Литература
1. Инновационное обучение: стратегия и практика: Материалы Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования / Под ред. В. Я. Ляудис. - М.: МГУ, 1994.
2. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися: Кто они такие, как их опознать, как им помогать расти и развиваться / Под ред. Л. В. Поповой и В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.
3. Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н. С. Лейте-са. - М.: Изд. центр «Академия», 1996.
4. Учителю об одаренных детях (пособие для учителя) / Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. - М.: Молодая гвардия, 1997.
5. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -
Томск: Изд-во Том. ун-та. - М.: Изд-во «Барс», 1997.
УДК 378.046.4:159.9 ББК 88.4 + 74р
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧИТЕЛЯ
П. Г. Постников
Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, профессиональное поведение учителя, профессионализм учителя, сопровождение и поддержка педагога.
Резюме: В статье рассматриваются теоретические и результативные аспекты научно-методического сопровождения профессионального поведения учителя.
Смена педагогической парадигмы с авторитарной на демократическую, с монологической на диалогическую, с субординационной на равноправную влечет за собой и существенные изменения в задачах, функциях, формах методической работы. От функций информирования, инспектирования, методического обучения методическая работа должна перейти к научно-методическому обеспечению качества образования и повышению квалификации педагогов на рабочем месте. В условиях развития профильного и вариативного образования возрастает ответственность учителя за качество образования, выбор образовательных технологий, средств обучения. Внедрение в практику работы образовательных учреждений личностно ориентированного подхода предполагает использование учителем таких педагогических средств, которые способствовали бы развитию личности и индивидуальности ученика, делали его успешным не только в сфере образования, но и будущего самоопределения. Традиционная методическая работа в школе пришла в противоречие с теми сложными задачами, которые при-
ходится решать учителю как по собственному профессиональному развитию, так и по индивидуально-личностному развитию ученика. Учебный предмет в руках профессионала превращается в комплексное педагогическое средство, обеспечивающее влияние на внутренний мир ученика с последующими изменениями в социальной и духовной сферах. Эффективное преодоление сложившихся проблем может быть обеспечено развитием научно-методического сопровождения профессионального поведения учителя.
В настоящее время в теории и практике образования выделились основные направления сопровождения: психолого-педагогическое и научно-методическое. В процессе проектирования стратегии сопровождения профессионального поведения учителя нами было выбрано научно-методическое сопровождение, так как педагогическая, психологическая, методическая и специальная подготовка учителя являются содержательными компонентами его профессионализма. В качестве субъектов сопровождения выступают педагогический и ученический коллективы, учителя, учащиеся и их родители. Предметную сторону сопровождения составляют частные образовательные процессы: развитие одаренности, становление индивидуальных и личностных качеств, обеспечение профессионального самоопределения и другие. В образовательных учреждениях появляются службы психолого-педагогического и научно-методического обеспечения.
Сопровождение в образовании обеспечивает соединение педагогической и психологической практик, согласование целей участников образовательного процесса, развитие совместных технологий образования. Сопровождение в образовании - это одно из направлений целостной образовательной деятельности, направленной на создание социально-педагогических, психологических и научно-методических условий для успешного становления профессиональной карьеры учителя и самореализации ученика. В психолого-педагогических исследованиях поддержка связывается в основном с учениками, с раскрытием их потенциала, созданием оптимальных условий для успешной самореализации. Но в образовательном процессе есть еще один участник, который тоже нуждается в помощи, поддержке и сопровождении, - это педагог.
