Vasiliy Georgiyevitch Belov, the doctor of medical sciences, professor, Saint-Petersburg State Institute of Psychology and Social Work,
Yuriy Aleksandrovitch Parfyonov, the candidate of medical sciences, scientific employee,
The specialized enterprise “New Generation",
Nataliya Aleksandrovna Belevitch, the competitor,
Tatyana Andreevna Soloveva, the competitor,
Saint-Petersburg Academy of Management and Economics
Annotation
The article presents the psycho-acmeological technology of assessment of the level of socialization of teenagers with delinquent behavior. It contains the data on psychological factors of socialization of teenagers with delinquent behavior and psychological determinants that allow discriminating the socializa-
tion by levels of success. The linear model of forecasting which are based on the discrimination equations, level of socialization of teenagers with delinquent behavior has been developed.
Keywords: forecast, socialization, adolescents, delinquent behavior, psychological factors of adolescents' socialization.
ВВЕДЕНИЕ
Цель исследования: разработка модели, позволяющей осуществлять прогнозирование социализации подростков с делинквентным поведением на основе учета психоло-го-акмеологических факторов в условиях трудовой занятости на специальном предприятии.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Обследовано 313 подростков, средний возраст 16,1±1,5 года, из них 197 подростков с делинквентным поведением и 116 подростков с нормативным типом поведения.
В общей структуре социализации подростков с делинквентным поведением путем экспертной оценки были выделены различные группы качеств и свойства личности подростка, характеризующие уровень его социализации с психолого-акмеологических позиций (рис. 1).
Рис. 1. Факторы социализации подростков с делинквентным поведением
В данном исследовании мы опирались на определение психолого-акмеологических показателей, данные А.А.Деркач, В.Г.Зазыкиным [6], в соответствии с которыми под ними понимаются психологические показатели, позволяющие проследить прогрессивное личностно-профессиональное развитие, раскрытие личностного потенциала человека.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Нами было осуществлено сравнительное описание эмпирических индикаторов (показателей) у подростков с различным типом поведения (нормативное и противоправное). Каждый показатель был представлен в количественном эквиваленте с помощью числовых систем по заранее обусловленным оценкам (баллам) разработанными в рамках психолого-акмеологического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением [2,6,9].
Самооценка и уровень притязаний подростков с различными типами социального поведения.
Результаты исследования самооценки личности (СО) у обследуемых подростков выявили средне-высокий уровень ее показателей (табл.1). Можно предполагать, что высокая эмоциональная напряженность в делинквентной подростковой среде отрицательно влияет на уровень здоровья подростка, который в результате приобретает специфические заболевания. Что касается более высокой самооценки коммуникативной сферы, то этот факт характеризует чрезмерное стремление к группированию у делинквентных подростков, это подтверждает выводы ранее проведенных исследований о том, что подростки с
делинквентным поведением избирательно склонны к реакциям группирования относительной относительно подростков из группы нормативного поведения [2, 3, 4]. У подростков с нормативным поведением достоверно более высокие значения показателей (уровня притязаний) (табл. 2).
Таблица 1
Статистические показатели самооценки личности подростков с нормативным и де-
линквентным поведением (методика Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна [9])
Показатели самооценки Поведение подростков (х±т) (Р)
Нормативное Делинквентное
Здоровье 7,0±1,87 6,9±1,70 >0,05
Внешний вид 8,3±1,89 7,9±1,97 >0,05
Когнитивные способности 7,3±1,71 6,9±1,29 <0,05
Эмоциональные качества 6,3±1,44 7,4±1,71 <0,05
Волевые качества 7,2±1,79 6,6±1,55 >0,05
Коммуникативные качества 6,9±1,34 7,3±1,33 <0,05
Жизненно-важные качества 7,8±1,42 7,5±1,37 >0,05
Общая самооценка личности 7,6±1,49 7,0±1,06 <0,05
Таблица 2
Статистические показатели уровня притязаний подростков с нормативным и де_____линквентным поведением (методика Т.В. Дембо-С.Я. Рубинштейна [9])___________
Показатели уровня притязаний Поведение подростков (х±т) (Р)
Нормативное Делинквентное
Сфера здоровья 9,42±1,27 8,9±1,70 <0,05
Сфера внешности 8,3±1,89 7,9±1,97 >0,05
Когнитивная сфера 9,47±1,72 8,9±1,29 <0,05
Эмоциональная сфера 9,3±1,22 9,4±1,05 >0,05
Волевая сфера 9,51±1,49 8,6±1,17 <0,05
Коммуникативная сфера 8,1±1,34 9,7±1,33 <0,05
Сфера жизненно важных качеств 7,9±1,31 8,5±1,12 <0,05
Общий уровень притязаний 8,9±1,46 8,7±1,13 >0,05
При этом показатели уровня притязаний (УП) превосходят показатели самооценки (СО) личности во всех сферах, особенно в сфере здоровья и эмоциональных качеств, что свидетельствует как о достаточно критическом отношении подростков с нормативным типом поведения по отношению к своим реальным возможностям в настоящий момент, так и о высоком потенциале саморазвития и самосовершенствования.
