Научная статья на тему 'Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательном пространстве школы'

Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательном пространстве школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1737
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ОДАРЕННОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекунова Елена Анатольевна

Проведен теоретический анализ проблемы психолого-педагогического развития детской одаренности в образовательном пространстве школы. Выявлены противоречия, возникающие в теории и образовательной практике школ в аспекте проблемы. Определены основные задачи деятельности педагога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития одаренного ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогическое сопровождение развития детской одаренности в образовательном пространстве школы»

УДК 159.9:37.015.3

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ ОДАРЕННОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ШКОЛЫ

®2010 Чекунова Е.А.

Ростовский педагогический институт Южного федерального университета

Проведен теоретический анализ проблемы психолого-педагогического развития детской одаренности в образовательном пространстве школы. Выявлены противоречия, возникающие в теории и образовательной практике школ в аспекте проблемы. Определены основные задачи деятельности педагога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития одаренного ребенка.

The author of the article performed the theoretical analysis of the problem of the psychologic and pedagogical development of children's endowments in the school educational space. She revealed contradictions arising in the theory and the school educational practice in the problem aspect and defined 1 the primary goals of teachers' activity directed on creating the social psychological conditions for exceptional children's successful education and development.

Ключевые слова: детская одаренность, образовательное пространство, одаренный ребенок, психолого-педагогическое сопровождение, образовательная практика.

Keywords: children's endowments, educational space, exceptional child, psychological and pedagogical support, educational practice.

Проблема развития детской одаренности приобрела особое значение в условиях инновационного развития экономики и модернизации российского образования в связи с тем, что одаренность как «интегральная личностная характеристика» определяет возможность достижения выдающихся результатов в одном или нескольких видах деятельности, ценных для общества [8]. В условиях глобальных изменений темпы развития общества напрямую зависят от творческих усилий и способностей одаренной личности, вследствие чего растет интерес к проблемам формирования будущей интеллектуальной и творческой элиты в России и за рубежом, поскольку становится очевидной зависимость процветания и благосостояния от развития личностных ресурсов человека. Эффективное использование интеллектуального потенциала, которым обладают учащие-

ся, для интенсивного приобретения высокотехнологичных знаний и развития способностей по применению их на практике приобретает актуальный характер.

Исследователи детской одаренности (Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, А. И. Савенков и др.) считают необходимым создание психолого-педагогических условий, при которых возможно развитие мо-тивационных, интеллектуальных и творческих возможностей, обеспечивающих самореализацию и самоактуализацию деятельности [1, 5, 8].

Ряд исследователей в качестве необходимого условия развития потенциальных способностей одаренных школьников (А. М. Матюшкин, Н. В. Семенова, Н. Ю. Синягина, Е. Г. Чирковская и др.) рассматривают организацию психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся, а теоретические и прак-

тические аспекты психологического сопровождения одаренных детей достаточно полно отражены в работах ученых (А. В. Леонтович, Е. И. Щелбанова, В. С. Юркевич и др.), где особое внимание обращается на механизмы, направления, виды, способы и условия сопровождения.

Согласно Э. Ф. Зееру, психологическое сопровождение представляет собой движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможной помощи и поддержки. При этом сопровождение рассматривается как способ включения индивида во взаимодействие с целью обеспечения условий для саморазвития, самодвижения в деятельности всех субъектов [3].

С учетом сказанного психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей представляет собой систему деятельности, направленную на создание социально-психологических условий для успешного обучения и развития ребенка в условиях школы, выступающую гарантом обеспечения их высокого качества. При этом объектом психолого-педагогического сопровождения является образовательный процесс, а предметом - ситуация развития ребенка, представленная как система его отношений с миром, окружающими людьми и с самим собой.

По мнению исследователей (М. Н. Акимов, Ю. Д. Бабаев, М. М. Безруких, М. Р. Битянов и др.), задачами психолого-педагогического сопровождения одаренных детей выступают: предупреждение возникновения проблем развития учащихся; помощь одаренному учащемуся в решении актуальных задач развития, социализации, выбора образовательного и профессионального маршрута; развитие психолого-педагогической компетентности родителей, педагогов; психологическое обеспечение образовательных программ и т.д.

Следует отметить, что психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся как комплексная психолого-педагогическая, медицинская, социальная проблема решается объединением усилий специалистов разного профиля. Несмотря на подавляющее мнение большинства исследователей, изучение

вопроса комплексной организации работы с одаренными учащимися, проблема совместной деятельности специалистов по сопровождению одаренных детей, и в частности организация психолого-педагогического сопровождения одаренных учащихся, является по-прежнему недостаточно разработанной,.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей предполагает экспертизу программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений с позиций обеспечения помощи и реализации диагностического, консультационного, развивающего и коррекционного направлений. При этом особо выделяется направление деятельности, связанное с педагогическим просвещением и образованием, направленным на формирование педагогической культуры, развитие компетентности учащихся, педагогов и родителей.