В данной статье описывается практика научно-методического сопровождения, сложившаяся в конкретном образовательном учреждении. Предметом научно-методического сопровождения выступает профессиональное поведение учителя, под которым понимается интегративная личностная функция специалиста, обеспечивающая взаимодействие профессионала с образовательной средой. В содержательном отношении поведение представляет совокупность образовательных процессов, обеспечивающих адаптацию и развитие профессионально-образовательного потенциала учителя в процессе решения задач, связанных с его функциональными обязанностями. В структурном отношении профессиональное поведение состоит из информационного, перцептивного, когнитивного, эмоционального, коммуникативного, аксиологического, техноло-
гического и рефлексивного компонентов. Как многоуровневое явление профессиональное поведение включает целе-мотивационный, информационный, операциональный, личностный и индивидуальный уровни. Выделенные характеристики отражаются в том или ином виде в поведении человека в форме активности, деятельного состояния субъекта, детерминированных изнутри со стороны отношений к миру и реализуемое во вне - процессах поведения. Исследователи выделяют внешнюю организацию активности и подчеркивают, что понять поведение - это значит восстановить картину внутренней динамики (помыслов, чувств, побуждений, представлений о мире) личности. С учетом того что в активности выделяются мотивационный, целевой и операциональный слои, внешними формами профессионального поведения являются целостные смысловые педагогические акты, действия, операции.
Остановимся кратко на основных положениях стратегии сопровождения. Педагогический смысл сопровождения состоит в усилении позитивных факторов развития и нейтрализации негативных, что позволяет соотносить сопровождение с внешними преобразованиями, благоприятными для поддержки, подкрепления внутреннего потенциала субъекта развития. В логике системноориентационного подхода сопровождение рассматривается как взаимодействие, направленное на оказание помощи субъекту развития в решении проблем [2].
Современными исследователями указанного явления выделены этапы сопровождения, к которым относятся проведение квалификационной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей; информационный поиск методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему; обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбор наиболее целесообразного пути решения; оказание первичной помощи на начальных этапах реализации плана [2].
В основе сопровождения лежит взаимодействие, выступающее как процесс совместной деятельности и личностного обмена, в результате которого происходит преобразование образовательной реальности. Под образовательной реальностью целесообразно понимать педагогическую реальность и субъективную реальность. Уровнями взаимодействия являются сопереживание, понимание, содействие, сотрудничество, сотворчество. Разделяя позицию Л. Н. Береж-новой и В. И. Богословского, мы считаем, что сопровождение в образовании является многоаспектным полиморфным взаимодействием, направленным на преобразование неблагоприятных условий развития (внешних и внутренних) [2]. Любая программа сопровождения в образовании представляет технологию разрешения проблем развития, важнейшим результатом которой выступает приобретенный опыт разнопланового взаимодействия, позволяющий осуществлять перенос в другие ситуации для разрешения сходных проблем. Основная цель программ сопровождения заключается в оказании субъекту развития по-
мощи и поддержки на начальных этапах, а также в особо трудных, кризисных, переходных периодах становления.
В школе сопровождение понимается как многоуровневое взаимодействие субъектов образовательного процесса, способствующее профессиональному росту педагогов и индивидуально-личностному развитию учащихся. Сопровождение профессионального поведения педагогов выступает как организованный и контролируемый процесс обогащения и развития поведенческой компетентности средствами профессионального образования. При таком подходе оно представляет собой системную технологию оказания квалифицированной помощи и поддержки учителю на разных этапах его профессионального становления.
С учетом структуры профессионального поведения мы полагаем, что процесс решения образовательной задачи есть процесс движения от восприятия проблемной ситуации и формулировки задачи к ее решению посредством перцептивного, информационного, ценностного, когнитивного, коммуникативного, эмоционального, рефлексивного, технологического аспектов профессионального поведения. Решение образовательной задачи может быть осуществлено на информационном уровне (ситуационно-реактивное поведение); операциональном уровне (целе-рациональное поведение); личностном уровне (социально-педагогическое поведение); индивидуальном уровне (ценностно-смысловое поведение).
При таком подходе движущей силой сопровождения выступает противоречие между существующим уровнем профессиональной и личностной идентичности учителя и его профессиональными, жизненными позициями, линией жизни. В процессе сопровождения происходит преодоление негативных и кризисных явлений, возникающих в процессе профессиональной карьеры. Учитель приобретает новый опыт, обогащает собственные профессиональные позиции и выходит на новый уровень профессионализма.
