Научная статья на тему 'Научно-методологические основания понимания контекста социализации и социально-психологического развития личности'

Научно-методологические основания понимания контекста социализации и социально-психологического развития личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
399
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Ключевые слова
СОЦИУМ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИАЛЬНОЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПРОЦЕСС / ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ / ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ОТЧУЖДЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / SOCIETY / SOCIAL / SOCIALIZATION / PERSONALITY / PROCESS / INTERIORIZATION / EXTERIORIZATION / IDENTIFICATION / ALIENATION / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Донцов Александр Иванович, Донцов Дмитрий Александрович

С аналитических позиций социальной психологии и социальной педагогики тезисно представлены научные методологические основы понимания таких абсолютно значимых для развития общества и государства, включая всю систему народного образования, явлений, процессов и феноменов, как социально-психологическое развитие и социализация личности человека (ребёнка, подростка, юноши) в ходе его жизнедеятельности в системе социальных институтов общества. С данными целями в статье предметно кратко обозначены подходы и концепции следующих иностранных и отечественных учёных: З. Фрейда, А. Фрейд, А. Маслоу, В.А. Ядова, Д.Н. Узнадзе, А.В. Мудрика, Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, Я.А. Понома-рёва, С.Л. Рубинштейна, В.С. Мухиной и других исследователей рассмотренных феноменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific And Methodological Basis For Understanding The Context Of Socialization And Socio-psychological Development Of A Person

From the analytical positions of social psychology and social pedagogy, the scientific methodological foundations of understanding such absolutely important for the development of society and the state, including the entire system of public education, phenomena, processes and phenomena, such as socio-psychological development and socialization of a person's personality (child, teenager, youth) in the course of his life in the system of social institutions of society. With these goals, the article substantively outlines the approaches and concepts of the following foreign and domestic scientists: Z. Freud, A. Freud, A. Maslow, A.A. Yadova, D.N. Uznadze, A.V. Mudrika, L.S. Vygotsky, P.Ya. Halperin, Ya.A. Ponomareva, S.L. Rubinstein, V.S. Mukhina and other researchers considered phenomena.

Текст научной работы на тему «Научно-методологические основания понимания контекста социализации и социально-психологического развития личности»

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПОНИМАНИЯ КОНТЕКСТА СОЦИАЛИЗАЦИИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Донцов Александр Иванович,

доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва

Донцов Дмитрий Александрович,

доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры методологии психологии факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва

С АНАЛИТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ ТЕЗИСНО ПРЕДСТАВЛЕНЫ НАУЧНЫЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОНИМАНИЯ ТАКИХ АБСОЛЮТНО ЗНАЧИМЫХ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА, ВКЛЮЧАЯ ВСЮ СИСТЕМУ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, ЯВЛЕНИЙ, ПРОЦЕССОВ И ФЕНОМЕНОВ, КАК СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА (РЕБЁНКА, ПОДРОСТКА, ЮНОШИ) В ХОДЕ ЕГО ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ ОБЩЕСТВА. С ДАННЫМИ ЦЕЛЯМИ В СТАТЬЕ ПРЕДМЕТНО КРАТКО ОБОЗНАЧЕНЫ ПОДХОДЫ И КОНЦЕПЦИИ СЛЕДУЮЩИХ ИНОСТРАННЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЁНЫХ: З. ФРЕЙДА, А. ФРЕЙДА, А. МАСЛОУ, А.А. ЯДОВА, Д.Н. УЗНАДЗЕ, А.В. МУДРИКА, Л.С. ВЫГОТСКОГО, П.Я. ГАЛЬПЕРИНА, Я.А. ПОНОМАРЁВА, С.Л. РУБИНШТЕЙНА, В.С. МУХИНОЙ И ДРУГИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ РАССМОТРЕННЫХ ФЕНОМЕНОВ.

• социум • общество • социальный • социальное • социализация • личность • процесс

• интериоризация • экстериоризация • идентификация • отчуждение • социальная ситуация развития

Вначале рассмотрим тезаурус, представленный в подвергаемой комплексному и системному анализу области.