Диагностическое направление предполагает изучение индивидуальных и личностных особенностей одаренных детей, их интересов и склонностей. Педагогам и психологам необходимо помочь в осуществлении выбора деятельности в учреждении дополнительного образования в соответствии с интересами, психофизиологическими и личностными свойствами и особенностями.

Следует отметить, что диагностика одаренности должна опираться на принцип комплексности оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют склонностям и интересам; оценки признаков одаренности ребенка с учетом зоны его ближайшего развития и т.д. Но для образовательной практики оценка одаренного ребенка не должна выступать самоцелью, поскольку ее необходимо связывать с задачами обучения и воспитания, оказания психологической помощи и поддержки. Иначе говоря, диагностика детской одаренности должна быть ориентирована не на результат, а на процесс.

Консультационное направление призвано не только поддержать одаренного школьника в выборе деятельности, но и обеспечить сознательный выбор, форми-

рование способности учащихся к проектированию индивидуальной траектории (маршрута) обучения, профессионализации, а также способность к проектированию собственного жизненного пути.

Коррекционно-разеиеающее направление предполагает работу с одаренными детьми по раскрытию потенциальных возможностей, где особое значение имеет игра как фактор развития, особое отношение к окружающему миру; деятельность, которая изменяется и развивается как субъективная деятельность [11].

По мнению Г. П. Щедровицкого, игра как особая форма детской жизни выработана или создана обществом для управления развитием интеллектуально-творческих способностей детей, в котором следует соблюдать следующие условия: игра представляет собой набор задач; задачи предлагаются ребенку в разной форме; задачи имеют широкий диапазон трудностей; постепенно возрастает уровень трудности задач в игре, что способствует развитию творческих способностей; используются разнообразные творческие игры; создается атмосфера свободного и радостного творчества [11].

По А. И. Савенкову, продолжительность и интенсивность игр, в которых ребенок реализует свою поисковую активность, зависят не только от его умений, но в большей степени определяются возможностями разнообразия и изменчивости условий, в которых он находится, характером материала и степенью возбуждения, предлагаемого внешней средой [8].

В связи с этим целью всей коррекци-онно-развивающей работы с одаренными детьми выступают: формирование уверенности в успехе и признании; обеспечение возможности совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость и защищенность; развитие умений и навыков личностного общения в группе сверстников, способов взаимопонимания; овладение способами регуляции поведения, эмоциональных состояний; развитие коммуникативных умений и навыков; снижение уровня тревожности и формирование адекватной самооценки;

обучение методам релаксации и визуализации.

Основные направления развивающей работы с одаренными детьми могут быть представлены как организация групповой и индивидуальной рефлексии; тренинги, нацеленные на освоение учащимися способов самопрезентации, самоанализа, самоконтроля, организации труда, планирования, эффективной коммуникации и т.д. Кроме того, при проведении коррекционной работы важно иметь определенные эталоны психического развития, поскольку за ней закрепляется смысл «исправления» отклонений.

Педагогическое просвещение и образование направлено на организацию работы с родителями одаренных детей как участниками учебно-воспитатель-ного процесса. При этом работа с родительской общественностью рассматривается как задача психолого-педагоги-ческого сопровождения традиционных форм консультирования и просвещения, так и новых форм совместных (родители и дети) семинаров-тренин-гов по развитию навыков общения, сотрудничества, разрешения конфликтов, позволяющих повысить педагогическую и психологическую культуру одаренного ребенка.

По мнению В. С. Юркевича, педагог, выбирая механизм работы с одаренными детьми, зачастую ориентируется на определенные характеристики, в той или иной мере присущие ему самому (познавательные интересы, высокая потребность в самореализации, особая эмоциональная чувствительность и т.д.), в силу чего оказывается на грани работы «на износ» [12]. Поэтому необходимы профилактические меры, связанные с организацией условий работы в данном направлении: специальные клубы, где учителя получали бы в полной мере необходимую эмоциональную и профессиональную поддержку; специальные релаксационные мероприятия для педагогов; создание благоприятных возможностей для реализации вне профессиональных интересов (занятия искусством, спортом, разного рода «хобби»); наличие специальных культурно-туристических программ для педагогов, предусматри-

вающих возможности интересного, регулярного и доступного отдыха.

