Научная статья на тему 'Ситуации социального развития как средство социального воспитания старшеклассников'

Ситуации социального развития как средство социального воспитания старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
941
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ / SOCIAL SITUATION / SOCIAL EDUCATION / SOCIAL DEVELOPMENT / SOCIALIZATION / SOCIAL SPACE / INSTITUTIONS OF SOCIALIZATION / TYPES OF SOCIAL SITUATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Опарина Евгения Александровна

В статье поднимаются вопросы, связанные с социальным воспитанием и социальным развитием старшеклассников. Автор изучает одно из важнейших педагогических средств, которое используется в воспитательной работе со старшеклассниками, ситуации социального развития. Рассматриваются различные подходы к определению социальных ситуаций, предпринимается попытка на основании уже существующих определить собственный смысл этого феномена. Социальная ситуация развития старшеклассника представлена не только как метод, но и как способ подготовки старшеклассника к реализации себя в жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATIONS OF SOCIAL DEVELOPMENT AS A MEANS OF SOCIAL EDUCATION OF SENIOR PUPILS

The article raises the issues related to social education and social development of senior pupils. The author analyzes one of the most important pedagogical means used in educational work with senior pupils situations of social development. Various approaches to define social situations are considered, the attempt to determine the proper meaning of this phenomenon on the basis of existing ones is carried out. The social situation of a senior pupil's development is presented not only as a method, but also as a way of preparing a senior student to self-realization in life.

Текст научной работы на тему «Ситуации социального развития как средство социального воспитания старшеклассников»

СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАК СРЕДСТВО СОиИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Социальная ситуация, социальное воспитание, социальное развитие, социализация,

социальное пространство, институты социализации, виды социальных ситуаций.

Основанием для исследования ситуаций социального развития старшеклассников в условиях школьного образования являются теоретические идеи гуманистического образования, обусловливающие необходимость развития личности, способной адаптироваться в обществе, активно реализовать свои потребности и способности. Развитие личности старшеклассника определяется, по утверждению ряда учёных, социальной ситуацией развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, В.И. Слободчиков и др.)- Одна из проблем современного воспитания состоит в том, что образовательные учреждения недостаточно создают условия для воспитания у старшеклассников опыта социального поведения и социальных коммуникаций, становление которых воспитывается ситуациями социального развития (Ш.А. Амо-нашвили, Б.З. Вульфов, С.А. Козлова, В.И. Новикова, М.И. Шилова, Н.Е. Щурко-ва и др.)- Ситуации социального развития в теории рассматриваются как путь изменения личности старшеклассника, приобретения социального опыта в жизни и обществе. Однако ситуации социального развития слабо изучены в педагогической науке как средство социального воспитания старшеклассников. Автор статьи актуализирует эту проблему в своем исследовании и представляет результаты теоретического исследования.

Социальное воспитание современных старшеклассников в различных его аспектах все чаще становится предметом научного педагогического исследования. А педагог-практик может найти ответы на интересующие его вопросы по социализации и организации социального воспитания в работах отечественных психологов и педагогов: К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, В.Г. Бочарова, Н.Ф. Голованова, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.А. Петровский, М.И. Рожков, В.Р. Яс-ницкая и др., а также в работах зарубежных авторов: Э. Дюркгейм, Т. Парсонс, А.Н. Перре-Клермон, Д.Г. Мид, А. Инкельс и др.

В сознании старшеклассников социальное пространство представлено, прежде всего, особенностями взаимодействия основных институтов социализации — семьи и учебного заведения, которые выполняют роль наиболее актуальных для них социальных институтов. Само учебное заведение даёт возможность и помощь ученику в получении систематического образования, что является важнейшим элементом социализации, даёт школьнику первичные представления о человеке, его положении как члена общества, способствует его вхождению в гражданскую жизнь — подготавливает человека к жизни в обществе, если представлять это в более широком смысле. Школа расширяет возможности старшеклассника в плане его общения: кроме общения со взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, которую можно рассматривать как особый элемент школы как института социализации. Эта среда порой независима от контроля взрослых, и даже противоречит ему, в чем зачастую и состоит привлекательность этого института социализации для юношества.