Когда мы говорим «социальное», то подразумеваем нечто относящееся к обществу, возникшее и формирующееся под влиянием происходящих в обществе процессов. Понятие «социум» трактуется как понятие «общество». Понятие «социальная действительность» практически идентично понятию «социальная среда» [1, 2, 3, 6, 7, 8, 11, 18, 20].

«Социализация» понимается и как явление, и как процесс. Социализация определяется как процесс интеграции личности в социум. Социализация подвергается анализу как развитие личности в многоплановом про-

цессе стихийного, относительно направляемого и социально контролируемого взаимодействия с обществом. Имеется в виду нецеленаправленное («стихийное», «несфокусированное») и/или целенаправленное (в качестве социального воспитания в институтах социализации) воздействие (влияние) общества на личность. Таким образом, имеет место стихийная и целенаправленная социализация, т.е. социальное воспитание. Социализация анализируется как процесс самоизменения личности. Социализация выделяется в качестве процесса и результата усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, что осуществляется людьми в совместных парадигмах общения и деятельности [1, 2, 3, 6, 7, 8, 11, 15, 16, 17, 18, 20].

СОЦМУЛЬТУРМ У ПШГОГМИЕ ШМСУУ ТШОЛОМУУ Ч

Теория социализации Зигмунда Фрейда

Теория социализации Зигмунда Фрейда основывается на положении, что биологические убеждения индивида противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Цивилизация с её многочисленными моральными запретами вредит нормальному развитию человеческой личности, является источником её неврозов.

Рис. 1

Имеет место своеобразное понимание социализации в психоанализе Зигмунда Фрейда (см. рис. 1) [2, 3, 12, 15, 18].

Наряду с этим представлено интересное понимание социализации в неопсихоанализе (постпсихоанализе) Анны Фрейд (см. рис. 2) [2, 3, 12, 15, 18].

Помимо этого, имеется понимание социализации в качестве «социального научения» в необихевиоризме. Также имеет место характеристика социализации человека как результата его социального взаимодействия с другими людьми в символическом интеракционизме. Выделяется определение социализации в качестве самоактуализации человеческого «Я» в гуманистической психологии (Абрахам Маслоу, Гордон Олпорт, Карл Роджерс и др.) [2, 3, 5, 6, 7, 12, 15, 18].

В отечественной педагогике, психологии и социологии социализация выделяется

именно как социально-педагогическое и общественно-культурное явление. В данном контексте имеет место процесс социализации личности, определяются возрастные этапы социализации личности, выявляется взаимосвязь возраста и социального развития личности. Во всём рассматриваемом содержании выделяется понятие социального института, в котором (в которых) и происходит социализация. Социальным (общественным) институтом, в широком смысле, являются, например, система народного образования, система здравоохранения, система социальной защиты населения, система вооружённых сил РФ, система МВД РФ, пенитенциарная система и другие макросоциаль-ные системы общественных (социальных) отношений [1-3, 6-18, 20, 21].

Выделяются социальные страты (классы, слои, прослойки) — по Владимиру Александровичу Ядову, — в связи с чем производится общее определение социального статуса и уровня личности в обществе [21].

Психоаналитическая теория развития личности

А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс социализации ребёнка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. А. Фрейд намечает основные компоненты процесса социализации

Переход от принципа удовольствия к принципу реальности

Желание

(на стороне ребёнка)

Удовлетворение желания

(на стороне матери)

Рис. 2

Относительно каждой личности имеют место социальная интеграция и дезинтеграция в обществе. Имеются просоциальная, социальная, асоциальная, антисоциальная позиции и направленности личности и/или группы лиц в социуме (по отношению к социуму), что имеет в том числе культурное и смысловое содержание. Именно в этой социально-политической связи на современном этапе развития науки, многими исследователями понимается социальное развитие личности взрослого человека [2, 3, 5-11, 13-18, 20, 21].

Наряду с выделенным выше, в анализируемой содержательной сфере рассматривается понятие социальной установки (ат-титюда). В этом же контексте выделяется научная теория установки Дмитрия Николаевича Узнадзе. Согласно этому подходу, установка — это готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определённого объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту. Исходя из этого, мы можем определить установку социальную (атти-тюд) как психологическую готовность и деятельностную (поведенческую) предрасположенность личности к вполне определённому эмоциональному реагированию и когнитивному восприятию, возникающую при антиципации (предвосхищении) человеком проявления (какой-либо степени выраженности) какого-либо хорошо знакомого ему социального объекта [3, 5-8, 12, 13, 18, 20, 21].