В современных условиях мы считаем, что одним из резервов повышения качества образования является развитие у учителей педагогического сознания, профессиональной позиции и ответственности в выборе средств педагогической деятельности. Учебный предмет в руках профессионала превращается в комплексное средство образования учащихся. Учитель с позиции информатора и организатора познавательной деятельности учителя должен перейти на позиции проектировщика образовательной среды, обеспечивающей развитие потенциала ученика и становление его социальных и человеческих качеств. Научно-методическое сопровождение профессионального поведения, на наш взгляд, меняет ценностно-смысловое поле современного образования и гуманизирует систему отношений между учителем и учеником. В психологической и педагогической науке определены стратегические и ценностно-смысловые ориентиры современного образования. Через научно-методическое сопровождение эти ориентиры, на наш взгляд, становятся методологическими основа-
ниями практической деятельности учителя. Через указанный тип сопровождения происходит синтез образовательной практики и психолого-педагогических идей, изменение ценностей и смыслов профессионального поведения, а также повышение качества образования.
Модель научно-методического сопровождения профессионального поведения
Компоненты модели Информа- ционный уровень Операцио- нальный уровень Личностный уровень Индиви- дуальный уровень
Стратегия Жизнь Цели Мотивы Смыслы
Т актика Этика Действия Потребности Стили поведения
Логика Познание Операции Опыт Стили мышления
Т ехнологии Способы Образы Эмоции Эмоциональные стили
Содержание Информационная культура Технологическая культура Профессио- нально-педа- гогическая культура Духовная культура
Результаты Информаци-онно-педаго-гическая картина мира Технологическая компетентность Профессио- нально-педа- гогическая компетенция Профессио- нально-педа- гогическая компетент- ность
С учетом представленной модели научно-методическое сопровождение профессионального поведения представляет собой процесс поддержки и развития поведенческой компетентности учителя до уровня духовной зрелости. Проектируя стратегию сопровождения профессионального поведения, мы исходили из того, что поведенческая компетентность относится к профессиональнопедагогической. Под поведенческой компетентностью учителя мы понимаем его способность воспринять, проанализировать образовательную ситуацию, сформулировать педагогическую задачу, разработать и реализовать такое управленческое решение, которое обеспечит оптимальный образовательный эффект для учителя, ученика и образовательной среды. Поведенческая компетентность, на наш взгляд, является внешним выражением профессиональнопедагогической компетентности. По сфере использования она носит педагогический характер, так как обеспечивает решение прежде всего педагогических задач. По характеру реализации она относится к профессиональной, так как выражает позиции специалиста в области образования.
При проектировании модели нами были использованы выявленные и описанные в педагогической науке принципы сопровождения. Учитывая, что стратегия сопровождения профессионального поведения носит интегративный характер, мы добавили ряд бинарных принципов. Бинарность обусловлена
тем, что в поведении специалиста всегда используются внешние и внутренние средства формирования профессионального поведения. Источниками этих принципов стали достижения образовательной практики, сложившейся в Политехнической гимназии и новые идеи в педагогике и психологии. К таким принципам относятся:
• традиционность и инновационность - как отражение педагогического опыта учителя и потребности в изменениях условий образовательной деятельности;
• методичность и вариативность - как использование различных способов решения профессиональных задач;
• диспозиционность и ситуативность - как способы объяснения поведения участников образовательного процесса;
• интегрированность и дифференцированность - как условие выбора средств профессиональной деятельности;
• алгоритмичность и креативность - как проявление способности работать в режиме функционирования и развития;
• аутентичность и конгруэнтность - как проявление открытости в сложившейся образовательной ситуации и предусматривающая возможность переноса нового опыта в иные сферы образовательной деятельности;
• свобода и детерминизм - как условие выбора тактик сопровождения на основе нормативных и ценностных ориентиров профессионального поведения.
