Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением в условиях летнего специализированного лагеря'

Психолого-педагогическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением в условиях летнего специализированного лагеря Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИВНОСТЬ / ДЕСТРУКТИВНОСТЬ / SOCIALIZATION / ADOLESCENTS / DELINQUENT BEHAVIOR / AGGRESSION / DESTRUCTIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриев Михаил Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Ильичева Юлия Николаевна, Гуренева Екатерина Валерьевна

Представлены материалы психолого-педагогического исследования подростков с делинквентным поведением в условиях летнего специализированного трудового лагеря. Раскрыты закономерности изменения агрессивности, деструктивности и мотивации подростков с делинквентным поведением в условиях однородного трудового коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриев Михаил Георгиевич, Парфенов Юрий Александрович, Ильичева Юлия Николаевна, Гуренева Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycho-educational support of socialization of adolescents with delinquent behavior in the conditions of specialized summer camp1The special enterprise «New generation»

The article presents the materials of psychological and pedagogical study of adolescents with delinquent behavior in a specialized summer labor camp. The patterns of change in aggression, destructiveness and motivation of young people with delinquent behavior in conditions of homogeneous working group are revealed.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение социализации подростков с делинквентным поведением в условиях летнего специализированного лагеря»

УДК 159.922.7/.8 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ С ДЕЛИНКВЕНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЛАГЕРЯ

Михаил Георгиевич Дмитриев, кандидат педагогических наук, генеральный директор,

Юрий Александрович Парфенов, кандидат медицинских наук, научный сотрудник, Специальное предприятие «Новое поколение», Санкт-Петербург,

Юлия Николаевна Ильичева, соискатель,

Екатерина Валерьевна Гуренева, соискатель, Санкт-Петербургская академия управления и экономики

Аннотация

Представлены материалы психолого-педагогического исследования подростков с делинквентным поведением в условиях летнего специализированного трудового лагеря. Раскрыты закономерности изменения агрессивности, деструктивности и мотивации подростков с делинквентным поведением в условиях однородного трудового коллектива.

Ключевые слова: социализация, подростки, делинквентное поведение, агрессивность, деструктивность.

PSYCHO-EDUCATIONAL SUPPORT OF SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS WITH DELINQUENT BEHAVIOR IN THE CONDITIONS OF SPECIALIZED

SUMMER CAMP

Michael Georgievich Dmitriev, the candidate of pedagogical sciences, general director, Yury Aleksandrovich Parfyonov, the candidate of medical sciences, research assistant,

The special enterprise «New generation», St.-Petersburg,

Julia Nikolaevna Ilyicheva, the competitor,

Ekaterina Valerevna Gureneva, the competitor,

St.-Petersburg Academy of Management and Economy

Annotation

The article presents the materials of psychological and pedagogical study of adolescents with delinquent behavior in a specialized summer labor camp. The patterns of change in aggression, destructiveness and motivation of young people with delinquent behavior in conditions of homogeneous working group are revealed.

Keywords: socialization, adolescents, delinquent behavior, aggression, destructiveness.

ВВЕДЕНИЕ

Цель исследования: уточнение влияния факторов психолого-педагогического сопровождения социализации подростков с делинквентным поведением в условиях летнего специализированного лагеря на мотивационную структуру личности подростка с делинквентным поведением.

База исследования. Для решения задач настоящего исследования была проанализирована специальная литература по проблематике исследования и проведено обследование 330 подростков, работающих на площадке №8 (Мехбаза) специального предприятия «Новое поколение» в Лодейнопольском районе Ленинградской области в период с 6 июня 2011 года по 28 августа 2011 года.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Изучение роли личностных и ситуационных факторов поведения подростков: опрос; методы изучения ситуационных детерминант эмоционального фона: проективная методика «Дерево», психографический тест: конструктивный рисунок человека из гео-

метрических фигур [2]. Обработка результатов проводилась при помощи статистического пакета 8Р88, версии 15 [4].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследование гендерной структуры подросткового коллектива

Согласно данным, полученным в исследовании, в подростковом коллективе лагеря выявлена гендерная асимметрия - как объективная закономерность, проявляющаяся в диспропорции удельного веса юношей и девушек в сфере противоправного поведения. Она отражает явное или скрытое различие выраженности подростков различного пола, а именно: юноши - 63%, девушки - 37%.

Гендерная асимметрия имеет свои качественные характеристики, определяющие взаимоотношение в коллективе; так, установлено, что существует достоверно связанная с полом повышенная конфликтность и агрессивность у юношей, которая оказывает существенное влияние на успешность социализации и полноценность адаптации подростков.

Оценка деструктивности обследуемых подростков

Анализ данных проективных методик позволил выявить следующие закономерности в психической сфере подростков, которые позволили сгруппировать их по типу психического реагирования.