В сфере наук о человеке хорошо известен социально-педагогический подход к феномену социализации Анатолия Викторовича Мудрика, в котором рассматриваются нижеследующие аспекты. Воспитательные силы общества понимаются в качестве оказывающих воздействие на членов общества через социальные институты, в особенности — через всю систему народного образования. В этой связи выделяется понятие «социальное воспитание». В данном содержательном поле понимаются такие социальные явления, процессы и феномены, как принципы социального воспитания; ценности социального воспитания; объекты и субъекты социального воспитания; индивидуальные, групповые и социальные субъ-

екты социального воспитания; взаимодействие субъектов социального воспитания. Человек определяется как объект и как субъект («агент») социального воспитания (социализации) [14-16].

В данной содержательной области также выделяются такие понятия и формы общественной деятельности как институт воспитания; жизнедеятельность институтов воспитания; система социального воспитания; методика социального воспитания; методика организации взаимодействия институтов воспитания; методика обучения субъектов социального воспитания взаимодействию между собой; методика личностного подхода и индивидуальной помощи человеку в институтах воспитания. Подход А.В. Мудрика раскрывает эти комплексные параметры, в которых отображаются и «заземляются» многие аспекты социализации, разрабатываемые также и другими исследователями. В названном социально-педагогическом и социально-психологическом контексте целостно определяется процессуальное явление «социализация» [3, 5, 6, 11, 13-18, 20].

При этом в анализируемом контексте выделяются психосоциальные, социально-психологические, политико-экономические и территориально-географические факторы, влияющие на процесс социализации личности, что на современном этапе исследовано многими видными авторами [3, 4, 5, 7, 11-21].

В частности, концепция А.В. Мудрика об основополагающих факторах, определяющих собою процесс и результат социализации личности, идейно «закругляет» в себе целый психолого-педагогический спектр «социализационных» теорий и подходов. Здесь выявляется следующее смысловое содержание в рамках типологии данных факторов социализации. Микрофакторы социализации: семья и домашний очаг; соседство и микросоциум; группы сверстников и субкультура; институты воспитания, другие организации (общественные, государственные, частные, религиозные организации). Мезофакторы социализации: СМК (СМИ); тип поселения: деревня, село, посёлок городского типа, малый город, средний город, крупный (большой) город, город-миллионник, мегаполис; регион (региональные условия). Макрофакторы

Соццошшурм у пшгогмие шесты тшоломуу

социализации: страна; этнос; общество; государство. Мегафакторы социализации: космос; планета; мир [14-16].

А.В. Мудрик и другие исследователи выделяют объективные («заданные») условия социализации. В этом контексте человек также может пониматься и как жертва неблагоприятных условий социализации. В связи с этим даётся характеристика вик-тимного (от лат. victima — жертва) социального поведения личности; учёными выявляются объективные и субъективные факторы превращения человека в жертву неблагоприятных условий социализации [2, 5, 8, 9, 13-18, 20].

Наряду со сказанным выше, в рассматриваемом подходе А.В. Мудрика, отображающем в себе очень многие направления исследований социализации личности в обществе, определяются средства и агенты социализации, а также профессиональная специфика агентов социализации (воспитатели, педагоги, полицейские, политики и т.д.). При этом отечественный учёный с позиций социальной педагогики выделяет разные общественные способы социализации личности: традиционный, институциональный, стилизованный, межличностный, рефлексивный, — и рассматривает разнообразные подходы к проблеме социализи-рованности человека и его личностной включённости во всём многообразии общественных связей и отношений. Этого же комплексного видения социально-психологического развития личности придерживаются и многие другие известные авторы [1, 4, 5, 7, 10, 12-18, 20, 21].

В проанализированных смыслах многими отечественными классическими и современными авторами, педагогами и психологами, и выявляются процессуальные понятия социализации, десоциализации и ресо-циализации1, в общем плане отражающие собою всё тезисно рассматриваемые здесь содержательные нюансы психосоциального и социально-психологического развития личности [2, 4, 5, 7, 10, 12-18, 20, 21].