В настоящее время в системе психолого-педагогического сопровождения, наряду с рассмотренными выше традиционными видами деятельности, осуществляется разработка (проектирование) и экспертиза образовательных программ. С этих позиций образовательная программа должна быть ориентирована на становление, развитие и воспитание личности одаренного ребенка в совокупности его когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребност-ных характеристик, где стратегиями обучения и развития выступают ускорение, углубление, обогащение и проблематизация, которые используются в комплексе и в различных комбинациях. Образовательные программы, реализуемые в соответствии с этими стратегиями развития детской одаренности в условиях образовательного пространства школы, должны: быть направлены на совершенствование когнитивной, поведенческой, эмоциональной и мотивационной сфер личности, обеспечивать гибкость и вариативность учебного процесса за счет включения в них предметных, надпредметных и ме-тапредметных знаний и умений; предусматривать использование разнообразных источников информации и личност-но-ориентированных технологий обучения; способствовать развитию самопознания и социализации личности. Следовательно, программа должна умело сочетать элементы традиционного обучения и методы активного обучения (проблемно-поисковые, проблемно-исследовательские, игровые, коммуникативно-диалоговые и т.д.), выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекцион-ную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребенка.

Согласно А. И. Савенкову, особое внимание нужно обращать на наличие в образовательных программах трехком-понентного состава, включающего самостоятельные подпрограммы: тренинг, исследовательскую практику и мониторинг. В рамках тренинга учащиеся овладевают специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского

поиска (видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы и др.), в процессе практики проводят самостоятельные исследования и выполняют собственные творческие проекты, а мониторинг позволяет освоить практику презентаций результатов собственных исследований, формирует умения аргументировать собственные суждения [8].

При организации исследований с одаренными детьми, по А. С. Обухову, важно обратить внимание на выбор темы исследования, наличие интереса для ученика, совпадение с кругом интересов учителя; достаточное осознание учеником сути проблемы; организацию хода работы над раскрытием проблемы исследования во взаимоответственности и взаимопомощи учителя и ученика друг перед другом; стимулирование саморазвития (как ученика, так и учителя) через совместный поиск неизвестного в различных сферах (интеллектуальной, коммуникативной, творческой); раскрытие проблемы, что должно, в первую очередь, приносить что-то новое ученику, а потом науке.

Именно развитие исследовательской позиции, на основе которой человек будет решать проблемные ситуации и выстраивать свой путь в этом мире, должно стать во главе угла организации исследовательской деятельности учащихся

[7].

Обучение и развитие одаренных детей в образовательном пространстве школы необходимо осуществлять по индивидуальным учебным программам отдельных учебных предметов. Разработка же индивидуального плана и составление индивидуальных программ обучения сопровождается использованием современных информационных технологий, в рамках которых одаренный ребенок может получать адресную информационную поддержку в зависимости от своих потребностей.

Существенную роль в развитии одаренности детей и освоении индивидуальных образовательных программ играет тьютор, основная задача которого - выработка наиболее эффективной стратегии индивидуального развития на основе диалога и совместного поиска с учащимся, с опорой на развитие его способности к са-

моопределению и самоорганизации. Следовательно, тьютор обеспечивает поддержку и сопровождение одаренного ребенка в образовательном пространстве школы, освоении содержания образования и развитие.

Можно сделать вывод о том, что в настоящее время психолого-педагогичес-кое

Примечания

сопровождение школьников выступает как неотъемлемый элемент системы образования, который способствует развитию одаренности, а значит, педагоги и родители имеют шанс для воспитания гармоничной личности ребенка.

1. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей. М., 2001. 2. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. IV. М. : Русский язык, 1980. С. 272. 3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования. Учебное пособие. 2-е изд. М. : Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 4. Детская одаренность как цель, средство и результат образовательной практики / под ред. В. Б. Новичкова. М., 2002. 5. Лейтес Н. С. Возрастная одаренность школьников. М„ 2000. 6. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 29-33. 7. Обухов А. С. Проблемы становления исследовательской позиции школьников // Одаренные дети - достояние Москвы: Сборник материалов Научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007 г.). М. : ООО «АЛВИАН», 2007. С .65-77. 8. Савенков А. И. Психология детской одаренности. М. : Генезис, 2010. С. 362-419. 9. Семенова Н. В. Психологическое сопровождение работы с одаренными детьми // Актуальные проблемы психологии образования: Материалы Второй региональной научно-практической конференции. Нижний Новгород : НГЦ, 2001. С. 86-89. 10. Синягина Н. Ю., Чирковская Е. Г. Личностно-ориентированный учебно-воспитательный процесс и развитие одаренности / под ред. А. А. Деркача, И. В. Калиша. М., 2001. 11. Щедровицкий Г. П. Методологические замечания к педагогическому исследованию игры // Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966. 12. Юркевич В. С. Проблема сохранения здоровья педагогов в школах, ориентированных на работу с одаренными детьми // Одаренные дети - достояние Москвы: Сборник материалов Научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГППУ (21 февраля 2007 г.). М. : ООО «АЛВИАН». С. 115-117.

Статья поступила в редакцию 29.07.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.