Первая группа (32%) - подростки, постоянно пребывающие в хорошем настроении, которое лишь изредка омрачается вспышками агрессии в ответ на противодействие окружающих, а тем более при их стремлении круто подавить желания и намерения подростка, подчинить его своей воле. Для описанной группы подростков характерна высокая контактность, словоохотливость, оживленная жестикуляция. Подростки движимы жаждой деятельности, общения, впечатлений и развлечений. Часто проявляют тенденции к лидерству, что подкрепляется обычно наличием организаторских способностей. Кроме того, представители описанной группы весьма инициативны и оптимистичны.

Вторая группа подростков (44%) характеризуется крайней изменчивостью настроения его представителей. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной их переживания. От настроения данного момента зависят и самочувствие, и аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному или устремиться в шумную компанию. Так же меняется и отношение к будущему - оно то оптимистично, то, наоборот, унылое или даже мрачное. На фоне колебаний настроения возможны конфликты со сверстниками и взрослыми, аффективные кратковременные вспышки, но затем следуют быстрое раскаяние и поиск путей примирения.

Третья группа (7%) подростков характеризуется склонностью к дисфории (пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии) и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. Для них характерна также напряженность инстинктивной сферы, достигающая в отдельных случаях аномалии влечений. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается вязкость, тугоподвиж-ность, тяжеловесность, инертность, накладывающая отпечаток на всю психику.

Аффективные разряды могут быть следствием дисфории - подростки в этих состояниях сами могут искать повод для скандала. Но аффект может быть вызван и теми конфликтами, которые легко возникают у данной группы подростков вследствие их властности, стремления к подавлению сверстников, неуступчивости, жестокости и себялюбия.

Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка. При беспрепятственном развитии аффекта проявляется безудержная ярость - угрозы, циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника и неспособность учесть превосходящую силу. В аффекте очень ярко проявляется вегетативный компонент: побледнение или покраснение лица, выступает пот, напрягаются и дрожат мышцы лица,

усиливается слюноотделение и т. д.

Главными чертами четвертой группы подростков (17%) является беспредельный эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Специфика данной группы подростков заключается в аномальной способности к вытеснению, в избирательном отборе информации и впечатлений о себе и о мире. Все, что приятно, что направлено на приукрашивание своей особы, подростки данной группы тщательно сохраняют и гипертрофируют; все, что имеет нейтральное, а тем более противоположное значение, вытесняется из памяти и сознания. Поэтому и внушаемость, которую нередко выдвигают на передний план как характерную черту данной группы подростков, отличается избирательностью - от нее ничего не остается, если обстановка внушения и самовнушение не «льют воду на мельницу» эгоцентризма.

Неизменно стремление добиваться для себя всевозможных льгот и послаблений за счет других (семьи, коллег и т. д.). Попытки его реализации идут по двум направлениям: во-первых, предпринимаются шаги с целью вызвать по отношению к своей персоне как можно больше симпатии, уважения, восхищения и т. д.; во-вторых, если не срабатывает первый способ, со стороны окружающих стимулируются чувства сострадания и сочувствия. На случай неудачи резервируется еще и третий путь - эпатаж, паясничание, нарушения дисциплины.

Характеристика агрессивности обследуемых подростков

Различия в средних значениях конструктивной агрессии у подростков на начало и на конец смены статистически не значимы, хотя на статистически значимом уровне он меньше, чем уровень конструктивной агрессии нормативной выборки [3]. Конструктивная агрессия понимается нами как активный деятельный подход к жизни, возможность устанавливать продуктивные межличностные контакты и поддерживать их, несмотря на определенные противоречия, способность формировать свои собственные жизненные цели и реализовывать их даже в неблагоприятных условиях, иметь и отстаивать свои идеи, мнения, точки зрения. Конструктивная агрессия связана с возможностью открыто проявлять свои эмоциональные переживания, являясь предпосылкой собственного развития и обучения. Для лиц с высоким показателем конструктивной агрессии характерна активность, коммуникабельность, конструктивное преодоление трудностей, безболезненное отстаивание собственных целей и интересов и в то же время способность к компромиссу без ущерба для собственной идентичности.

Среди подростков на момент поступления 43% имеют уровень конструктивной агрессии выше среднего значения, из них одна треть - очень высокий уровень. У подростков на момент завершения смены у 52% имеют показатели конструктивной агрессии выше среднего значения, из них также примерно одна треть - с высокими показателями конструктивной агрессии. Отсутствие существенных различий между подростками на различных этапах исследования по уровню конструктивной агрессии свидетельствует лишь о сходности общего созидательного механизма активности у тех и других, но ничего не говорит о направленности этой активности. У подростков на момент завершения смены обнаружена направленность на выполнение социально ответственной и социально одобряемой функции. У вновь прибывших преобладает криминальная направленность поведения, также требующая активности, инициативности, коммуникабельности, преодоления трудностей и конструктивного межличностного взаимодействия, особенно если это связано с групповой делинквентной деятельностью.