Самоотношение подростков с различными типами поведения
Результаты исследования самоотношения обследуемых подростков представлены в таблице 3.
Полученные данные свидетельствуют о достоверном более позитивном самоот-ношении подростков с нормативным поведением относительно подростков с делинквентным поведением. Наряду с этим следует отметить достаточно высокую степень выраженности показателя самообвинения у делинквентных подростков и низкую степень выраженности показателя самопонимания. Данная тенденция свидетельствует о состоянии некоторой амбивалентности, фрустрации, неудовлетворенности делинквентных подростков.
Таблица 3
Статистические показатели самоотношения подростков с нормативным и делинквентным поведением ________(тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантелеева [9])_______
Показатели самоотношения Поведение подростков (х±т) Р
Нормативное Делинквентное
Шкала Б (интегральная) 17,4±3,2 15,1±2,8 <0,05
Самоуважение 11,1±1,2 10,7±1,12 >0,05
Аутосимпатия 8,9±1,41 8,1±3,01 >0,05
Ожидание положительного отношения других 9,7±1,69 7,8±2,04 >0,05
Самоинтерес 4,8±1,09 4,7±2,3 >0,05
Самоуверенность 4,8±1,01 5,1±1,81 >0,05
Ожидание отношения других 5,1±2,1 5,2±1,41 >0,05
Самопринятие 4,1±1,9 3,9±1,58 >0,05
Самопоследовательность (саморуководство) 3,9±1,1 3,8±1,23 >0,05
Самообвинение 2,1±1,3 4,8±1,3 <0,05
Самоинтерес 6,9±2,1 5,1±2,1 >0,05
Самопонимание 4,9±2,1 3,2±1,8 <0,05
Общий показатель самоотношения 7,4±1,9 7,1±2,3 >0,05
Сравнительный анализ склонности к отклоняющемуся поведению у подростков Для уточнения склонности к отклоняющемуся поведению, в целях определения направленности подростков на его нарушение, нами использовался опросник СОП, который позволил выявить некоторые особенности в группах подростков с нормативным и делинквентным поведением (табл. 4)
Таблица 4
Склонность к отклоняющемуся поведению у подростков с нормативным и делин-
квентным поведением (Методика СОП А.Н. Орел в адаптации [9])
Показатель Поведение подростков(х±т) Р
Нормативное Делинквентное
Социальная желательность 6,4±0,2 4,9±0,1 <0,05
Склонность к преодолению норм и правил 4,9±0,1 6,2±0,2 <0,05
Склонность к аддиктивному поведению 3,1±0,3 5,8±0,3 <0,05
Склонность к самоповреждающему и самораз-рушающему поведению 4,7±0,4 5,1±0,5 >0,05
Склонность к агрессии и насилию 3,9±0,4 5,8±0,5 <0,05
Волевой контроль эмоциональных реакций 6,8±0,8 4,1±0,6 <0,05
Склонность к делинквентному поведению 4,1±0,2 5,8±0,5 <0,05
Подростки с делинквентным поведением менее склонны к проявлению социальной желательности в поведении; у них снижен волевой контроль поведения; кроме того, для них более характерны склонность к преодолению норм и правил поведения, склонность к аддиктиному, агрессивному и делинквентном поведению, о чем свидетельствуют достоверные различия по соответствующим шкалам методики СОП. Указанные качества также способствуют делинквентному поведению у подростков.