С точки зрения социализации юность представляет собой важный этап в становлении личности, по мнению И.С. Кона, период «ролевого моратория», который связан с постоянным осуществлением выбора (в самом широком смысле этого слова): профессии, системы ценностей и т. д. [Кон, 1989, с. 167]. Если в теоретическом плане активность личности может быть определена различным образом, то в экспериментальном исследовании она изучается через анализ способов принятия решений личностью. Для становления личности важно то, насколько учебное заведение обеспечивает, облегчает или обучает принятие таких решений. Одновременно с этим, именно в процессе обучения, как отмечает А.В. Мудрик, для старшеклассника может возникнуть опасность стать «жертвой» социализации, то есть слишком однозначно обозначить свою позицию на полюсах шкалы: полная адаптация к социуму или игнорирование социального опыта [Мудрик, 1994, с. 76]. Зачастую «школьная социализированность» не обеспечивает предпосылок готовности к изменениям, от которых зависит успешность социализации после окончания школы. От старшеклассника требуется разумное соотношение принятия социальных норм и требований и самостоятельной позиции относительно них. Многие социальные психологи отмечают все более ослабевающее значение этого института социализации молодежи. Социализация создается и существует «в процессе формирования и реализации многообразных отношений и взаимодействий человека в обществе и группах» [Бобнева, 1975, с. 184].

В настоящее время существует множество форм, методов, средств педагогической работы со старшеклассниками, использование которых в социальном воспитании было бы весьма перспективным. Одним из важнейших средств, на наш взгляд, выступает ситуация социального развития. Целью настоящей статьи являются представление и анализ современных подходов к раскрытию сущности ситуаций социального развития как средства социального воспитания старшеклассников, формулировка авторского подхода к объяснению их сущности.

Различные теоретические аспекты сущности социальной ситуации развития рассматриваются психологами и педагогами: Л.И. Божович, А.Л. Венгер, Л.С. Выготский, Н.Ф. Голованова, В.В. Давыдов, Т.В. Драгунова, А.К. Маркова, Е.Е. Кравцова, А.Н. Леонтьев, К.Н. Поливанова, Д.И. Фельдштейн, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.

Понятие социальной ситуации развития личности было введено Л.С. Выготским, под ней он понимал специфическую для каждого возрастного периода систему отношений субъекта в социальной действительности, отражённой в его переживаниях и реализуемой им в деятельности, совместной с другими людьми [Выготский, 2008].

По мнению Н.Ф. Головановой, социальные ситуации педагогически организованного опыта — это специально организованные воспитателем ситуации коррекции, дополнения и наполнения социального опыта школьников (в частности, опыта ценностных отношений). В этом смысле с помощью таких ситуаций реализуются все три составляющие социального воспитания: образование (просвещение и распространение культуры); организация социального опыта человека (через организацию жизнедеятельности организованных групп); индивидуальная помощь преподавателя и воспитателя (консультации, помощь в решении проблем, стимулирование саморазвития) [Голованова, 2004].

Научная новизна нашей работы состоит в том, что в ней впервые предпринята попытка определить смысл социальной ситуации как педагогического понятия в контексте социального воспитания и социального развития личности, что является

авторским определением социальной ситуации; изложена сущность составляющих социальной ситуации: эмоциональной, когнитивной, деятельностной, их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Ситуация социального развития, на наш взгляд, - это реальная социальная ситуация развития личности, существующая в жизни или созданная педагогом и учащимися в образовательном процессе как жизненная ситуация с целью социального развития личности. Такая ситуация направлена либо на подготовку старшеклассников к реализации себя как субъекта социальных отношений, либо на создание условий для самореализации.