В настоящем содержательном контексте отечественными учёными-психологами выделяются механизмы (социальные и психические формы) социализации личности. Это: интериоризация/экстериоризация

по Льву Семёновичу Выготскому [4], внешняя/внутренняя мотивация по Сергею Леонидовичу Рубинштейну [19], идентификация/отчуждение по Валерии Сергеевне Мухиной [17]. Кроме того, многие авторы, выделяют в этом широком социально-психологическом поле такие механизмы социализации, как адаптация/дезадаптация, реадаптация (ресоциализация), конформизм/нонконформизм и пр. [4, 5, 6, 8, 11, 12, 15, 17-21].

Итак, по Л.С. Выготскому, базовые социально-психологические механизмы социализации: интериоризация и экстериориза-ция [4]; такого же мнения придерживаются практически все активные современные исследователи, рассматривающие эти феномены в качестве основополагающих в процессе психосоциального развития личности (см. список литературы).

Интериоризация (от лат. interior — внутренний) — буквально: переход извне внутрь. Интериоризация понимается как усвоение, «присвоение» субъектом своего социального опыта взаимодействия с обществом (с большими и малыми социальными группами), как некая объективация человека в социальной среде. Результат процесса интериоризации: формирование социального опыта личности и «построение» её психических процессов, происходящее на основе взаимодействия с другими людьми (например, формирование внутренней речи на основе внешней речи). По мнению Л.С. Выготского, имеется формирование внутренних средств общения (например, внутренней речи в процессе психосоциального развития ребёнка), «овеществляющееся» в рамках совместных видов деятельности людей и коммуникации между ними. В контексте определения социальной ситуации развития личности (ребёнка, подростка) имеет место отнесение Л.С. Выготским понятия «интериоризация» (синонимы Л.С. Выготского: «вращи-вание», «овнутрива-ние») к формированию так называемого системного строения сознания,

1 Напомним, что «ре» — смысловая приставка, в научных психологических терминах обозначающая одну из двух следующих идей (предпосылок, смыслов, значений): 1) возобновление, восстановление или повторение чего-либо, например действия, мысли, переживания; 2) противоположное направление или противодействие чему-либо, кому-либо, например: «реакция» (ответная), «реабилитация» (восстановление, противодействие дезадаптации), «ресоциализация» («повторная» социализация).

понятийно в науке противопоставляемого смысловому строению сознания [4].

Экстериоризация (от лат. exterior — внешний, наружный) понимается как «вынесение вовне» результатов умственных и эмоциональных психических действий, осуществляемых во внутреннем плане, воплощение их в идеальном и/или материальном продукте, являющемся результатом психической и внешней деятельности субъекта [4]. Например, реализация изобретателем своего замысла в той или иной конструкции, выраженной, сделанной графически или предметно; воспроизведение художником в виде рисунка, в виде картины тех образов, которые создаются первоначально так называемым внутренним взором, т.е. — в интраплане, во внутреннем плане действия, — по Петру Яковлевичу Гальперину [4, 21]. «Осуществление» экстериоризации проявляется в процессе творчества, и этот психический механизм понимается в качестве компонента творческого процесса. Экстериоризация процессуально взаимосвязана с творческим мышлением (концепция Якова Александровича Пономарёва, так же как и теория П.Я. Гальперина относящаяся к познавательной сфере личности, смежной с анализируемым контекстом) [4, 21].

Имеется научное утверждение, что при решении любой научной или учебной задачи, а также в ходе деятельности по разрешению фактически любой практической задачи, можно обнаружить тесную связь и чередование внутреннего и внешнего (интериоризации и экстериоризации), — по С.Л. Рубинштейну [19]. При этом имеют место «продукты» (результаты) экстериоризации. Существует научное обоснование того, что результаты умственных действий, совершаемых человеком в процессе решения задачи в уме, записываются, словесно выражаются или изображаются им в виде графических схем, цифр, а также реализуются им в тех или иных вербальных и практических действиях, — согласно подходу С.Л. Рубинштейна [19, 21].