Особенности социального и эмоционального интеллекта подростков с различными типами поведения
Отмечались также определенные особенности социального и эмоционального интеллекта у подростков из анализируемых групп (табл. 5). Анализ данных социального интеллекта подростков с нормативным поведением выявил умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание норморолевых моделей и правил, регулирующих поведение людей. Результаты анализа данных по методике Дж. Гилфорда у делинквентных подростков выявило, что подростки плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Они могут часто совершать ошибки (в том чис-
ле и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и в опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других. Они плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.
Таблица 5
Особенности социального интеллекта у подростков _________(тест Н. Холла и Дж. Гилфорда [9])_________________________
Показатели Поведение подростков (x±m) Р
Нормативное | Делинквентное
Методика Н.Холла
Эмоциональная осведомленность 11,8±0,7 7,3±0,6 <0,05
Управление своими эмоциями 14,6±0,5 9,7±0,6 <0,05
Самомотивация 12,2±0,4 8,3±0,5 <0,05
Эмпатия 10,3±0,6 10,5±0,5 >0,05
Распознавание эмоций других людей 14,2±0,5 5,7±0,6 <0,05
Тест Дж. Гилфорда
Способность предвидения последствий поведения 3,4±0,4 2,7±0,4 <0,05
Адекватность отражения вербальной и невербальной экспрессии 3,1±0,3 3,0±0,3 >0,05
Понимание логики развития сложных ситуаций межличностного взаимодействия 3,4±0,3 3,3±0,4 >0,05
Понимание внутренних мотивов поведения людей 3,3±0,1 3,0±0,3 >0,05
У подростков с нормативным типов поведения выявлены достоверные отличия в показателях эмоциональной осведомленности: они более пластичны в эмоциональных проявлениях, умеют управлять эмоциями, умеют настроиться на эмоциональную волну того, с кем общаются. Они могут в большей степени распознавать эмоции других людей и в то же время могут воздействовать на эмоциональное состояние других людей в процессе общения.
Для уменьшения размерности исходных данных с целью их экономного описания при условии минимальных потерь исходной информации был использован факторный анализ методом главных компонент, и осуществлен переход от множества исходных экспертных признаков социализации делинквентных подростков к существенно меньшему числу новых переменных - факторов социализации. Факторный анализ эмпирических данных выявил наличие 6 факторов, объясняющих 71,0% общей дисперсии [1]. Последний этап исследования посвящен построению многомерной математическо-статистической модели прогноза уровня социализации делинквентного подростка, посредством составления уравнение регрессии для дискриминантного анализа на основе тех подростков [5, 10], о которых известна экспертная оценка групповой принадлежности. Анализ функции классификации позволил рассчитать линейные функции, которые вычисляются для каждой группы и могут быть использованы для прогноза типа поведения подростков (табл. 6).
Таблица 6
Функции классификации_______________________________
Фактор Нормативная Пограничная Отклоняющаяся
социализация социализация социализация
Самосознание подростка 23,5442 15,6982 12,446
Патопсихологическая симптоматика 23,5879 7,0725 3,685
Интеллектуальные способности к социализации -16,4306 5,2115 12,767
Социальная приемлемость ценностномотивационной сферы подростков -17,3984 6,4342 21,079
Волевая регуляция активности 7,34822 -7,8461 -16,784
Поведенческие возможности социализации 9,44577 -12,7881 -18,115
Constant -86,3085 -72,8526 -104,368
Дискриминантные уравнения имеют следующий вид.
1. «Нормативная социализация»=23,54*фактор1+23,58*фактор2-16,43*фактор3--17,39* фактор4+7,35* фактор5+9,45* фактор6-86,30.
2. «Пограничная социализация»=15,70* фактор 1+7,07* фактор2+5,21* фактор3+ +6,43* фактор4-7,85* фактор 5-12,79* фактор6-72,85.
3. «Отклоняющаяся социализация»=12,45*фактор1+73,69*фактор2+12,77* *фактор3+21,08*фактор4-16,78*фактор5-18,11*фактор6-104,37.