По мнению А.В. Петровского [Петровский, 1992, с. 92], ситуация социального развития личности представляет из себя социально-культурный аспект жизнедеятельности человека в обществе и состоит из: социально-экономических предпосылок развития личности; историко-культурных характеристик юношеского возраста; социальных ролей, реализующих общую социальную позицию ребёнка (его отношение к условиям, статусу, ролям, установкам). Если под целью социального воспитания понимается создание благоприятных условий для овладения человеком социальными, духовными и эмоциональными ценностями, то ситуации социального развития, как ничто лучше, помогают личности не только овладеть знаниями, убеждениями, умениями, нормами, но и несут в себе необходимые ресурсы для самостроительства личности, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Ситуация социального развития личности может быть представлена в виде разработки деятельности как система, которая воспроизводит экстремальную ситуацию межличностного взаимодействия. Различные виды взаимоотношений уже заложены в социальной ситуации: конкуренция, конфликт, сотрудничество, компромисс. Так как социальная ситуация - это некая педагогическая модель, она представляет собой возможность осуществления процесса познания реальной ситуации взаимодействия, эффективных и собственных способов взаимодействия. Для эффективного социального взаимодействия старшеклассник получает необходимые навыки и умения благодаря социальной ситуации развития.

В условиях разнообразных видов социальных ситуаций моделируются принципы межличностного общения, которые и усваиваются старшеклассниками. В свою очередь, такие принципы позволяют старшекласснику расширить собственный опыт — попробовать себя в различных социальных ролях, понять своё отношение к себе и миру, поступать соответственно стереотипам поведения этих ролей и принятым нормам поведения в обществе. Проблема социального развития и воспитания старшеклассников является значимой на данном этапе развития педагогической науки, поскольку неадаптированность личности в обществе приводит к необратимым процессам как для личности, так и для общества. В работах названных выше авторов мы сталкиваемся с положениями о том, что процессы социального развития определяют восхождение личности в социальную среду и обеспечивают условия для взросления, овладения всеобщими нормами отношений, «вбирания» общих ценностей в процессе общения с другими. Например, Л.С. Выготский считает, что социально-адаптированная личность определяется по овладению ею социальными отношениями, Л.И. Божович, говоря о сформированности социального опыта у старшеклассников, во главу угла ставил самоактуализацию в среде сверстников, а точка зрения Э. Эриксона направлена на присвоение индивидом социальных норм, ценностей, образцов поведения. Д.И. Фельдштейн видит развитие социальности старшеклассника в качестве многоступенчатого процесса приращения в индивидуальном социального.

В нашей работе мы рассматриваем ситуации педагогически организованного социального опыта, которые могут быть, согласно одной из классификаций, двух типов: ситуации актуализации имеющегося опыта отношения и ситуации обогащения социального опыта [Савинова, 2010, с. 3]. Из названий следует, что ситуации актуализации опыта направлены на осознание собственного опыта, а базой для становления ценностных отношений выступают рефлексия и самопознание. Ситуации обогащения социального опыта, по мнению Л.Ю. Савиновой, можно реализовать через: а) дополнение социальных представлений — «достройка» имеющихся у школьника социальных представлений до более гармоничных; б) взаимодействие — социальное общение друг с другом; в) толерантное отношение к товарищам, принятие личности другого; г) сотрудничество и радость от совместной творческой работы. Школьник может обучаться навыкам взаимодействия и коммуникативной работе, приёмам разрешения конфликтов [Савинова, 2010, с. 6].

По другой классификации видов социальных ситуаций мы отмечаем ситуацию выбора как один из самых сложных видов ситуаций [Поршнев, 1969, с. 345]. О становлении и развитии гармоничной личности говорят готовность к ценностному выбору, способность ответственно осуществлять выбор модели поведения в соответствии с личной системой ценностей. И, наконец, последний и самый сложный вид ситуаций — осознание собственной пирамиды ценностных отношений, отстаивание своей позиции. В этих ситуациях происходит этап рефлексии с учётом дополненных социальных ситуаций, представленных педагогам на более ранних этапах социального взаимодействия со школьником. Личность с ещё большей осознанностью переходит на новый уровень представлений о себе и окружающем мире.

В такой ситуации педагогу важно дать ребёнку возможность свободы высказывания и помочь ему отслеживать положительные изменения в самом себе [Ядов, 1979]. Все эти виды ситуаций социального развития взаимосвязаны, проистекают один из другого, и в условиях образовательного процесса важно, чтобы они выступали в общей системе.

На наш взгляд, стоит отметить те возможности, которые приобретает старшеклассник, социализируясь и принимая активное участие в социальных ситуациях развития своей личности. Его личные приобретения происходят благодаря компонентам, описанным ниже.