Кроме того, во всём системно-деятельност-ном отечественном научном психологическом подходе подчёркивается то, что как направление умственной, эмоциональной, волевой и мотивационной психической де-

ятельности экстериоризация противоположна интериоризации, характеризуемой переходом внешних практических действий в план операций, осуществляемых в уме (научный анализ, уже приведённый нами выше, — концепция П.Я. Гальперина). В этом информационном континууме научно раскрывается, что в ходе психического развития ребёнка, подростка и взрослого формируются и совершенствуются оба данных процесса [4, 5, 7, 9, 17, 18, 21].

Итак, экстериоризация понимается в качестве некоей субъективации человеком социального опыта, приобретённого им в процессе жизнедеятельности, и при этом как определённый возврат этого социального опыта в социум в переделанном человеком внутренне, внутриличностно трансформированном и творчески переработанном виде. Имеет место обоснованное многими учёными научное рассуждение о том, что именно так, за счёт этого процесса и происходит социокультурное развитие человека, общества и человечества [2, 4, 5, 7, 9, 13, 17, 18, 21].

Как мы указали выше, в отечественной науке, на основе механизмов интериоризации и экстериоризации, выделенных Л.С. Выготским, В.С. Мухина в результате теоретико-эмпирических и социально-психологических исследований выявила такие социа-лизационные механизмы, как идентификация и отчуждение [4, 17]. «Идентификация» понимается в качестве социально-психологического соотнесения субъектом себя самого с другими людьми, с какой-либо социальной и/или профессиональной, культурной группой. «Отчуждение» понимается в качестве социально-психологического обособления субъекта от социума и/или от какой-либо социальной (профессиональной, культурной) группы [17]. Отмечается, что такие механизмы социализации человека, как идентификация и отчуждение, очень важны для общественного становления (социализации) каждой личности, особенно в подростковом и юношеском возрасте. Да и в молодости и взрослости этот феномен амбивалентного группирования (идентификации/отчуждения) социально весьма значим для формирования каждой личности [3, 5, 8, 11, 17, 20].

В обозначенном контексте основополагающие параметры личностного развития рас-

Сошмультурм у пшгогмие шесты тшоломуу Ч

сматриваются отечественными учёными-психологами как специфические свойства внешней среды развития личности, т.е. как сущностные психолого-культурные аспекты общества, социума. В этой связи выявляется научное понятие социальной ситуации развития личности как социальная характеристика личности, введённая в психологический тезаурус классиком мировой психологии, известнейшим отечественным учёным Л.С. Выготским [4]. Основываясь на позиции Л.С. Выготского, социальную ситуацию развития личности понимают как явление, относящееся и к детям, и к подросткам, и к взрослым. Таким образом, социальная ситуация развития личности проявляется в качестве сущностной понятийной характеристики любого возрастного периода развития ребёнка, подростка и взрослого [4, 5, 6, 12, 17] и, согласно Л.С. Выготскому, определяется как единственное и неповторимое, специфическое для данного конкретного возраста отношение между человеком и средой, которое обусловливает две основные социальные характеристики развития личности [4]. Первая: объективное место ребёнка, подростка и взрослого в системе социальных отношений и соответствующие ожидания, требования, предъявляемые к ребёнку и взрослому обществом. Вторая: особенности понимания (осознания) ребёнком, подростком и взрослым занимаемой социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми. «Социальная ситуация развития ставит перед любым субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте», — писал Лев Семёнович Выготский в книге «Психология развития человека» [4, с. 275].

Исходя из данного концептуального постулата Л.С. Выготского и его культурно-исторической концепции формирования высших психических функций человека, современная психологическая наука даёт обоснование того, что психическое развитие человека детерминировано влиянием двух основных групп факторов, — факторов среды и факторов наследственности. В качестве предопределяющих социальное развитие человека сил выделяются совместная деятельность и общение, — согласно Льву Семёновичу Выготскому [4],

Сергею Леонидовичу Рубинштейну [19], Алексею Николаевичу Леонтьеву, Даниилу Борисовичу Эльконину, Артуру Владимировичу Петровскому, Галине Михайловне Андреевой, Михаилу Юрьевичу Кондратьеву, Александру Григорьевичу Асмолову [1, 5, 8, 16-18, 21], Артуру Александровичу Реану [18], Юрию Петровичу Зинченко [12] и многим другим отечественным учёным-психологам.