В психолого-педагогической литературе рассматривается вопрос о стратегии поддержки учителя. Мы исходим из того, что сопровождение и поддержка являются аспектами одного процесса - становления профессионального поведения. Обе стороны направлены на развитие успешности, профессиональной идентичности и полноту самореализации учителя, проявление его творческого потенциала как способности выйти за пределы «ситуативной активности», т. е. традиционного способа решения образовательных задач. Сопровождение предполагает создание условий, обеспечивающих профессиональную карьеру, поддержка же выступает средством оказания дозированной методической помощи, актуализации профессионального потенциала учителя и его направленности.
Объектом научно-методического сопровождения профессионального поведения учителя выступает профессиональная карьера, реализуемая в процессе жизнедеятельности. Предметом выступают социальные, психологические, методические условия эффективного поведения учителя.
Идеология сопровождения базируется на следующих постулатах: сопровождение профессионального поведения учителя опирается на профессионально-образовательный потенциал, сложившийся к данному этапу профессиональной карьеры, и в процессе сопровождения специалист, создавая ситуации выбора, побуждает учителя к поиску самостоятельных решений, помогает ему осознать ответственность за собственный выбор и жизнь.
Поддержка и сопровождение - две стороны развития профессиональной карьеры учителя
Аспекты стратегии Поддерживающий аспект Сопровождающий аспект
Предмет сопровождения Преодоление профессиональных барьеров, деструкций Профессиональный рост
Цели Снятие проблем профессиональной деятельности Проектирование траектории профессионального роста
Результаты Обеспечение позитивного состояния социального здоровья Повышение уровня профессиональной компетентности
Ролевые позиции Источник информации, советчик, диагност. Учитель, эксперт Партнер, специалист
Этапы деятельности Диагностика, проблема-тизация, просвещение, консультирование, профилактика Просвещение, профилактика, проектирование, реализация, самодиагностика
Источники и стимулы Заказы со стороны родителей, администрации, собственная инициатива Инициатива субъекта, потребность в согласовании с потребностями других
Реализация указанной модели позволила установить, что научно-методическое сопровождение образовательного процесса в современных условиях является одним из видов образовательной деятельности, обеспечивающей качество образования и образовательного процесса; средством снятия противоречий между сложившимися дидактическими и воспитательными системами образовательного учреждения и потребностью их приведения в соответствие с современными требованиями, отраженными в нормативных документах; направлением профессионального образования педагогических кадров; средством становления профессионализма педагога; условием профессионального общения.
Научно-методическая служба выступает структурным подразделением образовательного учреждения, обеспечивающим развитие образовательного процесса и профессиональной компетентности педагогов. Главная задача научно-методической службы в настоящее время - создание условий для профессионального роста педагогических кадров на основе устойчивой мотивации на саморазвитие, выработки эффективных механизмов влияния службы на развитие педагогической практики. Конечным результатом деятельности службы является повышение качества и эффективности образовательного процесса и развитие профессионально-педагогической компетентности.
Научно-методическая служба образовательного учреждения способствует созданию адаптивно-развивающей и развивающейся профессиональной сре-
ды, в которой каждый участник включается в поиск нового содержания образования; осмысливает научно-методические основы образовательного процесса; ищет, проверяет, отрабатывает и внедряет лучшие традиционные и новые образцы образовательной деятельности; участвует в выработке единых критериев, норм и требований к оценке результатов образовательной деятельности учащегося и педагога; работает с психолого-методической информацией; выбирает содержание, формы и методы методической работы, способствующие его профессиональному росту; анализирует и проектирует не только свою собственную деятельность, но и деятельность профессионального объединения педагогов; имеет стимулы к проявлению инициативы творческого подхода к делу; осваивает новые образовательные технологии; имеет возможность знакомства с педагогическими достижениями своих коллег; находит единомышленников для решения современных педагогических задач; включается в формальное и неформальное педагогическое общение. Объектами научно-методического сопровождения выступают информация о состоянии образовательного процесса, образовательная среда, образовательное пространство, профессиональное общение, профессиональная компетентность, проекты образовательного процесса, профессиональное здоровье педагогов. Субъектами психолого-ме-тодического сопровождения являются администрация образовательного учреждения, педагогический и ученический коллективы, учитель и ученик.