По нашему мнению, эмоциональная составляющая заключается в эмоциональном принятии социальной ситуации и заинтересованном участии старшеклассника в ней. Для старшеклассника она привлекательна тем, что социальная ситуация является новой. Такая составляющая будет реализована, если у старшеклассника будет потребность в складывающихся отношениях и реализации себя как участника этих отношений. Когнитивная составляющая заключается в познании себя и других, способов социального взаимодействия, социума, существующих в нём отношений, ролей. Благодаря ситуации социального развития, старшеклассник понимает, что недостаточно хорошо знает себя, ему недостаёт информации о способах взаимодействия с другими. Деятельностная же составляющая, на наш взгляд, представляет пробы старшеклассником себя и проектирование своего личностного развития в социальной ситуации. Старшеклассник пробует, переживает, пропускает через себя деятельность, узнает дополнительную информацию о себе, осознает свои проблемы в разных видах деятельности, понимает, каких знаний и умений не хватает. Благодаря деятельности в социальных ситуациях развития реализуется изменение социальных установок личности, происходит корректировка ценностей и направленности в сторону инициативности, критичности, практичности ума,

организованности, общительности, психологического такта, настойчивости, самообладания, самореализации и творчества.

Таким образом, деятельностная составляющая осуществляется, с одной стороны, в пробе старшеклассником ряда социальных ролей, попытках их пропускания через себя, что расширяет его социальный опыт, а с другой — в проектировании собственного поведения в тех или иных ситуациях, проектировании и корректировании своего развития. Инструментальная составляющая позволяет развить в себе коммуникативные, рефлексивные, аналитические умения, научиться соотносить собственное поведение с принятыми в обществе нормами, собственными статусом и позицией.

Научные выводы: анализ исследований позволил выявить, что ситуации социального развития влияют на социальное воспитание старшеклассников благодаря среде межличностного общения (Л.И. Божович), формированию представлений о нормах и правилах поведения в обществе (Е.Н. Шиянов), совместной деятельности детей и взрослых (В.А. Лабунская), приобщению к ценностям культуры (Д.И. Фельдштейн). В представленной работе ситуации социального развития представлены в качестве одного из приоритетных условий социального воспитания старшеклассников. Данная теория опирается на теоретико-методологические положения психологов о том, что социальные ситуации и личное общение являются основным средством развития личности школьника (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев). Гуманистическое образование определяет приоритетной целью воспитание личности в контексте ценностей культуры и образования. Воспитание и образование создают среду, обеспечивающую возможность саморазвития личности, самоорганизации и расширения социокультурных сфер образования.

Таким образом, ситуации социального развития являются неотъемлемой частью процесса социального воспитания, при этом участие и включенность (задейство-ванность) старшеклассников в них могут быть независимым видом деятельности. Они существуют и появляются стихийно, а также могут быть педагогически спланированы и организованы. Ситуации социального развития, как те, что имели место в реальной жизни, и те, что были созданы специально, являются важнейшим средством для социального развития личности старшеклассников. Социальное развитие старшеклассников происходит на основе реализации потребности в познании социальной действительности (когнитивная составляющая), в эмоциональном переживании взаимодействия и межличностных отношений согласно социальной ситуации, в деятельности при выполнении ее социальных способов.

Библиографический список

1. Бобнева М.И. Социальные нормы как объект психологического исследования// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 1975. 311 с.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008. 400 с.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: ACT, 2008. 672 с.

4. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. СПб.: Речь, 2004. 268 с.

5. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 255 с.

6. Лисина М.И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб.: Питер, 2009. 320 с.

7. Мудрик А.В. О воспитании старшеклассников. М.: Просвещение, 1994. 176 с.

8. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1992. 267 с.

9. Порпшев Б.Ф. Функция выбора — основа личности // Проблемы личности: материалы симпозиума. М., 1969. С. 344-349.

10. Савинова Л.Ю. Воспитание ценностного отношения к жизни у младших школьников / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена Герценов-ские чтения // Начальное образование. 2010. № 1. С. 3-8.

11. Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М.: Наука, 1979. 419 с.

12. Ясницкая В.Р. Теория и методика социального воспитания в малочисленной сельской школе. М.: КАНН+, 2009. 367 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.