Также заметим, что целый ряд современных отечественных учёных — социальных психологов указывают на чрезвычайное многообразие аспектов социализации личности на современном этапе развития нашего общества и человечества в целом. Например, известные в названной научной области отечественные исследователи Елена Павловна Белинская, Екатерина Михайловна Дубовская, Татьяна Давидовна Мар-цинковская, Ольга Алексеевна Тихоманд-рицкая с коллективом соавторов практически изучили целый смысловой веер различных содержательных параметров социализации, имеющих разное значение и принимающих разнообразные формы в нынешних общественно-экономических и культурных условиях (см. прилагаемый к данной статье список литературы). □

Литература

1. Белинская Е.П. Понятие социализации // Социальная психология. Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихоман-дрицкая. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2012. — С. 367-376.

2. Белинская Е.П. Социализация: понятие, содержание, подходы к изучению / Психология развития: учебник для студ. учреждений высшего образования; под ред. Т.Д. Марцинковской. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2014. — Гл. 13. (Сер. Бакалавриат).

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Проблемы социализации: история и современность: учеб. пособие. — М.: МПСУ, 2013. — 216 с.

4. Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.

5. Донцов А.И. Феномен зависти: Homo invidens? — М.: Эксмо, 2014. — 512 с.

10.

11

12.

13.

Донцов А.И., Донцов Д.А. Методологическая база феноменов социализации и психосоциального развития личности // Новая социальная политика и качество жизни: исследования и прогнозы: Сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. — СПб.: НОО «Профессиональная наука», 2017. — С.15-23.

Донцов А.И., Донцов Д.А. Научные основы понимания явлений и процессов психосоциального развития и социализации личности // Ключевые вопросы образования и педагогики: Сборник материалов международной научно-практической конференции (г. Екатеринбург, 31 октября 2017 г.). — Иркутск: Научное партнёрство «Апекс», 2017. — 110 с. — С. 58-63.

Донцов Д.А., Поляков Е.А. Социализация личности в качестве психосоциального явления и процесса — методологический психологический анализ // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017 — № 1 (96). Ч. IV. — 182 с. — С. 95-101. Дубовская Е.М., Кораблинов Р.А. К вопросу об экономической социализации в условиях современного общества // Психологические исследования [(Электронный ресурс]. — Электрон. журн. — 16. — Т. 9, № 50. (Дата обращения: 11.05.2018).

Дубовская Е.М., Красная М.А. Взаимодействие с другой культурой как фактор гражданской социализации // Психологические исследования [Электронный ресурс]. — Электрон. журн. — 2017. — Т. 10, № 57 (Дата обращения: 11.05.2018).

Дубовская Е.М., Марцинковская Т.Д. Социализация подростков и молодёжи: социокультурный контекст: методическое пособие. — М.: Федеральный институт развития образования. — 210 с. Зинченко Ю.П. Новые информационные технологии в социальных исследованиях: постнеклассическая парадигма / Зинченко Ю.П., Меньшикова Г.Я., Ковалёв А.И., Шайгерова Л.А. // Психологический журнал. — 2015. — № 3 (19). — С. 25-34.

Магомед-Эминов М.Ш. Актуальные проблемы ресоциализации / М.Ш. Ма-гомед-Эминов, О.Г. Квасова, О.О. Са-

вина. — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2017. — 220 с.

14. Мудрик А.В. Социализация вчера и сегодня. — М.: МПСИ, 2006. — 432 с.

15. Мудрик А.В. Социализация человека. — 2-е изд., доп. — М.: Академия, 2006. — 304 с.

16. Мудрик А.В. Социальная педагогика. — 8-е изд., исправл. и доп.. — М.: Академия, 2013. — 240 с.

17. Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Академия, 2006. — 608 с.

18. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. — М.: АСТ; СПБ.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 409 с.

19. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер, 2013. — 720 с.

20. Социализация в мультикультурном пространстве / Марцинковская Т.Д., Дубовс-кая Е.М., Белинская Е.П., Голубева Н.А. — М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2016. — 116 с.

21. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности: Диспозиционная концепция. — 2-е расшир. изд. — М.: ЦСПиМ, 2013. — 376 с.