Основными функциями научно-методического сопровождения являются информирование кадров о новых требованиях, предъявляемых к работе, последних достижениях педагогической науки и практики; обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до профессиональнокомпетентного уровня; выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной деятельности членов педагогического коллектива; подготовка психолого-методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток, контрольных работ; укрепление профессионального здоровья педагогов; изучение фактического состояния образовательного процесса и обоснованности применяемых способов, средств педагогической деятельности; выбор реальных целей и разработка программ их достижения; разработка содержания и создание различных проектов, создание условий для взаимного общения педагогов в неформальной обстановке, досуговой деятельности с целью сбережения «человеческого фактора».
В ходе реализации разработанной стратегии работа специалиста по научно-методическому сопровождению оценивалась по следующим параметрам: уровень адаптации новых работников в школе; профессиональная компетентность молодых учителей и уровень освоения ими учительской профессии; рост профессионализма учителей и готовность решать задачи, поставленные пред школой; владение учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями, на которые переводится образовательный процесс в шко-
ле; качество психолого-методического обеспечения образовательного процесса; освоение учителями школы наиболее ценного опыта своих коллег в решении задач, стоящих перед школой; готовность учителей к профессиональному саморазвитию на протяжении всего времени работы в школе.
Как отмечает Н. С. Глуханюк, сопровождение носит многоаспектный характер и направлено на развитие готовности к преодолению объективных и субъективных трудностей; способности к осознанному адекватному поведению, готовности принять ответственность за свою профессиональную карьеру [3]. На основании педагогических наблюдений и анализа практики деятельности педагогического коллектива Политехнической гимназии были выделены основные направления и формы научно-методического сопровождения. Учитывая тот факт, что в основе профессионального поведения лежит образ учителя-профессионала, в качестве главного направления было выделено развитие научно-методической компетентности в таких формах, как мастер-классы, обсуждение открытых занятий, творческая мастерская, обучение на рабочем месте, семинары-практикумы. Через указанные формы преодолевается кризис компетентности и осознается некомпетентность в сфере выбора оптимального способа решения образовательной задачи.
Одной из проблем учителя является участие в профессиональном общении. Основными формами профессионального общения являются дискуссии, круглые столы, педагогические чтения.
В условиях существования нескольких парадигм образования учитель должен уметь проектировать методические системы различной направленности и внедрять их в практику. Это направление осуществляется через включение учителей в проектную деятельность в форме организации выставок, ярмарок педагогических идей, деловых и ролевых игр.
Развитию творческих способностей, сохранению психологического здоровья способствует участие педагогов в опытно-поисковой работе. Овладение методологической компетентностью реализуется через участие педагогов в научно-практических конференциях, опытно-экспериментальной работе над единой методической темой.
Образовательная среда, созданная учителями, способствует росту профессиональной квалификации учителей. Из 113 педагогов гимназии 38% учителей имеют высшую, 56% - первую квалификационные категории. Десять педагогов имеют звание почетного работника общего образования, три учителя награждены знаком отличника физической культуры и спорта. Систематическим явлением является проведение научно-методических семинаров для учителей города и Горнозаводского управленческого округа. Педагогами гимназии ежегодно проводится до десяти научно-практических семинаров по актуальным проблемам современного образования. В процессе профессионального общения педагоги гимназии демонстрируют свои педагогические идеи, методические находки. Повышение квалификации осуществляется как в процессе курсовой подготовки через систему Уральского отделения Российской академии образования, Инсти-
тута развития регионально образования, Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования, так и на рабочем месте.
Показателем продуктивности образовательной деятельности является участие педагогов в научно-практических конференциях городского, республиканского и международного уровня. В выступлениях педагогов отражается накопленный опыт, демонстрируется синтез науки и практики. Педагогами гимназии разрабатываются и издаются сборники упражнений, методические пособия, сценарии внеклассных мероприятий, программы вариативных курсов.