При анализе динамики средних значений деструктивной агрессии выявлена достоверная разница средних значений шкалы (р<0,001), причем выраженность деструктивной агрессии у подростков на момент заезда (6,12 балла) значительно выше, чем у них же на момент завершения смены (3,72 балла). В нормативной выборке - 4,29 балла, т.е. деструктивная агрессия у подростков в конце смены даже ниже, чем в общей популяции.

Деструктивная агрессия представляет собой определенную деформацию нормаль-

ной способности к деятельному, активному взаимодействию с окружающим миром, людьми, предметами. Она проявляется в деструктивных поступках вплоть до неожиданных порывов насилия, вербального выражения гнева, разрушительными действиями или фантазиями, стремлением к силовому решению проблем, склонностью к обесцениванию других людей и межличностных отношений, мстительности и цинизму. По сравнению с нормативной выборкой 68% подростков имеют значение шкалы выше среднего уровня и значительная часть из них - высокий уровень деструктивной агрессии. У подростков на момент завершения смены соответственно 32% (выше среднего) и незначительная часть - высокий уровень деструктивной агрессии.

Дефицитарная агрессия также значительной степени выражена у подростков на момент заезда в лагерь (5,62 балла) по сравнению с ними же на момент завершения смены (3,41 балла). Разница средних значений также значима на самом высоком уровне (р<0,001).

В поведении дефицитарность агрессии проявляется в неспособности установлении тесных человеческих отношений, сужении круга интересов, избегании ответственности и принятия решения. При выраженной дефицитарности затруднено открытое проявление своих эмоций, чувств, переживаний. Недостаток активности субъективно компенсируется фантазиями, несбыточными планами и мечтами. На передний план выступают чувство собственного бессилия, некомпетентности и ненужности, ощущение пустоты, одиночества, бесперспективности существования и непреодолимости жизненных трудностей.

Высокий уровень дефицитарности агрессии у подростков на момент заезда в значительной мере связан с возможным блоком проявление деструктивной агрессивности и отсутствуют условия для проявления потенциально высокой конструктивной агрессии. В этой связи одной из задач лагеря является трансформация конструктивной агрессивности, изначально имеющей криминальную направленность, в социально направленную конструктивную агрессивность, способствующую активной ресоциализации подростка.

В результате проведенных исследований было также выявлено, что нахождение в лагере и психолого-педагогическое сопровождение трудовой деятельности подростков и технология их социализации благотворно сказывается на их психологических характеристиках, что отражено на рисунке 1.

Рис.1. Психологические особенности у подростков в начале и в конце смены

Так, в конце смены, по сравнению с прибытием в лагерь у подростков отмечаются достоверно более низкие показатели агрессивности, конфликтности, враждебности, мотивации на праздность, склонность к отклоняющемуся поведению, тревожность и досто-

верно более высокие показатели поведенческого контроля, нормативности поведения, мотивации на труд и самооценки.

Как показали результаты исследования, у подростков в процессе социальнотрудовой реабилитации наблюдалось повышение уровня производственной мотивации и познавательного интереса, а также положительная динамика в овладении специальными навыками и в развитии умственных способностей. Разница между всеми исследуемыми параметрами до и после пребывания в лагере была значима у большинства (74%) подростков. Но динамика изменений у каждого отдельного подростка была индивидуальной и зависела от психологического состояния несовершеннолетнего, его индивидуальных возможностей, его взаимоотношений с администрацией и психологами. Изучение межличностных отношений с помощью социометрического опроса показало, что у подростков сформировался стойкий интерес к трудовой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В целом нахождение в летнем трудовом лагере способствует значительному снижению агрессивности, конфликтности, враждебности подростков; у них снижается стремление к праздному времяпрепровождению, повышаются нормативность поведения и поведенческий контроль; у них повышается мотивация к труду, снижается тревожность и повышается самооценка.

Таким образом, специальная программа по социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних и молодежи, склонных к совершению правонарушений и преступлений, реализованная в рамках межрегионального трудового палаточного лагеря, способствуют улучшению поведения, повышает их самооценку, снижает асоциальный потенциал и формирует положительный вектор развития, предотвращая рецидивы противоправного поведения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дмитриев, М.Г. Психологическое сопровождение несовершеннолетних правонарушителей на базе специального предприятия "Новое поколение" // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. -2009. - Т. 11, № 9. - С. 49-54.

2. Колесников, А. Диагностика в клинической психологии / А. Колесников. -Дюссельдорф, Киев, Москва, Санкт-Петербург : изд. группа БИМ, 2007. - 528 с.

3. Путятова, Н.Г. Умственная работоспособность «уличных» подростков: взаимосвязь биологических и социальных факторов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 8 (30). - С. 83-85.

4. Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии : учеб. пособие / Е.В. Сидоренко. - СПб. : Речь, 2007. - 350 с.

5. Ушников, А.И. Результаты анкетирования по проблеме воспитания подростков 10-15 лет средствами массовой физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (46). - С. 82-86.

6. Шмонина, Г.А. Организационно-методические аспекты преодоления педагогической запущенности подростков средствами физической культуры // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 190-193.

Контактная информация: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.