Полученное уравнение дискриминации позволяет осуществлять прогнозирование нахождения подростков к той группе, для которой классификационная функция имеет наибольшее значение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- - Социально-психологические характеристики подростков с делинквентным поведением и подростков с нормативным поведением имеют ряд отличительных особенностей. Психологическими особенностями, отличающими подростков с делинквентным поведением, являются: достоверно более низкие показатели уровня притязаний - в сфере жизненно важных качеств и коммуникативной сфере, низкий интегральный показатель самоотношения (15,1 балл), высокий показатель самообвинения, высокий показатель коэффициента агрессивности-диррективности (АД) по методике Вагнера. Анализ результатов данных по методике Дж. Гилфорда выявил, что подростки с делинквентным поведением достоверно хуже подростков с нормативным поведением понимают связь между поведением и его последствиями. В патопсихологической сфере социализации подростков с делинквентным поведением выявлены затруднения социального функционирования в 4-х основных областях: социально полезная деятельность, отношения с близкими, самообслуживание, а так же беспокоящее (т.е. нарушающее спокойствие окружающих) и агрессивное поведение.
- - Психолого-акмеологическая технология многомерной (дискриминантной) оценки социализации делинквентных подростков позволяет с высокой точностью и достоверностью определять значимость и задействованность (вклад) самосознания, уровня выраженности патопсихологической симптоматики, волевых характеристик, поведенческих особенностей и морально-нравственных качеств и осуществлять прогноз успешности социализации подростков с делинквентным поведением в условиях занятости на базе специально организованной акмеологической среды - подросткового трудового коллектива.
ЛИТЕРАТУРА
1. Психологические факторы социализации подростков с делинквентным поведением / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, Н.А. Белевич, Т.А. Соловьева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 14-19.
2. Досуговая деятельность как проявление социальной активности / В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов, В.В. Федоренко, М.В. Проскурнина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 26-32.
3. Научно-методологические положения по психологическому сопровождению социализации подростков с делинквентным поведением / В.Г. Белов, И.Н. Димура, Е.С. Панасюк, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011.
- № 2 (72). - С. 14-20.
4. Воронцова, Е. А. Социология социализации: проблемы и перспективы развития науки в современной России / Е.А. Воронцова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 12 (70). - С. 36-41.
5. Генкин, А.А. Прогнозирование психофизиологических состояний. Вопросы методологии и алгоритмизации / А.А. Генкин, В.И. Медведев. - Л. : Наука, 1991. - 143 с.
6. Деркач, А.А. Акмеология / А.А. Деркач, В.Г. Зазыкин. - СПб. : Питер, 2003. -
256 с.
7. Колесников, A. Диагностика в клинической психологии / A. Колесников. -Дюссельдорф, Киев, М., СПб. : Издательская группа BHN, 2007. - 528 с.
8. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты : учеб. пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара : Летопись, 2010. - 458 с.
9. Соловьева, Т. А. Особенности структуры социально-психологического климата в подростковых трудовых коллективах / Т.А. Соловьева, В.Г. Белов, Ю.А. Парфенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 12-16.
10. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.
Контактная информация: my-internety@yandex.ru
УДК 796.814
ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ САМБИСТОВ С РЕЗУЛЬТАТОМ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА
СОРЕВНОВАНИЯХ
Андрей Михайлович Буланцов, аспирант,
Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (РГУФК),
Москва, Россия
Аннотация
В статье представлен анализ взаимосвязи показателей технико-тактической подготовленности самбистов с результатом их выступления на соревнованиях. Исследованы показатели 45 спортсменов членов мужской сборной команды России по самбо 2009 года. Даны практические рекомендации для тренеров и спортсменов.
Ключевые слова: двигательный навык, показатели технико-тактической подготовленности, самбо.
CORRELATION OF THE TECHNICAL AND TACTICAL INDICATORS OF READINESS OF THE SAMBO PLAYERS WITH COMPETITION RESULTS
Andrey Michailovich Bulantsov, the post-graduate student,
Sergey Evgenievich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism,
Moscow, Russia
Annotation
The article presents the analysis of correlation between the athletes’ indicators of technical and tactical readiness and competition results. 45 Russian sambo 2009 team male members' indicators have been analyzed. Practical recommendations for coaches and athletes have been proposed.
Keywords: motor skills, technical and tactical indicators of readiness, sambo.
ВВЕДЕНИЕ
Самбо характеризуется большим количеством технико-тактических действий, используемых в соревнованиях [3,4]. Очевидно, что индивидуальный стиль борьбы спортсменов формируется под влиянием правил и системы проведения соревнований. Предыдущие исследования лидеров сборной команды России по самбо выявили значимые различия по некоторым показателям технико-тактической подготовленности спортсменов [1].