Предварительные результаты показывают, что в процессе научно-методического сопровождения происходит изменение профессионально-личностных качеств учителя. Он становится более мобильным, гибким, самостоятельным, ответственным в принятии решений, у него меняются установки, способы реализации и управления образовательным процессом. Указанные качества находят подтверждение в процессе педагогических наблюдений и отражаются в умении учителя адаптироваться к конкретной ситуации, внести изменения в проект урока и принять самостоятельное решение в выборе концепции профессиональной деятельности.
Реализация описанной модели научно-методического сопровождения позволила обеспечить высокое качество образовательного процесса в Политехнической гимназии. Информационно-образовательная среда гимназии является открытой для всех участников образовательного процесса. Начато создание гимназического образовательно-информационного центра, включающего библиотеку, методический кабинет, телестудию «Око», информационно-аналитический центр. Учителям и учащимся обеспечен выход в интернет.
Образовательное пространство гимназии спроектировано на основе полимодульности, поликультурности и полидеятельности. На различных ступенях гимназического образования удовлетворяются доминирующие для данного возраста потребности, и гимназисты включаются в различные формы общего и дополнительного образования с учетом типа одаренности. Через систему дополнительного образования создаются условия для развития творческой, интеллектуальной, лидерской и художественной одаренности.
В соответствии с уровнем и направленностью образовательной программы выпускники гимназии успешно выдерживают вступительные экзамены в высшие учебные заведения и быстро адаптируются в новых образовательных условиях. Профессиональный выбор учащихся носит осознанный характер и 75% выпускников выбирают профессии типа «человек - техника» как сферу дальнейшей самореализации. Эти факты говорят о том, что образовательная среда, созданная педагогическим коллективом, соответствует запросам учащихся и их родителей на качественное общее образование. Пролонгированное наблюдение за выпускниками показало, что они получили высшее профессиональное образование и успешно трудятся в избранной сфере.
Опыт выделения базовых модулей процесса обучения географии в истории отечественного образования
Практика показывает, что в настоящее время возникала потребность в подготовке менеджеров образования - специалистов по научно-методическому сопровождению. Наличие такого специалиста обеспечит функционирование школы в режиме развития, создаст условия для внутренней работы учителя над собственной профессиональной карьерой, окажет посильную помощь в становлении профессиональной идентичности учителя и поможет в преодолении профессиональных кризисов [4]. Эта подготовка, на наш взгляд, может осуществляться в высших профессиональных образовательных учреждениях при подготовке магистров образования в форме модульного курса «Научно-методическое сопровождение профессионального поведения учителя». Программа подготовки таких специалистов может быть реализована через систему повышения квалификации и переподготовки работников образования. Реализованная модель сопровождения профессионального поведения, на наш взгляд, является эффективной и отражает один из путей модернизации современного образования.
Литература
1. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. - М.: Изд-во РАГС, 2002. - 650 с.
2. Бережнова А. Н., Богословский В. И. Полифункциональность сопровождения развития в педагогическом университете / / Вестник Московского университета. Педагогическое образование. - 2003. - № 2. С. 27-66.
3. Глуханюк Н. С. Психология субъектной профессионализации педагога // Образование и наука. - 2003. - № 5 (23). - С. 64-79.
4. Голиков Н. А. Социально-психологическое сопровождение деятельности педагога // Образование и наука. - 2004. - № 4 (28). - С. 105-115.
УДК 372. 8: 91 (045)
ББК Ч 426. 43
ОПЫТ ВЫДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ МОДУЛЕЙ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ В ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
С. Н. Поздняк
Ключевые слова: историко-методическое моделирование; научная картина мира; географическая картина мира; модель географической реальности; базовая модель обучения; уровни структурирования научно-методического знания.
Резюме: Впервые в предметной методике предпринимается попытка структурирования содержания научно-методического знания на основе исторического моделиро-