References

1. Belinskaya E.P. The Concept of socialization // Social psychology. Reader / Comp. E.P. Belinskaya, O.A. Tikhomandritskiy. — 2nd ed., ISPR. and DOP. — M.: Aspect Press, 2012. — P. 367-376.

2. Belinskaya E.P. Socialization: concept, content, approaches to study / Psychology of development: textbook for students. institutions of higher education; ed. T.D. Martsink-ovskaya. — 5th ed., ISPR. — Moscow: publishing center «Academy», 2014. — GL. 13. (Ser. Baccalaureate.)

3. Belinskaya E.P., Tikhomandritskiy O.A. Problems of socialization: history and modernity: textbook. benefit. — Moscow: MSU, 2013. — 216 c.

4. Vygotsky L.S. Psychology of human development. — M.: Sense; Eksmo, 2005. — 1136 p.

5. Dontsov A.I. The Phenomenon of envy: Homo invidens? — Moscow: Eksmo, 2014. — 512 p.

8

Соцмультурм У ПШГОГМИЕ ШМСТУ ТШШОМУУ Ч

6. Dontsov A.I., Dontsov D.A. The Methodological base of the phenomena of socialization and psychosocial development of personality // New social policy and quality of life: research and forecasts: Collection of scientific works on the materials of The international scientific-practical conference. — SPb.: NOO «Professional science», 2017. — P. 15-23.

7. Dontsov, A.I., Dontsov, D.A. (Ekaterinburg, Russia): Collection of materials of the international scientific and practical conference (October 31, 2017). The basic understanding of phenomena and processes of psychosocial development and socialization of personality. — Irkutsk: scientific partnership «apex», 2017. — P. 58-63.

8. Dontsov D.A., Polyakov E.A. Socialization of personality as a psycho-social phenomenon and process — methodological psychological analysis // Actual problems of humanitarian and natural Sciences. — 2017 — № 1 (96). Part IV. — 182 P. — P. 95-101.

9. Dubovskaya E.M., Korablinov R.A. On the issue of economic socialization in modern society // Psychological research [Electronic resource]. — Electron. journal. — 16. — Vol. 9, № 50. (Date accessed: 11.05.2018).

10. Dubovskaya E.M., Krasnaya M.A. Interaction with another culture as a factor of civil socialization // Psychological research [Electronic resource]. — Electron. journal. — 2017. — Vol. 10, № 57 (date of application: 11.05.2018).

11. Dubovskaya E.M., Marcinkowska Etc. Socialization of adolescents and youth: socio-cultural context: methodological guide. — M.: Federal Institute of education development. — 210 p.

12. Zinchenko Yu.P. New information technologies in the social studies: post-nonclassi-cal paradigm / Zinchenko Yuri P., Menshik-ova G. Ya., Kovalev A.I., Shaigerova L.A. // Psychological journal. — 2015. — № 3 (19). — P. 25-34.

13. Magomed-Eminov M.Sh. Actual problems of resocialization / M. Sh. Magomed-Emi-nov, O.G. Kvasova, O.O. Savina. — Moscow: Institute of General humanitarian studies, 2017. — 220 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Mudrik, A.V. Socialization of yesterday and today. — Moscow: MPSI, 2006. — 432 p.

15. Mudrik, A.V. Socialization of the person. — 2nd ed., DOP. — M.: Academy, 2006. — 304 p.

16. Mudrik A.V. Social pedagogy. — 8th ed. fixed it. and DOP.. — Moscow: Academy, 2013. — 240 p.

17. Mukhina, V.S. Age psychology. Phenomenology of development. — 10th ed., pere-rab. I DOP. — M.: Academy, 2006. — 608 p.

18. Rean A.A. Psychology of personality. Socialization, behavior, communication. — M.: AST; SPB.: Prime-EUROSIGN, 2007. — 409 p.

19. Rubinstein S.L. Fundamentals of General psychology. — SPb.: Peter, 2013. — 720 p.

20. Socialization in a multicultural environment / Marcinkowska Etc., Dubovskaya E.M., Belinskaya E.P., Golubev N. — M.: FEDERAL state budgetary scientific institution «Psychological Institute» RAO, 2016. — 116 p.

21. Self-regulation and prediction of social behavior of the individual: Dispositional concept. — 2nd expansion. ed. — M.: CSEM, 2013. — 376 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.